- Методические указания по выполнению лабораторно — практических работ по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
- Методические указания по выполнению лабораторно — практических работ по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
- Содержимое разработки
Методические указания по выполнению лабораторно — практических работ по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Губернский техникум м.р. Кошкинский»
Методические указания по выполнению
лабораторно — практических работ
по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
Профессия «Автомеханик», 2-3 курс
Мастер производственного обучения Куличева Г.Д.
Преподаватель спец.дисциплины Мезенцев А.И.
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
Данные методические указания для студентов являются частью учебно-методического комплекта по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля» для профессии «Автомеханик» . Практикам известно, что можно знать, но не уметь, поэтому в процессе изучения программы МДК 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» профессии «Автомеханик» необходимы и обязательны практические и лабораторные занятия, предусматривающие применение теории на практике, в результате которых появляется умение:
● знания конструкции современных автомобилей, технологического оборудования и материалов
● организации своего труда
● самостоятельной формулировки задач и определения способов их решений в рамках профессиональной компетенции
● осуществление самостоятельного поиска необходимой информации для решения профессиональных задач.
При разработке учебно — методического комплекта учитывались требования ФГОС.
1.Методическая часть: пояснительная записка 4-13
2. Теоретическая часть: с одержание лабораторно – практических работ 14
2.1. Лабораторная работа «Кривошипно шатунный механизм» 15-18
2.2. Лабораторная работа «Газораспределительный механизм» 19-23
2.3. Лабораторная работа «Система охлаждения» 24-28
2.4. Лабораторная работа «Смазочная система» 29-34
2.5. Лабораторная работа «Система питания бензинового двигателя с впрыском топлива» 35-39
2.6.Лабораторная работа «Система зажигания и пуска двигателя» 40-44
3. Заключение 45
5. Список литературы 46
Лабораторные работы являются составляющей частью программы профессионального модуля ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» и входят в содержание МДК 01. 02 . «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей». По задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Лабораторные работы являются итоговыми занятиями по пройденной теме «Устройство автомобиля». В данный лабораторный практикум включено описание работ. Количество лабораторных работ может изменяться в зависимости от количества часов отведенных на изучение МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
В данном лабораторном практикуме представлено 6 лабораторных работ по следующим темам:
«Система зажигания и пуска двигателя»
«Система питания бензинового двигателя с впрыском топлива».
Методические указания это литература, позволяющая освоить профессию, получить профильные базовые знания.
Цели лабораторных работ:
1.Закрепление, углубление и конкретизация знаний, полученных студентами на занятиях и при самостоятельной работе над учебными пособиями и в особенности знаний по изучению конструкции автомобилей, их узлов и агрегатов, материалов для изготовления деталей и их свойств, смазочных материалов и специальных жидкостей.
2.Знакомство с деталями и приборами систем и механизмов автомобиля.
3. Приобретение практических навыков по пониманию процессов, протекающих в механизмах и системах автомобиля при его движении.
4.Закрепление приобретённых навыков по МДК 01. 01. «Слесарное дело и технические измерения», а также подготовка обучающихся к последующему изучению тем по МДК01. 02. «Техническое обслуживание автомобиля» и «Ремонт автомобиля».
Программа по МДК 01.02 Устройство техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Наименование разделов, профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)
МДК 01.02. Устройство техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема 2.1 Устройство автомобилей.
Двигатель. Общие сведения; рабочие циклы; Механизмы и системы ДВС.
Трансмиссия. Общее устройство; сцепление; коробка передач; карданная передача; ведущие мосты.
Несущая система, подвеска, колеса. Рама, передний управляемый мост, подвеска, колеса и шины, кузов, кабина.
Система управления. Рулевое управление, тормозные системы.
1 Кривошипношатунный механизм.
2. Газораспределительный механизм.
3 . Система охлаждения.
4. Система смазки.
5. Система питания бензинового двигателя с впрыском топлива.
6. Система зажигания и система пуска.
Систематическая проработка конспектов занятий ,учебной литературы, выполнение упражнений. Использование методических рекомендаций преподавателя. Изучение правил по ТБ.
Вопросы методики руководства лабораторно- практическими работами.
Определение цели предстоящей работы.
Установление связей предстоящей работы с имеющимися у учащихся заданиями.
Ознакомление учащихся (путём объяснения или по заданиям – инструкциям) с порядком выполнения работы.
Разбор правил безопасности выполнения работы и правил организации рабочих мест.
Указание по фиксации получаемых результатов, оформление отчётов.
Стимулирование самостоятельности, сознательности, самоконтроля в ходе работы учащихся.
Ответы на вопросы учащихся, повторный показ способов выполнения работы.
Промежуточный и итоговый контроль работы учащихся.
Проверка правильности снятий показаний инструментов, замеров, ведения записей.
Контроль организации и содержания рабочих мест, соблюдения правил безопасности.
Поддержание намеченного темпа выполнения работ.
Контроль учащихся по ходу и результатам, полученным в процессе экспериментов.
Анализ совместно с учащимися данных, полученных по ходу работы, формулирование основных выводов.
Анализ отчётов учащихся о результатах лабораторно- практической работы: схемы механизма, цели процесса, порядка выполнения, использования приборов, оборудования, материалов; результаты наблюдений, измерений; расчёты; ответы на вопросы задания — инструкции; выводы.
Оценка выполнения лабораторно- практической работы.
Общие указания по выполнению лабораторного практикума.
К лабораторной работе учащийся должен подготовиться заранее, а именно:
изучить цель предстоящей лабораторной работы;
ознакомиться с её содержанием и порядком проведения;
проработать теоретический материал, относящийся к данной работе по конспекту лекции и учебнику с выделением главных, основных ведущих мыслей прочитанного, с составлением плана прочитанного или изученного с использованием иллюстративного, графического и табличного материала и формулированием выводов и умозаключений на основе анализа прочитанного и изученного.
Перед проведением работы необходимо сделать следующее:
-ознакомиться с устройством оборудования и приборов;
-ознакомиться с правилами обращения с ними;
-собрать узел или механизм и проверить правильность сборки.
При проведении работы необходимо:
определить показатели, по которым даётся задание;
провести обработку данных и необходимые расчёты;
по итогам лабораторной работы составить отчёт.
По окончании работы:
произвести уборку рабочего места.
Занятия проводятся в специализированной лаборатории «Устройство автомобиля». Лаборатория имеет необходимое материальное оснащение: плакаты-схемы общих видов современных моделей автомобилей и двигателей, автомобильные двигатели с разрезами, коробки передач, ведущие мосты. Кроме этого в лаборатории имеются стеллажи с деталями механизмов и систем автомобилей отечественного производства. В случае затруднений студенты обращаются к преподавателю. Преподаватель разъясняет все учебные элементы темы, вызвавшие затруднения В процессе выполнения лабораторной работы и после окончания её студент должен показать преподавателю полученные им опытные результаты и вытекающие из них выводы. После утверждения преподавателем указанных результатов и выводов каждый студент оформляет отчёт по работе, который предоставляется на проверку и подпись преподавателю. Лабораторные работы выполняются в той последовательности, в которой они приведены в задании. Защита последующей лабораторной работы возможна только после защиты предыдущей. По ответам студента преподаватель делает заключение об уровне знаний студента и оценивает защиту лабораторной работы оценкой «Зачтено» или «Не зачтено». При слабой подготовке (оценка «Не зачтено») преподаватель предлагает студенту продолжить работу над изучением темы и повторно защитить лабораторную работу. Предлагаемые формы отчёта преподаватель может изменить по своему усмотрению. Преподаватель также может изменить содержание практической части в связи с приобретением учебным заведением нового оборудования. При выполнении лабораторных работ следует строго соблюдать
технику безопасности на рабочем месте.
Руководство и организация самостоятельной работы обучающихся.
При работе с книгой:
Основными видами работы с книгой являются:
закрепление и повторение изученного материала
самостоятельное изучение учебного материала
определение необходимых данных для решения разных задач
самоконтроль усвоения учебного материала
работа с иллюстрациями, схемами, таблицами, графиками и т. п.
работа со справочной литературой и нормативными материалами.
Учащиеся должны уметь:
— выбрать источник — учебник, учебное пособие, справочник, сборник стандартов, специальные журналы, материалы научно — технической информации, другую дополнительную литературу
работать с оглавлением, находить в источнике необходимые данные
применять приёмы «беглого чтения» текста книги
выделять главные, основные ведущие мысли прочитанного
составлять план прочитанного или изученного
пользоваться иллюстративным, графическим, табличным материалом книги
составлять тезисы и конспект прочитанного, изученного
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа прочитанного и изученного.
Советы учащимся для успешной работы:
прочитайте внимательно материал по конспекту, составленному на уроке при изложении учебного материала преподавателем
прочитайте этот же материал по учебнику
дополните конспект ( на полях ) материалом учебника
постарайтесь разобраться с непонятным, никогда не стремитесь запомнить непонятное
отметьте в конспекте цветными карандашами главные и второстепенные положения
составьте план прочитанного, т. е. объедините главные мысли в единое целое
ответьте на вопросы, имеющиеся в учебнике или предложенные преподавателем; задайте себе два — три вопроса по прочитанному
кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами», проверяя себя по конспекту или учебнику
заучите основные понятия, законы и определения.
Преподаватель оказывает помощь:
по рациональному выбору материала книги для самостоятельного изучения
по подготовке учащихся: вступительной беседой, предложением вопросов для контроля и самоконтроля, определением организации выполнения работы
эффективным руководством процессом работы учащихся с книгой: наблюдением, контролем понимания, разъяснением непонятных терминов, стимулированием учащихся задавать вопросы по неясным, непонятным моментам в тексте и т. п.
по сочетанию работы учащихся с книгой с другими формами и методами их учебной работы
по организации упражнений учащихся в составлении планов прочитанного и изученного: членение на части, выделение главных мыслей, установление связей между ними, формулирование и расположение этих частей в плане и т. п.
при подготовке учащихся к лабораторно- практической работе.
При работе над упражнениями:
Упражнения – многократное и целенаправленное выполнение учащимися определённых действий в целях формирования, развития, закрепления и применения знаний и умений.
В процессе подготовки к лабораторно – практической работе дома учащимся могут быть выданы следующие виды упражнений ( самостоятельных работ ), характерных для процесса изучения специальных предметов.
Это могут быть упражнения репродуктивного характера:
решение учебных ( количественных и качественных) задач
практическое изучение машин, механизмов, другого оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и т. д.
чтение и разбор чертежей, схем, таблиц, графиков, диаграмм и т. п.
выполнение графических работ
разбор технической документации
нахождение необходимых данных в справочниках, таблицах стандартов и других источниках.
Могут быть также и упражнения творческого характера:
систематизация изучаемого и изученного материала
решение диагностических и прогностических задач
решение задач с элементами конструирования
решение « технологических задач» на обоснование действий в заданных производственных ситуациях.
Педагогические требования к упражнениям:
целенаправленность и сознательность
последовательность и взаимосвязь по содержанию
постепенное повышение сложности дидактических задач
постепенное повышение степени самостоятельности учащихся
разнообразие по содержанию и дидактическим задачам
правильное распределение во времени
систематичность и регулярность проведения
— повторяемость в пределах взаимосвязанного материала.
Методические указания по выполнению лабораторно — практических работ по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
Методические указания по выполнению
лабораторно — практических работ
по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
Содержимое разработки
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
сельскохозяйственного и строительного транспорта»
ЗАМ директора по ТМР Директор ГБПОУ ВО «РТСИСТ»
________И.В. половинкина _________________В.А. Силаков
Методические указания по выполнению
лабораторно — практических работ
по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
Мастер производственного обучения Долгополов Г.В.
Пос. Молодежный 2016
Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ
по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
Данные методические указания для студентов являются частью учебно-методического комплекта по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля» для профессии «Автомеханик». Практикам известно, что можно знать, но не уметь, поэтому в процессе изучения программы МДК 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» профессии «Автомеханик» необходимы и обязательны практические и лабораторные занятия, предусматривающие применение теории на практике, в результате которых появляется умение:
● знания конструкции современных автомобилей, технологического оборудования и материалов
● организации своего труда
● самостоятельной формулировки задач и определения способов их решений в рамках профессиональной компетенции
● осуществление самостоятельного поиска необходимой информации для решения профессиональных задач.
При разработке учебно — методического комплекта учитывались требования ФГОС.
1.Методическая часть: пояснительная записка 4-13
2. Теоретическая часть: содержание лабораторно – практических работ 14
2.1. Лабораторная работа «Кривошипно шатунный механизм» 15-18
2.2. Лабораторная работа «Газораспределительный механизм» 19-23
2.3. Лабораторная работа «Система охлаждения» 24-28
2.4. Лабораторная работа «Смазочная система» 29-34
2.5. Лабораторная работа «Система питания бензинового двигателя с впрыском топлива» 35-39
2.6.Лабораторная работа «Система зажигания и пуска двигателя» 40-44
3. Заключение 45
5. Список литературы 46
Лабораторные работы являются составляющей частью программы профессионального модуля ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» и входят в содержание МДК 01. 02 . «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей». По задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Лабораторные работы являются итоговыми занятиями по пройденной теме «Устройство автомобиля». В данный лабораторный практикум включено описание работ. Количество лабораторных работ может изменяться в зависимости от количества часов отведенных на изучение МДК 01. 02. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
В данном лабораторном практикуме представлено 6 лабораторных работ по следующим темам:
«Система зажигания и пуска двигателя»
«Система питания бензинового двигателя с впрыском топлива».
Методические указания это литература, позволяющая освоить профессию, получить профильные базовые знания.
Цели лабораторных работ:
1.Закрепление, углубление и конкретизация знаний, полученных студентами на занятиях и при самостоятельной работе над учебными пособиями и в особенности знаний по изучению конструкции автомобилей, их узлов и агрегатов, материалов для изготовления деталей и их свойств, смазочных материалов и специальных жидкостей.
2.Знакомство с деталями и приборами систем и механизмов автомобиля.
3. Приобретение практических навыков по пониманию процессов, протекающих в механизмах и системах автомобиля при его движении.
4.Закрепление приобретённых навыков по МДК 01. 01. «Слесарное дело и технические измерения», а также подготовка обучающихся к последующему изучению тем по МДК01. 02. «Техническое обслуживание автомобиля» и «Ремонт автомобиля».
Программа по МДК 01.02 Устройство техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Наименование разделов, профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)
МДК 01.02. Устройство техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема 2.1 Устройство автомобилей.
Двигатель. Общие сведения; рабочие циклы; Механизмы и системы ДВС.
Трансмиссия. Общее устройство; сцепление; коробка передач; карданная передача; ведущие мосты.
Несущая система, подвеска, колеса. Рама, передний управляемый мост, подвеска, колеса и шины, кузов, кабина.
Система управления. Рулевое управление, тормозные системы.
1 Кривошипношатунный механизм.
2. Газораспределительный механизм.
3 . Система охлаждения.
4. Система смазки.
5. Система питания бензинового двигателя с впрыском топлива.
6. Система зажигания и система пуска.
Систематическая проработка конспектов занятий ,учебной литературы, выполнение упражнений. Использование методических рекомендаций преподавателя. Изучение правил по ТБ.
Вопросы методики руководства лабораторно- практическими работами.
Определение цели предстоящей работы.
Установление связей предстоящей работы с имеющимися у учащихся заданиями.
Ознакомление учащихся (путём объяснения или по заданиям – инструкциям) с порядком выполнения работы.
Разбор правил безопасности выполнения работы и правил организации рабочих мест.
Указание по фиксации получаемых результатов, оформление отчётов.
Стимулирование самостоятельности, сознательности, самоконтроля в ходе работы учащихся.
Ответы на вопросы учащихся, повторный показ способов выполнения работы.
Промежуточный и итоговый контроль работы учащихся.
Проверка правильности снятий показаний инструментов, замеров, ведения записей.
Контроль организации и содержания рабочих мест, соблюдения правил безопасности.
Поддержание намеченного темпа выполнения работ.
Контроль учащихся по ходу и результатам, полученным в процессе экспериментов.
Анализ совместно с учащимися данных, полученных по ходу работы, формулирование основных выводов.
Анализ отчётов учащихся о результатах лабораторно- практической работы: схемы механизма, цели процесса, порядка выполнения, использования приборов, оборудования, материалов; результаты наблюдений, измерений; расчёты; ответы на вопросы задания — инструкции; выводы.
Оценка выполнения лабораторно- практической работы.
Общие указания по выполнению лабораторного практикума.
К лабораторной работе учащийся должен подготовиться заранее, а именно:
изучить цель предстоящей лабораторной работы;
ознакомиться с её содержанием и порядком проведения;
проработать теоретический материал, относящийся к данной работе по конспекту лекции и учебнику с выделением главных, основных ведущих мыслей прочитанного, с составлением плана прочитанного или изученного с использованием иллюстративного, графического и табличного материала и формулированием выводов и умозаключений на основе анализа прочитанного и изученного.
Перед проведением работы необходимо сделать следующее:
-ознакомиться с устройством оборудования и приборов;
-ознакомиться с правилами обращения с ними;
-собрать узел или механизм и проверить правильность сборки.
При проведении работы необходимо:
определить показатели, по которым даётся задание;
провести обработку данных и необходимые расчёты;
по итогам лабораторной работы составить отчёт.
По окончании работы:
произвести уборку рабочего места.
Занятия проводятся в специализированной лаборатории «Устройство автомобиля». Лаборатория имеет необходимое материальное оснащение: плакаты-схемы общих видов современных моделей автомобилей и двигателей, автомобильные двигатели с разрезами, коробки передач, ведущие мосты. Кроме этого в лаборатории имеются стеллажи с деталями механизмов и систем автомобилей отечественного производства. В случае затруднений студенты обращаются к преподавателю. Преподаватель разъясняет все учебные элементы темы, вызвавшие затруднения В процессе выполнения лабораторной работы и после окончания её студент должен показать преподавателю полученные им опытные результаты и вытекающие из них выводы. После утверждения преподавателем указанных результатов и выводов каждый студент оформляет отчёт по работе, который предоставляется на проверку и подпись преподавателю. Лабораторные работы выполняются в той последовательности, в которой они приведены в задании. Защита последующей лабораторной работы возможна только после защиты предыдущей. По ответам студента преподаватель делает заключение об уровне знаний студента и оценивает защиту лабораторной работы оценкой «Зачтено» или «Не зачтено». При слабой подготовке (оценка «Не зачтено») преподаватель предлагает студенту продолжить работу над изучением темы и повторно защитить лабораторную работу. Предлагаемые формы отчёта преподаватель может изменить по своему усмотрению. Преподаватель также может изменить содержание практической части в связи с приобретением учебным заведением нового оборудования. При выполнении лабораторных работ следует строго соблюдать
технику безопасности на рабочем месте.
Руководство и организация самостоятельной работы обучающихся.
При работе с книгой:
Основными видами работы с книгой являются:
закрепление и повторение изученного материала
самостоятельное изучение учебного материала
определение необходимых данных для решения разных задач
самоконтроль усвоения учебного материала
работа с иллюстрациями, схемами, таблицами, графиками и т. п.
работа со справочной литературой и нормативными материалами.
Учащиеся должны уметь:
— выбрать источник — учебник, учебное пособие, справочник, сборник стандартов, специальные журналы, материалы научно — технической информации, другую дополнительную литературу
работать с оглавлением, находить в источнике необходимые данные
применять приёмы «беглого чтения» текста книги
выделять главные, основные ведущие мысли прочитанного
составлять план прочитанного или изученного
пользоваться иллюстративным, графическим, табличным материалом книги
составлять тезисы и конспект прочитанного, изученного
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа прочитанного и изученного.
Советы учащимся для успешной работы:
прочитайте внимательно материал по конспекту, составленному на уроке при изложении учебного материала преподавателем
прочитайте этот же материал по учебнику
дополните конспект ( на полях ) материалом учебника
постарайтесь разобраться с непонятным, никогда не стремитесь запомнить непонятное
отметьте в конспекте цветными карандашами главные и второстепенные положения
составьте план прочитанного, т. е. объедините главные мысли в единое целое
ответьте на вопросы, имеющиеся в учебнике или предложенные преподавателем; задайте себе два — три вопроса по прочитанному
кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами», проверяя себя по конспекту или учебнику
заучите основные понятия, законы и определения.
Преподаватель оказывает помощь:
по рациональному выбору материала книги для самостоятельного изучения
по подготовке учащихся: вступительной беседой, предложением вопросов для контроля и самоконтроля, определением организации выполнения работы
эффективным руководством процессом работы учащихся с книгой: наблюдением, контролем понимания, разъяснением непонятных терминов, стимулированием учащихся задавать вопросы по неясным, непонятным моментам в тексте и т. п.
по сочетанию работы учащихся с книгой с другими формами и методами их учебной работы
по организации упражнений учащихся в составлении планов прочитанного и изученного: членение на части, выделение главных мыслей, установление связей между ними, формулирование и расположение этих частей в плане и т. п.
при подготовке учащихся к лабораторно- практической работе.
При работе над упражнениями:
Упражнения – многократное и целенаправленное выполнение учащимися определённых действий в целях формирования, развития, закрепления и применения знаний и умений.
В процессе подготовки к лабораторно – практической работе дома учащимся могут быть выданы следующие виды упражнений ( самостоятельных работ ), характерных для процесса изучения специальных предметов.
Это могут быть упражнения репродуктивного характера:
решение учебных ( количественных и качественных) задач
практическое изучение машин, механизмов, другого оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и т. д.
чтение и разбор чертежей, схем, таблиц, графиков, диаграмм и т. п.
выполнение графических работ
разбор технической документации
нахождение необходимых данных в справочниках, таблицах стандартов и других источниках.
Могут быть также и упражнения творческого характера:
систематизация изучаемого и изученного материала
решение диагностических и прогностических задач
решение задач с элементами конструирования
решение « технологических задач» на обоснование действий в заданных производственных ситуациях.
Педагогические требования к упражнениям:
целенаправленность и сознательность
последовательность и взаимосвязь по содержанию
постепенное повышение сложности дидактических задач
постепенное повышение степени самостоятельности учащихся
разнообразие по содержанию и дидактическим задачам
правильное распределение во времени
систематичность и регулярность проведения
— повторяемость в пределах взаимосвязанного материала.
Содержание лабораторно — практических работ.
ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» МДК 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей» ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Тема: «Кривошипно-шатунный механизм».
Цель работы: закрепить теоретические знания по назначению и устройству деталей кривошипно-шатунных механизмов двигателей: ВАЗ-2106, ВАЗ-2110, ЗМЗ-53-11, КамАЗ-740.10.
Время на проведение работы – 2 часа.
Оборудование и наглядные пособия:
1.Макеты, разрезы и детали
1.1.Стенды: «Двигатель ВАЗ-2106», «Двигатель ВАЗ-2110», «Двигатель ЗМЗ-53-11», «КамАЗ-740.10».
1.2.Детали и узлы кривошипно-шатунного механизма: блок-картер, гильзы цилиндров, головки блока цилиндров, прокладка блока цилиндров.
1.3 Штангенциркуль ШЦ-1.
2.Плакаты: «Кривошипно-шатунный механизм».
Беднарский В. В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. – Д.: Феникс, 2005. – 448 с.
Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Кн. 1 – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 432с.
Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Кн. 2. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 256 с.
Вишневецкий Ю.Т. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей: учебник. – 3-е изд. – М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 380 с.
В.А.Родичев Грузовые автомобили. – М.: Проф Обр Издат, 2010
Задания и порядок выполнения работы
1. Изучить назначение и устройство деталей кривошипно-шатунных механизмов двигателей по плакату и учебнику.
На схеме указать номера позиций неподвижных деталей КШМ, их назначение и материалы.
2. Рассмотреть и уметь объяснить:
2.1. Способы крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала
2.2. Способы уплотнения гильз цилиндров в блоке цилиндров
3. Выписать основные параметры двигателя и показать их на схеме
4. Выполнить практическую работу.
4.1 Выбрать из предложенных деталей КШМ, детали относящиеся к неподвижным.
4.2 Измерить штангенциркулем ШЦ-1 диаметры цилиндров в верхней части блока цилиндров.