- Штраф за стоянку во дворе с запущенным двигателем — что нужно знать?
- Правовые нюансы
- Как избежать наказания?
- «Во дворах ужас с «ГАЗелями». Кому запретили парковаться в жилых зонах
- Прогревал машину во дворе, а меня оштрафовали — законно или нет?
- В чем подвох?
- А кто нарушитель?
- Кому это нужно?
- Сколько надо прогревать?
- Можно ли законным путем «выставить» грузовую «ГАЗель», припаркованную во дворе?
Штраф за стоянку во дворе с запущенным двигателем — что нужно знать?
Жилая зона обозначается дорожным символом 5.21. Это место внутри населенного пункта, где размещаются дома, школы, объекты здравоохранения, гаражные массивы, спортивные сооружения. В связи с большим скоплением людей для автомобилистов, въезжающих в жилую зону, начинает действовать ряд специальных правил. Одно из них касается стоянки с заведенным двигателем. О чем необходимо знать водителям, чтобы ненароком не нарушить закон?
Правовые нюансы
По логике вещей жилыми зонами могут считаться только те территории, перед которыми есть знак 5.21. Однако согласно пункту 17.4 ПДД к ним приравниваются и дворы. Поэтому и в первом, и во втором случае будут действовать предписания, содержащиеся в главе 17 Правил дорожного движения. Некоторые водители ошибочно полагают, что если символа 5.21 нет, то можно вести себя как обычно. Как мы видим, это не так.
Пунктом 17.2 ПДД в пределах жилых зон и дворов запрещаются сквозное движение механического транспорта, учебная езда, а также стоянка с работающим двигателем. Если вы прекратили движение на 5 и более минут, мотор необходимо заглушить.
Для грузовых автомобилей действует дополнительное ограничение. Легковым машинам разрешается парковаться в любых местах (разумеется, учитывая при этом требования ПДД). А вот транспорт с максимальной массой более 3,5 тонн можно оставлять только на стоянках, обозначенных специальными знаками и разметкой.
Стоянка с запущенным двигателем во дворе или жилой зоне является административным правонарушением. Если инспектор ГИБДД зафиксирует подобный факт, он составит в отношении водителя протокол по части 1 статьи 12.19 КоАП РФ. Автомобилисту будет вынесено предупреждение или назначен штраф в сумме 500 рублей.
Как избежать наказания?
Не секрет, что на большей части нашей страны холодное время года длится 5-6 (а то и больше) месяцев. Весь этот период автовладельцам перед каждой поездкой приходится подолгу прогревать двигатель своего транспортного средства. На эту процедуру порой уходит 15-20 минут. Получается, что если дело происходит в жилой зоне, водитель невольно становится правонарушителем.
Обойтись без прогрева нельзя. В идеале рабочая температура должна подняться до 40-50 ˚C. В холодном двигателе масло находится в картере. На морозе оно загустевает, поэтому требуется время, чтобы жидкость равномерно распределилась по деталям. Если не прогреть мотор, он будет работать «в сухую», что приведет к его преждевременному износу.
Для инжекторных двигателей эта проблема менее критична, чем для карбюраторных. В последнем случае без полноценного прогрева вообще не получится начать движение. Пока температура не поднимется до нужного уровня, горючее просто не будет нормально испаряться.
Получается, что в теплую погоду все зависит от самого автомобилиста. После поворота ключа в замке зажигания достаточно бросить взгляд на часы и засечь время, чтобы не упустить нужный момент. А вот зимой водители оказываются заложниками ситуации. Почти у каждого есть скандальные соседи, которые любят жаловаться в различные инстанции. Недовольные жильцы могут позвонить в полицию и сообщить, что во дворе находится машина с работающим мотором, которая мешает им отдыхать.
Как же быть? Если ваш автомобиль снабжен инжекторной системой подачи топлива, то можно прогреть его на холостых оборотах чуть меньше пяти минут. Дальнейший прогрев следует осуществлять на ходу, следя за тем, чтобы обороты двигателя не превышали 2,5 тысяч.
Владельцам карбюраторной техники можно посоветовать оставлять свой транспорт подальше от окон жилых домов. Лучше пройти лишних 80-100 метров, чем быть привлеченным к административной ответственности. Даже если вы находитесь в пределах жилой зоны, жаловаться в данном случае будет некому. Ну а инспектор ГИБДД вряд ли станет следить за вами с секундомером в руках.
«Во дворах ужас с «ГАЗелями». Кому запретили парковаться в жилых зонах
С января вступил в силу приказ Министерства транспорта № 199, который поменял требования к парковке транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Документ запретил создавать парковки общего пользования для коммерческого транспорта в местах жилых застроек и оставлять автомобили юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в таких зонах. В приказе речь идет о городских поселениях и округах России, а также городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
Как разъяснили Autonews.ru в пресс-службе Минтранса, новый запрет коснется автобусов, автомобилей такси и грузовых автомобилей, эксплуатируемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
В Минтрансе также пояснили, что, согласно федеральному закону № 398, юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров по договору перевозки или фрахтования, коммерческими перевозками, а также перемещением лиц и материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями, обязаны обеспечить возможность парковать эти автомобили в границах города по возвращении из рейса и окончании смены водителя. Необходимость искать место вне дворовых территорий ложится на владельцев этих транспортных средств.
Что касается машин каршеринга, то, согласно ответу из ведомства, их можно будет по-прежнему оставлять во дворах.
«Договор каршеринга является по своей правовой природе договором краткосрочной аренды транспортного средства. Принципы заключения такого договора урегулированы Гражданским кодексом. Соответственно, обязанность обеспечивать стоянку транспортных средств на парковках, соответствующих требованиям приказа № 199, не распространяется на автомобили каршеринга», — рассказали в Минтрансе.
Ожидающих клиентов водителей автомобилей такси ограничения также не коснутся. «На время остановки или стоянки транспортного средства, связанного с ожиданием клиента, не распространяется требование о размещении транспортных средств на стоянке», — сказали в Минтрансе.
В законодательстве до сих пор нет самого понятия парковки во дворе — там лишь указано, что коммерческий транспорт должен стоять на соответствующих нормам парковках по возвращении из рейса и окончании смены водителя. Для контроля на таких парковках фиксируется дата и время въезда и выезда транспортных средств.
Хотя новая норма уже вступила в силу, вопрос ее администрирования также до сих пор прорабатывается. В Минтрансе уточнили, что обязанность контролировать соблюдение новых требований возложена на сотрудников Ространснадзора. Они будут проводить проверки транспортных предприятий и выяснять, есть ли у них собственные парковки либо договоры аренды машино-мест на соответствующих нормам стоянках.
Кроме того, в приказе не прописана ответственность за такое нарушение. В Минтрансе также отметили, что пока никакого наказания за такое нарушение не предусмотрено. «Вопросы дальнейшего применения данной нормы, в том числе введения административной ответственности за ее нарушение, рассмотрят в рамках проводимой сейчас работы по формированию новой модели правового регулирования и нового КоАП», — сказали в ведомстве.
В свою очередь, власти Подмосковья уже заявили, что хотят распространить запрет и на территории Московской области. Как заявлял спикер Мособлдумы Игорь Брынцалов, с соответствующей просьбой неоднократно выступали местные жители.
«У людей есть возможность отгородить свой двор от сторонних машин шлагбаумом — но, во-первых, часто невозможно собрать подписи всех жителей либо не все готовы платить за его установку и обслуживание, а во-вторых, есть сквозные дворы, проезд через которые должен быть всегда открыт», — рассказывал Брынцалов.
Вопрос запрета парковки во дворах депутаты рассмотрят на заседании профильного комитета Мособлдумы. Также Брынцалов пообещал обсудить инициативу с местными жителями и самими таксистами. Как сообщили Autonews.ru в пресс-службе Мособлдумы, запрет парковки во дворах профильный комитет планирует рассмотреть во втором квартале 2020 г.
Примечательно, что позиция Минтранса Московской области по автомобилям каршеринга отличается от мнения федерального ведомства. Так, в областном Минтрансе считают, что машины каршеринга все-таки подпадают под действие новых требований парковки в случае, если организация по предоставлению машин относится к юрлицу или индивидуальному предпринимателю. То есть практически во всех случаях, так как сервис для физлиц, позволяющий сдавать свой автомобиль в каршеринг, пока не запущен.
Также в областном Минтрансе уже определились, по каким статьям будут наказывать нарушителей. «За нарушение требований приказа Минтранса России предусмотрена административная ответственность по ст. 7.1 («Самовольное занятие земельного участка») и ст. 8.8 КоАП («Использование земельных участков не по целевому назначению») соответственно», — сказали Autonews.ru в ведомстве. Максимальный штраф для юридических лиц по этим статьям варьируется от 100 тыс. руб. до 200 тыс. рублей.
В областном Минтрансе также отметили, что организация дополнительных стоянок в Подмосковье для транспорта юрлиц и индивидуальных предпринимателей в настоящий момент не предусмотрена.
Руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус считает, что прежде, чем вводить штрафы за подобные нарушения, необходимо создать инфраструктуру, где владельцы автотранспорта могли бы его парковать.
«В Москве выдано около 50 тыс. разрешений на такси. Большинство из них — это грузовой транспорт, — рассказал Швагерус Autonews.ru. — И на окраине города, а также в области во дворах действительно творится настоящий кошмар с этими «ГАЗелями». Этот вопрос нужно решать. Но если раньше у нас были таксопарки с большими территориями, автобазы, то сейчас они практически все упразднены. Поэтому нужно создавать серьезную альтернативу — например, строить парковки за МКАД с удобными подъездами».
Что касается проблем с такси, то Швагерус считает, что такие автомобили должны постоянно находиться в работе и не отстаиваться во дворах.
Прогревал машину во дворе, а меня оштрафовали — законно или нет?
Законно или нет — определяется множеством обстоятельств, в том числе расположением конкретного места стоянки относительно жилого дома. Но в каких-то случаях оштрафовать действительно могут. В этой теме иногда вязнут даже профессиональные юристы, путая, какая статья КоАП РФ относится к подобным случаям.
В чем подвох?
Так-то оно так, но запрет стоянки с работающим двигателем содержится в пункте 17.2 ПДД, который входит в раздел «Движение в жилых зонах»:
п. 17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
Как ни крути, в законы заложена некоторая двусмысленность. И, похоже, что у представителей власти есть два варианта воздействия на любителей долгого прогрева: 500 рублей по статье 12.19 КоАП РФ или 1500 рублей по статье 12.28 КоАП РФ.
А кто нарушитель?
ПДД определяют остановку как преднамеренное прекращение движения на 5 минут. Все что дольше, это уже стоянка, если она не связана с посадкой-высадкой и погрузкой-разгрузкой. Двигатели мы обычно подолгу прогреваем после морозной ночи (в других случаях нет никакого смысла это делать). То есть, фаза стоянки с выключенным двигателем переходит в фазу стоянки с включенным двигателем в момент пуска двигателя. А вовсе не через минуту или пять минут.
Законы на этот счет не дают никаких разъяснений. И при большом желании их можно трактовать так, что нарушителями являются вообще все, кто на ночь оставляет машины во дворе многоквартирного дома, а утром запускает мотор. В любое время года.
Ни один закон при этом не содержит прямых указаний, сколько минут допустимо молотить мотором в жилой зоне (без движения). Указания на «5 минут» исходят из определений остановки и стоянки, но стоянка-то началась, когда мы поставили машину вечером.
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
Кому это нужно?
По счастью, по жилым зонам и дворовым территориям не носятся милицейские патрули с видеокамерами, фиксируя, как долго водители прогревают моторы. Им это неинтересно.
Так что штраф за прогреваемый на стоянке двигатель может прилететь, если кто-то из граждан, проживающих в доме, двор которого вы отравляете выхлопами, вызвал полицию или направил ей аргументированную (видеоматериалом) жалобу. И граждане имеют на это полное право, даже если они не собственники жилья и придомовой территории.
Но и соседи, в общем, должны понимать, что некоторое время на прогрев машины зимой необходимо — а тем более в случаях, когда стекла заиндевели изнутри и водитель попросту не может уехать. Проблема в том, что соседи бывают разные.
Сколько надо прогревать?
Производители легковых автомобилей дружно утверждают, что современные модели не нуждаются в длительном прогреве даже в морозы. И все соглашаются, что короткий прогрев (не долее минуты) упростит условия работы для мотора и положительно скажется на ресурсе.
Моторы, может, и не нуждаются. Но нам важно разморозить стекла и дворники. Правда, обычно на это хватает двух-трех минут. Необходимость тарахтеть дольше возникает, если, скажем, в бачке затвердела омывайка. В этом случае водитель также не имеет права начинать движение согласно «Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (пункт 4.2 — не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели). И на этот случай можно сослаться, если понадобится опротестовать наложенный штраф.
- Хотите сократить время прогрева автомобиля? Воспользуйтесь проверенными средствами — оригинальным автоодеялом «Автотепло», быстро разобраться с обледенением стекол можно при помощи фирменных щеток с функцией подогрева — BURNER.
Можно ли законным путем «выставить» грузовую «ГАЗель», припаркованную во дворе?
Мне не нравится то, что кто-то ставит коммерческую технику на ночь во дворе многоквартирного дома, в котором я живу. Грузовики занимают много места, а в жилых зонах его и так не хватает. Правы ли соседи, которые намерены жаловаться на припаркованную во дворе «ГАЗель»?
Если «ГАЗель» пассажирская и принадлежит она частному лицу — нет, шансов у них нет. Микроавтобус полной массой до 3,5 тонн имеет точно такое же право «ночевать» во дворе, как и любая другая легковушка.
А если это грузовой фургон? Если речь идет не о пассажирской версии «ГАЗели», а ее владелец не является владельцем этого автомобиля (тот числится за коммерческой организацией), возможности есть.
Сегодня жители многоквартирного дома могут заставить водителя убрать грузовую «ГАЗель» со двора только в том случае, если дом стоит на территории Московской области.
В 2016 году в Подмосковье был принят закон, запрещающий парковку коммерческой автотехники во дворах жилых домов. Вы проживаете в Москве? Надо немного подождать — 1 января 2020 года вступают в силу новые требования, регламентирующие эксплуатацию в России дорожной городской сети коммерческим транспортом (приказ Минтранса).
Так, в трех городах федерального значения — в Москве, Петербурге и Севастополе — юридическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям) запрещается оставлять коммерческую автотехнику внутри жилых зон. Под последнюю, в частности, попадают коммерческие автомобили полной массой менее 3,5 тонн — это те самые «Газели», «Соболи», «Форд Транзит», «Фольксваген Транспортер», «Мерседес-Бенц Спринтер» и прочие грузовички, а также грузовые фургоны на базе легковых автомобилей (видимо, это относится и к грузовому Lada Largus). Более того, коммерческим транспортом с 1 января будут считаться и такси, в том числе и оформленное на индивидуальных предпринимателей, а также машины каршеринга. Их можно будет парковать бесплатно лишь на специализированных платных паркингах вдоль дорог.
Что касается грузовиков полной массой свыше 3,5 тонн, им и раньше было запрещено парковаться во дворах .
С 1 января им предписывается ночевать только на специализированных площадках или на платных стоянках, подготовленных городскими властями (напомним, речь идет о трех городах федерального значения).
Кто будет следить за тем, чтобы грузовые «ГАЗели», принадлежащие коммерческим организациям, больше не парковались во дворах жилых домов? Указанные выше ограничения оформлены прямым приказом Минтранса и в КоАП РФ они никак не прописаны…
Получается, что ГИБДД к новой норме, которая вступит в силу 1 января, не имеет отношения. И вызывать «гаишников» на место не имеет смысла — не приедут. А кому тогда жаловаться? Контроль над исполнением приказа Минтранса могут осуществлять только надзорные органы — транспортная прокуратура, городские префектуры или особые отделы в составе муниципальных администраций.