Ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) — замена
Операции общие для всех комплектаций автомобилей
Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание и отсоединить клемму провода «массы» от аккумуляторной батареи .
1 — пробка отверстия под фиксатор ВМТ
Для автомобилей с двигателем К4М дополнительно:
Снять впускной патрубок.
Снять глушитель шума впуска.
Операции общие для всех комплектаций автомобилей
Снять защиту картера двигателя
Снять правое переднее колесо
Снять правый боковой грязезащитный щиток
Снять ремень привода вспомогательного оборудования.
Снять шкив коленчатого вала .
Снять правую опору подвески двигателя.
Вывернуть пробку 1, рисунок 5-1, отверстия под фиксатор ВМТ (головка Тогх Е14, удлинитель).
Для автомобилей с двигателем К7М
Отвернуть болты 1, рисунок 5-2, крепления верхней крышки привода ГРМ (головки сменные 13, 16; ключ трещоточный).
1 — болты крепления верхней крышки привода ГРМ;
2 — верхняя крышка привода ГРМ
Снять верхнюю крышку 2 привода ГРМ.
Отвернуть болты 1, рисунок 5-3, крепления нижней крышки привода ГРМ (головка 8).
1 — болты крепления нижней крышки привода ГРМ;
2 — нижняя крышка привода ГРМ
Снять нижнюю крышку 2 привода ГРМ.
Завернуть болт крепления шкива коленчатого вала с проставкой (головка «на 18», ворток).
Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке так, чтобы метка на зубчатом шкиве распределительного вала оказалась на расстоянии в один зуб до вертикальной оси зубчатого шкива, а метка на зубчатом шкиве коленчатого вала была на расстоянии одного зуба от вертикальной оси шкива (головка «на 18»).
Установить фиксатор ВМТ (фиксатор ВМТ Mot. 1489 или 67.7820-9701 L).
Провернуть коленчатый вал по часовой стрелке до упора в фиксатор (головка «на 18»).
Нанести метку на крышке с помощью маркера (маркер).
Отвернуть гайку 1, рисунок 5-4, крепления оси натяжного ролика (головка » на 16″).
1 — гайка крепления оси натяжного ролика;
2 — натяжной ролик;
3 — ремень привода ГРМ;
4 — болт крепления шкива распределительного вала
Снять ремень 3 привода ГРМ. Снять натяжной ролик 2.
Для автомобилей с двигателем К4М
Отвернуть болты и гайки 1, рисунок 5-5, крепления верхней крышки привода ГРМ (головки сменные 13).
Снять верхнюю крышку 2 привода ГРМ.
Отвернуть болты 1, рисунок 5-6, крепления нижней крышки привода ГРМ (головка 8).
1 — болты и гайки крепления верхней крышки привода ГРМ;
2 — верхняя крышка привода ГРМ
1 — болты крепления нижней крышки привода ГРМ;
2 — нижняя крышка привода ГРМ
Снять нижнюю крышку 2 привода ГРМ.
Ослабить затяжку гайки 1, рисунок 5-7, крепления оси натяжного ролика.
Отвернуть болт 5 крепления обводного ролика с помощью приспособления (приспособление Mot. 1368, головка Torx Т50).
Снять обводной ролик 4.
Снять ремень 3 привода ГРМ.
Отвернуть гайку 1 крепления оси натяжного ролика.
1 — гайка крепления оси натяжного ролика;
2 — натяжной ролик;
3 — ремень привода ГРМ;
4 — обводной ролик;
5 — болт крепления обводного ролика;
6 — зубчатый шкив коленчатого вала
Снять натяжной ролик 2 ремня привода ГРМ. Снять зубчатый шкив 6 коленчатого вала.
Для автомобилей с двигателем К7М
Внимани е. Детали, подлежащие обязательного замене:
— ремень привода ГРМ;
— натяжной ролик ремня привода ГРМ;
— болт крепления шкива коленчатого вала.
Установить не затягивая новый натяжной ролик 2, рисунок 5-4.
Надеть на шкивы новый ремень 3 привода ГРМ, совместив метки на ремне с метками на зубчатых шкивах распределительного и коленчатого валов.
Порядок установки ремня ГРМ:
— шкив коленчатого вала;
— зубчатый шкив распределительного вала;
— зубчатый шкив привода водяного насоса.
Натяжение ремня привода ГРМ на двигателе К7М без автоматического натяжного ролика
Установить натяжной ролик до упора в ремень привода ГРМ,
Затянуть гайку крепления оси натяжного ролика.
Снять фиксатор ВМТ.
Установить приспособление 1, рисунок 5-8, для предварительного натяжения ремня на зубчатый шкив распределительного вала.
1 — приспособление Mot. 1501 для предварительного натяжения ремня привода ГРМ
Создать предварительное натяжение на ветви ремня привода ГРМ с помощью моментного ключа. Момент прилагаемого усилия 10 Н.м (1,0 кгс.м) (ключ моментный).
Снять приспособление со шкива распределительного вала.
Установить приспособление для натяжения ремня привода ГРМ (приспособление Мот. 1135-01 или 67.7812-9703 L).
Натянуть ремень привода ГРМ, поворачивая натяжной ролик с помощью приспособления против часовой стрелки.
Отрегулировать натяжение ремня привода ГРМ поворачивая натяжной ролик при помощи приспособления (прибор Mot. 1505 или «LADAHOPMA — ПИНаР»). Замер проводить на ветви ремня ГРМ между шкивом распределительного вала и шкивом водяного насоса. Частота колебаний 160 ± 10 Гц.
Затянуть гайку крепления натяжного ролика.
Момент затяжки 50 Н.м (5,0 кгс.м)
Повернуть коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке (головка «на 18»).
Заблокировать коленчатый вал в положении ВМТ при помощи фиксатора.
Снять фиксатор ВМТ.
Установить приспособление для предварительного натяжения ремня на зубчатый шкив распределительного вала.
Создать предварительное натяжение на ветви ремня привода ГРМ с помощью моментного ключа.
Момент прилагаемого усилия 10 Н.м (1,0 кгс.м) .
Снять приспособление со шкива распределительного вала.
Проверить натяжение ремня привода ГРМ. Замер проводить на ветви ремня ГРМ между шкивом распределительного вала и шкивом водяного насоса. Частота колебаний 160 ± 10 Гц.
Если величина натяжения за пределами допуска, то повторить процедуру регулировки натяжения ремня привода ГРМ.
Нанести состав фиксатор резьбы на болты 1, рисунок 5-2, крепления верхней крышки привода ГРМ.
Установить верхнюю крышку 2 привода ГРМ.
Момент затяжки болтов крепления верхней крышки привода ГРМ:
— болты М10 — 44 Н.м (4,4 кгс.м);
— болты М8 — 22 Н.м (2,2 кгс.м).
Установить нижнюю крышку 2, рисунок 5-3, привода ГРМ.
Момент затяжки болтов 1 крепления нижней крышки привода ГРМ — 8 Н.м (0,8 кгс.м).
Натяжение ремня привода ГРМ на двигателе К7М с автоматическим натяжным роликом
Установить подвижный указатель 1, рисунок 5-9, после неподвижного указателя 2, повернув эксцентрик 3 против часовой стрелки с помощью ключа с головкой Torx Т50.
Затянуть гайку 4 крепления натяжного ролика.
Момент затяжки гайки крепления натяжного ролика 25 Н.м (2,5 кгс.м).
Снять фиксатор ВМТ.
Повернуть коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке.
Установить фиксатор ВМТ .
Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке до упора в фиксатор ВМТ.
Убедиться, что подвижный указатель 1 расположен напротив неподвижного указателя 2.
Рисунок 5-9 — Натяжение ремня привода ГРМ на двигателе К7М с автоматическим натяжным роликом:
1 — подвижный указатель;
2 — неподвижный указатель;
3 — эксцентрик;
4 — гайка крепления натяжного ролика;
5 — автоматический натяжной ролик ремня привода ГРМ
— отвернуть гайку крепления натяжного ролика привода ГРМ не более чем на один оборот, удерживая эксцентрик ключом;
— плавно установить подвижный указатель после неподвижного указателя, повернув эксцентрик против часовой стрелки с помощью ключа с головкой Torx Т50;
— затянуть гайку крепления натяжного ролика.
Момент затяжки гайки крепления натяжного ролика 25 Н.м (2,5 кгс.м).
Снять фиксатор ВМТ.
Для автомобилей с двигателем К4М
Внимание. Детали, подлежащие обязательного замене:
— ремень привода ГРМ;
— натяжногО ролик ремня привода ГРМ;
— обводной ролик ремня привода ГРМ;
— болт крепленгш шкива коленчатого вала;
— заглушка впускного распределительного вала;
— заглушка выпускного распределительного вала.
Внимание. Перед установкой шкива коленчатого вала обезжирить опорную поверхность шкива и носок коленчатого вала.
Если указатели не совпадают:
Расположить пазы распределительных валов 1, рисунок 5-10, горизонтально и со смещением вниз от осей валов, при необходимости поворачивая распределительные валы с помощью приспособления.
1 — распределительные валы
Установить приспособление 1, рисунок 5-11, для установки фаз газораспределения на двигатель и закрепить болтом 2.
1 — приспособления для установки фаз газораспределения Mot. 1496;
2 — болт
Расположить знаки на спицах зубчатых шкивов распределительных валов вертикально вверх.
Установить новый натяжной ролик 2, рисунок 5-7, ремня привода ГРМ, заведя его выступ в паз.
Завернуть, не затягивая, гайку 1 крепления оси натяжного ролика.
Установить зубчатый шкив 6 коленчатого вала.
Установить новый ремень 3 привода ГРМ.
Установить новый обводной ролик 4 ремня привода ГРМ.
Момент затяжки болта 5 крепления обводного ролика ремня привода ГРМ — 50 Н.м (5,0 кгс.м) .
Шестигранным ключом на 6 мм совместить подвижный указатель А, рисунок 5-12, с выемкой В неподвижного указателя, поворачивая эксцентрик 1 по часовой стрелке.
1 — эксцентрик;
А — подвижный указатель;
В — выемка неподвижного указателя
Затянуть гайку крепления натяжного ролика ремня привода ГРМ моментом 7 Н.м (0,7 кгс.м).
Установить нижнюю крышку 2, рисунок 5-6, привода ГРМ.
Момент затяжки болтов 1 крепления нижней крышки привода ГРМ — 12 Н.м (1,2 кгс.м).
1 — фиксатор ВМТ
Установить фиксатор 1, рисунок 5-13, ВМТ на блок цилиндров.
Установить шкив коленчатого валаа.
Отвернуть болт 2, рисунок 5-11, крепления приспособления Mot. 1496 и снять приспособление 1 для установки фаз газораспределения.
Снять фиксатор ВМТ с блока цилиндров.
Проверка натяжения ремня привода ГРМ на двигателе К4М
Повернуть коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке (если смотреть со стороны ГРМ) и до совмещения ранее нанесенных меток (на шкиве фазорегулятора), установить фиксатор ВМТ на блок цилиндров.
Осторожно довести коленчатый вал до упора в фиксатор.
Снять фиксатор ВМТ с блока цилиндров.
Убедиться, что подвижный указатель А, рисунок 5-12, расположен напротив выемки В неподвижного указателя, если это не так:
— отвернуть гайку 1, рисунок 5-7, крепления натяжного ролика не более чем на один оборот, удерживая подвижный указатель шестигранным ключом на 6 мм;
— плавно подвести подвижный указатель до совмещения с выемкой, поворачивая эксцентрик по часовой стрелке.
Затянуть гайку крепления натяжного ролика ремня привода ГРМ моментом 27 Н.м (2,7 кгс.м).
Проверка установки фаз газораспределения на двигателе К4М
Перед проверкой установки фаз газораспределения убедиться в правильном положении подвижного указателя А, рисунок 5-12, натяжного ролика и выемки В неподвижного указателя..
Установить фиксатор 1, рисунок 5-13, ВМТ на блок цилиндров.
Осторожно довести коленчатый вал до упора в фиксатор.
Установить (не прилагая усилий) приспособление 1, рисунок 5-11, для установки фаз газораспределения (пазы на концах распределительных валов 1, рисунок 5-10, должны находиться в горизонтальном положении и быть смещены вниз от осей валов).
Если приспособление Mot. 1496 не встает на место, то нужно повторно установить фазы газораспределения и отрегулировать натяжение ремня привода ГРМ.
Снять приспособление Mot. 1496 для установки фаз газораспределения.
Снять фиксатор ВМТ с блока цилиндров.
Установить крышку окна на нижней крышке привода ГРМ, убедившись, что штифт входит в выемку.
Операции общие для всех комплектаций автомобилей
Нанести герметик на резьбу пробки 1, рисунок 5-1, отверстия под фиксатор ВМТ и завернуть пробку.
Момент затяжки пробки 20 Н.м (2,0 кгс.м).
Установить правую опору подвески двигателя .
Установить шкив коленчатого вала.
Установить ремень привода вспомогательных агрегатов .
Установить правый боковой грязезащитный щиток.
Установить правое переднее колесо.
Установить защиту картера двигателя.
Для автомобилей с двигателем К4М дополнительно:
Установить впускной патрубок.
Установить глушитель шума впуска.
Операции, общие для всех комплектаций автомобилей
Присоединить клемму провода «массы» к аккумуляторной батарее .
Какой ремень ГРМ выбрать
Ниже представлена таблица испытаний ремней различных марок для двигателей производства ВАЗ. Испытания проводил журнал «За Рулём» в 2021 г.
Виды испытаний | Continental | Подделка под Gates | Gates | Lynx | Trialli | BRT (Балаково резинотехника) |
РЕСУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ | ||||||
Наработка, час | 400 | 3 | 400 | 104 | 286 | 1 |
Итоговая оценка за ресурсные испытания | 5,0 | 1,0 | 5,0 | 2,0 | 3,9 | 1,0 |
ПРОЧНОСТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ | ||||||
Измерение усилия разрыва корда до сушки, кгс | 2440 | 2400 | 2880 | 2000 | 2240 | 1280 |
Промежуточный балл | 3,9 | 3.8 | 5,0 | 2,8 | 3,4 | 1,0 |
Измерение усилия разрыва корда после сушки, кгс | 2400 | 2120 | 3040 | 2160 | 2200 | 1208 |
Промежуточный балл | 3,6 | 3,0 | 5,0 | 3,1 | 3,2 | 1,0 |
Измерение усилия среза зуба до сушки, кгс | 245 | 185 | 275 | 174 | 276 | 162 |
Промежуточный балл | 3,9 | 1.8 | 5,0 | 1,4 | 5,0 | 1,0 |
Измерение усилия среза зуба после сушки, кгс | 359 | 260 | 375 | 310 | 351 | 386 |
Промежуточный балл | 4,1 | 1,0 | 4,6 | 2,6 | 3,9 | 5,0 |
Измерение усилия отрыва поверхностного слоя до сушки, кгс (три образца) | 25 | 25 | 19 | 21 | 52 | 46 |
25,5 | 25,5 | 24 | 19 | 51 | 42 | |
22 | 25,5 | 24 | 18 | 52.5 | 42 | |
Промежуточный балл | 1,6 | 1,7 | 1,4 | 1,0 | 5,0 | 3,9 |
Измерение усилия отрыва поверхностного слоя после сушки, кгс (три образца) | 23 | 2 | 33 | 13,5 | 65 | 12 |
20 | 2 | 42 | 14 | 60 | 12 | |
21,5 | 2 | 37 | 14 | 62 | 10 | |
Промежуточный балл | 2,3 | 1,0 | 3,3 | 2,0 | 5,0 | 1,6 |
Итоговая оценка за прочностные испытания | 3,2 | 2,0 | 4,1 | 2,1 | 4,2 | 2,2 |
Видео