МАШИНЫ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ЗАКРЫТОГО ДРЕНАЖА
Виды дренажа.Частая сеть открытых осушительных каналов затрудняет проведение полевых работ. Такие участки целесообразно осушать, устраивая закрытый дренаж, который бывает траншейный, кротовый и щелевой.
Траншейный дренаж устраивают дреноукладчиками, которые прокладывают в почве узкие каналы (траншеи). На их дно для отвода воды размещают гончарные или пластмассовые трубы, затем каналы засыпают землей. Дренаж улучшает аэрацию почвы, сохраняет полезную площадь участков, весной способствует быстрому прогреванию почвы и ее просыханию.
Кротовый дренаж (отверстия в виде трубчатых каналов наподобие кротовых ходов, расположенных один от другого на расстоянии 2. 15 м) выполняют на глубине 0,4. 1,4 м от поверхности.
Щелевой дренаж представляет собой отверстие в виде продолговатой, сужающейся кверху щели. Дрены прорывают кротовыми или дренажно-щелевыми машинами.
Цепной экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-202Бпредназначен для строительства трубчатого дренажа из керамических или пластмассовых труб с укладкой их на глубину до 2,25 м.
Дреноукладчик состоит из самоходного шасси 2 (рис. 19.9, а), землеройного рабочего органа 16, трубоукладчика 11, транспортера 3, гидросистемы, электрогидравлической следящей системы и органов управления.
Рис. 19.9. Машины для устройства трубчатого дренажа:
а — экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-202Б, б — ножевой дреноукладчик МД-4, 1 — бухта, 2 — шасси, 3 — транспортер, 4, 19, 20, 22, 24 — гидроцилиндры, 5 — пластмассовая труба, 6 — датчик, 7 — кольцо, 8 — проволока, 9 — керамические трубы, 10 — желоб, 11 — трубоукладчик, 12 — штатив, 13, 14 — катушки, 15 — башмак, 16 — землеройный рабочий орган, 17 — ковши, 18 — лебедки, 21 — рукоятка, 23, 25 — ролики, 26 — нож, 27 — стрела, 28 — кронштейн
Землеройный рабочий орган навешен сзади на шасси экскаватора. Его положение относительно рамы экскаватора изменяют гидроцилиндром 4. Рабочий орган снабжен двенадцатью ковшами 17, прикрепленными к двум цепям с направляющими и натяжными роликами. Ковшовые цепи приводятся в движение от коробки скоростей.
Трубоукладчик 11, выполненный в виде ящика с двумя боковыми стенками, соединен с верхней рамой рабочего органа. Для спуска керамических дренажных труб внутри трубоукладчика установлен наклонный желоб 10, состоящий из верхней и нижней шарнирно соединенных частей.
В рабочем положении дреноукладчик движется вдоль трассы, ковши срезают грунт и сбрасывают его в бункер. Из бункера грунт ссыпается на ленту транспортера 3 и выбрасывается им в сторону. Следом за землеройным рабочим органом движется трубоукладчик. Рабочие закладывают трубы в желоб, по которому их опускают на дно траншеи, прижимая стыками одна к другой. Трубы изолируют двумя лентами фильтрующего материала. Катушка 14 и расположенное под ней корыто предназначены для укладки подстилающей ленты, катушка 13 — для укладки укрывающей ленты.
Для устройства дренажа из пластмассовых труб на шасси навешивают бухту 1. Конец трубы 5 пропускают через кольцо 7 и вставляют в направляющие ролики, расположенные внутри трубоукладчика. Во время движения дреноукладчика бухта разматывается и труба укладывается на дно траншеи.
Следящая система предназначена для поддержания заданного уклона дна траншеи. Она состоит из датчика 6, смонтированного на землеройном рабочем органе, копирной проволоки 8, закрепленной на штативе 12 параллельно намеченной траншее, и распределителя с электромагнитами. Датчик снабжен щупом, который опирается на проволоку. При отклонении рабочего органа от заданного уклона по сигналу датчика включается соответствующий электромагнит, который перемещает золотник распределителя. Масло поступает в гидроцилиндры 4, и рабочий орган возвращается ими в исходное положение.
ЭТЦ-202Б может работать от лазерного указателя уклона УКЛ-1, состоящего из лазерного излучателя, установленного на поле в начале трассы, фоточувствительной головки, закрепленной на раме рабочего органа 16, блока выработки команд и элементов гидропривода. При использовании УКЛ-1 обеспечивается высокая точность укладки дрен.
Машина обеспечивает укладку керамических труб с наружным диаметром 50. 190 мм и пластмассовых с внутренним диаметром 40. 75 мм. Рабочая скорость дреноукладчика 15. 590 м/ч, производительность 250 м/ч.
Ножевой дреноукладчикМД-4 предназначен для бестраншейного строительства трубчатого дренажа в грунтах до третьей категории включительно.
Дреноукладчик состоит из самоходного гусеничного шасси 2 (рис. 19.9, б), землеройного рабочего органа, трубоукладчика 11, барабана с бухтой 1, стрелы 27, гидросистемы и системы обеспечения заданного уклона дрен.
Землеройный рабочий орган выполнен в виде вертикального ножа 26, шарнирно навешенного на рукоятку 21 стрелы 27.
Заданную глубину хода и угол резания ножа устанавливают гидроцилиндрами 19 и 20, изменяющими положение стрелы и рукоятки. Гидроцилиндром 22 нож поворачивают в горизонтальной плоскости относительно рукоятки для получения заданной кривизны дрены. Трубоукладчик 11 представляет собой каркас с двумя боковыми металлическими листами, между которыми установлены направляющие ролики 25. Положение роликов регулируют гидроцилиндрами 24.
Пластмассовую дренажную трубу 5, смотанную в бухту 1, закрепляют на крестовине кронштейна 28. Сменные бухты поднимают и устанавливают на крестовине лебедкой 18.
Дреноукладчик задним ходом подводят к устью дрен и опускают рабочий орган на требуемую глубину в специально подготовленный шурф. Конец дренажной трубы 5 пропускают через направляющие ролики 23 и 25 трубоукладчика, заякоревают на дне шурфа и включают рабочий ход. Нож прорезает в грунте траншею (глубиной до 1,83 м, шириной 0,23 м). Труба сматывается с бухты и укладывается на дно траншеи.
Чтобы предохранить трубу от заиления, устанавливают приспособление для обмотки трубы стеклохолстом или стеклотканью до поступления ее в трубоукладчик. По окончании укладки дренажной линии рабочий орган выглубляют, переводят в транспортное положение и переезжают на новую трассу. Щель не требует засыпки грунтом, так как ее закатывают несколькими проходами гусениц трактора-тягача.
На тяжелых грунтах при большом тяговом сопротивлении дреноукладчик присоединяют к тросу лебедки специального тягача МД-5. Тягач подтягивает дреноукладчик, создавая дополнительную тягу до 250 кН. Производительность дреноукладчика 0,55 км/ч.
Кротодренажная машина Д-657прокладывает кротовый дренаж в торфяных грунтах на глубину 0,7. 1,2м, а в минеральных — на глубину 0,5. 0,85 м. Машина состоит из рамы, навески, рабочего органа, гидрооборудования и указателя глубины. Рама 4 (рис. 19.10) снабжена навеской для агрегатирования с трактором. Рабочий орган составлен из ножа 6 черенкового типа, цепи 7 и дренера 8. Нож присоединен к раме 4 шарнирно. Поэтому нож, заглубленный в грунт, может поворачиваться в обе стороны на угол 10. 12°, что исключает его поломку при отклонении трактора от прямолинейного движения. Для полного перерезания растительных остатков верхняя кромка лезвия ножа располагается к поверхности почвы под углом 143°, нижняя — под углом 125°.
Рис. 19.10. Кротодренажная машина Д-657:
1 — дроссель, 2, 3 — гидроцилиндры, 4 — рама, 5 — нижняя тяга механизма навески, 6 — нож, 7 — цепь, 8 — дренер
Дренер изготовлен из трубы, в которую вварены конусы. Передний конус снабжен держалкой для присоединения цепи. На минеральных грунтах применяют дренеры диаметром 80 и 100 мм, на торфяниках — 200 и 250 мм.
В гидросистему трактора дополнительно включают распределитель, дроссель 7, гидроцилиндр 2 поворота ножа и предохранительный клапан. Дроссель используют для получения заданного уклона дрены. Перемещая рукоятку дросселя, изменяют задаваемый уклон дрены в пределах 0,001. 0,006.
Заглубление дренера контролируют указателем глубины, стрелка которого тросиком связана с валом навесной системы трактора. При подъеме ножа тросик наматывается на вал и поворачивает стрелку.
Площадь угодий, где предусматривается прокладка кротового дренажа, нужно предварительно спланировать. На краю поля прокладывают открытый канал. Машину задним ходом подают к каналу. Дренер гидроцилиндром 3 опускают в канал на рабочую глубину. Лимб дросселя устанавливают на заданный уклон согласно руководству.
Нож разрезает грунт и тянет за собой цепь с дренером, который формирует в почве дрену. При встрече с препятствием нож под действием предохранительного клапана самовыглубляется.
Производительность машины 1,5. 2 км/ч, рабочая скорость 0,8. 4км/ч.
Машины при устройстве дренажей
4.3. МАШИНЫ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ДРЕНАЖЕЙ
4.3.1. Машина для сооружения продольных дренажей
За один проход машина выполняет весь комплекс работ по сооружению продольного дренажа глубиной от 1,6 до 3,1 м, считая от бровки земляного полотна или от поверхности земли, и шириной 520 мм. Дну траншеи для самопромывания дренажной трубы придается уклон не менее2°/00. Продольная ось дренажа располагается в плане на расстоянии не менее 3,5 м от оси пути.
Машина (рис. 4.22) сконструирована на базе экскаватора ЭТЦ-202. Она имеет тяговую лебедку /, установленную на раме 2, дизель 3 (96 кВт), кабину управления 4, ковшовый бар 7 с механизмом заглубления 12 и бункерами-крепями 8,9, 10, //, поперечный 6 и продольный 13 ленточные конвейеры. Привод самоходного шасси 5 и ковшовой цепи бара 7 осуществлен от дизеля 3 через промежуточный вал и шестеренчатый редуктор. Приводы остальных рабочих органов и устройств машины гидравлические. К ним относятся механизм заглубления 12 ковшового бара 7 с бункерами-крепями 8, 9, IQ, 11, привод поперечного 6 и продольного 13 ленточных конвейеров, управление фрикционами и тормозным барабаном гусеничного шасси 5, а также тяговой лебедки /
Ковшовый бар 7 имеет верхний приводной вал с двумя звездочками и отклоняющие колеса с натяжным устройством ковшовой цепи, а также инжний вал с отклоняющими колесами. Ковшовая цепь состоит из двух параллельных ветвей тяговой цепи с шагом 190,мм, соединенных между собой ковшами. Поперечный ленточный конвейер 6 служит для приема грунта, разрабатываемого ковшами, и передачи его на продольный конвейер 13, г последним обратно в траишею, если грунт дренирующий, или на откос выемки и частично в верхнюю часть траншеи, если грунт недренирующий.
Продольный конвейер 13 можно устанавливать с любой стороны машины так, чтобы всегда он был со стороны откоса выемки. Бункеры-крепи из листовой стали с угольниками жесткости закреплены сзади бара и служат для укладки в траншею дренирующих материалов и дренажной трубы, а также для предохранения сгеиок траншей от возможного обрушения. Из бункер а-крепи 8 на дно траншей по всей протяженности дренажной трубы насыпается дренирующая подсыпка 14 (ширину слоя 150—200 мм регулируют передвижной заслонкой, установленной иа задней стеике бункера). Ее же используют для планировки поверхности слоя. Из криволинейного бункера-крепи 9 укладывают дренажную трубу 15, керамзитобетонные трубофильтры или гончарные трубы 125×200 мм. Монтаж трубы ведется непрерывно из секций длиной 5Q0 м, соединенных гофрированными пластмассовыми муфтами. Дренажную трубу засыпают из бун-
Дренажные машины
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Дренажные машины» в других словарях:
ДРЕНАЖНЫЕ МАШИНЫ — машины для устройства дренажа на осушаемых землях. Различаются по способу укладки дрен в грунт. При траншейном способе применяют Д. м. с рабочим органом в виде цепи с ковшами, к рые роют траншею и укладывают дренажные трубы. При бестраншейном… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Дренажные машины — (a. drainage machines; н. Dranagemaschinen; ф. engins de drainage; и. maquinas de drenaje) машины для дренажа на осушаемых и орошаемых землях, а также торфяных м ниях. Д. м. различают по способу укладки дрен в грунт (траншейный,… … Геологическая энциклопедия
Торфяные машины — машины для подготовки торфяных месторождений к эксплуатации, добычи, сушки, уборки, погрузки и транспортировки торфа. Характерные особенности Т. м.: небольшие удельные давления на грунт, сравнительно короткий рабочий период,… … Большая советская энциклопедия
ТОРФЯНЫЕ МАШИНЫ — машины, применяемые для осушения и подготовки торфяных месторождений к разработке, для добычи, сушки и уборки торфа. К Т. м. относятся торфяные экскаваторы, дренажные машины, корчеватели, сборщики и погрузчики пней, фрезерные барабаны, ворошилки … Большой энциклопедический политехнический словарь
Путевые машины — в Германии Путевые машины специальный подвижной состав, предназначенный для сооружения верхнего строения пути при … Википедия
путевые машины — группа самоходных машин, используемых при строительстве железнодорожного пути, ремонте и текущем содержании земляного полотна и технических устройств. В эту группу входят различные по назначению машины, чаще всего работающие в комплекте, следуя… … Энциклопедия техники
ПУТЕВЫЕ МАШИНЫ — специализир., как правило, многофункциональные машины, применяемые при стр ве, ремонте и текущем содержании ж. д. пути. К П. м. относятся: путеукладчики, рельсоукладчикн, электробалластёры, шпалоподбивочные машины, моторные гайковёрты, выправочно … Большой энциклопедический политехнический словарь
Дренажная машина — Дренажная машина путевая машина для сооружения закрытых продольных или поперечных дренажей земляного полотна на участках, требующих осушения при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути. Содержание 1 История… … Википедия
Дренаж сельскохозяйственных земель — способ осушения земель при помощи подземных искусственных водотоков дрен (См. Дрена). Дренажем называют также конструкцию или систему водотоков (например, гончарный); за рубежом (США, Великобритания) под Д. понимают любой вид осушения (См … Большая советская энциклопедия
Путевая машина — Путевые машины в Германии Путевые машины специальный подвижной состав, предназначеный для сооружения верхнего строения пути при строительстве и реконструкции железных дорог, а также для выполнения всех работ при их текущем содержании и ремонте.… … Википедия
Как работает дренаж в машине, и почему за ним нужно следить
Сегодня о тех самых «сусликах» которых почти никто не видит (а многие и вовсе о них не подозревают), но которые есть. И за которыми на автомобиле старше 5 лет необходимо следить.
Итак, идёт дождь. Вода попадает на стекло двери, стекая по ней вниз — внешний уплотнитель стекла исправно выполняет свою функцию. Но ничего идеального не существует. И часть жидкости всё же просачивается во внутреннюю полость двери — между уплотнителем и самим стеклом. Кроме того, при открытых в дождь стёклах, определённое количество воды также неминуемо попадает вовнутрь.
Что с этой водой происходит дальше?
Если вы откроете дверь своего автомобиля и посмотрите на её нижнюю внутреннюю кромку (которая прилегает к порогу при закрытой двери), вы увидите мелкую перфорацию. Проще говоря — это дырки в металле. Вот через них попавшая в дверь вода и выходит наружу. Также, если вы обратите внимание, контур дверного уплотнителя всегда проходит выше этих дренажных отверстий, что логично — чтобы вода выходила на улицу, а не в салон.
Но ведь протекает не только в двери?
Конечно нет. Дренаж в дверях — лишь малая толика общей системы «водоканалов» в конструкции кузова автомобиля. Есть подобный дренаж и в лючке бензобака, и под лобовым стеклом, и в лонжеронах по днищу и внутренних. И ещё во множестве труднодоступных технологических мест кузова, о которых обыватель даже не догадывается.
Таким образом можно подвести итог: конструкция любого автомобиля изначально предполагает эффективный отвод воды из практически любых мест, куда она может попасть в процессе эксплуатации. Чтобы она не застаивалась и не способствовала коррозии металла.
Зачем следить за дренажом?
С годами дренаж активно засоряется (особенно, если был сделан обильный антикор), что и приводит к печальным последствиям. Застой воды вызывает активную коррозию со всеми вытекающими. Исходя из личного опыта, на машинах с пробегом более 50 тысяч и возрастом более 5 лет я рекомендую превентивно их проверить: хотя бы банально прочистить проволокой или иным гибким тонким предметом.