- Классификация моделей и марок советских автомобилей в таблицах
- 2105, 2141, 31029. Как расшифровать индексы отечественных автомобилей?
- Расшифровка первого знака в автомобильных индексах
- Расшифровка второго знака в автомобильных индексах
- Модели автомобиля ГАЗ, расшифровка аббревиатуры
- История завода
- Первые автомобили
- Эпохальный ГАЗ-М
- Оригинальные модели
- Военная техника
- «Волга»
- Советские грузовые модели
- Какие грузовые автомобили выпускает в наши дни завод?
- Машины «Газель»
- Современные «Волги»
- Расшифровка моделей ГАЗ
- Газ для автомобилей
Классификация моделей и марок советских автомобилей в таблицах
На наших улицах можно встретить много советских и постсоветских автомобилей. ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ да и великого множества других. И носят наши машины помимо названий народных и официальных типа «Москвич», «Лада», «Чайка» ещё и самые важные: обозначения по системе классификации автотранспорта. Так давайте разберёмся, что это за 2140, 2101, 21-е и 24-е «Волги» и 3110.
С 1945-го по 1966-й маркировкой была аббревиатура из букв завода-производителя и цифровой номер машины в определённом диапазоне.
Цифровой промежуток | Завод изготовитель | Модельный ряд | Эмблема |
1-99 | ГАЗ, Горьковский автозавод | ГАЗ-21, ГАЗ-24 | |
100-199 | ЗиС, Завод имени Сталина, в 1956-м переименованный в ЗиЛ, Завод имени Ленина | ЗиС-110, ЗиЛ-111, ЗиЛ-130 | |
200-249 | ЯАЗ, Ярославский автозавод, в 1959-м преобразован в ЯМЗ, Ярославский моторный завод,а производство передано КрАЗ, Кременчугскому автозаводу | ЯАЗ-210, КрАЗ-222 | |
250-299 | НАЗ, Новосибирский автозавод, в 1949-м расформирован и передан на КрАЗ | КрАЗ-255 | |
300-349 | зарезервировано | ||
350-399 | УралЗИС, Уральский завод имени Сталина, в 1962-м переименован в УралАЗ, Уральский автомобильный завод | Урал-375 | |
400-449 | постановлением Всесоюзного автотракторного объединения ВСНХ СССР (протокол №138) от 1930-12-26 создан ГАЗиКИМ, Государственный автосборочный завод им. Коммунистического Интернационала Молодежи (позже, с 1939-го по 1941-й «автомобильный»); с 1945-го по 1968-й МЗМА, Московский завод малолитражных автомобилей (или просто ЗМА); с 1968-го АЗЛК, Автозавод имени Ленинского КомСоМола; с 1992-го по 2010-й ОАО «Москвич»; также с 1965-го Иж, Ижевский автозавод | Москвич-408 | |
450-484 | УАЗ, Ульяновский автозавод | УАЗ-469 | |
485-499 | ДАЗ, Днепропетровский автозавод, в 1951-м перепрофилирован и назван ЮжМаш, Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова, который кроме авиационной и ракетной техники производит троллейбусы, автобусы и тракторы под маркой ЮМЗ | ||
500-549 | МАЗ, Минский автозавод; БелАЗ, Белорусский автозавод; МоАЗ, Могилевский автозавод им. С.М.Кирова | МАЗ-525, БелАЗ-540 | |
550-599 | ММЗ, Мытищинский машиностроительный завод | ЗИС/ЗИЛ-ММЗ-585 | |
600-649 | КАЗ, Кутаисский автозавод | КАЗ-606 «Колхида» | |
650-674 | Горьковский завод автобусов — ГЗА позднее передан Павловскому (ПАЗ) и Курганскому (КАвЗ) автобусным заводам | ПАЗ-652 | |
675-694 | ЛиАЗ, Ликинский автобусный завод | ЛиАЗ-677 | |
695-699 | ЛАЗ, Львовский автобусный завод | ЛАЗ-695 | |
700-899 | ЕрАЗ, Ереванский автозавод | ЕрАЗ-762, ОдАЗ-885 | |
900-939 | зарезервировано | ||
940-949 | АРТ, Тартусский авторемзавод, Tartu Autoremonditookoda | ТА-942 | |
950-964 | зарезервировано | ||
965-974 | ЗАЗ, Запорожский автомобилестроительный завод; ЛуАЗ, Луцкий автозавод | ЗАЗ-968, ЛуАЗ-967 | |
975-999 | РАФ, Рижская автобусная фабрика (Rīgas Autobusu Fabrika) | РАФ-977 |
Из-за того, что производство периодически могло передаваться с завода на завод, с соответственным переносом номерации (например ГАЗ-69 выпускаемый на УАЗе маркировался как УАЗ-69, что не входило в рабочий диапазон этого завода), что приводило к путанице, в 1966-м году была введена отраслевая нормаль ОН 025270-66, которая регламентировала цифровое обозначение не по привязке к заводу-производителю, а согласно тактико-техническим характеристикам машины.
Значение первого разряда.
Определение класса вычисляется для легковых, грузовых и автобусов по-разному и значение имеет определённый параметр. Также у прицепов в первом разряде всегда стоит 8, а у полуприцепов и роспусков — 9.
У легковых (вторая цифра всегда 1): объём двигателя и сухая масса.
Цифра | Класс и группа | Объём двигателя, см³ | Сухая масса, кг | Модельный ряд |
1 | Особо малый 1 | до 849 | до 649 | ВАЗ-1111 «Ока» |
Особо малый 2 | от 850 до 1099 | от 650 до 799 | ЗАЗ-1102 «Таврия» | |
2 | Малый 1 | от 1100 до 1299 | от 800 до 899 | ВАЗ-2101 |
Малый 2 | от 1300 до 1499 | от 900 до 1049 | ВАЗ-2103 | |
3 | Малый 3 | от 1500 до 1799 | от 1050 до 1149 | ВАЗ-2106 |
Средний 1 | от 1800 до 2499 | от 1150 до 1299 | ||
4 | Средний 2 | от 2500 до 3499 | от 1300 до 1499 | ГАЗ-3102 «Волга» |
Большой 1 | от 3500 до 4999 | от 1500 до 1899 | ||
5 | Большой 2 | свыше 5000 | свыше 1900 | |
Высший | не регламентирован | не регламентирована | ЗИЛ-4104 |
У грузовиков (вторая бывает 3, 4, 5, 6, 7): полная масса.
Цифра | Масса, кг |
1 | до 1200 |
2 | от 1200 до 2000 |
3 | от 2000 до 8000 |
4 | от 8000 до 14000 |
5 | от 14000 до 20000 |
6 | от 20000 до 40000 |
7 | свыше 40000 |
У автобусов (вторая всегда 2): длинна.
Цифра | Длина, м |
2 | до 5,5 |
3 | от 6 до 7,5 |
4 | от 8 до 9,5 |
5 | от 10,5 до 12 |
6 | свыше 16 |
Значение второго разряда.
Вторая цифра: 1 — легковая машина, 2 — автобус, 3 — грузовик, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 8 — зарезервировано, 9 — спецтранспорт.
Третья-четвёртая цифры — порядковый номер модели, пятая — ея модификация
2105, 2141, 31029. Как расшифровать индексы отечественных автомобилей?
Обзоры 26.04.2018 10
Восемь цифр в названии автомобиля ГАЗ-31105-551 — это номер телефона или цена? Раньше так шутили некоторые посетители автомобильных выставок. На самом деле индексы отечественных машин создавались по строгим правилам, хотя и здесь не обошлось без исключений.
Впервые единую систему обозначения автомобилей, выпускаемых советскими заводами, ввели в 1945 году. Она была довольно простой: имя машины состояло из аббревиатуры названия предприятия (ГАЗ, ЗИЛ, МЗМА/АЗЛК, УАЗ, ЛиАЗ и так далее) и порядкового номера модели, выбранного из выделяемого для каждой марки диапазона чисел.
Например, Горьковскому автозаводу выделили номера 1–99 (ГАЗ-14, ГАЗ-66), Московском заводу малолитражных автомобилей — дали индексы 400-449 (Москвич-412), ЗАЗу и ЛуАЗу — 965-974 (ЗАЗ-965, ЛуАЗ-967). Иначе говоря, понять по названию модели что-то кроме места производства было невозможно.
В 1966 году в Советском Союзе начал действовать стандарт ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава». Отныне индексы содержали гораздо больше информации.
Шильдик автомобиля АЗЛК-2141 «Москвич»
В общем случае они четырёхзначные, причём начинать их расшифровывать логичнее со второй цифры, которая отвечает за тип транспортного средства: например, единица обозначает легковой автомобиль, а двойка — автобус. Первая же цифра обозначает класс транспортного средства. Для легковых автомобилей он определяется по рабочему объёму двигателя, для грузовиков — по полной массе машины, а для автобусов — по длине кузова.
Расшифровка первого знака в автомобильных индексах
Цифра | Легковые автомобили: рабочий объём двигателя, л | Грузовые автомобили: полная масса, тонн | Автобусы: длина, м |
1 | до 1,2 | до 1,2 | — |
2 | 1,2–1,8 | 1,2–2 | до 5,0 |
3 | 1,8–3,5 | 2–8 | 6,0–7,5 |
4 | более 3,5 | 8–14 | 8,0–9,5 |
5 | — | 14–20 | 10,5–12,0 |
6 | — | 20–40 | более 18,0 |
7 | — | более 40 | — |
Расшифровка второго знака в автомобильных индексах
Цифра | Тип транспортного средства |
1 | легковой автомобиль |
2 | автобус |
3 | грузовой автомобиль общего назначения |
4 | седельный тягач |
5 | самосвал |
6 | цистерна |
7 | фургон |
8 | — |
9 | специальный автомобиль |
Например, к первому классу «легковушек» относились «Ока» ВАЗ-1111 и «Таврия» ЗАЗ-1102, ко второму — большинство ВАЗов и «Москвичей». В третий класс попадали «Волги», а в четвёртый — представительские седаны и лимузины ЗИЛ.
ЛиАЗ-6213 — автобус (вторая цифра 2) длиной более 18 метров (первая цифра 6)
Третья и четвёртая цифры в индексе обозначали порядковый номер модели данного производителя. Следующие символы были необязательны и использовались для указания модификации, варианта исполнения или комплектации.
И здесь не обходилось без множества отступлений. Бывало, обозначения новым моделям давались по старой системе (так поступил ГАЗ со своей «Волгой» ГАЗ-24). Иногда индекс присваивался по новой системе, но с нарушением стандарта. Взять, например, «Бычок» ЗИЛ-5301. Конечно, в арсенале завода были тяжёлые модели, но компактный грузовик со своей максимально допустимой массой в 6950 кг на пятый класс ну никак не тянул. Что интересно, прототип «Бычка» 1992 года щеголял верным обозначением ЗИЛ-3301М. Ну а откуда взялась эта пятёрка, мы теперь, наверное, уже не узнаем. Видимо, поставили по привычке с прошлых моделей.
Прототип «Бычка» с «правильным» индексом 3301
Похожая история случилась и у АвтоВАЗа с «Калиной». Спору нет, машина вышла довольно компактной внешне, особенно в варианте с кузовом хэтчбек. Да только в производство в конце 2004 года она пошла с хорошо известным, надёжным и неприхотливым, но довольно большим 1,6-литровым двигателем, который делал индексы 1117, 1118 и 1119 несостоятельными. В начало просилась двойка, что и было исправлено с выходом второго поколения «Калины», получившей индексы 2192 и 2194.
АвтоВАЗ давно не ставит цифровые индексы на «Лады» для российского рынка, но экспортные версии некоторых моделей получают старомодные четырёхзначные обозначения. На фото — шильдик «Лады Калины Кросс» для Германии
Сейчас мы можем наблюдать закат эпохи той самой отраслевой нормали: новые модели ГАЗа, АвтоВАЗа и других заводов лишаются привычного обозначения (у «Весты» это произошло прямо в процессе разработки, ведь начиналась она под индексом ВАЗ-2180). Продолжают использовать старую систему наименований УАЗ, а также производители грузовиков и автобусов.
Модели автомобиля ГАЗ, расшифровка аббревиатуры
Выпускаемые у нас в стране автомобили в большинстве случаев маркируются аббревиатурами, отражающими название того предприятия, на котором были изготовлены. Расшифровка ГАЗ, к примеру, выглядит как «Горьковский автомобильный завод». Этот крупнейшее в России предприятие начало свою работу еще во времена СССР — в 1932 году.
История завода
До конца 20-х годов автомобили в СССР закупались за рубежом. В 1929 г. правительство страны решило эту ситуацию исправить. Весной этого года было вынесено постановление о необходимости строительства современного автомобильного завода.
Площадка под новое предприятие была найдена уже через месяц после этого. Новый завод решено было построить неподалеку от Нижнего Новгорода, который с 1932 по 1990 год назывался Горьким. Выбор площадки именно рядом с этим населенным пунктом объяснялся удобством расположения как в отношении географии, так и природных ресурсов.
Поскольку опыта строительства автомобильных предприятий в стране тогда еще не было, для разработки проекта завода пришлось пригласить инженеров всемирно известной компании «Форд». Но, конечно же, в строительстве нового автомобильного предприятия принимали участие и советские специалисты.
Первые автомобили
Работы по возведению нового предприятия проходили в ускоренном темпе. А поэтому пущен завод в эксплуатацию был несколько раньше намеченного срока — в 1932 году. В общей сложности строительство ГАЗ, расшифровка которого обозначает «Горьковский автомобильный завод», таким образом, заняло около 18 месяцев.
Первоначально новое предприятие им. Молотова занималось выпуском только грузовых автомобилей. Но уже в конце 1932 г. с конвейера завода начали сходить и легковушки. В качестве прототипа для своих первых машин на ГАЗ использовали те же «Форды». Однако в связи с тем, что импортные автомобили несколько не соответствовали российским дорогам, их конструкцию пришлось довольно-таки серьезно модернизировать.
Так, в частности, у новых грузовых машин ГАЗ было разработано усовершенствованное рулевое управление. Также инженеры усилили картер сцепления, который теперь мог выдерживать значительные нагрузки.
Несколько видоизменен был и внешний вид кузова автомобилей. К примеру, первая модель завода ГАЗ-АА имела бортовую платформу. Кабина же этой машины изготавливалась из дерева и картона. Изначально первый автомобиль предприятия назывался НАЗ-АА. Но позднее он был переименован в ГАЗ. Расшифровка марки стала отражать название предприятия — Горьковский автомобильный завод.
Моторами ГАЗ-АА оснащались марки Ford на 40 л./с. Такие же двигатели использовались и при сборке более поздней модели. В 1934 г. «полуторки» были усовершенствованы. На них начали устанавливать металлические кабины. В это же время на заводе был создан новый автомобиль — ГАЗ-ААА. Грузоподъемность его составила уже не 1,5, а 2 тонны. К 1935 году с конвейера ГАЗ сошло уже больше 100 тыс. машин.
Эпохальный ГАЗ-М
«Полуторки» Горьковского завода использовались на всех всероссийских стройках, прошли дорогами войны и стали настоящей легендой советского автомобилестроения. Но прославилось это предприятие не только своими надежными грузовиками.
По-настоящему эпохальным событием стал выпуск заводом новой легковой модели ГАЗ-М — знаменитой «эмки». Прототипом этой машины также стал «Форд». Однако и в этом случае конструкция автомобиля перед выпуском была значительно усовершенствована советскими инженерами.
Так, к примеру, автомобиль получил вместо:
- поперечных рессор продольные;
- примитивных фрикционных амортизаторов гидравлические;
- дисков со спицами штампованные стальные.
Также у автомобиля увеличили размер крыльев и усовершенствовали привод передних тормозов. Таким образом новые легковушки подготовили для российских дорог.
Изначально на машинах ГАЗ-М использовались двигатели Ford-A. Мощность они имели в 50 л./с. Позднее на эти автомобили начали устанавливать шестицилиндровые Dodge D5 на 76 л./с. «Эмки» с такими моторами пользовались огромной популярностью и выпускались под маркировкой 11-73.
Еще через некоторое время завод им. Молотова начал выпускать усовершенствованные полноприводные ГАЗ-61. Именно эти автомобили впоследствии стали основным личным транспортом высших чинов страны.
Оригинальные модели
В разные времена Горьковский автомобильный завод занимался сборкой:
- легковых пикапов на основе ГАЗ-А и М1;
- автобусов 03-03, использовавшихся когда-то даже и в качестве маршрутных такси в больших городах;
- санитарных автомобилей;
- самосвалов на базе «полуторки», оснащенных кузовом, опускавшимся под давлением груза.
Военная техника
В годы ВОВ Горьковский завод полностью прекратил выпуск гражданских автомобилей и начал поставлять на фронт военную технику. На предприятии в то время были разработаны:
- внедорожник ГАЗ-64, на основе которого в дальнейшем был создан знаменитый УАЗ-469;
- артиллерийский тягач ГАЗ-67Б;
- бронеавтомобиль БА-64;
- самоходная установка СУ-76.
Также специалисты Горьковского автомобильного завода принимали активное участие в разработке легендарных танков Т-60 и Т-70.
«Волга»
Эти автомобили, выпускавшиеся Горьковским заводом с 1959 года, долгое время были самой престижной у советских граждан маркой. Стоили «Волги» дороже популярных тогда «Жигулей», «Москвичей» и «Запорожцев». Но и эксплуатационные характеристики имели более впечатляющие. Изначально маркировались эти машины как ГАЗ-21. Позднее в продажу поступили усовершенствованные ГАЗ-24.
Одновременно с «Волгой» предприятие занималось производством машин «Чайка». Эти автомобили считались еще более престижными, чем ГАЗ-21 и -24. Но в продажу они поступили очень ограниченной серией — чуть более 3000 экземпляров.
Еще через некоторое время на заводе приступили к выпуску модели 31029. Затем в течение 17 лет на предприятиях выпускалась завоевавшая огромную популярность «Волга ГАЗ-3110». По внешнему виду она практически ничем не отличалась от моделей 70-х годов. Единственное, конструкторы выбрали для нее более округлую форму крыши.
В 80-е годы на заводе создавалась новая «Волга» — ГАЗ-3105, комплектовавшаяся очень мощным мотором. Однако из-за экономических проблем выпущено предприятием впоследствии было только около 60 экземпляров подобных автомобилей.
В это же время на заводе были разработаны проекты недорогих седанов ГАЗ-3103 и 3104. Однако в производство такие машины пущены так и не были.
Советские грузовые модели
Как выглядит расшифровка аббревиатуры ГАЗ, мы, таким образом, выяснили. Именно под такой маркой в СССР выпускались знаменитые «Волги» и «Чайки».
В послевоенные годы Горьковский завод выпускал не только качественные легковые автомобили. В начале 60-х годов предприятие, к примеру, приступило к производству сразу трех новых грузовых автомобилей ГАЗ:
Все эти машины поставлялись предприятиям страны вплоть до 90-х годов прошлого века. И расшифровка маркировки их осталась, разумеется, прежней — «Горьковский автомобильный завод».
Какие грузовые автомобили выпускает в наши дни завод?
В 90-е годы, как и многие другие стратегические предприятия страны, ГАЗ испытывал значительные экономические трудности. Новые успешные проекты он начал реализовывать только с 2000 года, после того как стал частью холдинга «Русские машины».
В настоящее время завод выпускает такие популярные модели грузовиков, как, к примеру:
- полноприводной ГАЗ-3308 «Садко»;
- 3310 «Валдай»;
- бортовой «ГАЗон-некст»;
- «Садко-некст».
Машины «Газель»
К выпуску автомобилей ГАЗ-33-02 завод приступил в 1994 году. Изначально эти машины проектировались как малотоннажные грузовики. Но позднее на их базе начали выпускаться и маршрутные такси 32213. К настоящему времени «Газели» считаются отдельной серией ГАЗ — транспортом коммерческого назначения. Помимо ГАЗ-33-02 и 32213, завод выпускает:
- ГАЗ-2705 — цельнометаллический фургон;
- ГАЗ-33023 «Фермер» — бортовой грузовичок.
Современные «Волги»
Современным автомобилистам-любителям марка ГАЗ, расшифровка которой звучит как «Горьковский автомобильный завод», к сожалению, не слишком известна. Старые модели этой марки предприятие прекратило выпускать еще в 1992 г.
С 2008 по 2010 г. с конвейера предприятия сходили похожие автомобили «Волга-Сайбер», созданные на базе «Крайслера» и «Доджа стратус». Но в связи с низким спросом в 2010 г. производство таких автомобилей было свернуто. В настоящее время легковые машины Горьковский завод не собирает.
Расшифровка моделей ГАЗ
Многие автолюбители хотели бы узнать, конечно, и о том, что обозначают цифры в маркировке ГАЗ. Расшифровываются эти числа на самом деле довольно-таки просто. Первая цифра означает класс двигателя по рабочему объему (1 — до 1 л, 2 — до 1,8 л, 3 — до 3,2 л и т. д.).
Второе число при этом характеризует тип автомобиля:
- 1 — легковой;
- 2 — автобус;
- 3 — грузовой бортовой;
- 4 — тягач и т. д.
Третья и четвертая цифры в маркировке — это заводской номер модели.
Таким образом, к примеру, прямая расшифровка ГАЗ-3110 — это легковой автомобиль с объемом двигателя свыше 1,8 л, выпускающийся под заводским номером 10.
Газ для автомобилей
Работать машины ГАЗ могут как на бензиновом, так и на дизельном топливе. Иногда такие автомобили, как и практически любые другие отечественные, ездят также на газу.
Видов такого топлива, пригодного для использования в качестве моторного, существует несколько:
- Расшифровка газа СПБТ выглядит как «смесь пропана и бутана». Этот тип природного газа используется в основном в качестве сырья в нефтехимической промышленности. Как моторное топливо в России применяется только около 17% выпускаемого объема такого газа.
- Расшифровка газа CNG — «сжиженный нефтяной». Основными его компонентами также являются пропан и бутан. Используется такая смесь обычно в качестве автомобильного топлива. Особенностью этого газа является то, что при его сгорании в окружающую среду выбрасывается минимальное количество вредных веществ.
- Расшифровка газа СПГ — это «сжиженный природный газ». Преимущественно это метан СН4. После смешивания с воздухом СН4 способен легко воспламеняться. Поэтому такой газ также часто используется в качестве моторного топлива. Иногда его применяют даже и в автомобилях.
В быту в городских квартирах используются обычный не сжиженный природный газ, содержащий в основном метан, небольшое количество пропана и бутана и некоторых других веществ. Именно за такое голубое топливо мы и получаем в конце месяца квитанции. За газ расшифровка аббревиатуры ПГ которого выглядит как «природный газ», владельцы недвижимости платят обычно не слишком много.
Сжиженные формы этого топлива стоят, конечно, несколько дороже. Но все равно по цене они значительно уступают бензину и солярке. Это и делает газ довольно-таки популярным у автолюбителей видом топлива.