- За чей счет произвести ремонт автомобиля после ДТП, работаю водителем в ФГУП.
- Возможно ли взыскание ущерба с работника при ДТП
- Какова ответственность водителя
- В рабочее время
- Что если время нерабочее
- Возможны ли регрессные требования к работнику?
- Служебное расследование
- Видео
- Попал в ДТП на рабочем автомобиле
- Что делать, если попал в аварию на рабочей машине
- Ответственность за ДТП в рабочее время
- Если попал в ДТП в нерабочую смену
- Кто возмещает ущерб, если нет виновных
- В случае обоюдной вины
- С кого требовать возмещения ущерба: водителя или организации
- ДТП на служебной машине и страховка
- Если сотрудник компании попал в аварию пьяным
- Привлечение виновного лица к ответственности
- Авария на служебном автомобиле и регрессные требования
За чей счет произвести ремонт автомобиля после ДТП, работаю водителем в ФГУП.
Предприятие требует восстановить автомобиль после аварии за счет водителя, в авто сервисе произведут ремонт за 60 000 рублей, а не зависимый эксперт приглашенный предприятием оценил ремонт в 100 000 рублей. Имеет ли право организация требовать срочного восстановления автомобиля за мой счет или предприятие должно само восстановить автомобиль и взыскивать эту сумму с меня частями из зарплаты?
Этот вопрос решается либо мирно обоюдно сторонами, или через суд. Ответственность за вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на юридическое лицо — работодателя (п. 1 ст. 1068 ГК РФ). Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности, в частности, на праве собственности (абз. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ).
Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. При этом работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам (ч. 2 ст. 238 Трудового кодекса РФ).
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК).
Таким образом, работодатель самостоятельно осуществляет ремонт, а в дальнейшем предъявляет Вам претензии. Если Вы не согласны все разрешается через суд.
Возможно ли взыскание ущерба с работника при ДТП
Что грозит сотруднику, ставшему виновником ДТП на автомобиле организации
Если ли разница, в рабочее или свободное время произошла авария, а также другие нюансы этого вопроса
О чень напряжённые всегда бывают ситуации при столкновении машин, особенно если их больше двух или же одна из машин принадлежит юридическому лицу.
Что в этом случае делать сотруднику этой организации? Какова будет ответственность за нарушения? Каким образом оценит организация нанесённый ей ущерб, и будет ли работник выплачивать сумму за ремонт авто? Эти и другие вопросы мы разберём далее в статье.
Какова ответственность водителя
Если вред был причинён в рабочее время, то работодатель обязан возместить причинённый в результате ДТП ущерб. Эта информация регламентируется п. 1 ст. 1068 Гражданского Кодекса РФ.
В рабочее время
Если водитель попал в аварию на служебном автомобиле, на который был заключен договор ОСАГО и/или КАСКО, то эта ситуация очень проста для анализа. Выплаты будут максимальными по договору.
- до 400 тысяч рублей, если вред только материального плана;
- до 500 тысяч рублей, если вред причинён пассажирам или пешеходам.
Если сумма ремонта автомобилей больше, чем устанавливает лимит по закону или договору, то разницу выплачивает собственник автомобиля, то есть юридическое лицо в соответствии со ст. 1072 ГК РФ.
Работодатель и сотрудник уже разбираются между собой сами. Все условия по выплатам в такой ситуации должны быть включены в трудовой договор или дополнительные соглашения, которые были подписаны сторонами при передаче машины сотруднику в пользование. Организация может заставить сотрудника возместить ущерб по своему усмотрению.
Ситуация складывается иначе, если попавший в аварию автомобиль не был застрахован. В соответствии со ст. 1068 ГК РФ ответственность будет возложена на фактического собственника, то есть юридическое лицо. Сотрудник данной организации участвовать в делопроизводстве уже не будет.
Но организация имеет полное право подать иск в отношении сотрудника на возмещение материального ущерба, если будет установлен факт нарушения правил ПДД повлекших за собой аварию. Чаще всего практикуется вариант, когда организация полностью погашает стоимость ремонта пострадавшего автомобиля, а сотрудник с каждой зарплаты выплачивает долг работодателю.
Самая простая ситуация, когда водитель служебного автомобиля невиновен. В этом случае оплачивать ремонт авто будет страховая компания нарушителя. А работодатель никакие взыскания с сотрудника не производит.
Что если время нерабочее
Чаще всего служебный автомобиль отдаётся сотруднику в постоянное пользование, а не только на время рабочего дня. Соответственно и авария может произойти далеко не в рабочее время.
В соответствии с законодательством, все необходимые выплаты будут произведены работодателем виновного водителя. Но после этого предприятие может подать иск в отношении сотрудника о возмещении всех выплат. Предприятие может потребовать компенсации как полной суммы выплат по аварии, так и запросить материальную компенсацию или материальный ущерб.
С компенсацией полной стоимости ущерба всё просто. Сотрудник, посредством частичных выплат (вычетов) из заработной платы, погашает долг или же одним платежом. Кроме того он обязан отремонтировать служебную машину.
Сложнее дела обстоят с материальной компенсацией. Так как автомобиль это одно из средств получения прибыли организации, то в случае его неиспользования или простоя, хуже – поломки, организация несёт убытки или не получает прибыль, на которую изначально рассчитывала. Эта сумма, на которую рассчитывала организация, может быть взыскана в данном случае с виновного сотрудника. Её сумма может быть определена как 2/3 тарифной ставки. Данная сумма необязательна для востребования с сотрудника, её взыскание основывается на интересах работодателя.
Если в ситуации ДТП сотрудник компании и одновременно водитель находился в состоянии какого-либо опьянения, неважно наркотического или алкогольного, то весь нанесённый ущерб обязан выплатить именно сотрудник.
Всегда ответственность в случае аварии со служебным автомобилем будет ложиться на юридическое лицо, если её работник в это время был за рулём и нарушил правила. Если в случае аварии были жертвы, то родственники погибшего предъявят иск компании, а не водителю.
Возможны ли регрессные требования к работнику?
Определим для начала понятие регрессивные требования. Интернет определяет это следующим образом. Регресс — обратное требование о возмещении уплаченной суммы, предъявляется одним физическим или юридическим лицом к другому обязанному лицу.
То есть работодатель в случае выплат по ДТП в пользу пострадавшего, имеет полное право взыскать данную сумму с виновного водителя-сотрудника. Это регламентируется Ст. 1081 ГК РФ. Но в то же время в соответствии со ст. 238 ТК РФ, запрос может быть выставлен только на возмещение прямого действительного ущерба.
Сумма будет выплачена при условии:
- количество имущества предприятия было уменьшено;
- состояние имущества стало значительно хуже;
- были потрачены деньги на восстановление принадлежащего предприятию имущества или на имущество третьего лица, которое пострадало в результате ДТП.
Все основные критерии ДТП были названы, соответственно расплата по задолженностям в результате ДТП будет соответствовать вышеперечисленным правилам. А значит и предприятие имеет полное право выставить регрессное требование к сотруднику.
Выплаты сотрудником будут производиться из его дохода, учитывается его размер. Исключением станет единовременное погашение задолженности, например, в случае расторжения с данным сотрудником трудового договора.
Сам водитель будет отвечать за нарушение в случае:
- если совершено уголовное или административное правонарушение;
- работодатель понёс серьёзные убытки из-за действий сотрудника.
В соответствии ст. 241 ТК РФ с сотрудника может вычитаться только сумма, не превышающая его среднемесячный заработок. Именно поэтому само по себе признание сотрудника работника виновным в ДТП не является основанием для наложения на него полной материальной ответственности.
Служебное расследование
Для того чтобы предотвратить аварии со служебными авто, владельцы этих автомобилей обязаны анализировать причины, которые привели к этим авариям. Этим они должны заниматься в соответствии со ст. 20 ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения».
Именно поэтому работодатель обязан провести внутреннее расследование, которое выявит:
- причины аварии;
- обстоятельства в которых произошло ДТП: дорожная ситуация и действия водителей во время происшествия.
- последствия, которые будут определены сотрудником ГИБДД или аварийным комиссаром;
- виновных сотрудников, как водителя, так и обслуживающий технику персонал.
- недочеты в деятельности предприятия.
Для того чтобы провести служебное расследование, необходимо собрать комиссию во главе с руководителем организации или его заместителем. На проведения проверки отводится 7 рабочих дней. Очень часто выявляются сторонние причины аварии, которые заключаются в несвоевременном обслуживании автомобиля или внешних факторах, таких как некачественная уборка улиц, недостаточная освещённость и другие причины.
В основном выплаты по авариям производит страховая компания, с которой заключило договор юридическое лицо. Компании-работодатели стараются обезопасить себя и своих сотрудников от непреднамеренных выплат, часто направляют их на дополнительное обучение и выдают в пользование автомобили лишь проверенным служащим.
Если стоимости страховки не хватает для выплат в случае причинённого их сотрудником ущерба, то работодатель обязан сам выплатить эту разницу, а после, при желании, взыскать её с собственного сотрудника одним платежом или же ежемесячно по частям. Кроме того предприятие может подать в суд иск с претензией на выплату материальной компенсации.
Видео
Попал в ДТП на рабочем автомобиле
Главная » Транспортные средства » Попал в ДТП на рабочем автомобиле
Что делать, если попал в аварию на рабочей машине
Если ДТП уже произошло, в первую очередь не стоит паниковать. В подобных случаях очень важны четкие действия именно в первый момент.
Важно! Итак, приведем порядок действий в такой ситуации:
- включить аварийный сигнал автомобиля и выставить на дорогу знак аварии;
- проверить другой автомобиль на наличие пострадавших, по возможности помочь им выбраться из машины, а также вызвать бригаду скорой помощи;
- не допускать изменения положения транспорта после столкновения;
- вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД;
- сообщить руководству о произошедшем, дабы оно вызвало эксперта или представителя страховой компании;
- самостоятельно произвести осмотр служебного автомобиля, по возможности зафиксировать полученные дефекты и повреждения;
- произвести съемку мест ДТП со всех возможных ракурсов, дополнительно засняв и второй автомобиль;
- найти свидетелей и очевидцев происшествия, записать их имена и контактные данные, можно взять с них пояснения или попросить о даче показаний;
- при общении с сотрудниками инспекции сохранять спокойствие, подробно описать произошедшее ДТП;
- до выяснения всех обстоятельств своей вины не признавать;
- перед подписанием протокола его текст необходимо внимательно прочитать, обратив внимание на то, чтобы в записях значилось слово «водитель», а не виновник ДТП;
- если записи в протоколе не соответствуют данным показаниям, подписывая, обозначить свое несогласие письменно, сделав запись «с протоколом не согласен»;
- истребовать с сотрудника копии всех документов, оформленных на месте происшествия, а недостающие получить в отделении ГИБДД.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Ответственность за ДТП в рабочее время
Вопрос принадлежности или формы собственности автомобиля не делает его менее опасным. А последствия происшествия на дороге не всегда возлагаются на плечи водителя, если автомобиль служебный.
Если автомобиль попал в ДТП, когда водитель выполнял свою работу – профессиональные обязанности – то вина, если она доказана, возлагается на организацию, которой он принадлежит. Последнее определяется по смыслу ст. 1068 ГК РФ.
В соответствии с данной нормой частное лицо или организация обязаны возместить ущерб, причиненный его транспортным средством в то время, когда водитель выполнял свои трудовые обязанности.
Что делать, если автомобиль в кредите попал в ДТП и восстановлению не подлежит, читайте тут.
Если автомобиль и ответственность организации застрахована в соответствии с нормами закона, то ущерб возмещается:
- из фондов страховщика или за счет другого участника аварии, если его виновность доказана:
- если вина второго участника обозначена, то водитель, управлявший служебным транспортом, освобождается от ответственности, и претензий к нему не предъявляется;
- в ходе судебного разбирательства водитель служебного автомобиля, если он не виновен, привлекается в качестве третьего лица;
- никаких финансовых требований к последнему не предъявляется, и из зарплаты ничего не удерживается.
Ремонт пострадавшего автомобиля осуществляется за счет средств страховой компании, в которой застрахован виновник аварии. Если полиса ОСАГО у него нет, то он обязан произвести оплату ремонта за счет личных средств.
Учтите! Если вина водителя служебного транспорта доказана, или средств страховки недостаточно, остаточную стоимость ремонта или возмещение ущерба могут возложить на него.
Если попал в ДТП в нерабочую смену
Рассматриваются ситуации, в которых водитель использовал транспорт для личных целей в нерабочее время. Последнее подтверждается отсутствием путевого листа, если перевозился груз, то сопроводительных документов на него.
В этом случае события могут развернуться в трех направлениях:
- водитель служебной машины признан потерпевшим, то есть не виновен в аварии, тогда вся ответственность за причиненный ущерб возлагается на страховую компанию, клиентом которой является виновник аварии. Но страховщик может отказаться от возмещения, сославшись на тот факт, что транспорт использовался в нерабочее время. В этой ситуации организации, владеющей автомобилем, необходимо доказывать свою правоту в суде, который с большой вероятностью примет решение в ее пользу;
- если средств страхового возмещения будет недостаточно, то остаточную стоимость ремонта будет оплачивать водитель служебного транспорта, использовавший его в нерабочее время;
- если вина водителя служебного транспорта очевидна и доказана, то для него ситуация сложится критично. Так, ущерб возложат на собственника автомобиля – организацию. Но она вправе возложить его на водителя, использовавшего транспортное средство в нерабочее время. Даже если он откажется его выплачивать, в судебном порядке его вынудят это сделать, так как данная норма предусмотрена трудовым законодательством.
Эта норма вытекает из смысла статьи 243 ТК РФ, гласящей, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
- причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Кроме того, ремонт служебного транспорта также возложат на водителя, использовавшего его во внеурочное время и допустившего ДТП. Понесенные организацией судебные издержки и возмещение морального вреда также возложат на сотрудника.
Кто возмещает ущерб, если нет виновных
Если виновных в аварии лиц не установлено, то страховая компания ущерба не оплачивает. А восстановление пострадавшего автомобиля производится за счет средств компании, которой он принадлежит.
По закону последняя не вправе потребовать с водителя возмещения средств, затраченных на ремонт авто, или его полную стоимость.
Иногда организации пытаются «давить» на сотрудника, вынуждая подписать долговую расписку или начать выплачивать ущерб.
Водителю стоит стоять на своем, отказываясь платить и давать расписку. С этим документом организация обязательно пойдет в суд, и даже если он составлен без нотариуса, суд примет ее сторону и уже на законных основаниях обяжет водителя платить.
В случае обоюдной вины
В некоторых случаях виновными в аварии признаются оба водителя. В этом случае страховые компании погашают только 50 % ущерба. Или же ущерб делится по степени виновности водителей.
Но второй водитель имеет полное право потребовать недостающую сумму с организации, которой принадлежал автомобиль первого. А организация в свою очередь может потребовать со своего сотрудника вернуть выплаченную по иску сумму.
Управляя служебным транспортом, не стоит надеяться на то, что в случае нарушения ПДД отвечать за вас будет работодатель. Но если вашей вины в аварии нет, то не стоит ее взваливать на себя.
Запомните! Если же работодатель пытается взвалить всю вину на вас, то лучше обратиться за защитой в суд и заручиться помощью опытного юриста. Он быстрее вас разберется, кто кому и сколько должен.
С кого требовать возмещения ущерба: водителя или организации
Законодательство гласит, что требовать возмещения ущерба нужно с организации — собственника авто, а не с водителя, который на момент аварии управлял им.
То есть в качестве истца будет выступать пострадавший от ДТП, если же авария была со смертельным исходом для пострадавшего, то в качестве истца будут выступать его родственники (наследники). Ответчиком же будет организация, на чьем балансе находится авто.
Но у работодателя имеется право востребовать сумму компенсации с работника, ставшего виновником наезда, в порядке регресса. Об этом будет сказано далее.
Посмотрите видео. 21 совет, что делать после ДТП:
ДТП на служебной машине и страховка
Если машина имела страховку, то все убытки покрывает страховая. Но возмещается только сумма, прописанная в договоре.
Если же страховка не покрывает весь нанесенный ущерб, то оставшуюся часть компенсирует работодатель.
Если сотрудник компании попал в аварию пьяным
Если водитель управлял служебной машиной в пьяном виде и совершил при этом ДТП, и все это подтверждается медэкспертизой и постановлением ГИБДД после разбора ДТП, то он обязан будет возместить весь причиненный ущерб третьим лицам и своему работодателю в полной мере.
Так говорится в пункте 4 части 1 статьи 243 ТК. Если же работник, уличенный в пьяном вождении, смог оспорить наказание и избежать ответственности за вождение в пьяном виде, то и работодатель не сможет взыскать с него ущерб в полном объеме. Ведь его вина не была доказана.
Важно! Чтобы получить со своего работника в полной мере, работодателю необходимо иметь доказательство того, что он управлял служебным транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Привлечение виновного лица к ответственности
Закон категоричен – весь нанесенный имуществу других участников аварий вред должен быть полностью возмещен.
Чтобы нарушителя можно было привлечь к ответственности, в деле должны присутствовать основные составляющие состава преступления:
- объект правонарушения. Им обычно является имущество с нанесенным ему вредом;
- субъект. Это физлицо во вменяемом состоянии и с требуемым объемом дееспособности;
- объективная сторона. Это связь между противоправными действиями и причиненным вредом и последствиями этой связи;
- субъективная сторона. Это наличие вины.
Если участником ДТП являлся только один источник повышенной опасности (автомобиль), то чтобы привлечь к ответственности виновника аварии для истребования с него компенсации за ущерб, не обязательно наличие вины последнего. То есть не обязательно водитель должен быть нарушителем правил, за нанесенный пешеходу вред он все равно понесет наказание.
Внимание! Имеются исключения:
- у потерпевшего наличествовал умысел, что и привело к возникновению данной ситуации. Здесь имеется в виду пример, когда пешеход по каким-то причинам сам кидается под колеса авто. В итоге ущерб наносится его здоровью, жизни и имуществу (автомобилю);
- причиной аварии стали непреодолимые внешние факторы. Обычно под таким понятием подразумевают катастрофы больших масштабов и стихийные бедствия;
Если же в ДТП участвовало несколько машин, то привлечение к ответственности и распределение ущерба рассчитывается так:
- если вред нанесен пешеходу, то ответственность несет водитель. В нашем случае он был на служебном авто, а значит, солидарную с ним ответственность несет и работодатель. При этом не имеет значения, был виновен водитель в ДТП, или нет;
- если в ДТП пострадали несколько авто, то ответственность водителей будет устанавливаться в зависимости от их степени виновности. То есть все будет рассчитываться на общих основаниях с учетом всех требований, касающихся состава правонарушений и ПДД. Если же виновниками аварии являются оба водителя и степень их вины одинакова, то убытки покрываются в равной мере.
В последнем случае есть смысл доказать факт нарушения ПДД водителями других ТС, участвовавших в аварии. Доказательствами могут послужить протокол ГИБДД, свидетельские показания. Так что от привлечения сотрудников автоинспекции к делу не отказываемся.
Кроме того, не лишним будет:
- независимая оценка ущерба при аварии;
- техническая экспертиза при аварии.
Если виновником ДТП стал водитель на служебном авто, в результате которого был нанесен ущерб другим ТС и третьим лицам, то возмещение ущерба ложится на предприятие, чей работник и стал виновником ДТП.
Рассматриваться дело по возмещению материального ущерба будет в гражданском суде. Если же в результате аварии был причинен вред здоровью и жизни людей, то такое правонарушение автоматически попадает под юрисдикцию уголовного законодательства.
И кроме возмещения ущерба виновнику происшествия может грозить и уголовная ответственность.
Учтите! В этом случае виновнику аварии, водителю, нужно помнить, что, несмотря на то, что материальный ущерб возмещается его работодателем, уголовную ответственность будет нести он. Так как она имеет индивидуальный характер, и солидарная ответственность не предусматривается.
Авария на служебном автомобиле и регрессные требования
Если сотрудник фирмы совершил ДТП на служебном авто, то работодатель имеет полное право требовать от него возмещения выплаченной компенсации. Такое право ему дает гражданское законодательство.
Если суд удовлетворит иск работодателя о возврате компенсации, то сотруднику-нарушителю нужно будет уплатить назначенную ему сумму в порядке регресса. Ведь выплата компенсации наносит определенные убытки предприятию, и законодательство таким образом защищает права работодателя.
Из всего вышесказанного получается следующий вывод:
- весь ущерб компенсируется организацией, именно она будет выступать ответчиком в суде вместо сотрудника;
- выплаченную компенсацию работодатель может потребовать с работника в порядке регресса;
- если имеется страховой полис, то все обязательства по покрытию убытков берет на себя страховщик. Весь расчет производится согласно договору страхования.
Составление искового заявления лучше всего осуществлять под наблюдением автоюриста. Его помощь позволит сэкономить и время, и усилия.
Посмотрите видео. Как получить страховку после ДТП:
Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7-495-899-01-60
Москва, Московская область
+7-812-389-26-12
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8-800-511-83-47
Федеральный номер для других регионов России
Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.