Масла для карбюраторных двигателей
Использование в карбюраторных двигателях предопределяет повышенные требования к способности масла предотвращать образование нагара и лака в зоне цилиндропоршневой группы, шлама в низкотемпературной зоне двигателя, а также к его антиокислительным свойствам.
Для карбюраторных двигателей используются в основном масла, относящиеся к классификационным группам В и Г (табл. 6.2).
Выбор масла определяется уровнем форсирования и условиями эксплуатации двигателя.
В двигателях старых отечественных грузовых и легковых автомобилей всесезонно (зимой и летом) используют масло М-8-А, выпускаемое вместо масла АС-8.
Для всесезонной эксплуатации высокофорсированных двигателей современных легковых автомобилей выпускают масла группы Г1: М-8-Г1 (зимнее), М-12-Г1 (летнее), М-б3/10-Г1 (всесезонное загущенное, с вязкостью при температуре —18 °С от 1300 до 2600 мм 2 /с).
Допущено к применению в карбюраторных и дизельных двигателях универсальное всесезонное рабоче-консервационное моторное масло М-4з/8-Г(рк), обеспечивающее работоспособность двигателя в интервале температур окружающего воздуха от —30 °С до +50 °С и консервацию двигателей в течение 15 лет.
Масло М-8-В является всесезонным для среднефорсированных двигателей легковых и грузовых автомобилей.
Масло М-63/10-В моторное универсальное, всесезонное, долго-работающее предназначено для карбюраторных и безнаддувных дизельных двигателей.
Масло М-6з/10-В внесено в карту смазки двигателя КамАЗ-730 и может заменять масла М-8-Г2к и М-10-Г2к.
Загущенное масло М-43/6-В, обеспечивает надежную работу автотракторных карбюраторных двигателей в условиях Крайнего Севера, т. е. позволяет осуществлять запуск двигателя при температуре —35 °С без подогрева. Его можно также применять всесезонно в карбюраторных двигателях, а также в дизельных двигателях КамАЗ-740 северного исполнения.
Всесезонное моторное масло М-53/10-Г1 применяется в форсированных карбюраторных автомобилях и в первую очередь в автомобилях ВАЗ.
Масло М-63/12-Г1 обеспечивает повышенные противоизносные свойства.
Масла для карбюраторных двигателей марка
2.2. По физико-химическим показателям моторные масла должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | ||||
М-6з/12Г1 | М-5з/10Г1 | М-4з/6В1 | М-8В | М-6з/10В | ||
1.Вязкость кинематическая, мм 2 /с | ||||||
при 100 °С | Не менее 12 | 10-11 | 5,6-6,5 | 7,5-8,5 | 9,5-10,5 | По ГОСТ 33-2000 |
при 0 °С, не более | — | — | — | 1200 | — | |
при минус 18 °С | Не более 10400 | — | — | — | — | По номограмме |
— | Не более 6000 | 1100-2600 | — | Не более 9000 | По ГОСТ 33-2000 | |
при минус 30 °С, не более | — | — | 11000 | — | — | По ГОСТ 33-2000 |
2.Индекс вязкости, не менее | 115 | 120 | 125 | 93 | 120 | По ГОСТ 25371-97 |
3. Массовая доля механических примесей, %, не более | 0,015 | 0,015 | 0,02 | 0,015 | 0,02 | По ГОСТ 6370 с дополнением по п.4.2 настоящего стандарта |
4. Массовая доля воды, не более | Следы | По ГОСТ 2477 | ||||
5. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле,°С, не ниже | 210 | 200 | 190 | 207 | 190 | По ГОСТ 4333 |
6. Температура застывания,°С, не выше | -30 | -38 | -42 | -25 | — | По ГОСТ 20287-91 |
на основе масла типа АСВ-5, не выше | — | — | — | — | -40 | По ГОСТ 20287-91, метод Б |
на основе масла типа АСВ-6, не выше | — | — | — | — | -30 | |
7. Коррозионность на пластинках из свинца, г/м 2 , не более | Отсутствие | 5,0 | 5,0 | 10,0 | 4,0 | По ГОСТ 20502 с дополнением по п.4.9 настоящего стандарта |
8. Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более | 0,5 | — | 1,0 | — | 0,5 | По ГОСТ 5726 |
9. Щелочное число, мг КОН на 1 г масла, не менее | 7,5 | 5,0 | 5,5 | 4,2 | 5,5 | По ГОСТ 11362-96 с дополнением по п.4.7 настоящего стандарта |
10. Зольность сульфатная, %, не более | 1,3 | 0,9 | 1,3 | 0,95 | 1,3 | По ГОСТ 12417-94 |
11. Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), ч: | По ГОСТ 11063 | |||||
15 | — | — | Выдерживает | — | — | |
20 | — | Выдерживает | — | — | — | |
30 | Выдерживает | — | — | Выдерживает | ||
12.Цвет на колориметре, ЦНТ, единицы ЦНТ, не более: | По ГОСТ 20284 | |||||
без разбавления | 7,5 | 5,0 | — | — | — | |
с разбавлением 15:85 | — | — | 3,0 | 3,5 | 3,0 | |
13.Плотность при 20 °С, г/см 3 , не более | 0,900 | 0,900 | 0,880 | 0,905 | 0,890 | По ГОСТ 3900 |
14.Массовая доля активных элементов, %, не менее: | ||||||
кальция | 0,23 | 0,20 | — | 0,16 | — | По ГОСТ 13538 |
цинка | 0,10 | 0,12 | — | 0,09 | — | |
фосфора | — | — | — | 0,09 | — | По ГОСТ 9827 |
15.Вязкость динамическая, мПа-с, не более: | ||||||
при минус 18 °С | — | 2300 | — | — | — | По п. 4.8 |
при минус 15 °С | 4500 | — | — | — | — | По ГОСТ 1929 с дополнением по п.4.8 настоящего стандарта |
П р и м е ч а н и я : 1.(Исключено, Изм. № 6). 2. В механических примесях не допускаются песок и другие абразивные вещества. 3.(Исключен, Изм. № 1). 4-6.(Исключены, Изм. № 3). 7.(Исключен, Изм. № 5). 8.Норма по показателю 11 для масла марки М-8В, вырабатываемого из западно-сибирской нефти и ее смесей с другими нефтями восточных районов страны, устанавливается 25 ч. 9.(Исключен, Изм. № 7). 10.(Исключен, Изм. № 8). 11.(Исключено, Изм. № 10). (Измененная редакция, Изм. № 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9). 12. Технология производства и состав масла гарантируют содержание в нем фосфора, не превышающее норму не более 0,12%. 2.3. (Исключен, Изм. № 3). 2.4. Масла должны выдерживать моторные испытания по ГОСТ 17479.1.
|