- Самые мощные и невероятные автомобили-монстры, которые существовали в истории гонок Moster Jam
- Avenger
- El Toro Loco
- Gas Monkey Garage
- Grave Digger
- Lucas Oil Crusader
- Monster Energy
- Overkill Evolution
- Raminator
- Годзиллы автомобильного мира: как устроены монстр-траки
- Подготовка машин
- Нагрузки на машины и пилотов
- Историческая справка
- Как все начиналось
- Популярность и развитие
- Прототип сегодняшних монстров
- Монстр на колесах. На что способен самый большой в мире грузовик 16:21, 12 января 2021 Версия для печати
Самые мощные и невероятные автомобили-монстры, которые существовали в истории гонок Moster Jam
Монстр-траки представляют собой большие автомобили, которые специально проектируются с громадными колесами внушительных размеров и мощнейшими двигателями с сотнями тысяч лошадиных сил. Создаются такие грозные монстры для участия в спортивном состязании Monster Jam, которое очень популярно во всем мире. Соревнование состоит из езды по разным типам дорог, внедорожью, впечатляющих прыжков через очень крутые препятствия и выполнение различных зрелищных акробатических кувырков. Далее вы узнаете о самых невероятных монстр-траках, которые существуют в настоящее время.
Avenger
В далеком 1997 году был построен Avenger, который в своей основе имел мощный горячий стержень и внешний кузов от Chevy S-10. Спустя 5 лет кузов трака был полностью обновлен и заменился моделью Chevy Bel Air, выпущенного в 1957 году.
Покорить жесткий характер монстра сумел только Джим Келлер, который прекрасно чувствовал себя в кабине автомобиля. В рамках проходивших ежегодных состязаний, Келлер и его знаменитый Avenger практически всегда занимали первые места во всех крупных мероприятиях.
El Toro Loco
Практически два десятка лет тому назад всему миру был продемонстрирован новый уникальный монстр-трак, получивший имя El Toro Loco. Этот неугомонный буйный бык мог с легкостью устрашить всех своих соперников, которые были вынуждены несколько раз уступить ему титул чемпионата.
El Toro Loco является одним из самых популярных и легкоузнаваемых траков. Его внешний дизайн напоминает дикого рогатого быка, готового в любой момент уничтожить любого, кто встанет у него на пути. Благодаря своему бушующему стилю и неистовой мощи, El Toro Loco является любимчиком многих фанатов, проживающих во многих уголках Земли.
Gas Monkey Garage
Грозный и мощный монстр-трак был построен в 2016 году в гараже во время трансляции популярной телепередачи под названием Fast N’ Loud. Проектированием кузова автомобиля занимался сам Ричард Роулингс, который является крупным владельцем популярной компании Gas Monkey.
Благодаря усиленной работе инженеров и техников, которые смогли виртуозно соединить кузов от автомобиля 70-х годов к монстр-траку и усовершенствовали шасси, на свет появился Gas Monkey, моментально завоевавший себе популярность.
Grave Digger
Проектную концепцию нового монстр-трака придумал талантливый механик и инженер по имени Дэннис Андерсон, который сумел создать свое творение из старых запчастей автомобилей, найденных на свалках.
Спустя несколько десятков лет Grave Digger претерпел значительные изменения и теперь вместо прошлого оранжевого цвета имеет насыщенный зеленый. Digger представляет собой один из самых украшенных траков, который успел выиграть 4 чемпионата, захватил несколько раз гоночный титул, а также титул фристайла.
Lucas Oil Crusader
Дебют Lucas Oil Crusader пришелся на 2011 год, во время которого всему миру был представлен концепт трака в стиле средневекового рыцаря с мечом на кузове автомобиля.
Внедорожник всегда готов броситься в драку и не прочь побороться за первое место в чемпионате мира, а не только за руку и сердце прекрасной принцессы. Крестоносец способен с легкостью расправляться с практически любым соперником благодаря умелому водителю Linsey Weenk.
Max-D представляет собой самый необычный монстр-трак, который представлен, как элегантный футуристический внедорожник первого класса. Использование ярко-серебряной и блестящей краски на кузове автомобиля, наделили его потрясающе великолепным внешним видом.
Max-D по праву считается одной из самых быстрых и мощных машин в спортивных соревнованиях. В настоящий момент у монстр-трака имеется множество фанатов по всему миру, для которых устраиваются экскурсионные туры на Max-D и аналогичных автомобилях.
Monster Energy
Этот выдающийся монстр ворвался в мир спортивных гонок Monster Jam пять лет назад в 2012 году и практически сразу же сумел завоевать себе популярность. Его дебют пришелся на турнир по фристайлу, который Monster Energy с легкостью выиграл.
Благодаря опытной команде, монстр-трак чувствует себя уверенно не только в состязаниях гоночного типа, но и в вольном стиле. Мощный двигатель и сверхгибкие шасси делают из Monster Energy высокопрофильный продукт, способный на равных потягаться даже с чемпионом Max-D.
Overkill Evolution
Майкл Матас и Мартин Гар вместе с другими автовладельцами траков решили объединиться в одну группу, чтобы работать вместе над созданием нового трака. Их совместная работа дала первые плоды в 2013 году, когда на свет появился грозный Overkill Evolution.
Благодаря использованию 3D компьютера, механики смогли смоделировать новые прочные шасси для трака, которые помогли им воплотить в жизнь свои самые смелые мечты. Они полагают, что их новый автомобиль вобрал в себя только лучшее от других популярных траков. Overkill не подвел и в 2014 году отлично показал себя в чемпионате по фристайлу, заняв первое место.
Raminator
Своей популярностью Raminator обязан братьям Марку и Тиму Холлу, которые помогли сделать траку имя, победив несколько гоночных соревнований.
Удачные выступления и несколько выигранных соревнований привлекли внимание богатого спонсора Dodge, который помог усовершенствовать автомобиль. В настоящий момент Raminator постепенно пробивает себе дорогу на вершину Monster Jam, чтобы получить титул лучшего монстр-трака.
Это были самые мощные монстр-траки, которые существуют в настоящий момент. Некоторые из них даже были добавлены в мировую книгу рекордов за свой уникальный внешний вид, выдающиеся технические характеристики и конструктивные особенности.
Годзиллы автомобильного мира: как устроены монстр-траки
Подготовка машин
Сегодня мне удалось посмотреть, как эти самые монстры собираются (речь, конечно, об автомобилях, наблюдать за тем, как вылупился Годзилла, мне не довелось). Несколько из них на моих глазах из груды деталей превращаются в пикапы, после чего водружаются на, кхм, колеса.
Конечно, делают они это не сами, как трансформеры, а занимаются их сборкой специально обученный мастер и пилот. Во всю идет подготовка к большому шоу DO DAMAGE (наноси урон, круши), которое состоится в Питере уже завтра, 21 марта, а в следующую субботу, 28 марта, в Москве.
На площадке мне удалось пообщаться с пилотами, ковыряющимися в своих «штуковинах». Каждый автомобиль — это штучный товар. В основе пикапов-гигантов, которые будут крушить все подряд на российских шоу – кузова от Ford F-250 и Chevrolet Silverado, но по факту это полный кастом, созданный пилотами и механиками.
Монстры весят примерно 5 тонн, а двигают их моторы мощностью 1 500 л.с., потребляющие метанол. За время шоу эти машины сжигают по 80-100 литров топлива, и так как бак рассчитан на 80 литров, им приходится заправляться прямо во время мероприятия.
Сборкой монстров занимаются сами пилоты, а вместе с шоу «Монстр-мания» ездит всего 8 человек сервисмэнов. Сборка перед шоу занимает целый день, так как, помимо установки колес, необходимо проверить абсолютно все системы, чтобы не возникло непредвиденных проблем во время исполнения каких-либо трюков.
Нагрузки на машины и пилотов
Ломать и крушить — работа нелегкая. Нагрузки на конструкцию просто огромные — 5-тонные машины взлетают на высоту более 10 метров и обрушиваются на бетонные полы шоу-площадок. Как рассказал пилот британского экипажа Энтони, максимальная высота, на которую взлетал его монстр-трак, составила 42 фута (примерно 13 метров). При приземлении подвеска сработала весь свой ход и испытала перегрузку в 190G. Для сравнения: максимальная кратковременная перегрузка автомобиля, в ходе которой человеку удалось выжить, составила 214G.
Колесные диски также очень прочные, ведь даже 15 атмосфер в покрышке не удерживают диск от касания земли при приземлении. Кстати, колеса имеют 1,6 метра в диаметре и 1,1 метра по ширине.
Сами пилоты испытывают нагрузки до 5G («потолок» для человека — 15G в течение 3-5 секунд). Как мне поведал шведский пилот Питер, управлять монстром не сложнее, чем обычным автомобилем.
Основная сложность — это управлять им так, чтобы все движения смотрелись зрелищно! Выполнять трюки на любом автомобиле довольно сложно. Не стоит забывать, что максимальная скорость составляет 160 км/ч. От 0 до 100 стрелка спидометра скачет за 5 секунд, а вот в обратную сторону она спускается неохотно, ведь автомобиль очень тяжелый, да и сцепление огромных колес с гладким бетонным полом невелико.
Историческая справка
Как все начиналось
Вопреки расхожим мнениям, первый подобный агрегат был собран не в военных целях и не для доступа в труднодоступные уголки нашей планеты. Первый монстр-трак, именуемый Bigfoot (Большеног), был изначально создан для развлечения.
Американский строитель Боб Чэндлер в свободное от кирпичей и цемента время любил помесить грязь на своем внедорожнике Ford F-250. А для того, чтобы заниматься любимым делом с каждым днем все веселее, он тюнинговал свой автомобиль денно и нощно. Когда мастерок и пила ему опостылели, он решил бросить свою работу и помочь всем желающим в создании безбашенных внедорожников.
В 1975 году он открыл свой магазин уникальных запчастей и станцию обслуживания. Свой Форд он превратил в рекламный баннер и в маркетинговых целях установил на него 46-дюймовые колеса от грузовика. Спустя несколько лет у него возник спор с другом-фермером: сможет ли он переехать на своем агрегате через пару легковушек. Найдя пару подходящих гниющих кузовов, он выиграл спор, а видео, записанное в тот день, зациклил на экранах в своем магазинчике.
В 1981 году случилось неотвратимое — в его магазин заглянул Нужный Человек. Этим человеком оказался менеджер гоночной серии USHRA, в которой выступали грузовики. Потрясенный увиденным, манагер предложил Бобу развлекать зрителей на треке в промежутках между гонками, на что владелец магазина с радостью согласился.
Популярность и развитие
Увидев пикап, громящий легковые автомобили, стены и другие препятствия, публика ликовала. Чэндлер быстро забыл про свой магазин и сервис и решил посвятить абсолютно все время своему драгоценному Форду. С каждой доработкой он усиливал элементы Бигфута, форсировал двигатель, модифицировал трансмиссию и ходовую. Боб был охвачен страстью и купил еще парочку пикапов F-250. Один из них, под индексом 3, мы даже увидели в «Полицейской академии». Очередное его творение, получившее название Bigfoot V, обзавелось колесами, диаметр которых немного не достигал 4 метров.
Конструкции Бигфутов были далеки от совершенства, колеса отваливались, двигатели с трудом могли перемещать 8-10-тонные монстр-траки, а трансмиссии то и дело разлетались вдребезги. Но, тем не менее, свою роль шоу-кара агрегаты выполняли. На своих фордах Боб таскал железнодорожные составы, проезжал насквозь через кирпичные постройки, превращая их в пыли, а главное — давил легковушки целыми эшелонами. Вскоре Бигфут обзавелся поворотными механизмами на задних колесах, что позволило чудовищу крутиться на месте. Но этого не хватало, абсолютной мечтой для всей команды «большеногов» стали полеты. Тогда было решено создать очередного монстра, рассчитав всю его конструкцию с нуля.
Прототип сегодняшних монстров
Сев за компьютеры, инженеры создали физическую и математическую модели для нового пикапа. Основная цель — снижение веса и увеличение мощности. В первую очередь была разработана пространственная рама. Ее было решено сделать из хром-молибденовых полых труб вместо стальных рельсов. Это прибавило конструкции жесткости и существенно снизило массу.
Двигатель взяли у компании, штампующей силовые агрегаты для дрэгстеров, — компрессорную V-образную «восьмерку» объемом 10 литров, питающуюся спиртом. Мощность такого мотора составляла примерно 2 000 л.с., ну а агрегатировался такой «движок» усиленным «автоматом», также созданным для гоночных автомобилей.
Главное особенностью такой коробки были маленькие передаточные отношения, что позволяло трансмиссии держать огромные нагрузки, хоть и существенно снижало максимальную скорость. Как итог, 5 тонн автомобиля на 2 000 л.с., разгон до 100 км/ч – 5 секунд, но даже этой скорости монстр-траки не достигают, так как выступают на специальных аренах, где попросту не хватает места для разгона-торможения. Расход топлива, само собой, космический — примерно 20-30 литров спирта на один километр.
Монстр на колесах. На что способен самый большой в мире грузовик 16:21, 12 января 2021 Версия для печати
Он размером с большой дом, а в его кузове поместится детская площадка. В моторный отсек влезет пара легковушек или типовая “однушка” в Марьино, а его мощность такая же, как у двухсекционного магистрального тепловоза или четырех Bugatti Veyron Grand Sport — кому что ближе.
По сути, это гибридный автомобиль, дальний родственник популярного среди “зеленых” Toyota Prius, но услышав расход солярки в 1 300 литров на “сотню” седеют все борцы за экологию. Он за раз может перевести кирпичный дом с фундаментом, крышей, мебелью и жильцами, и сделает он это на скорости до 64 км/ч. Познакомьтесь, читатели, с БелАЗ-75710, БелАЗ-75710 — познакомься с читателями.
Самая первая мысль, которая приходит после осознания размеров и грузовых возможностей самого большого в мире карьерного самосвала, — зачем? К чему этот приступ гигантомании? Посчитав, довольно быстро понимаешь, что размеры не пропорциональны эксплуатационным расходам, и содержать одного такого детину далеко не одно и тоже, что двух грузовиков поменьше. Проблема у БелАЗ-75710 только одна, и она такая же, как и у здоровяков от пассажирской авиации. Самый большой Airbus примет далеко не каждый аэропорт, самый большой БелАЗ сможет работать далеко не в каждом карьере.
Вторая мысль — почему не построили грузовик еще больше? Тут тоже все просто. Помимо проблем с необходимой инфраструктурой на месте вахты БелАЗ-75710, есть чисто технические ограничения — грузовые возможности шин. На самосвале стоят самые большие в мире из возможных колеса размерностью — сядьте, если стоите — 59/80R63. Еще раз: диаметр 63 дюйма, это примерно с вашу супругу, но в обозначении речь только о посадочном отверстии покрышки, так что все колесо будет раза в полтора-два выше вас.
Выпускает такие шины компания Bridgestone. Вес одной — 5,5 тонны, то есть одна покрышка тяжелее пары удлиненных Cadillac Escalade ESV в топовой комплектации. Не дай Бог такую перебортировать! На БелАЗ-75710 их нужно восемь штук, по паре на каждую из четырех ступиц. Одна такая способна утащить 101,6 тонны, стало быть, грузоподъемность всех восьми — почти 813 тонн. Вычитаем из этого вес пустого самосвала в 360 тонн — аккурат с электричку на Ярославском вокзале — и получаем грузоподъемность в 450 тонн.
Кстати, об электричках. В каждой ступице БелАЗ-75710 установлен электромотор 1TB3026-0G-03 мощностью 1 650 л.с. Ток на них подается от пары электрогенераторов YJ177A мощностью 1704 кВт каждый из которых подсоединен к персональному V-образному шестнадцатицилиндровому дизельному двигателю MTU Detroit Diesel 16V4000 в 2330 л. с. Выходит, суммарная мощность силовой установки равна 4 660 л.с. На борту БелАЗ-75710 есть пара баков, объем только одного равен 2 800 литров, то есть пять ванн, заполненных до краев соляркой.
Как всем этим управлять? Легко и просто. Во-первых, за маневрирование БелАЗ-75710 отвечает хитрый механизм поворота. У него двухскатные колеса как сзади, так и спереди, так что классической схеме со шкворнями и ступицами тут не место. Как передний, так и задний мосты абсолютно идентичны, а поворачивает царь-самосвал благодаря паре гигантских поворотных подшипников диаметром 2,75 метра, на которые установлены ведущие оси. В том числе благодаря такой схеме радиус поворота машины удалось сократить до 19,8 метра. Да, для разворота ему потребуется ширина на пару метров меньше футбольного поля, но вы помните, что мы говорим про машину размером с дом?
Тормозная система тут состоит из двух частей. Первая классическая с гидроприводом, по паре дисков на каждом колесе. А вторая — электродинамическая, по принципу схожая с системой рекуперации тепловой энергии у электромобилей. Тут основным исполнительным механизмом выступает сам колесный мотор. Минус один: для отвода огромного количества выделяемого в процессе работы тормозной системы тепла нужна отдельная охлаждающая установка размером со шкаф. Плюс в том, что на БелАЗе это места навалом. Второй такой шкаф на самосвале хранит электронику управления трансмиссией.
Белорусский автозавод гарантирует беспроблемную эксплуатацию своего тяжеловеса на протяжении 10 лет. За это время, по их подсчетам, БелАЗ-75710 проедет порядка 900 000 километров, работая практически без передышки по 23 часа в сутки, и перетаскивая по 270 кубометров груза общим весом в 450 тонн. Это сто с лишним самосвалов “КамАЗ” за раз или пять танков Т-90 — кому что ближе.