Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Вращающаяся часть — машина
Вращающаяся часть машины называется ротором. Ротор может быть как якорем, так и индуктором. [1]
Вращающиеся части машин и другого оборудования, установленного в ЭМП, расположенные на доступной высоте, должны быть ограждены от случайных прикосновений в соответствии с действующими правилами техники безопасности. [2]
Вращающиеся части машины , равновесие которых в процессе эксплуатации часто нарушается, снабжаются специальными устройствами для быстрого корректирования неуравновешенной массы. [4]
Вращающиеся части машин и станков — зубчатые колеса, шкивы, ременные и цепные передачи должны иметь исправные ограждения, надежно закрепленные на своем месте. На приводных наждачных станках во избежание повреждения глаз работать разрешается только с предохранительными очками. Работу на приводных ножницах при резке листовой стали нужно выполнять в брезентовых рукавицах. [5]
Вращающаяся часть машины состоит из укрепленных на валу цилиндрического якоря и коллектора. Якорь состоит из зубчатого сердечника, набранного из листов электротехнической стали, и обмотки, уложенной в его пазах. [6]
Вращающаяся часть машины называется якорем. Принцип действия генераторов постоянного тока основан на законе электромагнитной индукции. При вращении якоря каким-либо первичным двигателем, вследствие пересечения проводниками обмотки якоря магнитного поля полюсов, в соответствии с законом электромагнитной индукции, в последней наводится ЭДС. ЭДС, возникаемая в каждом проводнике обмотки якоря машины, является переменной ef ( f), так как она изменяется во времени по величине и направлению и зависит от положения проводников в межполюсном пространстве. Для получения на зажимах генератора постоянной во времени ЭДС предназначен коллектор, расположенный на вращающемся якоре, с системой неподвижных щеток, расположенных на статоре машины. Для создания магнитного потока требуемой величины на полюсах индуктора имеются обмотки возбуждения, обтекаемые регулируемым постоянным током. В зависимости от способа возбуждения генераторов постоянного тока различают генераторы с независимым возбуждением и генераторы с самовозбуждением. [8]
Вращающиеся части машин , валы двигателей самолетов и кораблей невозможно абсолютно точно уравновесить. Различные части системы или система в целом могут прийти в резонанс с вынуждающей силой, что может привести к их разрушению или повреждению. Поэтому инженеры должны так конструировать ту или иную установку, чтобы не возникало резких резонансных явлений ни во всей установке, ни в ее отдельных частях. [9]
Вращающуюся часть машины — якорь ( рис. 33) укрепляют на стальном валу и собирают из изолированных друг от друга стальных листов. [11]
Если вращающаяся часть машины не уравновешена, то при вращении ее появляется сотрясение ( вибрация) всей машины. Вибрация вызывает разрушение подшипников, фундамента и самой машины. Для устранения вибрации вращающиеся части должны быть отбалансированы. Различают балансировку статическую, выполняемую на призмах, и динамическую при вращении балансируемой детали. [12]
Все вращающиеся части машины : сердечник якоря с обмоткой, коллектор и вентилятор — размещаются на общем валу, который изготовляется из стали. Вал опирается на подшипники. В современных машинах мощностью до 400 кет применяются подшипники качения, при больших мощностях и в специальных случаях — под — шипники скольжения. [13]
Все вращающиеся части машины : сердечник якоря с обмоткой, коллектор и вентилятор размещаются на общем валу, который изготовляется из стали. Вал опирается на подшипники. В современных машинах мощностью до 400 кет применяются подшипники качения, при больших мощностях и в специальных случаях — подшипники скольжения. Подшипники закрепляются в щитах машины или в подшипниковых стойках. Подшипниковые щиты крепятся болтами к станине, а подшипниковые стойки устанавливаются на фундаментной плите. [15]
Фундаменты машин с вращающимися частями
7.1.1 Требования настоящего раздела распространяются на проектирование фундаментов турбомашин (энергетических, нефте- и газоперекачивающих турбоагрегатов мощностью до 100 тыс. кВт, турбокомпрессоров, турбовоздуходувок, турбонасосов), электрических машин (электродвигателей, мотор-генераторов и синхронных компенсаторов), центрифуг, центробежных насосов, дымососов, вентиляторов и тому подобных машин.
Проектирование турбомашин мощностью более 100 тыс. кВт следует выполнять по указаниям специальных нормативных документов.
7.1.2 В состав исходных данных для проектирования фундаментов машин, указанных в 7.1.1, кроме материалов, перечисленных в подразделе 5.1, должны входить:
данные о значениях нагрузок от момента короткого замыкания в электрических машинах и от тяги вакуума в конденсаторах паровых турбин, координаты точек их приложения и размеры площадок передачи этих нагрузок; данные о нагрузках, возникающих при тепловых деформациях машин;
схемы расположения и нагрузки от вспомогательного оборудования (масло- и воздухоохладителей, масляных баков, насосов, трубопроводов и др.);
схемы площадок, опирающихся на фундамент, и данные о нормативных значениях нагрузок от них;
данные для определения монтажных нагрузок, размеры площадок передачи этих нагрузок.
Примечание — При проектировании фундаментов турбоагрегатов мощностью 25 тыс. кВт и более показатели физико-механических свойств грунтов должны определяться на основе непосредственных испытаний в полевых или лабораторных условиях.
7.1.3 Фундаменты машин с вращающимися частями следует проектировать рамными, стенчатыми, массивными или облегченными.
При выборе конструктивной схемы фундамента следует руководствоваться требованиями, содержащимися в 5.2.10 — 5.2.13; при этом следует соблюдать симметрию фундамента относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось вала машины.
Стенчатые фундаменты следует проектировать преимущественно с поперечными стенами, расположенными под подшипниками машины.
7.1.4 Центробежные насосы, агрегируемые на заводе-изготовителе при помощи железобетонных опорных плит с электродвигателями или двигателями внутреннего сгорания мощностью до 400 кВт, допускается устанавливать без фундамента на подстилающий слой пола. Для агрегатов с двигателями мощностью до 50 кВт железобетонные опорные плиты устанавливаются на подстилающий слой пола без специального закрепления на подливку из песчано-цементного раствора толщиной 30 — 50 мм. Для агрегатов с двигателями мощностью свыше 50 кВт крепление железобетонной опорной плиты к подстилающему слою пола должно осуществляться фундаментными болтами.
7.1.5 Фундаменты турбоагрегатов мощностью 25 тыс. кВт и более, не имеющие виброизоляции, не допускается опирать на пески рыхлые любой крупности и влажности, мелкие и пылеватые водонасыщенные любой плотности, глинистые грунты с показателем текучести IL > 0,6, а также на грунты с модулем деформации менее 10 МПа и грунты, подверженные в водонасыщенном состоянии суффозии.
7.1.6 На нижние плиты (или ростверки) рамных фундаментов машин, указанных в 7.1.1, допускается опирать стойки площадок обслуживания машин и перекрытия над подвалом.
В случае устройства под всем машинным залом общей фундаментной плиты допускается непосредственно на этой плите возводить фундаменты машин.
Элементы верхнего строения фундаментов не допускается связывать с элементами и конструкциями здания.
Примечание — В виде исключения на элементы верхнего строения фундаментов машин допускается опирать вкладные участки перекрытия. В этом случае под опорами балок перекрытия необходимо предусматривать изолирующую прокладку, например, из фторопласта или других подобных материалов. Такие прокладки следует предусматривать также под опорами перекрытий и площадок обслуживания, установленных на стойках, опертых на нижние плиты (ростверка) фундаментов машин.
7.1.7 Нормативные динамические нагрузки (вертикальные Fn,v и горизонтальные Fn,h), кН, от машин с вращающимися частями следует принимать по данным задания на проектирование, а при отсутствии этих данных допускается принимать равными:
(103)
где μ — коэффициент пропорциональности, устанавливаемый по таблице 9;
s — число роторов;
Gi — вес каждого ротора машины, кН.
Машины | Коэффициент пропорциональности μ |
Турбомашины | 0,2 |
Электрические машины с частотой вращения пr,об/мин: | |
менее 500 | 0,1 |
от 500 до 750 | 0,1 — 0,15 |
от 750 до 1500 | 0,15 — 0,2 |
свыше 1500 | 0,2 |
Центрифуги (d — диаметр ротора, м) | |
Центробежные насосы | 0,15 |
Дымососы и вентиляторы | |
7.1.8 Динамические нагрузки от машин, соответствующие максимальному динамическому воздействию машины на фундамент, следует принимать сосредоточенными или распределенными и приложенными к элементам, поддерживающим подшипники (к ригелям, балкам, стенам) на уровне осей закладных деталей.
7.1.9 Для фундаментов турбомашин расчетную динамическую нагрузку в продольном горизонтальном направлении следует принимать по данным задания на проектирование, а при отсутствии этих данных допускается принимать равной 0,5 значения той же нагрузки в поперечном горизонтальном направлении; для остальных машин с вращающимися частями продольную нагрузку следует принимать равной нулю.
7.1.10 Нормативные нагрузки на фундаменты турбомашин, соответствующие моменту короткого замыкания Mn,sc, кН×м, и тяги вакуума в конденсаторе при гибком присоединении конденсатора Fn,vac, кН, следует принимать по заданию на проектирование или определять по формулам:
(104)
В формулах (104), (105):
N — номинальная мощность электрической машины, кВт;
nr — частота вращения машины, об/мин;
ksc — коэффициент кратности вращающего момента при коротком замыкании, принимаемый по заданию на проектирование; в случае отсутствия в задание на проектирование допускается принимать равным 10;
100 — усилие тяги вакуума на 1 м 2 сечения трубопровода, кН/м 2 ;
а — площадь поперечного сечения соединительной горловины конденсатора с турбиной, м 2 .
7.1.11 При определении расчетных значений усилий в элементах фундаментов машин с вращающимися частями в каждое отдельное сочетание следует включать только одну из нагрузок, соответствующих динамическому воздействию машины: вертикальную силу и момент в вертикальной плоскости или горизонтальную силу и соответствующие ей моменты в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Нагрузка от тяги вакуума в конденсаторе учитывается в сочетаниях нагрузок как длительная статическая с коэффициентом надежности по нагрузке γf = 1,2.
Сочетание, в которое входит момент короткого замыкания Msc, является особым.
7.1.12 Нормативную монтажную нагрузку на верхней плите фундамента следует принимать по заданию на проектирование, но не менее 10 кН/м 2 ; ее следует умножать на коэффициент надежности по нагрузке γf = 1,2 и коэффициент динамичности η= 1.
7.1.13 Расчет колебаний фундаментов всех видов машин с вращающимися частями сводится к определению максимальной амплитуды горизонтальных (поперечных) колебаний верхней плиты (для рамных фундаментов) или верхней грани фундамента (для массивных и стенчатых фундаментов); расчет следует производить в соответствии с указаниями подразделов 6.1 и 6.2. Расчет амплитуд вертикальных колебаний при отсутствии требований технического задания, как правило, не производится.
7.1.14. При расчетах колебаний значения расчетных динамических нагрузок следует определять на основании 5.2.21 и 7.1.7.
7.1.15 Для массивных и стенчатых фундаментов машин с вращающимися частями с частотой вращения более 1000 об/мин расчет колебаний допускается не производить.
7.1.16 Расчет колебаний опорной плиты агрегируемого оборудования производится как для массивных фундаментов. При этом в массу фундамента следует включать массу оборудования, опорной плиты и массу подстилающего слоя пола непосредственно под плитой и в примыкающей зоне на расстоянии 0,5 м от граней плиты.
В случае необходимости ограничения распространения колебаний от оборудования, смонтированного на железобетонных опорных плитах, в подстилающем слое пола следует устраивать сквозной шов.
7.1.17 При наличии в задании на проектирование фундамента технологических требований, ограничивающих перемещения и деформации фундамента из условий сохранения взаимного положения элементов машины и связанного с ней оборудования для обеспечения нормальной их эксплуатации, толщина нижней плиты фундамента определяется расчетом по деформациям в соответствии с указаниями приложения В. В этом случае эксцентриситет центра тяжести площади подошвы фундамента и линии действия равнодействующей статических нагрузок (см. 5.2.7) не нормируется при следующих дополнительных условиях: величины краевых давлений при внецентренном загружении фундамента не превосходят правой части формулы (1) более чем на 25 %; расчет колебаний ведется с учетом эксцентриситета.
Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 1080 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Движущаяся вращающаяся часть — машина
Все движущиеся и вращающиеся части машин и аппаратов должны быть оборудованы надежными ограждениями. [16]
Все ли движущиеся и вращающиеся части машин и аппаратов ( маховики, валы, муфты, передачи и другие) обеспечены надежными ограждениями. [17]
Внутренние поверхности ограждений движущихся, вращающихся частей машин , станков можно окрашивать в красный цвет, чтобы видны были снятые или открытые ограждения. Вообще же красный цвет отрицательно действует на человека и применять его можно только как исключение в соответствии с правилами техники безопасности, правилами безопасности движения и противопожарными правилами. [18]
Доступные для случайного соприкосновения движущиеся и вращающиеся части машин и механизмов, расположенные на высоте менее. Размеры ячеек сетчатого ограждения не должны превышать 25X X 25 мм. Ограждения должны подвешиваться на шарнирах. В от дельных случаях допускается глухое крепление ограждений ( на болтах) при условии устройства в них окон с шарнирными крышками ( дверцами) для доступа к частям машины, требующим частого обслуживания. [19]
Индикатор целесообразно использовать в движущихся, вращающихся частях машин и механизмов, где по различным причинам невозможен или затруднен контроль с помощью других методов. Для измерения температуры в диапазоне 1300 — 2500 С в качестве вещества индикатора используют графит. Последующая выдержка графита при температуре до 2500 С приводит к постепенному совершенствованию структуры, параметр решетки при этом уменьшается до 6 74 А. Поэтому графит можно использовать и для термометрирования. [21]
Производство цемента связано с применением большого количества движущихся и вращающихся частей машин , агрегатов и механизмов. К ним относятся вращающиеся печи, мельницы, транспортеры, моторы и др. Для обеспечения безопасности работы все вращающиеся и движущиеся части машин заключают в кожухи, сетки — прочные металлические ограждения. Перед пуском печи, мельниц и сушильных барабанов подается звуковой или световой сигнал. [22]
Для предотвращения соприкосновения обслуживающего и другого персонала с движущимися и вращающимися частями машин и механизмов эти частя, расположенные на высоте менее 2 м от уровня пола или рабочих площадок, должны иметь надежное сплошное или сетчатое ограждение, исключающее возможность захвата одежды обслуживающего персонала. Размеры ячеек сетчатого ограждения не должны превышать 25×25 мм. [23]
Для предотвращения соприкосновения обслуживающего и другого персонала с движущимися и вращающимися частями машин и-механизмов эти части оборудования, расположенные на высоте менее 2 м от уровня пола или рабочих площадок, должны иметь надежное сплошное или сетчатое ограждение, исключающее возможность захвата одежды обслуживающего персонала. [24]
Воспрещается эксплуатация компрессоров и насосов при неисправном состоянии приводных ремней, движущихся и вращающихся частей машин и аппаратов. [25]
Для предотвращения приближения обслуживающего и другого персонала на опасное расстояние к движущимся и вращающимся частям машин и механизмов эти части, расположенные на высоте менее 2 м от уровня пола или рабочих площадок, должны иметь надежное сплошное или сетчатое ограждение, исключающее возможность захвата одежды обслуживающего персонала. Размеры ячеек сетчатого ограждения должны быть не более 25X25 мм. [26]
Поэтому, помимо общих правил техники безопасности и охраны труда, предусматривающих в основном создание оградительных устройств для движущихся и вращающихся частей машин и механизмов, к технике безопасности этих производств предъявляются очень существенные дополнительные требования. [27]
Основная опасность при эксплуатации ременных, цепных и зубчатых передач связана с возможностью захвата, защемления и втягивания рук или одежды работающего в движущиеся и вращающиеся части машины . [28]
Запрещается заправлять и очищать машины и оборудование в рабочем состоянии. Движущиеся и вращающиеся части машин и механизмов должны быть надежно ограждены. Не разрешается пускать в работу и работать на оборудовании со снятыми ограждениями. Камеры для термической обработки и другие тепловые агрегаты необходимо хорошо теплоизолировать, чтобы уменьшить тепловыделение в цех и предотвратить ожоги обслуживающего персонала. Пылящее и выделяющее газы оборудование должно быть хорошо герметизировано и приспособлено к вытяжной вентиляции. [29]
Машины, механизмы, оборудование, инвентарь, инструменты и приспособления к ним должны соответствовать характеру выполняемой работы и находиться в исправном состоянии. Движущиеся и вращающиеся части машин и механизмов в местах возможного доступа людей должны быть ограждены. Запрещается оставлять работающие машины я механизмы без надзора. [30]