- Дилер или СТО: кто ответит за некачественный ремонт по гарантии
- Кто несет ответственность за ремонт автомобиля
- Что считается некачественным ремонтом машины
- Права клиента. Претензия автосервису за некачественный ремонт
- Особенности составления претензии автосервису (образец)
- Как и для чего проводится экспертиза после ремонта автомобиля
- Некачественный ремонт автомобиля: судебная практика
- Кто ответит за некачественный ремонт авто по гарантии? Давайте разберемся!
- Авария дуплетом
Дилер или СТО: кто ответит за некачественный ремонт по гарантии
Иван Тронин* в 2017 году купил у ООО «АвтоПассаж» Ford Kuga за 1,5 млн руб. с двухлетней гарантией. Через год он прошел на станции техобслуживания дилера плановое ТО с заменой масла. Спустя три месяца машина сломалась. Когда ее привезли на сервис, выяснилось, что во время техобслуживания мастер неплотно закрутил масляный фильтр, из-за чего масло вытекало из двигателя.
Поскольку машина была на гарантии, дилер забрал ее для ремонта. Но машина простояла в сервисе больше предусмотренных законом 45 дней (п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей). Тронин отказался машины и потребовал вернуть деньги, но получил отказ. В ответе на его претензию ООО «АвтоПассаж» сообщило о готовности передать автомобиль и устранить недостатки. Тогда Тронин пошел в суд, где просил взыскать уплаченные за машину 1,5 млн руб., 280 954 руб. неустойки за превышение срока устранения недостатков, 150 000 руб. морального вреда и 50% штрафа от присужденной суммы.
При обнаружении недостатков в технически сложном товаре, если срок их устранения нарушен, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы (абз. 10 ч. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей)
Чертановский районный суд Москвы назначил автотехническую экспертизу, которая установила: причина возникновения поломки — недостаток моторного масла в двигателе. Он, в свою очередь, появился после некачественного технического обслуживания автомобиля. В итоге суд первой инстанции решил: поломку машины нельзя назвать гарантийным случаем, поскольку она произошла по вине сотрудников станции техобслуживания, а не из-за конструктивного недостатка автомобиля. Суд отметил: причина возникновения недостатков эксплуатационная, а не производственная, что не позволяет провести гарантийное обслуживание. Поэтому в иске было отказано (№ 02-1235/2019).
Московский городской суд с таким выводом не согласился. Он отметил: неисправность автомобиля возникла в результате проведения гарантийного ремонта, а значит, считается гарантийным случаем. Поэтому суд второй инстанции отменил ранее вынесенный акт и принял по делу новое решение: взыскал с ООО «АвтоПассаж» 1,5 млн руб. за машину, 10 000 руб. морального вреда и 785 429 руб. штрафа (№ 33-1616/2020).
Дело прокомментировали Алексей Михальчик и Егор Войтанник, которые представляли интересы истца в этом процессе.
Важно, что апелляционный суд приравнял неисправность, возникшую в ходе ремонтных работ на сертифицированной станции техобслуживания, к неисправностям, возникшим по вине завода-изготовителя.
Алексей Михальчик, адвокат
Юрист Егор Войтаник напомнил позицию Верховного суда, согласно которой превышение максимально допустимого срока для устранения недостатков говорит о наличии в автомобиле существенного недостатка и дает основание требовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной суммы (№ 78-КГ16-79).
По мнению Войтаника, не имеет правового значения, кто именно ремонтировал автомобиль — ведь собственник обратился для гарантийного ремонта в ООО «АвтоПассаж» в рамках гарантийного обслуживания. С ними не согласился юрист Павел Шеляпин: «В этом деле истец выбрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права и ненадлежащего ответчика. Здесь должна идти речь не о недостатке товара (ст. 18 Закона о защите прав потребителей), а о недостатке оказанной услуги (ст. 29 Закона о защите прав потребителей). Поэтому истец не может заявлять отказ от исполнения договора купли-продажи авто, обращаясь к продавцу или производителю, — он должен требовать расторжения договора». В аналогичных ситуациях Шаляпин посоветовал подавать иск сразу к двум ответчикам: продавцу машины и автосервису.
* — имя и фамилия изменены редакцией.
Кто несет ответственность за ремонт автомобиля
Некачественно отремонтировали машину — что делать?
Некачественный ремонт автомобиля – проблема, с которой сталкиваются многие владельцы транспорта. В результате автолюбителю приходится переплачивать или обращаться в другую мастерскую. Но на недобросовестно выполненную работу можно и нужно жаловаться. Чтобы хозяин авто мог защитить свои права, стоит выяснить, что представляет собой эта процедура.
Что считается некачественным ремонтом машины
Перечень распространенных нарушений, с которыми люди сталкиваются при обращении в автосервис, выглядит так:
- Ремонт не был выполнен совсем.
- Поломка машины, которая возникла до ремонта, повторяется и после него.
- Налицо явные признаки халатности мастеров (автомобиль плохо покрашен, неправильно установлены элементы дизайна).
- В какой-либо части авто обнаружились дополнительные дефекты.
- Специалисты сервиса нарушили согласованные сроки ремонта.
- Владелец машины стал жертвой обмана (например, вместо новых запчастей были установлены подержанные).
Все перечисленные выше ситуации являются прямым нарушением ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей». В каждом случае мастерская несет перед клиентом ответственность за свои действия. Чтобы добиться справедливости, придется предпринять ряд шагов.
Права клиента. Претензия автосервису за некачественный ремонт
Если машина была возвращена владельцу в ненадлежащем состоянии, он имеет право потребовать у руководства автосервиса:
1. Безвозмездно устранить нарушения, на что дается не больше 45 дней.
2. Сделать скидку на проведенный ремонт. Соответствующее требование должно быть удовлетворено в течение 10 дней.
3. Вернуть деньги, которые потребитель потратил на исправление недостатков своими силами или ремонт авто в другой мастерской. На это руководству сервиса также дается 10-дневный срок.
Чтобы клиент мог доказать факт плохого ремонта или повреждения машины в мастерской, важно всегда составлять акт приема-передачи. Настаивать на его оформлении рекомендуется даже в случаях, когда автомобиль передается на несколько часов. Желательно прописать все детали, например, комплектность транспортного средства и его видимые дефекты. Времени на это лучше не жалеть: проблем в случае судебного разбирательства будет гораздо меньше.
Если исполнитель отказывается добровольно устранить недостатки, необходимо написать письменную жалобу. Это надо сделать в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в разумный срок, но не позже, чем через два года.
В соответствии с законодательством ответ на претензию дается в течение 10 дней. При отсутствии реакции или отказе в удовлетворении требований можно обращаться в суд. Доказательством брака в работе автомастеров является заключение независимой экспертизы.
Особенности составления претензии автосервису (образец)
Претензионное письмо в автосервис пишется в свободной форме. Несмотря на это, документ должен содержать определенные пункты:
- Наименование.
- Данные заявителя, а также реквизиты исполнителя работ.
- Описание сложившейся ситуации.
- Список требований к виновной стороне.
- Перечень документов, предоставляемых вместе с претензией.
Письменная жалоба на плохой ремонт оформляется в двух экземплярах. Экземпляр исполнителя может быть вручен ему лично или отправлен заказным письмом. Уведомление о доставке нужно сохранить для суда.
Как и для чего проводится экспертиза после ремонта автомобиля
Проведение независимой экспертизы перед подачей иска является важным этапом защиты прав автовладельца. Она дает возможность выяснить, насколько качественно была выполнена работа, имели ли место махинации с запчастями (например, замена новых на старые), является ли плохое состояние машины следствием некачественного обслуживания. Также эта процедура позволяет оценить размер нанесенного ущерба.
Экспертиза проводится в присутствии хозяина транспортного средства и представителей автомастерской. Они должны быть заранее извещены о времени и месте оценки, иначе результаты можно будет признать недействительными. Все расходы, связанные с проведением мероприятия, оплачивает проигравшая сторона.
Некачественный ремонт автомобиля: судебная практика
Как показывает судебная практика по делам, связанным с некачественным ремонтом авто, они могут рассматриваться длительное время. Во многом это связано с тем, что иногда приходится проводить несколько экспертиз. Чтобы ускорить процесс и повысить шансы на удовлетворение иска, стоит заручиться поддержкой опытного юриста.
Зато в случае выигрыша владелец машины может получить от исполнителя:
- Возмещение затрат на ремонт и понесенных убытков (например, дополнительные расходы на восстановление машины в другой автомастерской).
- Возмещение расходов на услуги юридической компании.
- 3% стоимости ремонта за каждый день неисполнения мастерами законных требований истца.
- Компенсацию морального вреда . Правда, доказать причинение автолюбителю физических и нравственных страданий довольно трудно. И даже когда это удается, сумма компенсации обычно не превышает 10 000 руб.
- До 50% штрафа от той суммы, которая в итоге была присуждена потребителю.
В качестве примера можно привести дело, рассмотренное Бабушкинским районным судом города Москвы. В исковом заявлении истец В.Андреев сообщил, что сдал автомобиль в ремонт по причине течи масла из двигателя.
Через несколько дней после проведенного ремонта течь возобновилась. Как устные обращения к ответчику с просьбой о возврате средств, так и письменная претензия остались без ответа. В результате разбирательства суд признал правоту истца. С автомастерской была взыскана полная стоимость ремонта в размере 7 600 руб., а также причиненный В.Андрееву моральный ущерб в размере 4 000 руб.
Таким образом, с автомобильного сервиса можно взыскать гораздо большие деньги, чем те, которые владелец заплатил за некачественный ремонт. Поэтому во многих случаях хозяева мастерских предпочитают решить вопрос мирным путем и переделать работу. Главное – не опускать руки и отстаивать свои права, ведь закон наверняка будет на стороне потребителя.
Хотите узнать, как взыскать деньги за некачественный ремонт автомобиля? Спросите у наших юристов!
Кто ответит за некачественный ремонт авто по гарантии? Давайте разберемся!
Мужчина приобрел иномарку за 1,5 млн рублей, с двухлетней гарантией. Спустя год он прошел на станции техобслуживания дилера плановое (техническое обслуживание) ТО . Как Вы уже понимаете, не все так гладко, и спустя пару-тройку месяцев машина сломалась. Когда машину привезли в сервисный центр, выяснилось, что во время техобслуживания мастер неудачно закрутил масляный фильтр, и масло вытекало из двигателя.
Поскольку машина была на гарантии, дилер забрал ее к себе для ремонта. Но машина простояла в сервисе больше предусмотренных законом 45 дней. Раздосадованный мужчина отказался от купленной машины и потребовал вернуть свои деньги однако ему было отказано в просьбе.
Законно ли это? Нет. Как говорит закон:
Конечно же пришлось обратиться в суд . Первая инстанция требования потребителя проигнорировала, но апелляция решила иначе: неисправность автомобиля возникла в результате проведения гарантийного ремонта, а значит, считается гарантийным случаем.
- В результате, потребитель вернул свои деньги. Суд взыскал основную сумму покупки, штраф за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке , также денежную компенсацию по причине нанесенного морального вреда.
Уважаемые читатели, не бойтесь защищать свои права! Особенно в тех случаях, когда закон на Вашей стороне. Не бойтесь идти до конца, ведь дорогу осилит идущий!
Авария дуплетом
Например, отдал человек по направлению страховщика автомобиль в ремонт с одними повреждениями, а получил назад с другими. Это довольно частая ситуация. Кто должен возмещать ущерб и по каким законам отвечать? С такой ситуацией разбирался Верховный суд.
Еще в марте 2015 года автомобиль «БМВ Х5», принадлежащий неким Дроздовым, попал в аварию. Он был застрахован в солидной страховой компании по КАСКО. Компания решила компенсировать ущерб пострадавшим натуральным способом. То есть направить машину на ремонт в сервис. В июле Дроздова сдала автомобиль в ремонт, а через четыре дня получила его в отремонтированном виде. Но, к удивлению своему, обнаружила на нем новые повреждения, которых раньше не было. А именно — скол на передней водительской двери, отсутствие части резины на задней правой покрышке, изменение цвета хромированного молдинга на задней правой двери.
Она потребовала от сервиса устранить новые неполадки. Но сервис сделать это отказался. В итоге Дроздовы передали машину в другой сервис и заплатили за ремонт 34,5 тысячи рублей. Но прощать такой убыток не стали.
Пострадавшие обратились в суд и, ссылаясь на закон о защите прав потребителей, потребовали от сервиса возмещение расходов в размере 68 тысяч рублей, неустойку в таком же размере, а также расходы на представителя в суде в размере 25 тысяч рублей, компенсацию морального ущерба в размере 23 тысяч и еще кое-что по мелочи.
Районный суд установил, что указанные повреждения действительно возникли на автомобиле после его передачи для проведения восстановительного ремонта. Однако удовлетворил иск лишь частично. Он взыскал с сервиса в пользу пострадавших от его ремонта 34,5 тысячи рублей в качестве возмещения ущерба и 20 тысяч рублей на судебные расходы. В остальных требованиях он отказал.
При этом суд указал, что ответственность за качество ремонта, произведенного по направлению страховой компании станцией техобслуживания, несет страховщик. А поэтому на правоотношения между Дроздовыми и автосервисом положения Закона «О защите прав потребителей» не применимы.
Дроздовы подали апелляцию, но городской суд согласился с доводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Однако с таким положением дел не согласился Верховный суд, куда позже обратились Дроздовы. Он указал, что в соответствии со статьей 313 Гражданского кодекса за качество произведенного по направлению страховщика станцией техобслуживания восстановительного ремонта в рамках страхового возмещения по договору добровольного страхования ответственность действительно несет страховщик. Однако в данной ситуации речь идет не о претензиях к восстановительному ремонту, которых у истцов просто нет, а о новых повреждениях, к страховому случаю не относящихся. То есть автовладельцам был причинен новый вред при выполнении работ.
Пункт 2 статьи 14 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает право любого потерпевшего, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет, требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги).
То есть закон о защите прав потребителей на этот случай прекрасно распространяется. Значит, истцы могут рассчитывать на штрафы, пени и неустойки. Поэтому Верховный суд отменил решение апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение.