Масло для двигателя pdf

Справочная информация по маслам

Для правильного подбора моторных, трансмиссионных и иных масел, необходимо точно знать либо спецификации искомого масла, либо информацию о том, какое масло заливалось в агрегат в прошлый раз.

Обратите внимание на то, что неправильный подбор масла может привести либо к поломке узла, в котороый оно залито, либо к быстрому износу его деталей. Тем более, не стоит смешивать различные масла между собой, или заливать масло «наугад».

Как правило, информация о том, какое масло необходимо заливать в различные узлы автомобиля, содержится в сервисной книжке, прилагаемой к каждому продаваемому автомобилю.

1. Что такое спецификации масел?

Любое машинное масло обладает набором спецификаций. Обычно, спецификация характеризуется как «набор вязкостно-температурных и эксплуатационно-качественных свойств». С фактической же точки зрения, спецификации помогают понять, к каким узлам подходит некоторое масло и при каких температурах оно может нормально работать. Любое масло, в зависимости от температуры окружающей среды, а так же иных внешних воздействий, может становиться либо гуще, либо наоборот, жиже. При этом, в маслах не работает принцип «чем жиже — тем лучше»; любой агрегат сделан таким образом, чтобы в него было залито именно определенное масло, и ни какое иное.

Спецификации масел обычно наносятся на бутылки или иные ёмкости, в которых оно продается. Существует несколько систем спецификаций, наиболее известная и понятная из которых — SAE. К этой спецификации относятся такие обозначения, как 10W40, 5W20, и подобные. Рассмотрим основные спецификации более подробно.

  • SAE — система спецификации вязкостных характеристик масел. Все обозначения состоят из двух цифер, разделенных символом W, например — 10W30, 0W30. Первое число из сочетания обозначает вязкость масла при низких температурах, второе — при высоких. Для понимания первого числа, достаточно отнять от него цифру 35, и Вы получите температуру в градусах цельсия, при котором это масло сохранит способность перетекать. Например, масло с индексом 10W30 способно работать при минус 25 градусах (10-35 = -25).Таким образом, первая цифра поможет в идентификации зимних масел. Второе число характеризует вязкость масла при высоких температурах. Этот показатель является комплексным, и не расшифровывается так просто. Приведем таблицу расшифровок для второго параметра: **W30 — масло пригодно к использованию при температуре до +20-25 C
    **W40 — масло пригодно к использованию при температуре до +35-40 С
    **W50 — масло пригодно к использованию при температуре до +45-50 С
    **W60 — масло пригодно к использованию при температуре до +50 С и выше
  • API — область применения масла, на сегодняшний день, в основном определяется спецификациями API. Эти спецификации показывают, для каких автомобилей с какими двигателями из различных годов выпуска следует применять то или иное масло. Спецификации API для моторных масел всегда состоят из двух букв. Первая буква обозначает тип мотора, принимая значение S для бензиновых двигателей и C для дизельных. Вторая буква непосредственно кодирует применимость масла, в зависимости от конфигурации мотора и года его выпуска. Обычно, масло имеет индекс API и для бензинового, и для дизельного двигателя, поскольку может применяться и там, и там, например: SJ / CF. Так же, существует отдельная спецификация EC, которая характеризует линейку энергосберегающих масел, уменьшающих расход топлива. Приведем таблицу расшифровок моторных масел для бензиновых двигателей по API: SA — автомобили, работающие в легких условиях (специальные масла не для массового применения)
    SB — автомобили, работающие в умеренных нагрузках (специальная масла не для массового применения)
    SC — автомобили, разработки до 1964 годов
    SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
    SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
    SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
    SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
    SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
    SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
    SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
    SM — автомобили разработки с 2004 года, равносильно SL с повышенной стойкостью к окислению
    Приведем таблицу расшифровок моторных масел для дизельных двигателей по API: CA — автомобили до 1950 г., умеренные нагрузки и малосернистое топливо
    CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе, среднефорсированные двигатели
    CC — автомобили до 1983 г., высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях
    CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы. Масло для высокоскоростных двигателей с высокой удельной мощностью
    CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной. Высокофорсированные перспективные двигатели с высоким турбонаддувом, для тяжелых условий. Можно использовать вместо CC и CD
    CF — автомобили с 1990 г., с турбиной. Масла для внедорожной техники, двигателей с разделит. впрыском. Заменяет CD
    CF-2 — автомобили с 1994 г., используется вместо CD-2 для двухтактных двигателей
    CF-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной и без. Можно применять вместо CD и CE
    CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
    CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
    CI-4 — современные автомобили с 2002 г., с турбиной, с клапаном EGR. Заменяет CD, CE, CF-4, CG-4, CH-4
    CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США
    СJ-4 — автомобили с 2006 г., быстроходные четырехтактные двигатели с дизельными сажевыми фильтрами Рассмотрим таблицу расшифровок трансмиссионных масел по API: GL-1 — минеральное масло без присадок, для передач, работающих в легких условиях
    GL-2 — минеральное масло, содержащее жирные продукты, для работы передач в средней тяжести. Исп. в червячных передачах (тракторная техника) и индустриальном оборудовании
    GL-3 — масло с противозадирными присадками. Исп. в ручных КПП, КПП и задних мостах грузовых автомобилей, спирально-канонических передачах
    GL-4 — масло с противозадирными и противоизносными присадками. Исп. в ручных КПП, спирально-канонических передачах
    GL-5 — масло с противозадирными и противоизносными присадками. Исп. в гипоидных и других типах передач (ведущие мосты легковых автомобилей)
    GL-6 — гипоидные передачи с увеличенным смещением, для высоких скоростей, больших нагрузок и крутящих моментов
    MT-1 — масла высоконагруженных аггрегатов, несинхронизированных механических коробок передач мощных автомобилей (тягачи, автобусы). Высокая термическая стабильность
  • ACEA — способ классификации масел по данным «Ассоциации Европейских производителей». ACEA образована в Европе, в 1991 году. Этот стандарт позволяет определить эксплуатационные нормы применимости масел. Рассмотрим категорию более подробно: A/B — моторные масла для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов, стойкие к механической деструкции.
    A1/B1 — Бензиновые и дизельные двигатели, увеличенный интервал замены
    A3/B3 — Бензиновые и дизельные высокофорсированные двигатели, увеличенный интервал замены
    A3/B4 — Замена A3/B3 + высокие эксплуатационные свойства + дизели с непосредственным впрыском топлива
    A5/B5 — Бензиновые и дизельные высокофорсированные двигатели, в которых возможно использование маловязких масел, снижающих трение
    С — стойкие к механической деструкции масла для высокофорсированных бензиновх и дизельных двигателей с катализаторами восстановления отработанных газов. Внимание! Эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей
    C1 — Автомобили с ВФД, с катализатором, в которых требуется маловязкое масло
    C2 — Автомобили с ВФД, с катализатором, в которых требуется масло динамической вязкости (HTHS минимум 2.9мПа*с)
    C3 — Автомобили с ВФД, с катализатором, в которых требуется масло динамической вязкости (HTHS минимум 3.5мПа*с)
    C4 — Автомобили с ВФД, с катализатором, в которых требуется масло с низким содержанием серы и малой сульфатной зольностью E — стойкие к механической деструкции масла для тяжелонагруженных дизельных двигателей. Контроль за чистотой поршней, снижение износа и сажеобразования, стабильная смазка. Рекомендуются для применения в высокооборотистых дизельных двигателях, соответствующих нормам Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4, Euro-5. E4 — дизели без сажевых фильтров, некоторые двигатели с EGR и SCR
    E6 — дизели с/без сажевых фильтров с EGR/DPF/SCR. Прямо рекомендовано для DPF с малосернистым дизельным топливом
    E7 — развитие E6 без сажевых фильтров
    E9 — развитие E7 с сажевыми фильтрами
  • OEM — спецификации масел от автопроизводителей. В зависимости от бренда, варьируются характеристики каждой из спецификаций. Как правило, OEM-спецификации публикуются и утверждаются автоконцернами гораздо быстрее, а так же, имея более высокие качественные и эксплуатационные свойства.
Читайте также:  Схема установки предпусковые подогреватели двигателя 220в с помпой

2. Что такое состав масел?

В зависимости от способа изготовления, масла принято различать по трем видам: минеральные, полусинтетические и синтетические. И если различные спецификации можно использовать для ориентировочного подбора масла, то конкретный состав масла непосредственно рекомендуется для конкретных двигателей.

  • Минеральное масло — масло, созданное из нефти или нефтепродуктов. Предназначено для работы в умеренных температурных режимах. Требует более частой замены. Преимущество минеральных масел — низкая стоимость. Наиболее часто используются в двигателях малой и средней напряженности.
  • Синтетическое масло — наиболее совершенный на сегодняшний день вид масла. Такие масла является полностью искусственными, и синтезированными в лабораторных условиях. Таким образом, учитывая степень развития технологий синтеза масел, они обеспечивают наибольшиый срок службы, должную степень ухода за автомобильными узлами и наилучше характеристики качества. Соответственно, минусом синтетических масел является высокая стоимость.
  • Полусинтетическое масло — нечто среднее между синтетическим и минеральным маслом. Примерно на 40% состоит из синтетических компонентов. Улучшают условия пуска холодного двигателя. Типовое значение вязкости по SAE для полусинтетических масел — 10W40.

3. Можно ли смешивать масла между собой?

Нет, нельзя смешивать различные масла между собой. В общем случае, это настоятельно не рекомендуется делать Если Вы не знаете, какое масло залито в автомобиле в данный момент, гораздо правильней слить его, и заменить новым. Смешивание масел между собой может вызвать следующие эффекты:

  • Вспенивание масла — худшее, что может произойти при неправильном смешивании масел. В общем случае, вместо смазывания узлов, масло будет «пузыриться», а детали двигателя — быстро приходить в негодность.
  • Выпадение в осадок компонент — в зависимости от используемых присадок и компонентов, часть составляющих масла может выпасть в осадок, значительно понизив качественные свойства. Тем более, осадок может забить один или несколько масляных каналов, что приведет к масляному голоданию, и последующему быстрому износу узлов.
  • Значительное загустение или разжижение — в зависимости от типа двигателя, ему требуется определенная вязкость смазывающего элемента. При смешивании масел, вязкость может как увеличиваться, так и уменьшаться, что будет негативно влиять на работу двигателя.

Масла для двигателей. Моторные масла. Виды масел. Обозначения. Присадки. Обсуждение моторных масел

Моторное масло — это своего рода «кровь», без которой ни один двигатель не способен работать.

Моторное масло выполняет следующие функции:

  1. Смазка всех движущихся частей с целью защиты их от износа.
  2. Охлаждение двигателя.
  3. Смазка поршневых колец.
  4. Очистка двигателя от загрязнений и «связывание» их во взвешенном состоянии до момента слива отработанного масла из двигателя.
  5. Нейтрализация кислот, образующихся в процессе сгорания топлива.
  6. Снижение потерь на трение.
  7. Защита от коррозии.

Общие сведения о моторных маслах

Моторные масла – высо­котехнологичный, сложный и тонко сбалансированный по составу смазочный материал, выполняющий в двигателе целый ряд функций:

  • разделение движущихся деталей
  • охлаждение горячих поверхностей
  • смывание и удаление загрязнений
  • защита от коррозии

Пленка масла, разделяющая детали и обеспечивающая легкий пуск двигателя при низкой температуре, должна сохраняться и на горячих деталях. Наличие пленки в основном определяет противоизносные свойства, а в местах ее разрыва вступают в действие антизадирные присадки. Пленка масла, нанесенная на стенки цилиндра в ходе сжатия, первой встречает фронт пламени на рабочем ходу и защищает поверхностный слой металла от термического удара.

Использование недостаточ­но качественного моторного масла ведет к образованию в камере сгорания отложений из частиц кокса (результат неполного сгорания топлива) и смолистых веществ (терми­ческое разложение остатков масла). Отложения вызывают сбой зажигания, а также заполняют канавки на поршне, что уменьшает подвижность поршневых колец. В дальнейшем под воздействием тепла отло­жения твердеют, происходит залегание или расклинивание колец. В результате они не прилегают к стенкам цилиндра и не обеспечивают компрес­сию в цилиндрах, мощность падает, усиливается прорыв газов в картер, растет расход масла. Расклинивание колец вызывает интенсивный износ цилиндропоршневой группы. Возможно также образование черного шлама в самом масле, способствующего закупо­риванию фильтров и масляных каналов.

Наиболее известная классификация моторных масел по областям приме­нения и уровню эксплуатационных свойств, используемая в международном масштабе, – классификация API (American Petroleum Institute). Она под­разделяет моторные масла на две категории. К категории «S» (Service) отнесены масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, к категории «С» (Commercial) – дизельные масла для гру­зовых автомобилей, тягачей, внедорож­ной строительной и сельскохозяйствен­ной техники. В каждой из этих категорий уровни эксплуатационных свойств масел обозначают первыми буквами латинского алфавита. Введение в классификацию API каждого нового класса было обусловлено существенным ужесточением требований к эксплуатационным свойствам масел нового поколения.

Ресурс, надежность и безопасность эксплуатации современных транспортных средств в большой степени зависят от качества и свойств применяемых смазочных материалов.

Моторные масла – это масла, предназначенные для поршневых двигателей внутреннего сгорания. Их главная функция – уменьшение трения и износа деталей двигателя. Однако моторные масла должны обеспечивать выполнение и ряда других функций, не менее важных для работоспособности двигателей в течение заданного ресурса, а именно:

  • предотвращение прорыва газов из надпоршневого пространства в картер путем уплотнения лабиринта поршневых колец и обеспечения их подвижности
  • охлаждение поршней, подшипников коленчатого вала и других деталей
  • защита двигателя от коррозии при работе и во время длительной стоянки
  • предотвращение образования нагара и лакообразных отложений, нарушающих теплоотвод от поршней и подвижность поршневых колец
  • нейтрализация кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива
  • обеспечение быстрого увеличения давления в смазываемых узлах при холодном пуске двигателя
  • предотвращение выпадения осадков в картере, маслопроводах, на сетке маслоприемника, под крышкой механизма газораспределения, крышкой привода агрегатов
Читайте также:  Признаки износ подушек двигателя

Кроме того, моторные масла должны быть совместимы с материалами уплотнителей (резинами) и катализаторами нейтрализатора отработавших газов, не должны оказывать отрицательного влияния на работоспособность свечей зажигания и вызывать преждевременное воспламенение рабочей смеси из-за образования зольных отложений в камерах сгорания.

В современных высокофорсированных двигателях работоспособны только легированные масла, т. е. масла, содержащие присадки – синтетические добавки к базовому маслу, придающие ему необходимые свойства или усиливающие природные свойства базового масла. Содержание присадок составляет до 10-15 % моторного масла.

Обычно в состав масла вовлекают следующие присадки:

Беззольные депрессанты предотвра­щают образование низкотемпературных отложений на деталях двигателей, выпадение осадков в картере, загрязнение фильтров, а также предотвращают рост вязкости масла при накоплении в нем частиц сажи от неполного сгорания топлива.

Зольные детергенты (моющие при­садки) – это растворимые в базовом масле мыла, обеспечивающие чистоту поршней и хорошую подвижность поршневых колец за счет удержания в масле мельчай­ших частиц нерастворимых веществ без отложения на деталях двигателя. Способность масла не давать частицам сли­паться и увеличиваться в размерах необходима для противодействия абразивному износу и преждевременной блокировке масляных фильтров, а также для улучшения холодной прокачиваемости (защиты двигателя при холодном запуске). Обычно в составе масла используют комбинации детергентов, обладающих способностью дополнять и улучшать эф­фективность друг друга. Детергенты содержат металлы (кальций, магний) придающие маслам зольность. Зола – это неорганиче­ский остаток, образующийся после сгорания масла. Ее избыток очень нежелате­лен, т.к. это абразивный материал. Многие детергенты придают маслу способность нейтрализовывать кислоты. Такие детергенты называют щелочными. Роль щелочных детергентов в предотвра­щении коррозионного износа деталей двигателей очень велика.

Антиокислители тормозят окисление масла кислородом воздуха при высокой температуре. Антиокислители разных классов часто вводят в составы масел в виде парных или тройных смесей, что дает лучший эффект. При рациональ­ном сочетании детергентов и антиокисли­телей удается значительно замедлить рост вязкости масла, увеличить срок его бессменной работы.

Противоизносные присадки предот­вращают быстрое изнашивание трущихся деталей двигателей в основном путем хи­мического взаимодействия с поверхнос­тями металлов и образования пленок, препятствующих контакту металла с ме­таллом, образованию рисок, задиров.

Антикоррозионные присадки защищают от коррозии антифрикционные сплавы на основе меди, свинца, олова путем образования прочных защитных пленок на вкладышах подшипников, втулках и других деталях.

Противопенные присадки препятству­ют вспениванию масла и ускоряют разрушение образовавшейся пены. В последнее время проблема вспениваемости масла приобрела особое значение в связи с при­менением дизельных масел в качестве рабочего тела в системах впрыскивания топлива под высоким давлением с помощью гидравлических насос-форсунок.

Модификатор трения (антифрикци­онные присадки) уменьшают коэффици­ент трения при граничном режиме смаз­ки, и этим повышают механический коэф­фициент полезного действия двигателей. Эти присадки вводят в энергосберегаю­щие масла.

Депрессорные присадки понижают тем­пературу застывания масел, их добавляют к зимним и всесезонным маслам для улучшения текучести при низкой температуре.

Модификаторы вязкости (загущающие присадки) повышают индекс вязкос­ти масла.

Другие присадки в моторных маслах используют редко, в тех случаях, когда к маслу предъявляют какие-либо специальные требования.

По составу базового масла различают три типа моторных масел:

  • минеральные масла
  • частично синтетические масла
  • полностью синтетические масла

Минеральные масла — это масла, полученные путем очистки соответствующих фракций нефти от нежелательных веществ. Различают дистиллятные и остаточные фракции минеральных масел. Первые перегоняются при вакуумном разделении мазута на фракции, вторые – это остаток от перегонки, самые вязкие фракции. Таким образом, минеральные масла состоят из сложных смесей углеводородов, содержащихся в нефти. Дистиллятные фракции служат основой зимних и всесезонных масел, остаточные входят в состав летних масел в смеси с дистиллятными.

Требования к стойкости против окисления, испаряемости, вязкостно-температурным свойствам моторных масел возросли настолько, что даже из отборных нефтей с применением лучших технологий очистки масляных фракций не представляется возможным вырабатывать минеральные базовые масла, обеспечивающие получение конечного продукта с необходимыми свойствами и сроками службы. Это привело к использованию синтетических базовых масел.

Синтетические базовые масла получают путем целенаправленных химических реакций, в результате которых образуются органические соединения с желательными свойствами. Это могут быть углеводородные жидкости (полиолефины, алкилбензолы) или эфиры. Они обладают низкой температурой застывания, стойки к окислению, меньше расходуются на угар. В связи с этим синтетические масла имеют срок службы 20 тыс. км, а отдельные образцы 80…100 тыс. км. Главным достоинством синтетического масла является его способность становиться более жидким при низких температурах и густым при высоких. Синтетические базовые компоненты часто комбинируют, составляя смеси так, чтобы улучшить растворимость присадок, совместимость с эластомерами и другие характеристики. Недостаток синтетических базовых масел – высокая стоимость, в 2…3 раза выше минеральных. Компромисс – частично синтетические масла (полусинтетика), в которых основой является смесь высококачественного минерального базового масла и синтетических базовых компонентов. Полусинтетикой называют также минеральные масла после специальной обработки – гидрокрекинга лил гидроизомеризации. Цена таких масел существенно ниже, чем полностью синтетических.

Уровень эксплуатационных свойств моторного масла и пробег автомобиля, в течение которого оно остается работоспособным, зависят от содержания в масле присадок и их эффективности, качества базового масла и его приемистости к присадкам.

В составе современных моторных масел используются сочетания присадок:

  • дисперсанты
  • детергенты (моющие присадки)
  • антиокислители
  • ингибиторы коррозии
  • модификаторы трения
  • противоизносные и антипенные присадки
  • деактиваторы металлов

Для того чтобы масло позволяло легко запустить двигатель при больших отрицательных температурах и в то же время сохраняло свою вязкость при работе, в него вводят загущающие присадки – полиизобутилены. Это длинные молекулярные цепочки, имеющие свойство при низкой температуре собираться в клубки. В таком состоянии они почти не влияют на вязкость масла, оно остается достаточно жидким. При повышении температуры клубки молекул «разматываются» и загущают масло, повышая его вязкость. Так получают всесезонные марки масел.

Способность моторного масла выполнять многочисленные функции проверяется в основном путем испытаний в двигателях на стендах по стандартным процедурам классификационных испытаний, а также методами лабораторных испытаний ряда физико-химических свойств. Некоторые фирменные спецификации включают как обязательный этап эксплуатационные испытания.

Главным свойством моторного масла является его вязкость при определенных температурах.

Вязкость масла — это свойство масла оказывать сопротивление взаимному перемещению соседних слоев масла. Чем выше вязкость, тем гуще масло, и наоборот. Различают динамическую и кинематическую вязкость.

  • Динамическая вязкость – это количественная характеристика сопротивления жидкости смещению одного слоя относительно другого, она выражается в паскаль-секундах (Па·с).
  • Кинематическая вязкость – это отношение динамической вязкости к плотности жидкости, она выражается в квадратных миллиметрах на секунду (мм2/с) или в сантистоксах (сСт).
Читайте также:  Все для тюнинга автомобилей обвесы

В основу действующего стандарта России 17479.1–85 на маркировку автомобильных масел, который применяется и в других странах постсоветского пространства, положены эксплуатационные свойства и кинематическая вязкость при 100 «С и –18 «С.

В зависимости от эксплуатационных свойств установлено шесть групп масел по степени форсирования и типу двигателей, для которых эти масла предназначены:

  • группа А – для нефорсированных
  • Б – малофорсированных
  • В – среднефорсированных
  • Г – высокофорсированных двигателей
  • группа Д – только для высокофорсированных дизелей
  • Е – тоже для дизелей, но стационарных и судовых, работающих на топливе с большим содержанием серы

Масла групп Б, В и Г дополнительно подразделяются на карбюраторные (индекс 1) и дизельные (индекс 2). Отсутствие индекса говорит о том, что масло предназначено как для дизельных, так и для бензиновых двигателей данной группы по степени форсирования.

Другим показателем, положенным в основу этой классификации, является вязкость масла в сантистоксах (сСт) при рабочей температуре, принятой за 100 «С.

Вязкость влияет на прокачивание масла по системе смазки, на легкость и быстроту пуска двигателя, уплотнение поршневых колец в цилиндре, на степень очистки масла в фильтрах, расход масла и топлива. От вязкости масла зависит также охлаждение трущихся деталей.

При одинаковых температуре и давлении вязкость масла зависит от химического состава и структуры углеводородов, из которых оно состоит. Самая низкая вязкость у парафиновых углеводородов, самая высокая – у полициклических ароматических. Парафиновые углеводороды обладают также лучшими вязкостно-температурными свойствами.

При увеличении температуры вязкость понижается, а при увеличении давления – возрастает. Масло с большей вязкостью лучше уплотняет поршневые кольца в цилиндрах и уменьшает прорыв газов из камеры сгорания в картер двигателя. Оно в меньших количествах попадает в камеру сгорания, что уменьшает расход масла и нагарообразование, а также в меньшей степени подтекает через сальники и уплотнительные прокладки крышек картеров. Повышение вязкости масла ухудшает его циркуляцию в системе смазки, охлаждение деталей и очистку поверхностей трения от продуктов изнашивания и других загрязнений. Слишком вязкое масло не обеспечивает жидкостного трения вследствие затрудненного поступления к трущимся поверхностям.

Чем выше относительная скорость перемещения трущихся деталей и лучше качество обработки их поверхностей, тем меньшая вязкость масла требуется. Поэтому, например, для быстроходных двигателей применяют масло с меньшей вязкостью, чем для тихоходных. При уменьшении нагрузки на детали вязкость может быть снижена, а при увеличении зазоров между ними – увеличена.

Согласно ГОСТ 17479.1–85 и другим техническим условиям, масла для двигателей обозначают буквой М и в зависимости от кинематической вязкости делят на классы. Условно масла можно разделить на летние и зимние. Принято считать, что зимние масла применяют в условиях температуры окружающего воздуха ниже –5 «С, летние – выше 20 «С. При маркировке масел по ГОСТ 17479.1–85 применяются следующие обозначения:

  • М – моторное масло
  • цифры после буквы М (4, 5, 6, 8, 10, 12 «) – класс кинематической вязкости. (Например, класс 6 означает, что при температуре 100 «С имеет среднюю вязкость 6 сСт; иногда после цифры может применяться нижний индекс «з», что свидетельствует о применении в данном масле загущающей присадки, при этом масло имеет и определенную вязкость при –18 «С. Такое масло является всесезонным и имеет двойное цифровое обозначение – косую черту.)
  • буквы после цифр (А, Б, В, Г, Д, Е) обозначают принадлежность масла к определенной группе эксплуатационных свойств
  • нижний индекс после букв: 1 – масло предназначено только для бензиновых двигателей; 2 – масло предназначено только для дизельных двигателей; отсутствие индекса – масло унифицировано и может применяться как для дизельных, так и для бензиновых двигателей

Ниже приведены примеры обозначения моторных масел:

  • М-8Г1 – моторное масло, имеющее при температуре 100 °С вязкость 8 сСт, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей
  • М-10Г2 – моторное масло, имеющее при температуре 100 °С вязкость 10 сСт, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей
  • М-6з /10Г1 – моторное масло, имеющее при температуре –18 «С вязкость в пределах 2600…10 400 сСт, содержит загущающие (вязкостные) присадки и предназначено для применения в качестве зимнего или всесезонного масла; при 100 «С имеет вязкость 10 сСт, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей
  • М-10Г – универсальное масло, предназначенное как для дизельных, так и для бензиновых двигателей

Для двигателей легковых автомобилей летними маслами можно считать масла повышенной вязкости типа М12Г, зимними – М8Г.

Учитывая большое разнообразие марок легковых автомобилей и условий их эксплуатации, моторные масла зарубежных и отечественных производителей классифицируют по трем основным признакам:

  • вязкостно-температурные свойства
  • область применения и уровень эксплуатационных свойств
  • наличие или отсутствие энергосберегающих свойств

Вязкостно-температурные свойства классифицируют по системе SAE (Общество автомобильных инженеров); они характеризуют зависимость вязкости масла от температуры холодного пуска двигателя при безгаражной стоянке автомобиля зимой до максимальной температуры масла в двигателе, работающем с максимальной нагрузкой.

В настоящее время общепринятой стала классификация SAE J300, согласно которой моторные масла подразделяеются на шесть зимних (OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60) классов. В этих обозначениях бόльшим числам соответствует бόльшая вязкость, буква W означает, что масло зимнее. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, а другой – летний класс, например SAE 5W-30, SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-50 и т. д. Для зимних масел установлены максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100 «С. Для летних масел установлены пределы кинематической вязкости при 100 «С и минимальные значения динамической вязкости при 150 «С и скорости сдвига 106с–1. Каждый класс зимнего или всесезонного масла характеризуется двумя значениями динамической вязкости при температурах, различающихся на 10 «С. Таким образом, классификация по SAE информирует о диапазоне температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание коленчатого вала двигателя стартером (первая слева колонка таблицы), прокачивание масла насосом по системе смазки двигателя при холодном пуске под давлением не допускающем сухого трения в узлах двигателя (вторая слева колонка таблицы) и надежное смазывание летом при длительной работе на максимальных скоростном и нагрузочном режиме (правая часть таблицы).

Оцените статью