Контрольная работа по дисциплине Диагностика автомобилей для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТРУБЧЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Контрольная работа
по дисциплине Диагностика автомобилей
для студентов заочного отделения специальности
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Субратов Иван Иванович,
мастер производственного обучения
ГБПОУ «Трубчевкий политехнический техникум»
Прогнозирование остаточного ресурса при известной наработке от начала эксплуатации. Чтобы определить остаточный ресурс конкретной составной части (Р00), инженер-диагност должен располагать исходными данными, приведенными в таблице и на рис. 1.
Рис. 1. Схема определения остаточного моторесурса:
Р исп — использованный ресурс к моменту контроля; И к = П к — П н — изменение значения параметра к моменту контроля (диагностирования) И пр = П пр — П н — предельное изменение значения параметра; Р ост — остаточный ресурс. Закономерность изменения контролируемого параметра представлена кривой
Имея все эти данные, Р определяют по формуле
Данные для определения остаточного ресурса конкретной составной части
При а = 1 зависимость значений параметров технического состояния составных частей машины от продолжительности работы (наработки) носит криволинейный характер, причем при а> 1 кривая обращена выпуклостью вниз, а при а
При а = 1 указанная зависимость линейная, а выражение примет вид
По данным ГОСНИТИ, значения а находятся в пределах 0,8. 2,0.
При определении Р ост используют значения П пр , П н , а которые рассчитывают заранее и заносят в технологическую карту диагностики технического состояния машин.
Таким образом, для определения остаточного ресурса какого- либо сопряжения по формуле необходимо замерить значение соответствующего параметра и знать наработку к моменту замера. Значения остальных показателей берут из таблиц.
Определение остаточного ресурса машин и установление на этой основе времени их безотказной работы позволит сократить число отказов в процессе эксплуатации и увеличить межремонтную наработку.
Прогнозирование остаточного ресурса при неизвестной наработке от начала эксплуатации. При прогнозировании сведения о наработке отдельных составных частей машины от начала эксплуатации или от последнего капремонта могут отсутствовать. В подобных случаях остаточный ресурс определяют по значениям параметров состояния, установленным при двукратном диагностировании и наработке между первым и вторым измерениями (рис. 2.).
Рис. 2. Схема прогнозирования остаточного ресурса при неизвестной наработке от начала эксплуатации:
В этом случае Р определяют по формуле
Таким образом, для определения Р ост при неизвестной наработке с начала эксплуатации необходимо измерить значение контролируемого параметра не менее двух раз и знать наработку за время работы между этими измерениями.
Техническое состояние системы освещения автомобиля во многом определяет безопасность движения не только в темное время суток, но и в дневное время.
Современные автомобили оборудуют следующими обязательными осветительными и светосигнальными приборами:
— фары с дальним и ближним светом;
— фонари указателей поворотов;
— сигналы торможения и движения задним ходом;
— передние и задние габаритные огни;
— фонари освещения номерного знака.
Кроме указанных приборов, для облегчения управления в трудных метеорологических условиях, информирования участников движения о присутствии, габаритах и состоянии автомобиля применяются дополнительные приборы: противотуманные фары и противотуманные задние фонари, стояночные огни, контурные огни, системы аварийного состояния транспортного средства.
Газоанализаторы «АВТОТЕСТ-02.02», «АВТОТЕСТ-02.03» предназначены для одновременного определения содержания оксида углерода (СО), диоксида углерода (СО 2 ) углеводородов (СН), кислорода (О 2 ) в отработавших газах автомобилей, работающих на бензине, газовом и альтернативных видах топлива, а также измерения температуры моторного масла, частоты вращения коленчатого вала и расчета эффективности сжигания топлива (коэффициента избытка воздуха) -параметра.
Модификация «АВТОТЕСТ-02.03» дополнительно определяет содержание окиси азота ( NO х) в отработавших газах.
Прибор может применяться при проверке токсичности отработавших газов органами ГИБДД при государственном техническом осмотре автомобилей, комитетами охраны природы при инспекционном контроле, в автохозяйствах, на станциях технического обслуживания и в производстве автомобилей для контроля и регулировки двигателей на соответствие нормам ГОСТ Р 52033-2003.
Прибор предназначен для работы в следующих условиях эксплуатации:
1) температура окружающей среды от минус 20 до 50°C;
2) атмосферное давление от 86,6 до 106,7 кРа ( от 650 до 800 mm Hg );
3) относительная влажность 95% при t = 30°С и более низких температурах без конденсации влаги;
4) рабочее положение прибора — горизонтальное с допускаемым отклонением 20 градусов;
5) питание прибора от сети постоянного тока напряжением (12,6 2) В или сети переменного тока 220В, 50Гц от выносного блока питания;
6) температура анализируемой смеси на штуцере ВХОД не более 50°С;
7) температура анализируемой смеси на входе в пробозаборник не более 200°С;
8) расход анализируемой смеси не менее 60 л/ч.
Прибор предназначен для одновременного определения содержания оксида углерода (СО), диоксида углерода (СО 2 ), углеводородов (СН), кислорода (О 2 ), [окислов азота (NOx) – модификацияАВТОТЕСТ-02.03 ] в отработавших газах автомобилей, работающих на бензине, газовом и альтернативных видах топлива, а также измерения рабочей температуры моторного масла, частоты вращения коленчатого вала и расчета эффективности сжигания топлива (коэффициента избытка воздуха) λ-параметра. Прибор имеет компенсатор изменения атмосферного давления.
Принцип действия прибора основан на измерении величины поглощения инфракрасного излучения источника молекулами углеводородов, диоксида углерода и оксида углерода в областях 3,4; 4,25 и 4,7 мкм соответственно.
Концентрация кислорода определяется электрохимическим методом. В датчике кислорода содержатся измерительный и сравнительный электроды, находящиеся в электролите и отделенные от анализируемого газа полимерной мембраной. На измерительном электроде кислород, продиффундировавший через мембрану, электрохимически восстанавливается и во внешней цепи возникает электрический ток, сила которого пропорциональна парциальному давлению кислорода в газе над мембраной.
Концентрация окислов азота определяется на основе электрохимической ячейки 3NF/F Nitric Oxide CITIcel
Проба анализируемого газа поступает в проточную зеркальную кювету, где определяемые компоненты, взаимодействуя с излучением, вызывают его поглощение в соответствующих спектральных диапазонах. Поток излучения характерных областей спектра поочередно выделяется вращающимися интерференционными фильтрами (3,4; 4,25 и 4,7 мкм) и преобразуется в электрические сигналы, пропорциональные концентрации углеводородов, диоксида углерода, оксида углерода (и окиси азота).
Проба анализируемого газа отбирается из выхлопной трубы автомобиля пробозаборным зондом. В рукоятке зонда размещается фильтр грубой очистки, где происходит предварительная очистка газа от частиц сажи и аэрозолей. Далее проба газа направляется к прибору по трубке доставки.
Примечание — При использовании прибора в условиях отрицательных температур (до минус 20 С) рекомендуется использовать обогреваемую трубку доставки, исключающую перемерзание конденсата. В обогреваемой трубке проба газа термостатируется при температуре 35 5 С.
Дальнейшая обработка пробы газа происходит в каплеуловителе, совмещенном с фильтром тонкой очистки пробы. В каплеуловителе (рис.4.) из пробы отделяется конденсат, который собирается в нижней части фильтра и эвакуируется компрессором конденсата через штуцер «Сброс конденсата». В фильтре сверхтонкой очистки типа GB 702 производится окончательная очистка пробы газа от мешающих компонентов, которая затем поступает в оптическую кювету узлов. Одновременная работа пары компрессоров обеспечивает скоростную доставку пробы газа от источника до оптической кюветы, а также непрерывную эвакуацию конденсата из пробы.
Конструкция узлов системы пробоподготовки прибора и схема их соединения приведена на рис 2, 3 и 4.
Для исключения дополнительной погрешности от изменения температуры окружающего воздуха и анализируемого газа фотоприемник и оптическая кювета защищены теплоизоляционными оболочками и термостатируются системами стабилизации.
Результаты измерения и служебная информация для пользователя отображается на символьном жидко-кристаллическом дисплее.
Для удобства работы с прибором в ночное время предусмотрена подсветка индикатора.
Источником сигнала с частотой вращения коленчатого вала двигателя автомобиля служит высоковольтный датчик индуктивного типа, устанавливаемый на один из высоковольтных проводов системы зажигания. Частота следования импульсов искрообразователя свечи одного из цилиндров двигателя измеряется и преобразуется
микропроцессором в частоту вращения коленчатого вала независимо от числа цилиндров.
Рабочая температура моторного масла двигателя измеряется датчиком на основе преобразователя температуры DS1821.
Прибор обеспечивает следующие режимы измерений и функциональные возможности:
— измерение концентрации оксида углерода, диоксида углерода, углеводородов, кислорода, окиси азота (опция), частоты вращения коленчатого вала автомобиля с любым числом цилиндров и вычисление -параметра, температуры масла;
— индикация и вывод результатов измерений на принтер в виде протокола с указанием гос.номера автомобиля, номера прибора, текущей даты и времени (по требованию) или персональную ЭВМ по выходу RS 232 в виде блока данных;
— автоматическую коррекцию нуля при включении прибора и в дальнейшем по требованию без отключения пробозаборной системы от выхлопной трубы автомобиля;
— автоматическое отделение и эвакуация конденсата из пробы газа в системе пробоподготовки прибора;
Прибор поставляется с беспроводным датчиком тахометра (RPM), который обеспечивает гарантированную помехоустойчивость прибора от всех видов системы электрозажигания автомобиля.
При работе в «Линии технического контроля» прибор имеет дополнительные функциональные возможности:
— ввод государственного номера проверяемого автомобиля с панели прибора на ПЭВМ;
— хранение в памяти измеренных значений при различных скоростных режимах двигателя и вывод соответствующего протокола измерений.
Конструктивно прибор состоит из системы пробоотбора и пробоподготовки, блока преобразования и индикации и датчика температуры масла.
Система пробозабора и пробоподготовки (рис.4) включает пробозаборник 1, каплеуловитель 2, фильтры тонкой очистки 3, 4 конденсата и пробы газа соответственно, трубку доставки пробы 5, трубку сброса конденсата 6. Фильтр грубой очистки 7 располагается в
рукоятке пробозаборника. Схема соединений элементов системы и подключение их к штуцерам прибора приведена на рис.4.
В блоке преобразования размещается: компрессор пробы газа, компрессор эвакуации конденсата, оптический блок, включающий термостатированную кювету, излучатель, модулятор, и термостатированный четырехканальный фотоприемный узел.
На лицевой панели прибора (рис.1а) размещены: жидкокристаллический буквенно-цифровой индикатор с подсветкой 1,
отображающий величину концентрации углеводородов, окиси углерода, кислорода, двуокиси углерода, в отработавших газах автомобиля, температуры и число оборотов вала двигателя; кнопка ВКЛ 2; кнопка РАБОТА/ПАУЗА 3; кнопка коррекции нуля КОР.0 4; кнопка ПЕЧАТЬ 5; кнопка РЕЖИМ 6.
На задней панели прибора (рис.1 б) размещены: штуцер для подачи пробы газа в прибор ВХОД 1, штуцер для сброса пробы газа из прибора ВЫХОД 2, штуцер отбора конденсата ВХОД 3, штуцер вывода конденсата ВЫХОД 4, направляющие планки для крепления каплеуловителя 5, держатель предохранителя 6, разъем для подключения кабеля питания 7, гнездо для подключения кабеля тахометра 8, гнездо для подключения кабеля связи с персональной ЭВМ по RS 232 9 , штуцер подачи чистого воздуха 10, разъем для подключения датчика температуры.
Устройство пробоподготовки обеспечивает трехступенчатую очистку пробы газа от механических мешающих компонентов и влагоотделение:
— объемный термостойкий волоконный фильтр грубой очистки;
— каплеуловитель совмещенный с объемным влагоотталкивающим фильтром тонкой очистки и отделением конденсата;
— целлюлозный фильтр сверхтонкой очистки G 702.
Для работы с прибором зимой в условиях отрицательных температур заводом поставляется обогреваемая пробозаборная система с термостатированием пробы до температуры (35 5) С при температуре окружающего воздуха до минус 20 С и питанием от бортовой сети автомобиля или адаптера сети 220 В, 50 Гц.
Настоящие модификации оборудованы последовательным портом для связи с любой ПЭВМ по протоколу RS 232 для передачи результатов измерений и формирования базы данных, а также оформления протоколов измерений токсичности автотранспортных средств с дополнительным программным обеспечением приборов, установленным на ПЭВМ. При необходимости, по требованию, реализуется возможность управления работой прибора со стороны ПЭВМ по протоколу RS 232.
Для реализации возможностей прибора необходимо получить дополнительную информацию у завода-изготовителя или в сервисных центрах НПФ «Мета».
Рисунок 1а-Внешний вид прибора (передняя панель):
1-Индикатор; 2-Кнопка включения питания ВКЛ; 3-Кнопка РАБОТА/ПАУЗА; 4-Кнопка КОРР.0; 5-Кнопка ПЕЧАТЬ; 6-Кнопка РЕЖИМ
Рисунок 1б-Внешний вид прибора (задняя панель)
1-Штуцер подачи газа ВХОД; 2- Штуцер вывода газа ВЫХОД; 3- Штуцер подачи конденсата ВХОД; 4- Штуцер вывода конденсата ВЫХОД; 5-Крепление фильтра тонкой очистки (каплеуловителя); 6-Держатель предохранителя; 7-Разъем питания; 8-Разъем тахометра; 9-Разъем для подключения компьютера; 10-Штуцер подачи чистого воздуха; 11-Разъем для подключения датчика температуры; 12-Датчик температуры; 13-Ограничитель