- Суброгация по КАСКО: за все платит виновник
- «Письмо счастья» или неожиданный поворот
- Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты
- Что делать, если случилось неизбежное
- Срок исковой давности
- Досудебное разбирательство
- Претензия должна быть правильно оформлена
- Другие моменты
- Коварство страховщиков
- Не попадайтесь в ловушку
- Е-ОСАГО по выгодной цене
- Действия при ДТП и получение выплаты, если есть КАСКО и ОСАГО
- Порядок действий при ДТП, если есть КАСКО и ОСАГО
- Действия водителя при ДТП
- Куда обращаться, если у тебя есть КАСКО и ОСАГО
- Необходимые документы
- Как происходит возмещение на практике
- Видео
Суброгация по КАСКО: за все платит виновник
Что бы там не говорили про тяготы автогражданки, автовладелец, оказавшись однажды виновником ДТП, испытывает «чувство глубокого удовлетворения» от наличия у себя полиса ОСАГО . Обычно водителя, причинившего вред, волнует единственный вопрос – размер нанесенного им ущерба. Вдруг он окажется значительным, и положенных по полису ОСАГО 400 000 рублей на ремонт не хватит? Поэтому, когда выясняется, что потерпевший является счастливым обладателем страховки КАСКО (которая, конечно же, «покроет» любой ущерб), виновник облегченно вздыхает: «Повезло!»
«Письмо счастья» или неожиданный поворот
Далее события неизбежно развиваются следующим образом. Пострадавший в аварии автовладелец, не имея к виновнику никаких претензий, обращается в свою страховую компанию и с помощью КАСКО спокойно решает все свои финансовые проблемы. Виновник ДТП, в свою очередь, чувствует себя в полной безопасности, будучи уверенным, что разбитый из-за него автомобиль благополучно отремонтирован. Но спустя некоторое время, может быть год или два, он внезапно получает так называемое «письмо счастья» – претензию от страховой компании потерпевшего с требованием возместить ей в порядке суброгации денежные средства, выплаченные клиенту по полису КАСКО .
Понятие «суброгация» регламентируется статьей 965 ГК РФ и означает, что страховщик после компенсации убытков автовладельцу, пострадавшему в аварии не по своей вине, имеет законное право вернуть потраченные деньги.
Денежные средства должно возместить лицо, причинившее ущерб, т.е. с виновник ДТП. Проще говоря, если в нашем примере ущерб потерпевшему составил 600 000 рублей, страховая компания выплачивает своему клиенту означенную сумму по полису КАСКО. После этого, воспользовавшись своим правом на суброгацию, требует всю сумму с виновника ДТП. Правда, поскольку у виновника всё-таки имелась действующий полис «автогражданки», сначала последовало обращение к его страховщику. Тот возместил 400 000 рублей в рамках лимита выплаты по ОСАГО. Но вот остальные 200 000 рублей виновнику придется компенсировать из собственных средств.
Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты
Что делать, если случилось неизбежное
С 2011 года абсолютно все страховые компании повсеместно пользуются своим правом на суброгацию. Поэтому любой участник дорожного движения (и водитель, и пешеход), ставший виновником ДТП, может столкнуться с необходимостью платить по счетам страховой компании. Поэтому, нужно быть не только морально готовым к подобному развитию событий, но и примерно ориентироваться в теме. Это непременно поможет отстоять свои права и свести материальные потери к минимуму. Итак, важно понимать следующие моменты:
Срок исковой давности
Прежде всего, следует знать, что срок исковой давности по суброгации составляет три года с момента ДТП. Но при этом ни в коем случае нельзя надеяться на то, что если страховщик обратился в суд позже обозначенного срока (редко, но случается), то ему автоматически откажут в иске. Претензию страховой компании игнорировать нельзя. Как правило, при молчании или отсутствии ответчика суд склонен удовлетворять требования страховой компании, хотя прекрасно понимает, что та нарушила сроки.
Для того чтобы страховщик получил 100-процентный отказ, необходимо заявить в суде об истечении срока исковой давности суброгации, причем сделать это до вынесения постановления.
Досудебное разбирательство
При суброгации в КАСКО, как правило, применяется досудебный порядок разбирательства. То есть, страховщик не вызывает виновника непосредственно в суд, а для начала отправляет ему досудебную претензию, в которой предлагает возместить ущерб добровольно. Причем делается это обычно спустя 2 – 2,5 года после происшествия, когда виновник окончательно расслабился и позабыл не только все обстоятельства, но и сам факт ДТП. Тем не менее, ему предстоит решить, насколько требуемая сумма реальна и обоснована. Стоит ли бороться за свои права или целесообразнее попытаться, например, попросту договориться о рассрочке платежа. В этом вопросе страховщики обычно охотно идут навстречу. Еще надо заметить, что иногда для демонстрации серьезности своих намерений бывает достаточно обратиться к юристу, который не только сумеет договориться с компанией о рассрочке, но и убедит ее «скостить» определенную сумму.
Адекватным страховщикам лишние судебные разборки со строптивыми ответчиками ни к чему, так как гораздо проще переключить свое внимание на более «перспективных» клиентов.
Претензия должна быть правильно оформлена
Нередко страховая компания, выдвигая претензию, ограничивается скромным листочком, в котором напоминает об аварии, невнятно перечисляет соответствующие статьи закона, а в заключении неожиданно резюмирует, что «задолженность перед компанией составляет энную сумму». Такое требование считается необоснованным, потому что страховщик обязан предоставить полный пакет документов, как то:
- Документы, которые подтверждают размер ущерба: акт осмотра ТС независимыми экспертами с полным описанием повреждений и фотографиями в оригинале, расчет стоимости ремонта или квитанции об его оплате.
- Документы, подтверждающие виновность в аварии: справку о ДТП, постановление об административном правонарушении или постановление суда.
- Документы, подтверждающие право на суброгацию: копия ПТС транспортного средства, копия полиса и квитанция об оплате, копия заявления страхователя о наступлении страхового случая.
Другие моменты
- Страховщик получает право на суброгацию только после выплаты компенсации потерпевшему.
- Соответственно, размер денежной претензии к виновнику должен находиться в пределах оплаченной ранее суммы ущерба.
- Еще один важный момент: водитель, ставший виновником ДТП при исполнении служебных обязанностей, не должен платить по суброгации, эта ответственность лежит на его работодателе.
Коварство страховщиков
По статистике, в каждом третьем случае обращения в порядке суброгации страховые компании так или иначе пытаются завысить требуемую с виновника сумму возмещения ущерба. Для этого они, например, предоставляют калькуляции сомнительного происхождения, которые грамотный специалист легко оспорит в досудебном разбирательстве или непосредственно в суде. Поэтому не надо без вопросов идти на поводу у страховщика. Если есть хоть малейшие сомнения в реальности суммы ремонта, нужно тщательно проанализировать все документы, касающиеся оценки убытка, и проверить правильность всех расчетов:
- Соответствуют ли произведенные ремонтные работы повреждениям, указанным в справке о ДТП. Может обнаружатся ничем необоснованные повреждения?
- Не фигурируют ли в перечне заменяемых деталей лишние запчасти?
- Не посчитаны ли одни и те же запчасти несколько раз?
- Соответствуют ли реальности стоимость деталей/запчастей и стоимость нормо-часа и прочее.
Случается, что надеясь на юридическую и техническую некомпетентность виновника ДТП, страховые компании, выдвигая суброгационные требования, идут на прямой подлог документов. Так, например, пострадавший автовладелец, недовольный выплатой, проводит свою независимую экспертизу, согласно которой ущерб оценивается в разы больше. Но страховая компания, заплатив клиенту по оценочному акту своего, «карманного», эксперта, в порядке суброгации предъявляет документы от независимой экспертизы, организованной именно клиентом.
Оказавшись однажды виновником ДТП, нельзя обольщаться, что КАСКО пострадавшей стороны избавит вас от всех расходов, потому что его страховая компания оплатит стоимость ремонта вместо вас.
Если на момент аварии у вас имелся полис ОСАГО и есть подозрение, что ущерб превысит 400 000 рублей, разумнее всего взять ситуацию под свой контроль, чтобы в дальнейшем максимально обезопасить себя от завышенных требований чересчур прытких страховщиков. Для этого надо постараться:
- Поддерживать постоянную связь с потерпевшим.
- Присутствовать на всех проводимых осмотрах поврежденного авто, причем лучше всего делать это вместе со своим специалистом-оценщиком. Можно сделать копию отчета эксперта и обратиться с ней к другому оценщику, чтобы в дальнейшем иметь возможность оспорить акт осмотра потерпевшего и ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
- По возможности контролировать процесс составления калькуляции.
Не попадайтесь в ловушку
Никто не застрахован от мошенников. Если вы принимаете решение добровольно возместить пострадавшей стороне убытки, нужно обязательно взять расписку о передаче денег и отсутствии претензий. В противном случае, может оказаться, что в дальнейшем потерпевший автовладелец получит деньги по полису КАСКО от своей СК, которая, в свою очередь, выставит вам через пару лет счет в порядке суброгации. Таким образом, придется возмещать убытки в двойном размере.
До недавнего времени гарантией не оказаться под бременем суброгации в случае виновности в ДТП являлся полис ДСАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности), который расширял ответственность по автогражданке до 500 000 рублей и более. Но в настоящий момент, когда ситуация с ОСАГО напряженная, практически все страховые компании приостановили продажи страховок ДСАГО. Хотя, возможно, когда-нибудь ситуация вернется в привычное русло. Пока же, если дело дошло до суброгации, не отчаивайтесь и используйте все шансы, чтобы минимизировать сумму, затребованную страховой компанией.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Действия при ДТП и получение выплаты, если есть КАСКО и ОСАГО
Порядок действия после ДТП, если есть ОСАГО и КАСКО
За счет какой страховки оформлять возмещение, если есть КАСКО и ОСАГО
Н есмотря на то, что водитель может эксплуатировать ТС со всей тщательностью и внимательностью, нередки случаи, когда аварии происходят из-за другой стороны происшествия. Полис гражданского автострахования ОСАГО предоставляет возможность выплаты компенсации, не превышающей 400 000 – 500 000 рублей, но наиболее полную защиту дает страховка КАСКО.
Следовательно, собственники, приобретающие транспортные средства из салона чаще всего приобретают сразу оба варианта полиса, подстраховывая себя от большего количества происшествий на дорогах, тем более, что ОСАГО является обязательным. Однако каким образом поступать, если авария все же произошла?
Порядок действий при ДТП, если есть КАСКО и ОСАГО
Для понимания механизма выплаты компенсационного возмещения, при наличии обоих видов страхования, рекомендуем рассмотреть отличия типов страхования КАСКО и ОСАГО.
- Полис ОСАГО возмещает потери иной стороне происшествия, если есть доказательства того, что он не стал виновником в этом происшествии
- Полис КАСКО в любой ситуации восстанавливает ТС держателя полиса, причем неважно, кто является виновной стороной в этом происшествии.
Следовательно, если владелец ТС не является причиной возникновения аварии и обладает полисами страхования как ОСАГО, так и КАСКО, он получит компенсационные выплаты практически в любой вышеописанной ситуации. Если держатель полиса окажется причиной случившегося происшествия, его ТС также будет восстановлено, а потерпевший может рассчитывать на компенсационные выплаты в размерах, не превышающих 400 000 – 500 000 рублей.
Действия водителя при ДТП
Вероятность получения компенсационных выплат напрямую зависит от порядка процессов, которые будут совершать стороны аварии. Нарушения в процессах и неверно заполненная документация может привести к отказу в выплатах компенсационного возмещения от страховой компании.
Законодательство Российской Федерации содержит свод правил, на основании которых и строится последовательность действий при аварии с участием держателей страховок КАСКО и ОСАГО:
- После случившегося происшествия нужно поставить ТС на «аварийку», разместить на дороге аварийный знак. Проверить, если ли граждане, пострадавшие в результате происшествия и вызвать бригаду скорой помощи при наличии таковых. Следует помнить о том, что другая сторона происшествия может находиться в состоянии шока, что необходимо учесть при диалоге, независимо от того, кто стал причиной происшествия.
- Обращения к инспекторам Госавтоинспекции обязательно только в той ситуации, если есть пострадавшие или сумма материального ущерба превышает 100 000 рублей. В иной ситуации можно обойтись оформлением происшествия посредством Европротокола.
- До того, как прибудут инспекторы Госавтоинспекции, рекомендуется создать фото и видеоматериалы, содержащие информацию касательно происшествия. Транспортное средство должно быть недвижимо, а на фото и видеоматериалах должны присутствовать номера поврежденных транспортных средств.
- Обратите внимания на то, каким образом заполняется протокол сотрудника Госавтоинспекции. Рекомендуем проконтролировать все этапы заполнения документации очень внимательно.
- По возможности постарайтесь получить показания свидетелей и зафиксировать их либо в письменном виде, либо в виде видеозаписи. Эти сведения помогут в дальнейшем более детально разобрать ситуацию и добиться получения положенных выплат.
- После составления всей необходимой документации, в частности, протокола, стороны аварии должны внимательно его прочесть, и, если данные в протоколе сходятся с настоящим положением дел, подписать его.
Если водитель решит оформить происшествие с помощью Европротокола, то обязательно стоит провести проверку водительского удостоверения виновной стороны происшествия по информационным базам Госавтоинспекции. Эту процедуру нужно провести для того, чтобы убедиться в подлинности и актуальности действия документа, так как если он будет просрочен либо будет являться подделкой, то добиться получения компенсационных выплат будет довольно сложно.
Что следует делать дальше? Подготавливаем пакет необходимой документации для ее предоставления страховщику. Для подтверждения того, что страхователь вовремя обратился к страховщику по вышеописанному инциденту нужно получить извещение в письменной форме. Документацию с приложенным заявлением можно предоставить как лично, так и с помощью курьерской службы, разумеется, с уведомлением о доставке.
После того, как все процедуры будут соблюдены, владелец ТС может получить компенсацию в следующем виде:
- Натуральное возмещение. Полис обязательного автострахования, как уже обсуждалось выше, позволяет погасить стоимость ремонтных работ в пределах 400 000 рублей, которые и будут реализованы в автосервисе-партнере страховщика.
- Выплата по полису КАСКО, причем размер этой выплаты покроет весь нанесенный ущерб.
- Восстановление ТС на основании оценки специалиста (как сотрудника страховщика, так и независимого специалиста). Причем неважно, насколько большим может быть размер урона причиненного ТС.
- Компенсация начисляется на счет кредита, если в происшествии участвовало транспортное средство, находящееся в залоге, и приобретенной с помощью банка.
Куда обращаться, если у тебя есть КАСКО и ОСАГО
С какими организациями придется контактировать для того, чтобы грамотно оформить все процессы получить компенсационные выплаты от страховщика?
В зависимости от стадии процедуры, оформление ДТП как страхового случая требует от участника взаимодействия с несколькими инстанциями:
- Госавтоинспекция – непосредственно после происшествия.
- Страховщик – для предоставления необходимого пакета документации, оповещения о страховом случае и подачи заявления, приложенного к пакету документов.
- Специалист, проводящий оценку – для выяснения суммы, требуемой для восстановления ТС или выплаты в денежном эквиваленте.
Самым важным звеном в принятии решения о сумме компенсационной выплаты является страховая организация. Но стоит учитывать тот факт, что страховщик принимает решение, опираясь на сведения, которые будут предоставлены работником ГИБДД и специалистом-оценщиком.
Если держатель полиса в результате происшествия стал его виновником, то пробовать получить компенсацию посредством полиса ОСАГО бесполезно, так как в этой ситуации работает только полис КАСКО. Трудности с выбором организации, к которой планирует обращаться держатель полиса, могут возникнуть в той ситуации, когда он не является виновной стороной в аварии и имеет возможность получения компенсационных выплат как по КАСКО, так и по ОСАГО.
Суть в том, что законодательство регламентирует процессы обращения к страховым организациям касательно выплат компенсаций, и, если держатель полисов решит одновременно подать документы к обоим страховщикам, такая процедура будет классифицироваться как мошенническая.
Владельцу ТС стоит делать выбор между страховыми компаниями, опираясь на следующие факторы:
- Обращение по полису КАСКО даст возможность отремонтировать автомобиль, независимо от того, какая сумма потребуется для полного восстановления. Однако стоит иметь в виду то, что впоследствии оформление полиса обойдется ощутимо дороже, так как в истории держателя полиса будет содержаться заметка об обращении по страховому случаю.
- Восстановление ТС посредством полиса ОСАГО ограничивает сумму возможного ремонта до 400 000 рублей, но повышение цены на последующую покупку полиса не будет таким ощутимым.
- Если ТС само по себе дорогое, то полис ОСАГО, вероятнее всего, не сможет покрыть необходимых расходов, требуемых для полного восстановления автомобиля. Следовательно, в этой ситуации логичнее обращаться к страховщику, который предоставил вам полис КАСКО.
Можно сделать вывод, что применение полиса КАСКО, если в наличии есть еще и полис ОСАГО, невыгодно. Помимо этого, если держатель полиса не оказывается виновной стороной, а сумма нанесенного урона относительно мала, можно поступить следующим образом:
- Оформление происшествия согласно Европротоколу.
- Обращения к страховщику, предоставившему полис ОСАГО.
Необходимые документы
При обращении к своему страховщику владелец ТС составляет заявление и передает список документов по текущей аварии. Пакет документации, который потребуется для возмещения ущерба, как по ОСАГО, так и по КАСКО почти идентичны, с небольшими отличиями.
В случае работы с ОСАГО нужно будет передать страховщику ПТС, паспорт гражданина РФ, водительские права и саму страховку. Также понадобится обратиться в отделение Госавтоинспекции, это нужно для того, чтобы на руках имелось подтверждение факта свершившегося происшествия. В отделении нужно будет забрать справку о происшествии и копию протокола. Иногда может потребоваться судебное постановление. Для обращения по ОСАГО нужно будет предоставить бумагу, подтверждающую факт прохождения технического осмотра.
Как происходит возмещение на практике
Наиболее частой причиной для принятия решения об отказе от страховщика является несвоевременное соблюдение процедур обращения к страховой организации. Выясняя количество времени, которое дается для извещения страховой организации об инциденте, прочтите соглашение о страховании, в нем должна содержаться эта информация.
Обращение к страховой организации должно быть произведено не позднее, чем через 5 суток после свершившегося происшествия. Приобретение полиса ОСАГО – обязательное условие для эксплуатации автомобиля. Но, если вы не являетесь виновником происшествия, прибегать к услугам страховщика вам не потребуется, так как восстановление вашего ТС будет оплачено с помощью страховщика виновной стороны.
КАСКО же работает во всех ситуациях, вне зависимости от того, кто является виновной стороной, вдобавок к этому, нет предела сумме компенсации, которая может потребоваться для возмещения понесенного урона.