- Автомобиль восстановлению не подлежит. Вся правда про тотал и абандон по договору КАСКО
- Когда страховщик вправе признать «тотал»?
- Варианты выплаты
- Срок выплаты
- Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты
- Что такое абандон?
- Как оспорить «тотал»?
- Е-ОСАГО по выгодной цене
- Тотальная гибель по ОСАГО. Размер выплат, и другие вопросы в случае если авто не подлежит восстановлению
- Что такое гибель транспортного средства?
- Как признать гибель транспортного средства?
- Можно ли ездить на автомобиле и оформлять не него страховку, если по ОСАГО, он признан тотальным?
- Выводы из статьи:
Автомобиль восстановлению не подлежит. Вся правда про тотал и абандон по договору КАСКО
Нередко страховые компании признают конструктивную гибель автомобиля ради собственной выгодны, а отнюдь не из-за технического состояния машины. При этом менеджеры уповают на юридическую безграмотность клиента, ведь такие действия противозаконны. В каких случаях можно оспорить решение страховой компании?
Когда страховщик вправе признать «тотал»?
Каждая страховая компания самостоятельно решает, в каких случаях можно признать конструктивную гибель автомобиля. Однако в правилах КАСКО большинства компаний указано, что тотальная гибель машины наступает в следующих случаях:
- Если стоимость ремонта превышает определенный процент от страховой суммы (обычно 70-80 процентов).
- Если нет технической возможности отремонтировать автомобиль.
Фактически оба пункта обозначают одно и тоже, ведь сложно представить ситуацию, когда при стоимости ремонта 40-50 процентов от страховой суммы нет технической возможности восстановить машину.
Отдельные компании предпочитают указывать в правилах КАСКО, что конструктивная гибель автомобиля может быть признана только по решению экспертной организации.
Это условие крайне обременительно для автовладельца. В таком случае именно страховая компания решает, какой фирме доверить проведение экспертизы. Нет никаких гарантий, что эксперт будет объективен в своей оценке.
Варианты выплаты
В случае тотальной гибели машины автовладелец вправе решить, что делать с годными остатками автомобиля. Неповреждённые детали можно передать страховой компании или оставить себе.
В первом случае возмещение выплачивается в размере страховой суммы. Если автовладелец решит воспользоваться вторым вариантом, страховщик вычтет стоимость годных остатков из выплаты. В обоих случая выплата уменьшается на процент износа, указанный в правилах КАСКО .
Некоторые страховые компании имеют партнёрские отношения с посредниками, занимающимися реализацией аварийных автомобилей. Такой страховщик может предложить клиенту ещё один вариант урегулирования страхового события. А именно, автовладелец продаёт годные остатки через посредника, а страховщик выплачивает возмещение за минусом их стоимости.
Если решите воспользоваться этим вариантом, стоит поинтересоваться репутацией посредника. Иногда страховые компании сотрудничают с довольно сомнительными фирмами, потому нельзя судить о благонадёжности посредника по репутации страховщика. На какой бы вариант выплаты ни пал выбор, речь пойдёт о крупной денежной сумме.
Не стоит удивляться, если страховая компания будет настаивать на безналичном расчёте. Удобнее выплачивать крупные суммы именно в безналичной форме.
Срок выплаты
Каждый страховщик устанавливает свой срок урегулирования убытка по «тоталу». Чаще всего страховые компании указывают в правилах КАСКО , что решение по выплатному делу должно быть принято в течение тридцати дней. После этого у компании есть еще порядка десяти дней на перечисление денег. Однако указанные сроки могут сильно отличаться от компании к компании, поэтому клиенту следует заранее выяснить, когда именно ждать выплату.
А вот с датой начала срока урегулирования убытка всё обстоит несколько проще. Любая компания начинает отсчёт с момента, когда заявитель предоставил последний необходимый документ. Следует попросить у менеджеров копию акта приёма-передачи документов, иначе не удастся обжаловать действия страховщика в случае нарушения сроков выплаты.
В некоторых случаях урегулирование убытка может быть приостановлено до момента заключения дополнительного соглашения о выплате. Нередко автовладельцы отказываются подписывать этот документ, так как их не устраивают отдельные пункты соглашения. Это даёт страховщику законный повод для задержки выплаты. Разрешить подобную конфликтную ситуацию можно при помощи абандона.
Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты
Что такое абандон?
Этот термин обозначает право автовладельца отказаться от поврежденной машины в пользу страховой компании. Для этого необходимо подать в страховую компанию письменное заявление. После получения такого заявления страховщик обязан выплатить возмещение, а автовладелец может рассчитывать на выплату в размере страховой суммы.
Особенность абандона заключается в том, что собственнику машины не требуется согласие страховщика на выплату. В случае судебного разбирательства достаточно доказать факт передачи заявления менеджерам страховой компании. Как правило, страховщики предпочитают решать вопросы по абандону через суд, потому автовладельцу лучше запастись терпением.
Как оспорить «тотал»?
Довольно часто решение страховщика о признании полной гибели машины вызывает у автовладельца негодование. Это неудивительно, особенно если после аварии машина осталась на ходу. К тому же нередко менеджеры страховой компании специально завышают стоимость ремонта, чтобы заполучить повреждённый автомобиль. Обычно в подобных аферах участвуют и работники СТОА.
Для полной уверенности в том, что стоимость ремонта была завышена, стоит обратиться к одному из официальных дилеров машины нужной марки. Желательно, чтобы такая СТОА не сотрудничала со страховой компанией, в которой оформлен полис. Специалисты дилерской сервисной станции определят стоимость работ в соответствии с технологией ремонта завода-изготовителя.
Также автовладелец может обратиться к независимому эксперту. Его заключение и мнение специалистов дилерской СТОА помогут объективно оценить обоснованность решения страховщика о признании конструктивной гибели машины. Если автовладелец уверен, что страховая компания пытается его обмануть, следует обращаться в суд.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Тотальная гибель по ОСАГО. Размер выплат, и другие вопросы в случае если авто не подлежит восстановлению
В статье подробно рассмотрен вопрос о тотальной гибели автомобиля по ОСАГО. Мы затронем самые важные вопросы, такие как выплаты, в каком случае автомобиль признается тотальным (конструктивно погибшим), можно ли на таком автомобиле ездить далее и страховать его, как рассчитываются выплаты и какие решение принимают суды.
Статья будет интересной и содержательной. Давайте начнем.
Что такое гибель транспортного средства?
На основании пп. «а», пункта 18, статьи 12 закона «Об ОСАГО», под гибелью транспортного средства, понимается ситуация, когда ремонт транспортного средства после ДТП не возможен, или стоимость ремонта поврежденного автомобиля, равна его рыночной стоимости, или превышает ее на дату наступления страхового случая.
Простыми словами, если рыночная стоимость автомобиля на дату ДТП равна 200000 рублей, а стоимость восстановления автомобиля экспертом оценивается также в 200000 рублей и более, то по закону об ОСАГО, такой автомобиль признается погибшим (тотальным).
Но скажу сразу, если в ситуации, когда автомобиль признали тотальным, только на основании того, что стоимость ремонта равна или превышает рыночную стоимость авто на момент ДТП, это значит, что автомобиль нужно утилизировать. Бывает, что возраст автомобиля на момент ДТП, составляет 15-20 лет и старше, соответственно рыночная стоимость данного авто, будет минимальной, но вот запчасти, будут стоить дорого и получается, что у автомобиля, разбиты передние и задние фары, два бампера и стоимость этого добра по справочнику будет составлять рыночную стоимость авто. Самые дорогие в этом плане автомобили, БУ японцы и немцы. Вот и получаем, что несколько деталей на авто, стоят по справочнику дороже, чем сам автомобиль.
В вышеописанной ситуации, автомобиль можно спокойно восстановить, и ездить на нем далее, ведь никаких серьезных повреждений, препятствующих его дальнейшей эксплуатации, он не получил, несмотря на то, что страховая признала его тотальным. Как это обосновать с точки зрения закона, я расскажу далее в статье.
Но есть другая ситуация, когда автомобиль получил очень серьезные повреждения, так сказать разбит в «мясо», когда на автомобиль смотришь и понимаешь, ездить он больше никогда не будет. Вот как раз такие автомобили, уже не целесообразно восстанавливать, их признают конструктивно погибшими, ремонтировать их никто не возьмется, да и сам владелец понимает, что даже если он восстановить этот авто, это будет стоить очень и очень дорого, и далее он его не сможет продать и отбить вложенные в ремонт деньги. Вот в таких ситуациях с автомобилем уже ничего не поделать и на нем ездить уже нельзя, так как он физически признан погибшим, и разбит так сильно, что даже если его восстановить, он будет крайне небезопасным.
В большей степени, автомобили по ОСАГО, тоталят в случае превышения стоимости ремонта, над рыночной стоимостью авто (когда автомобиль экономически нецелесообразно восстанавливать), а не по причине конструктивной гибели, то есть невозможности восстановить транспортное средство по причине слишком серьезных повреждений, к примеру, когда требуется замена номерного элемента кузова или рамы, или по причине отсутствия поставок элементов автомобиля, или запасных частей.
Как признать гибель транспортного средства?
Гибель транспортного средства, может быть признана страховой компанией на основании экспертизы проведенной экспертами по требованию страховой компании, но здесь нужно проверять, расчеты и понимать, что эксперты, к которым будет направлять страховая, могут завысить стоимость годных остатков, чтобы занизить стоимость выплат.
Бывает, что страховая не желает признавать гибель транспортного средства и тогда приходится решать данный вопрос через суд, где на основании экспертизы, будет признаваться факт гибели транспортного средства и определяться сумма выплат за вычетом годных остатков.
Не редко назначаются судебные экспертизы, которые или подтверждают доводы досудебной независимой экспертизы, либо корректируют их с незначительными отклонениями в большую или меньшую сторону, что не меняет суть дела, либо полностью опровергают результаты досудебной экспертизы.
Важный момент, при принятии решения о признании автомобиля тотальным, берется сумма восстановительного ремонта, без учета износа и если эта сумма равна или превышает рыночную стоимость поврежденного автомобиля, то автомобиль признается погибшим. То есть для определения погиб автомобиль или нет, мы берем сумму на восстановительный ремонт без учета износа, это очень важный момент.
К примеру рыночная стоимость автомобиля, может составлять 430000 рублей, стоимость восстановительного ремонта без учета износа, составляет 440000 рублей и это уже гибель, то что стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составит скажем 290000 рублей, никого не беспокоит.
Выплаты при тотальной гибели ТС рассчитываются следующим образом, рассчитывается рыночная стоимость автомобиля на момент ДТП, далее рассчитывается стоимость годных остатков, после чего, стоимость годных остатков, вычитается из рыночной стоимости авто, и мы получаем сумму к выплате от страховой.
Конечно, это все очень грубо, но сам принцип именно такой, а описание всех тонкостей, выходит за рамки данной статьи, так как если я начну об этом рассказывать, вы уснете от обилия скучной технической информации.
Скажу еще, что рыночная стоимость авто, берется как среднерыночная стоимость автомобиля этого года, с примерно таким же пробегом и в рабочем состоянии. Обычно эта информация берется с досок объявлений о продаже авто, таких как дром, авто.ру и прочие подобные сайты.
Сейчас о самом интересном.
Как я говорил, мы пишем статьи, основываясь как на собственной судебном практике, так и на практике коллег из других городов и мы ни в коем случае, не станем дезинформировать наших читателей, и подтверждаем наши высказывания, ссылками на законы и судебные акты.
Вот и сейчас, хочу ознакомить вас с решением Ленинского районного суда г. Новосибирска по Гражданскому делу, № 2-3977/2018
М-3292/2018, судья Васильев Дмитрий Сергеевич. Это решение вы сможете найти на сайте ГАС правосудие, искать можно по номеру и региону, а также по имени судьи.
Суть дела, заключалась в том, что произошло ДТП и наш истец обратился в страховую компанию ООО «ВЕРНА» за выплатами. В процессе его направили к эксперту от страховой компании, который насчитал ему сумму 181 200 рублей и страховая, придя к выводу, что автомобиль не тотальный, просто направила истца на ремонт.
Но истец не стал слепо доверять выводам страховой, а обратился к независимому эксперту, где ему насчитали ущерба без износа 419 361 рубль, при том, что рыночная стоимость его автомобиля, составила на данный момент 402 190 рублей. Также эксперт сделал вывод о стоимости годных остатков, размер которых составил 133 862 рубля.
Суд в свою очередь, пришел к выводу, что поскольку по выводам эксперта стоимость восстановительного ремонта без учета износа превышает рыночную стоимость автомобиля, восстановительный ремонт автомобиля экономически нецелесообразен, то есть имеет место его полная гибель.
То есть суд признал, что страховая компания, неправомерно направила истца на ремонт, поскольку в пункте «а» части 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО в случае полной гибели транспортного средства страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).
То есть, клиенту страховой, было положено не возмещение в натуральной форме, в виде направления на ремонт, а поскольку автомобиль признан тотальным, то страховая на основании пункта «а» части 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, должна произвести выплату в денежной форме.
В итоге, страховая была признана уклонившейся от выполнения обязательства по договору ОСАГО о натуральном возмещении вреда.
Очень важно знать, что суды приходят к выводу, что, если стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, рассчитанная без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене, равна стоимости транспортного средства на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость, имеет место его полная гибель.
В ходе данного судебного разбирательства, была назначена судебная экспертиза, которая пришла к выводу, что стоимость ремонта автомобиля без учета износа составляет 397 899 рублей. Рыночная стоимость автомобиля в доаварийном состоянии составляет 385 594 рубля. То есть по закону, гибель транспортного средства на лицо. Ремонт автомобиля экономически нецелесообразен, а, следовательно, имеет место его полная гибель.
Как я говорил выше, суд пришел к выводу о том, что имела место полная гибель автомобиля, выдача страховой компанией направления на ремонт для возмещения вреда в натуральной форме являлась незаконной.
В итоге, с ООО Страховое общество «ВЕРНА» в пользу Болдырева Алексея Евгеньевича, было взыскано страховое возмещение в размере 257 538 рублей, компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 128 769 рублей, возмещение издержек на оценку ущерба в размере 12 000 рублей, а всего 399 307 рублей.
Итог, было доказано, что автомобиль погиб, признание выдачи направления на ремонт незаконным, взыскана сумма ущерба, штраф и моральный вред.
Если не удалось признать в досудебном порядке, что автомобиль тотальный, это можно сделать в судебном порядке и получить выплаты по ОСАГО.
Можно ли ездить на автомобиле и оформлять не него страховку, если по ОСАГО, он признан тотальным?
Признаюсь, наши клиенты, считают этот вопрос, самым интересным, и я с ними соглашусь. Поскольку выше, я описывал ситуацию с немецкими и японскими БУ иномарками. Когда к нам приезжали на субару 1999 года, рыночная цена которого была 250000 рублей, а один передний бампер по каталогу, на этот авто, стоил в районе 140000 рублей, при кроме бампера были повреждены фары, капот и другие детали. В итоге восстановление такого субару, выходило без износа в районе 275000 рублей, что дороже его рыночной стоимости.
Фактически, этот субару пострадал по минимуму, так как фары, бампер и капот можно заменить и ездить на нем дальше, потому как ни одна конструкция автомобиля не пострадала и после данного ДТП, автомобиль не стал менее безопасным.
Таких примеров куча и как я говорил, главный вопрос от владельцев таких авто, можно ли на нем дальше ездить, после восстановления, страховать его и полноценно пользоваться?
Для России, очень типичный случай, когда автомобиль тоталят, по причине экономической нецелесообразности его восстановления, далее собственник автомобиля, получив выплаты, находит БУ запчасти по сходной цене, восстанавливает автомобиль и пользуется им дальше как ни в чем не бывало. То есть автомобиль при таком раскладе, может дальше участвовать в дорожном движении, со своими техническими рисками, который при ДТП где пострадало пару бамперов и фары, практически нет, и тем более больше не стало.
На сегодняшний день, тотальная гибель, в подавляющем большинстве случаев, никак не связана с утилизацией автомобиля. Автомобиль или все, что от него осталось, может быть легко восстановлен, а далее реализован для дальнейшего использования на дорогах и по документам, это никак не будет видно. Единственное, это проблема рынка автомобилей с пробегом. Страховая компания не может наложить запрет, на использование конкретного автомобиля, даже после того, как он будет этой самой страховой признан как тотальный (погибший). Утилизация автомобиля, это прихоть ее собственника.
Есть решение Первореченского районного суда г. Владивостока, № 2-3903/2019
М-3093/2019, судья Симонова Наталья Павловна. Суть дела состояла в том, что страховая компания расторгла по собственной инициативе договор ОСАГО с клиентом, после ДТП, в котором автомобиль клиента страховой был признан тотальным. Да авто был признан тотальным, но по факту, авто получил незначительные повреждения, собственник восстановил его и продолжал пользоваться, не подозревая, что страховая расторгла с ним договор.
Сам клиент, узнал, что страховая расторгла с ним договор, только при очередном обращении за возмещением ущерба, но через два месяца после последнего обращения в страховую он отремонтировал автомобиль и продал его. Новый собственник без проблем поставил авто на учет в ГИБДД и продолжал им пользоваться.
Соответственно, страховая отказала клиенту в возмещении ущерба, при повторном обращении за возмещением, так как ранее страховая признала этот автомобиль тотальным и на основании этого, в одностороннем порядке, расторгла договор ОСАГО с клиентом.
Страховая ссылалась на п.1.13 Положения о Правилах обязательного страхования, на основании которых, договор страхования ОСАГО досрочно прекратил свое действие, по причине признания гибели транспортного средства.
Но суд пришел к выводу, что гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, должна быть подтверждена соответствующим документом уполномоченного органа. А такого документа у страховой нет, и никто его в данном случае, не выдавал и не оформлял, и очевидно уже не оформит, так как автомобиль был успешно зарегистрирован в ГИБДД на нового собственника и продолжает ездить по дорогам общего пользования.
Также в суде установлено, что согласно статье 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Транспортное средство по факту уже зарегистрировано и в отношении него, выданы соответствующие документы.
В случае утилизации, транспортное средство снимается с регистрации, чего в данном случае не произошло. Напротив, истец в свою очередь предоставил свидетельство о регистрации данного ТС, где указан новый собственник, а также имеются сведения с сайта РСА в отношении указанного ТС. Ответчиком (то есть страховой) не представлены документы уполномоченного органа (МРЭО ГИБДД) о снятии автомобиля с регистрационного учета в связи с его утилизацией (утратой).
Суд пришел к следующему выводу:
Федеральный закон «Об ОСАГО» (пункт 18, статьи 12), Правила N 431-П (пункт 4.15), для определения размера страхового возмещения в случае причинения вреда имуществу потерпевшего используют понятие полной гибели имущества потерпевшего, что не тождественно понятию гибели (утрате) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования. Полной гибелью имущества потерпевшего считаются такие его повреждения, когда его ремонт невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая. При этом только повреждения, описанные в первом случае полной гибели имущества потерпевшего, соответствуют понятию гибели (утрате) транспортного средства и при подтверждении данного события документами уполномоченных органов действие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является досрочно прекращенным с его наступлением. При повреждениях транспортного средства, описанных во втором случае полной гибели имущества потерпевшего, гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, не наступает. Собственник транспортного средства, реализуя права, декларированные статьей 209 Гражданского кодекса РФ, самостоятельно определяет его судьбу и разрешает вопрос о целесообразности ремонта своего имущества без влияния чьего-либо мнения о необходимости такового.
Из материалов дела усматривается, что конструктивная гибель транспортного средства причинителя вреда не наступила, автомобиль не снят с регистрационного учета в органах ГИБДД, после ДТП 04.05.2019 автомобиль истца был восстановлен и эксплуатировался им, участие данного автомобиля в ДТП в августе 2019, а также последующая продажа автомобиля и постановка его на учет новым собственником свидетельствует о том, что он утрачен не был.
Оснований признать договор ОСАГО прекратившим свое действие с 05.05.2019 по основаниям, предусмотренным п.1.13, 1.16 Правил ОСАГО не имеется.
Суд вынес решение: Признать уведомление АО «АльфаСтрахование» от 31.07.2019 №2536 о досрочном прекращении действия договора ОСАГО № от 14.03.2019 незаконным и признать договор действующим до 04.10.2019.
То есть, здесь мы видим, что страховая не смогла признать договор ОСАГО расторгнутым, только на основании того, что она ранее признала автомобиль тотальным. Как видим, если есть возможность отремонтировать автомобиль, то никто не запрещает этого делать, не смотря, на то, что страховая признала авто тотальным.
Мы приходим к выводу, что при признании автомобиля тотальным, если его можно починить и продолжать эксплуатировать, то это можно сделать. Далее таким авто никто не может запретить пользоваться, страховать его, продавать, ставить на учет и снимать с учета.
Помните про решение суда, и ничего не бойтесь, восстанавливайте тотальный авто, если это возможно, пользуйтесь им сколько угодно.
Выводы из статьи:
Как видите, при тотальной гибели транспортного средства по ОСАГО, если автомобиль можно восстановить, то он восстанавливается и его можно легко использовать далее, также, как и раньше страховать, дарить, продавать снимать с учета, ставить на учет и совершать прочие действия.
Не редко приходится спорить со страховой, относительно суммы выплат при признании машины не подлежащей восстановлению в рамках ОСАГО, доказывать, что вместо направления на ремонт, должны быть произведены выплаты.
Скажу так, если не получается решить вопрос по претензии, или через омбудсмена, то вопрос всегда можно урегулировать в судебном порядке.
Также мы узнали, что тотальным автомобиль признается не только когда он превращен в груду металлолома, но и когда, стоимость ремонта без учета износа, равна или превышает рыночную стоимость автомобиля, при этом, у автомобиля могут быть повреждены фары и бампера. В последнем случае, признается экономически не целесообразным, восстанавливать автомобиль, и страховая признает его тотальным.
Думаю, что тему мы рассмотрели достаточно глубоко и вы теперь знаете много тонкостей о тотальной гибели транспортного средства. Желаю вам удачи в защите прав. Если возникнут проблемы или вопросы, то обязательно обращайтесь к нашим юристам.
Ларин Александр. Руководитель проекта, на данный момент практикующий специалист с общим юридическим стажем более 10 лет. Закончил МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина) в 2006 году. Профессиональные направления преимущественно Гражданское право, Защита прав потребителей, Трудовые споры. Автор более чем 250 статей в корпоративном блоге.