Тест драйв: MAN TGX
Для большого числа перевозчиков этот автомобиль без натяжки можно назвать культовым. Дело не только в том, что на его эмблеме запечатлен гордый царь зверей. Знаменитое на весь мир немецкое качество, свежий дизайн, высокий уровень комфорта стали визиткой флагмана из Мюнхена. В прошлом году в России стартовали продажи обновленной версии магистрального тягача MAN TGX, и это повысило интерес к нему со стороны транспортных компаний и дальнобойщиков-одиночек.
MAN TGX: царь зверей из Мюнхена
Первое знакомство с MAN TGX и первый тест-драйв мне довелось провести в Германии в 2007-м. Впечатления оказались восторженными, и смазала их лишь информация о том, что китайцы уже разнюхали про новинку и умудрились скопировать экстерьер. Шеф-дизайнер даже не скрывал своего разочарования, но что делать – таковы сегодняшние реалии… Зато автомобиль в паре с моделью TGS стал «Грузовиком года-2008», и это говорит о многом, в частности о том, что на тот момент это был лучший представитель коммерческого транспорта в Европе.
Плановое обновление флагмана немцы провели ровно через пять лет после начала производства TGX. За это время вместе с моделью TGS было продано свыше 200 тыс. ед., и результат достоин уважения, ведь старт продаж выпал на канун беспрецедентного мирового финансового кризиса. Рестайлинг понадобился не ради косметического улучшения внешнего облика, а для повышения конкурентоспособности и повышения эффективности накануне введения норм Евро-6.
К 1 января 2014 года (срок ввода норм Евро-6) MAN готовился загодя, и не один год. Более 10 лет концерн успешно применяет новейшие технологии, без которых не добиться соответствия новым экологическим стандартам ЕС. В их числе – электронный впрыск топлива Common Rail, рециркуляция отработавших газов AGR, селективная каталитическая нейтрализация SCR и фильтр твердых частиц CRT. Все это характеризует и флагман после рестайлинга. И как бы у нас ни относились к самым жестким экологическим требованиям, дальнобойная техника с Евро-6 стала реальностью. Более того, не за горами то время, когда эти машины появятся на вторичном рынке, поэтому к ним стоит присмотреться уже сейчас.
Новый двигатель MAN семейства D2676LF объемом 12,4 л и мощностью 430 л.с. обладает крутящим моментом 2300 Нм при 900-1100 об/мин
Ключевым элементом технологии Евро-6 являются двигатели поколения D20/D26 AGR. Они используются с 2009 года в 5 тыс. грузовиков на рынках Великобритании и Ирландии. В исполнении Евро-5 все вместе они прошли более 400 млн. км, или 520 расстояний от Земли до Луны и обратно. Обычно моторы Евро-6 более прожорливы, чем Евро-5. Но на новых силовых агрегатах MAN потребление топлива уже равно показателю при SCR Евро-5, а потребление AdBlue уменьшено наполовину.
Нередко цена введения Евро-6 – это плюс две сотни килограмм в системе очистки выхлопных газов. Но специалисты MAN создали облегченную конструкцию, не повлиявшую на снижение грузоподъемности новой линейки TG. Важно, что интервал техобслуживания остался прежним: для машин на магистральных перевозках в ЕС он составляет 120 тыс. км. Инженеры добились сохранения прежнего уровня расходов на сервисное обеспечение и ТО, хотя у некоторых конкурентов эти расходы при Евро-6 возросли. Впрочем, не будем идеализировать немецкую технику: коррективы в смету расходов (и порой существенные) вносит пресловутый человеческий фактор. И в российских условиях сбрасывать со счетов его нельзя.
Новый дизайн MAN TGX придал автомобилю свежести. Самые заметные изменения коснулись фронтальной части экстерьера. На передней решетке выложены более крупные буквы названия компании, а символ грациозного царя зверей теперь находится не под логотипом, а над ним. Идентификация сохранилась, а эстетическое восприятие стало лучше.
Изменения передка рассчитаны на технические нормы Евро-6. В частности, они касаются улучшенной аэродинамики, более мощного притока воздуха к радиатору и создания равномерных потоков под днищем. Широкие заслонки обтекателей со встроенными воздуховодами оптимизируют потоки по сторонам, что улучшает охлаждение высоконагруженного двигателя. Перепроектированные боковые стойки кабины, новые заслонки обтекателя и оптимизированные по аэродинамике бампера сократили расход топлива. Не забыты и практичные решения в мелких деталях. Например, открытое положение стеклоочистителей предупреждает повреждение поводков и щеток льдом в зимнее время, а их открытость воздушному потоку предупреждает налипание больших объемов мокрого снега. Итог: в ненастную погоду обзор из кабины стал лучше.
У нового флагмана иное расположение элементов рамы. Для достижения максимального объема резерва топлива разработаны отдельные баки AdBlue повышенной компактности объемом от 25 до 80 л. Любой из них расположен слева на стороне водителя между крылом кабины и ящиком АКБ, а выхлоп выведен вправо. Смещен и левосторонний подъем на рабочую платформу за кабиной. Топливные баки разного объема могут комбинироваться в различном сочетании, максимальный из которых способен обеспечить пробег без дозаправки в 3800 км – актуально для России! Свободное пространство рамы теперь можно использовать, скажем, для гидравлических баков и компрессоров. Даже при наличии компонентов системы Евро-6 пространство над верхним краем рамы остается свободным, что позволяет избежать проблем компоновки узлов при монтаже другого оборудования. Впрочем, это больше характерно для TGS, а TGX в РФ по-прежнему актуален как двухосный седельный тягач.
На обновленном флагмане меняли не только «железо». Ему стал доступен новый мультимедийный блок MAN Media Truck (MMT) Advanced, объединяющий радио и навигатор. Он прост в управлении и отображает информацию на 5-дюймовом сенсорном цветном экране. При прикосновении пальцем, карандашом или другим предметом дисплей точно и быстро реагирует на ввод. Экипажу доступен весь диапазон AM/FM, канал дорожных сообщений о пробках, погоде и ремонтных работах TMC, система радиоинформации RDS, а также 4-канальный аудиоусилитель.
Устройство предоставляет много новых функций. Например, благодаря интерфейсу USB/AUX в правой части среднего вещевого отсека при подключении внешних источников аудиосигнала (скажем, МР3-плеера) музыка идет в динамики водителя. Сохраненные в мобильном устройстве файлы через встроенный интерфейс Bluetooth можно проигрывать в бортовой аудиосистеме. Для надежной коммуникации встроенный интерфейс Bluetooth допустимо использовать и в качестве устройства для громкой связи мобильного телефона. Это важно для связи с диспетчерским центром при движении в сложных условиях, когда водителю приходится часто переключаться и когда руки должны быть свободными от любых устройств, кроме руля и рычага КПП.
Конечно, MAN не единственный производитель, предоставляющий водителям максимальный комфорт. Другие члены европейской «Большой семерки» тоже предлагают шикарное рабочее пространство и зону отдыха, и чему отдать предпочтение – сугубо дело личного вкуса. Но то, что TGX среди одноклассников не выглядит «бледной тенью отца Гамлета» – совершенно точно!
Рестайлнговых TGX много не только на дрогах Европы. Все чаще они мелькают на просторах России, что говорит о востребованности продукта. И это значит, что на вторичном рынке немецкий флагман будет желанным объектом среди других тягачей с пробегом.
Флагманский тягач имеет длину 5875 мм, ширину 2500 мм, высоту 3754 мм (с кабиной XXL) и колесную базу 3600 мм. Снаряженная масса «немца» около 7060 кг, полная – 18000 кг, в составе автопоезда – до 44000 кг. Нагрузка на переднюю ось составляет 7500 кг, на заднюю – 11500 кг. Передняя подвеска – параболические рессоры, задняя – пневмобаллоны. ССУ фирмы Jost высотой 1150 мм, допустимая нагрузка – 11000 кг. Шины размерностью 315/70 R22.5. В общем, классика жанра.
Перевозчикам он доступен с тремя типами кабин: XL, XLX и XXL, с несколькими вариантами колесной базы и высоты седла. В его арсенале есть пневмоподвеска с электронным регулированием ECAS (Electronically Controlled Air Suspension). Она может опустить уровень автомобиля на 90 мм и поднять на 190 мм. Функция памяти обеспечивает вызов двух уровней высоты, а управление ими находится на компактном блоке. Серийно устанавливается новая мультимедийная система ММТ, так что в пути будет нескучно. А восстановить силы на трак-стопах помогут шикарные спальные полки. Двуспальная кабина XXL внутренней шириной 2440 мм установлена на пневмоподвеске, оборудована кондиционером, холодильником, утеплением Nordic, автономным отопителем Eberspacher мощностью 4 кВт, люком в крыше, сдвоенными галогенными фарами с омывателем, круиз-контролем, регулируемыми зеркалами с подогревом. На борту есть также цифровой тахограф на двух водителей, система контроля давления в шинах, магнитола и сабвуфер.
Минувшей осенью в Москве официально дебютировал новый MAN TGХ c двигателем Евро-6. Для рестайлинговых тягачей с 6-цилиндровыми рядными моторами этого класса доступны варианты мощности от 360 до 480 л.с. С ними используют два привычных транспортникам типа коробок передач: автоматизированную 12-ступенчатую «механику» MAN TipMatic и ручную 16-ступенчатую механику ZF. Обе могут сочетаться с гидравлическим замедлителем, который обеспечивает лучшую мощность торможения в диапазоне скоростей от 40 до 85 км/ч. Но не нужно пугаться Евро-6: ему есть достойная альтернатива в России с Евро-5. Он обладает отдачей в 480 л.с. при 1800 об/мин и загоняет кривую крутящего момента на отметку 2300 Нм при 1000-1400 об/мин. С ним ставят механическую 16-ступенчатую КПП ZF 16S222DD. Передаточное отношение главной передачи – 1: 2.85, ведущего моста – 3,08. На машине установлен электронный ограничитель скорости до 89 км/ч и моторный тормоз EVB. Тормозные механизмы всех колес дисковые, на борту установлены системы ABS, ASR, ESP.
На MAN TGX предусмотрена установка двух топливных баков объемом 760 л справа и 580 л слева плюс бак с AdBlue на 100 л. В каждом из них установлен сетчатый фильтр и запирающаяся крышка. В оборудование также включено: дополнительный обогреваемый топливный фильтр с влагоотделителем, электрофакельное устройство облегчения холодного пуска, блокировка дифференциала заднего моста. Достойный набор, впрочем, и цена немаленькая – около 105 тыс. евро с НДС. Дешевле можно найти только автомобиль предыдущего года выпуска или с минимальным пробегом в состоянии нового из Европы. Пока же у нас чаще берут трехлетки и новые MAN TGS.
Кстати, два года с половиной года назад компания вывела на рынок автомобиль, рассчитанный на максимальную эффективность – MAN TGX EfficientLine. Успех модели закреплен и в рестайлинговом исполнении. По сравнению с обычными автомобилями даже при Евро-6 такой грузовик экономит до 3 л/100 км. Тесты европейских перевозчиков показали расход ДТ около 28,3 л на «сотню», что является очень хорошим результатом для перевозок с полной загрузкой. Неудивительно, что транспортные журналисты присвоили этим машинам ряд почетных титулов, среди которых: «Fleet Truck of the Year», «Green Truck», «Irish Truck of the Year 2012» и другие.
Базовой моделью серии TGX EfficientLine является двухосный седельный тягач с кабиной XLX. Наряду с ней доступны трехосники с большими и маленькими кабинами, разной колесной базой и типами подвесок. На сегодняшний день в мире продано более 10 тыс. MAN TGX EfficientLine, и продажи эффективной серии постепенно растут. В 2013-м продвижением таких машин активно занялись и в России – был даже устроен автопробег. От российских перевозчиков всего-то и требуется: внимательно присмотреться к данной технике и сделать свой единственно правильный выбор!
Тест-драйв MAN TGX и MAN Lion’s Intercity: претенденты на звание лучших
За рубежом сложилась неплохая практика: как только становится известен список претендентов на звание лучшего автомобиля в своей категории на престижных конкурсах, автопроизводители предлагают журналистам опробовать новую технику, что называется, «вживую». Компания «МАН Трак энд Бас РУС», следуя этой традиции, уже во второй раз устраивает знакомство со своими новинками на территории России накануне голосования в конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль 2020 года».
Стоит сказать, что такая расторопность в проведении тестов производителям была свойственна не всегда. В свое время журналистам — членам жюри приходилось прилагать немало усилий, чтобы успеть оценить претендентов. В общем, беготня была еще та.
На этот раз в номинации «Перспектива года» выступает модель нового семейства грузовиков MAN TGX — седельный тягач для магистральных перевозок. В номинации «Лучший автобус года» на это звание будет претендовать междугородный автобус MAN Lion’s Intercity с новым пакетом Advance.
Пандемия COVID-19 охватила все сферы нашей жизни, и для того чтобы провести тест-драйв, потребовались неимоверные организационные усилия, а также принятие особых мер безопасности. Испытатели были разведены во времени, после каждого «спича» и тест-драйва — дезинфекция. Наличие у всех масок и перчаток обязательно
MAN TGX
Напомним, что с TGX мы уже знакомили наших читателей на страницах мартовского номера «Движка». Так вот, поскольку начало продаж для нового семейства было назначено на апрель будущего года, участвовать в номинации «Грузовик года» по условиям конкурса ему было рановато. А вот «Перспектива года» подошла как нельзя лучше.
К тому же для нового поколения грузовиков MAN данное действо стало первой российской премьерой. Сейчас предсерийные машины для нашего рынка проходят омологацию на Дмитровском автополигоне, где, собственно, и состоялось мероприятие, о котором идет речь.
Для номинации «Перспектива года» конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» была отобрана самая мощная модификация из всей линейки — MAN TGX 18.640 4×2 BL SA.
При разработке новой модели особое внимание было уделено рабочему месту водителя и его окружению. На переосмысление человеко-машинного интерфейса специалисты потратили около десяти лет, а в тестировании приняли участие 742 водителя. Благодаря этому разработчики достигли наилучшего считывания показаний с приборных панелей. Все они направлены «лицом» к водителю, чтобы тот не отвлекался от дороги.
Разработан новый руль, на который вынесены основные элементы управления мультимедийной системой, а также круглый контроллер MAN SmartSelect для управления навигатором. Такие функции, как активация аварийной сигнализации и рабочего освещения, теперь доступны прямо на водительской двери без необходимости забираться в кабину. Правда, последняя — лишь в качестве опции.
Из внешних изменений стоит обратить внимание на новую облицовку радиатора (хромированные накладки будут доступны как опция) и увеличенный зазор между кабиной и рамой для лучшей организации потоков воздуха в моторном пространстве.
Светодиодные фары с ходовыми огнями стали на 50% ярче, а глубина дальнего света увеличилась на 25%
Зеркала заднего вида, чуть более узкие, смещены немного назад для лучшей обзорности с места водителя. От бокового окна за дверью решили отказаться — визуально его заменяет специальная накладка. За ней внедрены аэродинамические ребра жесткости для лучшего обтекания кабины потоками воздуха. Кроме того, они улучшают вибрационную жесткость кабины, способствуя тем самым уменьшению шума в салоне. Применение различных дефлекторов позволило направить потоки воздуха снизу за дверь кабины. Такое решение оставляет дверную ручку свободной, благодаря чему ее разместили ниже для более удобного открывания двери.
Для улучшения доступа в кабину задействованы ступеньки с противоскользящим покрытием. Сама лестница максимально смещена к середине дверного проема. Дверь распахивается на 89 градусов, при этом расстояние между поручнями составляет 760 мм
В «жилой зоне» тоже есть изменения: она стала комфортнее. В распоряжении водителя 1148 литров в отсеках для хранения вещей. Отчасти этого удалось достичь за счет унификации ветрового стекла (оно уменьшилось) с остальными моделями нового семейства. Управление системами освещения и отопления, окнами и замками возможно прямо со спального места. В его оснащении присутствует многозонный матрас из «холодной пены». Пассажирское сиденье может быть выполнено поворотным, а для работы на нем в торпедо имеется выдвижной столик.
Клиентам компании будет доступно восемь видов кабин и 3 тыс. вариантов расцветки
О грузовиках, которые будут доступны на рынке России (комплектациях, межсервисных пробегах и ценах), компания-производитель расскажет на премьере — весной 2021 года.
Поскольку более сильных ощущений от управления тягачом в составе автопоезда, чем на прошлом тесте в Испании, получить не удалось (возникли трудности с полуприцепом), можно заметить одно: управление столь мощным тягачом (640 л. с.) ненамного сложнее, чем большим кроссовером. При этом обзорность, расположение органов управления — выше всяких похвал. Как, собственно, и управляемость, работа роботизированной коробки передач и моторного тормоза.
MAN Lion’s Intercity Advance
Автобус впервые был представлен публике на выставке «Комтранс» в сентябре 2019 года. Тогда же он был передан первому клиенту. Эта комплектация разработана исключительно для российского рынка. Ее особенность заключается в том, что она позиционируется между междугородными и туристическими сериями.
«Идея продукта буквально витала в воздухе. Его появление — результат нашего постоянного диалога с клиентами. В России расстояния больше, чем в Европе, у нас совершается множество перевозок, которые вроде бы нельзя отнести к туристическим, но и краткосрочными их не назовешь. Так родилась идея междугородника-туриста», — комментирует Павел Селев, коммерческий директор «МАН Трак энд Бас РУС».
Длина MAN Lion’s Intercity Advance (R60) — 12,3 метра. В моторном отсеке установлен шестицилиндровый дизельный двигатель MAN D0836 мощностью 290 л. с. Предусмотрена возможность запуска и остановки двигателя из моторного отсека, в котором есть освещение. Коробка передач — автоматическая ZF 6AP1200 EcoLife со встроенным ретардером (интардером).
Остекление автобуса полностью атермальное. В головном освещении использованы полностью светодиодные фары. Задние фонари выполнены также с использованием светодиодных технологий
Главные особенности этого автобуса находятся в салоне. В зависимости от комплектации он рассчитан на 53 или 55 мест. Кресла оснащены кожаными подголовниками, откидными столиками и сетками для газет, а также расширенными сиденьями и опускаемыми со стороны прохода подлокотниками. Для каждого пассажира установлен индивидуальный блок вентиляции, LED-освещение и встроенный динамик.
Для гида и водителя предусмотрены микрофоны. Также есть устройство громкой связи Bluetooth Comfort для двух мобильных телефонов, включая потоковое аудио. Имеется дополнительное LED-освещение багажных полок и холодильник объемом 41 литр в передней части автобуса.
Машина может быть заказана как с одностворчатой, так и с двухстворчатой боковой дверью, расположенной в базе. По этой причине будет немного разниться полезный объем багажного отделения: в пределах 4,4 кубометра у машины с одностворчатой центральной дверью — у двухстворчатой объем чуть меньше.
Из обширного перечня комплектации автобуса можно выделить наличие более широкой подушки у пассажирских сидений, что благотворно сказывается на комфорте пассажиров при длительных поездках, возможность установки двух мониторов мультимедийной системы, двухточечные ремни безопасности пассажирских сидений и климат-контроль. Из пока недостающих опций — зарядные USB-порты.
Позаботились разработчики и о доступе к основным системам автобуса, начиная от моторного отсека и заканчивая емкостью для омывающей жидкости, блоком предохранителей и запаской. Имеется сигнализация о задымленности в моторном отсеке.
Рабочее место водителя оснащено всем необходимым: многофункциональное рулевое колесо, уже упомянутый микрофон, солнцезащитная шторка с электроприводом, комфортное сиденье с подлокотниками, камера заднего хода, а также видеонаблюдение за второй дверью и многое другое
Приятно удивила легкость в управлении 12-метровой машиной. Четкое рулевое управление позволяет следовать заданной траектории без малейших усилий. Педаль акселератора дозирует нагрузку на ведущие колеса в соответствии с необходимостью. Интардер же напрочь выводит из обращения рабочую тормозную систему, оставляя ее на самый крайний случай.
Плавность хода обеспечивается пневматической подвеской, причем передняя выполнена независимой. При движении в повороте пневматическая система корректирует поперечный наклон кузова, обеспечивая тем самым минимальные крены.
Кузов соответствует требованиям безопасности ECE R66.02 — обеспечение требуемой жесткости в случае опрокидывания. Причем бренд MAN стал следовать этому стандарту до его вступления в силу
На автобус устанавливается двигатель стандарта «Евро-5», но по желанию клиента его могут оснастить и мотором «Евро-6». Это повлечет за собой установку дополнительной емкости для AdBlue.
MAN Lion’s Intercity Advance оборудован «холодным пакетом» с учетом обширного «ареала обитания» данных автобусов, где нередки суровые серьезные морозы. Межсервисный интервал — оставляет 30 тыс. км.