Масло для 2х-тактных двигателей
Всем понятно, что масло для двухтактных двигателей отличается от масла для четырехтактных двигателей. В чём же различие между ними — вроде, и то, и другое предназначены для смазки трущихся поверхностей деталей двигателя?
Первое и основное отличие кроется в принципе работы 2х- и 4х-тактных двигателей. Двухтактные двигатели не имеют картера и смазываются смесью топлива и масла, масло двухтактных двигателей сгорает вместе с топливом в камере сгорания цилиндра двигателя. Предназначение масла четырехтактного двигателя — только смазка, контакт с топливом ему противопоказан.
Отсюда и разные требования к свойствам масла:
в двухтактных двигателях: масло должно сгорать полностью, с минимумом дыма, оставляя как можно меньше твердых остатков в виде золы и сажи. К тому же, несгоревшие остатки масла, покидающие двигатель вместе с выхлопными газами, должны поддаваться биоразложению.
в четырёхтактных двигателях: масло должно обеспечивать стабильность смазывающих свойств в течение как можно более длительного времени. Требований к беззольному сгоранию и биоразлагаемости нет.
Масла для любых типов лодочных двигателей должны обладать высокими противокоррозионными свойствами, (с учетом влияния воды в т.ч. соленой морской) и антиокислительными свойствами. Кроме того, масло в течение продолжительного времени должно хорошо защищать от коррозии в режиме простоя двигателя. Ввиду этого рекомендуется применять специализированные масла, рекомендованные производителями моторов и имеющие набор необходимых присадок, учитывающих условия эксплуатации лодочных моторов.
Кто является «законодателем мод» в установке требований к качеству масла для лодочных двигателей?
Самой распространенной является классификация NMMA (National Marine Manufacturers Association). Классификация TCW-2 и TCW-3 (two cycle water cooled — двухтактный с водяным охлаждением) устанавливает минимальные требования к смазывающим свойствам, сгоранию и формированию отложений, залипанию колец в сравнении с «идеальным» маслом. Испытания проводятся на двигателях Johnson 40, Johnson 70 и два последовательных теста на Mercury 15. Все масла по данной классификации должны перемешиваться с топливом в холодном состоянии. Список масел, зарегистрированных NMMA, можно посмотреть в интернете.
Встречаются также масла с классификацией API (American Petroleum Institute). Классификация TC (two cycle — двухтактный) означает, что масло отвечает минимальным установленным требованиям к смазывающим свойствам при тестах проводимых на двигателе CE5OS Yamaha. Классификация TD распространяется на масла для использования на воде и в целом соответствует классификации BIA/NMMA TCW2.
На грани экзотики классификация JASO (Japanese Standards Organisation). Она имеет несколько уровней, которые охватывают смазывающие свойства и дымность масел, и обозначаются FA, FB, FC (FC самый жесткий из всех).
Основная область применения
API (Американский Институт нефти)
Двухтактные двигатели мопедов, газонокосилок и соответствующих машин
Маломощные мотоциклы, мотороллеры
Смазка для двухтактных двигателей, работающих на суше, также тогда, когда требуется класс АРI-ТА и API-ТВ
Смазка для двухтактных подвесных лодочных моторов
Классификация японских изготовителей двигателей, в которой особое внимание уделяется небольшому дымообразованию. Классы JASO следующие: FA, FB и FC (в последнем самые высокие требования)
Специальная классификация изготовителей подвесных лодочных моторов. В этой классификации особое внимание обращается на обеспечение чистоты двигателя. Классы изготовителей подвесных лодочных моторов: TC-W2 и TC-W3, из которых требования TC- W3 более высокие и он заменяет TC-W2 с 1992 года.
*ПРИМЕЧАНИЕ: Классы АРI-ТС и API-TD параллельны, то есть, они не могут заменить друг друга.
Влияние вязкости масла
Вторым важным критерием является вязкость масла. Этот параметр наиболее полно регулирует SAE (Society of Automotive Engineers -Общество автомобильных инженеров). Вязкость кинематическая указывается цифрами в градусах Энглера (например, 20,40 и т.д.). Чем выше указанная цифра, тем гуще масло. Хотя этот параметр наиболее критичен для 4-х тактных двигателей, но и в 2-х тактных двигателях эффективность работы зависит от вязкости масла и концентрации его в топливе. Исследования показывают, что оптимальные значения этих характеристик для двигателей разных моделей различны и наиболее разумным будет следование рекомендациям производителя двигателя. Уменьшение вязкости при низкой концентрации масла может вызвать повышение интенсивности изнашивания деталей двигателя, появление задиров. Напротив, увеличение концентрации масла (особенно — высоковязкого) ухудшает процессы сгорания, повышает потери на трение, увеличивает нагарообразование и токсичность выхлопа.
Минеральное или синтетическое?
Минеральные масла предназначены в основном для двигателей малого (до 30 л.с.) и, в меньшей степени, среднего (до 70 л.с.) класса, а так же двигателей старшего поколения не нагруженных системами автоматического дозирования масла и прямого впрыска. Синтетические масла продукт более высоких технологий. Все синтетические масла имеют одинаковую основу, но благодаря специальным добавкам зачастую обладают свойствами, недостижимыми в маслах на минеральной основе. Более высокая стоимость таких масел оправдана, если ваш двигатель оснащен системой впрыска или дозировки масла. А вот в старых двигателях их использовать не рекомендуется.
А может, мотоциклетное?
Подвесной двигатель имеет рабочий диапазон до 5500 об/мин и в сравнении с мотоциклетным более нагружен и . В таких условиях мотоциклетное масло будет сгорать не полностью, что приведет к образованию нагара на свечах и кольцах поршня.
На рынке можно встретить масла с повышенной биоразлагаемостью (Biodegradable или Bio). В основном это масла, превышающие требования TC-W3 в части скорости распада продуктов сгорания в воде. Они дороже обычных масел на 50 — 80 %. Единственным их достоинством является то, что продукты их сгорания быстро и целиком разлагаются в воде. Влияния на работу двигателя приставка Bio не оказывает и появлению таких масел на зарубежных рынках мы обязаны шумной деятельности «зелёных» по снижению загрязнения водоемов мотороводниками.
Несколько коротких рекомендаций
Соблюдайте дозировку, рекомендованную производителем. Если масло предназначено для смеси в пропорции 1:50, а ваш двигатель требует 1:100 не используйте это масло. Если ваш двигатель должен работать на смеси 1:50, то масло предназначенное для смеси 1:100 может быть использовано.
В общих случаях масло-бензиновая смесь сохраняется в течении 3 суток. После этого смесь может начать расслаиваться. Масла, продаваемые под торговой маркой производителей двигателей (Quicksilver, Yamalube, Bombardier) — это масла высокого качества, но они ничем не отличаются от масел, которые продают нефтяные концерны Shell, Castrol, Elf.
Не применяйте дешевые масла неизвестных производителей. Кое-что о качестве масла может сказать и запах. Запах касторки означает нагар на свечах и поршнях, запах нашатыря — возможный клин двигателя.
Моторные и трансмиссионные масла для лодочных моторов TOHATSU 2T
В середине 50-х годов Tohatsu производила более 20% всех японских мотоциклов, тогда же началось производство малокубатурных подвесных лодочных моторов. Сегодня Tohatsu является вторым по величине производителем подвесных лодочных моторов в мире. В 1988 году Tohatsu и Brunswick Corporation (совладелец Mercury Marine) создали совместное предприятие под названием Tohatsu Marine Corporation, производящее кроме основного бренда подвесные моторы Nissan для американского рынка и малокубатурные Evinrude. В настоящее время одним из основных продуктов Tohatsu Marine Corporation являются 2-х тактные подвесные лодочные моторы, а производство мотоциклов прекращено еще в 1964 году.
Для 2-х тактного двигателя очень важны свойства масла, ведь оно смазывает детали двигателя и затем сгорает вместе с топливом. Двухтактное масло либо физически смешивается с топливом, либо, в случае прямого впрыска топлива, смешивается с топливом в камере сгорания. Целью производителей двухтактных двигателей является снижение выбросов, которые содержат сгоревшее и несгоревшее масло, прошедшее через двигатель и качество масла, его экологичность крайне важны. Важно и уменьшение гарантийных проблем, увеличение срока службы двигателя и снижение затрат на капитальный ремонт.
Свойства масла для двухтактных двигателей регламентируются квалификационной программой NMMA – американской Национальная Ассоциация Производителей Водной техники. NMMA разрабатывает требования и лицензирует продукцию производителей масла при помощи специальных аккредитованных лабораторий. В настоящее время наивысшие требования к маслу предъявляет классификация NMMA TC-W3 ®. Особенности этой классификации – тесты на вязкость, смешиваемость с топливом, коррозию, совместимость с материалами уплотнений, нагарообразование, закоксовку колец и т.п. Тесты проводятся на двигателях Johnson 40 л.с. и два последовательных теста Mercury 15 л.с., каждый из которых работает в суровых условиях по 100 часов каждый.
Компания Tohatsu рекомендует использование двухтактных масел, лицензированных NMMA. Кроме того, компания Tohatsu заказывает свои оригинальные масла у немецкого производителя Liqui Moly GmbH, как двухтактные, так и четырехтактные, в данном случае это не является коммерческой тайной, что видно по этикеткам.
Для двухтактных двигателей Tohatsu Liqui Moly выпускает два масла для двухтактных двигателей, как в брендованной Tohatsu упаковке, так и в оригинальных канистрах Liqui Moly. Первое — минеральное Marine 2T для классических двухтактных двигателей с раздельной и смешанной системами смазки любой мощности. Номер лицензии NMMA RL-38293W. Второе — Marine 2T DFI – полусинтетическое, специально для двигателей с прямым впрыском топлива, где необходимы строго определенные вязкостные параметры и точная дозировка. Номер лицензии NMMA — RL-37761U.
Масла для лодочных моторов 2т Тохатсу в Санкт-Петербурге
Масло для лодочного мотора Motul Outboard Tech 2T Technosynt 5L 101728
Моторное масло Tohatsu 2Т для лодочных моторов (2Т, синт.), 4
Вал торсионный Tohatsu M9.9D2-15D2 (S) 350643010
Моторное масло Tohatsu 2Т для лодочных моторов, полусинтетика, 4
Моторное масло Tohatsu 2Т для лодочных моторов, полусинтетика 1
Фильтр масляный для лодочных моторов Tohatsu 9.9-30, Yamaha 9.9-115 MH 3401
Масло 2-х такт. TOHATSU(1л) TCW3 332723081
Чехол капота лодочного мотора Tohatsu MFS 9,9-15-20 EFI
Моторное масло Yamalube 2 для лодочных моторов (2Т, минер.), 1
Масло 2-х такт. TOHATSU(1л) TCW3 332723081
Масло трансмиссионное TOHATSU Premium 80W-90 для лодочных моторов 1
Масло моторное OUTBOARD TECH 2T 5л. (полусинтетическое моторное масло)
Моторное масло Tohatsu для лодочных моторов (4Т, 10w40, синт.) 1
Масло 2-х такт. TOHATSU(4л) TCW3 332723051 332723052M
Моторное масло Motul Outboard Tech 2T 1 л
Чехол капота лодочного мотора Mercury MF 4-5-6, Tohatsu MFS 4-5-6
Моторное масло Quicksilver Premium 2-Cycle Outboard для лодочных моторов (2Т, минер.), 1
Чехол капота лодочного мотора Tohatsu MFS 9.8 S
Масло 2-х такт. TOHATSU(4л) TCW3 332723051
Масло 4-х такт. TOHATSU 10W40(1л) 332823080
Масло 2-тактное минеральное Yamalube TC-W3, 1 л. 90790BG20500
Моторное масло Motul Outboard Tech 2T 2 л
Масло моторное SUZUKI Marine 2T 1л.
Поршень STD для лодочных моторов Tohatsu 350-00001-1
Чехол капота лодочного мотора Mercury MF 8-9,9, Tohatsu MFS 8-9,9 (2015)
Уплотнение Tohatsu/Mercury 9.9-40, Omax 338014030_
Масло 2-х тактное Quicksilver Premium TC-W3 (1л)
Масло 2-тактное TOTACHI NIRO ECO 2-STROKE TCW-3, 1л. 1C201
Моторное масло ЛУКОЙЛ Outboard 2T 1 л
Масло трансмиссионное TOHATSU Premium 80W-90 для лодочных моторов, 1
Масло для лодочного мотора Eurol Nautic Outbord TCW3 (2-х такт) 1 л
Yamalubе Yamalube 2-M TC-W3 RL Marine Mineral Oil (1 л) 90790BG20500
Моторное масло Mannol Outboard Marine 1 л
Масло для садовой техники TEXACO Motex 2T 1 л
Масло моторное OUTBOARD 2T 1л. (минеральное моторное масло)
Масло моторное YAMALUBE 2 Marine Mineral Oil (1 л)
Масло для лодочных моторное 2-х такт EKOIL 2Т AQUA PREMIUM 4 л
Масло для садовой техники Ravenol Selfmix 2T 1 л
Моторное масло Motul Suzuki Marine 2T 1 л
Масло 2Т CAM2 MARINE 3,78 л.
Моторное масло Quicksilver Premium 2-Cycle Outboard для лодочных моторов (2Т, минер.)
Масло 2-тактное минеральное Yamalube TC-W3, 5 л. YMD6302105A2