- Основы эксплуатации и обслуживания машин для очистки балласта
- Путевые машины
- Содержание
- Общие сведения
- Машины для ремонта земляного полотна
- Машины для балластировки и подъемки пути
- Специальный подвижной состав
- Машины для очистки щебня и замены балласта
- Машины для укладки путевой решетки
- Рельсосварочные машины
- Поезда для шлифовки рельсов
- Машины для выправки пути и стрелочных переводов
- Динамический стабилизатор пути
- Машины для очистки пути от снега
- Подъемно-транспортные машины
Основы эксплуатации и обслуживания машин для очистки балласта
Щебнеочистительные машины работают на пути, закрытом для движения поездов, в специально предоставляемые «окна» для выполнения ремонтно-путевых работ комплексом путевых машин. Объем ремонта и срок его выполнения строго регламентированы, после чего путь должен быть открыт для движения поездов с установленными скоростями. Это выдвигает особые требования к содержанию машин в исправном состоянии и обеспечению их безотказной работы.
До начала работы щебнеочистительных машин ЩОМ-4, ЩОМ-Д и ЩОМ-Д0 необходимо проверить высоту обочины пути на участке работ и при необходимости срезать ее для обеспечения свободного выброса загрязнителей. Для подготовки места, где предстоит заряжать нож, требуется вырезать балласт в четырех шпальных ящиках ниже нижней постели шпал и подложить под путь дополнительные шпалы для пропуска тепловоза с машиной. Кроме того, вырезается балласт с междупутья и откоса призмы (ниже подошвы шпал) на длине 2 м вдоль пути с каждой стороны для размещения крыльев несущей рамы, а также балласт из шпальных ящиков (до подошвы шпал) на длине 8 м перед местом зарядки ножа, чтобы зарядить отвалы планировщика и предупредить возможную переподъемку путевой решетки при попадании щебня из шпальных ящиков под нижние постели шпал поднятой путевой решетки. Одновременно необходимо заменить негодные шпалы и укрепить те, которые могут оторваться при подъемке пути; отрегулировать стыковые зазоры, подтянуть стыковые болты и поправить положение шпал по эпюре. Опилить деревянные шпалы, если их длина превышает 2,75 м. Вырезать балласт из шпальных ящиков у места разрядки ножа на протяженности 10 м. Проверить возможность работы машины около различных препятствий (фундаменты, колодцы, бетонные глыбы), разобрать переезды.
На электрифицированных участках должно быть снято напряжение с контактной сети.
Для обеспечения бесперебойной работы машины на перегоне при подготовке ее на базе необходимо снабдить электростанцию топливом и охлаждающей жидкостью, а гидросистему—маслом, провести пробный запуск электростанции для проверки ее работы, проверить работу всех рабочих органов. Кроме того, должны быть смазаны все узлы (в соответствии с картой смазки), рабочие органы приведены в транспортное положение и закреплены. Выезд машины на перегон без устранения всех неисправностей не допускается.
По прибытии машины к месту работы приводят в рабочее положение щебнеочистительное устройство. Для этого на месте зарядки ножа убирают подведенные под путь шпалы, краном поднимают нож и опускают его на путь так, чтобы он опустился у места зарядки перпендикулярно оси пути. После этого опускают электромагнитный подъемник и балластерные рамы и поднимают путевую решетку на высоту 450 мм (при Р50) и не выше 350 мм при Р65 и Р75. В этом положении путевую решетку фиксируют рельсовыми захватами, предохраняющими ее от случайного падения в случае обесточивания магнитов. При зарядке планировщика его отвалы располагают вдоль машины, опускают поочередно задние, а затем передние ноги планировщика с их отвалами, заводя последние под путевую решетку, до соприкосновения передних концов отвалов.
Для зарядки машины ЩОМ-4 необходимо выполнить ряд дополнительных операций. Ее рекомендуется установить так, чтобы роторное устройство совместилось с траншеей для зарядки ножа, затем роторное устройство переводят из транспортного положения в рабочее, для чего его освобождают от транспортных запоров и при помощи гидроцилиндров раздвигают роторы в горизонтальной плоскости, затем их опускают при помощи гидроцилиндров подъема и опускания на величину, соответствующую заглублению подрезного ножа щебнеочистительного устройства. Далее устанавливают в рабочее положение поворотные части наклонных лотков.
Вслед за этим переводят из транспортного положения в рабочее устройство для пробивки щебня в шпальных ящиках, для чего предварительно из одного шпального ящика, совпадающего с его горизонтальной осью, удаляют застрявший балласт; опускают шпальные щетки до соприкосновения их с верхней поверхностью шпал; боковые щетки, развернув в горизонтальной плоскости, устанавливают в рабочее положение и закрепляют; подтягивают тепловозом машину с работающим роторным устройством вперед и выгружают краном нож у места, где предстоит зарядка машины. Затем устанавливают в исходное положение стрелу крана и закрепляют ее. После чего тепловозом передвигают машину вперед (роторное устройство должно работать) до совмещения осей несущей рамы и подрезного ножа; освобождают несущую раму от предохранительных стяжек и приводят в рабочее положение ее крылья с подкрылками; устанавливают на место нижние отклоняющие блоки канатов лебедок зарядки ножа (если они были сняты при выезде на перегон), заводят нож под поднятую путевую решетку и устанавливают его в такое положение, чтобы в его гнезда могли войти штыри нижних концов стоек несущей рамы. Затем; приводят в рабочее положение несущую раму и вертикальные подвижные рамы; поднимают лебедками нож, чтобы конические бобышки стоек несущей рамы вошли в гнезда ножа и лебедками подтягивают нож к стойкам до полного натяжения канатов лебедок; соединяют между собой части ленты при помощи соединительных пальцев и натягивают ее; устанавливают ограничительный кожух на роликовую батарею и защитный кожух ленты со стороны междупутья; заглубляют отвалы планировщика на требуемую величину так, чтобы задние его отвалы располагались ниже передних примерно на 3 см. После установки подъемной рамы на заданную величину заглубления натягивают растяжки.
Время зарядки машины не должно превышать 20—25 мин, поэтому рекомендуется одновременное выполнение ряда операций. По окончании работы по очистке щебня машину приводят в транспортное положение. Для этого все перечисленные выше операции по его зарядке выполняют в обратной последовательности и надежно закрепляют рабочие органы к ферме машины предусмотренными для этой цели стопорными устройствами (стяжки, крюки, штыри). При приведении в транспортное положение часть ленты (92звена) остается на ноже, для чего ее разъединяют в двух местах. Время разрядки очистительного устройства с приведением машины в транспортное положение не должно превышать 15—20 мин, поэтому рекомендуется совмещать операции.
Системой планово-предупредительного ремонта путевых машин предусмотрено выполнение следующих видов ремонта и технического обслуживания щебнеочистительных машин ЩОМ-4, ЩОМ-Д и ЩОМ-Д0: текущий ремонт — после очистки балласта на протяженности 60 км пути, средний ремонт — после 240 км, капитальный ремонт — после 480 км, техническое обслуживание № 1 (ТО-1) — после 15 км и техническое обслуживание № 2 (ТО-2) — после 30 км.
В ТО-1 входят все операции ежесменного обслуживания, а также очистка от пыли и грязи всего силового, электрического и грузоподъемного оборудования, техническое обслуживание дизеля электростанции, осмотр подрезного ножа и замена при необходимости износившейся сетчатой ленты, проверка генератора электростанции, электродвигателей и приборов электрооборудования, смазка узлов и механизмов машины согласно таблице смазки.
ТО-2 включает все операции по техническому обслуживанию № 1, а также регулировку всех узлов машины; их смазку согласно таблице смазки; проверку гидравлической системы машины; замену износившихся щеток в генераторах переменного и постоянного тока, контактов контакторов и магнитных пускателей; уход за дизелем согласно инструкции завода-изготовителя по его эксплуатации.
Перед началом работы машины ВМС разводят захватные крылья до требуемой величины захвата; устанавливают в рабочее положение и закрепляют роликовые батареи с кожухами. Устанавливают и закрепляют щиток (правый или левый) в зависимости от направления выброса потока загрязнителей; поднимают и закрепляют щиты бункера для направления потока очищенного балласта на путь; опускают в рабочее положение планировщик; запускают дизель и проверяют работу устройства в холостом режиме. Затем сцепляют оба трактора, включают их ходоуменьшители и приступают к очистке балласта.
Техническое обслуживание балластоочистительной машины ВМС подразделяют на ежесменное, которое должно выполняться регулярно перед началом работы, во время перерывов и после окончания работы машины и периодическое.
При ежесменном техническом обслуживании необходимо проверить, наличие масла в масляных, а топлива в топливных баках, жидкости в системе охлаждения, смазки в реверсе-редукторе и ходоуменьшителях. напряжение аккумуляторной батареи; работу механизма выключения сцепления; работу дизеля 2Д12Б в соответствии с Руководством по его эксплуатации; работу тракторов Т-100МЗГП6 или Т-130 в соответствии с Руководством по их эксплуатации.
Периодическое техническое обслуживание подразделяется на. техническое обслуживание № 1 (ТО-1), которое производится после выполнения работ машиной по очистке щебня в объеме 12,5 км пути, но не реже одного раза в месяц, техническое обслуживание № 2 (ТО-2), которое производится после очистки щебня в объеме 25 км пути, но не реже одного раза в два месяца и ежегодный контрольно-технический осмотр.
При ТО-1 необходимо: выполнить все операции, входящие в ежесменное техническое обслуживание, выполнить работы по ТО-1 за дизелем 2Д12Б и тракторами Т-100МЗГП6 или Т-130 в соответствии с руководствами по их эксплуатации, проверить состояние золотников, произвести смазку узлов в соответствии с таблицей и схемой смазки, проверить работу гидрооборудования при помощи переносного пульта управления.
При ТО-2 необходимо: выполнить все операции, входящие в ТО-1, при проведении каждого второго ТО-2 рекомендуется произвести все работы, входящие в ТО-2 двигателей 2Д12Б и тракторов Т-100МЗГП6 или Т-130 в соответствии с Руководством по их эксплуатации.
Техническое обслуживание должно выполняться бригадой балластоочистительной машины под руководством машиниста машины.
__________________
Зарегистрируйтесь , чтобы скачивать файлы.
Внимание! Перед скачиванием книг и документов установите программу для просмотра книг отсюда . Примите участие в развитии ж/д вики-словаря / Журнал «АСИ» онлайн
Путевые машины
ПУТЕВЫЕ МАШИНЫ предназначены для сооружения верхнего строения пути при строительстве и реконструкции ж. д., а также для выполнения всех видов работ при текущем содержании ж.-д. пути. Путевые машины применяют для ремонта земляного полотна, балластировки пути, очистки балластного слоя, замены элементов пути и стрелочных переводов, выправки пути и уплотнения балласта, сварки рельсов в пути, их шлифовки, транспортировки материалов и персонала, погрузки и выгрузки материалов, очистки и уборки снега и засорителей.
Содержание
Общие сведения
По способу выполнения работ различают машины тяжелого типа (несъемные) и легкого типа (съемные). Для рабочих органов и передвижения путевых машин используются следующие типы привода: гидравлический, пневматический, электрический, от двигателя внутреннего сгорания с механической передачей. В зависимости от ходового оборудования машины строят на железнодорожном, гусеничном, пневмоколесном или комбинированном ходу. Несъемные машины на ж.-д. ходу относятся к специальному подвижному составу, который делится на самоходный, имеющий автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме, и несамоходный (без тягового двигателя в транспортном режиме), включаемый в состав хозяйственных поездов.
Работы по текущему содержанию и ремонтам пути, связанные единой технологией, местом и временем производства отдельных операций, выполняются комплексом машин поточным методом. Использование комплексов машин позволяет сократить общее время закрытия перегона, уменьшить трудоемкость и улучшить качество работ, обеспечить повышение скоростей движения поездов после завершения работ. На отечественных ж. д. при производстве путевых работ применяют следующие комплексы: для ремонта и содержания водоотводных сооружений, обочин и междупутий; замены рельсошпальной решетки или стрелочных переводов; глубокой очистки щебня или замены материала балластной призмы; выправки и стабилизации пути.
Машины для ремонта земляного полотна
Машины для ремонта земляного полотна имеют активные (в виде роторов) и пассивные (в виде отвалов) рабочие органы. С их помощью выполняются работы по срезке и планировке поверхностей земляного полотна, очистке и нарезке водоотводных сооружений; машины с отвалами используются также в зимний период для очистки снега. Наибольшее распространение получили путевые струги различных конструкций, в т. ч. струги-снегоочистители (рис. 3.115, таблица l), и роторные машины СЗП-600, МНК-1 и КТМ. Путевой струг перемещается подталкиванием локомотивом, от которого поступает также сжатый воздух для пневматической системы управления рабочими органами.
Роторные машины перемещаются тяговым модулем (УТМ), от которого они также питаются электроэнергией. Машина СЗП-600 (рис. 3.116), в отличие от других роторных машин, имеет вагон сопровождения (ВП-1) для обслуживания рабочей бригады. Производительность машины 200 м3/ч; рабочая скорость до 3 км/ч; максимальный вылет ротора от оси пути 7,5 м; вылет плуга 5,5 м, экипаж комплекса 4 чел.
Машины для балластировки и подъемки пути
Машины для балластировки и подъемки пути предназначены для подъемки рельсо-шпальной решетки и формирования балластной призмы. Одной из первых машин, положивших начало механизации путевых работ в России, был балластер с пневмомеханическим приводом, созданный в 1930-х гг. На отечественных ж. д. в основном применяются более совершенные машины с электрифицированным приводом рабочих органов – электробалластеры, оборудованные подъемно-рихтовочным устройством и дозатором, позволяющие производить подъемку пути на балласт с одновременной дозировкой балласта, его планировкой, уплотнением и сдвижкой пути (рис. 3.117). Основные технические характеристики электробалластера ЭЛБ-3: высота подъемки пути 35 см, сдвиг пути 25 см, рабочая скорость 5-15 км/ч, масса 120 т, экипаж 2 чел.
Самоходные планировщики балласта ПБ (рис. 3.118) выполняют перераспределение балласта поперек и вдоль пути, а также очистку поверхности шпал и рельсовых скреплений от щебня. Транспортная скорость 80 км/ч; скорость при работе центральным плугом 20, боковым плугом – 6, подборщиком – 2 км/ч; максимальная ширина захвата центральным плугом 3,6, боковым – 6,4, подборщиком -2,6 м; мощность двигателя ок. 180 кВт; масса 30 т; экипаж 2 чел.
Специальный подвижной состав
Специальный подвижной состав служит для доставки материалов при формировании балластной призмы (хоппер-дозатор, рис 3.119) и отсыпке земляного полотна (вагон-самосвал, рис. 3.120), для перевозки и последующей выгрузки засорителей при работе машин для глубокой очистки щебня и ремонта водоотводов (рис. 3.121), а также для доставки рельсовых плетей к местам их укладки при создании бесстыкового пути.
Машины для очистки щебня и замены балласта
Машины для очистки щебня и замены балласта. Очистка щебня осуществляется машинами на глубину не менее 25 см под шпалой с погрузкой засорителей на специальный подвижной состав. С помощью этих машин можно также производить вырезку балласта для замены его на щебень. Все машины для глубокой очистки щебня имеют одинаковую принципиальную конструкцию и оснащены выгребной цепью и плоским двух- или трехъярусным грохотом. Схема одной из таких машин приведена на рис. 3.122; характеристики даны в таблице 2.
Машины для укладки путевой решетки
Машины для укладки путевой решетки. Замена рельсошпальной решетки или стрелочных переводов производится комплектом машин и оборудования. Поезд для замены решетки состоит из локомотива, укладочного крана УК-25/9-18 (рис. 3.123), платформ с роликовым конвейером и устройств для закрепления звеньев и самоходной моторной платформы МПД-2 (рис. 3.124) для передвижения хвостовой части и перетягивания пакетов звеньев (см. таблицу 3). Поезд для замены стрелочных переводов помимо локомотива и укладочного крана УК-25С включает комплект платформ для транспортировки блоков стрелочного перевода, часть из которых имеет поворотную раму для крепления блоков с длинными брусьями. При транспортировке рама приводится в наклонное положение, а при укладке блоков – в горизонтальное.
Рельсосварочные машины
Рельсосварочные машины (стационарные и передвижные) применяются для сварки рельсов и бесстыковых плетей на рельсосварочных предприятиях и непосредственно на перегоне (или стационарных путях) при ремонте и устройстве бесстыкового пути, удлинения плетей и т. п. Сварка осуществляется электроконтактным способом; основана на нагревании торцов свариваемых рельсов электрической дугой, создаваемой током большой силы и низкого напряжения. Передвижные рельсосварочные самоходные машины ПРСМ оборудованы контактно-сварочной головкой и монтируются на 4-осной платформе, на которой установлены 2 портальные рамы со стрелой (рис. 3.125). Мощность силовой установки 200 кВт; производительность до 10-12 свариваемых стыков в 1 час; масса 36,5-62 т.
Поезда для шлифовки рельсов
Поезда для шлифовки рельсов. Шлифование головки рельса производится для формирования ее поперечного профиля и ликвидации неровностей в профиле. Рельсошлифовальныйя поезд РШП состоит из тягового модуля и трех вагонов; оснащен измерительной и управляющей системой. Шлифование осуществляется абразивными кругами, которые могут устанавливаться под разным углом относительно поверхности головки рельса. Управление системой шлифовки производится бортовыми компьютерами по специальным программам. Основные характеристики шлифовального поезда РШП-48: число шлифовальных кругов – 48; мощность энергоустановки около 1300 кВт; мощность привода круга – 15-18 кВт; скорость движения в транспортном режиме – 80, при измерительной поездке – 10, в рабочем режиме – 4-8 км/ч; съем металла за проход 0,1-0,2 мм.
Машины для выправки пути и стрелочных переводов
Машины для выправки пути и стрелочных переводов. Машины для выправки пути предназначены для установки рельсошпальной решетки в заданное положение в плане (рихтовки), продольном профиле и по уровню. Выправка может осуществляться циклическим способом, когда за одну операцию подбивается одна или несколько шпал (машина ВПР-02); циклично-непрерывным, когда рабочие органы машины действуют циклично, а подвижной состав, на котором они смонтированы, движется непрерывно вдоль пути (машина Дуоматик, рис 3.126); непрерывным — рабочие органы машины перемещаются без остановки вдоль пути (машина ВПО-3-3000). Машины для выправки стрелочных переводов (ВПРС-02, Унимат) работают только циклами (рис. 3.127). Машины Дуоматик и Унимат оборудованы бортовой компьютерной контрольно-измерительной системой, позволяющей вести выправку пути в автоматическом режиме после измерительной поездки со скоростью 10 км/ч. В последние годы подобными системами оборудуются также машины ВПР-02 и ВПРС-02 Характеристики выправочных машин приведены в таблице 4.
Динамический стабилизатор пути
Динамический стабилизатор пути (рис. 3.128) служит для ускоренной и контролируемой по продольному профилю и уровню стабилизации ж.-д. пути после глубокой очистки балластной призмы и выправки. Динамический стабилизатор имитирует поездную нагрузку, воздействуя в виброобжимном режиме на балластную призму через рельсо-шпальную решетку; при этом происходит переупаковка частиц и уплотнение балласта. Рабочие органы стабилизатора состоят из виброблоков, снабженных ребордчатыми роликами и роликовыми захватами, удерживающими путевую решетку в заданном положении. Производительность 1-2 км/ч; степень уплотнения балласта (осадка пути за один проход по отношению к осадке после пропуска 1 млн. т груза) 60%; погрешность выправки пути по уровню ± 2 мм (в продольном профиле 1%), в плане – 3—5 мм; мощность дизеля 230 кВт; транспортная скорость 80 км/ч.
Машины для очистки пути от снега
Машины для очистки пути от снега делятся на снегоочистители и снегоуборочные. Наиболее распространены плуговые и роторные снегоочистители. Плуговой снегоочиститель представляет собой специальный вагон, лобовые части которого оборудованы снегоочистительными устройствами. Плуговые снегоочистители могут быть однопутными, отбрасывающими снег в обе стороны от колеи, и двухпутными, перемещающими снег в полевую сторону пути. На отечественных ж. д. в основном используются двухпутные снегоочистители СДП, имеющие следующие характеристики: глубина очищаемого слоя снега около 1 м; ширина захвата при раскрытых крыльях 4,95 м, при закрытых крыльях – 3,18 м; рабочая скорость до 70 км/ч; транспортная скорость 80 км/ч; длина по осям автосцепок ок. 18 м; масса 84 т.
Модернизированные снегоочистители СДП-М имеют усовершенствованную конструкцию переднего щита, позволяющую уменьшить время его перевода из рабочего в транспортное положение. Внизу щита над рельсами вместо ножей установлены тросовые щетки. Снегоочиститель СПУ-Н является универсальным и может работать в однопутном и двухпутном режиме. Для улучшения очистки межрельсового пространства в базе снегоочистителя установлен дополнительный плужок.
Роторные снегоочистители предназначены для расчистки глубоких заносов. Рабочими органами у них служат роторные устройства, которые срезают и захватывают снег лопастями с отбросом его в сторону от пути. На ж д в основном работают двух- и трехроторные, а также фрезерно-роторные снегоочистители (таблица 5). Трехроторные снегоочистители имеют один выбросной ротор и два ротора-питателя, расположенные один над другим, что позволяет увеличить высоту убираемого слоя снега Крылья снегоочистителя увеличивают ширину разрабатываемой траншеи при втором проходе. Во фрезерно-роторном снегоочистителе вместо роторов установлены одна над другой две фрезы со спиральными режущими элементами, которые подают снег на выбросной ротор.
Машины для очистки станций от снега оснащены устройствами для очистки, погрузки, накопления и выгрузки. Наибольшее распространение получили снегоуборочные поезда с головной машиной СМ-2 и их модификациями. Снегоуборочный поезд состоит из головной машины, которая производит очистку и погрузку снега, нескольких промежуточных вагонов, оборудованных транспортерами для накопления и передвижения погруженного снега, и концевого вагона с выгрузочным устройством. В качестве заборного органа машин СМ используется ротор-питатель с гибкими тросовыми или проволочными лопастями, наряду с ним на машине имеется ножевой забор. Для очистки снега на головной машине установлены крылья, оснащенные в нижней части вращающимися щетками. На головной машине имеется дизель-генераторная установка для питания всех рабочих органов и транспортеров снегоуборочного поезда. Машина также снабжена устройством для сколки льда. На концевом вагоне снегоуборочного поезда для выгрузки снега установлен выбросной транспортер. Кроме снегоуборочных поездов, на дорогах для очистки горловин применяют самоходные одновагонные машины СМ-5, в качестве выгрузочного устройства которых используется выбросной ротор.
Основные технические характеристики снегоуборочного поезда:
Подъемно-транспортные машины
Подъемно-транспортные машины. В качестве подъемно-транспортных машин на ж. д используются гл обр дрезины и мотовозы, оборудованные крановыми установками В путевом хозяйстве в настоящее время основной парк этой техники составляют дрезины ДГКУ и погрузочно-транспортные мотовозы МПТ-4 и МПТ-6 (рис 3.129, таблица 6).