- Машина для перевозки жидкого азота
- Автомобильная транспортировка азота
- Доставка жидкого азота в баллонах
- Конструктивные особенности изотермической цистерны для транспортировки жидкого азота:
- Особенности транспортировки и техника безопасности
- Автомобильные установки для перевозки жидких кислорода, азота и аргона
- Перевозка азота
- Транспортировка азота в баллонах
- Перевозка азота автомобильным транспортом
- Перевозка азота в баллонах
- Машина для перевозки жидкого азота
- 1. Общие положения
- 2. Организация перевозок
Машина для перевозки жидкого азота
Азот охлажденный жидкий относится ко 2 классу опасности, подкласс 2.1, порядковый номер ООН (UN) 1977. Вещество признается малоопасным по своему воздействию на окружающую среду, однако в жидком состоянии представляет криогенную опасность для живых существ, испаряющийся в больших концентрациях, ядовит, оказывает удушающее действие.
Охлажденный жидкий азот разрешено перевозить морским транспортом автотранспортом и по железной дороге в сосудах дьюара, специальных криогенных цистернах.
Автомобильная транспортировка азота
Перевозка жидкого Азота
Жидкий азот в малых количествах общим объемом до 1000 м3 разрешено перевозить автомобильным транспортом в баллонах специальной конструкции (сосудах дьюара) без основных ограничений, предъявляемых к транспортировке опасных грузов.
Основные требования, предъявляемые к оборудованию и комплектации автотранспорта, предназначенного для перевозки опасных грузов, прописаны в ДОПОГ.
- Все тягачи и прицепы обязаны иметь действующее свидетельство о допуске к перевозке опасных веществ, дважды в год проходят техосмотр, в ходе которого получают диагностическую карту о пригодности и возможности дальнейшего использования.
- Автотранспортные средства, предназначенные для транспортировки грузов повышенной опасности, в том числе легковоспламеняющихся сжиженных газов в цистернах под давлением, должны быть включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и средств Федерального дорожного агентства.
- Согласно приказу Минтранса №20 автомобили, перевозящие опасные грузы должны иметь в оснащении аппаратуру спутниковой навигации (GPS или ГЛОНАСС), тахографы.
- Обязательно проходят предрейсовый и послерейсовый техосмотр.
- Дополнительно транспортное средство для перевозки горючих газов должно иметь защиту топливного бака, установленные проблесковые маячки оранжевого цвета, дополнительные фонари (оранжевые) с автономным питанием и защитным кожухом.
Автомобиль и прицеп обязательно маркируются соответствующими знаками опасности:
- Впереди на тягаче обязательно крепится информационная табличка оранжевого цвета, содержащая вверху идентификационный номер опасности – 22, внизу – порядковый номер ООН 1977 (жидкий азот);
- сзади на цистерне, кузове помещается аналогичная табличка и знак опасности согласно правилам маркировки горючих газов: ромб оранжевого цвета, вверху — пламя над окружностью, внизу номер класса — 2.
Экипаж транспортного средства должен пройти обучение, быть аттестован по программе ДОПОГ для соответствующего класса опасных грузов, о чем свидетельствует наличие удостоверения. При транспортировке криогенных веществ, водителям требуется дополнительная экипировка: криогенные перчатки, антистатическая одежда, специальная обувь, каска, наушники, очки.
Доставка жидкого азота в баллонах
Жидкий азот разрешено перевозить различными видами транспорта в баллонах специальной конструкции. Баллоны размещаются в транспортном средстве горизонтально и должны быть надежно закреплены конструкционно. При транспортировке в закрытом кузове, контейнере необходимо наличие вентиляции.
Конструкция баллона для перевозки и хранения жидкого азота (сосуд дьюара):
- конструкция из двух колб, изготовленных из алюминия или стали;
- горловина, соединяющая колбы – прочный стеклопластик, выдерживающий повышенные нагрузки и давление;
- внутренняя поверхность малой колбы покрыта адсорбентом;
- промежуточный слой – низкомолекулярная среда (вакуум);
- сосуд снабжен запирающим вентилем, колпаком, обязательно наличие предохранительного клапана для стравления избыточного давления.
Сосуды дьюара, предназначенные для хранения и перемещения азота окрашены в черный цвет, промаркированы согласно классу опасности и дополнительным свойствам вещества.
Конструктивные особенности изотермической цистерны для транспортировки жидкого азота:
- цистерна для перевозки охлажденного до состояния жидкости азота имеет цилиндрическую форму, сварную многослойную конструкцию с вакуумной или объемной термоизоляцией;
- внешний кожух выполнен из стали, промежуточный слой составляют вакуум и огнеупорные изоляционные материалы, внутри размещен сосуд для перевозимого вещества;
- для дополнительной защиты от прямых солнечных лучей внешняя поверхность резервуара окрашивается в светлые тона, накрывается специальным чехлом;
- внутренний сосуд рассчитан на эксплуатацию при избыточном давлении;
- манометры, датчики температуры, запорная арматура, предохранительный клапан давления размещены в специальном люке в задней части цистерны;
- арматура для налива/слива предусмотрена в нижней части цистерны;
- цистерна снабжена уровнемером поплавкового типа.
Специальные требования к резервуарам для перевозки криогенных веществ – наличие техпаспорта, обязательная регистрация в Ростехнадзоре.
Особенности транспортировки и техника безопасности
Особые условия перевозки: необходимость соблюдения низкотемпературного режима -198°C, постоянный контроль давления. Нормы заполнения емкости при транспортировке и хранении жидкого азота – не более 85%. При температуре транспортировки вещество не является горючим, однако повышение температуры приводит к испарению, переходу в газообразное состояние в высокой концентрации с опасностью взрыва.
Обладает повышенной криогенной опасностью с риском обморожения кожи и слизистых. При утечках быстро испаряется, что приводит к высокой концентрации газообразного азота в воздухе. При вдыхании газообразного азота возможно развитие кессонной болезни, удушье (в том числе с летальным исходом при длительном действии в больших количествах).
Жидкий азот в количестве до 1000 л разрешено перевозить на автомобильном транспорте в сосудах дьюара (обязательна жесткая фиксация, амортизационные прокладки) как неопасный груз.
Для перевозки газа объемом от 1000 до 3000 л необходимо специальное освидетельствование водителя, маркировка транспорта оранжевыми табличками согласно ДОПОГ.
Газ в баллонах и цистернах в количестве свыше 3000 л перевозят на транспорте в полном соответствии с ДОПОГ, маршрут должен быть согласован в управлении автодорожного надзора, необходимо разрешение Минтранса.
Компания ФПОГ имеет большой опыт доставки криогенных веществ и охлажденных сжиженных газов (азота, кислорода, аргона). Перевозки опасных грузов по территории России, СНГ и Европы осуществляются нами на регулярной основе, а это значит, что многие маршруты движения уже согласованы и одобрены, что позволяет обеспечить для заказчиков преимущество в сроках поставок за счет сокращения времени подготовительных работ. Все виды перевозок опасных веществ осуществляются в соответствии с регламентом и требованиями ДОПОГ, с неукоснительным соблюдением техники безопасности. Мы обеспечиваем безопасную транспортировку опасных веществ!
Автомобильные установки для перевозки жидких кислорода, азота и аргона
|
цену уточняйте
Автомобильные газификационные установки (АГУ)
Автомобильные установки используются для перевозки жидких кислорода, азота и аргона.
Автомобильные газификационные установки предназначены для транспортировки и хранения жидкого азота, аргона и кислорода, газификации и заполнения на месте потребления баллонов и других емкостей до давления 21,6 МПа, а также для заправки жидким продуктом холодных криогенных газификаторов до давления 2,45 МПа.
Установка состоит из резервуара, погружного (АГУ-2 М) либо выносного (АГУ-8К) насоса, испарителя, электрощита управления, и узла выдачи.
Оборудование смонтировано на платформе автомобиля и защищено фургоном.
Для осуществления процесса газификации сжиженного газа либо заправки холодных газификаторов автомобильные газификационные установки необходимо подключить к внешнему источнику электропитания 220/380 В, 50 Гц.
Установки позволяют доставлять продукты разделения воздуха в заданных объемах и при заданном давлении в любые пункты по требованию потребителя. Они удобны в обслуживании и надежны в эксплуатации, оснащены необходимыми контрольно-измерительными приборами.
Показатель | АГУ-2М-1 | АГУ-8К |
---|---|---|
Объемная производительность (средняя) при наполнении емкостей, м 3 /ч: | ||
кислородом | 460 | 460 |
аргоном | 455 | 455 |
азотом | 375 | 375 |
Пределы регулирования производительности, % | 46 — 100 | 46 — 100 |
Наибольшее давление газа, Мпа (кгс/см 2 ) | 21,6 (220) | 21,6 (220) |
Вместимость цистерны, кг: | ||
для кислорода | 1990 | 6000 |
для аргона | 2400 | 6000 |
для азота | 1430 | 4200 |
Потребляемая мощность, кВт | 91 | 91 |
Автомобиль, на котором размещается оборудование | ЗИЛ 130 | КрАЗ 250 |
Габаритные размеры, мм | 6680х2500х3590 | 9820х2650х3770 |
Масса установки (без жидкости в догревателе и цистерне), кг | 7315 | 14140 |
— установка в собранном виде;
— комплект эксплуатационной документации.
Автомобильные газификационные установки (АГУ)
Автомобильные установки используются для перевозки жидких кислорода, азота и аргона.
Автомобильные газификационные установки предназначены для транспортировки и хранения жидкого азота, аргона и кислорода, газификации и заполнения на месте потребления баллонов и других емкостей до давления 21,6 МПа, а также для заправки жидким продуктом холодных криогенных газификаторов до давления 2,45 МПа.
Установка состоит из резервуара, погружного (АГУ-2 М) либо выносного (АГУ-8К) насоса, испарителя, электрощита управления, и узла выдачи.
Оборудование смонтировано на платформе автомобиля и защищено фургоном.
Для осуществления процесса газификации сжиженного газа либо заправки холодных газификаторов автомобильные газификационные установки необходимо подключить к внешнему источнику электропитания 220/380 В, 50 Гц.
Установки позволяют доставлять продукты разделен. показать все ►
Перевозка азота
Транспортировка азота в баллонах
Азот является простым двухатомным элементом. Согласно таблице Менделеева ему был присвоен латинский символ N, его атомный номер – 7. Естественное состояние вещества – газообразное. Азот может выступать заместителем кислорода, а также его можно причислить к газам, вызывающим удушение.
Получение азота на предприятиях химической промышленности возможно путем расщепления атмосферного воздуха на основные компоненты. По этой причине, в том числе, при перевозке его относят к категории грузов 2 класса опасности.
Азот, как правило, представляет собой газ, его плотность составляет 1,25кг/м3. Находясь в состоянии жидкости, азот – это текучая субстанция, характеризующаяся подвижностью воды. Его температура кипения равна 196 градусам при плотности 808кг/м3. При твердом состоянии температура вещества составляет менее -210 градусов, его структура больше похожа на снег.
Перевозка азота автомобильным транспортом
Процесс транспортировки жидкого азота выполняется на газовозах в цистернах. Перевозка азота полностью подчиняется правилам перевозки опасных грузов. Согласно ДОПОГ азоту присвоен номер 00Н 1977. Во время перевозки жидкого азота необходимо тщательно следить за целостностью соответствующей тары и упаковки.
Перевозка азота в баллонах
При осуществлении перевозки азота в виде газа также не стоит пренебрегать осторожностью. Азот постоянно находится под достаточно серьезным давлением и в случае неаккуратного обращения он становится взрывоопасным. Транзит газообразного азота автотранспортом осуществляют с нанесением маркировки опасных грузов в специальных баллонах.
Перевозку азота в баллонах выполняют при помощи транспорта на рессорах, а также специальных автокаров. Баллоны размещаются горизонтально с применением деревянных или резиновых прокладок. Укладка баллонов при доставке азота выполняется так, чтобы вентили находились с одной стороны.
Иногда при перевозке азота автомобильным транспортом баллоны ставят вертикально. Для этого понадобится ограждение. Для каждого случая при транзите азота транспорт для перевозки опасных грузов должен быть оснащен специальными знаками опасности.
Для современных транспортных организаций перевозка азота автомобильным транспортом не составляет сложности и сопоставима с другими перевозками опасных грузов.
Машина для перевозки жидкого азота
Настоящие «Правила перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода сжатых и жидких» разработаны АО «Гипрокислород» взамен одноименных Правил перевозки, утвержденных бывшим Минхимпромом 5 ноября 1986 г., в связи с введением в действие «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации 8 августа 1995 г.
«Правила перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода сжатых и жидких» утверждены Министерством промышленности Российской Федерации 14.04.97 г. и согласованы:
Министерством транспорта Российской Федерации — N АН-21/380 от 02.04.97 г.;
Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды — N 02-19/23-1006 от 03.04.97 г.;
Департаментом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий — N 9-159/2-3 от 26.02.97 г.;
Главным управлением Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации — N 13/5-679 от 18.03.97 г.;
Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта — N 3010-04/20 от 16.01.97 г.
1. Общие положения
1. Общие положения
1.1. Действие настоящих правил распространяется на перевозку автомобильным транспортом всеми предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями по территории Российской Федерации следующих опасных грузов:
а) кислорода сжатого, а также его смесей с инертными газами при содержании кислорода более 23% (объемных)*;
________________
* Далее в тексте — кислород сжатый.
б) сжатых инертных газов: азота, аргона, гелия, криптона, ксенона, неона, а также смесей этих газов с кислородом при его содержании в смеси не более 23% объемных*;
________________
* Далее в тексте — сжатые инертные газы.
в) кислорода жидкого и его смесей с жидкими инертными газами при содержании кислорода более 30% (объемных)*;
________________
* Далее в тексте — кислород жидкий.
г) инертных газов жидких: азота, аргона, гелия*.
________________
* Далее в тексте — инертные газы жидкие.
1.2 Международные перевозки, в том числе экспортно-импортные и транзитные перевозки инертных газов и кислорода сжатых и жидких по территории Российской Федерации, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, в частности Европейского Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), с учетом общих требований к упаковке, процедуре испытаний, маркировке, знакам опасности или надписям, характеризующим опасность, а также к транспортно-сопроводительным документам.
1.3 В соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ инертные газы и кислород сжатые и жидкие относятся к опасным грузам и имеют классификацию, приведенную в таблице 1.
Наименование опасного груза
1. Кислород сжатый
2. Сжатые инертные газы
3. Кислород жидкий
4. Инертные газы жидкие
1.4. Физические свойства инертных газов и кислорода представлены в таблице 2.
Плотность газа (при 0 °С и 760 мм рт.ст.), кг/м
Плотность в жидком состоянии, кг/л
Кислород — газ без запаха и цвета, не пожаровзрывоопасен, не горюч, но является сильным окислителем, интенсивно поддерживает горение. Может способствовать воспламенению горючих материалов (дерево, бумага, масло и т.д.), в смеси с парами топлива может взрываться. Допустимая объемная доля кислорода в воздухе окружающей среды, не способствующая возгоранию одежды и оборудования, не более 23%. Опасности для живых организмов кислород газообразный не представляет.
Кислород жидкий — жидкость голубого цвета, без запаха, не пожаровзрывоопасна, не горюча, но является сильным окислителем. Пропитанные жидким кислородом горючие пористые материалы (асфальт, пенополистирол, пенополиуретан, дерево и др.) образуют взрывчатые вещества большой чувствительности — оксиликвиты. Кислород жидкий представляет опасность для живых организмов. Попадание жидкого кислорода на открытые участки тела вызывает обморожение, а также поражение слизистой оболочки глаз.
Инертные газы жидкие — представляют собой жидкости без запаха и цвета, не пожаровзрывоопасны, не горючи. Представляют опасность для живых организмов. Попадание жидких инертных газов на открытые участки тела вызывает обморожение, а также поражение слизистой оболочки глаз.
Инертные газы — газы без запаха и цвета, не пожаровзрывоопасны, не горючи и не поддерживают горения.
Сами инертные газы опасности для живых организмов не представляют, но дыхание в среде инертных газов с объемной долей кислорода менее 19% опасно для жизни.
Вдыхание инертных газов без примеси кислорода приводит к потере сознания и смерти.
1.5. Упаковка и маркировка.
Упаковка и маркировка инертных газов и кислорода сжатах и жидких должна соответствовать требованиям ГОСТ 26460-85 «Продукта разделения воздуха. Газы. Криопродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».
Кислород сжатый и сжатые инертные газы перевозятся в баллонах ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на 19,6 МПа (200 кгс/см ). Технические условия» или в автореципиентах, состоящих из стационарно укрепленных на автомашине сосудов по ГОСТ 9731-79 «Баллоны стальные бесшовные большого объема для газов на 24,5 МПа (250 кгс/см ). Технические условия». Давление в баллонах и автореципиентах — 9,8-19,6 МПа (100-200 кгс/см ).
Баллоны (ГОСТ 949-73) вместимостью свыше 12 л перевозятся в следующих положениях:
— в вертикальном положении в специальных контейнерах и без контейнеров с обязательным ограждением от падения, прокладками между баллонами;
— в горизонтальном положении с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг об друга.
Баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону.
Перевозка баллонов с кислородом сжатым и сжатыми инертными газами допускается при полной исправности баллонов и их арматуры, наличии четких надписей соответствующей окраски для данного вида газа и предохранительного колпака.
Цвет окраски, текст и цвет надписей на баллонах приводится в настоящих Правилах перевозки (приложение 27).
Баллоны (ГОСТ 949-73) вместимостью менее 12 литров без колпаков и башмаков транспортируются в горизонтальном положении, вентилями в одну сторону, с прокладками между баллонами, дополнительно упакованными в дощатые ящики типа П-IV по ГОСТ 2991-85 «Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия».
Кислород жидкий — перевозится в криогенных цистернах по ТУ 26-04-652-88 «Цистерны транспортные для жидкого кислорода, азота, аргона. Технические условия», криогенных сосудах ТУ 26-04-622-88 «Сосуды криогенные. Технические условия» или других подобных им криогенных цистернах и сосудах с вакуумно-порошковой и вакуумно-многослойной изоляцией, в автомобильных газификационных установках типа АГУ по ТУ 26-04-584-78 E, ТУ 26-04-583-78, ТУ-304-13-00-1-91.
Инертные газы жидкие перевозятся:
— азот, аргон — в тех же криогенных цистернах и сосудах, что и кислород жидкий, но с отличительной окраской и надписями, соответствующими данному газу и «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»;
— гелий — в цистернах по ТУ 26-04-665-89 «Цистерны транспортные для жидкого гелия. Технические условия» и сосудах по ТУ 26-04-622-88 «Сосуды криогенные. Технические условия».
Транспортируемые баллоны, автореципиенты, цистерны и резервуары должны соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором России.
1.5.* Максимальная масса перевозимых в соответствии с настоящими правилами опасных грузов определяется грузоподъемностью транспортных средств.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
1.6. Минимальная масса, которую можно перевозить на одном транспортном средстве, как груз неопасный, устанавливается:
— для кислорода сжатого и сжатых инертных газов — 300 кг брутто, что для баллонов по ГОСТ 949-73 вместимостью 40 литров составляет 4 баллона;
— для кислорода жидкого и инертных газов жидких — 300 кг брутто, но не более 10 сосудов по ТУ 26-04-622-88 и ТУ 26-04-665-89.
1.7. Порожние баллоны, автореципиенты, сосуды и резервуары перевозятся как неопасный груз.
1.8. Ответственным за перевозку опасных грузов, определенных настоящими правилами, как правило, является водитель транспортного средства.
В отдельных случаях, по согласованию между грузополучателем и грузоотправителем, ответственным за перевозку назначается специальное сопровождающее лицо.
1.9. Охрана при перевозке инертных газов и кислорода сжатых и жидких в обычных условиях не требуется.
1.10. Перевозка инертных газов и кислорода сжатых и жидких осуществляется, как правило, единичными транспортными средствами.
Разрешается перевозка колонной из нескольких транспортных средств при необходимости перевозки большой массы указанного груза от места отправления до одного места назначения.
2. Организация перевозок
2.1. Лицензирование перевозок инертных газов и кислорода сжатых и жидких
2.1.1. Перевозка инертных газов и кислорода сжатых и жидких может производиться только при наличии лицензии на перевозку опасных грузов.
Лицензирование перевозок опасных грузов осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 322 (Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации).
Порядок получения лицензии на перевозку опасных грузов должен соответствовать требованиям «Правил перевозок опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденных Минтрансом России от 08.08.95 г. приказом N 73 и зарегистрированным Минюстом России 18.12.95 г. N 997 и «Руководства по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом» РД 3112199-0199-96, утвержденного 08.02.96 г. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России (раздел «Порядок выдачи лицензии на перевозку опасных грузов»).
2.1.2. Разрешается перевозка инертных газов и кислорода сжатых и жидких по лицензии на разовую перевозку опасных грузов на конкретный срок.
2.1.3. Контроль за соблюдением требований, предъявляемых к владельцу лицензии, осуществляется органами контроля Российской лицензионной палаты, Российской транспортной инспекцией, органами государственного надзора (Госавтоинспекцией МВД России, МЧС России, Минтрансом России, Госкомэкологией России).
2.2. Разрешительная система при международных перевозках опасных грузов
2.2.1. При осуществлении международных перевозок инертных газов и кислорода сжатых и жидких владелец транспортного средства должен получать на каждую перевозку, осуществляемую по территории иностранного государства, специальное разрешение, выдаваемое компетентным органом этого государства в порядке, установленном межправительственным соглашением о международном автомобильном сообщении между этим государством и Российской Федерацией.
2.2.2. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается подразделениями ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства после технического осмотра транспортного средства. В свидетельстве должен быть указан класс 2 (или подкласс 2.1) перевозимого опасного груза.
2.3. Оформление перевозок
2.3.1. Перевозка инертных газов и кислорода сжатых и жидких автомобильным транспортом осуществляется на основании договоров перевозок, заключаемых в соответствии с действующим законодательством.
2.3.2. Порядок заключения договоров на перевозку инертных газов и кислорода сжатых и жидких должен отвечать требованиям «Руководства по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом» (раздел «Порядок заключения договоров»). Специфические моменты при перевозке инертных газов и кислорода сжатых и жидких, требующие отражения в договоре на их перевозку, приводятся в настоящих Правилах (приложение 26).
2.3.3. Помимо договоров, перевозки инертных газов и кислорода сжатых и жидких могут осуществляться на основании разовых заказов с учетом требований, изложенных в разделе «Порядок заключения договоров» указанного руководства.
2.4. Подготовка персонала
2.4.1. Водитель транспортного средства, ответственный за перевозку опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.
Ответственность за специальную подготовку или инструктаж водителя несет руководитель автотранспортного предприятия.
2.4.2. Требования к водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны соответствовать разделу 5.1 настоящих Правил перевозки.
2.4.3. За подбор специальных лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несет руководитель автотранспортного предприятия.
2.4.4. В обязанности ответственного лица за сопровождение груза во время транспортировки входит:
— сопровождение и обеспечение сохранности груза от места отправления до места назначения;
— инструктаж водителей автомобилей;
— внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза;
— соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок автомобилей;
— организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, и общественной безопасности;
— сдача грузов по прибытии на место назначения.
2.5. Выбор и согласование маршрута перевозки
2.5.1. Выбор маршрута перевозки осуществляется автотранспортным предприятием или автотранспортным подразделением промышленного предприятия, перевозящим опасные грузы, и не требует согласования с подразделениями ГАИ МВД России (за исключением перевозок, указанных в п.2.5.2).
2.5.2. Выбранный маршрут перевозки автотранспортным предприятием подлежит согласованию с подразделениями ГАИ МВД России только в случаях перевозок, выполняемых колонной более 3-х транспортных средств, следующих от места отправления до места назначения, и при выполнении перевозок в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.д.).
2.5.3. При выборе маршрута перевозки необходимо руководствоваться следующим:
а) маршрут перевозки по возможности не должен проходить через населенные пункты и вблизи промышленных объектов, зон отдыха, природных заповедников и архитектурных памятников;
б) в случае перевозки опасных грузов внутри крупных населенных пунктов маршрут перевозки по возможности не должен проходить вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
в) на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены места стоянок транспортных средств и заправок топливом.
2.5.4. На маршруты перевозок опасных грузов бланки маршрута заполняются в двух экземплярах: первый экземпляр хранится на автотранспортном предприятии, второй находится у водителя транспортного сродства, ответственного за перевозку опасного груза, а в случае назначения специального сопровождающего лица бланк маршрута находится у сопровождающего лица.
2.5.5. На маршруты перевозок опасных грузов, требующих согласования подразделений ГАИ МВД России в случаях, указанных в п.2.5.2, бланки маршрута заполняются в трех экземплярах: первый экземпляр согласованного маршрута перевозки хранится в ГАИ России, второй — в автотранспортном предприятии, третий находится у водителя транспортного средства, а в случае назначения специального сопровождающего лица бланк маршрута находится у сопровождающего лица.
Установленная форма «Бланка маршрута перевозки опасного груза» прилагается (приложения 28, 29 ).
2.6. Принятие опасных грузов к перевозке
2.6.1. Принятие инертных газов и кислорода сжатых и жидких к перевозке и сдача их получателю производятся:
по жидкости — по гидравлической вместимости сосуда или массе жидкости,
по газу — по количеству баллонов.
2.6.2. Принятие опасного груза к перевозке осуществляется автотранспортным предприятием или автотранспортным подразделением промышленного предприятия при предъявлении производителем паспорта безопасности вещества по ГОСТ P 12.1.052-97 «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения».
Паспорта на инертные газы и кислород сжатые и жидкие прилагаются (приложения 2-7).
2.7. Организация системы информации об опасности
2.7.1. Система информации об опасности (СИО) состоит из:
а) информационной таблицы для обозначения транспортного средства (автоцистерн, перевозящих жидкий кислород и жидкие инертные газы) (приложения 8-13);
б) аварийной карточки для определения мероприятий по ликвидации аварии или инцидентов и их последствий (приложения 14-17);
в) информационной карточки системы информации об опасности для расшифровки кодов экстренных мер, указанных на информационных таблицах (приложения 18-23);
г) специальной окраски и надписей на транспортных средствах.
2.7.2. Организация СИО возлагается на автотранспортные предприятия, выполняющие перевозки опасных грузов и грузоотправителей (грузополучателей).
Информационные таблицы СИО изготавливаются организациями-изготовителями опасных грузов и представляются автотранспортным организациям для их установки на транспортные средства. Крепление информационных таблиц СИО должно выполняться в соответствии с п.4.1.7 настоящих Правил перевозок.
2.7.3. Размеры информационных таблиц должны соответствовать размерам, указанным в приложениях (приложения 8-13).
При изготовлении и окраске таблиц необходимо соблюдать следующие требования:
— общий фон таблицы белый;
— фон граф «КЭМ» и «ООН N» оранжевый;
— рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом;
— наименование граф («КЭМ», «ООН N») и надпись в знаке опасности выполняются белым цветом;
— рамка знака опасности наносится линией черным цветом толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромок знака;
— толщина букв в графах «КЭМ» и «ООН N» равна 15 мм, а на знаке опасности не менее 3 мм;
— рамка и разделительные линии таблицы наносятся толщиной, равной 15 мм;
— при написании буквенно-цифрового кода экстренных мер сначала указываются цифры, а затем буквы;
— краски, применяемые при изготовлении таблиц, должны быть светоотражающими и стойкими к воздействию окружающей атмосферной среды.
На грузовых малотоннажных автомобилях могут устанавливаться информационные таблицы меньших габаритных размеров 350х150 мм.
2.7.4. Аварийная карточка СИО заполняется грузоотправителем опасного груза по единой форме (приложения 14-17) и прилагается в дополнение к путевому листу.
Аварийная карточка должна находиться у водителей транспортного средства, перевозящего опасные грузы. В случае сопровождения опасного груза ответственным лицом — представителем грузоотправителя (грузополучателя) (см. п.2.4.4) — аварийная карточка должна находиться у ответственного лица.
2.7.5. Информационная карточка СИО с расшифровкой кода экстренных мер изготавливается из плотной бумаги размером 130 мм на 60 мм, на лицевой стороне карточки дается расшифровка информационных таблиц, на оборотной стороне — знак опасности.
Код экстренных мер для сжатых инертных газов и инертных газов жидких — КЭМ 234 — определяет следующие действия:
2 — применять водяные струи, 3 — применять распыленную воду или тонкие струи, 4 — применять пену.
Код экстренных мер для кислорода сжатого и кислорода жидкого — КЭМ 23 — определяет следующие действия: 2 — применять водяные струи, 3 — применять распыленную воду или тонкие струи.
2.7.6. Мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий при перевозке опасных грузов осуществляются согласно указаниям, приведенным в аварийной карточке, или по коду экстренных мер по информационной таблице СИО.
2.7.7 Полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно нумерации по списку ООН, имеющейся в информационной таблице и аварийной карточке системы информации об опасности, а также в заявке (разовом заказе) на перевозку этого груза.
По списку ООН опасные грузы имеют следующие номера: