Как зарабатывают на страховке аферисты
После введения в России обязательного автострахования ОСАГО и КАСКО появилось множество лазеек, для тех кто хочет нажиться за счет страховых компаний, которые несут огромные неоправданные убытки.
Мошеннических способов получить страховку очень много:
- украденные страховые полисы ОСАГО;
- инсценировка несуществующих аварий;
- получение страховки несколько раз за один и тот же страховой случай;
- подложные экспертные заключения по ДТП.
В копилке сегодняшних мошенников большой набор ухищрений. Самым частым сегодня являются называемые в народе «самоугоны». Вторым в рейтинге популярности способом «поиметь» со страховой компании, является страхование давно уже разбитого автомобиля. В таком случае «подмазанный» страховой агент входит в состав группы мошенников и страхует авто как полностью целое. Третьим является страхование авто «задним числом» уже после состоявшегося ДТП. Встречаются даже случаи, когда злоумышленники страхуют один и тот же автомобиль в совершенно разных страховых компаниях, не знающих о том, что их клиент уже застрахован, при этом страхователями автомобиля выступают разные лица.
Как зарабатывают на страховке автомобиля
Некоторые из водителей пытается создать фиктивные аварии, застраховав при этом автомобиль в 2-3 и более компаниях и пытаются получить выплаты во всех. Хорошенькая сумма получается — даже при не очень серьезном ДТП можно не только «окупить» средства, уплаченные за страховку, но даже приумножить их на второй автомобиль. Так, известен из ряда вон выходящий случай, когда в г. Тула один очень предприимчивый автовладелец застраховал свой автомобиль аж в 11 разных страховых компаниях, правда при этом, к его глубокому сожалению, успел получить компенсацию не во всех, а только в 5 страховых компаниях.
Разоблачать аферистов, несмотря на совершенствование их схем, чаще всего все же удается и против них возбуждаются уголовные дела. Страховщикам тоже не выгодно терпеть убытки, поэтому в любой из них есть свой собственный, хорошо обученный, отдел по борьбе с такого рода мошенниками — служба по расследованию страховых случаев. В нее входят эксперты (чаще всего они бывшие сотрудники ДПС, которым не составит труда понять фиктивное ДТП или нет). Существуют и аварийные комиссары, которые приезжают на место аварии, опрашивают свидетелей, если они есть, и участников ДТП и проводят визуальный осмотр автотранспорта. При этом аварийные комиссары очень плотно взаимодействуют с действующими сотрудниками ГИБДД, контролируя достоверность схемы ДТП. Если ни свидетелей происшествия, ни второго участника не оказывается на месте — это служит поводом для начала собственного расследования. Так, по федеральному “закону о страховании”, в случае имеющейся необходимости расследования, компании вправе сами делать соответствующие запросы в правоохранительные органы, банковские и медицинские учреждения, а также своими силами выяснять обстоятельства наступления страхового случая и его виновника.
Поэтому прежде чем попытаться кого-то обмануть, подумайте «стоит ли игра свеч». Ведь как говорится «сколько веревочке не виться, конец все равно найдется»
Автоподставы вернулись: 3 популярные схемы мошенников
Водители начали жаловаться на участившиеся подставы на дорогах — мошенники изобретают все больше необычных способов по выманиванию денег. В случае с доверчивыми или пожилыми автомобилистами до сих пор срабатывают классические схемы. Жертвы автоподстав рассказали Autonews.ru о своем опыте, а юрист объяснил, как вести себя, чтобы мошенники уехали ни с чем.
О способе значительно повысить ущерб от спровоцированного ДТП рассказал юрист Дмитрий Миняев. В качестве рабочего инструмента мошенники выбирают не самый новый, но дорогой автомобиль с редкими запчастями. А для усиления эффекта в багажник они кладут дорогую электронику или предметы антиквариата: например, внушительного вида вазы. Имущество, конечно, повреждено уже заранее и куплено за небольшую сумму. При этом все документы, подтверждающие высокую стоимость уничтоженной якобы в ДТП собственности, у автоподставщиков, как правило, есть при себе. А дальше остается только грамотно подставиться жертве. Как правило, ими становятся лихачи, обочечники, спешащие на заказ таксисты или просто агрессивные водители.
«Такие мошенники работают по хорошо изученным районам, — рассказал Миняев. — Им известны местные особенности движения и привычки автомобилистов, которые можно использовать. Например, где и в какое время водители обычно выезжают на обочину, чтобы объехать пробки, где некоторые едут по разделительным полосам, а где иногда даже оказываются на встречной полосе. Недоброжелатели ждут своих клиентов в таких ловушках, после чего при участии помощников провоцируют их на совершение аварии».
Юрист рассказал, что однажды стал свидетелем такой подставы. В крайней правой полосе ехала старая Volvo S60 со значком «У» на заднем стекле. Причем двигалась по правилам: водитель включал «поворотники», соблюдал скоростной режим. В это же время по обочине мчался Mercedes-Benz GL. Перед ним на обочине пристроился сообщник из команды мошенников и немного тормозил поток. Водитель Mercedes решил вернуться на полосу, выворачивает влево, но тут Volvo прибавляет скорость и получает удар справа от немецкой иномарки. Mercedes улетает в кювет, машины разбиты, водитель Volvo получает травму. В довесок в багажнике Volvo оказывается якобы новый разбитый квадрокоптер стоимостью 560 тыс. руб.
«Тут же останавливается другой автомобиль со свидетелями и начинается серьезная раскачка клиента. Подставщикам в этой истории неважно, обратится жертва в ГИБДД или нет. Некоторые даже будут настаивать, чтобы ДТП зафиксировали, ведь виноватыми их точно не признают: у автоподставщиков всегда есть видеорегистраторы и свои очевидцы. Дальше, когда дело доходит до суда и заявленный ущерб оценивается в большую сумму, мошенники предлагают мировую за половину от суммы иска. Жертвы обычно соглашаются. Хотя на самом деле могли бы заплатить гораздо меньше», — объяснил юрист Дмитрий Миняев.
Попавшим в подобную ситуацию водителям юрист советует не поддаваться на давление и идти до конца.
«Даже если вас признают виновником ДТП, в суде можно будет доказать, что имущество было повреждено заранее. Для этого заказывается соответствующая экспертиза. Кроме того, многим мошенникам просто невыгодно светиться в судебных сводках: если в делах будет постоянно фигурировать одна и та же фамилия, это вызовет подозрения. Для этого, собственно, и предлагаются мировые варианты. Когда мошенники поймут, что вы будете судиться до конца, они могут вовсе снять все претензии по имущественному ущербу. А починить автомобили можно в основном по страховке», — уточнил юрист.
Об истории, которая произошла с ее пожилым отцом этим летом, Autonews.ru рассказала одна из московских автомобилисток. Мужчина ехал на Kia Picanto, и в районе Радужной улицы снизил скорость из-за большого количества припаркованных машин.
«Отец услышал какой-то непонятный щелчок, но не придал этому значения. Через полкилометра у светофора его догнал водитель на Toyota Camry, остановил и сказал, что отец зацепил зеркало его автомобиля. На зеркале Picanto оказался след от краски такого же цвета, как у Toyota, а само зеркало второго автомобиля оказалось практически оторвано. Отец сразу предложил вызвать ГИБДД. Но водитель Camry не соглашался, мол, ждать придется три часа. На предложение оформить Европротокол мужчина ответил, что документ оформляется только при обоюдном согласии, а он не согласен. В итоге отец, у которого стаж 55 лет, отдал мошеннику 20 тыс. рублей. Он просто надавил на пожилого человека, который ехал один. Кстати потом оказалось, что следы на зеркале Kia Picanto пропали — видимо, просто чиркнули куском мыла», — поделилась автомобилистка.
В похожую ситуацию попал еще один водитель, однако от вымогателей при этом удалось отделаться:
«Еду, вижу краем глаза припаркованный Mercedes. И вдруг слышу звук, как будто ударилась обо что-то, начинаю притормаживать. Mercedes выезжает с парковки, едет за мной. Я останавливаюсь. Подходит мужчина и говорит, что я снесла ему зеркало. Подхожу к его машине — зеркало действительно разбито. И он начинает рассказывать, как я ехала и задела его зеркало своим. Но я понимаю, что моя машина выше и такое технически невозможно. А он: «Давайте без ГИБДД, зачем лишняя трата времени, я посмотрю, сколько зеркало стоит в интернете, скинете мне деньги на счет и разъедемся». И предъявляет цену — 11 тыс. рублей. Я отказалась платить и стала набирать ГИБДД. Его как ветром сдуло. Только потом увидела, что у меня на бампере дырка, как будто от пластиковой пульки».
Еще один популярный сценарий — инсценировка наезда на пешехода. Как рассказал юрист Дмитрий Миняев, бросающимся под автомобили мошенникам удается выманивать у водителей десятки тысяч рублей. Жертвам угрожают лишением прав и уголовным преследованием.
«Есть места, где пешеходы-мошенники буквально прыгают под колеса, — рассказал эксперт. — Места выбирают такие, где водитель максимально не сосредоточен. Например, на пешеходных переходах у ресторанов «Макдональдс» — голодные водители там буквально теряют голову от запахов, а из-за закрывающей обзор машины ему может прилететь такой сюрприз. При столкновении с пешеходом часто портятся еще и вещи: телефоны, ноутбуки, часы. Далеко не все водители оформляют подобные ДТП, опасаясь ответственности, ведь вопросов к ним больше — они управляют источником повышенной опасности. Плюс есть категория лиц, которые могут лишиться работы из-за таких инцидентов — мошенники тоже этим пользуются».
Юрист объясняет, что в такой ситуации водителю не стоит сразу соглашаться на требование пешехода договориться на месте и выплачивать солидную сумму.
«Успокойтесь, тяните время, покажите, что вы готовы звонить в ГИБДД, посмотрите, нет ли рядом свидетелей, которые готовы будут подтвердить, что вы не виноваты. Если пешеход не получил серьезных травм, прав вас не лишат, вы отделаетесь штрафом. Возможно, рядом окажутся камеры видеонаблюдения — в их объектив могла бы попасть подготовка к инсценировке наезда. Не забывайте, что перед вами профессиональные психологи, которые будут вас запугивать. Частая фиксация в протоколах ГИБДД таким подставщикам не нужна, как и в случае с судами».
В целом опрошенные эксперты советуют настаивать на вызове ГИБДД и «скорой» — в дальнейшем мошенник может доставить немало проблем, если решит подделать результаты медицинской экспертизы, которая покажет средний или тяжкий вред здоровью. Но в подавляющем большинстве случаев до этого не доходит — не заработав легких денег, они сразу же отправляются на поиски более доверчивых жертв.
«Они работают нагло и четко». Как автомобилистов подставляют на дороге
В соцсетях постоянно появляются истории о странных ДТП — водители рассказывают, как из-за невнимательности стали виновниками аварии и смогли на месте решить все вопросы. Система ОСАГО не избавила автомобилистов от подстав на дорогах: мошенники изменили тактику и сегодня действуют не менее активно, чем раньше.
«На дорогах мошенники используют те же способы, что и раньше: резко тормозят, подрезают, откатываются назад на подъемах. При этом водителя обвиняют в том, что он не соблюдал дистанцию», — рассказывает юрист адвокатской палаты Московской области Артем Иванча.
Распространенная в 1990-х схема с вытеснением жертвы из левого ряда и имитацией аварии с машиной, находящейся справа в мертвой зоне, сегодня применяется редко, поскольку требует работы целой группы, что в условиях плотного трафика затруднительно.
После ДТП водителю предлагают убрать машины с дороги, чтобы не создавать пробку, и договориться полюбовно. Если касания машин не было, для имитации столкновения используют наждачную бумагу, которой незаметно наносят повреждения.
Если водитель не хочет рассчитываться на месте, ему объясняют, что стоимость полиса ОСАГО у него заметно вырастет на несколько следующих лет, а за оставление места ДТП у него отберут права. При этом требуют сравнительно небольшую сумму, как бы облегчая мытарства водителя, говорит юрист: «Заплатите 10 тысяч, и разъедемся».
Сегодня мошенники все реже используют аварии во время движения, рассказал автоэксперт и партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
«Активных групп, которые работают именно на дорогах, сейчас мало, я о них давно не слышал. Скорее используются схемы с мелкими авариями и мнимыми столкновениями на парковках», — объяснил Моржаретто.
Схема «развода» тоже основана на имитации столкновений, объясняет руководитель филиала Московской областной коллегии адвокатов Олег Ярошик: «Выбирают жертву, заранее делают царапины на стоящей машине, а потом, когда водитель вернется и тронется с места, догоняют его и говорят, что он притерся к другой машине и оставил место ДТП».
В качестве доказательства демонстрируют повреждения, нанесенные краской цвета машины жертвы. А основной расчет делают на покидании места аварии, говорит адвокат: «Мошенники хорошо знают, что за оставление места ДТП можно лишиться прав на полтора года, и в 99% случаев суды действительно применяют эту меру».
Еще один распространенный вид мошенничества используется там, где машины едут на пешеходных скоростях: на парковках, во дворах или у пешеходных переходов. Смысл подставы в том, что перед автомобилем неожиданно появляется пешеход либо машина совершает «наезд» на человека в процессе парковки. Часто мнимыми жертвами становятся несовершеннолетние подростки.
«Так называемые потерпевшие якобы попадают под машину и потом предъявляют целый список претензий», — рассказал Олег Ярошик. Чтобы имитировать столкновение, по крылу машины бьют рукой или каким-либо предметом, например портфелем. Помимо полученных травм в списке претензий может фигурировать разбитое дорогое имущество — телефоны, часы или планшеты.
Кроме того, мошенники указывают на то, что наезд на пешехода также может наказываться лишением прав на срок до двух лет, а при причинении тяжких телесных повреждений наступает уголовная ответственность. В процессе разбирательства находятся свидетели, готовые подтвердить слова мошенников.
При возникновении подобной ситуации адвокат советует немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и самостоятельно вызвать сотрудников ГИБДД. Для мошенников такое развитие событий является крайне нежелательным, поясняет Олег Ярошик: «Если они начнут оформлять такие аварии, у них будет несколько эпизодов с одной машиной, и это очень подозрительно».
Если вы уверены, что никакой аварии не было, не нужно поддаваться на уговоры «пострадавших», соглашается Игорь Моржаретто: «Не надо играть в предложенную игру, она начинается только для того, чтобы человека подавить морально. Вызывайте ГАИ, мотивируйте это наличием страховки».
Мошенники рассчитывают на легкие деньги, говорит эксперт, а длительный процесс компенсации их не интересует. Даже если мошенники соглашаются на вызов полиции, это не должно менять линию поведения водителя. Сами мошенники могут использовать оформленное ДТП в качестве прикрытия, а водителю при таком раскладе нужно обязательно изложить свою версию событий.
«Необходимо заявить, что столкновения не было и происходят мошеннические действия», — добавил юрист адвокатской палаты Московской области Артем Иванча. Кроме того, необходимо найти и опросить свидетелей. Совокупность всех данных в итоге может сыграть в пользу водителя.
Иванча уточнил, что при разбирательствах могут помочь сведения об участии автомобиля мошенников в других авариях. Такие данные можно запросить в ГИБДД, объяснил юрист: «Пострадавшему водителю эти сведения могут не выдать, но если будет адвокатский запрос, вероятность получения данных высока. В самом крайнем случае их точно получит суд».
Эксперты советуют внимательнее смотреть на то, как ведут себя соседние автомобили. Длительное преследование, странные маневры и резкое торможение должны насторожить. Подозрительными можно считать автомобили, перегораживающие проезд, а в случае с пешими мошенниками может насторожить странная активность вокруг соседних автомобилей.
По мнению Игоря Моржаретто, явным сигналом подставы может быть слаженность действий тех, кто называет себя пострадавшими, и знание ими законов: «Они работают нагло и четко, у них обязательно есть свидетели, они якобы быстро дозваниваются в ГАИ».
Эксперт также рекомендует найти независимых свидетелей из числа людей на улице. А лучшим помощником водителя в подобной ситуации может стать работающий видеорегистратор.