Машина трения моторное масло

Абсолютный победитель теста моторного масла на ручной машинке трения

В интернете очень распространены ролики, демонстрирующие проверку качества моторных масел. На ручной машинке трения тестируются их смазочные свойства. При помощи этого прибора провести испытание масла совсем не сложно.

Как проверяют масла на машинке трения

В состав машинки трения входит вал, который вращается при проведении тестирования. Под ним установлена ёмкость, в которую заливают определенное количество испытуемого масла. Над этим валом находится другой, меньшего размера вал, прикрепленный к подвижной ручке − рычагу.

При помощи рычага можно регулировать усилие, оказывающее действие на вал. Показатели отражаются на шкале. В состав прибора также входит встроенный амперметр, отражающий нагрузку на двигатель. Суть проверки заключается в том, чтобы при надавливании на рычаг определить нагрузку, при которой масло не выдержит и заклинит. Чем больше будет параметр, тем качество масла лучше.

Обычно тестирование проводится в следующей последовательности:

  1. В течение 1 минуты надавливают на рычаг, выдерживая усилие в 1 кг.
  2. Увеличивают нагрузку до 2 кг и выдерживают её также в течение 1 минуты.
  3. Для определения максимальных значений 3 раза производят «заклинивание» двигателя и записывают показания амперметра.
  4. Подсчитывают среднее арифметическое, которое и будет характеристикой тестируемого масла.

После проведения всех пунктов смотрят на валы прибора, чтобы определить, нет ли на них изменений после максимальной нагрузки.

Почему «однорукий бандит» непригоден для оценки моторного масла

Тестирование масел на машинке трения всегда выглядит очень эффектно. Сначала проверяется обычное моторное масло, и оно показывает низкий результат. Затем в масло добавляется присадка, и при следующем за этим тестировании, результаты заметно улучшаются. Недобросовестные рекламодатели любят использовать этот трюк. Происходит подмена понятий: покупатели считают, что масло обладает сверхустойчивой защитной пленкой. Но это не так.

Начнем с того, что машинка трения была создана для определения смазывающей способности трансмиссионных масел, в состав которых входят специальные присадки. Если между трущимися поверхностями возникает высокое давление, присадка активизируется, и образует прослойку, не допускающую задиров.

Но у присадок есть также и минусы: они не выдерживают высоких температур, и многие из них агрессивны к цветным металлам, например, к меди, которая используется в изготовлении некоторых деталей двигателя.

Производители моторных масел не рекомендуют добавлять в масла присадки. То, что полезно для редуктора, может запросто повредить двигатель. А как же быть с улучшением показателей на машинке трения? И нужен ли вообще такой тест для оценки качества моторного масла?

Как известно смазочная система двигателя отличается от системы смазки редуктора. К основным узлам двигателя, в том числе и к парам трения, масло подается насосом. В результате прогона под давлением через каналы образуется гидродинамический масляный клин. И до смазочных способностей дело никогда не доходит. Качество моторных масел определяется совсем другими параметрами.

Иногда машинку трения называют «одноруким бандитом», так как при помощи единственного её рычага проводятся всевозможные махинации. «Бандит» потому, что на результаты испытаний можно легко повлиять, представив нужный продукт в выгодном свете.

Что показывает лучший результат

Информационная программа AMSOIL посвятила целый выпуск испытательной машине Falex. Ведущий программы Роб Стенберг и менеджер AMSOIL Питер Маркхам в этой серии продемонстрировали, как использовать машину трения для достижения нужных результатов и как можно ввести в заблуждение зрителей.

Для разминки взяли моторное масло Mobil 1. После включения двигателя и надавливания на рычаг был зафиксирован довольно низкий результат. Давление составило 42 фунта.

Читайте также:  409 двигатель схема проводов

Вторым протестировали масло Amsoil. После залива его в емкость и включения двигателя Питер Маркхам стал надавливать на рычаг, и на этот раз немного больше времени. Масло Amsoil показало около 50 фунтов.

Следующим в емкость прибора залили масло Quaker State, которое считается у потребителей очень хорошим. Питер Маркхам заметил, что масла содержат присадки, которые реагируют на тепло. И в качестве эксперимента немного повысили температуру. На этот раз давление было уже около 60. При разогреве вала результат получается лучше.

Следующее тестирование подтвердило гипотезу, что поверхность вала накапливает остатки присадок, которые влияют на улучшение показателей. На этот раз взяли снова Amsoil и результат составил почти 90 фунтов. Получается, что это масло спустя пару минут стало лучше, чем было?

Под конец в качестве эксперимента решили взять шампунь «Head&Shoulders». И не прогадали, потому что шампунь выдал показатель в 100 фунтов!

В результате эксперимента самым хорошим моторным маслом оказался шампунь «Head&Shoulders». Ведущему даже захотелось залить его в машину. Но Питер Маркхам посоветовал это не делать, потому что на такой прибор полагаться нельзя.

Не позволяйте однорукому бандиту вас провести. Это испытание не стандартизировано, во время эксперимента можно менять условия теста, производить манипуляции, показывая лишь конечный результат. Следует помнить, что данный прибор часто используется в коммерческих целях, для продвижения присадок и различных видов масел.

Тесты масел на машинке трения. Правда или ложь.

Самый популярный вид развода потребителей на новейшие «суперформулы» моторных масел или присадок – работа двигателя без масла и со снятым поддоном картера. А может ли двигатель работать без масла? Как показывают реальные испытания журнала «За Рулем» и некоторых известных блоггеров – может, и никакого волшебства здесь нет. Обычный, без специальной подготовки или обработки чудо-составами двигатель классических Жигулей проходил по трассе не напрягаясь порядка 40 км без масла. Так что не следует восхищенно открывать рот у стенда очередных волшебников на автовыставке, увидев висящий на подъемнике автомобиль со снятым картером. Тем более, что тут в ход идут уже откровенно нечистые уловки, типа закладки твердых смазок или использование композитных самосмазывающихся вкладышей и периодическая подпитка работающего мотора небольшими порциями масла непосредственно через маслоприемник. На просьбу прокатиться на таком автомобиле всегда следовал отказ.

Набрал обороты и активно используется другой, уже не законный, метод публичного сравнения антизадирных свойств масла, «своего» и конкурентного, при помощи машин трения. Причем, используют самую простую машинку, похожую по принципу работы на машину трения Тимкена, предназначенную для оценки свойств «трансмиссионки». На рисунке представлена схема машины трения Тимкена в том виде, в котором была задумана. Испытания каждого образца на износ идут при постоянно увеличиваемой нагрузке и длятся 10 минут. Оценка смазочного материала происходит по возникновению задира между роликом 2 и пластиной 1. Это довольно точный прибор.


А теперь сравните оригинал с ярмарочными поделками, На фото:

Конечно, знающие люди меня поправят, на фото не машинка Тимкена, а машина SAE, используемая для тестирования масел, работающих при высоких давлениях (трансмиссионных) и консистентных смазок. Но тестирующие упорно называют её машинкой Тимкена и используют для «моторки». И тут, ВНИМАНИЕ: машина должна работать с нагрузкой на рычаг в 15 кг в течение 2— 6 час. Кольцо и блок (трущиеся детали) взвешивают до испытания и после него. Общая потеря веса в миллиграммах, является мерой износа. Не писк, не заклинивание ролика, не показания амперметра, а взвешивание. Кто-нибудь видел такую демонстрацию на выставке или в интернете?

Читайте также:  Износ подушки двигателя признаки

В качестве образцов для тестирования неизменно выступает одна баночка масла малоизвестного бренда и две-три канистры самых известных марок масла с неизвестным содержимым. Баночка малоизвестного бренда неизменно выигрывает… И зачем существуют самые современные методики и лаборатории по разработке и тестированию моторного масла? Тут и на пальцах все ясно! Покупаем – заливаем.

Еще одна методика тестирования не для выставок, а для недалеких и небогатых блоггеров, которые не могут потратиться на услуги специализированных лабораторий, а хайпа хочется! Тест «прожарка». Для кликабельной публикации достаточно несколько образцов масла, столько же химических стаканов или колб и электроплитка. Да, фотоаппарат тоже нужен, а термометр не обязателен. Берем порцию масла, греем несколько минут, часов, суток, кто сколько выдержит. Результат фотографируется, выкладывается и сопровождается выводами. Вот тут-то и разгуливается фантазия автора.

Аналогичным образом строятся многочисленные тесты на низкотемпературные свойства моторных масел. Оказывается, чтобы сделать исчерпывающие выводы, тестерам достаточно просто низких температур. И совершенно не нужны имитаторы холодного пуска, криостатные камеры и прочая дорогущая аппаратура.

А как надо испытывать моторные масла?

Существуют специально разработанные и регламентированные методы лабораторных испытаний, причем в Европе, в США и Японии, в России используются в основном одни и те же стандарты DOT, DIN, ISO, ASTM. В каждой стране существуют как независимые лаборатории, так и лаборатории самих производителей смазочных материалов, а также сертифицирующие организации. Самый важный для потребителей вопрос об антиизносных свойствах масел, решается путем испытаний на SRV- машине трения, которая практически полностью имитирует работу масла в реальном двигателе. Кстати, именно эта машина фигурирует в современном российском ГОСТе 33252-2015. Более того, этот тест обязателен при разработке любого товарного масла, его результаты обязательно должны укладываться в требования производителей автомобилей и являются основанием для получения как допуска, так и международных спецификаций масла. Наличия подходящей международной спецификации и\или допуска производителя авто достаточно для правильного выбора масла к конкретному автомобилю.

Выводы: не следует доверять тестам на самопальных машинках трения. Условия трения в двигателе совершенно не отвечают условиям теста, предназначенного для трансмиссионных масел. Естественно, что самые лучшие результаты покажут густые минеральные масла для мостов, типа нигрола, совершенно неприменимые в современных ДВС. Естественно, что купившие с этой точки зрения лучший продукт будут радоваться недолго. Дело в том, что современные двигатели в большинстве сопрягаемых деталей и пар трения реализуют гидродинамический режим трения (даже в цилиндро-поршневой группе), поэтому противозадирные свойства присадок, оцениваемые самопальной машиной трения, являются маловажным, а более востребована способность масла к реализации гидродинамического режима, когда поверхности деталей надежно разделены слоем масла и контакт металл\металл не происходит. Профессиональное лабораторное оборудование комплексно оценивает работу масла в двигателе и этому оборудованию нет разумной альтернативы. Остальные доморощенные и ярморочные тесты служат только для обогащения недобросовестных продавцов.

Машина трения моторное масло

На мой взгляд, машина трения более подходит для колхозного тестирования трансмиссионных масел. Но на безрыбье… Сам лично в стародавние времена выдумал (и как позже выяснилось, не я один такой умный) простой тест масла — капаешь каплю моторного масла между большим и указательным пальцем и сильно сжимая пальцы трешь палец о палец — я был молодой и любознательный)). Автомобильное моторное масло проверялось каждую тысячу пробега и сравнивалось с со свежими остатками в канистре. До 5000т.км. масляные смазывающие свойства отличались мало. Затем смазывающие свойства ощутимо уменьшались с каждой тысячей у образца со щупа двигателя — пальцы залипали быстрее. Принимать за 100% истину тест моторного масла на машине трения не стоит, но учитывать, как поведет себя масло в предельных режимах при контакте металл/металл думаю можно. Под катом ссылка на критику этого метода тестирования со стороны Liqui Moly и схематичное изображение машины Тимкена. Пост дополнен данными, подтверждающими положительную корреляцию противоизносных свойств моторных масел и тестов на машине трения.

Читайте также:  Машины с большими колесами ездят по машинам

Тесты масел на машинке трения. Правда или ложь.

PS: с кастрола я несколько расстроен))

PPS: Нашел тест кастрола, на котором езжу:

А вот еще одна более наглядная таблица, из которй видно, что используемый мной кастрол в лидерах, но не топ)): docs.google.com/spreadsheets/d/1H5RJ5YnLaXgGi8Cd1I7n4RRf91O9jkXpXf7knM0q-bg/edit#gid=0

Выше Castrol 10W50 с вязкостью *W50 мы видим американские брэнды Amsoil и Redline.

Ссылки на ойлклабе на обсуждение этих/похожих масел:

Чтение тем на ойлклабе показывает, что американцы щедры на противоизносные присадки, что положительно коррелирует с показаниями тестов масел на машине трения:

ну Amsoil не отличался жадностью к присадкам)))

10) Пакет присадок очень «жирный». На это и намекает Redline в описании этого масла. Много молибдена — снижает трение, повышает отдачу мотора. Много противоизносных присадок ZDDP — в теории еще больше (но не бесконечно) снижает износ. Фосфор аж 1830ppm, а цинк 2009ppm — это в два раза больше чем на обычных «гражданских» маслах. Кальций — моющая/нейтрализующая присадка.

Redline у себя на генеральном сайте так и написал «Your Harley wants better raw materials and more ZDDP than other brands offer.» «Ваш Харли хочет больше базы и больше ZDDP чем предлагают другие бренды.» Глядя на анализ мы это и видим.

Что в двигателе тебе моем? Проверяем масло с помощью экспресс-теста и обычной бумаги

Можно все делать по науке — добыть «мотор чекап» с фототаблицей (сразу оговоримся, в свободной продаже его нет), который выпущен производителем масла или независимой организацией вроде немецкого TÜV. А есть вариант попроще: провести капельный тест с помощью обычного листа бумаги. Результат, как убедились во время небольшого эксперимента корреспонденты Onliner, — схожий. Нам интересно было не только проверить состояние и уровень масла, но и определить средний уровень информированности автовладельцев. Знают ли они, какие техжидкости залиты в их моторы? А зачем проверять акциз? Вообще, следят ли за уровнем антифриза, тормозной жидкости, масла?

Немецкий экспресс-тест или обычная бумага?

В комментариях под статьями, посвященными масляному расследованию, некоторые водители признаются, что не знают даже, где находится щуп двигателя: «Проверять уровень техжидкости — задача механика». А он, конечно же, хороший, ответственный, свой человек и вообще рубаха-парень.

На самом деле значение имеет не только то, где вы обслуживаете автомобиль и какое масло используете. За уровнем стоит следить, в особенности если машина эксплуатируется в городском, тяжелом цикле, характерные черты которого — короткие и частые поездки.

Как упоминалось в предыдущей публикации, при проверке уровня масла рекомендуется наклонить щуп и понаблюдать, как происходит скопление жидкости на кончике. Она должна собираться постепенно, формироваться в каплю и отделяться от поверхности, а не стекать как вода (это может говорить о недостаточной вязкости).

Особое внимание советуют обращать на прозрачность капли: если она темного цвета, но щуп просматривается — масло пригодно для использования. В противном случае следует поторопиться с заменой.

— Немецкая организация по техническому надзору TÜV, которая контролирует состояние технических средств (аналог нашего техосмотра), а также выдает водительские удостоверения и в целом следит за безопасностью продукции, выпустила экспресс-тесты, — демонстрирует непримечательную с виду брошюру Алексей Лосев, торговый представитель группы продаж масел и техжидкостей компании «Армтек» (выступает партнером масляного расследования). — В них предусмотрены два окошка со специальной бумагой, куда предлагают поместить два образца масла. Это сделано для удобства и сравнения результатов. Например, до замены масла / ремонта неисправности и после.

Оцените статью