- Все, что нужно знать о краш-тестах
- Зачем нужны краш-тесты?
- Как проводят испытания?
- Краш-тест при лобовом столкновении
- Краш-тест при боковом столкновении
- Краш-тест при столкновении сзади
- Краш-тест при столкновении с пешеходом
- Как оценивают безопасность автомобиля?
- Машины, которые убивают. 11 провальных краш-тестов
- Сэкономил? Рискуешь не выжить
- Когда имя — не гарантия спасения
- Убойная американская четверть
- Машины бросают со скалы и сталкивают с автобусами. 7 безумных краш-тестов
- В краш-тесте разбили семь новинок автопрома. Одна модель выступила плохо
Все, что нужно знать о краш-тестах
Зачем нужны краш-тесты?
Краш-тест — это испытание автомобиля на столкновение. Проверки помогают обнаружить дефекты в системе безопасности и изменить конструкцию авто таким образом, чтобы минимизировать риски для жизни и здоровья водителя и пассажира.
Проводить краш-тесты дорого — один только манекен стоит 2000 долларов. Поэтому испытания проходят не все машины, а только 20% от всего авторынка, в том числе спортивные и люксовые автомобили.
Как проводят испытания?
В каждом автомобиле устанавливают специальные манекены с сенсорными датчиками, которые отслеживают силу и характер удара. Чтобы определить уровень и пользу подушек безопасности при столкновении, лицо манекена смазывают яркой краской.
Используют разные манекены: одни весом и ростом похожи на взрослых людей, другие — на подростков, третьи — на младенцев.
С 90-х испытания проводят только на манекенах с электронными датчиками и сенсорами. До этого в краш-тестах использовали животных и трупы.
Манекены не обязательно сидят внутри машины. Чтобы проверить амортизацию и ремни безопасности, манекен усаживают на автомобильное кресло и разгоняют его.
Краш-тесты бывают 4 видов: лобовое столкновение, боковое столкновение, ДТП с участием пешехода и столкновение сзади.
Краш-тест при лобовом столкновении
Во время испытания автомобиль устанавливают на рельсы и разгоняют до 55 км/ч. В качестве препятствия испытатели устанавливают стену высотой 1,5 м и массой 1,5 т.
При лобовом столкновении исследователи узнают, что происходит при столкновении в разных ситуациях:
- столкновение с другим транспортом,
- столкновение со столбом,
- удар в стену,
- попадание в салон автомобиля предмета,
- если водитель или пассажир вылетел через лобовое стекло.
Краш-тест при боковом столкновении
Этот краш-тест определяет силу и характер повреждений, которые получает автомобиль при боковом столкновении с грузовиком или внедорожником.
Легковую машину и мобильный груз весом в 1,5 т разгоняют с одинаковой скоростью до 65 км/ч. Груз врезается в машину с правой или левой стороны. Такой тест также позволяет оценить, опрокинется ли машина при ударе.
В случае бокового столкновения легковой автомобиль часто оказывается под корпусом многотонной машины. Благодаря подобным краш-тестам удалось разработать противоподкатную систему FUPS, которая не позволяет грузовику подминать под себя легковой автомобиль.
Краш-тест при столкновении сзади
Во время краш-теста в заднюю часть автомобиля на скорости 35 км/ч врезается груз весом 950 кг. Основная цель испытания — проверить надежность ремней безопасности и антиблокировочную систему.
Краш-тест при столкновении с пешеходом
Автомобиль на скорости 20, 30 и 40 км/ч врезается в манекен, который имитирует пешехода, велосипедиста или мотоциклиста. Тест выявляет характер и степень травм, чтобы в будущем разработать новые системы безопасности.
На одном из таких испытаний манекен подлетел от столкновения с машиной и ударился головой о лобовое стекло. Результат этого краш-теста помог разработать систему поднятия капота (Pedestrian Protection System), которая снижает риск получить травму во время удара о лобовое стекло. С 2011 года PPS устанавливают на все европейские автомобили.
Как оценивают безопасность автомобиля?
На каждом этапе краш-теста автомобилю ставят оценки за характер и тяжесть повреждений, нанесенных манекену. Отдельное внимание испытатели уделяют травмам головы, шеи и позвоночника. Также они оценивают:
- скорость подушек безопасности;
- прочность кузова, бамперов, двигателя и деталей внутри автомобиля;
- защитные качества подголовников и ремней безопасности.
Автомобиль оценивают по 4-балльной шкале или по системе «хорошо/приемлемо/ предельно/плохо». Если автомобиль получает оценки «предельно» и «плохо» — его снимают с продажи.
Машины, которые убивают. 11 провальных краш-тестов
1992 год. Старенький австралийский седан Holden Commodore в порядке эксперимента загружают 375-килограммовым балластом в виде мешков с песком и на скорости 100 км/ч отправляют таранить жёсткую стену. Итог — железный фарш.
На заре публичных краш-тестов таких шокирующих результатов было немало. Успели оскандалиться многие массовые модели конца ХХ века, включая, например, Volkswagen Golf второго поколения, Hyundai Accent, Nissan Almera, Peugeot 306, Rover 100, Ford Escort и даже премиальный BMW 5-й серии в кузове Е34! Резонансные итоги испытаний заставили автопроизводителей серьёзно задуматься и поднять расходы на совершенствование защиты пассажиров. Тем более, вероятность аварии всё увеличивалась: мощности моторов и скорости на дорогах росли, равно как и плотность потока.
Прошло 20-25 лет, сменялись поколения машин, и мы вроде как уже не ездим в стальных гробах. Почти на всех континентах запущены программы независимых краш-тестов (об их особенностях — в ликбезе «Авто Mail.Ru» ). И потому чуть ли не с каждого рекламного плаката нам вещают про пятизвёздочный рейтинг безопасности, о многочисленных подушках и хитроумных электронных системах.
Сэкономил? Рискуешь не выжить
В XXI веке провал машины в независимых краш-тестах — исключение из правил. И чаще всего осечки случаются с развивающимися автопроизводителями, готовящими бюджетные модели для стран третьего мира. Посмотрите, к примеру, в видеоролике выше, что происходит с малайзийским пикапом Proton Jumbuck при фронтальном ударе на скорости 64 км/ч о деформируемый барьер с перекрытием 40% (австралийская методика ANCAP). Шансов выжить у водителя почти нет, а ведь этот автомобиль выпускали и продавали до 2010 года!
А эти шокирующие кадры были сняты в Южной Америке во время проверки на прочность китайского хэтчбека Lifan 320 (известен в России под именем Lifan Smily) по методике Latin NCAP. Условия стандартные — 64 км/ч, сминаемая преграда с перекрытием 40%, но итог плачевен. Кузов сложился, будто пластилиновый, руль аж до подголовника водительского сиденья в салон ушёл. Вердикт экспертов — ноль звёзд из пяти возможных за защиту как взрослых пассажиров, так и детей.
Когда имя — не гарантия спасения
Впрочем, у некоторых именитых марок рыльце тоже в пушку. Тот же Nissan до сих пор выпускает в Мексике модель Tsuru (она же — V16 и Sentra B13) образца 1992 года. Впору признать модель удачной, если бы не итог испытаний по методике Latin NCAP — те же ноль звёзд, как у китайского «Лифана»! Почему? Без комментариев, просто смотрите видео.
Удивительно, но куда более современный седан Chevrolet Aveo (реинкарнировавшийся в России в Ravon Nexia узбекской сборки) в тестах Latin NCAP оказался не сильно крепче ниссановского долгожителя. В «корейце» чуть больше шансов выжить у детей, а вот взрослым впору заказывать траурные венки — за фронтальный удар Chevrolet также заработал «баранку». Если верить отчёту экспертов, хорошую защиту в Aveo имеют лишь. голова и правая голень переднего пассажира. Негусто, прямо скажем.
В общем, хорошо, что у нас Ravon Nexia уже в базе имеет хотя бы водительскую подушку безопасности. По правилам Latin NCAP на эшафот отправляют модели в начальном исполнении, а дешёвый Aveo в Южной Америке лишён не только эйрбегов, но даже преднатяжителей ремней.
В этом смысле повезло и российским обладателям предыдущего Renault Logan — в нём тоже есть, как минимум, одна подушка и «правильные» ремни. А вот как ведёт себя в краш-тесте соплатформенный хэтчбек Sandero, лишённый этих простейших приспособлений, — потеря структурной целостности кузова и лишь одна звезда из пяти.
Убойная американская четверть
Очередной прорыв в области пассивной безопасности случился в 2012 году, когда американский институт IIHS (Insurance Institute for Highway Safety) ввёл в программу своих краш-тестов фронтальный удар на 64 км/ч о жёсткий барьер с малым перекрытием 25%. Так имитируется столкновение с деревом, столбом, блоком дорожного ограждения или встречным автомобилем, когда водитель всё же пытается отрулить от препятствия в последний момент, но не успевает.
Статистика показывает, что на такие аварии приходится четверть смертей во «фронтальных» ДТП. И как только американцы запустили новый краш-тест, стало ясно, почему так происходит. Обнаружилось, что у многих машин удар в левую четверть кузова проходит мимо главных энергопоглощающих элементов. В первую очередь — лонжерона. Пластиковый бампер, детали подвески погасить энергию столкновения не в состоянии, а колесо только добавляет проблем, сжимая дверной проём и клетку салона. В общем, на первых порах фронтальный краш-тест с малым перекрытием провалили не только «старички», но и некоторые отличники знаменитых европейских тестов Euro NCAP!
Автопроизводители быстро опомнились от шока и бросились исправлять конструкцию своих моделей. Но адаптировались пока не все. Посмотрите в роликах выше, как прошли самый жёсткий в мире краш-тест популярные в России Hyundai Accent (он же Solaris) и Nissan Juke. У обоих оценка «плохо»: голова водителя соскользнула с подушки безопасности (в «корейце» это привело к удару о переднюю панель), ноги оказались зажаты покорёженным металлом и пластиком. Иными словами, риск серьёзных травм очень велик. Кстати, при этом обычный удар с 40-процентным перекрытием обе модели выдержали на «хорошо».
Вдобавок краш-тест IIHS показал, что просчёты в силовой клетке кузова не могут компенсировать ни высокотехнологичность, ни премиальность. Во всяком случае, электрокар Nissan Leaf и статусный Audi A4 также не смогли успешно пройти испытание на удар с малым перекрытием, хотя по остальным категориям они отличники. Не спасут водителя даже размеры. Оцените, как сминается кузов большого минивэна Chrysler Town&Country.
Так что ни на секунду не забывайте — даже самые продвинутые электронные помощники не всегда способны удержать машину на дороге, а современность модели — ещё не повод считать её абсолютно безопасной. Хотя прогресс не стоит на месте и, вероятно, лет через десять фактуры для подобной подборки неудачных краш-тестов будет значительно меньше.
Машины бросают со скалы и сталкивают с автобусами. 7 безумных краш-тестов
Регулярными краш-тестами всевозможных новинок автопрома занимается целый ряд независимых организаций. Самые известные из них — это европейская Euro NCAP, ассоциация Global NCAP и Национальный институт дорожной безопасности США (IIHS). Однако помимо них, аналогичные испытания проводят сами автопроизводители, журналисты, а иногда просто энтузиасты. В таких тестах не всегда участвуют новые машины, но менее эффектными от этого они не становятся. Самые необычные и экстремальные краш-тесты недавнего времени — в материале Autonews.ru.
Один из самых экстремальных краш-тестов провела компания Volvo. В ходе испытаний шведы решили сбросить с 30-метровой высоты сразу десять собственных новых автомобилей. Для этого необычного краш-теста Volvo пришлось арендовать строительный кран. Как объяснили инженеры, такой подход помог полноценно смоделировать повреждения, обнаруженные в самых серьезных ДТП, например, столкновение легкового автомобиля с грузовиком на высокой скорости или сильный удар со стороны.
Однако основной задачей этих испытаний стала тренировка спасателей, которые должны были при помощи гидравлических инструментов вскрыть разбитые машины и в кратчайшие сроки эвакуировать условных пострадавших.
Британское издание AutoExpress провела собственный краш-тест спорткара Corvette ZR1. Впрочем, в испытаниях прияла участие копия автомобиля, собранная из конструктора Lego. Тесты включали столкновение с барьером, роль которого выполняла обычная стена со 100-процентным перекрытием. В ходе испытаний игрушечный Corvette ZR1 попадал в аварию три раза на скорости 4, 16 и более 16 км/ч. Во время последнего этапа краш-теста спорткар из кубиков был уничтожен.
Хорватская компания Rimac провела серию краш-тестов 1914-сильного электрического гиперкара C Two, который еще не поступил в серийное производство. В ходе испытаний инженеры разбили сразу два прототипа, цена каждого из них составляет 2,1 млн долларов. Первый двухдверный спорткар, кузов которого выполнен из карбона, хорваты решили столкнуть с деформируемым барьером с 40-процентным перекрытием на скорости 40 км/ч. Второй прототип врезался в такое же препятствие на скорости уже 56 км/ч. В результате обе машины получили серьезные повреждения. Но разработчики машины остались довольны результатом краш-тестов. В серийное производство Rimac C_Two должен отправиться уже в следующем году.
Организация Global NCAP с помощью необычного краш-теста решила продемонстрировать прогресс автомобильной безопасности за последние 20 лет. Для этого они столкнуть две хэтчбека Ford Fiesta — шестого и четвертого поколений. В ходе испытаний автомобили врезались «лбами» в друг друга на скорости 64 км/ч. Результаты аварии прекрасно видны на видео: у водителя и пассажиров старой «Фиесты» при таком ДТП шансов выжить практически нет. У более современного хэтчбека, напротив, риск получения серьезных травм сведен к минимуму.
В отличие от автомобилей, краш-тесты скутеров в мире официально не проводятся. Однако в сети не так давно появился ролик, где демонстрируется лобовое столкновения мопеда развозчика пиццы с препятствием на скорости в 40 км/ч. Кто проводил это испытание не указывается, но последствия аварии даже для манекена на коротком ролике выглядят очень страшно.
Швейцарская организация Dynamic Test Center AG (DTC), которая известна своим нестандартным подходом к проведению краш-тестов, в этот раз для своих испытаний выбрали фургон Mercedes-Benz Vito. Автомобиль загрузили бетонными клумбами весом в 700 тонн и направили в стену на скорости в 50 км/ч. В результате даже ехавший на такой небольшой скорости фургон получил очень сильные повреждения. Нелегко пришлось и манекену, сидевшему в Mercedes-Benz Vito.
В Болгарии местные журналисты решили испытать на прочность два абсолютно разных транспортных средства. Для своего независимого краш-теста они выбрали Opel Omega второго поколения и обычный рейсовый автобус. Местом действия необычного эксперимента стала взлетно-посадочная полоса. В транспортные средства усадили манекены, а управлялись машины дистанционно. В итоге Opel Omega на скорости в 208 км/я эффектно протаранила заднюю часть автобуса и, что не удивительно, отправилась под списание. Такая же участь ожидала и пострадавший рейсовый автобус.
В краш-тесте разбили семь новинок автопрома. Одна модель выступила плохо
Некоммерческая организация Euro NCAP провела очередную серию испытаний по проверке безопасности новинок авторынка. На сей раз разбили сразу семь машин — компактные хэтчбеки Audi A3 Sportback, Seat Leon, пикап Isuzu D-Max, внедорожник Land Rover Defender, кроссовер Kia Sorento, а также субкомпакты Hyundai i10 и Honda e (электромобиль).
Пассивную безопасность проверяли по новому протоколу, который утвердили в мае 2020-го. По нему фронтальный краш-тест проводится не о статичный барьер, а о движущийся навстречу автомобилю. Скорость и машины, и тележки с препятствием — по 50 км/ч, перекрытие — 50%. Такой тест более точно имитирует встречное авто и позволяет проверять не только травматичность конструкции для пассажиров внутри, но и насколько опасны детали ее передней части для пассажиров второй машины — участницы ДТП.
Audi A3 Sportback и Seat Leon построены на единой платформе VW MQB-II, у них есть центральная надувная подушка безопасности, которая раскрывается при боковых ударах и предотвращает соприкосновение водителя и переднего пассажира.
Обе машины получили за пассивную безопасность максимальные пять звезд, но Seat удостоился особенно высокого рейтинга за защиту взрослых пассажиров — 92%. Эксперты Euro NCAP говорят, что у Leon хорошо спроектирована передняя часть кузова.
Рамный пикап Isuzu D-Max нового поколения в стандартной комплектации для Евросоюза имеет автоматическое экстренное торможение и центральную надувную подушку.
Безопасность модели оценили на пять звезд, но ее раскритиковали за сочетание большой снаряженной массы (2 тонны) с неоптимальной структурой передка, поэтому D-Max может быть опасен для других участников движения — он нанесет им большие повреждение и серьезные травмы.
Аналогичной Isuzu оценки удостоился внедорожник Land Rover Defender последней генерации — он в базовом оснащении имеет систему предотвращения ДТП, которая максимально смягчает последствия аварии, но при этом у машины большой вес и травмоопасная для других участников движения передняя часть кузова.
Новый Kia Sorento стал первым автомобилем корейской марки с центральной подушкой безопасности и продвинутой sos-системой eCall (аналог российской ЭРА-ГЛОНАСС). Именно благодаря им общая оценка дотянула до почетных пяти звезд. Но рейтинг за безопасность взрослых пассажиров оказался неожиданно невысоким — 82%.
Субкомпактный электромобиль Honda e называют олицетворением последних технологий в области экологически чистого вождения, но ему не хватает продвинутых систем безопасности, считают в Euro NCAP. Нет коленной и центральной подушек безопасности, отсутствует также функция автоматического экстренного торможения при выезде задним ходом. Машине присвоили четыре звезды и рейтинг безопасности взрослых пассажиров 76%.
Недорогой городской хэтчбек Hyundai i10 выступил хуже всех. При фронтальном ударе о 100-процентный барьер манекен водителя проскользнул под ремнем безопасности, то есть удерживающее устройство скомпоновано неправильно относительно сиденья.
Система автоматического экстренного торможения также показала невысокую эффективность. Результат — три звезды из пяти возможных.