Урок технологии в 5-м классе по теме «Бытовая швейная машина». Раздел «Элементы машиноведения»
Разделы: Технология
Раздел: Элементы машиноведения
Тема: Бытовая швейная машина
Практическая работа: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине
Цели:
- образовательная: способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе;
- развивающая: способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся;
- воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, универсальные швейные машины «Janome».
- Дидактическое обеспечение: учебник «Технология» (вариант для девочек), 5 класс, под ред. Симоненко В. Д., 2007, рабочая тетрадь, карточки-задания.
- Наглядный материал: презентация по теме урока, стенд «История швейной машины», портреты изобретателей швейных машин (Леонардо да Винчи, Элиас Хоу, Зингер), иллюстрация «Памятник портнихе».
- Учебно-техническая документация: образцы объекта труда (прямые, волнистые строчки, строчки с поворотом на угол), шаблоны из картона.
- Материалы для контроля знаний учащихся: упражнение «Проверь себя», кроссворд.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Словарная работа: бытовая швейная машина, детали швейной машины, приводы швейной машины, машинные работы
Тип урока: изучение нового материала, формирование умений и навыков
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
Он по комнате ползет,
И гудит, и пыль сосет
Через длинный гибкий нос.
И зовется … (пылесос)
Хоть ворчит, но без угроз,
А внутри его – мороз,
Потому-то в нем еда
Очень свежая всегда. (Холодильник)
Если мятая одежда,
На него одна надежда.
Юбка, брюки, покрывало…
И морщин как не бывало! (Утюг)
Беседа
– Назовите одним словом. Пылесос, холодильник, утюг, телевизор, компьютер, будильник… – что это? (Бытовые предметы – машины)
– Для чего они предназначены? (Они помогают нам)
– Да, вы правы. Эти машины предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий спортом, любимым делом.
Задание 2: Отгадайте еще одну загадку про бытовую машину, которая тоже является помощником в доме:
На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка (Швейная машина)
III. Целеполагание
Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения в шитье на незаправленной машине.
Ваши успехи в шитье во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной.
IV. Изучение нового материала
Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.
Швейные машины нужны не только для того, чтобы шить одежду. Есть немало хобби, которые связаны с шитьем – например, квилтинг, соединение разноцветных лоскутков в оригинальные пестрые одеяла или художественные панно. Но во всех случаях, когда необходимо соединить друг с другом несколько деталей, швейные машинки могут помочь.
Желание одеваться красиво, модно и оригинально, иметь уютный дом и время от времени творить маленькие или большие рукодельные чудеса присуще каждой женщине. Сегодня существует огромный выбор готовых вещей – и для гардероба, и для придания уюта дому, достаточно только пройтись по магазинам. Но все же остается немало людей, которые хотели бы создавать уют собственными руками, а в своем шкафу иметь вещи оригинальные, эксклюзивные, выполненные в единственном экземпляре.
Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе».
Иллюстрация «Памятник портнихе» (Приложение 2)
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машинок, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.
Знакомство с историей швейной машины
Первые швейные машины были изобретены еще в конце XVIII столетия. Их создатели постарались скопировать обычный ручной стежок, в связи с чем такие машины работали медленно, но ненадежно.
Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи.
Немец Карл Вензенталь изобрел машину, копирующую ручной стежок.
Американец Уолтер Хант – первую машину челночного стежка.
Другой американец Элиас Хоу считается отцом швейных машин, он создал машинку челночного стежка, которая заменяла труд пяти портных.
Швейные машинки стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес у публики, а создатели стремились их причудливо украсить.
На вопрос: «Кто изобрел швейную машину?» – большинство, не задумываясь, ответят – Зингер.
Действительно, швейная машинка, изобретенная Исааком Зингером, была практически доведен до современного вида и пользовалось большим спросом. Купленные прабабушками, они до сих пор исправно работают в некоторых семьях. Зингер, получая патент на свое изобретение, из множества узлов и деталей запатентовал только одно устройство: иглу с ушком внизу. Сконструировать механическую часть машинки можно было по-разному, но непрерывный шов двумя нитками получается только с помощью иглы новой конструкции.
Швейные машины в своем развитии прошли довольно долгий путь. При этом они значительно изменились, поменялись многие принципы их работы. Вполне возможно, что если бы изобретателям первых швейных машин показали современные швейные машинки, они бы очень удивились и не узнали в них наследниц своих изобретений.
Знакомство с современными швейными машинами
Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.
Знакомство с классификацией швейных машин
Все швейные машины различают:
- по выполняемым операциям: специальные, универсальные;
- по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим.
Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.
На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.
Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод. Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль. Подавляющее число выпускаемых сегодня бытовых швейных машин снабжены электроприводом – это главное отличие такого типа машин от механических, которые бывают ручными или ножными.
Демонстрация учителем основных деталей швейной машины
Швейные машины могут отличаться по внешним признакам, выполняемым операциям, но все они имеют основные рабочие органы.
Основными рабочими органами швейной машины являются: игла, двигатель ткани, лапка, нитепритягиватель, челнок.
Работу каждого рабочего органа швейной машины обеспечивает соответствующий механизм. Образование строчки обеспечивается слаженной работой всех механизмов.
V. Самостоятельная работа учащихся. Работа с терминами
Знакомство с бытовой универсальной швейной машиной с электрическим приводом
Задание:
1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине. Воспользуйся карточкой 1. (Приложение 6)
2. Вклей в рабочую тетрадь карточку.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление знаний учащихся
Упражнение «Проверь себя»
Задание:
Напиши названия деталей швейной машины. Воспользуйся карточкой 2. (Приложение 7)
VIII. Подготовка к выполнению машинных работ
1. Вводный инструктаж учителя
При освоении навыков работы на любой швейной машине, чтобы не причинить вред здоровью, следует выполнять ряд правил.
Задание 1:
Прочитайте правила безопасной работы на швейной машине (учебник, стр. 31). Назовите правила безопасного труда, которые необходимо соблюдать при выполнении машинных работ.
Рабочее место для выполнения машинных работ – это стол, на котором установлен швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали швейного изделия. Рабочее место должно находиться в полном порядке, на рабочем столе не должно быть посторонних предметов.
Задание 2:
Прочитайте санитарно-гигиенические требования при выполнении машинных работ (учебник, стр. 32). Какие санитарно-гигиенические требования необходимо знать при выполнении машинных работ?
2. Демонстрация подготовки швейной машины учителем
Чтобы подготовить машину к работе, нужно выполнить несколько последовательных действий:
1) подключить машину к электропитанию;
2) включить местное освещение;
3) повернуть маховое колесо на себя и установить нитепритягиватель и игловодитель в крайнее верхнее положение;
4) поднять лапку;
5) подложить ткань, опустить иглу с помощью махового колеса, опустить прижимную лапку;
6) осторожно надавить на педаль электропривода с целью проверки скорости;
7) выполнить пробную строчку.
Какой бы ни была современная швейная машина, для работы на ней необходимо последовательно выполнять приемы работы и четко следовать им. Только при этом условии можно получить качественную строчку и не вызвать поломку иглы.
IX. Практическая работа
Практическая работа 1: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине на лоскуте ткани
Цель: формировать первоначальные навыки подготовки швейной машины к работе
Задание:
1. Подготовь швейную машину к работе.
2. На сложенном вдвое лоскуте ткани нажатием педали проверь скорость шитья.
3. Выполни пробные машинные строчки.
Практическая работа 2:Выполнение контрольного образца на бумаге
Цель: формировать навыки выполнения ровной строчки с поворотом на угол
Задание:
1. На двойном тетрадном листе в клетку по линейке начерти прямую линию.
2. Волнистые и зигзагообразные линии начерти помощью картонного шаблона.
3. Выполни машинные строчки строго по намеченным линиям.
Текущий инструктаж учителя:
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест;
- проверка соблюдения правил ТБ, санитарии и гигиены;
- инструктирование по выполнению задания;
- целевой обход (концентрация внимания учащихся на отдельных операциях, оказание помощи слабоуспевающим, контроль за бережным отношением к оборудованию).
Для учащихся, справившихся раньше с практической работой, предлагается дополнительное задание (по выбору):
1. Разгадать кроссворд.
2. Подготовить рассказ об истории швейной машины, используя материалы стенда. (Приложение 8)
3. По материалам стенда найти информацию о Зингере и ответить на вопрос: «Чем знаменит Зингер у нас в России?». (Приложение 9)
Х. Подведение итогов урока
XI. Инструктаж по выполнению домашнего задания
На следующем уроке мы продолжим знакомиться со швейной машиной и выполним более сложное задание: научимся заправлять машину, выполнять строчки на заправленной машине.
Домашнее задание:
1. Выучить термины, записанные на уроке в тетради.
2. Повторить правила безопасной работы на швейной машине.
3. Принести нитки, лоскут ткани и ножницы.
XII. Заключительное слово учителя:
Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.
Считаю, что цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.
Швейная машина
История возникновения швейной машины
Интересно, что первый известный нам проект швейной машины относится ещё к концу XV века. Его приписывают Леонардо да Винчи, замечательному итальянскому живописцу, скульптору, учёному, инженеру.
В 1755г немец Карл Вейзенталь изобрёл шв. машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков.
В 1808г англичанин Д.Пири изобрёл машину для портного, в основе работы которой тоже лежал принцип получения однониточного легкораспускающегося цепного стежка.
И только в 1834г американец Уолтер Хан(й)т изобрёл иглу с ушком на заострённом конце и челночное устройство. Его машина была первой машиной челночного стежка, в которой использовались верхняя и нижняя нитки. Недостаток этой машины заключался в отсутствии устройства регулировки натяжения нижней нитки, которая находилась в челночном устройстве.
В 1844-1845гг другой американец, Элиос Хоу, которого считают отцом швейной машины, используя принцип работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Ему удалось получить патент на новую машину, и вскоре было изготовлено несколько таких машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных и выполняла 300 стежков в минуту. Эта машина получила широкое распространение, но её появление вызвало смятение среди портных и ремесленников, которые считали машину угрозой, лишающей их работы и хлеба. С криками «Долой швейные машины!» они бросились громить швейные фабрики и вынудили Элиоса Хоу уехать из своего города, а потом и за пределы Америки – в Англию.
В течение 30-50-х годов XIX века в Великобритании, США и Франции было заявлено свыше 30 патентов на шв.машины, конструкция каждой имела какие-то усовершенствования и новые элементы.
Швейные машины стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес публики. Наконец в 1850-1851гг усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.
Помимо ручного привода, машины оснащались педальным устройством ножного привода, при котором освобождались руки портного. Для нижней нитки использовался челнок с встроенной шпулькой по типу челнока Ханта и Хоу.
Особый успех имела бытовая швейная машина Исаака Зингера – механика и промышленника. Основав свою фирму и усовершенствовав машину Хоу, Зингер стал выпускать в 1850г швейные машины в больших количествах, и везде они встречались с восхищением. Начиная с 1870г фирма «Зингер» не только расширилась в США, но и открыла свои филиалы в различных странах мира, в том числе и в России.
Швейные машины завозятся из США на Азиатский материк, с 1877г они появляются в Японии.
В 1900г американская фирма «Зингер» основала завод в подмосковном городе Подольске (осуществлялась сборка швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы). После Октябрьской революции 1917г была создана отечественная швейная промышленность, а Подольский механический завод стал центром швейного машиностроения в России. Годовой выпуск составлял 600 тыс. машин.
И когда в домах твоих бабушек и прабабушек ещё не было ни телевизоров, ни холодильников, почётное место в доме занимала швейная машина. Она и одевала семью, и кормила.
Эстетическое оформление машин всегда привлекало внимание их создателей. Первые швейные машины снабжались причудливыми украшениями, рисунками и резьбой и напоминали по своей форме, например, пистолет или оружейный приклад. Машина считалась красивой, если она была богато оформлена, украшена литым орнаментом и имела композиционное решение с центром в середине этого орнамента.
В начале XX века вошла в моду так называемая бутылочная форма рукава бытовых швейных машин. В сочетании с декоративным литым столом она была введена фирмой «Зингер» и оказалась настолько рациональной и совершенной, что сохранилась в ряде стран до сих пор в простейших прямострочных машинах, украшенная различными декоративными орнаментами
XXI век, конечно, не собирается расставаться со швейными машинами, но ставит перед ними сверхвысокие требования. Пожалуй, лучше всех этим требованиям отвечают новые машины с программным управлением. Фактически это не просто швейная машина, а машина-компьютер, который шьёт. Количество швов трудно подсчитать. Кроме всех мыслимых и немыслимых строчек, машина вышивает гладью многоцветные картинки и целые композиции, которые заносятся в память машины на специальных картах, напоминающих жёсткие компьютерные дискеты. Но самое интересное, что в прелестные вышивки можно превращать детские рисунки, картинки из книжек и журналов и даже фотографии, если они достаточно контрастны и могут быть переданы тремя-четырьмя тонами. Вы и сами можете нарисовать любую вышивку, и машина по твоему указанию увеличит или уменьшит рисунок, расцветит его, составит композицию. Удачную работу можно занести в память, чтобы использовать в будущем.
Во время работы машина ведёт с тобой доброжелательный разговор. Она высвечивает на дисплее изображения швов и узоров, и ты прикосновением пальца указываешь свой выбор. Дальше машина терпеливо объясняет, что ты должна делать: высвечивает на экране лапку, которую нужно поставить. Номер иглы и нити. Прижим лапки и натяжение нити регулируются автоматически в зависимости от вида ткани и ниток. Не бойся ошибиться – машина вежливо укажет, в чём ты не права. А если что-то в ней не заладится, сработает самодиагностика: машина объяснит, как исправить неполадки. Вот такие чудеса предлагает домашним швеям технический прогресс в начале XXI века.