ЗИЛ 130, ЗИЛ 131,ГАЗ 3307, ГАЗ 3102, ГАЗ 3110, ГАЗ 53, МАЗ 500, Т 25, Т40, Иж планета, Иж юпитер
Кривошипно-шатунный механизм
Для увеличения ресурса двигателя до первого капитального ремонта в процессе эксплуатации рекомендуется заменять поршневые кольца и вкладыши коренных подшипников коленчатого вала. Последние подлежат замене при падении давления масла на прогретом двигателе ниже 100 кПа при частоте вращения коленчатого вала 1200 мин» 1 , что соответствует скорости движения на прямой передаче около 30 — 35 км/ч. Масляный радиатор при этом должен быть выключен. При замене вкладышей коренных подшипников осматривают и вкладыши шатунных подшипников, заменяют их только в случае необходимости.
Одновременно с заменой вкладышей коренных подшипников очищают полости шатунных шеек коленчатого вала. Эту операцию требуется выполнять очень тщательно, так как остатки неудаленной грязи будут выноситься маслом к шатунным вкладышам, что приведет к задирам и их изнашиванию. После очистки полостей пробки плотно завертывают и закернивают.
Поршневые кольца заменяют, если расход масла на угар превысит 400 г на 100 км. Устанавливать необходимо комплект колец, состоящий из первого компрессионного нехромированного чугунного кольца, второго — из набора стальных дисков и комплекта маслосъемного кольца с нехромированными стальными дисками. При замене колец удаляют на гильзах цилиндров (шабером или другим инструментом ) неизношенный выступающий поясок в ее верхней части. Одновременно с заменой поршневых колец очищают головки цилиндров и днища поршней от нагара, а клапаны притирают к седлам головок.
Кривошипно-шатунный механизм
В блок цилиндров вставляются гильзы из износостойкого чугуна, гильзы прижимаются к блоку головками.
Уплотнение в верхней части осуществляется с помощью сталеасбестовых прокладок, а в нижней — медными кольцевыми прокладками, установленными между блоком и гильзой.
На двигателе устанавливаются прокладки головок цилиндров с круглыми водяными протоками.
Порядок нумерации цилиндров указан на рис. ниже.
Порядок нумерации цилиндров
Головки блока цилиндров имеют высокотурбулентные камеры сгорания и винтовые впускные каналы, а также вставные седла и направляющие втулки клапанов. Маркировка головки 53-11-1003010 нанесена на головке цилиндров под клапанной крышкой. Каждая из головок крепится к блоку с помощью восемнадцати шпилек. Подтяжку делать на холодном двигателе в порядке, указанном на рисунке ниже.
Порядок затяжки гаек головки цилиндров
Перед подтяжкой отвернуть гайки стоек оси коромысел и, приподняв стойки вместе с осью, обеспечить доступ к гайкам крепления головки. После подтяжки гаек головок цилиндров вновь затянуть отвернутые гайки. После этого необходимо отрегулировать зазор между клапанами и коромыслами. Гайки шпилек крепления головок подтягивать в течение первых трех ТО-1, а в дальнейшем эту операцию выполнять через ТО-2.
Подтяжка гаек впускной трубы так же, как и установка ее на место после разборки, должна производиться со всей внимательностью во избежание течи воды в масло.
Перед установкой следует проверить состояние сопрягаемых плоскостей впускной трубы, головок и блока, а также прокладок. Гайки нужно подтянуть так, чтобы слегка прижать прокладки. Далее необходимо затянуть грузовые гайки.
После затяжки грузовых гаек необходимо затянуть гайки крепления впускной трубы попеременно с левой и правой сторон, начиная от грузовых гаек.
Поршни на боковой поверхности имеют надпись ПЕРЕД. Этого указания надо строго придерживаться при установке их в блок.
Поршневые пальцы. Для запрессовки пальца в поршень последний надо нагреть в горячей воде или масле до температуры 70-80 °C. Запрессовка без нагрева может привести к задирам.
Поршневые кольца устанавливаются по три на каждом поршне, два компрессионных и одно маслосъемное.
Компрессионные кольца высотой 2 мм. устанавливают так, чтобы выточка на внутренней поверхности колец (при их наличии) была обращена вверх, как указано на рисунке ниже. При установке компрессионных колец на поршень стыки колец должны быть смещены на 180°.
Установка колец на поршне
- компрессионные кольца
- кольцевой диск маслосъемного кольца
- осевой расширитель
- радиальный расширитель
Маслосъемное кольцо — составное из двух плоских стальных хромированных колец и двух расширителей — осевого и радиального.
При установке поршня в блок двигателя плоские кольцевые диски 2 нужно устанавливать так, чтобы их замки были расположены под углом 180° один к другому и под углом 90° к замкам компрессионных колец. При этом замки осевого расширителя 3 и радиального расширителя 4 должны быть расположены под углом 90° к ним (каждый).
Шатуны с поршнями в сборе устанавливаются попарно на каждую из четырех шатунных шеек коленчатого вала.
Отверстие в нижней головке шатуна под вкладыш обрабатывается совместно с крышкой. Поэтому крышки при сборке должны всегда устанавливаться на прежнее место.
На бобышках под болт шатуна и крышке выбит порядковый номер цилиндра. Номер выштампованный на стержне шатуна, и метка 2 (рис. ниже) на крышке шатуна должны быть направлены в одну сторону.
Соединение шатуна с поршнем
- I — для установки в 1, 2, 3, 4 цилиндры
- II — для установки в 5, 6, 7, 8 цилиндры
- 1 — номер на шатуне
- 2 — метка на крышке шатуна
Шатунные болты взаимозаменяемы.
Самоотвертыванию гайки шатунного болта препятствует установка основной гайки шатуна на герметик «Унигерм-9» или специальная штампованная гайка.
В случае переборки шатуна, гайка которого была застопорена герметикой, необходимо с болта и гайки удалить остатки ранее примененного герметика, тщательно протерев их ветошью, обезжирить их бензином и просушить.
После наживления гайки на болт нанести на ее резьбовую часть 2-3 капли (0,06 г) герметика.
В случае отсутствия герметика стопорение гаек необходимо производить штампованной стопорной гайкой 292759-П. Затяжку стопорной гайки необходимо производить путем ее поворота на 1,5-2 грани от положения соприкосновения торца стопорной гайки с торцом основной гайки. Шатунные вкладыши взаимозаменяемы. Подгонка вкладышей не допускается.
При сборке шатунов с поршнями необходимо соблюдать следующий порядок: шатуны левого ряда цилиндров устанавливать таким образом, чтобы номер на шатуне и метка на его крышке были обращены к передней части двигателя, а правого ряда — наоборот.
Поршни соединяются с шатунами так, чтобы во всех случаях надпись на поршне ПЕРЕД была обращена к передней части двигателя.
Коленчатый вал балансируется в сборе с маховиком и сцеплением. Крышки коренных подшипников чугунные.
Перемещение вала в продольном направлении ограничивается упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам первого коренного подшипника.
Самоотворачиванию гаек крепления крышки коренного подшипника препятствует установка гаек на герметик «Унигерм-9» или стопорная пластина.
В случае вскрытия крышки коренного подшипника, гайки которого были застопорены герметиком, повторную установку гаек производить согласно рекомендации для гаек шатунных болтов.
В каждой шатунной шейке вала имеется полость (грязеуловитель). При разборке двигателя грязеуловители надо очищать, для чего необходимо отвернуть резьбовые пробки, очистить полости (металлическим ершом, проволокой), промыть их и все каналы керосином, продуть воздухом, завернуть до упора пробки и закернить.
Для предотвращения утечки масла концы коленчатого валя уплотнены сальниками.
Маховик крепится к фланцу коленчатого вала с помощью четырех болтов.
Для увеличения ресурса двигателя до первого капитального ремонта рекомендуется в процессе эксплуатации (но не в гарантийный период) произвести замену поршневых колец и вкладышей коленчатого вала.
Вкладыши коренных подшипников подлежат замене при падении давления масла на прогретом двигателе ниже 100 кПа (1,0 кгс/см 2 ) при 1200 об/мин, что соответствует скорости движения на прямой передаче 35-40 км/ч. Масляный радиатор при контроле давления масла должен быть выключен. Движение с давлением масла меньше 100 кПа (1,0 кгс/см 2 ) на указанной и более высокой скорости не допускается.
При замене коренных вкладышей шатунные нужно осмотреть и заменить лишь в случае необходимости.
Одновременно с заменой вкладышей необходимо очистить полости шатунных шеек коленчатого вала. Эта операция должна выполняться тщательно, т. к. остатки невычищенной грязи будут занесены маслом к шатунным вкладышам, что приведет к их задиру и износу. После очистки пробки необходимо завернуть и закернить.
Поршневые кольца требуют замены, если расход масла на угар превысит 400 грамм/100 км. При замене в двигатель устанавливать комплект колец, состоящий из верхнего компрессионного нехромированного (луженого, фосфатированного или с др. покрытием) чугунного кольца, второго компрессионного из набора стальных дисков и комплекта маслосъемного кольца с нехромированными стальными дисками.
При замене колец следует удалить на гильзе (шабером или иным способом) неизношенный выступающий поясок в ее верхней части.
Одновременно следует очистить головки цилиндров и днища поршней от нагара, полость водяной рубашки — от накипи, а клапаны притереть.
Основные неисправности КШМ ГАЗ-3307
Содержание
Введение
Устройство и принцип действия КШМ ГАЗ-3307
Диагностика КШМ ГАЗ-3307
ТО КШМ ГАЗ-3307
Основные неисправности КШМ ГАЗ-3307
Ремонт КШМ ГАЗ-3307
Требования безопасности. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей
Список используемой литературы
Введение
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение (например, во вращательное движение коленчатого вала в двигателях внутреннего сгорания), и наоборот. Детали КШМ делят на две группы, это подвижные и неподвижные детали:
Подвижные: поршень с поршневыми кольцами, поршневой палец, шатун, коленчатый вал с подшипниками или кривошип, маховик.
Неподвижные: блок цилиндров (является базовой деталью двигателя внутреннего сгорания и представляет собой общую отливку с картером), головка цилиндров, картер маховика и сцепления, нижний картер (поддон), гильзы цилиндров, крышки блока, крепежные детали, прокладки крышек блока, кронштейны, полукольца коленчатого вала.
Устройство и принцип действия КШМ ГАЗ-3307
Блок цилиндров
Блок цилиндров является базовой деталью двигателей. На нем крепят и устанавливают все основные детали, а также механизмы и приборы различных систем двигателя. Блоки цилиндров двигателей составляют одно целое с верхним картером.
Материалы. Блоки цилиндров могут изготавливаться из легированных серых чугунов (двигатели автомобилей ЗИЛ-433100, КамАЗ-5320 и всех модификаций.) или из алюминиевого сплава (двигатели автомобилей ГАЗ-3307, «Волга» ГАЗ- 3102 и ее модификации, ГАЗ-3307, ГАЗ-3308 и другие модификации этих автомобилей). Для обеспечения сохранности геометрических форм и предотвращения коробления блоки цилиндров после отливки подвергают искусственному старению.
Принцип работы КШМ
На поршень оказывают давление газы, которые вырабатываются при сгорании топливной смеси. При этом он совершает возвратно – поступательные движения, заставляя проворачиваться коленчатый вал двигателя. От него вращательное движение передается на трансмиссию, а оттуда – на колеса автомобиля.
Диагностика КШМ ГАЗ-3307
Все неисправности обусловлены естественным изнашиванием или разрушением деталей.
В итоге повышается расход топлива и снижение мощности двигателя, дымной выхлоп.
Неисправности устраняются путем проведения текущих ремонтов (заменой или регулировкой).
Основные признаки неисправности КШМ:
1. Уменьшение компрессии в цилиндрах
2. Появление шумов и стуков при работе двигателя
3. Прорыв газов в картер и появление из маслоналивной горловины голубоватого дыма с резким запахом
4. Увеличение расхода масла
5. Разжижение масла топливом
6. Забрасывание свечей зажигания маслом
Признаки неисправностей служат:
1. Вспышки в карбюраторе
2. Хлопки в глушителе
3. Шумы и стуки при работе
4. Неустойчивая работа двигателя
ТО КШМ ГАЗ-3307
При ЕО двигатель очищают от грязи, проверяют его состояние визуально и прослушивают работу в разных режимах.
При Т0-1 проверяют крепление опор двигателя к раме автомобиля, в случае необходимости расшплинтовывают гайки, подтягивают их до отказа и вновь зашплинтовывают. Если имеются отслоения и разрушения резиновых элементов, последние заменяют. У автомобилей КамАЗ по мере усадки резиновых амортизаторов задних опор двигателя положение поддерживающей опоры силового агрегата регулируют с помощью регулировочных накладок, устанавливаемых между поперечиной и кронштейнами на лонжеронах рамы. Проверяют герметичность соединения головки цилиндров (отсутствие потеков на стенках блока цилиндров), поддона картера и сальника коленчатого вала (отсутствие потеков масла). Прослушивают работу клапанного механизма и при необходимости регулируют зазоры между клапанами и коромыслами. Ослабив и удерживая ключом контргайку 2 регулировочного винта 3, поворачивают винт отверткой до получения необходимого зазора между коромыслами 4 и с тержнями клапанов 5. Размер зазора контролируют щупом, затягивают контргайку и снова проверяют зазор.
При Т0-2 дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, проверяют и при необходимости подтягивают крепление крышки распределительных шестеренок.
Основные неисправности КШМ ГАЗ-3307
Неисправность | Причины неисправности | Способы устранения |
Задиры на поверхности, рядом с бороздами заглаженные блестящие участки, шейка коленчатого вала может иметь ответный рельеф. | Кратковременная работа в режиме “масляного голодания”, например, запуск при низких температурах. | Ремонт коленчатого вала, замена вкладышей |
Потеря натяга в постели, возможен износ рабочей поверхности, блестящие участки на середине поверхности вкладыша | Кратковременная работа в режиме “масляного голодания” | Проверить деформацию коленчатого вала, заменить вкладыши, при необходимости отремонтировать вал |
Односторонняя потёртость на краю шатунных вкладышей | Деформация шатуна из-за гидроударов в цилиндре, удара поршня по клапану | Проверить шатуны, при необходимости заменить деформированные шатуны, изношенные вкладыши |
Односторонний задир на верхней части юбки поршня, кольца могут иметь повышенный износ | Недостаточная смазка – низкий уровень или давление масла, разжижение масла топливом или охлаждающей жидкостью, некачественное масло | Замена поршневых колец, возможно, замена поршней и ремонт блока цилиндров |
Широкая матовая ровная поверхность юбки с многочисленными мелкими царапинами, большой износ колец и цилиндров | Абразивный износ из-за плохой фильтрации масла и воздуха | Заменить поршни и кольца на ремонтные, обеспечить нормальную очистку воздуха и масла |
Трещины в верхней части головки со стороны привода клапанов | “Размораживание” двигателя | Заменить головку |
Ремонт КШМ ГАЗ-3307
Разборка КШМ
1) Открутить и снять поддон, вытащить прокладку
2) Снять масляный фильтр
3) Открутить и снять масляный насос
4) Открутить и снять корзину сцепления
5) Открутить и снять мотыль
6) Открутить и снять замки коленвала
7) Открутить и снять крышки колен-вала
8) Снять замки шатунов
9) Снять коленвал
10) Снять шатуны
11) Заменить изношенные детали; сборка в обратном порядке.