Локомобили: по рельсам, как по асфальту
Машины шинно-рельсового хода уже не в диковинку, хотя повсеместного применения так и не получили: техника с комбинированным движителем у нас по-прежнему в меньшинстве…
В Европе тарахтящую по перегону дрезину увидишь крайне редко, а вот проскакивающий по рельсам ремонтный автомобиль встречается часто — выгодно, удобно, практично. С одной стороны, такое транспортное средство, конечно же, автомобиль. Здесь, как и положено, есть все атрибуты дорожного ТС. С другой стороны, возникает ассоциация с маневровым тепловозом малого класса, мотовозом или дрезиной. Гибрид локомотива и автомобиля стали именовать локомобилем.
«УАЗ Патриот» стал базовым для всевозможных путевых лабораторий.
Название прижилось по всему миру, хотя каждый из производителей пытается дать такому ТС собственный буквенно-цифровой индекс. Россия не стала исключением. Например, яркий по красоте и эксплуатационным характеристикам представитель отечественных локомобилей с маркировкой «Уралвагонзавода» по паспорту значится как ТМВ-2, а детище автозавода «Урал» — полноприводный «Урал Nеxt» — после изменения ходовой части инженерами компании ROLT GROUP получило название Rolt Locomotive. ГК «МЗСА» из Миасса строит локомобили на базе «Урал-4320», «Урал-5557», «Урал Next», производитель дал им оригинальное имя «МАРТ». Фронтальный погрузчик «Амкодор-352СА», попав на переделку в руки специалистов завода «Калугапутьмаш», стал именоваться КПУ-1. Не остался в стороне «УАЗ Патриот», который после модернизации ходовой в цехах компании «Твема» получил аббревиатуру ЛДМ. А вот трактор ХТЗ-150К с легкой руки инженеров завода «Спецкран Плюс» превратился в ММТ-2М.
Уральский стиляга ТМВ-2 по дизайну может претендовать на звание самого красивого тягового модуля в мире. Движителем в режиме рельсового хода выступают шины, протектор которых изнашивается не быстрее, чем на асфальте.
К слову, все перечисленные шинно-рельсовые машины сделаны на базе уже довольно популярных колесных моделей тракторной спецтехники и автомобилей. Исключение составляет лишь УВЗ, который для мотовоза создал спецшасси, что в строительстве машин такого предназначения происходит крайне редко. Обычно все стараются использовать уже имеющиеся конструкции автомобилей, тракторов, экскаваторов-погрузчиков, добавляя к колесам направляющие катки с гидравлической системой ввода в режим рельсового передвижения.
Массового спроса на машину УВЗ не зафиксировано: мелкие отгрузки для РЖД не в счет. Туда техника поставлялась в рамках инвестпроекта по внедрению ресурсосберегающих технологий. Девять тяговых модулей вагонов по разнарядке ушли в мотор-вагонные депо крупных железнодорожных узлов.
Маневровый Rolt Locomotive для работы на подъездных путях. Бортовой кузов стандартный, но вместо груза там размещены блоки балласта и компрессорная станция.
Единичные поставки в хозяйства индустриального сектора и терминалы тоже не спасли. В августе прошлого года тяговый модуль отправлен в Белоруссию для работы на подъездных путях перерабатывающего предприятия. Чуть ранее четыре такие машины были отгружены в Азербайджан и две в Казахстан. И всё. Тишина.
Cфера применения локомобилей MART, выпускаемых ГК «МЗСА» — маневровые работы с составами от 300 до 1500 тонн.
Скорее всего, это единственный отечественный локомобиль, получивший допуск на железнодорожные пути общего пользования. Другие присутствующие на рынке России машины могут использоваться только в пределах путевого хозяйства на территории ремонтных депо, подъездных путях терминалов, портов и предприятий, в отдельных случаях — на путях общей железнодорожной сети лишь как уборочная, технологическая, инспекционно-лабораторная техника.
Шинно-рельсовые ТЛ-017 «Трамлинер» на шасси Iveco Eurocargo с одно- и двухрядной кабинами.
Тяговый модуль вагонов УВЗ по силовому потенциалу — хороший середнячок. Имеющимся энергетическим потенциалом в 165 л. с. он недотягивает до возможностей локомобиля Rolt на шасси «Урал Nеxt» с двигателем под 310 л. с. Сравнивать эти транспортные средства будет некорректно, поскольку налицо не только два разных типа техники, но и разные размерные группы, рабочие возможности. Если ТМВ-2 тащит состав полной массой порядка 700 тонн, то мотовоз Rolt тягает вагоны суммарным весом под 1000 тонн.
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
Появившийся три года тому назад шинно-рельсовый локомобиль «Урал Nеxt» вызвал широкий отклик в профильных СМИ. Однако хозяйственники отнеслись к продукту компании ROLT настороженно. Впрочем, локомобиль на базе модели 4320 тоже поначалу принимали не очень ласково. Если предшественник целиком строился на базе отчасти брутального милитаризированного шасси, Nеxt — полная противоположность: «цивильный» автомобиль с обаятельными миролюбивыми чертами.
ХТЗ-150К теперь в исполнении мотовоза ММТ-2 идет к потребителю с маркировкой «Сделано в России».
Нынешний Rolt Locomotive действительного на голову выше локомобиля «Урал-4320», хотя мороки с ним было меньше. По словам Сергея Жигулева, заместителя начальника производства упомянутого выше предприятия, их первые локомобили на шасси из Миасса альтернативой маневровым тепловозам малой размерной группы вообще не являлись из-за слабой силовой линии.
1. Рельсоход КПУ-1 завода «Калуга-путьмаш» используется для комплексной механизации путевых работ.
Нужно заметить, что построенные на доработанных автомобильных шасси «Урал», КАМАЗ локомобили других производителей в массовое производство тоже не пошли. Тиражи в трех- или четырехзначных числах отсутствуют, в лучшем случае счет идет на пару десятков. Если раньше локомобили часто были на слуху, то сейчас упоминания о них практически исчезли. В основном, на операциях по буксировке и маневрировании используются грузовики предыдущих лет выпуска. Тракторы не в счет.
Система ввода/вывода направляющих колес передней и задней тележек маневрового трактора сделана по одним лекалам.
Заезд на рельсы облегчает система видеонаблюдения.
Активно осваивает российский рынок белорусский производитель техники на комбинированном железнодорожном ходу — инжиниринговая компания «АВТ-Сервис». Предприятие специализируется на изготовлении автотракторной шинно-рельсовой техники. Не осталось без внимания городское рельсовое хозяйство. Рекорд по многофункциональности модели ТЛ-017 «Трамлинер» для обслуживания трамвайной контактной сети ни один российский производитель до сих пор не побил. К примеру, в городах Старый Оскол и Санкт-Петербург эксплуатируются универсальные ремонтные «летучки» на шасси Iveco Eurocargo ML120 с роликовыми тележками. Машины оборудованы двумя подъемниками — ножничным и телескопическим.
ХТЗ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА
Не удивляйтесь, но легендарный ХТЗ с украинской родословной «живее всех живых». Правда, в российском исполнении и с маркировкой «Сделано в России». Если точнее, то изготовленные заводом «Спецкран Плюс» в Шебекино Белгородской области мотовозы ММТ-2 и ММТ-2М на базе ХТЗ-150К-09‑25 и ХТА-200/220 Брянского тракторного завода очень активно раскупаются российскими предприятиями. Как оказалось, спрос на технику с российской маркировкой в шинно-рельсовом исполнении больше, чем на автомобильные рельсоходы.
Альтернативы им нет. Технику упомянутого выше завода «АВТ-Сервис» с его популярными, но легкими маневровыми и уборочными локотракторами серии «Ретрак» на базе «Белорусов» в расчет не берем — маленькая размерная группа. «Кировцы» тоже вне игры — слишком тяжелые.
Обе упомянутые выше модели практически одинаковые. Машина с индексом «М» отличается разве что массой. Она весит 14,5 тонн, что подняло тяговые характеристики до 1200 тонн (до 17 груженых вагонов). Быстрее заполнять пневмосистему вагонов поможет выросшая в два раза мощность компрессора ПК-3,5. Потенциал компрессорной установки позволяет одновременно запитать как рабочие органы 10 хоппер-дозаторов, так и тормозную магистраль этих же 10 вагонов.
Рассматривать такой мотовоз как чисто маневровую машину на путевом хозяйстве не следует, поскольку производитель помимо автосцепки паровозного типа СА-3
предусмотрел крепежную атрибутику для навесок — плужного снегоочистителя, поворотного отвала и дорожной уборочно-подметальной щетки с шириной обрабатываемой полосы 2,3 метра.
Версия ММТ-2Т также преду-сматривает фронтальный навес роторного снегоочистителя УПМ1‑8 для расчистки от снега как трамвайной и железнодорожной колеи 1435/1520 мм, так и снегоуборку дорог общего назначения, дворовых территорий, вокзальных перронов.
Сергей Жигулев,
заместитель начальника производства локомобилей компании ROLT
Мы изготовили и продали предприятиям разных форм собственности с внутризаводским путевым хозяйством чуть более трех десятков локомобилей. Нужда их заставила: там устали постоянно ждать от железнодорожников выполнения своих заявок на тепловозы. А приобретенным локомобилем они намного быстрее ставили вагоны под загрузку, вытягивали их, сортировали, формируя к отправке уже готовые составы. Если последнюю разработку Rolt Locomotive мы строили, имея за плечами определенный опыт, то своих первенцев на шасси «Урал-4320» существенно дорабатывали: силовой агрегат был слабенький для работы в качестве альтернативы тепловозу. Такой рельсоход мог работать на путях лишь в качестве аварийной «летучки», но никак не мотовозом на сортировке для доброго десятка вагонов. На желаемую мощность, нужный крутящий момент и под автоматическую КП брали двигатель Caterpillar. А когда ЯМЗ поставил на конвейер 536‑й мотор, ситуация по силовой линии изменилась, этот агрегат мощный, хорош в дуэте с трансмиссией Allison. Теперь вот «Урал Next» тоже идет с такой силовой начинкой, что очень удобно.
Павел Крылов,
руководитель проекта «Локомобиль.РФ»
Если взять локомобиль, изготовленный для ООО «Скоростной трамвай» в Старом Осколе, то можете обратить внимание на двухрядную кабину, позволяющую перевозить бригаду монтеров из шести человек. В автономном помещении с отсеками и ящиками есть достаточно места для инструментария, запчастей. Но главное достоинство, о котором говорят эксплуатирующие «Трамлинер» трамвайные депо, это два подъемника: пантографный с поворотной рабочей платформой и высотой подъема до 8,5 м и телескопический с люлькой для двух монтеров и возможностью работать по высоте под 12 м. Такая компоновка локомобиля позволяет совместить операции на высоте, для которых ранее требовалось две специализированных машины. Пользуется спросом и одинарная кабина. К примеру, в Санкт-Петербург для обслуживания трамвайной контактной сети мы поставили локомобиль «Трамлинер ТЛ-017» на шасси среднетоннажника Iveco Eurocargo с 3‑местной кабиной. Хочу отметить, что и отечественные шасси используются для постройки локомобилей. Для отряда МЧС Саратовского НПЗ изготовлен локомобиль на шасси МАЗ-6312В9 с КМУ. Машина включена в боевой расчет и стоит на дежурстве как маневровый тягач, предназначенный для операций с цистернами в случае возникновения чрезвычайной ситуации на железнодорожных путях.
Анатолий Татаринов,
директор завода «Спецкран плюс»
Шинно-рельсовый трактор ХТЗ третьего тягового класса оказался в золотой серединке. Нынешний сбыт техники с комбинированным ходом получился даже лучше, чем в прошлые годы. К началу осени мы отгрузили заказчикам 12 машин. В 2019‑м столько было по итогам года. Практика показывает, что хозяйствам нужна компактная, экономичная маневровая машина для подачи вагонов под погрузку, их сортировку и передачу железнодорожникам. Выскажу свое мнение: трактор в таком исполнении оказался выигрышнее автомобиля по нескольким причинам. Во-первых, из-за своей компактности он даже с маленького пятачка может встать на рельсы. Во-вторых, сказывается его конструкционная особенность — шарнирно-сочлененная рама. Такую изворотливость на маневрах не сравнить с восьмиметровой машиной, которой нужно больше места. Есть и третий фактор. Сопоставьте размерность колес адаптированного грузовика и трактора, чьи шины при заезде на колею практически не ощутят высоту рельса, легко выведут и поставят нашу «коротышку» на полотно даже в необустроенном месте.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Автомобили появились на свет лет на 70 позже паровозов, и мысль приспособить их для движения по железнодорожным путям пришла в голову конструкторов едва ли не сразу. Еще в начале прошлого века выяснили, что, сняв со стальных ободов покрышки, машину действительно можно поставить на рельсы.
Идея превратить автомобиль в локомотив не давала покоя специалистам и 100 лет назад: ее пытались реализовать практически все ведущие автопроизводители мира. Хотя почему только ведущие?
машину показал талантливый конструктор Яно Фейес. Нельзя сказать, что наши отечественные конструкторы оставались в стороне от мирового бума, но направленность их работ была несколько односторонней. К железнодорожному ходу в основном приспосабливались броневики. Первый такой экипаж —«бронеавтомобиль — дрезина» —вышел на Амурскую железную дорогу еще в 1912 году. Он был построен на шасси автомобиля Benz. Экипаж машины, вооруженной одним пулеметом, состоял аж из шести человек. В 1928 году талантливый конструктор Николай Дыренков вывел на рельсы «железнодорожный автовагон», который первыми оценили военные. Начиная с выпущенного в 1930 году легкого бронеавтомобиля ФАИ/ НАМИ к началу Второй мировой войны в СССР было разработано около десяти типов броневиков, способных передвигаться по железной дороге.
«МАЗ»-кран, переоборудованный для езды по колее метро
ишь немногие из них оснащались системой опускания и подъема опорных тележек с колесами железнодорожного типа. В основном на ободья колес крепились дополнительные диски с ребордами —конструкция простая, но достаточно тяжелая. Война показала все достоинства и недостатки использования автомобилей на железной дороге. Основываясь на полученном опыте, все конструкторы перешли на использование только подъемных систем с колесами небольшого диаметра вагонного типа. По такой схеме в середине пятидесятых годов были построены бронетранспортеры БТР — 40 и БТР — 152.
ЗиМ, Западная Украина
Пока мы ставили на рельсы наш «оборонный потенциал», другие занимались проблемами куда менее интересными, зато более полезными. Основанная в 1953 году американская компания Crane Carrier Corp. выпускала специализированные шасси для тяжелых кранов, и одной из ее самых интересных разработок стал кран для работы на месте железнодорожных аварий грузоподъемностью 200 т. На четырехосном шасси смонтировали две двухосных тележки железнодорожного хода, которые при движении по шоссе убирались под кабину и раму и не выступали за габарит машины.
Советский рельсовый бронеавтомобиль «BA-20″
«ГАЗ-АА» и «ЗИС-5″ на службе Вермахта,1942г.
Советский опытный бронеавтомобиль БАД-1 во время испытаний:
Рельсовые «Чайка» и «Варшава» в Венгрии (наши дни).