- 4 — не предел, или многоколесные машины, оставившие след в истории
- Шины для автобуса: размеры, давление в шинах, рисунок и глубина протектора
- Типы автобусных шин
- По рисунку протектора
- По расположению на оси
- По конструкции
- Давление в шинах автобуса
- Классы автобусов
- Что такое классы автобусов, и какими они бывают
- Классификация автобусов по назначению
- Классификация автобусов по длине
- Автобусы малого класса
- Автобусы среднего класса
- Автобусы большого класса
- Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции
- Классификация по числу салонов
- Группы в зависимости от назначения
- Большой класс — Mercedes-Benz Tourismo 15 RHD
4 — не предел, или многоколесные машины, оставившие след в истории
Для всех является привычным, что автомобиль имеет четыре колеса, и существует выражение «пятое колесо», когда речь идет о чем-то лишнем. На самом деле, для чего автомобилю, отлично передвигающемуся на четырех колесах, нужны дополнительные, если не говорить о находящейся в багажнике запаске. Но история представляет собой упрямую вещь и, перелистывая ее страницы, можно обнаружить немало интересных моделей, вышедших за эти рамки. Существует семь многоколесных автомобилей, вошедших в летопись автомобилестроения.
Pullman Брумелла. Появление первого многоколесного автомобиля состоялось в начале ХХ века, как раз на самом рассвете эры строительства машин. Ее создателями были американцы — в 1903 году был создан первый в мировой практике агрегат, с возможностью самостоятельного передвижения, у которого было 6 колес, от фирмы Pullman — Pullman Брумелла.
Особенностью автомобиля был интересный тип управления для колес. Можно говорить о том, что сотрудники фирмы разработали модель задней оси с возможностью управления на 85 лет раньше, чем это сделали японцы, которым нередко приписывается создание этого механизма. Тем не менее, машина оказалась совершенно не приспособленной к не идеальному покрытию дороги, а рычаг управления устаревшей конструкции приводил к возникновению аварийных ситуаций. Результатом стала разборка единственного существующего прототипа на запчасти.
Reeves Octo-Auto. Через 8 лет после этого выяснилось, что это не является пределом, так как в 1911 году появилась машина с 8 колесами. Новая машина даже участвовала в гоночных заездах, и сумела получить определенную известность среди конструкторов и простых людей, несмотря на то, что громких побед добиться ей не удалось.
На этой модели история создания автомобилей с большим количеством колес была прервана на срок порядка шести лет.
Tyrrell P34. После этого длительного перерыва, первой выпущенной машиной с большим количеством колес стала гоночная. Она сумела войти в историю, как дважды принимавшая участие в Формуле-1, а ее пилот Джоди Шектер сумел победить на нем в Гран-При Швеции, что так и осталось единственной победой.
С целью получения машиной лучшей аэродинамики, конструкторами было принято решение об уменьшении колес. Одновременно с этим, их количество было увеличено до шести, с целью наращивания площади пятна контакта. Благодаря этому, качество сцепления улучшилось на 40%. Но это достижение было перечеркнуто настолько серьезными проблемами, как перегрев тормозов и непредсказуемое поведение на трассе.
C6W. Решение о постройке суперкара было принято и в Италии. Своим появлением он обязан инженеру Ферруччио Ковини. Хотя история машины, получившей статус легендарной, едва не была прервана. Работы были начаты еще в 70-е годы прошлого века, но их пришлось приостановить на несколько десятков лет, причиной чему послужило отсутствие финансирования. Но эти проблемы все же удалось решить, и презентация шестиколесной машины произошла в 2004 году.
Модель является двухместным купе с двумя дверями спортивного стиля. Особенностью ее являются две пары передних колес. Отличием от других подобных автомобилей становится отправка в серию, хотя и небольшую (до 6-8 единиц в год), но пользующуюся спросом.
KAZ. Известной чертой изобретателей из Японии становится их новаторство, что делает совершенно не удивительным тот факт, что именно у них возникла идея разработки многоколесной машины на электротяге. Воплощением ее и стал KAZ. Машина удивила не только своими размерами, но и параметрами — при весе в три тонны она могла разгоняться до 311 км/ч. Мощность ее — 600 л.с., а запас хода — 300 км.
Итог. В истории многоколесных автомобилей насчитывается не такое большое количество, но каждый из них внес свой собственный вклад в развитие автомобилестроения.
Шины для автобуса: размеры, давление в шинах, рисунок и глубина протектора
Дата публикации — 13.11.2019
Автобусные шины отличаются от стандартных автомобильных не только своими размерами, но и особенностями строения. Они принимают на себя большую нагрузку и отвечают за безопасность десятков пассажиров. Такие покрышки должны уверенно ощущаться не только в городской среде, но и на трассе, давать хорошее сцепление с дорогой в любое время года.
Тип резины, глубина протектора, строение, давление в шинах автобуса – все это отличается. Правильный выбор влияет на стабильность транспорта на дороге, курсовую устойчивость, уровень расхода топлива и другие параметры.
Рассмотрим, какими бывают шины для автобусов, и чем они могут отличаться между собой.
Типы автобусных шин
В продаже вы найдете несколько категорий автобусной резины, которые разделены на типы по трем основным категориям.
По рисунку протектора
По этой характеристике резина выбирается в зависимости от предполагаемых условий будущей эксплуатации.
Есть несколько категорий:
- Дорожные. Подойдут для большинства дорог и трасс. Глубина протектора небольшая, резина не производит шума, дает стабильную курсовую устойчивость. Обеспечивается уверенное плавное торможение, хорошая скорость и нормальный расход топлива, без больших превышений. Качества теряются, если приходится двигаться в условиях бездорожья с большим количеством неровностей, скользкими участками, выбоинами.
- Магистральные. Очень редко устанавливаются на автобусы, только если они нагружаются специальной техникой. Чаще применяется такой вариант для фур и самосвалов, которые движутся в условиях сильной нагруженности. Главное отличие – повышенный индекс слойности.
- Региональные. Такой вид покрышек можно отнести к категории универсальных. По строению можно выделить несколько частей. На основную, расположенную в центре, наносится стандартный рисунок протектора. По бокам располагаются специальные грунтозацепы. Это вариант для пассажирского транспорта, передвигающегося в плохих дорожных условиях.
По расположению на оси
Выбираются под особенности конкретного типа автобусов.
Могут располагаться на следующих участках:
- Передняя ось. Обычно передние колеса более нагружены, важно, чтобы при разгоне и торможении они не подвели, не потеряли качества сцепления с дорогой. Высота рисунка протектора шин автобуса больше, на него наносится множество продольных канавок – они отвечают за отвод воды и исключают появление скольжения и заноса в дождь.
- Задняя ось. У таких шин больше поперечных канавок. Они также обеспечивают хорошее сцепление с дорожным полотном.
- Универсальные. Могут ставиться на обе оси.
По конструкции
Вы найдете два типа продукции:
- Диагональные. У них есть выраженный каркас. Он создается из хорошо прорезиненных прокладок корда. При покупке стоит внимательно ознакомиться с рекомендациями по степени предельной нагрузки. Причина в том, что в процессе движения происходит сильное сжатие протектора – это может негативно сказаться на управляемости. В продаже вы найдете шины с камерой и без. Первый тип редко ставится на автобусы, потому что может быть легко поврежден, редко есть в продаже. Второй вариант – большее удобство, сниженный вес и хорошая приспособленность к ремонту в случае повреждения.
- Радиальные. В них нити корта не пересекаются между собой, расположены от борта до борта. При большей стоимости, такой тип покрышек прочнее диагональных. Они обеспечивают повышенную устойчивость на дороге даже на сложных участках, меньше греются, а расход топлива сильно снижен. Ездить с пассажирами на таком транспорте намного безопаснее.
В списке минусов – более высокая цена. Водителю нужно также быть внимательным на дороге, чтобы не получить повреждение. Так для бездорожья эта разновидность будет не лучшим выбором.
Давление в шинах автобуса
Еще одна важная характеристика резины для пассажирского транспорта – давление.
Оно может прописываться:
- Производителем техники. Предельное давление в автобусных шинах рассчитывается еще в момент производственных испытаний и указывается поставщиком техники. На данный момент существуют марки автобусов, в которых есть индикация предельного давления, а также возможность подкачки в случае обнаружения отклонений.
- Производителем шины. Разные типы шин для автобуса отличаются и по максимальному, а также рекомендованному давлению, оно указано в описании продукта.
Помните, что характеристика указывается для передней и задней оси, может отличаться в зависимости от предельной грузоподъемности транспортного средства. Важно отслеживать такой параметр и вовремя проводить подкачку. При несоблюдении правил, возможно ухудшение сцепления с дорогой, снижение управляемости и возникновение других проблем.
Классы автобусов
Под понятием автобуса подразумевают самоходное безрельсовое транспортное средство, которое рассчитано на комфортабельную транспортировку пассажиров в количестве от 9-ти человек. В отличие от троллейбусов, для движения которых необходимо подключение к линии электропередач, автобусы являются полностью автономным ТС с абсолютной свободой движения. Они способны маневрировать на трассе, выполнять повороты, перестраиваться между рядами и делать разворот без каких-либо ограничений.
По состоянию на сегодняшний день существует две основных разновидности автобусов – пассажирские и специальные.
Машины из второй категории представляют собой доработанные версии пассажирских автобусов, усовершенствованные и дополненные с учетом сферы применения. Что касается автобусов, предназначенных для перевозки людей, то их принято подразделять с учетом различных признаков. Итак, темой нашего сегодняшнего разговора станет классификация автобусов.
Что такое классы автобусов, и какими они бывают
Согласно международным правилам, действие которых распространяется и на Российскую Федерацию, существует классификация автобусов с точки зрения назначения, а также в зависимости от размера.
Для каждой сферы использования разрабатываются машины той или иной категории, которые различаются между собой габаритами, компоновкой, техническими характеристиками и уровнем комфорта. Перечислим наиболее распространенные классификации транспортных средств, ставших темой нашего разговора.
Классификация автобусов по назначению
С точки зрения вида перевозок, в ходе которых автобус задействован, есть следующие типы машин
• городские. Это автобусы, которые задействованы в перевозке людей в городской черте, что в подавляющем большинстве случаев подразумевает передвижение по хорошим асфальтированным дорогам. Основные требования, предъявляемые к подобной технике – внушительная вместимость, маневренность, возможность удобной и что немаловажно – оперативной посадки и высадки пассажиров на остановках. Особенности городских автобусов – это низкий пол, просторные площадки, широкие проходы, наличие достаточного количества удобных поручней, несколько дверей, невысокие подножки, а также большие окна для естественного освещения и множество лампочек для искусственного, хорошая система вентиляции и кондиционирования. Все это в совокупности позволяет создать комфортные условия для перемещения людей в пределах населенного пункта.
• Пригородные автобусы разрабатывались для обслуживания маршрутов между населенными пунктами. Они способны развивать более высокую скорость, у них меньше места для людей, которые едут стоя, и больше удобных сидячих мест. Нередко подобные транспортные средства выпускают с универсальным оснащением, которое позволяет эффективно использовать их как в городе, так и на пригородных маршрутах.
• Туристические и междугородные автобусы рассчитаны на перевозку людей по автомобильным магистралям. Главным требованием, предъявляемым к такой технике, является обеспечение высочайшего уровня безопасности во время движения на высокой скорости.
• вместительный багажный отсек;
• нет накопительных площадок;
• преимущественно одна дверь;
• узкие проходы;
• удобные откидывающиеся сидения;
• индивидуальные светильники, качественная система вентиляции и отопления, аудио- и видеоаппаратура.
В автобусах повышенного комфорта, которые относятся к классу «Люкс», имеются холодильники, санузлы, прибор, обеспечивающий возможность нагрева воды для напитков, и пр. Туристические модели оснащаются специальным креслом для гида, микрофоном и громкоговорителем.
Классификация автобусов по длине
В зависимости от длины корпуса все представленные на современном рынке автобусы делятся на 3 категории:
• малые длиной от 4,5 до 7,5 метра;
• средние (их длина варьируется в пределах 8-ми – 9,5 метров);
• большие – весьма габаритные транспортные средства длиной от 10-ти до 17-ти метров.
Что касается ширины, то она стандартна и составляет не более 2,5 метра.
Класс ТС | Длина кузова, м | 2 первые цифры индекса |
---|---|---|
Особо малый | До 5,0 | 22 |
Малый | 6,0 — 7,5 | 32 |
Средний | 8,0 — 9,5 | 42 |
Большой | 10,5 — 12,0 | 52 |
Особо большой | Более 12 | 62 |
Классификация автобусов по пассажировместимостиСогласно международной классификации, действие которой распространяется и на нашу страну, все автобусы подразделяются на 5 классов – с 22-го по 62-й. Краткую характеристику классов можно увидеть в таблице выше, а далее мы рассмотрим каждый из них более подробно.
На вместительность автобусов, предназначенных для обслуживания городских и пригородных маршрутов, указывает общее количество как сидячих, так и стоячих мест. В моделях, разработанных для выполнения междугородних перевозок, включая туристические поездки, вместимость определяется только числом мест для сидения. В этой связи разновидности техники таковы:
• малый и особо малый класс;
• средний класс;
• большой и особо большой класс.
Для нормального функционирования в структуре автобусного парка должны присутствовать машины всех разновидностей. Соотношение же зависит от местных условий: в сельскохозяйственных районах одно, в мегаполисе — другое, в горной местности — третье.
Автобусы малого класса
Автобусы малого класса используются на городских маршрутах и в ближнем пригороде. Условно с учетом пассажировместимости их тоже можно разделить на 2 подгруппы – автобус особо малого класса и ТС малого класса. Первые в длину не могут превышать 5-ти метров при количестве не более 10-ти человек (имеются в виду сидячие места). Длина второй группы машин, то есть малых, колеблется в пределах 6-8-ми метров. В салоне у них 20 сидячих мест при максимально допустимом общем количестве пассажиров в 40 человек.
Ярким примером автобусов малого класса является ПАЗ – одна из наиболее известных моделей Павловского автозавода, выпускаемая с 1989-го по 2003-й год. Это высокопольный полноприводный автобус, предназначенный для перевозки людей на сравнительно небольшие расстояния как по асфальтированным, так и по грунтовым дорогам.
Количество сидячих мест в нем составляет 28 шт. За весь период производства было выпущено несколько модификаций ПАЗов, в том числе и более комфортный вариант для пригородного туризма, оснащенный кондиционером, вместительными полками для багажа и ремнями безопасности.
Автобусы среднего класса
Автобусы среднего класса – это машины длиной от 8-ми до 9,5 метров, способные вместить до 60-ти человек, половина из них – на сидячих местах. Наиболее востребованы городские автобусы среднего класса, которые разрабатывались с учетом всех особенностей сферы использования. Низкий пол для быстрой посадки-высадки людей, хорошая маневренность, обеспечивающая возможность передвижения по загруженным городским улицам, большие накопительные площадки, удобные поручни – все это идеально подходит для обслуживания городских маршрутов.
К автобусам среднего класса относят, например, ЛиАЗ-4292, разработанный специально для обслуживания городских и пригородных маршрутов. Это полунизкопольная машина с колесной базой 4Х2, продуманным до мелочей салоном, хорошими техническими характеристиками и высокой степенью безопасности в процессе эксплуатации. Премьера ТС состоялась в российской столице осенью 2015-го года, в серийное производство модель поступила в 2016, получив название «Курсор».
Еще один представитель этого класса — Daewoo BS106, выпущенный в 1991-м году. Низкопольная модель с колесной базой 4Х2 прекрасно справляется с перевозкой людей на маршрутах небольшой дальности.
Длина автобуса составляет 10,4 метра, а его ширина равна 2,49 метрам при высоте 3,22 м. За период производства Daewoo BS106 не раз претерпевал существенных изменений, в том числе и касательно технических характеристик, он продолжает активно эксплуатироваться на территории многих стран постсоветского пространства.
Автобусы большого класса
Автобусы большого класса в длину достигают 12-ти метров и вмещают до 90 человек. Количество сидячих мест варьируется в пределах 30-40-ка в зависимости от марки и модели. Сиденья в таких машинах мягкие, базируются они на прочном каркасе и легко регулируются, позволяя менять угол наклона. В качестве освещения использованы лампы с мягким рассеянным светом, предусмотрены индивидуальные точки освещения. Подобные транспортные средства созданы для транспортировки людей на большие расстояния – от 500 км и более.
Отличным примером автобусов большого класса является семейство MAN Lion’s – мощные, выносливые, но при этом комфортабельные машины в двух- и трехколесной модификации. В линейке представлено огромное количество вариантов, которые позволяют обслуживать и городские маршруты, и междугородние, а также выполнять туристические рейсы большой дальности.
Отдельная категория крупногабаритной автомобильной техники для перевозки людей – это автобусы особо большого класса. Их длина составляет 16,5 метра, а пассажировместимость – 90-110 человек с более чем 40-ка сидячими местами.
Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции
С точки зрения компоновки и особенностей конструкции автобусы делятся на 2 вида – в кузове вагонного типа и в капотном кузове.
Вагонный – это однообъемный кузов, для двигателя в нем предусмотрен отдельный отсек, но он все равно объединен с пассажирским салоном и находится спереди либо сзади. Примеры автобусов в вагонном кузове – это ЛАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и пр.
Капотный кузов предусматривает размещение водителя и пассажиров в одном отсеке, а двигателя – в другом, то есть под капотом.
Говоря иными словами, капотный кузов двухобъемный, а используются транспортные средства в такой компоновке преимущественно для выполнения коротких рейсов в сельской местности либо для перевозки работников компаний и предприятий. Подобные автобусы отличаются небольшой вместимостью.
Классификация по числу салонов
В зависимости от количества салонов автобусы бывают обычными, то есть такими, конструкцией которых предусмотрен только один салон, и сочлененные. Последние представляют собой ТС, состоящие из 2-х и больше жестких частей, которые соединены между собой шарнирно – с помощью подвижной секции. В обоих отделениях размещены полноценные пассажирские салоны.
Особенностью сочлененных автобусов является большая вместимость, благодаря которой становится возможной перевозка огромного количества людей в максимально комфортных условиях. Преимущество таких моделей состоит в оперативной посадке/высадке пассажиров, в высокой устойчивости благодаря смещенному центру тяжести, в хорошем доступе к салону маломобильных слоев населения.
Группы в зависимости от назначения
Мы рассмотрели наиболее распространенные классификации автобусов, однако в редких случаях такие транспортные средства подразделяют на группы в зависимости от конкретного назначения. Так, говорят о школьных, экскурсионных, вахтовых или аэродромных автобусах, об автобусах-вездеходах, рассчитанных на эксплуатацию на плохих дорогах. С точки зрения размещения мотора машины бывают задне- и центральномоторными, а в виду особенностей конструкции – терминальными, одно-, полутора- и двухэтажными.
Если возникла необходимость в покупке автобуса, необходимо учитывать цель приобретения, сферу использования транспортного средства, ведь от этого будет напрямую зависеть выбор в плане технических характеристик и оснащения модели.