ATV тест Stels 800G Guepard
Благодаря экономическим санкциям и геополитической обстановке у ближайших российских границ интерес к отечественной и азиатской полноприводной мототехнике в нашей стране вспыхнул с новой силой. Резкая девальвация рубля на корню зарубила мечты многих о вожделенных брендах, оставив покупателям в общем-то не такой уж и большой выбор средне- и большекубатурных квадроциклов.
Новая политика компании «Веломоторс», направленная на максимальную локализацию производства на территории России, привела к рождению двух совершенно новых моделей – Stels Leopard и Stels Guepard. Первый – среднекубатурный ATV – был успешно запущен в серийное производство и стал относительно популярным в своем сегменте. Второй, будучи потенциальным флагманом всего модельного ряда, появлялся в суровых предродовых производственных муках. И вот наконец по прошествии полутора лет он занимает свое законное место в шоурумах дилеров «Веломоторса». В преддверии этой знаменательной даты мне удалось протестировать самый что ни на есть предсерийный экземпляр Guepard в реальных условиях весеннего заснеженного подмосковного бездорожья.
ЗНАКОМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Конструкция новой машины вполне традиционна. У нее пространственная рама из стальных труб, независимые двухрычажные подвески с пружинно-гидравлическими амортизаторами и вариаторная полноприводная трансмиссия. Но основным козырем в борьбе с конкурентами стал, конечно же, новый двигатель. Силовая установка, о которой столько судачили в средствах массовой информации, разработана и производится по заказу «Веломоторса» и по праву может считаться собственным двигателем компании. Этот двухцилиндровый V-образный мотор объемом 800 куб. см обладает весьма неплохими характеристиками и способен вывести полноприводную мототехнику Stels на совершенно новый технический уровень. Его заявленная мощность – 67 л. с. при 6000 об/мин с максимальным крутящим моментом 73 Нм при 5000 об/мин. Второй отличительной особенностью новой машины является ее рекордный клиренс. Такими значениями (310 мм) вряд ли сможет похвастать кто-нибудь из непосредственных конкурентов. И в отличие от большинства моделей-одноклассников, Guepard – квадроцикл полноценно двухместный. Его снабдили съемным пассажирским сиденьем, удивительно похожим на аналогичный модуль мотовездеходов BRP. Еще один козырь новинки – ее внешность. Хотя никаких дизайнерских откровений потенциальный покупатель не увидит, Guepard смотрится очень необычно и интересно. Несмотря на некоторую вторичность имиджевых решений, он один из самых ярких и запоминающихся среди коллег по цеху.
У отечественных квадроциклов оказались совершенно
китайские рулевые пульты
Универсальная приборная панель Koso устанавливается
и на квадроциклы, и на снегоходы
ПОДМОСКОВНЫЙ ТЕСТ
Опробовать новый квадроцикл в реальных, приближенных к «боевым» условиях мне удалось впервые. Составить хоть сколько-нибудь объективное мнение о машине во время прошлого короткого тест-драйва прототипа не представлялось возможным. Но в этот раз в моем распоряжении оказались несколько финальных предсерийных образцов, изрядно потрепанных испытателями, и целый световой день в окрестностях подмосковного Пироговского водохранилища.
Мы штурмовали глубокие колеи и проносились в управляемом заносе по ледяным просторам огромных замерзших водоемов, пересекали густой кустарник на лесных опушках и преодолевали стволы поваленных деревьев вдоль технологических вырубок. Конечно, совсем уж экстремальных внедорожных препятствий нам не встретилось, но и того, что было, с лихвой хватило, чтобы составить вполне объективное мнение об этой машине.
Энергоемкости амортизаторов Guepard вполне
хватает в любых дорожных ситуациях
Лебедка традиционно входит в стандартное оснащение
Новый Guepard – лидер по клиренсу среди одноклассников
Основание подножки крепится к раме. болтами!
Несмотря на свой бегемотоподобный вес в 400 кг, при активной езде подвески Guepard так и не удалось «пробить». Все препятствия отрабатывались вполне корректно, без потери управляемости. Порадовало то, что благодаря правильно подобранному углу рулевой колонки и продуманной конструкции управляется мотовездеход на удивление легко. Я не заметил чрезмерных усилий на руле, да и паразитные реакции от подвески на нем практически не отражались. Кстати, для тех, кому этого будет мало, «Веломоторс» обещает оснастить серийные машины опциональным электроусилителем EPS. Управлять машиной очень удобно, эргономика и водительского, и пассажирского места на высоте!
Теперь рассмотрим когда-то больную для техники Stels тему. Конечно же, речь пойдет о ее надежности. Для тестирования мне предоставили квадроциклы из тестового парка заводских испытателей. То есть на этих машинах отрабатывались многие технические конструктивные решения во время финальной доводки, и эти экземпляры совершенно точно не ездили в тепличных условиях. После испытаний к технике были допущены дотошные и порой бесшабашные журналисты, которые с удовольствием искали пределы прочности новых мотовездеходов. И вот что удивительно: за время теста ни с одним экземпляром Guepard не возникло абсолютно никаких проблем!
Думаю, что с оглядкой на крымский, весьма успешный тест-драйв «младшего брата» Leopard в прошлом году можно с уверенностью говорить о новой технической эпохе в жизни бренда. Похоже, компания «Веломоторс» и ее техника выходят на новый качественный уровень. И если в связи с экономическими пертурбациями у потребителей не возникнет проблем с запасными частями и «расходниками», то квадроциклы Stels однозначно займут лидирующие позиции в своем рыночном сегменте. На момент написания этой статьи предзаказ на новый Guepard производился по цене около 460 000 руб. Немало? Согласен! Но ближайший конкурент в лице CFMoto X8 предлагается за 595 000 руб., а его достоинства по сравнению с ATV 800G не столь очевидны. Так что в сезоне 2015–2016 потребителю придется сильно поломать голову, какому бренду отдать предпочтение: купить ли чистокровного «китайца», цена которого полностью привязана к экспортным процессам и валютному курсу, или же поддержать отечественного производителя и приобрести технически грамотную и выверенную машину, производство которой максимально локализовано в России.
За организацию теста благодарим
компанию «Веломоторс»
Тест-драйв квадроцикла Stels ATV800G Guepard: самый русский зверь
Ответ пришел через полгода. Грянул кризис, и вот тут я понял, что как в воду глядел! Сейчас, когда многие сворачивают свою деятельность в России, BRP и прочие зарубежные бренды взвинчивают цены чуть ли ни в два раза, «Веломоторс» выводит на рынок новый квадроцикл, практически полностью созданный на собственном заводе фирмы под Брянском.
Утилитарный квадроцикл / 2015 г. / 400 кг /800 см3 / 67 л.с. / 73 Нм / 525 000 руб.
Фото: Роман Романишин
Действительно российский квадроцикл
В новейшей квадроистории страны не раз звучали торжественные слоганы о том, что «мы создали полностью отечественный квадроцикл». На деле же оказывалось, что полностью отечественные на квадриках только шильдики с номерами рам и инструкции по эксплуатации. В основном это были машинокомплекты из Поднебесной, к которым прикрутили колеса и приклеили наклейки. В лучшем случае «изобрели» и повесили свой пластик.
С этого же, кстати, начинал и «Веломоторс», производящий технику под брендом Stels. Сами заводчане признают, что опыт был негативным: качество деталей и узлов контролировать было невозможно, да и качество сборки как «тамошней», так и «здешней» страдало. Все это привело к тому, что у бренда сложился далеко не самый положительный образ среди покупателей. В основном это и стало толчком к началу работы по созданию собственного продукта, на качество которого можно влиять и за качество которого можно отвечать.
Вся эта предыстория здесь для того, чтобы представить столь долгожданную многими новинку и первенца компании, которого с первого эскиза и до контрольной проверки давления в шинах создают у нас.
Стартовали продажи квадроцикла Stels ATV800G Guepard, и нам посчастливилось обкатать, пусть и кратко, первые пилотные экземпляры серии. От полностью серийных машин эти экземпляры отличаются «учебным», очень хрупким пластиком, который, как заметно на фото, не смог долго сопротивляться общению с журналистами. Помимо этого, были небольшие различия в настройках двигателей и амортизаторов. В остальном машины полностью серийные.
Экстерьер
Встречаем по одежке? Конечно, мы уже много раз видели прототипы, фото, видео и даже живьем на выставках и немного попривыкли к этому образу, тем не менее квадрик, на мой взгляд, получился потрясающе красивым и современным. В отличие от традиционного для нашей страны «модель устарела еще до выхода в серию». Дизайн, разработанный в КБ «Веломоторс» в Ижевске действительно современен, в меру агрессивен и самобытен. Он не похож ни на что нам знакомое, и это действительно круто, ведь на улице узнают не по шильдику, а по знакомым «фамильным» чертам. Теперь они есть и у Стелса.
Некоторые сетовали на то, что конструкцию, дизайн и «начинку» скопировали с канадских квадроциклов Can-Am, и я даже соглашался с этим мнением. Однако более пристальное изучение аппарата показало, что такая точка зрения – заблуждение. Рама, подвески, обвес, все это не имеет ничего общего с «канадцами». Хотя понятно, откуда у этого предубеждения «ноги растут». В квадрике действительно есть два весьма значительных заимствования. Это сиденье и… двигатель.
Мотор
Если с первым все понятно – удобно и практично, то на «движке» стоит остановиться подробнее. V-образная водяная «двойка» объемом 800 см3 оснащена впрыском топлива и выдает 67 л.с. и 73 Нм. За основу был взят «движок» Rotax, на базе которого по заказу «Веломоторс» и создали свой мотор. Сейчас «движки» собирают (по словам представителей компании) в Японии, но уже в скором времени, после обкатки линии, все оснащение для производства, включая литейное оборудование, переедет на завод в Жуковке.
Мотор, памятуя «донора», получился более чем приятным. Отличная тяга с самых низов, весьма бодрые верхи, никаких провалов по тяге, линейный отклик на курок газа. Этот же мотор, к слову, ставят на снегоход Stels «Росомаха», и на нем он тоже зарекомендовал себя прекрасно как по надежности, так и по холодным запускам в морозы. А значит, на квадрике проблем не будет и подавно, ведь на снегоходе мотор работает в заведомо более тяжелых условиях.
Ходовая часть и силовая конструкция
С подвеской мудрить не стали. На «Гепарде» спереди и сзади стоят сдвоенные А-образные рычаги и гидравлические амортизаторы с винтовыми пружинами. На тестовых машинах стояли амортизаторы разных фирм, но на серийных машинах обещали питерскую «Плазу» или продукцию оного из белорусских заводов.
Когда смотришь на «Гепарда», первым бросается в глаза клиренс. Под брюхом этой «кошки» 310 мм свободного пространства – больше, чем у подавляющего большинства конкурентов. Более высоким дорожным просветом может похвастать только специальный грязевой вариант американского Arctic Cat MudPro 700 с его 356 мм. Так что проблем с перепрыгиванием бревен и камней здесь практически не стоит.
О работе подвески и рулевого управления стоит сказать особо. Для техники из Жуковки это действительно прорыв. Ничего подобного раньше компания не предлагала. Подвеска действительно работает, мягко, но упруго отрабатывая неровности и колдобины. Ни намека на пробой даже на прыжках. При этом нет и той зубодробительной жесткости, присущей многим «китайцам», когда с пробоями борются увеличением жесткости пружин. Конечно, до лучших западных образцов еще есть куда расти, но для своей ценовой категории это несомненный лидер. Даже если сравнивать с основным конкурентом, CFMoto X8, Stels выигрывает по совокупности характеристик. Подвеска «цээфки» чуть более мягкая и комфортная, но пасует в более жестких, чем прогулка за грибами, режимах движения, да и клиренс у «китайца» больше подходит для асфальта, чем для бездорожья.
Порадовал и руль. Наконец-то появился квадрик Stels, на котором не нужно быть титаном, чтобы крутить руль. То ли с геометрией рулевых тяг и сошки поколдовали, то ли качество сборки узла выросло, факт остается фактом. На «Лео» вертеть рулем легко и приятно, даже если тот обут в грязевую зубастую резину, а под колесами густая грязь. Для квадрика массой 400 килограммов это весьма и весьма похвально.
Кстати, о массе. Конечно, четыре сотни килограммов для 800-кубового квадроцикла – откровенно многовато. Брендовые аналоги могут похвастать гораздо более скромными цифрами в графе «масса». Очевидно, «лишний» вес набегает через материал рамы и подвески. «Веломоторс» сам производит трубу для элементов конструкции из отечественного проката и это сказывается. Наверное, если использовать более высококачественные марки стали, толщину стенки трубы можно было бы и сократить, тем самым снизив вес. Однако не стоит забывать и то, что в подавляющем большинстве случаев американские, канадские и японские квадрики продаются в практически «голой» комплектации. Здесь же одна лебедка, которая входит в базовую комплектацию, а значит, и в «снаряженную массу», со всеми проводами, реле и пультами добавляет килограммов 10-12. То же справедливо и для других аксессуаров. В общем, выходит, что «Лео» немногим тяжелее «лучших мировых представителей».
Не обошлось и без маленьких «комков» в стопке красивых и круглых блинчиков. Тормозная система, хоть и имеет четыре дисковых механизма на колесах, не обладает достаточной эффективностью. То есть квадр тормозит, но, чтобы это происходило бодро, нужно действительно сильно жать на рычаги и педаль. Стоило бы подумать над установкой более производительных главных тормозных цилиндров с поршнями большего диаметра. Можно надеяться на то, что со временем этот недостаток будет устранен, ведь «Веломоторс» прислушивается и весьма оперативно реагирует на замечания не только журналистов и экспертов, но и простых пользователей.
Что в итоге?
Конечно же, Guepard не смог одним мощным прыжком поравняться с лидерами этой гонки – европейскими и японскими квадроциклами. Тем не менее его прыжок можно занести в список рекордных. Столь мощного качественного скачка в российской внедорожной технике еще никто не совершал. Пусть есть еще огрехи в сборке и мелкие непродуманности конструкции вроде излишне тугой затычки розетки «прикуривателя» или легкослетающей с петель крышки бардачка на фальшбаке, «Гепард» действительно претендует на награду в номинации «Прорыв».
Сейчас первые экземпляры серийных «Гепардов» уже появились в салонах дилеров и, несмотря на кризис, находят своих покупателей. Что же до цены, то в нынешних условиях говорить о конкретной цифре не приходится. Цена плавает в некоторых пределах. Однако можно сказать одно: среди одноклассников, 700-800 кубовых аппаратов «бюджетного» класса (читай «китайцев»-«тайваньцев»-«псевдорусских»), Guepard находится вне конкуренции.
Наше первое знакомство с «Гепардом» проходило в Подмосковье, в то время, когда снег уже почти сошел, но луж и настоящей «вкусной» грязи еще не появилось. Да и сам тест был весьма быстротечным. Вполне сносно для дебюта, но, разумеется, недостаточно для сбора более подробных впечатлений. В ближайшее время нас ждет большой пробег на «Гепардах». И вот тогда-то мы сможем в полной мере испытать новинку в разных условиях, помакать в грязь, попрыгать по ухабам и как следует газануть по полям. Так что продолжение следует!