- Марки жидкостей для гидравлических систем автомобиля
- Гидравлические масла и жидкости
- Принцип работы гидравлики
- Какую роль играет масло в гидравлической системе?
- Состав гидравлических масел и жидкостей
- Требования к гидравлическим маслам и жидкостям
- Виды гидравлических масел и жидкостей
- На что обратить внимание при выборе гидравлического масла
- На маркировку жидкостей
- На стойкость к окислению
- На температурные показатели работы
- На составляющие элементы гидравлической системы
Марки жидкостей для гидравлических систем автомобиля
Гидравлические системы по своему назначению можно разделить на следующие три основные группы: системы, предназначенные для передачи усилий на расстояние (увеличение или уменьшение передаваемых усилий); системы для автоматической бесступенчатой передачи усилий от двигателя к трансмиссии.
Амортизаторные жидкости предназначены для гашения колебаний при движении автомобиля. Гидравлические амортизаторы смягчают толчки и удары, вызываемые неровностями дороги, повышают плавность хода автомобиля. От работы амортизаторов зависит срок службы автомобиля и допустимая скорость движения. Работа амортизатора основана на использовании свойства жидкости — ее несжимаемости и способности мгновенной и равномерной передачи нагрузки по всем направлениям.
Температура жидкости в амортизаторах может изменяться в зависимости от температуры окружающего воздуха от —50 °С до 140 °С за счет превращения кинетической энергии колебаний в тепловую. Давление жидкости в амортизаторах достигает 10 МПа.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Жидкости для амортизаторов должны обладать хорошими вязкостно-температурными и смазочными свойствами, химической стабильностью в течение длительного периода времени, не обладать агрессивностью по отношению к металлическим и резиновым деталям, иметь минимальную склонность к пенообразованию. При увеличении вязкости возрастает сопротивление амортизаторов, увеличивается жесткость их работы. Увеличение пены увеличивает сжимаемость жидкости. Основной причиной пенообразования является чрезмерное проникновение воздуха в гидросистему и ее диспергирование в жидкости в виде мельчайших пузырьков.
В качестве жидкостей для гидравлических амортизаторов применяют маловязкие масла нефтяного происхождения. В качестве зимнего сорта применяют веретенное масло АУ из сернистых нефтей, а в качестве лет-него — смеси 50% трансформаторного и 50% турбинного масла 22.
В качестве всесезонных применяют жидкости АЖ-12Т, АЖ-16А и МГП -10.
АЖ-12Т ( ГОСТ 23008—78) представляет собой фракцию трансформаторного масла, загущенную крем-нийорганической этилполисилокса-новой жидкостью с добавлением антиокислительной присадки (ионол) и противоизносной присадки (совол). Температура застывания жидкости составляет —52 °С, кинематическая вязкость при 50 °С —12 мм2/с.
АЖ-16А представляет собой смесь низкозастывающих нефтяных масел, загущенную вязкостными присадками.
Температура застывания жидкости —60 °С, а кинематическая вязкость при 50 °С — 16… 16,5 мм2/с.
МГП -10 изготавливают из высо-коочищенного минерального масла с добавлением пакета присадок. Применяется для гидравлических амортизаторов автомобилей ВАЗ .
Тормозные жидкости предназначены для применения в гидравлических приводах тормозов автомобилей. Являясь рабочим телом, тормозные жидкости передают усилие мозного цилиндра к колесным тормозным цилиндрам. Надежность и безотказность работы гидропривода тормозов, а следовательно, и безопасность движения автомобилей, в значительной степени зависят от эксплуатационных свойств применяемых тормозных жидкостей. К основным эксплуатационным свойствам тормозных жидкостей следует отнести вязкостно-температурные, противокоррозионные, противоизносные и защитные свойства, склонность к образованию паровых пробок в системе гидропривода, воздействие на резиновые детали, а также стабильность против расслоения и образования осадков.
Для обеспечения надежной работы гидропривода тормозов в летнее время года или в южных районах давление насыщенных паров жидкости должно быть невелико, а температура кипения достаточно высока. При эксплуатации автомобилей в тормозную жидкость может проникать влага. Из опыта эксплуатации известно, что в течение первого года эксплуатации в жидкости накапливается до 2% влаги, второго — 3,5 и третьего — 4,5%.
На рис. 2 показано изменение температуры кипения тормозной жидкости на гликолевой основе от пробега автомобиля.
Вследствие поглощения влаги температура кипения «увлажненных» жидкостей снижается до 130…150 °С. Применение тормозных жидкостей с невысокой температурой кипения может привести к образованию паровых пробок и в конечном счете к «провалу» педали тормоза.
Смазочные свойства тормозных жидкостей должны обеспечивать долговечную работу металлических и резиновых деталей гидропривода тормозов. Условия эксплуатации автомобилей и конструкции тормозных цилиндров создают предпосылки возникновения коррозии в зазоре между рабочими поверхностями поршня и тормозного цилиндра (щелевая коррозия), которая усиливается из-за проникновения в зазор воды с химически активными веществами. В результате на рабочих поверхностях поршня и цилиндра образуется среда, вызывающая коррозию металлов.
Щелевая коррозия оценивается по нагрузке извлечения поршня из цилиндра (на модельной установке) и выражается в баллах. При оценке «О» баллов считается, что тормозная жидкость не склонна вызывать щелевую коррозию.
Показателем коррозионной агрессивности жидкости (среды) к металлам является концентрация водородных ионов рН, численное значение которого для современных жидкостей должно быть не ниже 7.
Инертность тормозных жидкостей по отношению к резиновым деталям гидропривода тормозов характеризуется способностью не разрушать, не вызывать шелушения и не изменять формы и размеры резиновых деталей.
В результате взаимодействия тормозных жидкостей с резиновыми деталями происходит проникновение молекул жидкости в резину и обратный процесс диффундирования ингридиентов из резины в тормозную жидкость. От преобладания того или другого процесса происходит набухание (увеличение) или усадка (уменьшение) манжет. Набухание манжет до определенной величины необходимо для компенсации потери массы манжет за счет их изнашивания. Однако чрезмерное набухание ведет к разрушению резиновых деталей. Усадка манжет недопустима, так как приводит к подтеканию и потере жидкости.
Стабильность тормозных жидкостей характеризуется их склонностью к окислению кислородом воздуха и расслаиванию. Стойкость к окислению определяет работоспособность жидкости не только в.период эксплуатации, но и в условиях хранения автомобилей.
Для улучшения эксплуатационных свойств тормозных жидкостей к ним добавляют антиокислительные, противо-износные, противокоррозионные, защитные и другие присадки.
Классификация тормозных жидкостей производится по типу основы, принятой для их изготовления: нефтяные, спирто-касторовые, спирто-глицериновые, ксилитановые, фурфурольные, гликолевые, силиконовые, или по температуре кипения свежей и увлажненной жидкостей.
Нефтяные жидкости для гидропривода тормозов не нашли широкого применения вследствие необходимости применения резиновых уплотнительных деталей, изготовленных только из маслостойкой резины. Не нашли применения спирто-глицериновые, ксилитановые и фурфурольные тормозные жидкости вследствие неудовлетворительных вязкостно-температурных свойств и коррозионной агрессивности по отношению к металлам, а кремнийорга-нические (силиконовые) жидкости — из-за полной несовместимости с водой. Наибольшее распространение получили гликолевые и спирто-касторовые жидкости.
Спирто-касторовая тормозная жидкость БСК представляет смесь 50% бутилового спирта и 50% касторового масла с добавлением красителя. Обладает хорошими смазочными, но неудовлетворительными низкотемпературными свойствами. Применяется на старых моделях автомобилей.
Гликолевая тормозная жидкость «Нева» представляет многокомпонентную смесь на основе этилкарбитола с добавлением антикоррозионных присадок. Обладает удовлетворительными смазочными и низкотемпературными свойствами, но гигроскопична, вследствие чего обладает недостаточными противокоррозионными свойствами. Применяется для большинства современных автомобилей, имеющих гидропривод тормозов. Из-за агрессивности к резиновым манжетам из резины на основе синтетического каучука ее нельзя применять на автомобиле «Волга» ГАЗ -2401.
Тормозная жидкость «Томь» является также много-компонентной гликолевой жидкостью на основе этилкарбитола, боратов, загустителей и противокоррозионных присадок. Обладает хорошими смазочными и низкотемпературными свойствами. Температура кипения свежей и увлажненной жидкости выше, чем у жидкости «Нева». Применяется для всех современных моделей автомобилей.
Высокотемпературная жидкость «Роса» представляет многокомпонетную смесь на основе борсодержащих оли-гомеров, окисей алкиленов с добавлением антиокислительных и противокоррозионных присадок. По своим свойствам она превосходит тормозные жидкости «Нева» и «Томь». Имеет высокую температуру кипения, применяется на автомобилях с дисковыми тормозами, в условиях движения с интенсивным торможением, а также в условиях жаркого климата.
Жидкость ГТЖ -22М на основе смесей гликолей предназначена для применения на специальных автомобилях, но может применяться взамен и наряду с другими гли-колевыми жидкостями.
Тормозные жидкости на гликолевой основе можно смешивать между собой в любых соотношениях. Смешивать гликолевые тормозные жидкости со спирто-касторовой недопустимо, так как может произойти расслаивание жидкости с образованием осадка, что может вызвать потерю подвижности поршней в тормозных цилиндрах.
Гидравлические масла и жидкости
Современные механизмы в автомобилях, грузовой и специальной технике точны, надежны, просты в использовании. Однако если речь идет о гидравлике, то здесь никак не обойдется без качественных жидкостей. От правильного выбора будет зависеть долговечность и бесперебойная работа всей системы. Давайте попробуем разобраться, чем особенны масла для гидравлических систем, каких видов они бывают и как подобрать подходящее для разных условий эксплуатации.
Принцип работы гидравлики
Подъемные устройства в кузовах и кабинах грузовых автомобилей, тормозные системы, рулевое управление – все это разрабатывается с учетом простейшей идеи, которая была предложена и обоснована Паскалем. Физический закон, на котором основана работа подобных механизмов, гласит: если приложить к объему жидкости определенное давление, то будет создана сила, которая передается равномерно во всех направлениях.
Данный принцип лег в основу гидравлических систем, так как он позволяет упростить строение и конструкцию многих приспособлений. Масло, подаваемое через тонкие шланги, сжимается под прессом и может «выполнять» сложную работу по подъему, сдвигу и т.д. Поскольку задачи порой ставятся действительно важные, нужно уделить внимание не только целостности системы и всех деталей, но и составу жидкости.
Какую роль играет масло в гидравлической системе?
Жидкость, которая циркулирует в замкнутом контуре, в первую очередь, должна передавать энергию от поршня насоса до точки приложения силы. Также она предохраняет элементы механизма от износа, коррозии и иных воздействий агрессивных сред. Гидравлические масла и жидкости выполняют множество функций, и все это достигается благодаря особым компонентам, которые тщательно подбираются. Современные производители предлагают большой ассортимент, среди которого вы всегда сможете выбрать подходящий тип вещества.
Гидравлические масла – жидкости, которые отвечают за жизнеобеспечение всей системы. Они используются в тяжелой и легкой промышленности, в работе транспорта, наземной, воздушной, водной техники. Практически ни один современный агрегат не обходится без гидравлики. Не зря данный тип масел – второй по популярности после моторных, являющихся лидерами среди смазочных материалов. Доля смазок для гидравлики – примерно 13-15% от всего потребления.
Состав гидравлических масел и жидкостей
Условно его можно поделить на 2 неравных доли. Большую часть по объему занимает основа – это базовые масла, в дополнение к ним идут присадки – особые примеси, которые улучшают эксплуатационные свойства гидравлической жидкости.
Основа масла может быть разной:
- Минеральная. В этом случае используются парафиновые, нафтеновые масла и их смеси);
- Синтетическая. Это гидрокрекинговые, ПАО, эфирные масла и полигликоли;
- Натуральная. В некоторых типах биоразлагаемых жидкостей применяют растительные компоненты (например, рапсовое масло).
Присадки – особые добавки, которые продлевают срок службы гидравлической жидкости, противостоят коррозии металлических деталей механизма, уменьшают износ, исключают задирные явления, вспенивание масла. Также они помогают избавиться от агрессивных осадочных веществ, снижают коэффициент трения. Как правило, производители используют в составе сбалансированный пакет добавок. Это могут быть:
- Поверхностно-активные присадки (дезактиваторы металлов, модификаторы трения, ингибиторы коррозии и пр.);/li>
- Присадки к базовым маслам (антивспенивающие вещества, антиоксиданты или направленные на улучшение вязкости добавки и т.п.).
Можно грубо разделить все присадки на 2 группы: содержащие цинк и золу (их больше всего) и системы, в которых данные компоненты отсутствуют.
Требования к гидравлическим маслам и жидкостям
Механизмы, работающие на принципах гидравлики, используются в совершенно разных условиях. Это могут быть длительные и стабильные средние или низкие нагрузки, могут быть высокие и неравномерно распределенные, резкие и экстремальные, в условиях повышенной влажности или чрезмерно холодных температур…. При этом система должна быть надежной всегда и работать без сбоев. Поэтому к гидравлическим маслам предъявляются высокие требования.
Наиболее важные среди них – первичные, связанные с главной функцией жидкостей:
- Передача энергии давления или сил и крутящего момента;
- Минимизация трения и износа поверхностей скольжения в условиях граничного соприкосновения;
- Рассеивание тепла;
- Увеличение срока службы машин, оборудования, станков и техники;
- Способность сохранять необходимую вязкость при разных температурах;
- Защита деталей от коррозии.
Все это – эксплуатационные характеристики, которые определяют качественную работу гидравлической системы. Помимо этого, масла должны проявлять следующие свойства:
- Инертность к металлам и совместимость с ними. Жидкость не должна разрушать поверхность цветных и черных металлоизделий;
- Низкое вспенивание. Во время функционирования механизма из-за резких скачков давления воздух может отделяться от жидкости и превращаться в пену, что значительно снижает полезные свойства масла. Специальные присадки этому препятствуют;
- Высокая окислительная и термическая стабильность. Жидкость не должна окисляться с повышением рабочей температуры – это сокращает срок службы машины или оборудования;
- Хорошая аэрационная способность;
- Отличная фильтруемость и водоотделение. Поскольку гидравлические системы используются практически во всех сферах производства, транспортной отрасли, то они постоянно контактируют с внешней средой, полной загрязнений. Добавление присадок в масло помогает ему выполнять функцию очистки механизма: оно удаляет отложения, частицы гари и пр.;
- Огнестойкость;
- Токсикологическая безвредность и экологичность. Современные сертифицированные продукты обязательно проходят проверку, им присваивают соответствующий класс.
Выполнение всех данных требований невозможно при использовании в составе только одного базового вещества. Поэтому гидравлические масла – это жидкости, сложные по своей структуре, компонентному разнообразию, химическим и физическим характеристикам. Следует отметить, что ведущие мировые производители научились совмещать все эти свойства в одном продукте.
Виды гидравлических масел и жидкостей
Все системы, в которых используется давление жидких веществ и составов, разделяют на 2 типа:
- Гидродинамические. В них применяется кинетическая энергия движущегося потока, при этом его давление низкое, а скорость течения высокая. В них задействуются энергопередающие жидкости;
- Гидростатические. Здесь требуется высокое статическое давление при низкой скорости движения. Для этой цели применяются гидравлические масла.
Другой критерий классификации – сфера применения. По этому признаку можно выделить:
- Гидравлические масла и жидкости для промышленного оборудования;
- Для спецтехники, грузового наземного транспорта;
- Для водных судов;
- Для летательных машин;/li>
- Для гидротормозных и амортизаторных систем.
Существуют также производственные характеристики, по которым разделяют гидравлические масла: синтетические жидкости, минеральные с присадками и без них. В некоторых случаях целесообразно подбирать смазочный материал по цвету, только нужно учесть, что нельзя смешивать, например, зеленое масло с любым другим. При покупке надо учесть множество ограничений: неправильный подбор может спровоцировать снижение защитных свойств, потерю ряда важных характеристик жидкости и, как результат, нарушение работы механизма и выход из строя.
На что обратить внимание при выборе гидравлического масла
На маркировку жидкостей
Продукты разных производителей могут иметь одни обозначения на этикетке. Когда ищете подходящий вариант, обратите внимание, вот что могут обозначать буквы:
- АУП – жидкости для гидравлических систем подъемных передач. Могут применяться для наземной и водной спецтехники;
- АУ – веретенное низкозастывающее масло, которое используют в станках с высокими скоростями;
- ВМГЗ – предназначено для механизмов машин, функционирующих на открытом воздухе;
- «А» – гидравлические жидкости для АКПП и гидротрансформаторов;
- ГТ – для дизельных поездов;
- «Р» – производится для заливки в гидроподъемники и механизмы рулевого управления;
- ЭШ – приобретается для гидравлических систем, работающих с особенно высокими нагрузками;
- МГЕ – так помечаются смазочные материалы для сельскохозяйственной техники и машин.
В нашей стране действует государственный стандарт, который согласован на международные и распространяется на разные виды смазочных материалов. Для гидравлических жидкостей данная маркировка выглядит так: 17479.3-85. Это соответствует ISO 3448.
На стойкость к окислению
Гидравлические системы сделаны из металлических элементов: обычно используются алюминий, сталь, бронза и другие сплавы. К сожалению, они подвержены коррозионно-химическому воздействию из-за окисления масла. Также на это влияют продукты расщепления присадок при повышенных температурах.
Поэтому при выборе жидкости не стоит забывать и о таком показателе, как рабочая стойкость. Под воздействиям температуры гидравлическое масло может окисляться, что приводит к повышению вязкости, к накоплению осадков. Все это замедляет работу механизма. Для придания продукции антиокислительных свойств производители добавляют в состав присадки фенольного и аминного типа.
На температурные показатели работы
Во время эксплуатации гидравлики жидкость нагревается. Обращайте внимание, в каких условиях используется оборудование и машины. Критические границы температуры масла, заявленные заводом-изготовителем, должны быть достаточно высокими, чтобы оно не кипело и не замерзало в морозы.
На составляющие элементы гидравлической системы
При первом использовании жидкости или ее замене также убедитесь в надежности всех деталей и «расходников». Состояние фильтров и уплотнителей должно быть отличным. Дело в том, что в процессе эксплуатации взвеси, появляющиеся от применяемых присадок, могут загрязнять фильтрующий агрегат. Всевозможные прокладки, которые размещаются в гидравлической системе, должны быть совместимы с используемой жидкостью. Лучше отдавать предпочтение фирменным деталям.
Если у вас возникли трудности с выбором масла, вы можете обратиться к специалистам нашей компании. В линейке продуктов ZIC присутствуют гидравлические жидкости для разнообразных механизмов. Помните, что основанием для надежной работы системы служит качественный состав масла.