Машины технологии высокоэффективных процессов обработки материалов

Машины и технология высокоэффективных процессов обработки материалов

Информация по профилю

Подготовка высококвалифицированных специалистов в области новейших технологий и оборудования с использованием концентрированных потоков энергии (КПЭ)— лазерная, электронно-лучевая, плазменная обработка и синтез материалов, включая наноматериалы, по направлениям: лазерная; электронно-лучевая, плазменная сварка и наплавка, лазерная и плазменная резка, раскрой; лазерная маркировка, аддитивные технологии с применением КПЭ. гравирование, синтез новых материалов и модифицирование, термообработка материалов и изделий с помощью КПЭ.

Основные виды деятельности выпускника (кого готовят), что может выпускник

  • проектирование технологических процессов автоматизированной сварки, наплавки, легирования, резки, маркировки и гравировки, размерной и других видов обработки;
  • разработка технологического оснащения, специализированного оборудования, средств автоматизации, контроля с применением современного высокоэффективного отечественного и зарубежного лазерного, электронно-лучевого, плазменного и другого оборудования;
  • проведение исследований в области изменения микроструктуры, физико-механических свойств материалов при обработке концентрированных потоков энергии и других воздействий; выполнение управленческих функций в различных сферах деятельности.

Основные дисциплины

  • Концентрированные потоки энергии (КПЭ) и физические основы их генерации;
  • Электрофизические методы обработки материалов;
  • Проектирование специализированного оборудования и оснастки для обработки концентрированными потоками энергии;
  • Теоретические основы обработки концентрированными потоками энергии;
  • Технология обработки концентрированными потоками энергии;
  • Контроль и автоматизация обработки концентрированными потоками энергии;
  • Системы автоматизированного проектирования процессов обработки концентрированными потоками энергии;
  • Технологические основы сварки, пайки и раскроя концентрированными потоками энергии;
  • Модифицирование материалов концентрированными потоками энергии/

Возможные сферы деятельности выпускников

Научно-исследовательская и производственно-технологическая: магистр, аспирант, инженер-исследователь, преподаватель, технолог, конструктор, ведущий инженер, производственный мастер, начальник участка, начальник цеха, директор предприятия.

Машины и технологии высокоэффективных процессов обработки

Код направления подготовки

Наименование направления подготовки/специальности

  • очно — 227 000 руб. (на 2020 год)
  • заочно — 86 000 руб. (на 2020 год)

Вступительные испытания и минимальные баллы

  • Математика (профиль) — 39
  • Информатика и ИКТ/Физика/WS* — 44/39
  • Русский язык — 40

Прием иностранных граждан

  • *WS – результат демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, сданного выпускником СПО по соответствующей УГСН (см. пункт 2.2.8 Правил приема).

Уникальность и актуальность данной программы основаны на решении технологических задач в области инновационных технологий с применением методов резания, электрофизических и электрохимических методов обработки материалов.

В современном машиностроении постоянно создаются новые материалы, обладающие уникальными свойствами, которые трудно обрабатываются, или, вообще, не обрабатываются, традиционными методами. По программе готовятся специалисты по разработке и внедрению комплексных технологических процессов, которые позволяют эффективно, качественно и с требуемой точностью обрабатывать детали из любых материалов и любой сложности. Эти процессы включают методы обработки концентрированными потоками энергии, такие как плазменные, лазерные, электрофизико-химические методы обработки, которые студенты осваивают за время обучения, получая при этом основательную инженерную подготовку в различных областях техники и технологии.

Обучение в Мосполитехе

Ключевая особенность обучения — работа над решением реальных задач производства, внедрение новых технологий, развитие навыков командной работы и самопроектирование.

Проектная работа студента начинается с первого семестра и завершается на восьмом семестре в рамках дисциплины «Проектная деятельность». Проект – прекрасный способ проверить свои навыки и умения в реальном деле – задания нацелены на решение практических задач и оцениваются внешними экспертами.

Современные производства заинтересованы в высококвалифицированных инженерных кадрах, которые могут сразу влиться в трудовой коллектив и приступить к разработке проектов без необходимости доучивания. Поэтому мы предлагаем обучающимся выбирать места для прохождения практики и стажировки с возможностью последующего трудоустройства на эти предприятия. В список машиностроительных ведомств и предприятий входят: «РОСАТОМ», ОАО «Автофрамос» (автозавод «Renault»), ОКБ «Сухой», НПЦ Газотурбостроения «Салют», ГМКБ «Вымпел», ОАО «Вилс», ООО МЗ «Тонар», ООО «ЛИАЗ», ФГУП «НПО ТехноМаш», Авиакорпорация «Рубин», «Энергия» в г. Королев, НПО им. Хруничева и другие известные объединения.

150206 Машины и технология высокоэффективных процессов обработки материалов. Государственный образовательный стандарт

Государственный Комитет Российской Федерации по высшему образованию У Т В Е Р Ж Д А Ю: Заместитель Председателя Госкомвуза России В.Д.Шадриков 16 июня 1995г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 12 07 00 Машины и технология высокоэффективных процессов обработки. Вводится в действие с даты утверждения. Москва 1995 г. — 2 — 1ї2. ї0Общая характеристика специальностиї2 ї01207000 — Машины и техно- логия высокоэффективных процессов обработки. 1.1. Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 г. N180. 1.2.Квалификация выпускников — инженер. Нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения — 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускни- ка. 1.3.1. Место специальности в области науки и техники. Машины и технология высокоэффективных процессов обработки относится к областям науки и техники, которые включают совокупность средств, способов и ме- тодов человеческой деятельности, направленных на исследование, разра- ботку и применение техники, машин, конструкций, приборов, технических систем и технологий для обработки лазерным, ионным излучением,элект- ронным лучем и электроискровым разрядом. 1.3.2. Объекты профессиональной детельности. Объектами профессиональной деятельности инженера по специальности 1207000 — Машины и технология высокоэффективных процессов обработки являются технологические процессы обработки концентрированными потока- ми энергии (лазерное излучение, электронный луч, электроискровый раз- ряд, плазменная струя, ионное излучение) и специализированное оборудо- вание и оснастка для обработки концентрированными потоками энергии. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности. Инженер по специальности 1207000 — Машины и технология высокоэф- фективных процессов обработки в соответствии с фундаментальной и спе- циальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: — проектно-конструкторская; — производственно-управленческая; — экспериментально-исследовательская; — производственно-организационная; — технологическая. 2ї2. ї0Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обуче- ние по программе инженера по специальности 1207000 — Машины и технология высокоэффективных процессов обработки. 2.1. Общие требования к образованности инженера. Инженер отвечает следующим требованиям: — знаком с основными учениями в области гуманитарных и социаль- — 3 — но-экономических наук, способен научно анализировать социально значи- мые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различ- ных видах профессиональной и социальной деятельности; — знает основы Конституции Россиской Федерации; — знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение чело- века к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; — имеет целостное представление о процессах и явлениях, происхо- дящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных на- учных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; — способен продолжить обучение и вести профессиональную деятель- ность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет); — имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; — владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; — умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компь- ютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) инфор- мации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; — владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; — умеет использовать методы решения задач на определение опти- мальных соотношений параметров различных систем; — способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; — понимает сущность и социальную значимость своей будущей профес- сии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; — способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качест- венный и количественный анализ; — способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с — 4 — реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их реше- ния методы изученных им наук; — готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, знает основы педагогической деятельности; — методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам. 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Требования к знаниям и умениям выпускников соответствуют Требова- ниям (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержд„нным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года. 2.2.2. Требования по математическим и общим естественнонаучным дисциплинам. Инженер должен: в области математики и информатики иметь представление: — о математике как особом способе познания мира, общности ее по- нятий и представлений; — о математическом моделировании; — об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; знать и уметь использовать: — основные понятия и методы математического анализа, аналитичес- кой геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного перемен- ного, теории вероятностей и математической статистики, дискретной ма- тематики; — математические модели простейших систем и процессов в естест- вознании и технике; — вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необ- ходимые расчеты в рамках построенной модели; иметь опыт: — употребления математической символики для выражения количест- — 5 — венных и качественных отношений объектов; — исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценкой пределов применимости полученных результатов; — использования основных приемов обработки экспериментальных дан- ных; — аналитического и численного решения алгебраических уравнений; — исследования, аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений; — аналитического и численного решения основных уравнений матема- тической физики; — программирования и использования возможностей вычислительной техники и программного обеспечения; — использования средств компьютерной графики; в области физики, химии и экологии иметь представление: — о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции; — о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития; — о дискретности и непрерывности в природе; — о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот; — о динамических и статистических закономерностях в природе; — о вероятности как объективной характеристике природных систем; — об измерениях и их специфичности в различных разделах естест- вознания; — о фундаментальных константах естествознания; — о принципах симметрии и законах сохранения; — о соотношениях эмпирического и теоретического в познании; — о состояниях в природе и их изменениях со временем; — об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе; — о времени в естествознании; — об основных химических системах и процессах, реакционной спо- собности веществ; — о методах химической идентификации и определения веществ; — об особенностях биологической формы организации материи, прин- ципах воспроизводства и развития живых систем; — о биосфере и направлении ее эволюции; — о целостности и гомеостазе живых систем; — о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, эко- — 6 — системах; — об экологических принципах охраны природы и рациональном приро- допользовании, перспективах создания не разрушающих природу техноло- гий; — о новейших открытиях естествознания, перспективах их использо- вания для построения технических устройств; — о физическом, химическом и биологическом моделировании; — о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зре- ния единства биосферы и биосоциальной природы человека; знать и уметь использовать: — основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, химических систем, реакционной способности веществ, химической идентификации, экологии; — методы теоретического и экспериментального исследования в физи- ке, химии, экологии; уметь оценивать численные порядки величин, харак- терных для различных разделов естествознания. 2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам. Инженер должен: иметь представление: — о методах проекционного черчения; — о принципах конструирования деталей,узлов, машин и механизмов; — о принципах и методах моделирования технологических процессов и конструкций; — о принципах стандартизации и сертификации материалов, техноло- гических процессов и машин; — о методах измерений, испытаний, структурного анализа; — об общей классификации материалов, преимущественных областях их применения; — о методах управления структурой и характеристиками материалов; — о технологичности материалов и конструкций; — о взаимосвязи физических явлений и методов контроля качества материалов и изделий; — о принципах технико-экономического анализа; — об основных положениях и понятиях теории управления; — о рациональных условиях жизнедеятельности; — об анатомо-физиологическом воздействии на человека опасных и вредных факторов; — 7 — знать : — методы изображения пространственных обьектов на плоских чер- тежах, методы построения проекций; — методы компьютерной графики; — методы расчета нагруженных линейных, плоских и пространствен- ных систем , механических характеристик; — типы передаточных устройств и конструкций; — типы разьемных и неразьемных соединений ; — методы расчета однофазных линейных электрических цепей, а также трехфазных цепей синусоидального тока; — основные принципы действия аппаратуры, применяемой в исследо- вательских лабораториях и на производстве; — о механизмах и явлениях, связанных с теплообменом; — об основах квалиметрии; — основы теории теплопередачи; — основы теории взаимозаменяемости; — особенности сертификации материалов, технологических процес- сов, технических средств; — метрологические методы; — основы стандартизации, структуру стандартов; — средства обеспечения безопасности производства; — диаграммы состояния сплавов; — механизмы фазовых превращений, основные методы термической и термомеханической обработки; — основные паро-, жидко- и твердофазные процессы получения ма- териалов, литейные, деформационные, сварочные процессы, процессы нане- сения покрытий, импульсные процессы формообразования и соединения де- талей; — основы рентгеновского, электронно-микроскопического, магнит- ного, акустического, спектрального, микрорентгеноспектрального методов контроля; — принципы экономического управления производственной, научной и проектной деятельностью; — основы материально-технического снабжения и подготовки произ- водства; — нормативно-техническую документацию, принципы ее разработки и использования; — научные и организационные основы мер по ликвидации последс- — 8 — твий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситу- аций; уметь использовать: — сборочные,деталировочные чертежи и эскизы; — знание основных типов электрических генераторов, двигателей, трансформаторов, электрических фильтров; — метрологическую технику для конкретных измерений; — стандарты в производственной, проектной и исследовательской деятельности; — диаграммы состояния сплавов для определения структурного сос- тояния; — технологические режимы термической и термомеханической обра- ботки; — основные типы машин, устройств и приборов, применяемых для получения, обработки и контроля материалов, а также для контроля и уп- равления процессами; — средства обеспечения безопасности производства; иметь опыт: — проектирования процессов получения и обработки материалов; — построения изображений технических изделий, оформления черте- жей и электрических схем, составления спецификаций; — составления расчетных схем для анализа и проверки прочности элементов механических систем; — расчета теплового баланса печей и нагревательных устройств; — пользования контрольными системами, устройствами и приборами основных типов; — составления сметы затрат на производство, определения себес- тоимости продукции, прибыли. 2.2.4. Требования по специальным дисциплинам. Инженер должен: иметь представление: — об основных тенденциях и направлениях развития современных тех- нологий обработки материалов; — об основных научно-технических проблемах и перспективах разви- тия областей науки и техники, соответствующих специальной подготовке, их взаимосвязи со смежными областями; — о тенденциях создания принципиально новых технологических про- цессов обработки материалов; знать: — 9 — — комплексные методы моделирования и проектирования материалов, технологических процессов и технологической оснастки оборудования, ис- пользуемого для получения и обработки материалов; — методы обеспечения экологичности и безопасности процессов полу- чения и обработки материалов; — принципы координации производственной деятельности; — физико-химические явления, происходящие в процессе высокоэффек- тивной обработки материалов; — теоретические основы технологии высокоэффективных процессов об- работки; — методы типового и нетипового (индивидуального) проектирования технологической оснастки; — методы обеспечения производства с пониженной материалои энерго- „мкостью, повышенной технологической над„жностью, производительностью труда и технико-экономической активностью; — конструкции основных типов технологического оборудования, конт- рольного оборудования, аппаратуры и приборов, средств механизации и автоматизации, используемых в процессах обработки материалов, методы эксплуатации и ремонта оборудования и технологической оснастки; — методы проектирования производственных процессов, участков, тех- нологических линий, цехов и производственных комплексов; — методы инженерных и теоретических расч„тов, связанных с проекти- рованием новых материалов и технологических процессов их получения и обработки; уметь использовать: — типовые и авторские методики инженерных расчетов параметров технологических процессов; — графики, диаграммы, номограммы, характеризующие закономерности взаимосвязи свойств материалов , технологических параметров и парамет- ров оборудования; — специальную литературу и другие информационные данные (в том числе на иностранном языке) для решения профессиональных задач; — методы количественного структурного анализа, методы контроля и испытаний, а также соответствующие оборудование, аппаратуру и приборы для контроля качества продукции и управления технологическими процес- сами; — знание методов моделирования, расчета и экспериментальных исс- ледований для разработки новых эффективных технологических процессов, — 10 — а также методов обработки экспериментальных данных и оценки погрешнос- тей аналитических расчетов; — знание методов конструирования и проектирования для создания типовых, нестандартных и принципиально новых видов технологической ос- настки; — методы и при„мы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации и автоматизации для обеспечения реализа- ции эффективного производства; иметь опыт: — разработки, расчета и исследований новых способов размерной об- работки, упрочнения и формообразования материалов, основанные на при- менении и использовании эффектов лазерного, плазменного, ионного и электронного излучения, электроэрозионного, химического, электрохими- ческого, ультразвукового, магнитного, импульсного методов воздействия на обрабатываемый материал; — планирования, организации и осуществления научных исследований при создании машин и технологий высокоэффективных процессов обработки; — составления технического задания на проектирование установок, приспособлений и устройств, необходимых для осуществления спроектиро- ванных технологических процессов; — методы оценки перспективности конструкционных материалов и их обрабатываемость; — исполнения схем, графиков, чертежей, диаграмм, номограмм и дру- гих профессионально значимых изображений; — работы с технологической документацией, технической литерату- рой, научно-техническими отч„тами, справочниками и другими информаци- онными источниками; — составления программ компьютерных расч„тов параметров и техно- логических процессов, пользования вычислительной техникой для решения специальных задач; — выполнения инженерных расч„тов по основным типам профессиональ- ных задач; — разработки планов исследований, выполнения технологических экс- периментов; — проектирования технологических процессов (в целом и по стадиям) обработки материалов; — проектирования технологической оснастки; — принятия профессиональных решений на базе комплекса данных о — 11 — типе и ходе технологического процесса (технологической операции); — технико-экономического анализа проектирования оборудования и технологических процессов. Дополнительные требования к специальной подготовке инженера определя- ются вузом с учетом особенной специализации. 3. Минимум содержания образовательной программы инженера по спе- циальности 1207000 ї2- ї0Машины и технология высокоэффективных процессов обработки. ______________________________________________________________ Индекс Наименование дисциплин и их основные Всего часов разделы _______________________________________________________________ 1 2 3 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические 1800 дисциплины Перечень дисциплин и их основное содержание соответствуют Требованиям (Федеральный компо- нент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономи- ческие дисциплины», утвержд„нным Государствен- ным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года. ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные 1723 дисциплины Математика и информатика ЕН.01 Математика: 612 алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, булевы алгебры; геометрия: аналитическая геометрия, многомер- — 12 — ная евклидова геометрия, дифференциальная гео- метрия кривых и поверхностей, элементы топологий; дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика; анализ: дифференциальное и интегральное ис- числения, элементы теории функций и функцио- нального анализа, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения; вероятность и статистика: элементарная теория вероятностей, математические основы теории вероятностей, модели случайных процессов, проверка гипотез, принцип максимального прав- доподобия, статистические методы обработки экспериментальных данных. ЕН.02 Информатика: 255 понятие информации; общая характеристика про- цессов сбора, передачи, обработки и накопле- ния информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислитель- ных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технология программирования; компьютерная графика. ЕН.03 Физика: 425 физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы реляти- вистской механики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого те- ла, жидкостей и газов; электричество и магне- тизм: электростатика и магнетостатика в ваку- уме и веществе, уравнения Максвелла в интег- ральной и дифференциальной форме, материаль- ные уравнения,квазистационарные токи, принцип — 13 — относительности в электродинамике; физика ко- лебаний и волн: гармонический и ангармоничес- кий осциллятор, физический смысл спектрально- го разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физи- ка: корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности, квантовые состояния, прин- цип суперпозиции, квантовые уравнения движе- ния, операторы физических величин, энергети- ческий спектр атомов и молекул, природа хими- ческой связи; статистическая физика и термо- динамика: три начала термодинамики, термоди- намические функции состояния, фазовые равно- весия и фазовые превращения, элементы нерав- новесной термодинамики, классическая и кван- товые статистики, кинетические явления, сис- темы заряженных частиц, конденсированное сос- тояние. ЕН.04 Химия: 136 периодическая система и строение атомов эле- ментов; химическая связь :ковалентная связь, метод валентных связей, гибридизация, метод молекулярных орбиталей, ионная связь, хими- ческая связь в комплексных соединениях; стро- ение вещества в конденсированном состоянии; растворы :способы выражения концентраций; идеальные и неидеальные растворы, активность; растворы электролитов; равновесия в раство- рах;окислительно-восстановительные реакции; протолитическое равновесие; гидролиз солей; скорость химических реакций; химия элементов групп периодической системы. ЕН.05 Экология 70 биосфера и человек: структура биосферы;эко- — 14 — системы;взаимотношения организма и среды; экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природ- ных ресурсов и охраны природы; основы эконо- мики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международ- ное сотрудничество в области окружающей сре- ды. ЕН.06 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) 225 ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 2517 ОПД.01 Начертательная геометрия и графика: 221 метод проекций, комплексный чертеж; прямая, плоскость, пересечение плоскостей, замена плоскостей, метрические и позиционные задачи; поверхности, их пересение, развертки, аксоно- метрические проекции; машинная графика. ОПД.02. Теоретическая механика: 221 модели и абстракции, движение точки, описание через вектор — функции, координатный способ задания движения, скорости и ускорения, плоско — параллельное движение, сложное движение, статика, сложение параллельных сил; динамика; дифференциальные уравнения движения; гармони- ческие колебания, относительное движение, дви- жение центра масс; геометрические характеристики механической системы, теоремы динамики, задачи динамики. ОПД.03. Сопротивление материалов: 210 реальный объект и расчетные схемы; растяжение, сжатие, сдвиг, кручение; теория напряженного состояния; предельные состояния и теории прочности; сложное сопротивление; потенциальная энергия деформации; циклическое нагружение и — 15 — циклическая прочность; явление усталости и усталостное разрушение; коэффициенты запаса прочности. ОПД.04. Теория машин и механизмов: 154 основы кинематического синтеза и анализа меха- низмов; силовой и динамический расчет механиз- мов; кинематические характеристики механизмов; проектирование кинематических схем рычажных ме- ханизмов; виды передаточных механизмов и их ха- рактеристика; статическая характеристика машин- ного агрегата и устойчивость его движения; сило- вой расчет механизмов; виды зубчатых передач; определение основных размеров зубчатой передачи; планетарные зубчатые механизмы и методы их кине- матического анализа; кулачковые механизмы; ста- тическое и динамическое уравновешивание механиз- мов и роторов; основы виброзащиты машин; промыш- ленные роботы и манипуляторы. ОПД.05. Основы расчета и конструирования деталей машин: 190 соединения; механические передачи; элементы сое- динений вращающихся частей механизма, оси, валы, муфты, подшипники. ОПД.06. Электротехника и электроника: 272 электрические цепи постоянного тока, основные законы; баланс мощностей; двухполюсники; методы эквивалентного преобразования схем электрических цепей с пассивными элементами; расчет сложных цепей постоянного тока с помощью законов Кирхго- фа; линйные цепи однофазного синусоидального то- ка; законы Кирхгофа в комплексной форме; резис- тивный, индуктивный и емкостной элемент в цепи синусоидального тока; трехфазные цепи, трехфаз- ная система э.д.с.; cпособы соединения фаз, мощ- ность техфазных цепей; возникновение переходных процессов и законы коммутации в линейных элект- рических цепях; трансформаторы, асинхронные ма- шины, синхронные машины; машины постоянного то- ка,управление электроприводом; полупроводники их — 16 — свойства, усилительные свойства и статические характеристики биполярных транзисторов, полевые транзисторы, фотоэлектрические и излучающие по- лупроводниковые приборы, оптоэлектронные уст- ройства; усилители, основные показатели и обрат- ная связь; динамические характеристики усили- тельного элемента, операционные усилители; эле- менты вычислительных устройств: логические эле- менты, тригерры, счетчики, регистры, шифраторы и дешифраторы, сумматоры, микропроцессоры. ОПД.07 Метрология, стандартизация и сертификация: 136 механические и технологические испытания, метро- логические методы и средства; основные принципы стандартизации; категории и виды стандартов; ос- новы квалиметрии; единица допуска на квалитеты; принципы сертификации; особенности сертификации материалов, технологических процессов, машин, механизмов, приборов, систем контроля и управле- ния производственными процессами. ОПД.08. Безопасность жизнедеятельности: 120 физиология труда и рациональные условия жизнеде- ятельности; охрана труда и промышленная санирия: особенности психологического состояния в чрезвы- чайных ситуациях; анатомнофизиологическое воз- действие на человека опасных и вредных факторов, среды обитания, поражающих факторов; характерис- тики чрезвычайных ситуаций, принципы организации мер их ликвидации; методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов; экобиозащитная тех- ника; правовые, нормативно-технические и органи- зационные основы обеспечения безопасности жизне- деятельности. ОПД.09 Материаловедение и технология конструкционных материалов: 272 роль материала и его характеристик в обеспечении нормальной эксплуатации изделий; основные поня- тия о механических, физических, химических — 17 — свойствах и об эксплуатационных характеристиках материалов; типы структур материалов, их состоя- ний;наследственная связь структуры, структурных преобразований на стадиях производственного цик- ла и характеристик изделий; взаимосвязь струк- турного и фазового состояний с характеристиками материалов и изделий;гомогенное и гетерогенное строение материала; пластичность и разрушение; усталость и ползучесть; физическая сущность уп- рочняющих и разупрочняющих процессов; виды изно- са материалов; понятия упрочнения и разупрочне- ния, наклепа, нагартовки; диаграммы состояния сплавов:диффузиционные и бездиффузиционные прев- ращения, явления возврата, отдыха, рекристалли- зации , полиморфизма;классификация сталей, чугу- нов,их структурные, механические, физические и эксплуатационные характеристики; металловедение цветных металлов и сплавов;сплавы на основе ту- гоплавких и редких металлов,порошковые и грану- лированные материалы, слоистые и волокнистые композиционные материалы, керамики, полимерные и другие органические материалы, углеродные мате- риалы, их классификации, свойства, области их оптимального использования, технология как нау- ка, вид и область технической деятельности; тех- нологический цикл, его стадии и характеристика; традиционные технологические процессы и опера- ции: литейные и деформационные, термическая об- работка, механическая обработка, процессы форми- рования разъемных, неразъемных соединений, про- цессы сборки; существо и назначение новых обра- батывающих и формообразующих процессов: стати- ческое, динамическое, циклическое компактирова- ние, процессы сварки и формообразования, мемб- ранные технологии, изостатическое, изотермичес- кое деформирование, вакуумные процессы дегазации расплавов, пропитки, диффузионной сварки, сварка и деформирование взрывом, магнитно-импульсные — 18 — процессы формообразования и сварки, электро- и гидроимпульсные процессы, процессы спекания, процессы высокоскоростной кристаллизации, газо- фазные и плазменные процессы, лазерная обработ- ка, электроэрозионная обработка, пиролитические процессы, процессы получения и обработки гибрид- ных металлонеметаллических материалов. ОПД.10 Организация и управление производством: 133 организация производства и специфика экономи- ческого управления качеством их деятельности; финансовокредитный механизм деятельности предприятия; технико-экономический анализ и оптимизация профессиональных решений; функцио- нально- стоимостный анализ; производственные системы и системный подход к исследованию и управлению производством; организация матери- ально-технического снабжения и подготовки про- изводства; управление финансовым, материаль- ным, информационным обеспечением; основные принципы организации производственного процес- са; анализ и расчет простых производственных циклов; особенности построения производствен- ных циклов машиностроительных предприятий; роль заготовительного производства в деятель- ности машиностроительного предприятия; основы разработок планировок цехов и производственных участков. ОПД.11 Маркетинг и менеджмент в области высокоэффек- тивных процессов обработки: 70 специфика анализа отечественного и мирового рынков машин и технологических процессов; рек- ламные и информационные системы; системы взаи- модействия производителей с профильными биржами и технопарками; психологические аспекты и этика маркетинговой деятельности; методы формирования рынка машин и технологий; способы продвижения материалов, полуфабрикатов и изделий на рынке; — 19 — основные аспекты организации и реализации сбы- та; специфика менеджмента в зависимости от про- филя, типа и масштабности производства; особен- ности экономики, организации и управления про- изводством, координации производственной дея- тельности. Специфика маркетинга и менеджмента интеллектуальной продукции. ОПД.12. Гидравлика и гидропневмопривод: 70 основные методы механики жидкости; общие теоремы динамики жидкости; одномерные задачи: уравнения Эйлера и Гельмгольца, теорема Бернулли; динамика вязкой несжимаемой жидкости; теоретические ас- пекты, практическая реализация и специфика ис- пользования в оборудовании для высокоэффективных процессов обработки. ОПД.13. Технология машиностроения: 120 характеристика методов обработки концентрирован- ными потоками энергии; изделия, производственный и технологический процессы в машиностроении; требования производства к конструкции машин; точность изделий; технологический допуск; форми- рование поверхностного слоя детали; проектирова- ние процессов сборки, технологической оснастки, производство типовых изделий и узлов; метрологи- ческие основы технологии машиностроения; общие и специфицеские тнхнологические проблемы произ- водства техники для высокоэффективных процессов обработки; структурная схема и конструктивное устройство оборудования для КПЭ; определение технологичности изготовления деталей и узлов оборудования для КПЭ. ОПД.14. Дисциплины и курсы по выбору студента, устана- вливаемые вузом (факультетом) 328 СД.00. Специальные дисциплины 1772 СД.01. Концентрированные потоки энергии (КПЭ) и физичес- кие основы их генерации: 166 — 20 — классификация источников КПЭ, физические процес- сы, составляющие основу генерации КПЭ; методы расчета основных энергетических и эксплуатацион- ных параметров технологических систем КПЭ; раз- работка функциональных и структурных схем специ- альных устройств технологических установок для обработки материалов КПЭ; теоретические и прак- тические подходы к обоснованию технических тре- бований к установкам для обработки КПЭ; специфи- ческие особенности построения оборудования для КПЭ. СД.02. Проектирование специализированного оборудования и оснастки для обработки КПЭ: 264 общие требования, предъявляемые к разработке и применению оборудования для высокоэффективных процессов обработки (ВПО); сравнительные характеристики различного типа оборудования для ВПО, применяемых в технологических процессах; основные функциональные узлы оборудования для ВПО и их назначение; особенности конструирования основных функциональных узлов; источники питания и электрические схемы оборудования; математичес- кое моделирование генерации КПЭ и процессов, сопряженных с ней; экспериментальные и теорети- ческие методы анализа построения оборудования для ВПО, оптимизация оборудования по энергети- ческим параметрам; существующие промышленные ус- тановки для ВПО; принципы построения технологи- ческих комплексов, структурный состав и характе- ристики основных структурных элементов; характе- ристика и классификация технологических комплек- сов для ВПО; манипуляторы универсальных техноло- гических комплексов для ВПО; широкоуниверсальные технологические комплексы; гибкие производствен- ные системы с использованием технологических комплексов для ВПО; перспективы создания комби- нированных технологических комплексов (ТК) для ВПО; оснастка и элементная база ТК для ВПО; тен- — 21 — денции и проблемы развития технологического обо- рудования для ВПО. СД.03. Теоретические основы обработки концентрированными потоками энергии: 170 физические закономерности, описывающие процессы формирования КПЭ для технологических целей; фи- зическое и математическое описание явлений, про- исходящих при взаимодействии КПЭ с веществом; схемы введения теплоты в материал; законы пере- дачи тепла материалу; тепловой баланс; аналити- ческие и численные методы решения задач теплоп- роводности; экспериментальные методы исследова- ния тепловой обстановки в обрабатываемом матери- але; особенности определения теплоты в условиях различных технологических процессов обработки КПЭ; термодеформационные процессы при обработке КПЭ; понятие о деформациях и напряжениях при тепловом воздействии; закономерности развития упруго-пластических деформаций и напряжений на стадиях нагрева и охлаждения; механизм образова- ния остаточных напряжений; влияние остаточных деформаций и напряжений на прочность и эксплуа- тационные свойства деталей после обработки КПЭ; плавление, испарение и тепловое разрушение мате- риалов; особенности фазовых и структурных прев- ращений в жидком и твердом состояниях в процессе и после воздействия КПЭ; технологическая проч- ность материалов при воздействии КПЭ; взаимос- вязь структуры материалов, обработанных КПЭ, с технологическими и экспоуатационными свойствами изделий; взаимосвязь теоретических сонов обра- ботки КПЭ с технологическим процессом изготовле- ния изделий. СД.04. Технология обработки концентрированными потоками энергии: 268 классификация установок, предназначенных для об- работки КПЭ, применительно к определенным техно- логическим процессам; технические требования к — 22 — технологическим установкам для обработки КПЭ; особенности и преимушества обработки КПЭ по сравнению с традиционными; классификация спосо- бов обработки КПЭ; определение энергетических параметров обработки КПЭ; основные параметры КПЭ, используемые в технологических процессах; влияние параметров обработки КПЭ на механические и эксплуатационные свойства; измерение энергети- ческих параметров, характеризующих КПЭ; расчет параметров КПЭ; оптимизация параметров режимов обработки КПЭ; структурообразование при воздейс- твии КПЭ; расчет параметров технологического процесса; практические и теоретические подходы к разработке технологических приемов обработки КПЭ; особенности конструирования технологической оснастки для проведения обработки КПЭ; анализ и разработка основ технологии обработки КПЭ; пост- роение технологического процесса изготовления изделий с применением обработки КПЭ; эксперимен- тальные и расчетные подходы к прогнозированию результатов обработки и эксплуатационных свойств материалов, обработанных КПЭ. СД.05. Контроль и автоматизация обработки КПЭ: 216 кибернетический подход к технологическому про- цессу и оборудованию; представление изделия как результата процесса, формально определенного мо- делями процесса и оборудования, неопределенность модели реального процесса; методы ее доопределе- ния с учетом вторичных параметров процесса, ав- томатизация: особенности технологических комп- лексов для обработки КПЭ, как объектов автомати- ческого регулирования; структура комплекса с по- зиции регулирования; традиционное, централизо- ванное и иерархическое управление; структура уп- равляющих машин; процессоры, память, периферий- ные устройства; внешние устройства; стандартные интерфейсы; передача и ввод аналоговых сигналов; структура программного обеспечения; пользова- — 23 — тельский интерфейс и его программирование; изме- рение и контроль параметров технологии: виды контроля качества; показатели качества техноло- гических процессов; учет взаимного влияния кри- териальных параметров; критерии качества; виды разрушающих и неразрушающих испытаний; контроль зоны обработки КПЭ; виды датчиков и их сигналы; контактные и бесконтактные методы измерения па- раметров; основные схемы контроля; расчет экс- плуатационной стабильности датчиков; методы сни- жения контраста и компенсация фона; защита от влияния процесса; измерение и контроль парамет- ров установок: основные понятия теории измере- ний; виды и методы измерений; погрешности; КПЭ как объект измерений; основные физические прин- ципы измерительного преобразования; оптические измерительные преобразователи; измерение энерге- тических параметров КПЭ; измерение пространс- твенных характеристик КПЭ. СД.06. Системы автоматизированного проектирования про- цессов обработки концентрированными потоками энергии: 114 состав и структура системы автоматизированного проектирования процесса обработки КПЭ; место баз данных, алгоритмов оптимизации и прочих компо- нентов САПР; математическое описание основных физических процессов, протекающих при обработке КПЭ; статическое и физическое моделирование в САПРе; пути упрощения и совершенствования струк- тур САПР; сущность процесса проектирования тех- нологии оборудования для КПЭ; состав оборудова- ния рабочего места САПР; требования к вычисли- тельным средствам САПР; роль внешних запоминаю- щих устройств в системе; перфокарты, перфоленты, накопители на магнитной ленте; графические стан- ции в САПР; стандартный набор процедур и источ- ники погрешности при статической идентификации моделей; системы автоматизации экспериментов. — 24 — СД.07. Дисциплины специализации 332 СД.08. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли- ваемые вузом (факультетом) 242 Ф.00. Факультативы 450 Ф.01. Военная подготовка и ГО 450 П.00. Практика 18 недель Всего часов теоретического обучения 8262 Срок реализации образовательной программы инженера при очной форме обучения составляет 256 недель, из которых 153 недели теоретического обучения, 14 недель подготовки квалификационной работы, не менее 35 недель каникул, включая 4 недели последип- ломного отпуска. Примечание: 1. При разработке образовательно-профессиональных программ инже- нера вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного матери- ала для циклов дисциплин — в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, — в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студентов и при сохранении содержания, указанного в настоящем документе. 1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гума- нитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социаль- но-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и раз- нообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, (разработанным в самом вузе и учи- тывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специ- фику, также и научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла. 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин в соответствии с профилем специ- альных дисциплин. — 25 — 2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен пре- вышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неде- лю.При этом в указанный объем не входят обязательные практические за- нятия по физической культуре и по факультативным дисциплинам. 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом ву- за, но не являются обязательными для изучения студентом. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной ра- боты по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. 5. Наименование специализаций утверждается учебно-методическим объединением по образованию в области машиностроения и приборостроения наименование дисциплин специализаций и их объ„м устанавливаются высшим учебным заведением. Составители: Учебно-методическое объединение по образованию в области машиностроения и приборостроения Ректор МГТУ ФЕДОРОВ И.Б. Научно-методический совет по специальности 120700- «Машины и технология высокоэффек- тивных процессов обработки» Председатель НМС по специальности 120700 ГРИГОРЬЯНЦ А.Г. Главное управление образовательно-профессиональных программ и техноло- гий ТАТУР Ю.Г. ГУДИЛИН Н.С. ЕГОРУШКИН Е.А.

Читайте также:  Митсубиси аутлендер или киа соренто тест драйв
Оцените статью