Масла для двигателей внутреннего сгорания это

Зачем нужно моторное масло в двигателе и когда его лучше менять

Как правило, каждый автолюбитель знает, что в двигателе автомобиля присутствует моторное масло, которое необходимо для смазывания трущихся деталей. При этом далеко не все понимают, какие еще важнейшие задачи выполняет масло кроме смазывания. Также многие автовладельцы затрудняются ответить, для чего нужна замена масла в двигателе строго по регламенту или даже раньше срока.

Далее мы поговорим о том, как моторное масло влияет на работу ДВС и почему нужно менять масло в двигателе. Также будет рассмотрен вопрос, когда менять масло в двигателе и почему оптимально производить такую замену смазки с учетом определенных условий, факторов и особенностей.

Основные функции моторного масла

Итак, на раннем этапе развития двигателей смазочная жидкость была необходима для смазки шеек коленвала, а также для отвода продуктов износа и избытков тепла в картер силового агрегата. В дальнейшем масло также стали подавать в ГРМ, а также была реализована смазка цилиндров.

Получается, базовые функции современного моторного масла следующие:

  • защита деталей от сухого трения и преждевременного износа;
  • снижение потерь на трение, энергосбережение;
  • защита от появления коррозии;
  • охлаждение трущихся поверхностей, защита от перегрева;
  • выведение из зон трения продуктов механического износа (металлической стружки);
  • нейтрализация химически активных соединений, удаление нагара, сажи, и других продуктов, которые образуются после сжигания топлива в цилиндрах.

Виды и типы моторных масел

Прежде всего, любое масло для двигателя состоит из базовой масляной основы и пакета специальных присадок, которые добавлены в такую основу. Присадки отвечают за стабильность масляной пленки и вязкость масла (вязкостные присадки), очистку деталей двигателя (моющие присадки) и т.д. Именно благодаря таким присадкам смазочная жидкость получает многие уникальные свойства и характеристики.

Однако важную роль играет и сама масляная основа, в зависимости от которой масла делятся на:

Минеральные моторные масла являются «натуральными», так как их изготавливают из нефти. Такие смазки наиболее простые в производстве и доступные по цене. Однако данные продукты имеют самую высокую вязкость при низких температурах (минеральное масло в условиях холодов сильно густеет), угорают в процессе работы двигателя, быстрее остальных окисляются и стареют.

На практике это означает, что их нужно менять чаще, чем полусинтетику или синтетику. Зачастую такие смазочные жидкости используют в двигателях с большим пробегом, так как повышенная вязкость «минералки» позволяет сформировать более толстую масляную пленку и несколько компенсировать увеличенные от износа зазоры между деталями. В результате двигатель работает тише, уменьшаются ударные нагрузки и т.д.

  • Синтетические моторные маслаявляются маловязкими и делятся на ПАО-синтетику и гидрокрекинг. Первый вариант является наиболее качественным и дорогостоящим продуктом, такое масло изготавливают не из чистой нефти, технология изготовления сложная и трудоемкая.

Гидрокрекинг (HC) немного хуже по качеству, при этом такой продукт заметно дешевле в производстве. В двух словах, гидрокрекинговое масло представляет собой нефтяную основу, которую путем специальной обработки максимально приближают по свойствам к ПАО маслам.

  • Что касается полусинтетического масла, фактически такой продукт является смешиванием двух основ. Другими словами, в минеральную основу добавляется 30-50% дорогостоящей синтетики.

Готовый продукт получается лучше «минералки» по свойствам и дешевле чистой синтетики, представляя собой сбалансированное решение по соотношению качества и цены.

Также стоит выделить, что моторное масло в линейке различных производителей все чаще позиционируется не только в качестве всесезонного, но и универсального. Универсальное моторное масло означает, что его можно равноценно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Масло бензин/дизель или дизель/бензин позволяет упростить обслуживание автопарков, исключая необходимость отдельно закупать смазки для разных типов двигателей.

Зачем менять масло и когда это лучше делать

Не трудно догадаться, что в процессе эксплуатации ТС и двигателя масло постоянно нагревается и охлаждается, в нем накапливаются загрязнения, продукты износа мотора и отложения, постепенно «срабатывается» пакет присадок, изменяется вязкость и стабильность масляной пленки и т.п.

Получается, для вывода накопившихся загрязнений из мотора, а также для обеспечения защитных, моющих и других свойств, смазку нужно менять. Как правило, замена масла в двигателе предписана самим производителем автомобиля с учетом определенного пробега. В среднем, показатель зафиксирован на отметке 15 тыс. км. Однако важно учитывать ряд дополнительных особенностей.

В развитых странах, где качество топлива высокое, хорошее синтетическое масло можно не менять до 20 тыс. км, гидрокрекинговое или полусинтетическое масло вполне выхаживает до 15 тыс. км, минеральное может отработать 10 тыс. Причем такие показатели актуальны даже в том случае, если условия эксплуатации тяжелые.

Также нужно помнить, что замене подлежит и масляный фильтр параллельно заливке свежей смазки. Игнорирование данных правил и рекомендаций в дальнейшем может привести к значительному сокращению ресурса силового агрегата, сбоям в его работе или к поломке ДВС.

Напоследок отметим, что только правильно подобранное моторное масло (с учетом всех рекомендаций и допусков производителя ТС, указанных в мануале к авто), а также своевременная замена смазки и масляного фильтра (с обязательной поправкой на индивидуальные условия эксплуатации автомобиля) является практически единственным способом максимально увеличить моторесурс силовой установки и сохранить работоспособность ДВС на протяжении всего срока службы мотора до капитального ремонта.

Читайте также:  Наряд выполненных работ для ремонта автомобиля

Вязкость моторного масла, чем отличаются масла с индексом вязкости 5w40 и 5w30. Какую смазку лучше залить в двигатель зимой и летом, советы и рекомендации.

Какие производители изготавливают лучшее моторное масло. Выбор лучшего масла для двигателя среди доступных предложений рынке. Советы и рекомендации.

Как правильно подобрать моторное масло для двигателя автомобиля. Масляная основа смазки, маркировка и классификация по SAE, API и ACEA. Полезные советы.

Как правильно подобрать моторное масло для старого ДВС или мотора, у которого пробег больше 150-200тыс.км. На что нужно обратить внимание, полезные советы.

Что лучше использовать: синтетическое или полусинтетическое масло. Когда оптимально заливать в мотор синтетику и в каких случаях полусинтетический продукт.

Почему моторные масла смешиваются, виды масел, переход на другую группу, присадки. Можно ли смешивать разное моторное масло, советы и рекомендации.

Важное о моторных маслах. Поймет даже девушка

В этой заметке собрано самое важное о моторных маслах. Материал изложен простым языком, структурировано и последовательно. Приступим.

Что такое моторное масло? Функция моторного масла? Как работает моторное масло?

Моторное масло это жидкость, призванная снизить трение, а следовательно, и износ металлических деталей двигателя (прежде всего, поршней и цилиндров), продлив им жизнь. Это основная функция моторного масла, которая реализуется посредством образования масляной пленки на стенках цилиндров и поршней. В результате во время возвратно-поступательных движений между металлическими деталями снижается трение и износ.

Из чего состоит моторное масло?

Как правило, в основе моторного масла лежит, так называемое, базовое масло, полученное в процессе нефтепереработки (бывает минеральным, полусинтетическим, синтетическим и синтетическим гидрокрекинговым). Детальные и тотчечные настройки характеристик моторного масла происходят посредством добавления пакетов присадок. Именно они (присадки) наделяют канистру или бочку с моторным маслом конкретными спецификациями. От пакета присадок зависит степень вязкости, температурный режим, ресурс и масса других свойств моторного масла. Именно потому состав присадок, во многом тщательно охраняемая, коммерческая тайна всех производителей моторных масел.

Характеристики моторного масла. Основные свойства моторных масел

Главные свойства моторного масла:

— Тип (минеральное, полусинтетика, синтетика, HC-синтетика). Зависит от основы.

— Термическая стойкость — позволяют использовать масла для охлаждения поршней, повышать предельный нагрев масла в картере.

— Моющие свойства моторного масла — диспергирующе-стабилизирующие и солюбилизирующие способности по отношению к различным нерастворимым загрязнениям, обеспечивающие чистоту деталей двигателя.

— Отсутствие коррозионного воздействия на детали двигателя

— Стойкость к старению — способность максимально сохранять свои свойства с течением времени.

— Малая летучесть, низкий расход на угар

— Совместимость с катализаторами,

Регламент замены моторного масла: когда и как часто нужно менять моторное масло?

Среди инженеров-двигателистов и профессиональных сервисменов считается, что для здоровья мотора гораздо важнее частота замены моторного масла, чем его марка. В этих словах определенно есть рациональное зерно. За тысячи километров даже самое дорогое и совершенное масло утрачивает свои чистящие и моющие свойства. Хотя мировые лидеры смазочной индустрии стремятся максимально продлить полезные свойства моторных масел. Тем не менее, при смене масла важно проводить промывку системы, используя специальные промывочные масла.

По хорошему, правильнее менять моторное масло исходя из нагрузки на двигатель и времени его использования. Но считать межсервисный интервал так сложнее, поэтому автопроизводители чаще всего рекомендуют проводить ТО в среднем, раз в 15 тысяч км, хотя существуют и исключения: к примеру, Toyota рекомендует менять моторное масло раз в 10 тысяч км, а Volvo — раз в 20 000 км. Впрочем, в российских условиях, с гигантскими перепадами температур, нестабильным качеством топлива, пробках (если говорить о таких крупных городах, как Казань) менять масло оптимально не реже 10 000 км.

Впрочем, замена масла «по пробегу» почти всегда будет неоптимальной. Одинаковый пробег по трассе и в городском режиме — это более чем четырехкратная разница в моточасах и огромная разница по части деградации масла. Например, при стандартном интервале замены в 15 тысяч километров в пробках масло проработает все 700 часов, а на трассе — даже меньше 200.

Для качества работы масла эта более чем трехкратная разница — колоссальная, ведь даже при работе на малой нагрузке термическое воздействие на масло очень велико. В современных моторах ситуация усугубляется высокой температурой термостатирования, плохой вентиляцией картера и отсутствием его охлаждения на стоящей в пробках машине, что вызывает резкое снижение его ресурса.

На трассе нагрузка тоже может быть разной. На скорости до 100-130 километров в час у большинства машин нагрузка на мотор ниже средней, температуры невелики, а вентиляция картера работает хорошо. У мощных моторов нагрузка и вовсе оказывается минимальной, а значит, и очень слаба нагрузка на масло.

Вместе с увеличением нагрузки на мотор ухудшаются и условия работы масла: возрастает температура поршней, начинает увеличиваться поток разрушающих картерных газов. Таким образом, оптимальным режимом работы и для масла, и для мотора являются средняя скорость в половину от максимальной и малое время работы на холостом ходу после прогрева.

Случаи явного превышения регламента замены при использовании стандартных полусинтетических масел и синтетики на гидрокрекинговой основе чреваты «осложнениями» для двигателя в виде закоксовывания и уменьшения подвижности поршневых колец.

Как читать маркировку моторного масла? 5W30, 5W40: в чем разница? Или что значат 5W30, 5W40, 10W40?

Читайте также:  Схема двигателя по вин коду автомобиля

Физические свойства моторных масел «читаются» по их маркировке. Сегодня наиболее распространена система классификации по SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров). Такая технология классификации основана на вязкости масла, обозначаемой числовым кодом. Если после числа стоит буква «W» (winter — зима), то это продукт, рассчитанный на использование в холодное время года. Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100°C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях, что означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя.

Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE J300. Эта классификация подразделяет моторные масла 17 классов от 0W до 60:

8 зимних (0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W)

9 летних (2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости.

Всесезонные масла обозначают кодом с двумя числами, например, 20W-50. Они удовлетворяют соответствующим классам для разных времен года.

Для всесезонного масла — сдвоенный номер. Первый — вязкость при отрицательной температуре. Второй — вязкость при плюсовой температуре.

Показатели низкотемпературной вязкости:

0W — используется при температуре до −35 град. С

5W — используется при температуре до −30 град. С

10W — используется при температуре до −25 град. С

15W — используется при температуре до −20 град. С

20W — используется при температуре до −15 град. С

Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй — определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С.

Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, недопускающем сухого трения в узлах трения.

Аббревиатура HTHS расшифровывается как High Temperature High Shear Rate, то есть «высокая температура — высокая прочность на сдвиг». С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре. Большинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются всесезонными, то есть удовлетворяют требованиям по вязкости как при низких, так и при высоких температурах.

Показатели высокотемпературной вязкости

Гораздо интереснее второе число в обозначении — высокотемпературная вязкость. Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.

Как выбрать моторное масло? Существует ли лучшее моторное масло?

Итак, какое моторное масло выбрать? Отправной точкой для выбора масла правильно считать рекомендации автопроизводителя, как правило, закрепленные в сервисной книжке автомобиля. Второе важное правило — оригинальность моторного масла, его фирменное происхождение. Таким образом, единственного, самого лучшего моторного масла не существует. Подбирать его необходимо исходя из требований автопроизводителя или с помощью специальных форм подбора моторных масел на сайтах производителей или магазинов моторных масел.

Масляный фильтр, и его функции

Наряду со сменой моторного масла остро рекомендуется менять и масляный фильтр. Большинство масляных фильтров наделены магнитов, призванным притягивать даже маломальскую железную стружку, которая всё-таки образуется во время работы мотора. Так же, как и моторное масло, масляный фильтр изнашивается во время эксплуатации и со временем утрачивает свои фильтрационные способности.

Методы замены моторного масла

Для начинающих водителей возможно станет сюрпризом, что существует как минимум два способа замены моторного масла — посредством слива из картера или методом откачки компрессором из заливной пробки.

Нужна ли промывка двигателя во время замены моторного масла?

Увы, во время регламентных ТО у официальных дилеров процедура промывки двигателя не предусмотрена. Между тем, рекомендованный межсервисный интервал, как правило, составляет 15000 км. Выше мы говорили о том, что зачастую это не есть хорошо.

К очередному сроку замены в масле остаётся крайне мало моющих присадок, а при городском режиме эксплуатации и некачественном топливе их может не остаться совсем. В такой ситуации, двигатель начинает быстро загрязняться изнутри. Пока автомобиль новый, это некритично, но с возрастом, накопившиеся загрязнения начинают мешать нормальной работе двигателя. Падает мощность, растет расход топлива, появляется дымление и расход масла. В таких условиях заливая свежее масло, оно быстро потеряет свои свойства и перестает полноценно выполнять свои функции.

Именно поэтому эксперты рекомендуют регулярно использовать промывки масляной системы. Используя промывки при замене масла, вы не просто увеличиваете ресурс двигателя, но и максимально сохраняете его мощность, экономичность и экологические параметры. При этом использованные на промывку средства с лихвой вернуться за счет экономии на топливе и ремонте!

Дизельное моторное масло

Сильно ли отличается моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей? Алгоритм работы бензиновых и дизельных двигателей весьма значительно отличается конструктивно. Именно потому производители масел разрабатывают специальные продукты для владельцев дизельных автомобилей. В свою очередь, и автопроизводители зачастую рекомендуют использовать специальные дизельные масла в моторах, работающих на солярке.

Читайте также:  Что выявит диагностика двигателя авто

Почему бесполезно читать отзывы о моторном масле? Показателен ли рейтинг моторных масел?

Отзывы о моторных маслах — не несут в себе значимой смысловой нагрузки, поскольку характеристики моторного масла максимально скрыты от глаз. Именно потому все не лабораторные умозаключения касаемо характеристик моторного масла не более, чем домыслы. Ну, невозможно сделать объективные выводы о моторном масле без инструментально-научного анализа, на глаз или на слух.

Типы моторных масел:

На рынке известно четыре основных типа моторного масла: минеральное, полусинтетическое, полностью синтетическое масло для двигателя, а также синтетическим гидрокрекинговым. В чем отличия?

Минеральное моторное масло (или минералка) — минеральные масла являются продуктом перегонки мазута. Есть еще минеральные масла, которые изготавливаются из технических сельскохозяйственных культур. Технология получения минеральных масел из нефтепродуктов очень проста, поэтому минеральные масла на их основе достаточно дешевы. К положительным качествам минеральных масел следует отнести стабильность, эффективность их действия и малое разрушительное воздействие на детали.

В натуральном виде минеральные масла практически не используются. Они обладают хорошими смазочными свойствами лишь в интервале «комнатных» температур или с различными присадками. Присадки увеличивают антикоррозионные, противоизносные и моющие свойства минеральных двигательных масел. Нужно отметить, что задачей современных моторных масел является не только уменьшение сопротивления трения, но и очистка деталей двигателя от продуктов сгорания топлива.

Под воздействием повышенных температур присадки в минеральных маслах выгорают, а при низких температурах минеральные масла очень вязкие, что затрудняет работу механизмов.

Полусинтетическое моторное масло — чисто минеральные масла уже почти не встречаются, их заменила «полусинтетика», у которой гораздо выше содержание присадок. Среди таких масел нет долгоживущих, продукты распада их достаточно сильно загрязняют мотор, а присадки держатся недолго, и вязкость сильно меняется со временем. Но интервалы замены порядка 10-15 тысяч километров им вполне по силам. Но чуть сложнее условия и выше количество моточасов, и лучше бы этот интервал сократить.

Синтетические гидрокрекинговые масла — их часто считают почти такой же «полусинтетикой», но они заметно лучше в реальной эксплуатации. Чуть более дорогая «основа» позволяет сделать скачок в стабильности вязкости и способности удерживать пакет присадок. Большая часть «штатных» масел от автопроизводителей относится как раз к этому семейству. Они позволяют в тепличных условиях получить пробег от замены до замены и в 30 тысяч километров, но на практике в наших условиях лучше вспомнить, что масла этой серии почти все малозольные и сильно зависят от мотора и бензина.

Зато при пробегах даже в 15 тысяч километров до замены они оказываются заметно лучше «минералки»: у них обычно меньше вредных продуктов разрушения и лучше моющие свойства.

Но зачастую дело не только в гидрокрекинге. В основе таких масел есть и ПАО, и эстеры, о которых чуть ниже. Существенной особенностью является то, что так называемые малозольные масла Low-SAPS на этой основе имеют значительно сниженный пакет присадок для минимизации количества сульфатной золы, фосфора и серы, что, возможно, продлевает поначалу ресурс катализаторов, но явно уменьшает срок жизни мотора.

Полностью синтетическое моторное масло на основе полиальфаолефинов — это хиты прошлых лет и основа многих чисто гоночных масел. Их основа еще дороже, но у них лучше текучесть, а температуры замерзания способны справиться с сибирскими морозами — без всяких присадок они могут быть ниже минус 60 градусов! Они почти не угорают, а продукты их распада максимально чисты и не образуют закоксовываний поршневых колец.

Однако следует понимать, что это не продукты массового применения, и цена их значительно выше цены гидрокрекинговой синтетики, а еще у них менее стойкая масляная пленка и хуже коэффициент трения.

Говорить об интервале замены сложнее, но основа такого масла стареет очень медленно. Впрочем, пакеты присадок остаются сложными и все равно имеют свой срок службы, да и механические загрязнения не исчезают. Но такие масла действительно способны реализовать LongLife программы замены без снижения ресурса мотора, может быть, даже превысить стандартный интервал в 400 моточасов.

Надо заметить, что гидрокрекинговая синтетика малой вязкости часто содержит значительный объем ПАО, и в реальной эксплуатации разница между разными типами «синтетики» куда меньше, чем разница между чистыми основами. Малозольные масла с этой основой тоже могут иметь слабый пакет присадок.

Тесты моторных масел

Независимые тесты моторных масел — куда более авторитетный инструмент для анализа моторного масла при его подборе. Все потому что в рамках экспертных тестов проводится научный анализ моторных масел в смоделированных условиях или в условиях их реальной работы.

Российские моторные масла: существует ли разница между российскими и зарубежными моторными маслами?

Коротко: если и существует, то незначительная. С одним единственным замечанием — при условии, что сравниваемые моторные масла являются оригинальными, не контрафактными.

В доказательство предлагаем посмотреть Вам это видео:

Несколько обобщающих выводов:

— Выбирать моторное масло исходя из рекомендаций автопроизводителей и допусков

— Соблюдать межсервисный интервал замены моторного масла. При возможности менять масло чаще.

— Хотя бы периодически проводить промывку двигателя между заменами моторного масла.

— Покупать масло у проверенных поставщиков.

Полезно?! Ставьте лайки и подписывайтесь:)

Оцените статью