Расшифровка информации с боковины грузовой шины
На боковину грузовых (и не только грузовых) шин производителем наносится важная техническая информация: типоразмер шины, индекс скорости и нагрузки, тип шины (камерная TT / бескамерная TL), нома слойности и проч.
12.00 R20
где:
— ширина профиля в дюймах
— тип каркаса шины (R — радиальный). Если шина диагональная, тогда вместо «R» пишется «-» (тире, дефис).
— ширина профиля в мм.
— высота профиля в процентах от ширины.
— посадочный диаметр в дюймах
12.00R20 — ширина профиля 12 дюймов, высота, обозначенная через точку двумя нулями (00) — 100% от ширины профиля.
Еще один пример: 8.25r16:
ширина профиля 8.25, высота от 87% до 100%
У легкогрузовых шин часто встречается латинская буква С (Commercial) после значения диаметра обода. Это означает, что шина предназначена для легких коммерческих автомобилей (фургоны, микроавтобусы и тд).
Помимо типоразмера, на боковину шины также наносится один из важнейших параметров — индекс «скорость/нагрузка».
Например, у грузовой шины 10.00 R20 AEOLUS HN06 этот индекс — 146/143 L
146 — индекс нагрузки на шины при установке не в спарке (одинарная установка), цифра 143 — индекс нагрузки при установке в спарке, L — непосредственно индекс скорости.
Следующие справочные таблицы помогут вам разобраться, какая именно скорость и нагрузка максимально допустима для вашей шины.
Таблица индексов скорости легкогрузовых и грузовых шин:
Символ | Скорость, км/ч |
E | 70 |
F | 80 |
G | 90 |
J | 100 |
K | 110 |
L | 120 |
M | 130 |
N | 140 |
P | 150 |
Q | 160 |
R | 170 |
S | 180 |
T | 190 |
U | 200 |
H | 210 |
V | 240 |
ZR | >240 |
W | >270 |
Y | >300 |
Таблица индексов нагрузки легковых и грузовых шин:
Правильный выбор шин для грузовых автомобилей
Что появилось раньше: двигатель внутреннего сгорания или шина? Патент на первый ДВС с жидким топливом подан немецким конструктором Николаусом Аугустом Отто в январе 1861 года. 10 июня 1846 года Робертом Уильямом Томсоном зарегистрирован патент на первую резиновопарусиную шину. За более чем 150 летнюю историю конструкция и технология шин кардинально изменились, особенно в области шин для специальной техники.
Правильный выбор грузовых шин напрямую связан с безопасностью водителя и груза, экономической эффективностью грузовой техники. На что обращать внимание при выборе? Какие характеристики важны?
Конструкция грузовой шины
Для изготовления шин используется резина и корд. Корд это силовой каркас шины. Он выполняется из переплетения металлических, полимерных или текстильных нитей. В грузовой спецтехнике применяются только металлические нити.
В зависимости от структуры и ориентации переплетения различают шины:
Углы наклона нитей, устойчивость к деформации, зависимость ширины профиля напрямую влияют на особенности эксплуатации того и другого вида.
Плюсы радиальных шин:
- вес в два раза ниже диагональных;
- конструкция позволяет увеличивать высоту протектора, тем самым повышая срок службы;
- лучшая управляемость и устойчивость на дороге;
- меньший расход топлива.
Плюсы диагональных шин:
- устойчивость к ударам и порезам;
- высокая устойчивость к нагрузкам – грузоподъемность.
Радиальные шины полностью вытеснили диагональные в условиях хорошего дорожного покрытия. В свою очередь в сферах строительства, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве – диагональные имеют значительные преимущества.
Если шину разрезать, можно выделить слои:
- Корд. Возможные варианты и различия описаны выше;
- Брекер. Слой обеспечивает устойчивость к ударам и проколам. Расположен в зоне пятна контакта (область примыкания шины с дорожным покрытием) между каркасом и протектором;
- Протектор. Обеспечивает нужный коэффициент сцепления с дорожным покрытием, защищает каркас от повреждений. По области применения разделяется на: дорожный, универсальный, повышенной проходимости. Рисунок протектора зависит от условий эксплуатации: глубина увеличивает проходимость, конструкция канавок и желобов отводит воду и грязь. При достижении определенной скорости, конструкция не способна эффективно отвести осадки. И между шиной и дорогой появляется слой осадков, что приводит к ухудшению сцепления – этот эффект называет аквапланированием;
- Борт. Жесткое силовое ребро, обеспечивающее герметичную посадку на обод;
- Боковая часть. Область между бортом и протектором. Обеспечивает устойчивость к боковым проколам и порезам.
Маркировка шин
Завод-изготовитель наносит маркировку на каждую шину. Технические характеристики выливаются на её боковой части. Такой способ позволяет сохранить маркировку при любых условиях эксплуатации.
В соответствии с ГОСТ Р 52899-2007 на грузовые шины наносится информация о товарный знак завода изготовителя, страна производитель, модель, маркировка, индекс несущей способности, индекс категории скорости, дата изготовления, тип (бескамерная/камерная), индекс давления, индикаторы износа протектора, особые отметки (повышенная проходимость, возможность изменения глубины протектора и т.д.). Разберем маркировку – 185/70R15C; 6,40-13C:
- 185 и 6,40 – обе цифры обозначают ширину профиля, первая в миллиметрах, вторая в дюймах;
- 70 – отношение высоты профиля к ширине, в %;
- R – конструкция корда, здесь радиальная;
- 15 и 13 – посадочный диаметр обода, первая в миллиметрах, вторая в дюймах;
- С – легкая грузовая шина.
Выбирая шины, важно учитывать и производителя. Шины оригинального производства гарантированно подойдут для автомобилей КАМАЗ по размеру и эксплуатационным характеристикам, а обращение к официальным дилерам защитит от приобретения поддельной продукции.
Маркировка шин грузовых автомобилей камаз
1. Логотип производителя.
2. TUBELESS — обозначение бескамерной шины. Для камерной шины обозначение TUBE TYPE (может не указываться).
3. RADIAL — обозначение радиальной конструкции шины.
4. 12.00R20 — обозначение размера шины.
5. КАМА-402 — модель шины.
6. 150/147 — индекс нагрузки — цифровой код, обозначающий максимальную нагрузку на одинарную и сдвоенную шину.
7. М — категория скорости — буквенный ход, обозначающий максимальную скорость шины.
8. 116PSI — индекс испытательного давления.
9. DOT XO — (Department of Transportation) соответствие требованиям стандарта США.
10. 3500 — дата изготовления, состоящая из четырех цифр, из которых первые две обозначают неделю, а вторые две — год изготовления.
11. TWI — место расположения индикатора износа.
12. MAX. LOAD SINGLE 7385 LBS (3350 kg) AT 116 PSI (800 kPa) COLD; MAX. LOAD DUAL 6779 LBS (3075 kg) AT 116 PSI (800 kPa) COLD — максимальная нагрузка в фунтах (кгс) при максимальном давлении в шине в фунтах/кв.дюйм (кПа) (для одинарной/сдвоенной шин)
13. TREAD: 5 PLIES STEEL SIDEWALL: 1 PLY STEEL — применяемые материалы и число слоев в каркасе и брекере.
14. 18PR — норма слойности.
15. MADE IN RUSSIA — название страны изготовителя.
16. КАМА-402 — модель шины.
17. 12.00R20 — обозначение размера шины.
18. ГОСТ или ТУ — обозначение нормативного документа, по которому изготавливается шина.
19. Обозначение сертификата соответствия ГОСТ Р.
20. Знак официального утверждения с номером страны, выдавшей сертификат и соответствующим номером сертификата.
Колеса и шины
Шины — пневматические, камерные или бескамерные.
Колеса для камерных шин — дисковые, стальные, с трехкомпонентным ободом, с креплением по типу ISO 4107, размер 7,0-20 или 7,5-20 (см. рис. Колесо дис ковое с камерной шиной ). Съемное бортовое кольцо удерживается на ободе замочным разрезным кольцом, размещенным в канавке обода.
Колеса задние сдвоенные (см. рис. Колеса диско вые сдвоенные с камерными шинами ). монтируются на ступицу по центральному отверстию в дисках колес и закрепляются 10 гайками с шайбами. Для доступа к вентилю внутренних колес применен удлинитель вентиля, закрепленный на кронштейне.
При установке колес вентиль наружного колеса следует сместить относительно вентиля внутреннего колеса на 36° (один шаг болтов крепления колес), при этом кронштейн ориентировать на вентиль наружного колеса.
Для бескамерных шин применяются колёса дисковые размера 8,25-22,5 (см. рис. Колесо дисковое с бескамеуной шиной ), стальные. При установке вентиля необходимо обеспечить герметичность соединения вентиля с ободом.
Сдвоенные колёса для бескамерных шин (см. рис. Колеса дисковые сдвоенные с бескамерными шинами) имеют удлинитель вентиля для каждого колеса.
Колесо дисковое с камерной шиной: 1 — колесо с шиной; 2 — груз балансировочный, 3 — кольцо бортовое; 4 — кольцо замочное, 5 — обод; 6 — диск
Колеса дисковые сдвоенные с камерными шинами: 1 — колесо с шиной; 2 — вентиль; 3 — кронштейн; 4 — удлинитель вентиля; 5 — гайка с шайбой
При установке колес вентиль наружного колеса следует сместить относительно вентиля внутреннего колеса на 36° (один шаг болтов крепления колес), при этом кронштейн ориентировать на вентиль наружного колеса.
Схождение передних колес (угол поворота цапф вперед) для автомобилей снаряженной массы 4. 10, что соответствует 1,0-2,5 мм, измеряемое как разность расстояний, по буртикам тормозных барабанов в горизонтальной плоскости, проходящей через центр барабанов спереди и сзади в одних и тех же точках.
Максимальный угол поворота внутреннего (относительно центра поворота) колеса передней оси — 43°, для автомобиля модели 6540 — 44°.
Колесо дисковое стальное с бескамерной шиной: 1 — колесо с шиной; 2 -груз балансировочный; 3 — вентиль;4 — кольцо уплотнительое; 5 — корпус вентиля; 6 — гайка
Колеса дисковые сдвоенные стальные с бескамерными шинами: 1 — колесо с шиной; 2 — вентиль; 3 — кронштейн; 4 — удлинитель вентиля; 5 — гайка с шайбой
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЕС И ШИН
55111 (для автомобилей, поставляемых по специальному заказу)
Давление в шинах, кПа (кгс/см 2 )
передней оси для шин:
заднего моста для шин:
Размер обода для шины: камерной бескамерной
10.00 R20 11.00R20
10.00 R20 11.00R20
Максимальная нагрузка на шину, кН (кгс):
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЕС И ШИН
Давление в шинах, кПа (кгс/см 2 )
передней оси для шин:
заднего моста для шин:
Размер обода для шины:
Максимальная нагрузка на шину, кН (кгс):
30,9 (3150) — на одинарную 28,4 (2900) — на сдвоенную
* — с двигателями 740.11-240 и 740.13-260; ** — с двигателями 740.30-260, 570.61-280 , 740.62-280 и Cummins 6ISBe 285
Колесо запасное на автомобилях КАМАЗ моделей 43253, 53229, 65116 и 65117 установлено в горизонтальном положении на кронштейне (см. рис. Дер жатель запасного колеса), который закреплен на правом лонжероне рамы.
Для подъема запасного колеса:
— с камерными шинами — следует положить его замочным кольцом вверх, — с бескамерными — диском вверх, ввести внутрь обода опору запасного колеса. Вращая вал ключом для затягивания гаек крепления колес, надо приподнять опору запасного колеса и обеспечить совпадение поверхностей колеса и опоры. При дальнейшем вращении вала на него наматывается канат, и опора вместе с колесом поднимается вверх. В поднятом положении колесо нужно закрепить двумя гайками с шайбами.
Для опускания колеса надо отвернуть две гайки крепления запасного колеса к кронштейну и нажать на колесо. Если усилие, необходимое для опускания колеса, велико, или если колесо опускается самопроизвольно (падает), необходимо отрегулировать усилие сжатия тарельчатых пружин (после регулировки гайку нужно зашплинтовать).
Колесо запасное и механизм подъема на автомобилях-самосвалах закреплены на переднем борту платформы справа (см. рис. Установка запасного коле са самосвала ) , а на шасси — под правым лонжероном рамы или установка колеса технологическая (колесо крепится на раме).
При подъеме или опускании колеса самопроизвольное опускание колеса не допускается. При необходимости отрегулируйте гайкой момент проворачивания вала механизма подъема и опускания запасного колеса против часовой стрелки 49. 79 Нм (5. 6 кгс.м).
Держатель запасного колеса
Для подъема запасного колеса самосвала:
— поставьте колесо вертикально и пропустите канат через одно из отверстий в диске колеса, обхватите колесо вокруг профиля шины и зафиксируйте канат скобой;
— вращая механизм подъема запасного колеса, поднимите его;
— поворачивая поворотный кронштейн, заведите колесо и наденьте центральным отверстием в диске на крюк (на автомобиле модели 55111 вместо поворотного кронштейна применен ролик с кронштейном, приваренным к козырьку платформы);
— ослабив натяжение каната, совместите отверстия в диске с болтами крепления и переместите колесо по крюку до упора диска в кронштейны;
— закрепите колесо гайками с шайбами.
Для опускания запасного колеса самосвала:
— отверните две гайки с шайбами;
— с помощью механизма подъема запасного колеса приподнимите колесо до выхода центрального отверстия в диске с крюка;
— поворачивая поворотный кронштейн, выведите колесо наружу и опустите его, вращая механизм подъема — опускания запасного колеса;
— отсоедините скобу от каната и выведите канат из колеса.
Установка запасного колеса самосвала
Техническое состояние шин проверяйте внешним осмотром, начиная с левого переднего колеса по часовой стрелке. Удалите застрявшие в протекторе, на боковинах и между сдвоенными шинами камни, гвозди и другие посторонние предметы. При обнаружении на шинах топлива, масла и других нефтепродуктов протрите шины досуха.
Следите за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, так как это быстро выводит их из строя.
Давление воздуха в шинах колес проверяйте манометром. Снижение давления на 25% от нормального сокращает срок службы шин на 35. 40 %. Также учитывайте, что расход топлива увеличивается на 1 . 1,5 л на 100 км пробега при снижении давления в шинах на 98 кПа (1,0 кгс/см 2 ). Поэтому давление воздуха в шинах должно соответствовать величинам, указанным в технической характеристике.
При подкачке шин не находитесь в зоне подкачиваемого колеса. Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40 %, по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильность монтажа.
Подкачайте шины, пользуясь шлангом для накачки шин из комплекта инструмента и принадлежностей, или любым другим шлангом с накидной гайкой под резьбу М16X1,5. Подсоединяйте шланг к регулятору давления (см. раздел «Тормозные системы»). Перед накачиванием шин давление в ресиверах понизьте до величины, соответствующей включению регулятора.
СНЯТИЕ КОЛЕС С АВТОМОБИЛЯ, РАЗБОРКА,СБОРКА
Снятие колеса со ступицы проводите при надежно заторможенном автомобиле и при полностью выпущенном воздухе из шин в следующем порядке:
Порядок разборки колеса и демонтажа шины
— для передней оси: вывесите колесо домкратом, отверните десять гаек крепления колес к ступице, снимите колесо;
— для среднего и заднего мостов: вывесите ко лесо домкратом, отверните десять гаек крепления колеса к ступице, снимите наружное колесо и внутреннее колесо.
Установку колес проводите в обратной последовательности.
Для разборки колеса с камерной шиной положите его замочным кольцом вверх и выпустите воздух из шины. Сделайте пометки на шине и ободе (для сохранения балансировки после сборки). Последовательность разборки показана на рисунке Порядок разборки колеса и демонтажа шины:
I — вставьте прямую лопатку между бортовым кольцом и шиной, отожмите борт шины вниз;
II — в образовавшийся зазор вставьте изогнутую лопатку так, чтобы конец лопатки упирался в бортовое кольцо, а пятка — на прямую лопатку;
III — перемещая прямую и изогнутую лопатки по окружности обода колеса и отжимая вниз борт шины, снимите его с конической полки замочного кольца;
IV — вставьте конец прямой лопатки в прорезь на замочном кольце и отожмите кольцо из канавки;
— приподнимите замочное кольцо вверх, упирая изогнутую лопатку в бортовое кольцо;
— продолжая удерживать замочное кольцо в приподнятом положении, заведите конец прямой лопатки под нижний торец замочного кольца;
— удерживая замочное кольцо рукой, выжмите его прямой лопаткой из канавки обода.
Выньте бортовое кольцо и, перевернув колесо, снимите борт шины с обода с помощью прямой и изогнутой лопаток.
Поставьте колесо вертикально, выньте обод из шины до упора вентиля камеры в торец вентильного паза, утопите вентиль в паз и извлеките обод из шины.
Не выбивайте обод из шин ударами кувалды по замочной части обода.
Для монтажа камерной шины на обод колеса вложите камеру в покрышку и вставьте ободную ленту, предварительно посыпав камеру тальком. Подкачайте камеру и заверните золотник. После этого проделайте операции, показанные на рисунке Порядок монтажа шин :
Порядок монтажа шины
I — положите шину на обод с некоторым перекосом и вставьте вентиль в вентильный паз. Проследите за тем, чтобы не было перекоса вентиля. Приподнимите шину со стороны вентиля и наденьте на обод:
II — наденьте бортовое кольцо и вставьте в канавку обода противоположную от разреза часть замоч ного кольца, утопите сначала одну часть кольца и затем другую.
Не монтируйте кольцо ударами молотка без применения деформируемой прокладки. Это приведет к появлению забоин и деформации замочного кольца.
Убедитесь, что кромки замочного кольца находятся под бортом шины. Если в некоторых местах кромка кольца упирается в борт шины, необходимо заправить кромку под борт.
Поставьте колесо в специальное предохранительное ограждение, а в дорожных условиях положите замочным кольцом вниз. Подкачайте шину до давления не более 49 кПа (0,5 кгс/см 2 ). Убедившись, что борт шины по всей окружности находится на замочном кольце, доведите давление до нормального.
При сборке и установке помните, что бортовое и замочное кольца и обод не должны иметь трещин, вмятин, ржавчины и грязи (особенно в замочной канавке), а соприкасающиеся поверхности покрышек должны быть присыпаны тальком.
Замочное кольцо должно надежно входить в канавку обода всей своей внутренней поверхностью.
Для демонтажа бескамерной шины с обода колеса необходимо:
— полностью выпустить воздух из шины;
— сделать пометки на шине и ободе (для сохранения балансировки после сборки);
— установить колесо в сборе с шиной в горизонтальное положение диском вверх;
— вильчатым и плоским прямыми концами монтажных лопаток полностью снять борт шины с конической посадочной полки обода (см. рис. Порядок демон тажа колеса с бескамерной шиной. 1 ):
— перевернув колесо с шиной диском вниз, аналогичным приемом снять второй борт шины с полки обода;
— осадить борт шины до уровня монтажного ручья. Одновременно с диаметрально противоположной стороны ввести между ободом колеса и бортом шины изогнутые плоские концы монтажных лопаток, вывести борт за торец обода в данном месте и далее, передвигаясь по окружности колеса, утопить торец обода во внутрь шины (см. рис. Порядок демонтажа колеса с бескамерной шиной. 2 );
Порядок демонтажа колеса с бескамерной шиной
— перевернуть колесо с шиной диском вверх;
— изогнутым и прямым концами монтажных лопаток закрепиться за нижнюю закраину обода и вывести ее из полости шины, при этом борт шины с противоположной стороны должен находиться в монтажном ручье обода (см. рис. Порядок демонтажа колеса с бескамерной шиной, 3 );
— удерживая вильчатым концом одной из монтажных лопаток обод в положении, указанном на рис. Порядок демонтажа колеса с бескамерной шиной, 4 , тзогнутым плоским концом второй лопатки, вводимым последовательно по кругу между бортом шины и закраиной обода, извлечь обод из шины;
— при необходимости снять вентиль с обода.
Для облегчения монтажа и демонтажа, а также для избежания повреждения герметичного слоя шины, борт шины и бортовая закраина обода должны протираться ветошью, смоченной в мыльной или обычной воде.
Перед монтажом проверить техническое состояние колеса и шины: колесо не должно иметь ржавчины, рязи, задиров металла, особенно на конусных поверхностях, соприкасающихся с шиной; шина должна быть без повреждения бортов, глубоких порезов, пробоин на боковинах или беговой дорожке. Шиномонтажные работы должны выполняться исправным инструментом.
Для монтажа бескамерной шины на обод колеса нужно:
— установить вентиль на обод колеса;
— установить шину в горизонтальное положение;
— нижнюю закраину обода колеса, расположенного диском вверх, полностью ввести в полость шины (см. рис. Порядок монтажа бескамерной шины, 1) ;
— перевернуть колесо с шиной и, удерживая верхний борт шины на уровне монтажного ручья обода, плоскими концами сначала одной, затем обеих монтажных лопаток, полностью завести его за бортовую закраину обода (см. рис. Порядок монтажа бескамерной шины, 2) :
— накачать шину воздухом до рабочего давления;
— проверить герметичность посадки шины на ободе.
Порядок монтажа бескамерной шины
Монтаж и демонтаж шин на предприятии должен осуществляться на специально отведенном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.
Монтаж и демонтаж шин в дорожных условиях необходимо производить специальными монтажными лопатками из комплекта инструмента и принадлежностей.
— не монтируйте шину на обод, не соответствующий по размеру данной шине;
— не используйте бортовые и замочные кольца от колес других марок автомобилей;
— не используйте шины, на бортах которых имеются задиры it повреждения, препятствующие монтажу;
— во время и после накачивания шины не ударяйте по ободу, замочному и бортовому кольцам и шине;
— для сохранения балансировки колеса старую шину устанавливайте в таком же положении, как и до разборки (метки на шине и ободе должны быть совмещены).
Гайки крепления колес должны быть затянуты равномерно в два-три приема согласно схеме, указанной на рис. Порядок затяжки гаек колеса с моментом 54-67 кгс.м. Перед установкой дисковых колес следует очистить посадочное место на ступице и колесе. Смажьте смазкой посадочный диаметр на ступице, резьбу на болтах крепления колес. Капните каплю мае ла между гайкой и опорной шайбой.
После снятия и очередной установки дисковы: колес на автомобиль проверьте момент затяжки гае после небольшого пробега (100. 150 км). При необхе димости подтяните до указанного момента.
Порядок затяжки гаек колеса
Ухудшение устойчивости движения автомобиля
Нарушена балансировка колес
Отбалансируйте колеса с шинами в сборе
Недостаточное давление в шинах
Доведите давление до нормы
Свободный ход в подшипниках ступиц и неправильная затяжка гаек крепления колес к ступицам
Отрегулируйте подшипники ступиц колес, затяните гайки
Неправильная установка управляемых колес
Отрегулируйте величину схождения колес
Неравномерный износ протектора шин
Проведите перестановку шин
Ухудшение самовозврата передних колес в нейтральное положение
Недостаточное давление в шинах
Доведите давление до нормы
Увеличение усилия на рулевом колесе
Недостаточное давление в шинах передних колес
Доведите давление до нормы
Недостаток смазки в подшипниках ступиц колес
Перетяжка подшипников ступиц передних колес
Отрегулируйте подшипники ступиц колес
Недостаток смазочного материала в подшипниках ступиц колес
Перетяжка подшипников ступиц колес
Отрегулируйте подшипники ступиц колес
Повышенный износ шин второй оси (для автомобилей с колесной формулой 8×4)
Не отрегулировано положение колес второй оси
Отрегулируйте положение колес второй оси (см. раздел «Рулевое управление»)