- Тест-драйв Jaguar XK-R: «кошка» со взрывным характером
- Немного истории
- «Крутая тачка»
- Как он едет
- И о цене
- Вечная юность. История и тест лучшей самодельной машины СССР
- Как в СССР кошек содержали
- Вызов милиции из-за кошачьей свадьбы
- Чем питались советские коты и как спасались от блох
- О суровых кошачьих туалетах
- Кратко о лечении
- О породистых кошках
- Такие простые игрушки и такой непростой характер
Тест-драйв Jaguar XK-R: «кошка» со взрывным характером
Немного истории
Первый Jaguar XK увидел свет в 1996-м году и по сравнению со своим предшественником, Jaguar XJ –S, выглядел не шагом, а огромным скачком вперед. XK уже тогда выделялся необычными дизайнерскими решениями на фоне собратьев со старомодными английскими кузовами второй половины 90-х. Технически он тоже был немного революционером. В основном, это касалось мотора – новинка получила могучий V8 и стала первым Jaguar с таким двигателем после Diamler 250 60-х годов.
Платформа, при этом, была позаимствована у XJ-S с небольшими переработками. Однако, тот факт, что AstonMartin DB7 того времени базировался на той же коляске, говорит о ее высоком уровне. В 1998-м году на мотор приладили механический компрессор, и получился агрегат, который по сей день носит гордое имя Supercharged. Машины с таким мотором получили имя XKR и являются прямыми предками того Jaguar, о котором мы поговорим.
Нынешнее — второе — поколение Jaguar XK появилось на свет в 2006-м году. Философия предшественника не изменилась, но сама машина преобразилась. Неизменным остался только двигатель V8 под капотом, способный разогнать автомобиль до 280 км/ч. Тележка для новинки сделана из алюминия. Дизайн автомобиля — первое полностью самостоятельное творение шеф-дизайнера марки Яна Кэллама. Он и ранее прикладывал руку к созданию автомобилей класса GrandTourer (GT), поэтому новый Jaguar XK вобрал в себя самое лучшее от лучших моделей, удачно совместив новизну с очертаниями классических «кошек» прошлых лет. В итоге получился современный, узнаваемый и типично английский GT, который по сей день возглавляет модельный ряд Jaguar.
«Крутая тачка»
Москва, середина ноября, в моем кармане ключи от XK-R. Осматриваю машину и, прежде всего, оцениваю творение маэстро Кэллама. Машина красивая. Пропорции кузова не скрывают его длины: 4,8 метра — немало для двухдверного купе. Некоторые конкуренты — значительно компактнее: Porsche 911, например. Хотя и BMW M6 тоже не скромна в габаритах.
Одна из задач автомобиля класса GT – подчеркивать статус своего владельца. Jaguar XK это удается в полной мере. Он даже раскрашенный в скромные цвета никогда не затеряется в автомобильном потоке. Его нельзя перепутать ни с каким другим автомобилем – он уникален. И, возможно, в этом кроется и его единственный недостаток – относительно малая известность. Porsche и BMW знают все, а вот «Джага» определит лишь знаток. Но любой скажет, что это «крутая тачка». А это, пожалуй, даже лучше – он сам по себе крут как автомобиль, независимо от марки производителя.
Длинный кузов, покатые борта, большие двери и низкие бамперы – все это говорит о том, что парковать «Джага» предстоит очень аккуратно. В городской тесноте его спасает только статус, благодаря которому перед владельцем открываются шлагбаумы закрытых парковок и убираются конусы около ресторанов. А при помощи бдительных парктроников и камеры заднего вида припарковаться не очень сложно. По крайней мере, я ни разу не зацепил бордюр и уж тем более другие автомобили.
Хватаюсь за ручку двери, срабатывает «бесключевой доступ», стекло чуть опускается, и широкая дверь открывает доступ в шикарный салон. В доставшейся мне модели оказались комфортные сиденья с обивкой из кожи почти белого цвета. Панели – из дерева, кожа — почти везде. У конкурентов пластика в салонах явно побольше. Дизайн салона Jaguar выглядит на их фоне более консервативным. Особенно благодаря комфортным сиденьям, которые, в отличие от спортивных геометрических кресел, смотрятся этакими пончиками. Но этот английский консерватизм многим нравится – он придает уют. А в сиденья-пончики так и хочется плюхнуться. Но тут первое впечатление может оказаться обманчивым – сиденья комфортные, но не мягкие, с регулируемой боковой поддержкой. Так что при активном приземлении в них можно и язык прикусить.
Теперь про начинку. Jaguar XK-R располагает всеми необходимыми опциями для автомобиля такого класса. В нем есть и навигация, и качественная аудиосистема, и электроприводы. Класс автомобилей GT считается «летним», но по набору обогревов он даст фору многим. В нем, кроме традиционного обогрева сидений, есть обогрев руля и лобового стекла. Этими крайне удобными зимой опциями обделены конкуренты Porsche и BMW. Поэтому с точки зрения зимней эксплуатации автомобиля это серьезный козырь для Jaguar.
А вот вместительностью салона Jaguar похвастаться не может. При посадочной формуле 2+2 салон скорее можно назвать двухместным, сзади вряд ли сможет усесться взрослый человек. Хотя, полноценный четырехместный салон из конкурентов есть, наверное, разве что у BMW.
Как он едет
Любая поездка начинается с запуска двигателя. В случае с мотором Supercharged это целое событие. Нажимаю заветную кнопку START, и окрестности оглашаются басовитым ревом, пробуждая сигнализации рядом стоящих машин. Мотор успокаивается, и подает голос теперь уже при нажатии на педаль газа. Про звук XK-R можно говорить долго, он типично английский и очень громкий. На дороге при оборотах выше 4000 Jaguar орет на всех так, что кажется, будто соседние машины готовы провалиться под асфальт, чтобы их не порвал этот хищник. По сравнению с более «интеллигентными» немцами такое поведение выглядит просто нецивилизованно. Но многие ждут как раз агрессии от такого автомобиля, когда выбирают его. Больше агрессии могут дать, пожалуй, только американцы. Но они не будут столь роскошны и заботливы к своему хозяину.
Как управляется XK-R – отдельная тема. Он весьма норовист. Благодаря хорошему показателю крутящего момента на малых оборотах и наличию самоблокирующегося дифференциала на задней оси, он пытается соскользнуть именно этой осью при неаккуратном обращении с педалью газа в повороте. Электронные ошейники не дают машине уйти в глубокий занос, но поиграть на нервах неопытного водителя «Джаг» может. На скользкой дороге эта ситуация, разумеется, обостряется. Но после курса вождения в школе Jaguar этот хищник может доставить массу удовольствия от управления им зимой. Длинная база и достаточно плавная настройка акселератора делают заносы на XK-R легко управляемыми, в отличие Porsche 911 и BMW М6. База, кстати, положительно сказалась и на плавности хода. Подвеска исправно сообщает экипажу о состоянии дороги, но не докучает избытком этой информации.
И о цене
Jaguar XK-R стоит в России от 6 030 000 рублей. Отказавшись от Supercharged, можно сэкономить чуть больше миллиона и получить тот же стиль и комфорт. Но такого взрывного характера у машины уже не будет. В линейке есть кабриолет с мягкой крышей за дополнительные 450 000 рублей. Такие цены трудно назвать демпингом на рынке GT, однако конкуренты с аналогичными по характеристикам моторами будут стоить где-то на миллион дороже.
Вечная юность. История и тест лучшей самодельной машины СССР
ЮНА — творение всей жизни Юрия Ивановича Алгебраистова, и нам удалось прокатиться на этом уникальном купе, собранном золотыми руками буквально в гараже.
«Да, приглашали работать в НАМИ, сходил, посмотрел — и не согласился. Я же не конструктор, так, руками что-то сделать могу, и все». Скромность Юрия Ивановича не укладывается в сознании, когда смотришь на это самое «что-то». По качеству исполнения ЮНА не уступает заводским машинам Союза, если не превосходит их, а больше всего поражает уровень проработки мелких деталей. Дефлекторы вентиляции, декоративные накладки, шильдики, корпуса зеркал — все это невероятно искусный ручной труд. Даже фонари, вырезанные из плафонов от Opel Rekord, заставляют чесать затылок: по скруглениям пластиковых граней не понять, что сделано немецкой фабрикой, а что — советским Левшой.
Дизайном Алгебраистов тоже не спешит хвалиться — мол, изначальный облик машины придумали другие советские самодельщики, братья Щербинины, а он только доработал на свой вкус. И вообще, передняя часть с поднимающимися фарами — сознательное подражание британскому Lotus Esprit. Как бы то ни было, ЮНА выглядит абсолютно законченным, цельным автомобилем, где каждая деталь гармонирует с остальными. Сегодня она просто красива, а в начале восьмидесятых, среди «Жигулей» да «Москвичей», этот стремительный алый силуэт выглядел как мираж. Откуда? Как? Да не может это быть правдой!
В конце 1969 года Щербинины задумали сделать новый автомобиль, наследника нашумевшего ГТЩ. Дизайном Анатолий и Владимир занялись сами, а в воплощении пригласили поучаствовать других братьев — Станислава и Юрия Алгебраистовых. Первый доставал дефицитные детали и материалы, а второй превращал их в автомобиль. Характеристики стальной пространственной рамы рассчитывали с помощью инженеров АЗЛК, а изготовление удалось отдать Иркутскому авиационному заводу: невероятный подход для самоделки! Причем сделали сразу небольшую партию каркасов — пять штук.
Первый экземпляр собирали, так сказать, по методу отца Дяди Федора: в трехкомнатной квартире на седьмом (!) этаже обычного жилого дома. Там сращивали раму с лонжеронами от ГАЗ-24, делали макет кузова, снимали с него матрицы, выклеивали панели кузова, устанавливали элементы подвески — и только потом купе, наконец вставшее на колеса, при помощи крана спустилось на асфальт. Это была еще не ЮНА, а машина по имени «Сатана», предназначенная для самих Щербининых.
Алгебраистовы же переместились в собственную мастерскую, где сначала собрали экземпляр для Станислава, и только потом — спустя 12 лет после начала проектирования — для Юрия. Причем ЮНА в мире всего одна, ведь эта аббревиратура — зашифрованное посвящение конструктора своей жене. Юрий и Наталья Алгебраистовы, вот как на самом деле называется автомобиль. Так они втроем и живут уже почти 40 лет.
За это время Юрий Иванович несколько раз дорабатывал дизайн, переделывал салон, менял силовые агрегаты — причем происходило все уже в обычном гараже в Щукино. Даже двигатели он вынимал и ставил в одиночку! Сегодня в машине почти не осталось деталей от «Волги» — разве что передний мост, и тот самый новый, бесшкворневой, от поздней модели.
31105. Задний мост позаимствован у Volvo 940, а шестицилиндровый мотор 3.5 вместе с автоматической трансмиссией — у BMW 5 серии в кузове E34. Разумеется, все это невозможно было просто купить и поставить: крепления подвесок пришлось адаптировать, а некоторые узлы, вроде поддона картера или кардана, изготовлены заново.
Но сильнее всего удивляет интерьер. ЮНА обладает отличной эргономикой: сидишь по-спортивному, с вытянутыми вперед ногами, рулевая колонка регулируется по высоте, стекла оснащены электроприводами, а по всему салону таится множество ящичков для хранения мелочей — даже на потолке! «Ну, а как иначе? Делал же для себя, так что постарался, чтобы все было удобно и по уму», — рассказывает Юрий Иванович. А потом нажимает на кнопку, и из панели выезжает цветной монитор мультимедийной системы. «Пробок в последние годы совсем много стало, а так можно хоть телевизор посмотреть. Да и автоматическую коробку поставил тоже из-за заторов, иначе ноги устают…».
Трансмиссия, надо признать, по современным меркам довольно задумчивая: подолгу медлит с переходом на пониженную ступень, да и «вверх» переключается неспешно. Но в остальном ЮНА едет удивительно приятно! Двухсот с лишним сил ей хватает для более чем бодрого разгона, шасси отлично справляется со столичными неровностями и лежачими полицейскими, тормоза (дисковые на всех колесах) держат отлично — а главное, что все здесь работает ладно, согласованно.
Это не россыпь запчастей, которые собрали вместе и как-то заставили ехать, а полноценный автомобиль со своим собственным, цельным характером. Впрочем, совсем не спорткаровским, а скорее из разряда гран туризмо: на подвесках от старых вальяжных седанов особо не полихачишь. На повороты руля ЮНА отзывается плавно, с задержками — но все происходит очень логично и естественно, а если поехать побыстрее, выяснится, что баланс здесь классный: за первоначальной паузой следует понятная, линейная реакция, а дальше купе опирается на оба внешних колеса и удивительно крепко держится за траекторию. Алгебраистов вспоминает, что в свое время испытатели на Дмитровском полигоне знатно удивились стабильности машины и ее нежеланию уходить ни в снос, ни в занос.
А ведь все может быть еще интереснее! Уже почти готов новый рулевой механизм с электроусилителем — но устанавливать его, вероятно, придется уже следующему владельцу. Ясности ума и энергии Юрия Ивановича позавидуют многие из молодых, но годы берут свое, и этот удивительный человек принял решение расстаться со своим детищем, с единственным автомобилем всей жизни. Но ЮНА не попадет на сайты с объявлениями и точно не отправится никуда, кроме как в умелые и заботливые руки того, кто понимает всю ее значимость. Потому что история должна продолжаться.
В конце съемочного дня выясняется, что я был третьим за 40 лет человеком, который ездил на этом купе один. Третий раз за 40 лет творец смотрел на свое творение со стороны — и в его глазах читается удовлетворение и гордость. На улице темнеет, Юрий Иванович просит снова сесть за руль, чтобы довезти их с машиной до дома. Вечная суета московских дорог остается где-то за пределами кокона сложных, грустно-восторженных эмоций. Расстаемся в тихом щукинском дворе, а через 10 минут — звонок: «Михаил, я же совсем не успел попрощаться с ребятами из съемочной группы. Сделайте это, пожалуйста, за меня».
Мне же остается только сказать Юрию Ивановичу спасибо. За машину, которую видел еще ребенком на журнальных страницах. За мастерство, целеустремленность и преданность делу. Но главное — за человечность, которую все реже можно встретить в современном мире, и при этом так важно сохранить.
Как в СССР кошек содержали
Моя первая кошка появилась в нашем доме вопреки желанию главы семейства: папа любил собак, а к семейству кошачьих относился с прохладцей и всегда высказывал категорическое «нет!» на все мои просьбы завести котеночка. Но однажды как-то вечером бабушка пошла выносить мусор, а вернулась не только с пустым ведром, но и котенком-подростком на руках: отняла его у каких-то хулиганов, которые тыкали в кошку палкой с гвоздями и пинали ее ногами.
Понятное дело, что нести кошку обратно на улицу — обрести ее на гибель, поэтому Муську, так назвали этого зверя, было решено оставить на пару-тройку дней. Такой короткий срок объяснялся уверенностью бабушки, что кошка домашняя и просто потерялась: шерстка выглядела ухоженной, насекомых-паразитов тоже не было обнаружено, да и тельце выглядело упитанным — все указывало на то, что котенок домашний.
Однако, когда на всякий случай решили помыть зверя, выяснилось, что вся его упитанность — это просто видимость, создаваемая густой и длинной шерстью. Кошка оказалась бездомной, безумно красивой дымчатой сибирячкой. Ну и конечно же, она осталась у нас, несмотря на все папино недовольство.
Содержание кошек в то время (речь о начале 80-х) было немудреным: никаких вам специальных лоточков с пятью видами наполнителя для кошачьих туалетов; никаких спреев, уничтожающих запах или предназначенных для приучения зверя к лотку; никаких сбалансированных кормов — сухих или влажных; никаких красивых ошейников с декоративными бубенчиками.
Вызов милиции из-за кошачьей свадьбы
Перед рассказом о содержании кошек, хочу немного отвлечься и рассказать, как однажды моя кошка перепугала всех соседей.
Дело было весной, когда коты дружно уходили из дома жениться, а кошки придирчиво выбирали себе ухажера на текущий сезон. Муська наша никогда от недостатка мужского внимания не страдала, но той весной (1982 год) желающих покорить ее сердце было особенно много, что и послужило завязкой истории. Однажды глубокой ночью, когда все мы уже давным-давно спали, случилось что-то непонятное: в темноте раздался какой-то дикий многоголосый рев, послышались непонятные звуки, какой-то непонятный объект вломился в наше окно и в комнате начался хаос.
Очень хорошо помню, как вскрикнула мама, как на кого-то заругался папа, изо всех сил хлопая ладонью по кровати в попытках вспугнуть это непонятное что-то, как проснувшаяся бабушка закричала: «ой, по мне кто-то бегает!», ну а я орала просто от испуга и неожиданности 🙂
Потом папа сообразил, что надо включить свет и все стало понятно: бывшая на самовыгуле кошка спасалась от назойливых женихов, и как обычно, запрыгнула на форточку, чтобы спрятаться в квартире. Но женихи в азарте погони не сообразили, что тут уже чужая территория, и влетели за ней следом. Надо сказать, что родительская кровать стояла как раз под окном, но Муська-то знала, как прыгать, чтобы не задеть и не разбудить хозяев, а чужие коты — нет, вот они дружно и свалились папе на голову. Он начал хлопать ладонью и пугать их, потому коты переключились на мамину половину постели, потом в панике побежали по всей комнате и пару раз пробежались всей толпой по бабушке 🙂 А было их, вместе с Муськой, штук, наверное, шесть — вот и считайте, 24 лапы со всей дури бегают по тебе, сонной — кто хочешь испугается ))
В общем, мы все орали и шумели так, что соседи по дому решили, что нас убивают, что к нам забрались грабители, что нас надо спасать от какой-то страшной опасности и кто-то уже пошел будить людей из той единственной квартиры, где был телефон, чтобы вызвать милицию. Хорошо, что взбудораженный приключением папа вышел на крыльцо покурить и перехватил этого человека, а то пришлось бы нам еще милиции объяснять, что у нас тут не преступление свершилось, а просто кошачья свадьба 🙂
Чем питались советские коты и как спасались от блох
Кошачья еда преимущественно состояла из сырого или вареного минтая (мойвы или другой недорогой рыбы) — никто тогда даже не догадывался, что питание рыбой приводит к мочекаменной болезни. Также кошкам принято было наливать молока в блюдечко — это сейчас ветеринары утверждают, что молоко приводит к расстройству желудка и давать нужно кисломолочные нежирные продукты. Ну и конечно же, подкармливали кошек едой с общего стола — колбаской, сосисками, остатками супов и каш, мясными обрезками.
Насчет прививок, стерилизации, регистрации животных в ветклинике тоже все было очень просто — никто об этом даже не задумывался. Кошки часто погибали от панлейкопении (кошачья чумка), но и это тоже считалось рядовым явлением. Больше заботились о том, чтобы животное не подхватило блох или лишай — т.е. люди больше заботились о своем здоровье, так как все эти кошачьи неприятности чреваты последствиями и для хозяев животного.
Противоболошиные ошейники начали появляться только ближе к концу 90-х, а до этого с блохами боролись почти варварскими методами, из которых самым щадящим было простое мытье животного с мылом ДДТ. Более суровый способ — это завернуть кошку в старую пеленку, которую хорошенько сбрызгивали дихлофосом (иногда — керосином) и подержать так некоторое время, оставив на свободе только голову. Нечего и говорить, что после таких процедур животное начинало вылизываться, чтобы уничтожить запах, и нередко травилось.
Популярным домашним средством борьбы с блохами было раскладывание полынных веников по всей квартире: помещение сначала хорошенько выметали и мыли, а затем клали свежую полынь: кстати, этот метод до сих пор актуален и считается самым безвредным для кошкиного здоровья.
О суровых кошачьих туалетах
Что же касается кошачьего туалета — тут тоже все было очень просто. Дома подбиралась какая-нибудь подходящая емкость: у нас, к примеру, это была жестяная овальная банка из-под сельди иваси, и в эту емкость притаскивался либо песок с ближайшей детской площадки, либо клочки газеты. И то, и другое довольно быстро пропитывалось кошачьими отходами и начинало издавать характерный запах. Нередко в квартирах владельцев котов можно было ощутить еще и запах кошачьих меток — как я говорила выше, о стерилизации животных никто не задумывался.
Приучали кошек к туалету «дедовским» методом — пока котенок был маленький, его тыкали носом в лужицу и несли в «горшок», показывая тем самым, где нужно делать свои дела. Сообразительные быстро понимали, что от них хотят, тугодумов приходилось приучать к порядку более длительное время, ну а котята с вредным или упрямым характером, что часто бывает у сиамцев, могли и назло делать свои делишки в неположенных местах. Подросшие кошки обычно бегали по нужде на улицу, разумеется, если была возможность самовыгула.
Были отдельные личности, которые не жалели своего времени и приучали зверя справлять свои дела в унитаз, и иногда где-нибудь в гостях, где жила такая выдрессированная кошка, каждый ее поход в туалет превращался в настоящее шоу. Гости собирались у открытой двери, наблюдали, как кошка ловко справляется с человеческими удобствами и восхищались хозяевами, которые проявили столько терпения в искусстве дрессировки.
Кратко о лечении
Ветеринарных клиник в те годы было очень мало — в нашем городе, к примеру, не было ни одной. Но в имеющихся клиниках прием животных осуществлялся на бесплатной основе. Такой же бесплатной была и ежегодная вакцинация от бешенства. К примеру, накануне 1 июня в нашем городе каждый год вывешивали объявления, что под мостом у реки будут делать прививки, каждый желающий может привести как своего питомца, так и бездомных животных, живущих возле домов.
Ну а вообще, лечением домашних животных никто не заморачивался — считалось, что кошка сама неплохо справится: травку какую-нибудь целебную найдет, отлежится, ранку слюной залижет и т.д.
О породистых кошках
Также хотелось бы сказать пару слов и о моде на породистых кошек. Как правило, все домашние кошки были «дворянской» породы, иногда с примесью сибирской, как наша Муська. Хорошо известны были такие «престижные» по тем временам породы, как сиамская, персидская и ангорская кошка, но они были очень редки, и их хозяева зачастую даже не знали, как правильно ухаживать за породой. Нередки случаи, когда владельцы персов приходили в отчаяние от того, что длинная шерсть их питомца сбивалась в нераздираемые колтуны и зверя приходилось стричь чуть ли не налысо.
Клубы породников существовали только в крупных городах, да и то это были единичные случаи, поэтому владельцы таких кошек, заботясь о потомстве животного или в поиске единомышленников вынуждены были давать соответствующие объявления в газеты.
И раз уж зашла речь о потомстве, нужно признать, что с приплодом котят от непородистых кошек чаще всего обходились далеко не гуманным способом, не делающим чести человеку, который провозгласил себя венцом природы. В лучшем случае миссию пристройства потомства брали на себя дети, которые как американские скауты с печеньем ходили по квартирам, предлагая каждому открывшему дверь пищащего котенка.
Такие простые игрушки и такой непростой характер
Кошачьи игрушки тоже были незамысловаты: свернутый из газеты шарик, пластиковые теннисные мячики, шуршащие фантики, привязанные на веревочку — вот, пожалуй, и все развлечения. Хотя, помнится, мне было не лень шить для своей Муськи маленьких меховых мышек, но т.к. кошка оказалась крысоловкой, играть с моими клочками меха ей скоро стало неинтересно и она притаскивала домой настоящих мышей.
С этими ее повадками связана забавная история: главной кормилицей Муська считала маму, и потому приносила свои «подарки» именно ей. Нередко бывало такое, что утром мама открывала глаза, а на подушке рядом с ней лежала крыса или упитанная мышь 🙂 Мама обязательно благодарила нашу охотницу за подарок, а потом заворачивала мышь в газетку и уносила из дома, выбрасывая на помойку — однажды она неосторожно выкинула маленькую мышку за окно, так кошка смертельно обиделась, отказалась от еды и не подходила к маме дня два, наверное, пока обида не прошла.
Был, правда, и несколько трагичный случай, связанный с характером Муськи. Однажды, раздав очередное ее потомство, я столкнулась с непредвиденной ситуацией: одна девочка взяла у меня долгожданного котенка, назвала его Марсиком, но через два дня принесла обратно. Оказывается, за эти два дня котенок не успел понять, что все свои дела он должен делать в отведенное для этого место, и пару раз промахнулся, «уделав» ковер. Мама девочки велела отнести бестолкового малыша обратно. Никакие мои уверения, что нужно время и терпение, что за два дня и человеческий ребенок не успеет приучиться к горшку, не подействовали.
Пристроить Марсика мне не удалось, поэтому он остался жить у нас. Вскоре он вырос в огромного красивого кота и все, в том числе и сама Муська, забыли о том, что он — ее ребенок. Часто они устраивали драки, не поделив что-то свое кошачье, и в одну из таких драк бабушка схватила Муську и решила оттащить от Марсика. Ну а Муська не поняла, что еще за противник на нее напал и в пылу драки укусила бабушку за палец на руке.
Укус сначала просто болел, потом стал нарывать, а в итоге две фаланги пришлось ампутировать — так Муськина независимость и бойцовский характер стоили бабушке пальца на правой руке. Ну а вообще, зверем она была довольно дружелюбным, умным и невероятно красивым, и я всегда вспоминаю о ее проделках и хитростях с теплом и радостью.
Резюмируя воспоминания о том, как в СССР содержали кошек, могу заметить только одно — отношение к этим зверям было настолько спокойное, что зачастую граничило с равнодушием. Даже в уголовном кодексе статья о жестоком отношении к животным предусматривала наказание в виде предупреждения или денежного штрафа, но как показывает анализ судебной практики того времени, обычно отделывались предупреждением.