Кузовной ремонт автомобиля споттером

Кузовной ремонт и рихтовка споттером

В процессе эксплуатации автомобиля с его кузовом нередко случаются самые различные неприятности: от мелких царапин до серьезных повреждений. И в большинстве случаев мастерам по кузовным работам удается вернуть поврежденным деталям автомобиля первоначальную форму и восстановить лакокрасочный слой. Сегодня вместе со специалистами СТО «Нет вмятин» мы поговорим об эффективном и технологичном способе рихтовки кузова – рихтовке споттером. СТО «Нет вмятин» выполняет кузовной ремонт, рихтовку кузова споттером в Минске.

Споттер крупным планом: этот прибор является разновидностью сварочного аппарата.

В каких случаях споттер незаменим?

– Споттер – это разновидность аппарата для точечной сварки. Однако непосредственно для сварки кузовных деталей его практически не используют. В споттере сила тока используется для локального нагрева металла или для приварки к поврежденной поверхности вспомогательных элементов для рихтовки кузова, – объясняет специалист СТО «Нет вмятин».

Итак, рихтовка споттером применяется для восстановления геометрии поверхности (устранения вмятин) в тех местах кузова, где к ней нельзя подобраться со внутренней стороны. Это в первую пороги, стойки крыши, а также, в ряде случаев – задние крылья, двери и любые другие части кузова, где традиционное выстукивание или выдавливание со внутренней стороны будет неэффективным или нецелесообразным.

Сам по себе споттер не участвует в восстановлении геометрии кузова. При ремонте вмятин с его помощью к поврежденной поверхности приваривают вспомогательную оснастку. Такую как, например, эти шайбы.

Применяя споттер для рихтовки кузовной вмятины, мастер работает только с наружной стороны повреждения. При этом в ходе ремонта не происходит повреждения внутреннего антикоррозийного покрытия кузова, а также не происходит необратимого изменения состава стали – не выжигается углерод, входящий в ее состав.

– И самое главное – рихтовка споттером является очень точной и деликатной. С ее помощью можно выправить вмятину практически до первоначального заводского вида. Впоследствии, при подготовке ремонтируемого участка кузова к покраске, можно обойтись минимальным слоем шпатлевки. То есть, итоговый результат будет максимально качественным, добротным и долговечным, – рассказывает мастер по кузовному ремонту.

Как работает споттер?

В ходе рихтовки споттером можно вытягивать и выравнивать вмятины на кузове, а также осаживать «бугры», «шишки» и «хлопуны», возникающие при растягивании металла в области повреждения. При этом ремонт вмятин и выпуклостей споттером происходит совершенно по-разному.

Классическую вмятину необходимо вытянуть, «зацепившись» за поверхность поврежденного металла. Для «зацепления» с ней споттер предлагает несколько вариантов: можно точечно приваривать кончик специальной насадки с обратным молотком, тут же производить «удар», отрывать насадку (простым поворотом примерно на 90 градусов) и приваривать к другому участку. То есть, происходит своеобразное «отстукивание» металла на вмятине наружу. При этом, как отмечалось выше, приварка наконечника обратного молота не вредит металлу и почти не оставляет на нем следов.

Читайте также:  Какое масло для двигателя 1kz te

Шайбы привариваются споттером к помятой стали в одно касание.

Затем через отверстия в шайбах продевается стальной прут, за который можно подцепиться рычагом или специальным упором, чтобы вытянуть вмятину.

– Также споттер позволяет приварить ко вмятине несколько специальных шайб или волнистую проволоку. Затем к ним подцепляются специальной гребенкой, за которую можно тянуть, применяя специальный рычаг, – поясняет специалист.

Волнистая проволока приваривается лифтером к поврежденной области.

Затем к ней можно подцепиться крючками (гребенкой) и вытягивать вмятину специальным рычагом.

Еще один аксессуар для споттера – специальный лифтер. Кончик его стержня приваривается ко вмятине, специальная опора упирается на кузова, вытягивание металла происходит плавным приложением силы через специальную рукоятку.

Специальная насадка для споттера – лифтер: стержень приваривается к месту повреждения.

Затем мастер по кузовному ремонту подтягивает металл на месте вмятины.

Применение той или иной оснастки споттера зависит от вмятины. В любом случае, решение применяет мастер, опираясь на свой опыт.

При осаживании металла – тех самых бугров, «хлопунов», «шишек» и прочего – сила тока споттера используется для нагрева металла. Тут следует пояснить, что почти всегда образование выпуклостей на кузовных деталях связано с растягиванием и утончением металла. Ликвидировать растяжение – образовавшуюся избыточную площадь металла – можно при помощи нагрева. В этом случае применяется специальная насадка споттера, которая не приваривается к металлу, а прогревает, буквально накаляет его. Насадка приставляется к выпуклости, нагревает ее – металл осаживается. При этом в области выпуклости исчезает избыточная площадь, даже восстанавливается первоначальная толщина стали.

Отдельный вид ремонта споттером связан с осаживанием выпуклостей специальной насадкой, прогревающий сталь в месте контакта с ней.

Поясним происходящее «чудо»: в ходе точечного нагрева и небольшого надавливания кончиком насадки споттера сталь становится пластичной и податливой, но избыточную площадь растянутого металла по периметру «подпирает» холодный (т.е. не нагреваемый споттером) металл. В результате у растянутой стали при нагреве буквально нет другого выхода кроме как принять изначальную форму и плоскость.

Реальный пример ремонта споттером

На СТО «Нет вмятин» обратился клиент для локального удаления вмятины. Вмятина присуствует в сложном и труднодоступном для ремонта месте – в самом низу колесной арки. Понятно, что добраться к этому участку для выстукивания с обратной стороны практически невозможно: демонтаж и подготовка машины к ремонту займет больше времени, чем сам ремонт (восстановление геометрии).

Вмятина на арке заднего колеса была «отремонтирована» шпатлевкой, которая затем растрескалась. Для качественного ремонта владелец автомобиля обратился на СТО «Нет вмятин» за услугой по удалению данной вмятины под покраску с максимальным восстановлением изначальной геометрии кузовного элемента.

Тут же отметим, что эта вмятина на этом месте прежде была «отремонтирована» толстым слоем шпатлевки. Понятно, что такой псевдоремонт – самый доступный способ косметического ремонта. Через несколько лет шпатлевка в этом месте растрескалась. Владелец машины решил прибегнуть к удалению вмятины с неизбежной в этом конкретном случае покраской. Однако удаление вмятины с применением споттера позволяет, как мы уже знаем, довести геометрию поврежденного участка кузова практически до изначального. Также, что характерно для этого участка на вмятине, мастер по кузовному ремонту может довольно точно восстановить присутствующий на арке кант. При подготовке кузова к покраске этот кант не придется «вылеплять» из шпатлевки.

Читайте также:  Ремонт грузовой машины газ

Финальный результат локального кузовного ремонта. Благодаря применению споттера была восстановлена изначальная геометрия кузовной стали. Под слоем краски – минимум шпатлевки.

Рихтовка автомобиля с применением споттера и принцип работы аппарата

Под рихтовкой понимают технологию устранения неровностей на металле, она является одним из видов кузовных работ. Существуют различные инструменты, которые используют для осуществления ремонта такого типа. Одним из них является споттер для рихтовки авто.

Принцип работы

Споттером называют аппарат односторонней точечной сварки. Принцип функционирования данных устройств основан на выделении большого количества тепла в точке контакта соединяемых деталей при прохождении электрического тока. То есть споттером осуществляют контактную сварку сопротивлением.

К месту соединения элементов рассматриваемый прибор подает ток силой примерно 3-5 тыс. А на 1 мм толщины металла. Благодаря этому в данной точке происходит разогрев материала до температуры, близкой к точке плавления. При этом соединяемые элементы прижимаются друг к другу механическим усилием либо пневмоклещами с усилием в 150 кг на время не более секунды.

Недопустим нагрев металла до точки плавления, так как из-за этого при сжатии может произойти выдавливание. Это нужно учитывать тем, кто собирается сделать самодельный споттер.

Наглядно понять принцип функционирования данных устройств позволит видео.

Во многих фирменных инструментах температуру необходимого нагрева определяет микропроцессор. Самодельный аналог следует оснастить ручной регулировкой данного параметра. Большинство созданных своими руками споттеров однофазные. Возможно создать двух- и трехфазное устройство, однако в любом случае его требуется оснастить выпрямителем тока, а такая конструкция весьма сложна. Более подробно узнать о том, как сделать споттер своими руками, можно из многих видео в Сети.

Параметры споттеров

На рынке представлены различные модели рассматриваемых устройств, отличающиеся конструкцией и характеристиками. Наиболее дешевые варианты — однофазные трансформаторные переменного тока. Однако они не подходят для работы с оцинкованным или высокопрочным металлом.

Более мощные споттеры оснащают трансформаторами трехфазного постоянного тока. Однако современные модели комплектуют инверторами, которые обеспечивают им компактные размеры и небольшую массу, а также высокое качество работ благодаря возможности создания тока частотой до 2000 Гц. К тому же такие споттеры имеют электронное управление и способны сваривать любые металлы. Узнать о параметрах различных видов данных инструментов можно из статей и видео опытных гаражников.

Читайте также:  Подборка масла для машины

Применение

Рассматриваемые инструменты используют для кузовного ремонта во многих мастерских. К тому же споттером возможно сделать рихтовку и обычным пользователям своими руками. Споттер применяют для осуществления ремонтных работ крупных кузовных деталей авто.

Особо актуален данный инструмент в тех случаях, когда доступ к обратной стороне поврежденного участка детали авто затруднен либо невозможен, и рихтовка может быть осуществлена лишь с внешней стороны.

И даже в случае возможности обеспечения доступа к рабочей поверхности с тыльной стороны применение споттера исключает необходимость этого, упрощая таким образом работы, так как для этого требуется снимать обшивку или какие-либо другие детали. Поэтому нередко с применением данного инструмента осуществляют рихтовку порогов, дверей и прочих кузовных элементов.

Другим немаловажным преимуществом такой технологии рихтовки является сохранение исходных швов и стыков на панелях, а также антикоррозионного покрытия. Кроме того, споттер обеспечивает небольшую зону ремонта, что сокращает время работ, затраты материалов, а соответственно, и финансов. Названными параметрами споттеров обусловлено их распространение в последнее время.

Технология проведения работы

Предварительно с деформированной поверхности необходимо удалить лакокрасочный материал, антикоррозионное покрытие и коррозию. От тщательности осуществления названных работ зависит качество ремонта, то есть прочность создаваемого соединения.

После очистки на рабочей поверхности закрепляют контакт заземления. Затем методом точечной сварки присоединяют крепежные элементы, в качестве которых могут быть использованы треугольники, шпильки, шайбы, обратный молоток. Наконец, оборудованием для правки, таким как, например механические растяжки, гидроцилиндры, обратный молоток, стяжки, захватывают крепежный элемент и вытягивают деформированную поверхность до исходного состояния.

По завершении правки крепежную деталь выкручивают, а рабочую поверхность зачищают шлифовальным оборудованием. Наглядно увидеть выполнение рихтовки можно на видео опытных мастеров.

Чтобы сделать ремонт успешно и достичь качественного результата, нужно учитывать приведенные далее особенности.

  • Время сварки своими руками и напряжение используемого при этом тока нужно определять на основе толщины и типа металла.
  • Необходимо правильно выбрать крепежный элемент. Так, при ремонте алюминиевых деталей авто недопустимо использовать обратный молоток, так как в данном случае требуется плавное выпрямление ввиду хрупкости материала.
  • Несмотря на отсутствие необходимости разборки детали для доступа с внутренней стороны перед сваркой, при данных работах будет повреждено антикоррозионное покрытие из-за нагрева. Поэтому желательно восстановить его по завершении работ, для чего, скорее всего, все же потребуется хотя бы частично разобрать отремонтированный кузовной элемент авто.

Об особенностях настройки инструмента своими руками можно в узнать также из видео.

Оцените статью