- Назначение, устройство и принцип работы масляного фильтра
- Назначение фильтра в системе смазки двигателя
- Устройство масляного фильтра
- Виды фильтров для моторного масла
- Центробежный масляный фильтр
- Особенности обслуживания
- Какой масляный фильтр лучше выбрать для любимого авто ТОП-10
- Составляющие масляного фильтра
- Принцип работы масляного фильтра
- ТОП-10 лучших масляных фильтров
- Mahle
- Bosch
- Union
- Белмаг
- BIG FILTER
- Patron
- На что следует обращать внимание при выборе
- Вывод
Назначение, устройство и принцип работы масляного фильтра
Масляный фильтр является частью системы смазки двигателя, главная задача которого – очистка поступающего в насос масла от твердых частиц и осадочных отложений, накапливающихся в поддоне картера.
В современных автомобилях используются различные конструкции фильтров: полнопоточные, частичнопоточные и комбинированные. Каждая из них имеет свои особенности применения и срок службы.
Назначение фильтра в системе смазки двигателя
В процессе работы системы смазки масло циклично проходит через основные узлы и механизмы двигателя, смывая с них нагар, сажу и другие продукты износа деталей. Удаленные загрязнения вместе с излишками масла попадают в поддон (в системах с мокрым картером) или в специальный бак (в конструкциях с сухим картером). Чтобы такое масло могло использоваться в последующих циклах, очень важно предотвратить повторное попадание отходов в систему.
Определить, где находится в системе масляный фильтр, несложно. Как правило, он расположен в нижней части корпуса двигателя таким образом, чтобы его можно было легко заменить. Внешне он представляет собой цилиндрический корпус с резьбой (черного, синего, белого или зеленого цветов), внутри которого находится фильтрующий элемент.
Устройство масляного фильтра
Конструктивно фильтры для моторного масла состоят из следующих элементов:
- Цилиндрический корпус с крышкой. Он имеет несколько входных отверстий и одно выходное с резьбой для крепления.
- Фильтрующий элемент. Задерживает частички загрязнений, пропуская далее в систему только очищенное масло. Чаще всего его изготавливают из специального картона. Чтобы увеличить полезную площадь фильтрующего элемента, его складывают в форме гармошки или скручивают в рулон. Для более эффективной службы картон также имеет специальную пропитку, не дающую ему разрушаться под воздействием масла.
- Перепускной клапан (нижний) масляного фильтра. В экстренных случаях он выполняет перенаправление потока масла напрямую в систему, минуя фильтрующий элемент. Логика проста – пусть лучше двигатель работает на неочищенном масле, чем вовсе без него. Такая ситуация может возникнуть, например, зимой: из-за действия пониженных температур масло становится более вязким, а потому не может пройти через фильтрующий элемент до момента выхода двигателя на рабочую температуру. Либо клапан срабатывает, если фильтрующий элемент “забит” и не справляется с объемом проходящего масла.
- Обратный клапан (противодренажный). Препятствует сливу масла из системы назад в фильтр. Это сделано для мгновенной подачи масла к вращающимся деталям при запуске двигателя.
- Прижимная пружина. Удерживает обратный клапан при отключенном двигателе.
- Уплотнитель (резиновая прокладка). Необходим для того, чтобы масло не вытекало в местах крепления.
На практике принцип работы стандартного масляного фильтра заключается в следующем: в момент запуска двигателя насос начинает всасывать из поддона (бака) моторное масло, которое проходит в отверстия фильтрующего элемента и затем поступает в магистраль системы смазки. Частицы нагара, сажа и другие отходы задерживаются в фильтре.
Виды фильтров для моторного масла
Основными параметрами при выборе фильтра являются пропускная способность (сколько масла пройдет за единицу времени) и его объем (размер). Эти характеристики определяют, как быстро и насколько эффективно будет выполняться очистка. В зависимости от конструкции масляного фильтра и схемы его установки выделяют три группы устройств:
- Проточный (полнопоточный). Наиболее распространенный вариант. Он имеет простую конструкцию и устанавливается последовательно с другими элементами системы смазки. Это означает, что через него проходит все масло, всасываемое насосом, и очистка осуществляется максимально быстро. Когда такой фильтр засоряется, срабатывает перепускной клапан и неочищенное масло в полном объеме поступает в двигатель.
- Частично проточный (частичнопоточный). Он подключается в систему таким образом, чтобы через него проходила только часть масла. Преимущество данной схемы установки – в более качественной очистке. С другой стороны, скорость прохождения масла в систему уменьшается.
- Комбинированная схема фильтрации. Она используется преимущественно на дизельных двигателях. В этом случае в системе устанавливается и полнопоточный, и частичнопоточный фильтры. Через первый проходит до 90% смазки, а второй выполняет очистку лишь 10%. Это позволяет получить преимущества обеих схем: высокое качество очистки и защищенности мотора.
Помимо этого различают:
- одноразовые конструкции (неразборные);
- разборные масляные фильтры со сменным фильтрующим элементом.
Одноразовый и разборной масляный фильтр
Внешне такие конструкции почти не отличаются, но у разборного на верхней крышке расположена специальная гайка. Она откручивается и позволяет выполнить промывку или замену внутренней части фильтра.
Центробежный масляный фильтр
Кроме перечисленных типов в системе смазки тяжелых машин (тракторов, внедорожников, строительной техники) могут применяться центробежные масляные фильтры. Конструктивно они состоят из корпуса, внутри которого находится ротор и ось. Нагнетание масла внутрь центрифуги осуществляется через отверстия в оси (радиальные и продольные). Это обеспечивает попадание смазки на ротор.
Поскольку скорость подачи масла достаточно высока, оно ударяется о крышку центрифуги и провоцирует вращение ротора под действием реактивных сил.
Возникающая в этот момент центробежная сила выталкивает из масла примеси и загрязнения, которые задерживаются в виде осадков на крышке фильтра. После этого очищенное моторное масло подается в основную магистраль системы.
Особенности обслуживания
Как правило, замена масляного фильтра (фильтрующего элемента) осуществляется одновременно с заменой масла, но это необязательное условие. Согласно рекомендациям производителей, менять масло и фильтр необходимо каждые 10-15 тысяч километров пробега автомобиля. На практике лучше делать это чаще: примерно каждые семь тысяч. При эксплуатации в сложных условиях, а также при использовании некачественного топлива или масла интервал замены следует сократить на 30%.
Для легковых автомобилей нормальной фильтрацией считается удержание 50% твердых фракций размером свыше 45 мкм или 0,05 мм.
Чтобы точно определить сроки эксплуатации, нужно учитывать тип масляного фильтра, а также его марку. Неоригинальные комплектующие прослужат значительно меньше, а иногда потребуется осуществлять замену поддельного масляного фильтра каждые 2-3 тысячи километров. Проблема кроется в качестве, а также в количестве фильтрующего элемента, на которых стараются экономить нелегальные производители. Конечно, оригинальный масляный фильтр стоит дороже, но и служит он намного дольше.
Ключи для снятия масляного фильтра
Для замены фильтра моторного масла его необходимо снять с двигателя, что бывает нелегко сделать, поскольку уплотнительное кольцо под действием высоких температур нередко “прикипает” к картеру двигателя. Для решения этой проблемы используются специальные ключи:
- Специальная накидная головка (имеет определенный размер) – наиболее правильный способ.
- Накидной ключ – имеет подвижный округлый захват с зубьями.
- Ключ в размер – представляет собой округлый хомут с зазубринами фиксированного размера. Такой ключ подбирается под конкретную модель фильтра.
- Ключ-краб – универсальный вариант, имеющий три ножки, обхватывающие и зажимающие корпус.
Помимо ключей, могут применяться съемники ленточного и цепного типа, которые накидывают на корпус и плотно затягивают. Если специальных приспособлений нет, существуют способы, как открутить масляный фильтр без использования ключа:
- Веревка (ремень) и рычаг. Первой обматывают фильтр и привязывают рычаг, в качестве которого может быть использована отвертка или гаечный ключ.
- Отвертка и молоток. Этот способ применяют для одноразовых конструкций. Корпус просто пробивается отверткой, которая далее используется как рычаг для отвинчивания.
Нормальное состояние фильтра для очистки моторного масла обеспечит правильность работы и длительный срок эксплуатации двигателя автомобиля. Не стоит пренебрегать своевременной заменой и использованием оригинальных деталей.
Какой масляный фильтр лучше выбрать для любимого авто ТОП-10
Масляный фильтр является незаменимой частью агрегатов любой машины, его работа заключается в очистке моторного масла от конденсата, появившейся сажи, случайного мусора и других нежелательных примесей, которые могут образоваться в процессе работы двигателя. Масло, образуя антифрикционный слой между трущимися частями, защищает узлы автомобиля, а также участвует в охлаждении и очистке систем. Из-за чего в нем постепенно накапливаются посторонние примеси. Удалить их можно посредством масляного фильтра.
Составляющие масляного фильтра
Фильтры применяются практически во всех устройствах имеющих систему смазки с нагнетанием. Они делятся на несколько видов, однако имеют практически одинаковое строение. Масляный фильтр представляет собой устройство для очистки масла от примесей и стружки благодаря чему сохраняются его свойства в период всего срока эксплуатации. Также фильтр препятствует превращению масла в абразивную смесь, которая оказывает пагубное влияние на поверхность смазываем узлов и деталей.
К основным частям фильтра относится:
— Корпус (при условии отсутствии в двигателе специального «стакана») – на нем расположено несколько входных и одно выходное отверстие, а также резьба для крепления.
— Фильтрующий элемент. Чаще изготовлен из специальной бумаги имеющей определенную пропускную способность и возможностью задержки грязи и других примесей. Чтобы увеличить рабочую поверхность фильтра в корпус он укладывается гармошкой. Бумага также пропитывается специальным составом предотвращающим негативное воздействие на нее маслом.
— Перепускной клапан. Относится к наиболее важной части устройства, которая обеспечивает своевременную подачу масла в двигатель. У холодного масла более высокая вязкость и пропускной способности фильтра недостаточно. Клапан предназначен для подачи смазки в обход фильтрующего элемента, пока двигатель и масло не разогреется до рабочей температуры.
— Противодренажный клапан – предотвращает слив масла обратно в фильтр. Нужен для того, чтобы после пуска смазка сразу попадало на трущиеся элементы и гидрокомпенсаторы.
— Пружина для удерживания клапана при заглушенном моторе.
Принцип работы масляного фильтра
Сразу после пуска двигателя в работу включается и масляный насос, он отбирает масло из поддона. Далее разогретое масло поступает в корпус фильтра, проходит через фильтрующий элемент, а после, давлением вытесняется в масляный канал. Масло циркулирует все время работы двигателя. Фильтр начинает работать при давлении в системе 0.8 бар.
При использовании некачественных масляных фильтров у них бывают случаи прорыва антидренажного клапана, о чем водителя проинформирует индикатор давления масла на панели приборов (мигание индикатора в течение нескольких секунд). Лампочка потухнет, когда масло начнет проходить через фильтр. В таких случаях его следует заменить.
При неисправности противодренажного или в простонародье обратного клапана после остановки двигателя все масло из головки блока цилиндров сольется обратно в картер и при следующем пуске вы услышите характерный стук гидрокомпенсаторов в течении нескольких секунд, это происходит потому что маслу необходимо время что бы заполнить всю систему и создать необходимое давление в гидриках.
ТОП-10 лучших масляных фильтров
Одним из наиболее часто задаваемых вопрос возникающих при выборе нового фильтра это изделия какого производителя лучше взять. В сети полно информации и она бывает очень противоречивой. Однако есть бренды выпускающие наиболее популярные модели фильтров, которые часто можно встретить на автомобилях распространенных у нас. Ниже приведен рейтинг самых популярных масляных фильтров.
Компания является крупнейшим производителем масляных фильтров в мире и имеет заводы более чем в 60-ти странах. Под этим брендом выпускается продукция для самых разных автомобилей как легковых, так и грузовых, а также на мототехнику. Фильтры получаются очень высокого качества и имеет длительный эксплуатационный срок. Единственный недостаток — это высокая цена, однако это компенсируется надежностью и качеством работы изделий.
На фильтры от MANN существует много подделок, поэтому при покупке нужно быть внимательным. Также бренд выпускает онлайн-каталог, изучив который можно обезопасить себя от покупки некачественного товара. После заполнения соответствующих полей о технических данных двигателя, программа автоматически выдаст список возможных вариантов с номером и артикулом на продукцию. Здесь можно найти даже фильтры на отечественные авто, которые давно сняли с производства, например, на «Москвич».
Рекомендуется к использованию на всех моделях KIA, Hyundai, Renault, Ford, ВАЗ в частности для современных Лада Веста и Гранта.
Mahle
Выпускают широкий ассортимент фильтров на легковую и грузовую технику, а также много других деталей и автомобильных аксессуаров. Отличаются высоким качеством изготовления и надежной работы с большим пробегом. Изготавливаются в металлическом корпусе с нанесенным антикоррозийным покрытием. Качественная нарезка резьбы, позволяет без проблем устанавливать, а при необходимости замены, снимать фильтр без особых затруднений. Фильтрующая бумага имеет большую рабочую площадь и аккуратно уложена в корпусе. Изделие показывает высокую эффективность фильтрации и отличается длительным сроком эксплуатации. Получили широкую популярность среди отечественных автовладельцев, легко найти на полках магазинов.
Помимо положительных моментов, «Мале» также имеет и недостатки. Во-первых, на хорошие фильтры всегда существует много подделок, поэтому покупку осуществлять лучше у проверенного поставщика либо в официальном магазине через интернет. Во-вторых, качественный продукт стоит недешево, а масляные фильтры этого бренда относятся к таковым. Однако за хорошую цену Вы получите фильтр высочайшего качества с большим сроком работы.
Рекомендован для большинства иномарок и для всех отечественных.
Bosch
Довольно известная фирма производящая автомобильные детали и оборудование, в том числе и масляные фильтры. Имеет огромное количество заводов по всему миру и в России. Качество оригинальной продукции от Бош невозможно преувеличить. Имеет большую площадь поверхности фильтрующих элементов. Качественный перепускной клапан обеспечивает надежную работу фильтра.
Из минусов следует отметить жесткую работу клапана на некоторых моделях. Однако при исправном моторе и чистом масле этот недостаток не станет проблемой. Так как фирма очень известная на него существует много подделок и стоит он недешево.
Рекомендуется к использованию на всех моделях KIA, Hyundai, Renault, Ford, ВАЗ, ГАЗ.
Union
Японский производитель специализируется на автозапчастях для автомобилей азиатской промышленности. Главное отличие компании заключается в том, что ее руководители выделяют огромные деньги на исследования, благодаря чему технологии постоянно совершенствуются и на рынке регулярно появляются новинки. Фильтры под брендом Юнион имеют высшее качество, а их изделия рекомендуется устанавливать на машины произведенные в Китае, Корее или Японии, такие как KIA, Hyundai, Toyota.
Главные недостатки такие же, как и у предыдущих брендов – это большое количество подделок и высокая стоимость. И если высокую цену можно оправдать отличным качеством, то с подделками дела обстоят хуже. Низкая степень защиты делает приобретение продукции лотереей, поэтому покупать масляные фильтры Union нужно только в проверенных точках или у официальных представителей.
Торговая марка зарегистрирована в Германии и на коробках указывают «произведено в Германии», хотя на самом деле производственные мощности компании расположены по всему миру, в том числе в Европе, Америке, СНГ и даже в некоторых странах Африки. Товар распространяется под такими брендами, как SCT-Filter, Mannol, Champion, Wolf, Estocada.
Масляный фильтр имеет 60 ребер в гармошке фильтрующего элемента, его высота варьируется от 31.9 до 32.8 мм. Поджимающая крышку пружина плоская, хотя по стандартам качества должна быть витая.
Из положительных моментов стоит отметить низкую стоимость продукции и широкий ассортимент фильтров для отечественного и зарубежного легкового, грузового и другого транспорта. Благодаря этому фильтры от бренда получили огромную популярность среди автовладельцев России и стран СНГ. Особенно важна цена на изделие при эксплуатации машины в тяжелых условиях, где требуется частая замена масляных фильтров.
Недостатков довольно много, однако они прекрасно компенсируются ценой. Качество фильтров относится к среднему уровню. Часто фильтрующий элемент имеет разную высоту по всей своей длине, к тому же закреплен излишним количеством клея, который временами перекрывает шторки. Еще одни недостаток – небольшой эксплуатационный срок.
Бренд относится к компании Akita Kaihatsu Co. Ltd, а изготовлением фильтров занимаются NKN Ltd. Производственные мощности расположены в Японии, а именно в Осаке. Качество продукции довольно высокое, имеют большой срок эксплуатации и прекрасно справляются с поставленной задачей.
К недостаткам относится то, что фильтры данной марки часто подделывают и найти оригинальную продукцию довольно сложно. Неоригинальный товар имеет среднее и ниже среднего качество. Часто попадаются изделия с неровной укладкой фильтрующей бумаги, а тарелку перепускного клапана изготавливают из пластика вместо резины. Хотя его рабочая площадь довольно большая поэтому и подделки работают неплохо.
Белмаг
Масляные фильтры производства отечественной фирмой из Магнитогорска, которое было создано благодаря финансированию средств от корпорации «Рено-Нисан». В данный момент на заводах изготавливаются фильтры для всех моделей отечественных автомобилей ВАЗ, ГАЗ, а также для марок Рено и Нисан.
Качество изготовления продукции довольно высокое при относительно низкой цене. Выпускается огромный ассортимент масляных фильтров, к тому же найти их на рынке не составит труда. Рекомендовано устанавливать на отечественные автомобили Лада Веста и Гранта, Нива Шевроле, а также Рено и Нисан российской сборки.
BIG FILTER
Российский производитель, который занимается производством и распространением масляных фильтров. Изделия поступают на предприятия завода VAG в России, где занимаются сборкой авто. Отличительная особенность фильтров – зеленый цвет корпуса.
Фильтры рассчитаны на довольно долгий эксплуатационный срок, а при условии применения качественного моторного масла обеспечат надежную и длительную защиту двигателя и его узлов от загрязнений и быстрого износа. Рекомендуется устанавливать на авто отечественных производителей и машины марки VAG.
Patron
Это довольно известный китайский производитель автозапчастей и комплектующих. Фильтры исполнены с довольно высоким качеством. Отличаются наличием выступов в канавке уплотнительного кольца для лучшей его фиксации. Изделия имеют гальваническое покрытие защищающее их от появления коррозии. Фильтрующая бумага уложена аккуратно и равномерно по всей полости.
Из недостатков стоит отметить маленькую рабочую площадь фильтрующей бумаги – высота ее и количество ребер ниже, чем у аналогов. Однако низкая стоимость компенсирует этот недостаток.
Относится к французскому производителю комплектующих для автомобилей. Отличается большой площадью фильтрующего элемента и качественной аккуратной сборкой изделий. Уплотнительное кольцо имеет высокую прочность и не прикипает к поверхностям. Для фиксации кольца и правильной его работе следует четко выполнять инструкции по установке.
Изделие имеет два перепускных клапана, что обеспечивает большую надежность работы, но также приводит и к увеличению стоимости. Бывают случаи заклинивания запорного клапана, что ведет к блокировке подачи масла в двигатель.
На что следует обращать внимание при выборе
Лучшим выбором будет покупка оригинального фильтра от проверенного бренда. Для любого автомобиля есть конкретный совет от автопроизводителей по установке правильного фильтра – его габаритные размеры, марка, характеристики и с какой периодичностью следует менять. Но такие изделия часто стоят очень недешево, к тому же приобретение их происходит через третьи руки или у сторонних производителей. Плюс ко всему, на известные марки существует много подделок.
Можно найти фильтр от другого бренда по более низкой цене, но при тех же характеристиках. Однако для этого нужно знать на что обращать внимание при покупке, а именно:
- Внешний вид – следует внимательно осматривать не только сам фильтр, но и его упаковку. Ведущие и просто уважающие себя автопроизводители следят за тем, чтобы выпускаемый под их именем товар выглядел достойно. На упаковке и самом фильтре не должно быть следов плохой покраски, дефектов резьбы и корпуса, все надписи и маркировки должны строго соответствовать действительности. В общем качественный фильтр должен иметь солидный внешний вид.
- Защитный полиэтилен – этот не так важно, однако наличие его увеличивает надежность хранения. Так Вы будете уверены, что внутренние части не подвергались коррозии. Ее наличие придаст уверенность в качестве покупаемого продукта.
- Площадь рабочей поверхности фильтра и материал его изготовления. Узнать такие параметры можно изучив документацию или просто разобрав изделие. Конечно при покупке разбирать фильтр Вам никто не позволит, поэтому поинтересуйтесь у продавца, посмотрите техническую документацию, можно заранее почитать дома в интернете информацию об интересующем товаре.
- Конструкция – идеальным вариантом будет покупка такого же точно, как и старый, фильтра. Если отличия все же имеются, то следует поинтересоваться в каких целях были внесены такие изменения конструкции. Часто это более современное решение каких-либо задач.
- Качество резьбы – от этого зависит надежность и качество посадки на рабочее место. А в будущем на простоту смены при помощи специального съёмника.
- Устройство и надежность клапана – конструкционно он должен быть выполнен, как и на оригинальном масляном фильтре. Естественно иметь только высокое качество, перепускной клапан должен быть оборудован специальной, а не универсальной, пружиной, обеспечивая срабатывание в строгом соответствии с давлением. Антидренажный клапан изготавливается из качественных материалов, без неровностей на краях, сколов и т.п.
- Уплотнительное кольцо – в хороших фильтрах его завальцовывают так, что оно с трудом извлекается со своего посадочного места. Если оно без проблем снимается или вообще выпадает, тогда это, скорее всего, подделка или брак. Покупать такое изделие не стоит.
- Качество фильтрующего элемента – он должен быть уложен в корпусе красивой гармошкой с одинаковым расстоянием между ребрами. Все пространство заполнено фильтрующим материалом, его не должно быть слишком маленькое количество.
- Следы коррозии – при наличии таковых перед Вами некачественный товар, а возможно, подделка. Корпус и все составляющие хороших фильтров обрабатываются антикоррозийными средствами, чтобы исключить появление ржавчины.
Для правильно выбора также следует помнить, что производители делятся на две категории. Первые выпускают для конкретных марок либо групп автомобилей. Вторая – чаще огромная компания занимающаяся выпуском большого выбора фильтров для разных авто и относятся больше к универсальным, что не всегда подходит конечному потребителю. Например, южнокорейским, китайским и японским машинам лучшим выбором будут масляные фильтры японского производства. Для европейских авто – европейские изделия, на американские – соответственно, американского производства.
Существует еще один народный метод проверки качества масляного фильтра. Для этого следует хорошо встряхнуть изделие либо положить на ровную поверхность и ударить по корпусу ребром ладони. После этих действий внутри его ничего не должно дребезжать и вибрировать. Если звуки или вибрации присутствуют – фильтр некачественной сборки.
Также следует помнить, что помимо качественного фильтра необходимо выбирать и качественное моторное масло, а также своевременно заменять его.
Вывод
Для приобретения качественного, надежного и долговечного фильтра следует выбирать их только в проверенных магазинах и от известных брендов. Чтобы не попасть на подделку, при покупке нужно внимательно изучить техническую документацию и осмотреть само изделие.