Масло для двигателя история

История появления синтетического моторного масла

Смазывающие жидкости стали применять еще во времена массового развития паровых двигателей. Отличные смазывающие свойства нефти довольно быстро пригодились при улучшении работы первых моторов. С тех пор химики ведут серьезные работы над улучшениями смазочных масел. Ведь автопром выдает все более мощные и оборотистые моторы, для которых требуется более продвинутое масло с уникальными химическими и физическими свойствами.

Серьезный прорыв произошел в 1939 году когда в Германии впервые удалось синтезировать первое масло с неожиданными свойствами. Так появилось первое полностью синтетическое масло. Но пока широкого применения оно не получило, из-за своей фантастической цены. Во время второй мировой войны использовали минеральное масло, но уже со всевозможными присадками.

Если вам кажется, что двигатель может работать в экстремальных условиях, в условиях «масляного голода» долго, то это заблуждение. Чудес не бывает, конечно присадки могут оказать позитивное влияние на увеличение ресурса мотора, но это временный эффект. Даже после второй мировой синтетика так и осталась недосягаемой, даже во время автомобильного бума 60-ых годов. Процесс синтезирования оказался слишком дорог для массового производства.

Серьезные изменения случились к концу 80-ых начале 90-ых, когда автопром стал выпускать высокофорсированные моторы с турбонаддувом. Нагрузки у такого мотора существенно выше, чем у атмосферника и для него минералка и даже полусинтетика просто не подходили. Тогда и начинается массовое производство синтетического масла. Хотя до сих пор оно существенно дороже минералки, но разница в цене планомерно сокращается.

Масло для двигателя история

Компания ООО «Промтехмаркет» является официальным дилером концерна Chevron на территории Красноярского края, республики Хакасия, республики Тыва.

  • поставки индустриальных и транспортных смазочных материалов;
  • подбор смазочных материалов под конкретные условия эксплуатации техники и оборудования;

  • консультации, связанные с применением смазочных материалов;

  • поставки фильтров для грузовой и строительной техники;
  • поставки маслораздаточного и маслозаменного оборудования;

  • поставки диагностического оборудования для топлив и масел;

  • доставку товара автомобильным транспортом в г. Красноярск, г. Абакан, г. Кызыл, г. Ачинск, г. Кемерово;

  • с предприятиями добывающей и перерабатывающей промышленности;

  • с предприятиями, осуществляющими грузоперевозки;

  • с предприятиями, осуществляющими пассажироперевозки:
    • внутригородские;

История моторных масел. Часть первая: до ДВС, первое масло и Mobil

Первое моторное масло появилось в 1873 году, когда американский доктор Джон Эллис запатентовал, по большому счету, сырую нефть как смазочный материал для механизмов. В 1866 году Эллис изучал свойства сырой нефти и заметил, что она способствует меньшему натиранию соединительных частей в V-образном паровом двигателе.

Еще задолго до этого, человечество пыталось найти способ преодолеть силу трения. И хотя полностью исключить эту силу, конечно же, невозможно, но уже с древних времен изобретения колеса, люди искали способ уменьшить износ подвижных механических соединений.

Первыми маслами были жиры животных, а также растительные масла. Много позже, человечество открыло для себя нефть.

Нефть как моторное масло

Долгое время со дня открытия нефти, ее не рассматривали как смазывающий материал. Это хорошо горящее вязкое вещество мало походило на масла того времени – более водянистые и полученные из органики. Чаще нефть использовалась как горючее вещество, а при нагреве нефть испаряет легкие фракции, оставляя густую скользкую массу – мазут. Уловленные испарения же стали называться керосином. Из этих двух компонентов стали появляться первые смазочные материалы на основе нефти. С появлением же двигателей внутреннего сгорания, появилась необходимость в создании специализированных смазочных материалов для мотора.

Масло Valvoline

Первое в мире машинное масло запатентованное Джоном Эллисом называлось «Valvoline». Это было полностью минеральное масло и по сравнению с другими методами, это был самый эффективный способ продлить работу двигателей того времени. Во второй половине 19 века этими двигателями были паровые двигатели с клапанами. Позже эксперименты привели изобретателя к получению масла с высокой устойчивостью к повышенным температурам. Для смазочных материалов это стало настоящей революцией!

Читайте также:  Стук форсунок бензинового двигателя

Mobil

К конце 19 века, Джон Д. Рокфеллер основывает компанию Standart Oil и запускает в производство моторное масло самого узнаваемого бренда – Mobil. Компания стала настолько крупной монополией, что верховному суду США пришлось разбить компанию Рокфеллера на 33 мелких компаний. Одна из них стала той самой Mobil, самое популярное импортное масло в России. Mobil стала одной из самых успешных компаний по производству моторных масел в мире.

Mobil – это компания, которая впоследствии прикоснулась к самым знаковым событиям 20 века. Мотор первого аэроплана братьев Райт работал на моторном масле от этой компании, паровые двигатели «Титаника», турбины первой в мире атомной подводной лодки.

О том, из каких изначальных отраслей выросли крупные производители масел и какие новинки они привносили на рынок в начале 20 века, читайте в второй части.

История моторных масел и 14 популярных заблуждений, которые могут загубить двигатель

Может ли двигатель работать без масла? Нужно ли добавлять присадки, которые так рекламируют? И стоит ли пользоваться промывочным маслом? Мы получили ответы на эти вопросы.

То, что двигатель не сможет работать без смазки, стало понятно сразу, как только появились первые экземпляры двигателей внутреннего сгорания: в середине XIX столетия Этьенн Ленуар безуспешно пытался создать рабочий экземпляр ДВС, но все попытки неизменно заканчивались неудачами — поршень клинило в цилиндре, и мотор выходил из строя. Как только конструкция двигателя была доработана системами смазки и охлаждения, проблема исчезла. Так уже первые инженеры-двигателисты поняли, что новые поршневые двигатели потребуют не только топлива, но и других жидкостей — масла и антифриза.

Но для чего нужно масло? Ответ кажется очевидным: чтобы смазывать! Действительно, основная задача масла — надёжно разделять две металлические поверхности, и таким образом снижать коэффициент трения. Как это происходит, хорошо видно на рисунке снизу. Но про другие важные для моторного масла задачи обычно забывают. Мы же перечислим их: удаление продуктов износа и частиц несгоревшего топлива из пар трения, охлаждение нагретых деталей и защита поверхностей от коррозии (плёнка из масла предотвращает контакт «металл-металл» и «металл-воздух»).

  • Задача моторного масла — не только смазывать! На этой картинке перечислены все функции моторного масла, о которых многие автомобилисты даже не подозревают
  • На нижнем рисунке наглядно показано, как моторное масло разделяет две металлические поверхности и снижает коэффициент трения

И чтобы масло качественно выполняло каждую из вышеперечисленных задач, химикам приходится тщательно продумывать состав масла, а инженерам — не менее тщательно проверять свойства будущего продукта. Поэтому современное моторное масло — это сложная смесь, составленная из нескольких базовых масел и пакета присадок, которая должна удовлетворять множеству требований. Базовые масла (минеральные, полученные при перегонке нефти, или синтетические, производимые способом химического синтеза на специальных заводах) определяют базовые вязкостно-температурные свойства будущего готового продукта, который мы увидим на прилавках автомагазинов. А вот за остальные показатели (моющие, антикоррозийные и прочие) отвечает именно пакет присадок.

Процесс создания масла — штука сложная. Вначале из многих сотен образцов масел нужно выбрать те, что подходят по вязкости, испаряемости и другим химико-физическим показателям. Затем отобранные образцы испытываются на специальных установках — трибометрах, которые имитируют работу подвижных деталей в двигателе и позволяют получить информацию о характеристиках смазочных материалов еще до проведения более дорогих моторных испытаний. Например, один из трибометров имитирует работу поршневого кольца и стенки цилиндра, что позволяет определить тенденции износа в этой паре трения. В итоге, из сотен образцов, проверенных во время испытаний, до финиша доходят всего 2-3.

  • Чем минеральное масло отличается от синтетического? Основой: минеральной или синтетической. (Соответственно, моторное масло на смешанной основе называют полусинтетикой.) Начало синтетическим маслам положила необходимость применения в авиационных двигателях смазочного материала, который бы не окислялся при высоких температурах: 250 – 300 ºС в подшипнике скольжения турбины достаточно быстро окисляли привычное минеральное масло, при этом образовывались отложения.
  • Минеральные масла — это продукты, полученные путем перегонки сырой нефти на нефтеперерабатывающих заводах. Как происходит процесс перегонки, знает любой старшеклассник, посещавший уроки физики и химии. Для тех же, кто пропускал занятия, уточним: нефть нагревается до температуры около 350°C, частично она испаряется и в зависимости от молекулярного веса своих компонентов разделяется на слои (фракции), которые отбираются с различных тарелок колонны.
  • Синтетические масла получают в процессе гидрокрекинга или химического синтеза. Последняя технология считается более прогрессивной и позволяет получать более качественные базовые масла.
Читайте также:  Причины возникновения стуков двигателя

Оставшиеся «финалисты» подвергаются различным, наиболее тяжелым моторным испытаниям, в ходе которых исследуются эксплуатационные характеристики моторных масел. Во время этих испытаний воссоздаются самые разнообразные условия эксплуатации двигателя, например, режим частых коротких поездок или езда по скоростному шоссе. По окончании испытаний, двигатель снимается со стенда и разбирается для оценки его состояния, при этом большое внимание уделяется степени износа деталей и их чистоте.

Помимо стандартных моторных испытаний, в лабораториях есть климатические установки и мощностные стенды, в которых воспроизводят различные температурные режимы эксплуатации от африканской жары до сибирских холодов и имитируются различные режимы работы двигателя. Так что красивая канистра на прилавке магазина — это вовсе не произвольная композиция из базовых масел и присадок, как думают многие, а тщательно продуманный и проверенный продукт, создание которого занимает до 3-х лет.

Заблуждение № 4. Не обязательно менять масло регулярно

На самом деле: даже самое качественное и дорогостоящее масло, не соответствующее рекомендациям производителя автомобиля, способно нанести существенный вред двигателю машины. Более того, негативные последствия появятся значительно быстрее, чем при использовании дешевого масла, подходящего по допускам. Так что главным и первоочередным критерием при выборе масла должны быть именно указания в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Заблуждение № 6. Между синтетическим и минеральным маслом нет никакой разницы

На самом деле: моторные масла на минеральной основе окисляются и теряют свои эксплуатационные характеристики интенсивнее. Масла на синтетической основе имеют более широкий температурный диапазон, стабильнее при нагреве и лучше работают, сохраняют текучесть в холодных условиях. Иными словами, они дольше сохраняют свои эксплуатационные свойства, и поэтому именно они рекомендуются для эксплуатации автомобилей с увеличенными межсервисными интервалами.

Заблуждение № 7. Для старых автомобилей подходят только минеральные масла

На самом деле: когда синтетические моторные масла только появились на прилавках, некоторые автомобилисты заметили, что после заливки «синтетики» под машиной появлялись масляные пятна. Это происходило из-за того, что смазочные материалы на синтетической основе обладают лучшей моющей способностью и когда они попадали в двигатель, долгое время проработавший на минеральном масле, происходило активное отмывание загрязнений, в том числе между валом и соответствующим сальником. При этом зазор между валом и уплотнением увеличивался и новое моторное масло начинало вытекать из двигателя.

Заблуждение № 8. Смешение различных моторных масел не повредит автомобилю

Заблуждение № 9. Всесезонное масло уступает по своим качествам маслам для определенных сезонов

Заблуждение № 10. Проверить качество масла в домашних условиях невозможно

На самом деле: провести полноценную экспертизу ГСМ подручными средствами действительно нельзя, но. Есть метод, позволяющий определить, что масло перестало быть пригодным для использования. Чтобы провести этот тест, достаточно щупом поместить каплю масла на поверхность газетной бумаги. Обычно масло быстро расплывается, оставляя несколько концентрических кругов, но если оно образует устойчивую каплю на поверхности бумаги — значит, его нужно срочно слить и поменять на свежее.

Заблуждение № 11. При каждой смене масла нужно сначала заливать «промывочное» масло

Заблуждение № 12. Энергосберегающее моторное масло лучше обычного

На самом деле: энергосберегающее масло отличается низкой вязкостью и дополнительным пакетом присадок, в том числе антифрикционных. Их задача — уменьшить потерю энергии при трении и, как следствие, расход топлива. В реальности же автомобилист заметит только небольшую экономию топлива относительно обычного синтетического масла аналогичного класса вязкости. При этом энергосберегающие масла имеют ограничения по применению: они рекомендованы к использованию только в двигателях внутреннего сгорания, специально адаптированных для использования маловязких масел.

Заблуждение № 13. Масло в дизельных моторах надо менять чаще

Заблуждение № 14. Для дизельных автомобилей подходит только масло для дизельных двигателей

Читайте также:  Volvo s60 cross country тест драйв
Оцените статью
Заблуждение № 1. Если масло потемнело — его нужно срочно менять, даже если вы проехали меньше тысячи километров
На самом деле: изменение цвета моторного масла в двигателе — не повод для беспокойства. Оно темнеет от того, что моющие присадки, содержащиеся в современных ГСМ, растворяют продукты неполного сгорания топлива. Таким образом они поддерживают детали двигателя в чистоте, защищая их от загрязнения.
Заблуждение № 2. Период смены масла можно определить «на глаз»
На самом деле: рекомендованные интервалы замены масла устанавливаются производителями автомобилей, и эти указания — главное, чем стоит руководствоваться.
Заблуждение № 3. Интервалы замены масла одинаковы для всех видов автотранспорта
На самом деле: у легковых автомобилей значения интервалов замены довольно близки, но все же для каждой марки они определяются независимо и могут быть как фиксированными, так и гибкими, — на усмотрение производителя конкретной марки авто. Что же касается коммерческого транспорта, то здесь периодичность смены масла зависит от режима эксплуатации и может отличаться в несколько раз.
На самом деле: если пропустить очередную замену моторного масла, образование отложений в двигателе будет происходить всё более интенсивно. В результате это приведёт к замедлению циркуляции масла и ухудшению смазывания мотора, а значит — к повышению его износа, а в перспективе и к серьезной поломке или заклиниванию двигателя.
Заблуждение № 5. Главное — выбирать масло подороже
На самом деле: смешивать масла разных видов не рекомендуется, так как сочетание смазочных материалов различной вязкости и с разными комплексами присадок может в значительной степени снизить эффективность работы двигателя. Конечно, в экстренных случаях, — например, когда уровень масла достигает критической отметки на трассе, где нет возможности долить то же масло, которое уже было использовано, — можно долить масло другой марки. Но при первой же возможности масло нужно будет заменить.
На самом деле: всесезонные продукты обеспечивают как надёжный пуск двигателя в зимний период, так и эффективное смазывание прогретого двигателя в рабочем режиме. Не удивительно, что сейчас все ведущие производители предлагают для легковых автомобилей исключительно всесезонные моторные масла.
На самом деле: промывочное масло — это специальный продукт, который содержит большое количество моющих присадок, вымывающих отложения и продукты сгорания из двигателя. Современные моторные масла обладают превосходной моющей и диспергирующей способностью. Поэтому в промывании мотора современного легкового автомобиля необходимости нет. В сложных случаях — если мотор сильно загрязнён — можно, залив в него предписанное производителем масло, просто сократить интервал замены.
На самом деле: частота замены моторного масла зависит не только от самого масла и типа двигателя, не менее важны качество топлива и условия эксплуатации автомобиля. Некорректно сравнивать расход масла легкового автомобиля с расходом дизельного грузовика. Однако при прочих равных условиях наиболее важный фактор — это именно качество дизельного топлива. Если оно высокое и соответствует европейским стандартам, то частая замена моторного масла не потребуется.