- Техника для устройства дородной одежды
- УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ, ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА
- Дорожные машины для строительства дорог
- История развития дорожных машин
- Виды дорожных машин для строительства дорог
- Кусторезы и корчеватели пней
- Экскаваторы
- Скреперы
- Автогрейдеры
- Бульдозеры
- Грейферы
- Самосвалы
- Гудронаторы
- Смесители асфальтобетона и укладчики
- Распределители бетонной смеси и вибрационные бетоноукладчики
- Машины для ремонта дорог
- Машины для строительства и ремонта железных дорог
- Оборудование для модификации битума и приготовления битумной эмульсии
Техника для устройства дородной одежды
Погрузчики
Погрузочно-разгрузочная техника
—Одноковшовые фронтальные погрузчики
— применяются в транспортном строительстве для складирования разрыхленных грунтов и каменных материалов, погрузки в транспортные средтва, распределения дор материалов, зачистных и планировочных работ.
Одноковшовые фронтальные погрузчики различаются типом рабочего оборудования, бывают:
По типу ходового оборудования:
По способам поворота:
Стандартный для одноковшовых фронтальных погрузчиков — ковш с прямой режущей кромкой. Дополнительно такие ковши могут комплектоваться 2-х сторонней режущей кромкой из упрочненной износостойкой стали.
— челюстные ковши увеличивают высоту выгрузки, позволяют погрузчикам толкать и послойно разравнивать грунт, планировать поверхность.
Высокая маневренность — одно из основных требований к погрузчикам.
Рабочий цикл машины состоит из челночных перемещений с грузом и без на небольшие расстояния до 30 м и крутых разворотов.
Общее представление о возможности фронтальных погрузчиков дают: масса, габаритные размеры, объем ковша, грузоподъемность, высота выгрузки, опрокидывающая нагрузка, сила отрыва.
h выгрузки = -0,8 * 10^-9 * G^8 * 0,034 + G + 2392,4
q (сила)отрыва = 0,015 * G^0,9458
П = V ковша * kзап * kусл * kв/ tц
где Vковш — объем ковша
k зап — к-нт заполнения ковша
kусл — к-нт условий работы (только для погрузчика) (при ясн погоде=1, при ненастной =0,85)
kв — к-нт использования во времени (0,8-0,9)
tц — время цикла
Tц = tвн + tзап + tотх + tвыгр + tман + tподх + tперекл
tвн — время внедрения в бурт материала
tзап — время запрокидования (когда набирает)
tотх — время отхода
tвыгр — время выгрузки
tман — время меневрирования (разворачивается после выгрузки)
tподх — время подхода
tперекл — время переключения
Техника для устройства оснований дорожных одежд.
Грунтосмесительные машины — дорожные машины для устройства дорожных одежд из укрепленных грунтов путем их измельчения и перемешивания с вяжущими материалами (битумами, цементами или комбинированными методами с добавками активирующих и полимерных веществ).
К таким машинам относятся:
— самоходная однопроходная многороторная грунтосмесительная машина
— карьерная грунтосмесительная установка
Грунтосмесительная машина за 1 проход может выполнить несколько операций по ширине земл полотна.
Фреза дорожная — многопроходная дорожная машина нарезного или прицепного вида преднахначена для измельчения грунта и перемешивания его с неорганическими или органическимм вяжущими материалами. Работает в комплекте с распределителем цемента, поливомоечной машиной или автогудронатором.
Классификация грунтосмесителей(по типу ведения работ):
1) Линейные, по способу передвижения:
-самоходные (колесные, гусеничные, смешанные — тип ходовой части);
Линейные грунтосмесители представляют собой пневмоколесные тягачи со скоростным фрейзерным рабочим органом и системой ввода воды и жидких вяжущих материалов.
Для введения сыпучих материалов используют спец распределители и машины для приготовления цементно-водной суспензии.
Грунтосмесители различаются в основном по мощности двигателя и типу ходовой части.
Основные производители линейных грунтосмесителей: США -Caterpillar, Германия — Wirtgen, Hamm, Япония — Kamatsu.
УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ, ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА
Тема 8. Основные конструкции дорожных одежд.
- Общие сведения о дорожной одежде.
- Конструкции дорожной одежды.
Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293
1. Общие сведения о дорожной одежде.
Дорожная конструкция — система, включающая дорожную одежду и земляное полотно.
Земляное полотно – это дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов, воспринимающее нагрузку от подвижного транспорта и собственного веса и распределяющее эту нагрузку на основание.
Дорожная одежда — это многослойная конструкция, предназначенная для перераспределения давления на грунт от действия транспортной нагрузки, обеспечивающая повышение сроков службы и транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги.
2. Конструкции дорожной одежды.
Дорожная одежда состоит из следующих конструктивных слоев: покрытие; основание; дополнительные слои основания.
Покрытие – верхняя часть одежды, которая воспринимает вертикальные и горизонтальные нагрузки от колес автомобилей. Слои покрытия распределяют и передают нагрузку на нижележащее основание. Для них используют более прочные и дорогие материалы. Состояние покрытия характеризуется ровностью и шероховатостью.
Основание – несущая прочная часть дорожной одежды, которая вместе с покрытием перераспределяет и уменьшает нагрузку на нижележащие слои. Основание может состоять из одного или нескольких слоёв.
Дополнительные слои основания используют в качестве дренирующих, морозозащитных или прерывающих капиллярный подъем грунтовых вод.
Подстилающий слой – это тщательно уплотнённый верхний слой земляного полотна, на который укладывают слои дорожной одежды. Прочность дорожной одежды обеспечивается устройством однородного, хорошо уплотнённого грунта земляного полотна и водоотвода.
Тема 9. Типы дорожных одежд.
- Типы дорожных одежд, основные виды покрытий область их применения.
- Типы дорожных покрытий.
Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293
1. Типы дорожных одежд, основные виды покрытий область их применения.
Эксплуатационные качества дорожных одежд определяются в основном покрытиями, которые могут быть разделены на следующие основные конструктивные типы.
Асфальтобетонные покрытия — наиболее совершенный тип дорожных покрытий. Они состоят из двух или трех слоев асфальтобетонной смеси, уложенной на прочное основание и тщательно уплотненной.
Асфальтобетон образует ровную, удобную для движения поверхность смягчающую удары колес.
2. Типы дорожных покрытий.
Дорожное покрытие – верхний наиболее прочный слой дорожной одежды, воспринимающий непосредственное воздействие нагрузки и природно-климатических факторов и определяющий основные транспортно-эксплуатационные качества дороги. Покрытие может быть одно-, двух- и трехслойным. С целью уменьшения воздействия атмосферных факторов на материал дорожного покрытия (верхнего слоя) он может быть защищен тонким слоем минерального материала, обработанного органическим вяжущим. Этот слой называется защитным слоем.
Тема 10. Укрепление обочин и разделительных полос.
Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293
Укрепление обочин существенно влияет на безопасность и скорость движения автомобилей, поскольку предотвращает попадание пыли и грязи на проезжую часть, создает условия для безопасного съезда на обочину в случае необходимости. Это особенно важно в осенне-весенний периоды года. Укрепленные обочины обеспечивают гидроизоляцию земляного полотна, повышая его прочность и устойчивость, предотвращают разрушение поверхности обочин при наезде автотранспортных средств. В зимнее время укрепленные обочины способствуют переносу снега во время метелей и облегчают его удаление при снегоочистке. Установлено, что узкие, но укрепленные обочины значительно более полезны, чем широкие, но неукрепленные .
Покрытие на укрепленной полосе обочин (0,5-0,75 м) и на остановочной полосе (2,5 м) рекомендуется устраивать из цементо- или асфальтобетона, а также из обработанных вяжущими местных каменных, гравийных и других минеральных материалов. Поверхность остальной части обочин укрепляют в зависимости от интенсивности и характера движения, грунтов земляного полотна и особенностей климата засевом трав, россыпью щебня, гравия, шлака и других местных крупнозернистых материалов.
Разделительные полосы на дорогах I категории сопрягают с проезжей частью путем устройства на разделительной полосе укрепленных полос. Остальную часть разделительной полосы укрепляют посевом многолетних трав и укрепление при помощи георешетки. или посадкой кустарников, располагаемых на расстоянии не менее 1,75 м от кромки проезжей части.
Тема11. Технология устройства дорожных оснований.
- Назначение и строение дорожного основания.
- Строительство гравийного основания.
Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293
1. Назначение и строение дорожного основания.
Дорожное основание – несущая часть дорожной одежды, которая вместе с покрытием обеспечивает распределение и передачу нагрузки на грунт земляного полотна.
2. Строительство гравийного основания.
Гравийное основание – это конструктивный слой дорожного основания, устроенный из гравия или подобранной гравийно-песчаной смеси различного класса. Используют в качестве нижнего слоя двуслойного основания или в качестве основания облегченных покрытий. Гравийное основание устраивают при наличии гравийных материалов, удовлетворяющих требованиям оптимального состава с наибольшей крупностью зерен (20…40 мм).
Толщина отсыпаемого слоя в среднем составляет 25-30 см на устойчивом грунте.
Темы 12-18
Тема 19: Технология работ по устройству асфальтобетонных покрытий и оснований из горячих и холодных смесей.
- Технологические режимы формирования структуры асфальтобетонного покрытия.
- Технология работ по устройству слоев из асфальтобетонных смесей.
Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293
Темы 20-21
Тема 22: Устройство цементобетонных покрытий.
- Основные преимущества цементобетонных покрытий
- Классификация цементобетонных покрытий
- Технология устройства цементобетонных покрытий рельсовым комплектом
- Технологическая схема устройства цементобетонных покрытий.
Литература: Ю. Г. Бабаскин «Технология строительства дорог» учебное пособие Минск «Новое знание» 2014 с. 293
Тема 23
Тема 24: Укладка тротуарной плитки.
- Общие требования к укладке тротуарной плитки.
- Укладка брусчатки.
- Инструменты и приспособления для укладки тротуарной плитки.
- Способы укладки тротуарной плитки.
Тема 25
Тема 26: Водоотводные устройства на автомобильных дорогах.
- Общие требования по устройству водоотводной системы вне городских дорог.
- Устройство кюветов, нагорных и продольных водоотводных канав.
- Общие требования по устройству дренажных систем на автомобильных дорогах.
Дорожные машины для строительства дорог
Дорожные машины за пару сотен лет прошли долгий путь развития, начиная от несложных паровых устройств и заканчивая ультрасовременной техникой для строительства дорог.
История развития дорожных машин
Впервые человечество попробовало механизировать ручной труд при проведении дорожно-строительных работ еще в начале ХІХ века. Эти попытки стали результатом появления первой машины. В 1809 году в Петербурге была предложена конструкция плавучей землечерпалки, а в 1835 году – парового экскаватора. Но эти события пока были лишь эпизодами, а в целом развитие дорожно-строительной техники шло медленно. По состоянию на 1839 год во всем мире насчитывалось только семь экскаваторов (четыре из них эксплуатировались на территории России).
В 1858 году общественности были представлены первые дробилки, в 1875 – грейдер-элеватор, а в 1887 – грейдер. Вторая и третья машины пока работали с использованием конной тяги.
Новый виток в истории развития дорожно-строительной техники взял свое начало вместе с изобретением гусеничного хода и дизельных двигателей. В 1912 году на дороги вышел первый экскаватор на гусеничном ходу.
С новыми открытиями, произошедшими в ХХ веке, на небывалые высоты поднялись и дорожно-строительные машины. По состоянию на сегодня большинство из них представляют собой высокотехнологичные полностью или частично автоматизированные комплексы. Это позволило существенно сократить финансовые затраты и расходы ручного труда при строительстве новых и ремонте существующих автомобильных дорог.
Виды дорожных машин для строительства дорог
Каждая дорожно-строительная организация имеет в своем составе машинный парк. Для строительства асфальтовых дорог формируются специальные комплексы, которые объединяют под общим названием – «дорожно-строительные машины». Они представляют собой достаточно сложное техническое оборудование, которое характеризуется высокой размерностью, динамичностью рабочих процессов, а также сложностью математических зависимостей. Рассмотрим основные виды техники для строительства асфальтовых дорог.
Кусторезы и корчеватели пней
Перед строительством дороги сначала выполняют ряд подготовительных операций: вырубают деревья, кустарники, удаляют пни и т.д. Для решения данных задач используются специальные устройства, которые крепят к тракторам или другим транспортным средствам – кусторезы и корчеватели пней.
Экскаваторы
Предназначен для копания грунта и его последующего перемещения. Основным элементом данной машины считается ковш или элемент непрерывного действия. Выделяют экскаваторы с прямой и обратной лопатой. Техника первого типа применяется преимущественно для того, чтобы вырыть котлован в очень крепких грунтах: каменистых, скальных и т.д. Экскаваторы с обратной лопатой могут быть использованы для рытья узких траншей. Хорошим примером тут может служить прокладка канализационных сетей.
Скреперы
Предназначены для поднятия, перемещения и выгрузки грунта.
Автогрейдеры
Нужны для перемещения, выравнивания грунтов и других материалов. Конструктивные особенности данных машин позволяют им идеально выравнивать поверхность за малое количество проходов. Классификацию автогрейдеров проводят в зависимости от объемов строительных работ (легкие, средние и тяжелые).
Бульдозеры
Это тракторы с приспособлением, напоминающим щит. Их используют для копания и перемещения грунта на небольшие расстояния. Конструктивно этот вид машин представляет собой колесный или гусеничный трактор, оснащенный отвалом.
Грейферы
Предназначен для захвата грузов. Может входить в состав как экскаваторов, так и погрузчиков, подъемных кранов, монорельсовых тележек и т.д. Основное предназначение данного механизма – перегрузка и транспортировка различных видов строительных материалов.
Самосвалы
Также при строительстве асфальтовых дорог невозможно обойтись без самосвалов. Они достаточно универсальны, поскольку перевозят практически любые грузы. Высокая мобильность позволяет сократить время технологического процесса на строительных площадках.
Гудронаторы
Для равномерного разлива под давлением вяжущих материалов (битума, дегтя, битумной эмульсии и пр.) в машинном парке содержат гудронаторы. Если эта машина самоходная, то ее называют автогудронатором.
Смесители асфальтобетона и укладчики
В том случае, когда строится дорога с асфальтобетонным покрытием, применяют целые комплексы машины. Среди них стоит выделить: смесители асфальтобетона и укладчики. Первые перемешивают щебень и песок с битумом. А вторые равномерно укладывают асфальтобетонную смесь.
Распределители бетонной смеси и вибрационные бетоноукладчики
При строительстве дороги с цементобетонным покрытием используют распределители бетонной смеси и вибрационные бетоноукладчики.
Машины для ремонта дорог
Ремонт и поддержание дорог в чистоте осуществляется за счет ремонтеров, дорожных утюгов, моторных катков, снегоочистителей, пескоразбрасывателей, снегопогрузчиков и других машин и механизмов.
Машины для строительства и ремонта железных дорог
Для строительства и ремонта железных дорог применяются такие машины, как балластеры, путеукладчики и путевые струги.
Основная функция балластеров – это укладка слоя балласта (щебня, песка, гравия) на путях.
Путеукладчики служат для механизированной укладки рельсов вместе со шпалами.
Путевые струги нарезают боковые каналы вдоль железнодорожных маршрутов, очищают кюветы и пути от различных осадков.
Все перечисленные машины питаются от источника энергии, расположенного на локомотиве. Последний также служит и средством передвижения.
Оборудование для модификации битума и приготовления битумной эмульсии
Очень важной является технологическая операция модификации битума полимерами, которая осуществляется за счет применения установок типа УCБ-2 торговой марки GlobeCore. Они позволяют получать битумы и, как следствие, асфальтобетонные смеси с заданными свойствами, что способствует увеличению срока службы дорожных одежд.
Для производства битумных эмульсий используются специальные установки типа УCБ-1 торговой марки GlobeCore. С их помощью готовят как катионные, так и анионные битумные эмульсии, которые потом используются при строительстве и ремонте асфальтовых дорог.