- Самодельный минитрактор переломка 4х4 с двигателем лифан. Делаем самодельный минитрактор с ломающейся рамой своими руками. Что такое переломка
- Создание самодельного мини-трактора
- Агрегаты трансмиссии
- Конструкция мини-трактора
- Разработка проекта
- Из чего минитрактор
- Выбор двигателя
- Ходовая
- Как изготовить трактор Классика 4х4 своими руками
- Виды подвесного оснащения
- Как установить колесную базу своими руками?
- Как сделать мост для минитрактора?
- Возможности техники
- Технические характеристики минитрактора переломки
- Сборка рамы
- Сборка мостов и колес
- Как укоротить мост от ВАЗ?
- Трактара с:х техника. | Автор топика: Сергей
- Особенности
- Дополнительные советы
- Как заморозить кабачки
- Сбор овощей
- Полезные рекомендации
Самодельный минитрактор переломка 4х4 с двигателем лифан. Делаем самодельный минитрактор с ломающейся рамой своими руками. Что такое переломка
Материалы и детали потребовавшиеся для создания этого вездехода:
1)Двигатель внутреннего сгорания от автомобиля ока 2) Вариатор Сафари 3) коробка переключения передач от автомобиля ока. 4) насос дозатор 5) Шины Ои-25 облегченные. 6) профильная труба
Рассмотрим более подробно этапы постройки вездехода, а так же его основные узлы конструкции.
Рама вездехода была усиленна конструкциями из профильной трубы.
Была создана задняя часть вездехода:
были сделаны диски и одеты шины ои-256 Затем автор приступил к изготовлению мостов вездехода: Другие работы по трансмиссии вездехода:
Был взят корпус машины для кабины вездехода:
Выгрузка колес и основных деталей для сборки:
Вот так выполнено рулевое управление:
Работы по установке кабины вездехода:
И соединения с прицепом : Вездеход способен развивать скорость около 35 километров в час и это еще не предел, мощности хватает, но управление на такой скорости становиться очень неудобным. Но как известно для вездехода максимальная скорость не так важна, так как основные трассы он будет проходить на первой и второй передачах на скорости до 15 километров в час.
Длинна машины получилась около четырех метров двадцати сантиметров. Высота вездехода равна двух с половиной метрам. Общая масса машины около 700-800 килограмм, но будет еще расти, так как автор предусмотрел несколько обязательных апгрейдов для этого вездехода.
Скорость примерно 35 км/ч измеряли по GPS, дальше страшновато. На коробке переключения передач был заварен дифференциал перед установкой на вездеход, так как дифференциал в данной схеме конструкции трансмиссии не требуется. Еще несколько фотографий работы над элементами конструкций вездехода:
Как видно из фотографий на вездеходе не слабо перегружена передняя ось, в частности из за массивной кабины и отсутствия кунга как такового, в будущем вместо прицепа автор планирует сделать кунг, а точнее доделать прямо на нем при помощи каркаса из профильной трубы и листов металла или фанеры.
Так же планируется доделать лодки, чтобы вездеход мог форсировать водные преграды.
Изначально автор планировал установить Кразовские колеса, так как они лучше подойдут для вездехода такой массы. все же ОИ-25 маловаты для подобного веса, к тому же необходима большая ширина колес, так как центр тяжести вездехода находится довольно высокого и есть вероятность опрокидывания. Именно поэтому автор в будущем намерен установить все же покрышки краза и сделать дугу безопасности. когда начнет работы по каркасу кунга.
Но с заменой шин, прийдется менять и диски, так как они были выполнены специально под ОИ-25 и имеют ширину в 450 мм.
Создание самодельного мини-трактора
В частном доме, на участке земли и в поле у хозяев имеется большой объём работы. Существенную помощь может оказать использование средств малой механизации. Обычно речь идёт об использовании:
- простых механических устройств самоделок;
- приспособлений, работающих на основе электрического мотора;
- мотоблока;
- минитрактора.
Хотя, на первый взгляд, может показаться, что самостоятельно сделать трактор является очень трудной задачей, на самом деле изготовление минитрактора вполне реально. Для этого нужно выбрать подходящую конструкцию и использовать не только самодельные детали и узлы, но и покупные.
Обратите внимание! При создании такой техники принесут существенную пользу навыки работы с металлом, в частности, сварки.
Далее подробно рассматривается процесс самостоятельного создания такой машины.
Агрегаты трансмиссии
Очень редко умельцы комплектуют двигатели штатными коробками передач. Это происходит от того, что зачастую родная коробка не в состоянии обеспечить требуемое усилие на ведущих колесах, поэтому приходится искать варианты выхода из таких затруднений. Одним из вариантов является соединение относительно маломощного двигателя, например М-72 и коробки от ГАЗ-51 (53).
Для таких комбинаций приходится делать новый кожух сцепления или переходник с отверстиями для шпилек, который обеспечивает соосность коленвала двигателя и первичного вала коробки передач. Переходник может быть изготовлен из стали или сплавов на основе алюминия.
При изготовлении трактора самоделки своими руками, умельцы зачастую снабжают его коробкой отбора мощности, вещью чрезвычайно нужной в случае необходимости работы с гидравлическими навесками. Коробки отбора мощности так же используются от серийной автомобильной или сельскохозяйственной техники, либо могут быть самодельными (принципиально сложного там ничего нет).
Мосты, как и колеса, можно использовать самые разные, от элементарного устройства от мотороллера “Муравей” до серьезных мостов от грузового автомобиля. Переделки моста, как правило, сводятся к укорочению чулков и полуосей (для придания необходимых размеров колее), а так же оформлении новых посадочных мест под подшипники полуосей в чулках.
Конструкция мини-трактора
Для того чтобы сконструировать и собрать простой и надёжный минитрактор, первое, о чём нужно подумать, – это мотор, который будет обеспечивать его работу. Здесь важно учитывать, что силовая установка нужна не только для передвижения трактора, она станет важным подспорьем при обеспечении работы навесных устройств.
Основой, на которой должна держаться конструкция, будет металлическая рама. Ходовая часть трактора – это четыре колеса на двух осях.
На заметку. Установка гидравлики не является обязательной, однако она позволит сделать работу на тракторе гораздо более комфортной.
Большое количество полезных в хозяйстве навесных устройств – это одна из важнейших причин для того, чтобы иметь минитрактор. В конструкции в обязательном порядке должно быть предусмотрено использование трёхточечной навески, которая необходима для надёжного присоединения дополнительных устройств.
Разработка проекта
Достаточно редко можно встретить самодельщика, который делает трактор по предварительно сделанным чертежам. Большинство поступает так: на ровной поверхности расставляют мосты с колесами, определяют место установки мотора с коробкой и начинают “по месту” раскраивать и сваривать элементы рамы.
Самоделка на базе Т-16
Затем по ходу работы вносят необходимые изменения в конструкцию. Не могу согласиться с таким подходом, лучше сначала сделать чертежи и эскизы, а потом браться за работу, чем переделывать потом элементы конструкции. Если иметь такой подход к делу, то самодельные трактора с ломающейся рамой (и с обыкновенной) будут выходить из домашнего сборочного цеха без необходимости каких-то доработок.
Из чего минитрактор
Далее приводится описание основных систем мини-трактора для фермера или владельца частного дома.
Выбор двигателя
Можно использовать двигатель от старого легкового автомобиля. Это могут быть ВАЗ, ГАЗ, Ока или Жигули. Если в хозяйстве имеется мотоблок, то его двигатель также можно применить для этой цели. Для того чтобы уменьшить шум при работе, применяют самодельный глушитель на минитрактор. Также можно использовать гидравлическое устройство.
При создании рамы нужно использовать профильную трубу. Из неё можно сварить прямоугольную конструкцию с использованием поперечины, она станет основой для трактора. Размеры рамы минитрактора подбирают в соответствии с его конструкцией.
Существует ещё один вариант изготовления, который называется «ломающаяся рама». Он представляет собой две рамы меньшего размера, которые соединены переходником.
Такую раму выгодно использовать с полноприводными тракторами, у которых есть самодельный передний ведущий мост на минитрактор в дополнение к заднему.
Выбирая, как сделать раму на минитрактор, нужно учитывать его размеры и особенности конструкции.
Ходовая
При установке ходовой системы нужно установить колёса, трансмиссию, передний и задний мосты со ступицами.
При выборе колёс необходимо учитывать задачи, для выполнения которых изготавливается трактор. Если это делается для решения транспортных задач, подойдут колёса диаметром примерно в 40 см. Если необходимо будет работать в поле, то имеет смысл использовать колёса большего размера для увеличения проходимости.
Как изготовить трактор Классика 4х4 своими руками
Самодельный трактор можно сделать из запчастей, что лежат в гараже. Возможно, хозяин давно уже что-то собирался выбросить, но большая часть поможет в конструировании мини-трактора. Классикой является самодельный трактор, оснащенный рамой-переломкой.
Мини-трактор с полным приводом, сконструированный собственными руками, может обладать хорошими техническими характеристиками. Это даст возможность трактору почти ни в чем не уступать аналогам, представленным в специализированных магазинах, даже при том, что мощность самодельного трактора будет меньше. На практике разница мощностей практически не заметна.
Классический мини-трактор используется при сельскохозяйственных работах, в том числе при:
- вспахивании приусадебных участков для их подготовки к дальнейшей работе;
- культивировании почвы, удалении сорняков;
- бороновании почвы;
- посевных работах на заранее подготовленной почве;
- посадке и выкапывании картофеля.
Применение самодельного агрегата может быть более широким, если заранее предусмотреть это при его конструировании. Если ничего не упустить, можно будет использовать для перевозки грузов, уборки снега и стрижки газонов и лужаек. Может использоваться он и при заготовке сена для скота.
Таким образом, Классика 4х4 может в значительной степени улучшить жизнь сельскохозяйственного работника и жителя загородного дома, так как с помощью такой техники можно выполнять абсолютно любые работы.
Рассмотрим инструкцию по конструированию. Самая важная часть изготовления самодельного агрегата — чертеж. Правильно составленная схема позволит успешно сконструировать агрегат. При подобной сборке важно понимать, что некоторые детали придется подгонять под особенности мотора и рамы, ведь комплектующие, как правило, берутся из различной техники, отсюда и несовпадения по размеру. Подгонка деталей проводится на токарном станке.
После составления чертежа можно приступать непосредственно к сборке, которая предполагает несколько этапов. Рама собирается из траверс и лонжеронов с трехступенчатой структурой. 1 ступень — швеллер №10, последняя — стальная квадратная труба 80х80.
Траверса сзади изготавливается из швеллера №16, траверса спереди — из швеллера №12.
Если мини-трактор конструируется на основе мотоблока, то двигатель, расположенный на нем, будет выполнять роль силового агрегата. Если агрегат собирается другим способом, мотор придется купить отдельно. Подойдет любой агрегат, работающий на дизельном топливе, с мощностью более 12 л.с. Оптимальный вариант — мотор на 40 л.с. с функцией водяного охлаждения.
Коробку передач, вал отбора мощности, сцепление можно «позаимствовать» у ГАЗ-53 или ГАЗ-52.
Детали придется подвергать доработке — сконструировать маховик мотора, немного убрав заднюю часть и сделать отверстие в середине.
Мост можно установить как есть, ничего с ним не делая. Он закрепляется к раме с помощью четырех стремянок.
Колеса подойдут от любых легковых автомобилей, оптимальный диаметр 18 дюймов.
В деревенских условиях основным помощником является трактор. Для небольших хозяйств актуальными будут компактные модели, отличающиеся экономностью в расходе и универсальностью применения. Небольшая моторизированная сельхозтехника предлагается пользователям популярными производителями, но умелые мастера способны самостоятельно собрать оптимальный для своих нужд аппарат, например, минитрактор переломка.
Виды подвесного оснащения
Навеска для подсоединения дополнительного оборудования может быть сделана у трактора спереди или сзади. В первом случае это нужно для устройств, которые прикрепляются впереди трактора (например, отвала), во втором – для тех, которые должны быть прицеплены сзади (это могут быть, в частности, бороны, грабли или косилки).
Изготовление собственного мини-трактора – хотя и трудная, но вполне реальная задача. Он полезен для автоматизации трудоёмких хозяйственных и фермерских работ.
Балка или мост для минитрактора служат основой, к которой крепятся системы и элементы машины. Передняя балка на мототрактор служит опорой для различных узлов, а также к ней крепятся колеса. Зачастую мастера сталкиваются с балкой во время переоборудования мотоблока, когда приходится делать своими руками переднюю балку минитрактора.
Задний мост минитрактора — это та же система, на которую прикрепляются колеса и некоторые элементы общей системы. Во время конструирования минитрактора, многие берут передний и задний мосты у старых автомобилей. В итоге конструкция получается прочной и надежной. Если у вас есть необходимые инструменты и материалы, а также знания по теме устройства техники, тогда вы можете сделать эти детали и самостоятельно из того, что есть в вашем гараже.
Как установить колесную базу своими руками?
Здесь главное — подобрать правильный диаметр колес. Для мини-трактора с переломной рамой ее можно взять и с легкового автомобиля, если диаметр дисков не менее 14 дюймов. Слишком маленькие колеса будут увязать в грунте, а с большими — трудно управлять техникой. Облегчить использование трактора можно, установив гидравлическую систему. Она полностью снимается с любой списанной сельскохозяйственной техники.
- Передний мост легко соорудить из трубы, установив на нее подшипники. Другой вариант — взять с другой, ненужной техники.
- Шины нужно выбирать с глубоким рисунком протектора — это увеличивает маневренность трактора.
- Хорошую амортизацию дают шины на 18 дюймов.
Задние колеса устанавливаются на ступицы моста простым способом: вырезается центр диска с крепежными отверстиями, а на это место приваривается та же часть от ЗиЛ-130.
Как сделать мост для минитрактора?
Минитрактор — это техника, которая помогает человеку в процессе обработки земли, перевозки грузов, посадки растений, ухода за ними, и многое другое. Заводская техника сегодня стоит достаточно дорого, не каждый готов или имеет возможность тратить такие средства. Но в селах часто можно встретить старые автомобили, которые уже вышли из строя, но все еще есть надежда подарить им вторую жизнь. Именно из них мастера берут разные детали, чтобы сконструировать минитрактор-самоделку.
Создание минитрактора включает конструирование ходовой части. В первую очередь необходимо установить мосты. Задний мост для минитрактора своими руками лучше делать таким же, как и передний. Это избавит вас от подбора придаточного числа, что сделать без должного опыта и знаний невозможно.
Ходовую часть можно взять из Жигулей, но при этом необходимо будет ее укоротить. Вам не придется дополнительно искать редуктор, который уже имеется на заднем мосту. Как сделать балку на минитрактор? Поперечную балку можно сделать из трубы с квадратным сечением, или же из металлических уголков.
Возможности техники
В аграрной области данные машины способны сделать огромный объем работ. Благодаря своей маневренности и возможности присоединения дополнительного навесного оборудования собранный минитрактор переломка классика 4х4 своими руками справляется с такими операциями:
- глубокое вспахивание почвы;
- культивирование для удаления сорных растений;
- боронение определенных участков;
- осуществление посевных весенне-полевых операций злаковых культур;
- посадка/уборка картофеля.
В зимнее время мини трактор переломка также может не стоять в гараже, а выполнять уборку дорог от снега. К фаркопу крепят прицеп, помогающий в транспортировке грузов до нескольких сотен кг. Минитракторы в домашних условиях владельцы могут задействовать даже для стрижки газонов.
ВИДЕО: Возможности полноприводного трактора
Технические характеристики минитрактора переломки
Собранный минитрактор своими руками обладает рядом позитивных характеристик, включая определенную экономию средств на приобретение. К плюсам самоделки относятся:
- компактные размеры транспорта обеспечивают его удобную эксплуатацию даже на небольших участках, а так как большинство хозяйств включают небольшие посевные площади, то собранный минитрактор переломка своими руками будет весьма уместен;
- самодельные аппараты с одноосным приводом или с полным в подавляющем большинстве случаев окупаются за один-два сезона, а впоследствии позволяют экономить на комплектующих;
- сельхоз новинки имеют достойные рабочие показатели, способные конкурировать в работе с заводскими моделями, так как сделать мини трактор мастер самостоятельно может с применением выбранных узлов и комплектующих, которые обладают большим запасом прочности.
Стоит учесть, что самодельный минитрактор переломка 4х4 может обладать и недостатками. Минусы кроются в таких факторах:
- иногда затягивается процесс поиска необходимых узлов или отдельных деталей;
- в случае использования нестандартных элементов конструкции затрудняется проведение ремонта;
- собрать самодельный минитрактор 4х4 удастся при наличии соответствующего набора инструментов и владении навыками работы с ними;
- частые поломки могут возникать из-за использования старых б/у технических узлов.
Сборка рамы
Рамная конструкция является оптимальной для самоделки, собранной в гараже. Ключевыми деталями для нее являются продольные лонжероны и пара поперечных траверс. Лонжеронные балки предпочтительней выполнить в трехступенчатом виде из десятого швеллера, а для траверс подойдет шестнадцатый квадратный профиль вереди и двенадцатый сзади.
Габариты машины с ломающейся рамой
Важно в процессе сборки обеспечить возможность поворота передней полурамы относительно задней полурамы на определенный угол. Для этого подойдут автомобильные шарниры от грузовиков. В большинстве случаев используются обрезанные карданные валы. Они при складывании под углом продолжают передавать вращение.
После сборки рамы приступают к монтажу силового блока. Рекомендуется для машин с приводом на одну ось брать движки из интервала 15-30 л.с., а для полноприводной переломки оптимальным решением будет двигатель с мощностью 30-40 л.с. Предпочтение стоит отдавать дизельным агрегатам с водяным охлаждением. Они более тихие в работе, чем аналоги с воздушным отводом излишков тепла.
В качестве готового решения допускается монтаж на раму двигателей от мотоблоков или старых автомобилей. Встречаются чертежи, где центральное место занимают силовые установки от таких моделей:
- мотоблок «Нева»;
- модель с мотоблоком «Зубр»;
- самоделка из мотоблока «Кентавр» и пр.
В качестве минимальной выхлопной системы может участвовать опустошенный металлический огнетушитель, внутрь которого набили металлическую стружку от токарного станка. Если используется в конструкции моторчик с воздушным охлаждением, то в нижней стыковочной области можно часть перегородок устранить. Также важно обеспечить наличие крепежных отверстий для фиксации силового узла.
Следующим этапом за монтажом двигателя идет установка раздаточной коробки и коробки скоростей. Приемлемым вариантом служит выбор их от ГАЗ-53. Для качественной стыковки сцепления с мотором придется переделывать маховик. В такой ситуации понадобятся токарные работы.
Срезается задняя часть, излишки с приливами. В центре растачивается отверстие под новый вал. Кожух корзины сцепления оптимизируется по габаритам в нужные размеры.
Сборка мостов и колес
Глобальная переделка моста не выполняется в домашних условиях. Его можно лишь подогнать по длинам полуосей так, чтобы колеса располагались в одной оси и не выступали значительно за установленные по чертежам габариты.
Фиксируется мост при помощи 4 прочных стремянок. Заранее на них нарезается резьба для гаек, а потом автогеном или пропаном нагревают прутки до П-образного состояния. Приваривать нужно их с зафиксированным мостом, относительно всей цепочки передачи мощности.
Передний мост мини трактора большинство мастеров делают самостоятельно, так как в заднеприводных моделях он используется лишь для управления транспортом. Усилить его можно качественными дисками от ЗИЛ-130.
Колесным парам следует уделить особое внимание. Вряд ли стоит применять в серьезной конструкции обычнее шины от легковушки. Зачастую на этот шаг идут на первоначальном этапе. Предпочтительный размер шин должен быть выше 14 дюймов. В противном случае объективно снизится проходимость новинки по рыхлой почве.
Правильными колесами являются модели с грунтозацепами. Данное решение обеспечит высокую проходимость по любым участкам без проваливания в почву. Имитировать грунтозацепы можно с помощью обмотки цепей вокруг колес. Этим способом удастся добиться многих плюсов:
- упростится эксплуатация;
- повысится проходимость и маневренность.
На переломку принято ставить управление с гидроусилителем. Такой узел можно обнаружить на списанной технике. В конструкции будет установлен масляный насос, используемый для поддержания необходимого значения давления. Для главного вала вращения используется обязательный редуктор. Он задействован в управлении колесами.
Схема рулевого управления
Напротив руля монтируется водительское кресло, с которого происходит управление. Его берут со старых легковушек. Монтаж должен обеспечиваться таким образом, чтобы колени не упирались в систему управления.
От стареньких Жигулей на передние колеса монтируется барабанный гидротормоз. Для соединения его с педалями используется несколько металлических тяг.
Не стоит забывать о летнем навесе, способном заменить кабину. Его принято монтировать на 2 или 4 стойки, приваренные к раме. Альтернативой ему может служить защитная металлическая дуга. Световая оптика монтируется для проведения работ в ночное время. Ее крепят к генератору и аккумулятору.
ВИДЕО: Трансмиссия машины с шарнирно-расчлененной рамой
Трактор необязательно покупать — его можно собрать своими руками. Есть вариант сборки с монолитной рамой, что проще, или с ломаной — с ним придется повозиться, но зато машина получается маневренной. Самодельный мини-трактор переломка 4х4 сооружается полностью из элементов старых автомобилей и техники.
Название “переломка” трактор получил из-за рамы, которая состоит из двух частей. Перед началом сборки нужно иметь схему с размерами узлов, чтобы все элементы подходили по габаритам.
Как укоротить мост от ВАЗ?
Порой чтобы сконструировать самодельный минитрактор, необходимо укоротить зданий мост. Рассмотрим этот процесс на примере заднего моста от ВАЗа. Укороченный мост необходим для того, чтобы уменьшить ширину колесной базы, тем самым сделав машину более компактной и маневренной.
Для начала необходимо тщательно подготовиться к процессу. Вам нужна сам задний мост, а также инструменты, как сварочный аппарат, болгарка, тиски, отвертки, и другое.
Обрезать задний мост ВАЗ нужно следующим образом:
- Нужно отрезать чашку для пружины;
- Концевой фланец необходимо вытащить;
- Вынутую ось нужно замерить, сравнив с чертежом, и отрезать болгаркой по размеру;
- На кончике отрезка поставьте засечку, которая будет служить отметкой для проточки «под папу»;
- Внутри чашки просверлите отверстие;
- После этого полуось стыкается одна в одну и сваривается;
- Последний этап — готовая полуось вставляется в мост. С обеих сторон делается сварка.
Продолжаю тему самодельного минитрактора на базе мотоблока МТЗ 05. Зарание извиняюсь за текст т.к. писатель с меня хреновый и качество фото подкачала т.к. батарейки сели на холоде так что фоткал в режиме эконом… Произошла очень маленькая но победа, ну по крайней мере для меня, а именно стали на все четыре колеса. Предшествовала этому событию изготовление переднего моста. Вся конструкция видна на фото, скажу только что все пока собирается грубо с большими допусками, после того как все станет на свои места проверятся все ходы и работоспособность конструкции все будет разобрано, обварено и обточено лишнее для вида ну само собою почишено и покрашено… со всеми резинками шайбами и прочим. Передние ступицы с барабанами от ЗАЗ, только выточили новые шаровые пальцы с резьбой чтобы прикрепить ступицы к балке. Колеса планировались от прицепа мотоблока но имеющиеся в распоряжении диски совсем погнили, но по случаю нашлись диски такого же размера но немного шире от прицепа на котором возят за собой жатку комбаин, они на порядок крепче и на них становится резина с мотоблоковского прицепа. Дырки на дисках совпали с отверстиями на тормозном барабане заз где крепятся колпаки, только отверстие увеличили под болты на 10мм. Следующим этапом будет изготовление подрамника для мотора и сборка карданчика для стыковки с коробкой, но об этом уже расскажу после выходных.
С удовольствием отвечу на вопросы которые интересуют, так же принимаю любую критику и предложения.
Трактара с:х техника. | Автор топика: Сергей
Я давний поклонник журнала «Моделист-конструктор». Еще в свои школьные годы занимался авиа- и ракетомоделизмом, изготавливал воздушные змеи. Привлекала меня и малая механизация. Мечтал о каком-нибудь тракторе, особенно когда приходилось вручную копать огород возле дома.
После окончания учебы в институте как молодой специалист был направлен работать в колхоз. Там моя детская или, скорее, юношеская мечта о тракторе смогла обрести реальные очертания.
Как-то на глаза мне попался разукомлектованный двигатель Д-21 от трактора Т-25. Перебрав его и добавив коробку передач и задний мост от автомобиля ГАЗ-51, я за год построил свое первое детище — мини-трактор.
Со временем в конструкции мини обнаружились недостатки: во-первых, двигатель оказался хотя и экономичным, но слабым; во-вторых, задняя подвеска с небольшими передними колесами от трактора Т-40 получилась жесткой — по нашим дорогам на такой ездить довольно тяжело.
Тогда я продал своего первенца и на вырученные деньги приобрел двигатель помощнее — Д-144 (от трактора Т-40) и коробку передач от автомобиля ГАЗ-53. В качестве переднего моста для моего нового трактора использовал задний мост зернового комбайна СК-5М «Нива» с незначительными переделками: немного проточил ступицы и просверлил пять новых отверстий под винты крепления 16-дюймовых колес, заимствованных у прицепного культиватора. На «задок» пошел задний мост от автомобиля ЗИЛ-157, который пришлось обрезать так, чтобы колея его колес совпала с колеей передних — это особенно важно при пахоте, когда оба правых колеса идут в одной борозде. К слову: диски задних колес — «родные», «зиловские», но с шинами от вездехода ГАЗ-66.
Доработав мосты, я занялся подбором рессор. После тряски на сиденье своего первенца мне хотелось впредь ездить с комфортом. И хотя колхозные механизаторы недоумевали (трактор — и на рессорах? !), я никого не слушал. К переднему мосту прикрепил рессоры от болгарского электрокара, к заднему — передние от автомобиля ГАЗ-51. Затем выставил мосты на ровной площадке и тщательно измерил разницу в их высоте. Эту разницу необходимо было знать для изготовления ступенчатой рамы трактора.
Раму сварил двухступенчатой, в основном из стальной трубы квадратного сечения 80x80x6 мм. К нижней ступеньке рамы прикрепил передний мост и силовую установку. Для этого на лонжеронах предусмотрел соответствующие кронштейны: рессорные, снятые с электрокара (их привинтил болтами), и моторные, вырезанные из швеллера 8 (приварил). На последние двумя своими передними узлами крепления опирается двигатель (о задних его узлах — ниже).
К верхней ступеньке рамы я пристыковал кабину нового образца от трактора ЮМЗ-6, предварительно обрезав ее понизу вместе с дверьми, и задний мост — с помощью рессор и рессорных кронштейнов от автомобиля ГАЗ-51.
К раме спереди приварил бампер — отрезок швеллера 12, который хорошо подходит к высоте лонжеронов; а сзади — массивную стальную плиту для навесного оборудования. Вот, собственно, и всё шасси трактора.
Более сложной для меня оказалась проблема стыковки тракторного двигателя с автомобильной коробкой передач. Между ними надо было расположить самодельный переходник (кожух сцепления). Как именно, я сначала не знал. Но после непродолжительных раздумий, прикидок и прорисовок остановился на варианте использования сцепления с гидроприводом от списанной германской косилки Forstrit Е-302 (впрочем, с тем же успехом я мог бы воспользоваться подобными узлами от германского же силосного комбайна Maral Е-281 — настолько они похожи). Кстати, от косилки пригодилась и рулевая колонка вместе с поворотным гидроцилиндром. Благодаря ей управление у моего трактора исключительно легкое и надежное.
Прикидки показали также, что для выбранного сцепления кожух проще не подбирать из готовых, а сделать самостоятельно. Я сварил его из толстой листовой стали в виде цилиндра с торцовыми отверстиями большого диаметра и двумя боковыми петлями. Переднее торцовое отверстие предназначено для задней балки двигателя, заднее — для крышки, к которой изнутри привинчивается фланец выжимного подшипника сцепления. Петлями кожух крепится к нижней ступеньке рамы трактора. Одновременно эти петли служат задними опорами двигателю, так как он своей задней балкой присоединен к кожуху шестью винтами М12. Кроме того, крышка кожуха имеет четыре шпильки М14×1, 5 для крепления коробки передач.
И еще. Поскольку первичный вал коробки передач автомобиля ГАЗ-53 не доставал до посадочного отверстия в подшипнике коленчатого вала двигателя Д-144, я снабдил его простейшим самодельным удлинителем.
Таким образом, конструкция кожуха при ремонтной или профилактической разборке силовой установки позволяет легко отсоединить коробку передач, не затрагивая механизма сцепления. Но если надо, то далее, открутив шесть винтов М 10×1, 5, можно снять крышку кожуха, а вместе с ней фланец, вилку, выжимной подшипник и главный рабочий гидроцилиндр сцепления. После этого нетрудно через освободившееся заднее торцовое отверстие кожуха отсоединить и вынуть остальные узлы механизма сцепления, то есть корзину и ведомый диск.
Коробка передач карданным валом связана с задним мостом. Последний, как уже было отмечено, от автомобиля ЗиЛ-157. Доработка его свелась к обрезанию полуосей и их кожухов («чулков»). Я полностью разобрал задний мост, срубил заклепки на картере, выпрессовал из него кожухи, укоротил их на токарном станке и запрессовал обратно в картер. Вместо заклепок вставил болты.
У полуосей отрезал фланцы и просверлил в них осевые отверстия по диаметру полуосей. Последние укоротил на ту же длину, что и кожухи, на оставшиеся «культи» насадил фланцы и обварил их по контуру. Затем аккуратно собрал мост.
Надо добавить, что колея задних колес трактора изменяемая: если колеса поменять местами, сохраняя направление их вращения, то можно сделать ее узкой (для пахоты), или широкой (для транспортных работ).
Капот двигателя я сделал из листовой стали толщиной 1, 6 мм. Глушитель тоже самодельный, из нержавеющей стали.
Тормоза у машины пневматические. Такие очень удобны и, главное, надежны.
Трактор получился компактным, маневренным, с легким управлением и мягким (за счет рессор) ходом.
Трактор агрегатируется практически с любыми сельскохозяйственными орудиями, в том числе самодельными: трехкорпусным плугом (корпуса от конных плугов 7) и культиватором, а также грузовым прицепом. Вал отбора мощности, правда, у машины отсутствует. Но данное обстоятельство меня не огорчает, поскольку от бортовой гидросистемы вполне сносно работает гидромотор ГМШ-50, к которому легко присоединить косилку или циркулярную пилу.
Примеривался я и к тому, как навесить на трактор мини-экскаваторную установку. Для этого необходима блокировка дифференциала заднего моста («зиловский» мост ее не имеет). Казалось бы, можно поставить «газоновский», например, от ГАЗ-66, но тогда надо отказываться от пневматических тормозов. Так что пока раздумываю.
Эксплуатирую трактор уже более трех лет и очень им доволен. Нравится он не только мне и моим односельчанам. Наше подворье расположено в десятке метров от оживленнейшей автомобильной трассы Киев — Николаев. Пожалуй, пол Украины уже проехало мимо нашего двора, в котором стоит мой любимец. Люди часто останавливаются, просят показать им агрегат или даже продать. Но я не тороплюсь расставаться со своим вторым детищем. Может быть, позже, когда появится третье…
А пока вынашиваю проект полноприводного трактора с «ломающейся», как у Т-150К, рамой, самоблокирующимися мостами, мощной гидромеханической коробкой передач, пневматическими тормозами и пневмоприводным сцеплением. Надеюсь, что со временем мне удастся реализовать и эту свою мечту.
Технические характеристики трактора
Общий вид трактора
Общий вид трактора (навеска рабочих органов на виде сзади не показана)
1 — кабина; 2 — зеркало заднего обзора; 3 — двигатель; 4 — гидробак; 5 — центрифуга; 6 — глушитель; 7 — клаксон; 8 — капот; 9 — путевые фары; 10 — переднее крыло; 11 — бампер; 12 — вспомогательные фары; 13 — генератор; 14 — стартер; 15 — рама трактора; 16 — подножки; 17, 18 — рессорные кронштейны; 19 — плита навески рабочих органов; 20 — продольная тяга; 21 — раскос; 22 — рычаг; 23 — гидроцилиндр; 24 — заднее крыло; 25 — рабочие фары; 26 — передний мост; 27, 29 — пневмокамеры тормозов; 28 — задний мост. Навеска рабочих органов на виде сзади не показана
Механизм сцепления в сборе и его положение в силовой установке трактора
Механизм сцепления в сборе и его положение в силовой установке трактора (гидропривод сцепления не показан):
1 — коробка передач; 2 — кожух сцепления; 3 — фланец выжимного подшипника сцепления; 4 — винт М6 крепления фланца (6 шт.); 5 — выжимной подшипник; 6 — корзина с ведомым диском сцепления, 7 — болт М12х1, 5 (6 шт.); 8 — задняя балка двигателя; 9 — маховик двигателя; 10 — подшипник коленчатого вала; 11 — коленвал; 12 — удлинитель первичного нала коробки передач
1 — бампер (швеллер 12); 2 — передние лонжероны (труба 80x80x6); 3 — передние поперечины (труба 80x80x6); 4 — кронштейн крепления двигателя (труба 80x80x6, 2 шт.); 5, 10 — кронштейны крепления кабины (швеллер 8, 4 шт.); 6 — подкосы (труба 80x80x6, 4 шт.); 7 — косынки (стальной лист s10, 6 шт.); 8 — задние лонжероны (труба 80x80x6); 9 — задние поперечины (труба 80x80x6); 11 — плита навески рабочих органов (стальной лист s10); 12 — кронштейн навески (стальной лист s10, 2 шт.)
Кожух сцепления (отверстие под гидропривод не показано):
1 — корпус (сталь, лист s10); 2 — крышка (сталь, лист s10); 3 — винт крепления крышки М10х1, 5 (6 шт.); 4 — петля крепления к раме (сталь, лист s10, 2 шт.); 5 — шпильки крепления коробки передач Ml4x1, 5 (4 шт.)
Капот двигателя (стальной лист s1, 6)
Задний мост после доработки
Задний мост после доработки:
1, 3 — укороченные кожухи полуосей; 2 — болты крепления кожухов
Удлинитель первичного вала коробки передач
Особенности
Передняя балка на мини-трактор чаще всего делается из ступицы и тормозных дисков.
Работа этой балки должна быть согласована с действием:
- подвески;
- подъемного аппарата;
- колонки руля;
- задних крыльев;
- тормозного аппарата.
Но гораздо чаще вместо собранных самостоятельно балок используют специальные мосты от автомобилей ВАЗ.
Преимуществами такого решения оказываются:
- почти неисчерпаемые возможности подгонять детали;
- широкий спектр доступных моделей (можно поставить любой жигулевский задний мост);
- выбор вида ходовой части всецело по усмотрению фермера;
- упрощение последующего приобретения запасных частей;
- сокращение расходов по сравнению с изготовлением с нуля;
- получение надежной и стабильно действующей даже в сложных условиях машины.
Важно! В любом случае должны быть составлены чертежи. Только имея схему, удастся определить необходимые габариты деталей и их геометрию, выбрать правильные методы закрепления.
Как показывает практика, сделанные без составления чертежей мини-тракторы:
- ненадежны;
- быстро ломаются;
- не имеют необходимой устойчивости (могут опрокинуться даже на некрутом подъеме или спуске).
Каждое изменение, затрагивающее ходовую часть, обязательно отражается на схеме. Необходимость укоротить мост возникает обычно тогда, когда меняются параметры рамы. Это решение позволяет существенно повысить потребительские характеристики транспортного средства. Что немаловажно, дополнительно экономится энергия. Отмечают также, что укорочение стандартного моста позволяет улучшить проходимость, и чем короче мост, тем меньше становится радиус, необходимый для разворота.
По похожей схеме можно сделать мост, даже ведущий, на любой мини-трактор. Но если использовать балку, то можно отказаться от установки редуктора. В итоге конструкция упростится и удешевится. Ведь жигулевская балка уже по умолчанию содержит необходимый редукторный узел. Поперечные балки для миниатюрных тракторов изготавливаются с применением стальных уголков либо отрезков квадратных труб. При создании ведущего моста надо помнить, что именно им связывается мотор и спарка колес, а также передается на них вырабатываемое двигателем усилие. Чтобы эта связка работала нормально, предусматривается промежуточный карданный блок. От качества изготовления ведущего моста зависят:
- прохождение поворотов;
- стабилизация колес;
- получение каркасом мини-трактора, создаваемого ведущими колесами толкающего усилия.
Эта конструкция состоит из целого ряда частей. И крепление деталей болтами, и крепкая поперечная балка — лишь немногие из них. Также используются втулки основных и поворотных осей, колесные полуоси, подшипники шарикового и роликового типа. Уголки и куски труб послужат основой для балки. А чтобы изготовить втулки, подойдет любая деталь из конструкционных сталей.
Дополнительные советы
Изготовление самодельного гусеничного минитрактора является достаточно сложным процессом, поэтому не лишним будет следование определенным советам, которые помогут в сборке.
Среди основных рекомендаций можно отметить:
- На первоначальном этапе, еще до сборки агрегата, лучше всего отразить будущий минитрактор на бумаге, сделав подробный чертеж с указанием точным параметров и размеров.
- Нужно удостовериться, что у вас в наличии есть необходимый инструмент – болгарка, сварочный аппарат, дрель и т.д.
- При сборке гусеничного минитрактора нужно аккуратно затягивать все крепежные соединения. Хоть конструкция и выглядит довольно громоздко, но она требует к себе определенной бережливости, ведь сборка своими руками является достаточно специфическим процессом.
Как заморозить кабачки
Для заморозки годятся любые плоды – и юные, и перезрелые, с толстой кожей и крупными семенами: их все равно придется очищать и нарезать.
Подготавливаем кабачки к хранению в морозилке таким образом:
- Выбираем упругие плоды, не подвергшиеся порче и поражению насекомыми.
- Промываем кабачки.
- Обрезаем плодоножки.
- Обсушиваем бумажными полотенцами, избавляя плоды от излишков влаги.
- Молодые кабачки оставляем, как есть, а крупные и перезревшие очищаем от кожуры и семянок с окружающей их мякотью.
Далее приступаем к нарезке в зависимости от способа, каким хотим заморозить кабачковые плоды, и узнаем, сколько хранится очищенный кабачок в морозильной камере.
Сбор овощей
Сборка овощей осуществляется осенью, обязательно до наступления сильных морозов.
Сборка овощей осуществляется осенью, обязательно до наступления сильных морозов
Подмороженные плоды хранить не рекомендуется: гниение начнется уже спустя короткий промежуток времени и спасти кабачки не удастся.
Для длительного хранения подходят следующие овощи:
- с толстой цельной кожурой (при простукивании раздается глухой звук);
- с мелкими семечками;
- не слишком крупного размера;
- без повреждений;
- с четким рисунком на кожуре, характерным для каждого конкретного сорта.
Лучше подбирать слегка недозревшие плоды:они самостоятельно «дойдут» в процессе хранения. Дозревшие кабачки вскоре станут рыхлыми.
К тому же, существует большая вероятность, что у них просто прорастут семена внутри: такой урожай станет непригодным к приготовлению и употреблению.
Собранный урожай необходимо подготовить. У спелых овощей обязательно срезаются плодоножки, линия среза должна быть прямая и ровная, без каких-либо разделений.
Корешок не должен быть коротким, так как именно по плодоножке определяется состояние овощной культуры. Подгнивающий корень чаще всего свидетельствует о скорой порче кабачка.
Процесс сбора лучше всего осуществлять в сухую погоду.Собирать кабачки нужно аккуратно, стараясь не повредить кожицу. Мыть собранный урожай, предназначенный для хранения, категорически запрещается, иначе запасы быстро сгниют.
Хранение лука репчатого, севка и порея в условиях квартиры и своего дома зимой
Если имеются сильные загрязнения, то их протирают сухой тряпкой. Перед тем как убрать кабачки на постоянное место хранения, их хорошо просушивают. Делать это нужно на открытом воздухе, можно разложить овощную культуру рядами на деревянных досках.
Лучше подбирать слегка недозревшие плоды: они самостоятельно «дойдут» в процессе хранения. Дозревшие кабачки вскоре станут рыхлыми.
Процесс сбора лучше всего осуществлять в сухую погоду. Собирать кабачки нужно аккуратно, стараясь не повредить кожицу. Мыть собранный урожай, предназначенный для хранения, категорически запрещается, иначе запасы быстро сгниют.
Собирая урожай кабачков, следует отобрать плоды, предназначенные для хранения. При этом можно руководствоваться следующими правилами:
- Более зрелые и крупные овощи с плотной, гладкой кожурой отличаются лучшей лежкостью, однако, передерживать их на грядке тоже не стоит, так как они теряют вкусовые качества. Предпочтение следует отдавать овощам средних размеров, примерно длиной от 20 до 40 сантиметров.
- Дольше хранятся кабачки с более темной кожурой, чем светлые.
- Разрезав один плод с куста, можно определить способность к лежкости. Если кабачок имеет плотную мякоть и мелкие семена, плоды с данного куста будут хорошо храниться.
- На плодах не должно быть никаких, даже мельчайших, повреждений или вмятин.
- Кабачки надо собирать в сухую солнечную погоду. Полив нужно прекращать за несколько дней до сбора урожая. Если же уборка пришлась на дождливые дни, надо разложить овощи в сухом, проветриваемом помещении и посушить два-три дня.
- Снимая кабачок с куста, нельзя отрывать плодоножку, иначе овощ будет легко подвержен проникновению инфекции. Обычно плод срезают ножом, оставляя хвостик длиной в несколько сантиметров.
Рекомендуем: Как правильно хранить продукты в холодильнике: куда класть, какие сроки
Важно! Именно подсохший хвостик свидетельствует о здоровье плода и возможности его хранения.
Рекомендуется подержать собранные овощи на солнце. В результате их кожица хорошо просохнет и отвердеет, обеспечив надежную защиту мякоти плода.
Сбор урожая необходимо закончить до начала первых заморозков, от этого зависит срок его хранения – подмерзшие овощи лежать не будут.
Прежде всего, необходимо подготовить кабачки. Только в этом случае хранение пойдёт успешно.
При снятии овощей важно оставить ножку длиной в 5-6 см. Это предохранит их от засыхания и не позволит инфекциям проникнуть внутрь. Кроме того, по состоянию ножки вы будете следить за состоянием плода зимой. В этом случае вы сможете прекратить хранение сразу же, как кабачок начнёт портиться.Не мойте кабачки, отобранные для закладки в погреб, а лишь слегка отряхните с них землю. Вне зависимости от того, какое место для хранения вы выбрали, не складывайте овощи в пакет. Кабачки должны лежать только в открытом виде.
Полезные рекомендации
Удачным решением для зимнего хранения будет деревянный решётчатый ящик со слоем опилок на дне. Если нет деревянных ящиков, можно использовать обычные картонные коробки. Желательно хранить полные ящики на деревянных полках, находящихся ближе к потолку. Перед укладкой овощей полки устилают сухой соломой или бумагой. Применяя любой из этих способов, важно помнить, что кабачки лучше всего хранятся в верхней части погреба (под потолком).
Знаете ли вы?В кабачках содержится гораздо меньше воды, чем в огурцах, но намного больше витаминов и минералов. Овощ содержит витамин C, фолиевую кислоту, калий, кальций, марганец, магний, фосфор, селен и цинк.
В течение некоторого времени получится сохранить только нерезаные плоды, целиком — это основное условие их длительной сохранности. Погреб или подвальное помещение поможет продлить сезон употребления кабачков в пищу ещё на несколько месяцев. Для успеха этого предприятия важно правильно провести закладку этих овощей в погреб и, конечно же, соблюдать температурный режим их хранения.