Забываем слово «паркетник» в кроссовере Renault Duster
Теперь Duster стал ещё больше похож на бульдога. Мелкоячеистая решётка с увеличенной эмблемой, злые «глазища» со встроенными ходовыми огнями, массивные брылы бамперов, невиданный прежде «вежливый» цвет хаки, интересные диски и рейлинги с отверстиями у креплений.
Задастый? Нет, послышалось. Это был тост «За Дастер!». Им закончилось наше знакомство с обновлённым кроссовером Renault Duster в Румынии. А началось оно для меня года три тому назад, как сейчас принято говорить, «до всего этого». Я решил поменять свой Ford Fusion на нечто более современное, и коллеги посоветовали присмотреться к Дастеру: мол, два литра, полный привод, за недорого. Из автосалона Renault я ушёл ни с чем, а вернулся в Duster перед самой поездкой в Бухарест, и второе впечатление было не лучше первого — солдафонский тарантас. Но теперь, отмахав на нём сотни вёрст, я поднимаю бокал: «За Дастер!» И рестайлинг тут ни при чём.
Принципиально кроссовер не изменился. Салон определённо похорошел, в том числе и по эргономике. Отныне бибикать можно традиционным способом, кнопку аварийки не приходится выискивать, клавиши всех стеклоподъёмников наконец-то подсвечиваются, система Media Nav после апгрейда процессора и добавки памяти работает шустрее. Однако руль по-прежнему нельзя вытянуть на себя, часть правого зеркала всё так же загорожена стойкой, регулировка зеркал осталась под ручником, семидюймовый дисплей не смог забраться повыше и повернуться к водителю, внутренние дверные ручки хрустят в зажатой ладони.
Почему не исправили указанные недочёты? Менеджеры Renault утверждают, что на эти изменения нет запроса со стороны клиентов, а просто так реформировать — дорого и бессмысленно. Оказывается, владельцы Дастеров, коих в России насчитывается более 220 тысяч, хотели тепла, и они его получили. Лобовое стекло теперь обогревается, плюс можно дистанционно отапливать или охлаждать машину посредством опциональной системы Renault Start.
Выбрав подпункт в меню мультимедиа, удастся запустить двигатель кнопкой ключа с расстояния не более 200 метров (автомобиль должен находиться в прямой видимости). Есть защита и от дурака, и от угона: при воткнутой передаче Duster не заведётся, при открытии двери или попытке тронуться без родного ключа — заглохнет. Имеется режим запуска мотора каждые два часа.
Итак, Румыния, родина родственного Renault бренда Dacia. Наша отправная точка — аэропорт Бухареста. Мне достаётся полноприводный Duster с турбодизелем 1.5 dCi, который отныне развивает не 90 л.с., а 109 и по-прежнему агрегатируется только с шестиступенчатой «механикой». Первая передача втыкается с таким же, как до рестайлинга, усилием, сцепление схватывает в прежней высокой точке, но машина резвее бросается вперёд — рекордные для Дастера 240 ньютон-метров (было 200 Н•м), доступные уже с 1750 об/мин, бодро разгоняют его с низов.
Машина точно следует за акселератором, не заставляя волноваться при обгонах, и умеренно расходует топливо (в нашем жёстком смешанном цикле вышло восемь-девять литров на сотню). Мотор почти не слышен в салоне — шумоизоляция заметно доработана. тяжелотопливный кроссовер разгоняется неспешно — за 13,2 с, но это на 2,4 с быстрее, чем с прежним 90-сильным мотором. Был овощ, стал фрукт! Тормоза осаживают автомобиль чётко и не устают после часовой езды по горным серпантинам. Турбодизельный Duster, пожалуй, самый приятный в гамме, но и самый дорогой: от 793 000 рублей.
После турбодизеля от модернизированного бензинового мотора 2.0 (143 л.с. и 195 Н•м против 135 сил и того же момента ранее) ждёшь больше, чем тот способен дать. Раскрывается он только после 4000 об/мин, и сподручнее взаимодействовать с ним на «механике» — так получается самый быстрый (до сотни за 10,3 с) и самый популярный у покупателей Duster. Жаль, не изведать новую для Дастера ниссановскую бензиновую «четвёрку» 1.6 мощностью 114 л.с., которую выпускают в Тольятти: на тесте в Румынии её нет.
Механическая коробка с короткой первой передачей, как и раньше, заставляет частить с переключениями. На 50 км/ч просит индикатором пятую, хотя моторы к ней не готовы. В городе надо привыкнуть трогаться со второй передачи и поосторожней втыкать высшие, чтобы не трогать рукой пассажира. Нейтраль иной раз нащупывается не сразу. Но для бездорожья — самое то. Отключаешь систему стабилизации (если эта опция за 15 900 рублей есть), блокируешь муфту в приводе задних колёс — и вперёд с песней ревущего движка. Режим Lock работает до 80 км/ч, и перегреть муфту, скорее всего, не выйдет. Пробить подвеску — тоже. Для этого надо найти неровность, убийственную для большинства автомобилей. Энергоёмкость шасси Дастера обалденная, потому в нём ничего не меняли.
У дизельного Дастера электрогидравлический усилитель руля, у остальных — обычная гидравлика. Особой разницы я не почувствовал. Управляемость на бездорожье показалась интересной. Когда нужно было быстро объехать острый валун, никаких проблем и ошибок не возникло — взаимопонимание с машиной отличное. Мы штурмовали внатяг крутые подъёмы с вывешиванием, пёрли по раскатанной тракторами глубокой каше, неслись по офроуду уже на второй, а то и третьей передаче. Сильно приложились днищем лишь однажды в яме, которая могла стать финишем пробега. Осмелели по максимуму, не изобретали траектории, гнали, как получится. Извозили Duster по уши (сделать это очень легко — марается на раз), после чего вытерли широкие пороги своими брюками.
Полный привод выбирают 80% покупателей, при этом версия со старым четырёхступенчатым «автоматом» востребована лишь у 15% клиентов. Коробка так себе: запаздывает с переключениями, дёргает, заставляет мотор крутиться на высоких оборотах и шуметь. Хотя, конечно, в пробках лучше так, чем в три педали. Однако заполучить «автомат» отныне можно только в случае с полноприводной модификацией 2.0: двухпедальных Дастеров с передним приводом на нашем рынке больше нет.
Предвижу вопрос от хозяев старых Дастеров: можно ли что-нибудь докупить из ассортимента обновлённого? Двигатели, коробки, электронику, дистанционный пуск Renault Start, перепрошитую систему Media Nav, руль, задние фонари, багажную полку — нет. Возможно, на дорестайл встанут новые кресла, фары, щётки стеклоочистителей с большей зоной действия и что-то ещё по мелочи. Реношники сейчас пытаются выяснить, чем именно могут заинтересоваться владельцы. Надеются, что устаревшие кроссоверы будут сданы в Trade-In ради покупки модернизированных. За пять месяцев этого года в России продано 16 860 Дастеров — вдвое меньше, чем за аналогичный период 2014-го (34 988 машин). Ситуация задастая, но. За Duster!
Паспортные данные
Renault Duster | 2.0 MT (AT)* | 1.5 MT |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4315 | 4315 |
Ширина, мм | 1822 | 1822 |
Высота, мм | 1625 | 1625 |
Колёсная база, мм | 2673 | 2673 |
Колея передняя/задняя, мм | 1560/1567 | 1560/1567 |
Снаряжённая масса, кг | 1370 (1394) | 1390 |
Полная масса, кг | 1870 (1894) | 1890 |
Объём багажника, л | 408 | 408 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 8 |
Рабочий объём, см³ | 1998 | 1461 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 143/5750 | 109/4000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 195/4000 | 240/1750 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая (автоматическая, четырёхступенчатая) | механическая, шестиступенчатая |
Привод | подключаемый полный | подключаемый полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | барабанные | барабанные |
Шины | 215/65 R16 | 215/65 R16 |
Дорожный просвет, мм | 210 | 210 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 180 (174) | 167 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 10,3 (11,5) | 13,2 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 10,1 (11,3) | 5,9 |
— загородный цикл | 6,5 (7,2) | 5,0 |
— смешанный цикл | 7,8 (8,7) | 5,3 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 50 | 50 |
Топливо | АИ-95 | дизтопливо |
* В скобках приведены данные для версии с автоматической трансмиссией. |
Техника Алексей Смирнов, Константин Болотов
Безопасность
За кадром
Мы посетили технический центр Renault в румынском Титу (Renault Technologie Roumanie — RTR), где увидели, с чего начался Duster и до чего дошёл. От первого концепт-кара до нескольких экзотических Дастеров — внутрикорпоративных самоделок для вау-эффекта.
Гусеничные кит-комплекты, превращающие внедорожник в вездеход, — далеко не новость. К примеру, этим давно в США занимается фирма Mattracks. Но румыны утверждают, что с неким иностранным партнёром зашли дальше и сделали сверхпроходимую машину с кузовом, укреплённым снаружи трубчатым каркасом. Заметное отличие внутри — блок тумблеров, он переводит машину в «режим невидимости», вырубая всё освещение снаружи и внутри. Вместо него включаются экранированные светодиоды с зелёным лучом, направленным вниз, — военная хитрость. Автомобиль предназначен для пересечения болот, заснеженных полей, тундры и тому подобного.
Цвет хаки не такой уж новый для Дастера. Первого декабря 2013 года во время празднования национального Дня Румынии был представлен армейский прототип Dacia Duster Army с пулемётом на крыше, управляемым с пассажирского сиденья посредством джойстика и монитора. Как и гусеничный образец, боевая машина получила функцию «затемнения». На вооружение автомобиль пока не взяли, хотя невоенные службы его используют вовсю.
Новый Renault Duster – тест-драйв народного кроссовера
Сворачивая за местной «Приорой» на горный серпантин, я и не предполагал, что это был старт первого спецучастка импровизированного «Ралли Дагестан» — едва завидев в зеркале надвигающуюся решетку радиатора с ромбом по центру, водитель «Лады» втопил так, что поначалу было страшно именно за него! Но вскоре стало понятно — он знает тут каждую трещинку: все по траектории, моментальная коррекция колебаний на волнах и ни одного лишнего движения. Три десятка километров в погоне за ним пролетели быстро и с удовольствием! После «финиша» мы остановились пообщаться — Priora оказалась на хороших шинах и с заниженной подвеской, а о моторе владелец скромно умолчал. Тест-драйв нового «Дастера» начался весело, и это было только начало.
Обещанного три года ждут
Duster второго поколения представили еще осенью. 2017 года! И с тех пор поклонники модели всё ждали и ждали его в России. Но удивительно, что на продажах старого «Дастера» это никак не сказалось — в прошлом году он занял вторую строчку в рейтинге продаж Renault, уступив только «Логану», а по итогам двух месяцев 2021-го и вовсе вышел в лидеры! Причем вклада нового «Дастера» в этот успех фактически нет — машины только начали поступать к дилерам.
Почему Duster оказался успешнее двух других кроссоверов Renault — «Каптюра» и «Арканы»? Он дешевле, хорош на бездорожье (91% клиентов покупают его с полным приводом), а рубленые формы кузова лучше сочетаются с грубостью характера. Вот эти качества и пытались сохранить при смене поколения и попутно добавить «Дастеру» немного хороших манер. Получилось ли?
Издалека и не скажешь, что это новая модель — Duster и Duster. Чуть обтесали грани, добавили модные светодиодные ходовые огни, подсдулись колесные арки — кроссовер теперь меньше пачкается и не закидывает жижей боковые стекла, хотя с удовольствием намажет грязь на штанину широким порогом — двери их не закрывают (в отличие от «Каптюра» и «Арканы»). Форсунки стеклоомывателей переехали с капота на жабо — зимой придётся очищать от снега и льда пространство под «дворниками».
Сзади новый Duster легко отличить от старого по квадратным фонарям, но они же похожи на оптику компактного кроссовера Jeep Renegade. За счет новых бамперов длина увеличилась на 26 мм (до 4 341 мм), ширина стала меньше на 18 мм (1 804 мм) из-за более плоских крыльев, а колёсная база прибавила символические 3 мм — стало 2 676. А ещё впервые Duster получил 17-дюймовые колеса.
Салон уже известен по «Аркане», но здесь массивная прямоугольная передняя панель гораздо лучше сочетается с внешностью. Главное, что приобрел Duster после смены поколений — это улучшенную эргономику. Появилась регулировка руля по вылету, новые сиденья с поясничным подпором у водителя, подлокотник с небольшим отделением. Джойстик регулировки зеркал теперь слева от руля, а шайба управления полноприводной трансмиссией переехала на центральный тоннель. А основное отличие от интерьера «Арканы» — удобная полочка напротив переднего пассажира. Туда можно положить телефон или очки, прорезиненная поверхность не даст им вылететь.
Сюрпризы под капотом
И речь сейчас не только про пневмоупоры, которых нет даже у куда более дорогих кроссоверов вроде Toyota RAV4 или Kia Sportage. Duster сохранил все прежние двигатели — это атмосферные 1.6 (114/117 л.с.) и 2.0 (143 л.с.), турбодизель 1.5 (109 л.с.), а добавили ему современный бензиновый турбомотор 1.3 (150 л.с.), уже известный в России по тем же моделям Arkana и Kaptur. Старый 4-ступенчатый автомат отправили на пенсию, поэтому единственной двухпедальной версией стал Duster 1.3 с вариатором.
Как едут кроссоверы Renault с этим силовым агрегатом, мы уже знаем, а вот сочетание турбированного 1.3 и шестиступенчатой механики — эксклюзив именно для «Дастера». По статистике, 86% клиентов выбирали кроссовер именно на «ручке», поэтому приняли решение добавить такую версию.
Старт с места будет привычен владельцам машин прошлого поколения — коробка передач здесь такая же, как у дизельных версий («удлинены» только пятая и шестая ступени), поэтому можно смело трогаться со второй (первая здесь, по сути, нужна больше для бездорожья). Главное — привыкнуть к задемпфированной педали газа.
Динамика неплоха! По паспорту турбо-Duster должен разгоняться до сотни за 10,4 секунды, а по замерам (с пассажиром) вышло всего на 0,1 больше. Рычаг коробки радует удобным и массивным набалдашником, ход и четкость переключений — без нареканий. Главный нюанс — между четвертой и пятой передачей есть небольшой «провал» по оборотам, который нужно учитывать при обгонах.
Но главное, что дает этот мотор «Дастеру» — тот самый характер! На кроссовере стало приятно ехать даже в очень бодром темпе. В режиме «Ралли Дагестан» мы проехали несколько сотен километров — подъемы, серпантины, быстрые обгоны. Двигатель начинает тянуть примерно с 1700 об/мин (на них приходится пик крутящего момента 250 Нм) и не киснет до 5,5 тыс. И с учетом основного положения правой педали «в полу» средний расход составил всего 10 л/100 км — а при «вменяемой» езде он падает до 8.
Удовольствие получаешь теперь не только от динамики — Duster «переехал» на модернизированную платформу «Каптюра» и «Арканы», а это значит, что он получил новый электроусилитель и перестал долбить рулем по рукам на каждой трещине асфальта. Усилие тоже стало ниже, что особенно хорошо на бездорожье и в парковочных режимах.
При этом Duster сохранил свою главную способность — мчать по любой дороге! И чем она хуже, тем больше его преимущество. Энергоемкость позволяет не слишком церемониться на грунтовках (нужно только внимательно смотреть за камнями, чтобы не порезать шины), амортизаторы хорошо справляются с волнами и «трамплинами», даже на острых неровностях Renault теперь идет благороднее. И это — на 17-дюймовых колёсах!
Дизельные «Дастеры» были на 16-дюймовых, поэтому мы предвкушали длинный маршрут по грунтовкам и бездорожью. И это был шок! С первых же метров стало ясно, что с настройками тут перемудрили — на волнах он дискомфортно отпрыгивает вверх, соскакивает с траектории на крупных ступеньках в поворотах. И как же так? Выяснилось, что у него более жесткие передние амортизаторы и пружины, хотя при этом он сильнее кренится на дуге.
Откровенно разочаровала динамика — 13,3 секунды до сотни и бесконечные 37 до 150 км/ч (против 24 секунд у 150-сильного кроссовера) делают дизельный Duster плохим партнером для дальних поездок, обгоны на двухполосках даются ему куда тяжелее. Да и расход топлива на 100 км всего на пару литров меньше, чем у бензинового «Дастера» — обороты на крейсерских скоростях на высшей передаче слишком высоки.
Хуже придётся и на бездорожье — там, где бензиновый Duster легко взлетает на второй передаче, этот вынуждает тащиться на первой. Узкий рабочий диапазон может сыграть злую шутку — пока будешь переключаться вверх, пропадёт необходимая инерция. Последний гвоздь в клапанную крышку «полторашки» с индексом К9К — мотор натужно ревёт под нагрузкой и громко тарахтит на холостых, попутно передавая вибрации на рычаг коробки. Вычеркиваем.
И насколько дороже стал Duster?
Проведенная работа над устранением недостатков, конечно же, сказалась на ценах. Но эта доплата более чем оправдана! Duster сохранил свои главные качества — крутые внедорожные способности, неприхотливость и надёжную конструкцию. И прибавил в комфорте — стала лучше плавность хода, добавились опции — климат-контроль, датчики света и дождя, боковые шторки безопасности, подогрев задних сидений. Впрочем, от всех минусов до конца не избавились — в новых сиденьях спина все равно устает за целый день, а галогеновые фары, хоть и стали лучше прежних, но всё равно слабо освещают дорогу.
Базовая версия стоит 945 000 рублей (предыдущий стоит от 912 000) — это будет переднеприводный Duster со 114-сильным 1.6 и пятиступенчатой механикой. Но за эти 33 тысячи разницы вы получите вторую подушку безопасности, электрорегулировку и обогрев зеркал, передние электростеклоподъемники, розетку на 12В сзади и центральный замок.
Полноприводные «Дастеры» с двигателем 1.6 (117 л.с.) и шестиступенчатой механикой начинаются с исполнения Life и с отметки 1,15 миллиона рублей (прежний стоил 1 086 000). Добавляются кондиционер, регулировка руля по вылету и аудиосистема. Доплата за 2-литровый двигатель (143 л.с.) составит 60 тысяч. Турбодизель (109 л.с.) потребует ещё 20 тысяч.
Renault Duster с турбомотором 1.3 (150 л.с.) стоит минимум 1 340 000 рублей с механикой (доплата за вариатор — 60 тысяч), что на 50 тысяч дороже, чем «Дастеры» с бензиновым 2.0 и, соответственно, на 30 тысяч — чем дизельные «Дастеры». Небольшая доплата за совсем другое качество езды.
Кстати, Renault официально разрешает заправлять такие «Дастеры» бензином «Аи-92». Наш тест-драйв по Якутии и Магаданской области показал, что даже в экстремальных условиях при температурах почти до минус 60 градусов отсутствие «95-го» не влияет на способность машин ехать дальше и не вызывает «новогоднюю елку» на панели приборов. Так что, если вам нужно сочетание хорошей динамики, экономичности и лучших способностей на бездорожье, то этот силовой агрегат становится единственным верным выбором.