- Олень для ГАЗ 21 Волга. История и особенности. Сколько стоил мой.
- «Мечтал о такой машине с детства!» : легенда СССР с оленем на капоте
- Как всё начиналось
- Первая серия — «Звезда»
- Вторая серия — «Акула»
- Третья серия — «Китовый ус»
- Разные роли одной «Волги»
- lsvsx
- Всё совершенно иначе!
- Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Олень для ГАЗ 21 Волга. История и особенности. Сколько стоил мой.
Купив в 2014 году Волгу, я очень хотел купить оригинальный орнамент капота, и главный символ 21-й Волги, уж больно он мне нравится. Он действительно очень красивый в живую.
В народе бытует мнение, что легендарный Олень ставился на абсолютно все 21-е Волги, это далеко не так! Мой автомобиль 3-й серии, и на его капоте никогда не стоял Олень!
Ставить или нет на капот 21-й Волги, дело каждого. Но на мой личный взгляд именно на 3-й серии он не смотрится. Да и не аутентично это.
Потому после завершения реставрации я не стал покупать, дырявить капот и ставить фигурку Оленя. автомобиль должен и без этого орнамента выглядеть достойно.
Что касается самой фигурки: не так давно, несколько лет назад был острый дефицит таких орнаментов. Но решить проблему нам помогли Китайцы.
Да да да, кто не знает Олени уже не первый год изготавливаются в Китае по оригинальным чертежам, и ни внешне, ни по качеству не отличаются от оригинальных!
Правда есть Китайские пластмассовые, но они опять же визуально ничем не отличаются от оригинальных.
По сути фигурка Оленя 21-й Волги, это просто хромированный кусок железа, и потому в производстве он не очень сложный.
Как по мне, так стыдно, что наш Горьковский Автомобильный Завод (ГАЗ) не в состоянии на сегодняшний день выпускать такие фигурки, хотя бы в качестве подарочных сувениров.
По слухам в Советское время, Оленей было выпущено в несколько раз больше чем автомобилей ГАЗ 21 Волга.
Их считалось почетно дарить на праздник со словами вроде: купишь машину, на капот поставишь!
И огромное количество Оленей до наших дней сохранилось в подарочном виде, всю жизнь находясь в сервантах.
Но есть и отрицательная сторона этих фигурок. В Советское время, да и в 90-е эти фигурки использовались как холодное оружие в качестве кастета. Почему то его форма (кто в руках держал знает) очень хорошо ложится в руке, а некоторые еще их: обтачивали, затачивали, заливали внутрь свинец, и получалось действительно опасное оружие способное сильно покалечить.
Оригинального с целыми передними ногами найти в наше время не просто, в продаже редко появляются, а некоторые цены лупят как за кусок драг металла (15000-25000₽).
К слову, были Олени и так называемой первой серии. Таких в продаже во всей стране мне не попадались. Если у кого есть такой, можно выгодно продать реставратору или коллекционеру.
Новодельного не очень хотелось заказывать, это не то. Хотя цена вполне доступная (5000-7000₽)
И вот в один момент попадается в продаже оригинальный олень, отлично сохранившийся с лодочкой за 5000₽. Не долго думая бросил все дела, и помчался выкупать. Так у меня появилась эта красота.
На автомобиль вряд ли надумаю его устанавливать, он куплен просто для красоты, и внутреннего согревания моей души, холодными зимними вечерами дома.
После покупки Олень примерно год просто лежал на полке, и не так давно я сделал для него пьедестал, или подставку. Как правильно это назвать даже и не знаю. Об этом писал отдельною статью.
Что в итоге получилось можете посмотреть на видео.
Всем спасибо, надеюсь было интересно!
«Мечтал о такой машине с детства!» : легенда СССР с оленем на капоте
Безусловно, одной из легенд советской автомобильной промышленности является «Волга» ГАЗ-21. Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал эту прекрасную машину. При этом, многие ошибочно считают, что дизайн «21-й» был скопирован с одной из американских моделей. Однако, это не так, и с самыми яркими вехами истории этого автомобиля и предлагаю сегодня ознакомиться. Как же все было на самом деле?
Как всё начиналось
К началу 50-х годов популярнейшая в СССР модель ГАЗ М-20 «Победа» постепенно стала устаревать. Кузов довоенного образца казался громоздким и неповоротливым, обзорность оставляла желать лучшего, динамика была недостаточной. Конструкторы Горьковского автозавода начали разработку новой, более современной модели. Причём, это была не модернизация, а работа с чистого листа. И при создании кузова они, в первую очередь, ориентировались на тенденции мирового автопрома тех лет — в частности, на популярный тогда «аэростиль». Безусловным лидером были США, поэтому, неудивительно, что новая модель горьковчан была похожа одновременно на несколько американских моделей.
Первая серия — «Звезда»
В 1957 — 1958 годах выпускалась так называемая «первая серия» Волг — ГАЗ-21В . Отличительная особенность — звезда на решетке радиатора. Среди конструктивных особенностей — централизованная система смазки шарнирных соединений (приводилась в действие путем нажатия на педаль в салоне). В связи с этим машина часто оставляла масляные «следы» на асфальте. Также, часть машин серии «В» комплектовалась «Победовским» нижнеклапанным двигателем, а также автоматической коробкой передач! Но автоматика была сыровата и работала плохо, и со временем АКПП были заменены на механическую трёхступенчатую механику.
Вторая серия — «Акула»
Волга второй серии сменила звезду на вертикальную крупноячеистую решетку, которую в народе прозвали «акулья пасть». Машина также получила некоторые косметические изменения, централизованную систему смазки убрали (она тоже была весьма ненадёжной), изменилась панель приборов. Вторая серия выпускалась в период с 1959 по 1962 годы, заводской индекс — ГАЗ-21И .
Третья серия — «Китовый ус»
Больше всего изменений получила третья серия, заводской индекс ГАЗ-21У , а с 1965 года — ГАЗ-21УС . Внешне модификацию можно узнать по измененной решетке радиатора — она стала более мелкоячеистой, в народе ее прозвали «китовый ус». Также исчезли массивные бамперы, а указатели поворотов стали более эстетичными. Но главное отличие — с капота исчез знаменитый олень. По мнению конструкторов, он мог серьезно травмировать прохожего при наезде. Несмотря на это, большинство водителей устанавливали полюбившуюся эмблему самостоятельно, так как сложно было представить стремительный силуэт 21-й Волги без знаменитого маскота. Также, обновленная версия получила большое количество хромированных накладок. Но даже эти украшательства не могли спасти машину от стремительного конструктивного устаревания. В мировом автомобилестроении наступала новая эпоха.
Разные роли одной «Волги»
Самая популярная в народе модификация ГАЗ-21, как ни странно — такси. Кто не помнит знаменитое «Такси на Дубровку»? Автомобиль имел уникальный окрас: крышу красили красным цветом, поэтому в народе эту Волгу тут же окрестили «Красная Шапочка». Ещё на базе 21-й Волги 3-й серии был создан универсал с индексом ГАЗ-22 . Эти трудяги чаще всего служили в «Скорой помощи». А для спецслужб была создана модификация ГАЗ-23 с 8-цилиндровым двигателем под капотом. Такая машина с легкостью разгонялась до 160 км/ч! Для советских автомобилей тех лет это было феноменально быстро.
С 1956 по 1970 годы ГАЗ выпустил почти 640 тысяч автомобилей марки ГАЗ-21 всех модификаций. К счастью, до наших дней сохранилось немало машин этой модели, которые и сегодня радуют глаз ценителей олдтаймеров советской эпохи.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
21 ноября 1953 года конструктор Александр Михайлович Невзоров приступил к разработке проекта нового советского автомобиля ГАЗ-21.
Автомобиль «Волга» ГАЗ-21, также как и «Победа», уже давно стал легендой. Это автомобиль времён шпионских страстей и модного, но запретного в те годы рок-н-ролла. Помните фильм «Берегись автомобиля»? Его главный герой Юрий Деточкин воровал именно 21-е Волги…
В ноябре 1953 года конструктор Александр Невзоров и дизайнер Лев Еремеев только начали работу над новым автомобилем, а уже в следующем году были собраны его первые опытные образцы. Если быть точным, то заводской индекс модели изначально обозначали ГАЗ-М-21, и только позднее (с 1965 года) как ГАЗ-21. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала (он проявил себя не ахти как и в серийное производство не пошел).
Для нового автомобиля были разработаны две коробки передач – автоматическая и механическая. Обе были трехступенчатыми. Главная передача сначала была не гипоидной, как на моделях, выпущенных после 1957-го года, а конусной. У автомобиля была независимая передняя подвеска с рычажными гидравлическими амортизаторами. Задняя, обычное дело, независимая на продольных полуэллиптических рессорах. Шины 6,70-15. С капота автомобиля взмывал хромированный олень.
От него по центру капота к лобовому стеклу шел широкий молдинг. Облицовка радиатора с 10 вертикальными отверстиями. Задние фонари включали в себя габаритные огни, тормозные и указатели поворота – три в одном красном рассеивателе и фонарь заднего хода в стальном хромированном окладе.
«Волги» стали оснащать трехдиапазонным радиоприемником в качестве стандартного оборудования. Исключение составляли модификации такси – 21А (позже 21Т). На такси вместо цельного переднего дивана ставили два раздельных кресла. Не было в этих модификациях и прикуривателя. Большие круглые часы с надписью в «Сделано в СССР» устанавливались на все версии автомобиля.
3 мая 1955 года начались государственные испытания трех образцов «Волги» – двух с автоматической трансмиссией и одного с механической. Частью испытаний был пробег Москва – Крым и обратно. Журнал «Огонек» в июле писал: «В нескольких десятках километров от Симферополя, на территории совхоза «Путь к коммунизму», в густой чаще кустарников лежит глинистый заброшенный проселок. Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего песка. «Волга» должна пройти там, где проходила «Победа», и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу по проходимости».
Постановка ГАЗ-21 на конвейер была приурочена к Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который проходил в Москве летом 1957 года. На «Волге» первого выпуска облицовка спереди была выполнена в том же стиле, что и на «Победе» последней серии (1955-1958) – три горизонтальных хромированных бруса. Верхний брус был проложен по капоту, а нижний замыкался по краям указателями поворотов. Композицию венчала пятиконечная звезда. Автолюбитель, особо не различавший модификаций, так и говорил: «Волга со звездой».
Появление этой облицовки на машинах первой серии – отдельная история. На обязательном показе опытных автомобилей в Кремле оформление передней части автомобиля не понравилось маршалу Жукову. На завод из Москвы была дана срочная директива: переделать. Переделали. Звезда маршалу не могла не прийтись по вкусу. В 1958-м году, когда полководец попал в опалу, пришла новая директива – переделать. К тому времени было выпущено около 31 тысячи «Волг со звездой».
Собственный двигатель автомобиль получил только в 1957 году. Это был верхнеклапанный мотор. В 1962 году «Волга» становится автомобилем 60-х. Для этого было достаточно косметических изменений. Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. На шоферском сленге она называлась «китовый ус».
С облицовкой были интегрированы новые габаритные фонари, заходящие на боковину крыла. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки.
На капот больше не устанавливали продольный молдинг и фигурку оленя, который был причиной серьезных травм при наездах на пешеходов, но чаще сам становился жертвой вандализма. Новая эмблема на капоте была позаимствована у «Чайки». С той лишь разницей, что ее хромированный оклад имел два горизонтальных крылышка. Помпезность прошлых лет сменилась на легкость и стремительность. Автомобиль визуально стал восприниматься как совершенно новый.
Знаменитый олень, украшавший капот «Волги» первой и вторых серий, в финальной серии не был использован, что объясняется не только озабоченностью о безопасности пешеходов. Он стал настоящим магнитом для воров, которые срывали оленя с автомобилей. Поэтому из-за её дороговизны и — главное — травмоопасности, уже в конце пятидесятых фигурку оленя перестали ставить на экспортные автомобили и такси, заменяя её «каплей» — травмобезопасной обтекаемой фигурой вытянутой формы.
В 1962 году все украшения с капота «Волги» убрали — и оленя с подставкой, и каплю, и продольный молдинг из двух частей. Есть сведения, что ГАИ порой заставляло владельцев первых-вторых выпусков снимать оленей во время прохождения техосмотра.
Существует и другая причина: во время дождя, потоки воды, ударяясь об оленя, летели прямиком на лобовое стекло, что затрудняло обзор во время движения. Но владельцы ГАЗ-21 все равно сажали оленей на капоты своих автомобилей. Они покупали их в магазинах автозапчастей.
Изменениям подверглась и передняя подвеска – вместо рычажных амортизаторов (победовская схема) стали устанавливать телескопические. Подвеска стала жестче. Тканевая обивка потолка была заменена на моющуюся – из искусственной кожи. Базовая модель получила обозначение 21Л – именно такую угонит Деточкин у Димы Семицветова «Берегись автомобиля»).
В том же 1962 году модельный ряд пополнился 5-местным универсалом ГАЗ-22 с разделенной по горизонтали задней дверью. При сложенном заднем диване автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы массой 400 кг. На его базе выпускалась карета скорой помощи – ГАЗ-22Б.
В 1965 году Эльдар Рязанов снимает «Берегись автомобиля». А в это же время Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21 модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых. Базовая модель с 75-сильным двигателем получила индекс 21Р, такси – 21Т, универсал – 22В, скорая – 22Д. Топ-моделями стали 21УС и 21С. Цена самой дорогой экспортной модификации 21С (85 л.с.) равнялась в 1965 году 6455 руб. Автомобиль с двухцветным кузовом стоил аж на 270 рублей дороже.
Последняя «Волга» сошла с конвейера 15 июля 1970 года. Этот автомобиль модификации 21УС с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970 годы было выпущено 638875 автомобилей ГАЗ-21 и ГАЗ-22.
Да, даже и такие модели бывали. Правда, все это было напрасно. Даже правый руль и отсутствие звезды на решетке не сделали «Волгу» популярной в Англии, да и на западе, в целом. Бельгийский импортер Scaldia Volga даже экспериментировал и устанавливал под капоты ГАЗ-21 экономичные дизели от Peugeot и Rover, но и это не добавило автомобилю популярности.
Дело, во многом, заключалось в том, что «Волга» была несколько крупновата и прожорлива для западных стран. А такие ее достоинства, как плавность хода и комфортная езда по плохим дорогам, там особо не ценились, так как проблем с этим не было. Но зато ее очевидные плюсы оценили люди из наиболее близких по климату Скандинавских стран, а также из Греции, которая «славилась» своим плохими дорогами.
ГАЗ-21, немного переделанная итальянским автомобильным ателье Ghia. Наибольшие изменения коснулись решетки радиатора. Вряд ли, итальянцы возьмутся за доработку современных российских машин, а «Волга» в то время удостаивалась даже такой чести:
Если говорить в целом, то «Волга», несмотря на довольно-таки приятные отзывы, не добилась особой популярности на западе. Причины были самые разные. Одной из них являлась так не полюбившаяся звезда на решетке радиатора, которая намекала на происхождение автомобиля. Далеко не все западные страны хорошо относились к СССР в те годы, так как в нем они видели коммунистическую угрозу.