Диагностика газотурбинных установок
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время в энергетике, а также других отраслях народного хозяйства наряду с паротурбинными установками и двигателями внутреннего сгорания все шире используются газотурбинные установки (ГТУ). Совершенствование конструкций ГТУ, повышение их эксплуатационных параметров и надежности являются важнейшими задачами, которые предстоит решить на пути интенсификации научно-технического прогресса в нашей стране.
Содержание работы
1. Объект диагностирования
1.1 ГТУ, общая схема и принцип действия
1.2 Неисправности и дефекты, возникающие на ГТУ
2. Методы и средства диагностирования неисправностей и дефектов
3. Оптический метод контроля.. Бороскоп (эндоскоп)
4. Выводы
5. Список литературы
Содержимое работы — 1 файл
Курсовая по диагностике ГТУ.doc
Повреждения дисков и роторов турбомашин обусловливаются главным образом центробежными силами инерции, нестационарными силами от воздействия газового потока, динамической неуравновешенностью, нарушением центровки. Неравномерное распределение температуры в окружном и осевом направлениях, особенно значительное при остановах ГТУ, может вызвать большие остаточные деформации (прогиб) ротора, а также трещины в зоне максимальных суммарных напряжений.
В соответствии с указанным расчетную оценку технического ресурса (срока службы) отдельных деталей и узлов в их конкретном конструктивном исполнении необходимо производить с учетом перечисленных выше специфических условий нагрузки и воздействия рабочей среды. Так, расчетный ресурс деталей ГТУ (например, лопаток компрессора), работающих в условиях совместного воздействия статических и динамических нагрузок циклического характера, определяется запасом прочности по пределу выносливости. Для деталей, подверженных, кроме того, воздействию высокой температуры при неравномерном ее распределении, обусловливающем возникновение термических напряжений, и циклическом характере (например, лопаточный аппарат газовых турбин, жаровые трубы камеры сгорания), расчетную оценку их ресурса следует производить с учетом достаточного запаса прочности по пределу малоцикловой усталости и термостойкости, характеризуемой свойством приспособляемости (оценивается по отсутствию образования трещин на поверхности детали при заданном числе теплосмен в нестационарных режимах). При этом необходимо учитывать отрицательное влияние на несущую способность детали (т. е. способность противостоять разрушению при определенном характере нагружения и воздействия окружающей среды) наличие концентраторов напряжений в виде отверстий малого диаметра, резких переходов, шероховатой поверхности с забониами и рисками.
Следует отметить, что расчетное суммирование различных по характеру нагрузок, особенно в условиях отрицательного воздействия рабочей среды, для оценки несущей способности большинства деталей и узлов ГТУ является достаточно приближенным способом, и поэтому требуемую их работоспособность (ресурс) необходимо определять в конечном счете с учетом опыта эксплуатации, а также результатов эквивалентных испытаний, моделирующих рабочие условия, что широко распространено в практике авиационного газотурбостроения .
Как правило, перечисленные выше факторы, вызывающие повреждения соответствующих элементов, действуют в течение достаточно длительного периода времени, и отказу в работе ГТУ предшествует возникновение определенного дефекта в детали (узле), являющегося следствием ухудшения характеристик прочности, изменения ее размеров, зазоров и натягов, состояния рабочей поверхности и т. п. Своевременное обнаружение этих дефектов с последующим их устранением путем ремонта или замены детали (узла) является одним из основных путей повышения показателей эксплуатационной надежности ГТУ, реализуемым ва счет уменьшения как времени вынужденного простоя из-за отказов, так и затрат на проведение ремонтов.
Трудности распознавания связаны, в частности, с тем, что признаки неисправностей мало отличаются от «фоновых». Например, при разрушении лопатки турбины ее КПД, который из-за загрязнений был на 2% ниже парадного, снизился еще на 1%, а вибрация возросла с 50 до 60 мкм; при повреждении камеры сгорания дымность выхлопа не возникла, а только усилилась так, что это трудно обнаружить, а неравномерность температуры на выходе из турбины увеличилась с 40 до 50 К и т. д. Иногда эти признаки объяснялись просто ошибками приборов. Еще более трудно обнаружить на работающей ГТУ дефекты, развитие которых может привести к аварии, например задевания или трещины в деталях.
Так, продолжительность ремонтно-восстановительных работ, связанных с устранением последствий аварийных отказов нз-за повреждений лопаточного аппарата газовых турбин, может достигать полгода н более, а затраты на их проведение составлять до 30—40 % первоначальной стоимости ГТУ .
При существующей практике эксплуатации ГТУ период времени между профилактическими осмотрами и различными видами ремонта регламентируется главным образом степенью выработки расчетного ресурса деталей и узлов, эксплуатируемых в наиболее тяжелых условиях (лопаточных аппаратов газовой турбины и компрессора, жаровых труб КС и топливной аппаратуры). Большинство таких дефектов можно обнаружить лишь в процессе проведения указанных работ на неработающей установке с частичной ее разборкой.
Как свидетельствует опыт эксплуатации стационарных ГТУ, наиболее характерными дефектами ее основных деталей и узлов (элементов), обнаруживаемыми при профилактических осмотрах, являются:
1) в лопаточном аппарате турбины — трещины на выходных кромках и в хвостовиках лопаток, коробление выходных кромок, срабатывание верхних концов рабочих лопаток, натиры контактных поверхностей бандажных полок, твердые (золовые) отложения иа профильной поверхности лопаток, механическое изнашивание, сопровождающееся значительным увеличением шероховатости, появлением забоин трещин, местного изнашивания, коррозии;
2) в лопаточном аппарате компрессора — трещины иа выходных кромках лопаток, хвостовиках, в сварных соединениях с бандажными кольцами, твердые и рыхлые отложения на профильной части лопаток, местное эрозионное изнашивание
3) в камерах сгорания — коробление и трещины жаровых труб, механическое изнашивание в месте подвижного соединения со входным коллектором, твердые отложения на внутренней поверхности жаровых труб и горел очных устройствах;
4) в роторах и дисках турбомашин — трещины в пазах хвостовых соединений рабочих лопаток, у отверстий для стяжных болтов, дисков и соединительных фланцах, твердые отложения по тракту охлаждения, остаточные деформации по окружности и вдоль оси;
5) в подшипниках скольжения — срабатывание и отслаивание баббитовой заливки вкладышей и упорных колодок, срабатывание маслозащнтиых уплотнений;
6) в концевых и промежуточных уплотнениях — срабатывание и частичное разрушение уплотняющих выступов, натиры на обоймах уплотнений и в роторах;
7) в корпусных деталях — трещины во фланцевых соединениях коробление корпуса, обойм сопловых аппаратов, трещины и коробление обечаек выходных диффузоров и переходных патрубков, натиры и местное изнашивание уплотнительных колец над рабочими лопатками.
В большинстве случаев трещины в перечисленных деталях носят четко выраженный усталостный характер, иногда они вызваны механическим воздействием твердых частиц (пыли, золы, окалииы и т. п.). Образование микротрещин на профильной поверхности лопаток турбин может быть вызвано недостаточной жаростойкостью материала и коррозией. Изменение размеров и формы ряда деталей из-за остаточных деформаций вызывает изменение осевых и радиальных зазоров, что приводит в ряде случаев к механическому изнашиванию в соответствующих местах контакта. Частота и повторяемость перечисленных выше дефектов обусловлены как конструкторско- технологическими причинами, так и техническим уровнем эксплуатации. Они зависят также от серийности однотипных ГТУ и этапа их освоения. На стадиях доводки и в начале промышленной эксплуатации проявляются в основном дефекты, свидетельствующие о конструкторско-технологических недоработках; в последующие периоды большую долю составляют дефекты, обусловленные недостаточностью прочностных свойств материалов.
Так, и ряде случаев наблюдается ухудшение пластических свойств материалов в процессе работы ГТУ (детали) с одновременным повышением твердости поверхностного слоя.
Своевременное обнаружение перечисленных дефектов еще в процессе эксплуатации ГТУ, на работающей установке, позволило бы значительно сократить сроки доводки оборудования до расчетных показателей, разработать мероприятия по их устранению (сокращению) и проверить их эффективность, предотвратить возникновение отказов из-за поломок и разрушения деталей и тем самым существенно повысить суммарный положительный техиико- эиономический эффект от применения ГТУ в различных отраслях народного хозяйства.
2. Методы и средства диагностирования неисправностей и дефектов
Наиболее прогрессивным направлением в указанном плане является повсеместный переход в практике стационарного газотурбостроения к методам технической диагностики, т. е. распознаванию с достаточной точностью (достоверностью) технического состояния основных деталей и элементов ГТУ в процессе ее работы путем анализа соответствующей информации, получаемой в определенной последовательности непрерывно или периодически (дискретно).
Под техническим состоянием в данном случае следует понимать совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств объекта (ГТУ), характеризуемую в определенный момент времени признаками, установленными соответствующей технической документацией. Вид технического состояния можно определить путем диагностирования (подробнее см. в ГОСТ 21199—82), результатом которого является заключение об исправности, работоспособности и правильном функционировании объекта или наличии конкретных неисправностей (дефектов), которые могут послужить наиболее вероятной причиной отказа. Процессы, проходящие в системе диагностирования, заключаются в многократной и систематической подаче определенных сигналов (вызовов), их фиксации (накоплении) и анализе ответов на эти сигналы с последующей выдачей рекомендации. Решения о профилактической замене объекта принимается при достижении контролируемым параметром упреждающего допуска.
Теоретической моделью эксплуатации ГТУ по фактическому состоянию может служить задача управления случайным процессом как непрерывным, так и дискретным. В связи с этим обоснование и математическое описание технического состояния соответствуют задачам оптимальной профилактики . Важным свойством ГТУ как объекта диагностики является ее контролеспособность, т. е. способность достоверно оценивать ее техническое состояние и своевременно обнаруживать путем поиска и контроля дефекты и неисправности, что обеспечивается конструкцией основных элементов и установки в целом, а также принятой системой технической диагностики. Техническая диагностика решает также задачу прогнозирования вероятности сохранения исправного состояния ГТУ на определенный промежуток времени (до трех—пяти интервалов контроля).
Основные виды диагностической информации должны обеспечивать получение данных, объективно отражающих состояние ГТУ как системы, к которым относятся:
состав и состояние взаимодействующих сред (воздуха, масла, воды, топлива, продуктов сгорания и т. д.);
рабочие параметры процесса (частота вращения ротора, температура, давление и т.п.);
параметры, характеризующие тепловое состояние основных элементов (температура, перепады температур, тепловые перемещения);
акустические и тепловые излучения;
результаты визуальных наблюдений за состоянием рабочей поверхности детали.
Таким образом, использование методов диагностирования технического состояния при эксплуатации стационарных ГТУ обусловливает необходимость расширения функций системы контроля путем включения контроля автоматизации режимов пуска и холостого хода, регистрации и контроля основных механических показателей и др.
Ввиду того, что признаки возникновения дефектов и неисправностей, которые могут послужить в дальнейшем причиной аварийных отказов в работе ГТУ, даже при оснащенности ее специальной аппаратурой, зачастую являются вначале труднораспознаваемыми, большое значение для обеспечения высокой надежности имеет постоянное поддержание достаточно чистыми проточных частей турбомашин и элементов газовоздушного тракта, низкого уровня вибрации, малой неравномерности температур в потоке рабочего тела и основных деталях ГТУ, высоких запасов устойчивости от помпажа и т. д.
Среди методов инструментального контроля технического состояния агрегата применительно к стационарным ГТУ более предпочтителен детерминистский метод, заключающийся в непосредственном определении физических явлений, служащих объективными признаками возникновения конкретных неисправностей и дефектов (это обусловлено прежде всего индивидуальным и мелкосерийным характером производства стационарных ГТУ). В качестве диагностических средств обнаружения таких физических явлений, хорошо зарекомендовавших себя применительно к авиационным ГТД, могут быть рекомендованы нижеследующие:
1) устройства виброакустической диагностики (рис.1, а, б) (объект может быть представлен в виде колебательной системы и спектра вибросигнала, стимулированного либо тестом, либо функциональными возмущениями, содержащих информацию о техническом состоянии, дефектах и качестве объекта), микрофоны для измерения акустических колебаний, действие которых основано на электрических или пьезоэлектрических эффектах;
2) ультразвуковые (неразрушающее исследование внутренней структуры различных объектов и протекающих в них процессов с помощью ультразвуковых волн) и токовихревые приборы (изменяющийся магнитный поток) для обнаружения дефектов и повреждений лопаточного аппарата турбомашин;
3) оптические приборы и системы визуального осмотра деталей (обнаружение поверхностных дефектов, взаимодействие светового излучения с поверхностью контролируемого излучения) проточных частей как в период эксплуатации, так и при проведении профилактических работ (с частичной разборкой агрегата).
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
1. Объект диагностирования…………………………. . . 2
1.1 ГТУ, общая схема и принцип действия………………………………..2
1.2 Неисправности и дефекты, возникающие на ГТУ…………………….3
2. Методы и средства диагностирования неисправностей и дефектов ……………………8
3. Оптический метод контроля.. Бороскоп (эндоскоп)…………………………………. 12
4. Выводы ……………………………………………………………………………. . 16
5. Список литературы …………………………………………………………………. 17
1. Объект диагностирования
1.1 ГТУ, общая схема и принцип действия
В настоящее время в энергетике, а также других отраслях народного хозяйства наряду с паротурбинными установками и двигателями внутреннего сгорания все шире используются газотурбинные установки (ГТУ). Совершенствование конструкций ГТУ, повышение их эксплуатационных параметров и надежности являются важнейшими задачами, которые предстоит решить на пути интенсификации научно-технического прогресса в нашей стране.
В настоящее время газотурбинные установки являются основным видом двигателей, используемых в авиации. В энергетике ГТУ работают в основном в то время, когда резко увеличивается потребление электроэнергии. Наряду с паротурбинными установками и двигателями внутреннего сгорания ГТУ применяют в качестве основных двигателей на передвижных электростанциях, предназначенных для привода воздушных компрессоров, подающих воздух в рабочее пространство домен.
В технологических процессах нефтеперегонных и химических производств горючие отходы используются в качестве топлива для газовых турбин. Газотурбинные установки находят также широкое применение на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте. Кроме того, ГТУ служат приводом нагнетателей природного газа на магистральных газопроводах, резервных электрогенераторов пожарных насосов.
Общая схема ГТУ:
1-компрессор
2-камера сгорания
3-турбина
4-нагрузка
В камеры сгорания топливным насосом подаются топливо и сжатый воздух после компрессора. Топливо перемешивается с воздухом, который служит окислителем, поджигается и сгорает. Чистые продукты сгорания также смешиваются с воздухом, чтобы температура газа, получившегося после смешения, не превышала заданного значения. Из камер сгорания газ поступает в газовую турбину, которая предназначена для преобразования его потенциальной энергии в механическую работу. Совершая работу, газ остывает, и давление его уменьшается до атмосферного. Из газовой турбины газ выбрасывается в окружающую среду.
Из атмосферы в компрессор поступает чистый воздух. В компрессоре его давление увеличивается и температура растет. На привод компрессора приходится отбирать значительную часть мощности турбины.
1.2 Неисправности и дефекты, возникающие на ГТУ
Стационарная ГТУ (как ее отдельные элементы, так и установка в целом) может обеспечить наибольший технико-экономический эффект лишь в случае достаточно надежной ее работы в условиях эксплуатации. В соответствии с ГОСТ 27.002—83 под надежностью ГТУ как объекта следует понимать способность выполнять требуемые функции во всем диапазоне рабочих режимов при условии сохранения в заданных пределах ее основных эксплуатационных показателей в течение требуемой наработки (ресурса). Основным критерием надежности ГТУ является устойчивая, безотказная работа в течение установленного периода времени (обычно между ремонтам) во всем диапазоне рабочих режимов. Отказами предшествует возникновение дефектов и неисправностей отдельных элементов ГТУ.
К дефектам относятся повреждения или разрегулирование отдельных деталей, узлов или механизмов, не приведшие к потере работоспособности двигателя, в то время как неисправности характеризуют такое состояние ГТУ, когда при сохранении работоспособности ее параметры не соответствуют требованиям соответствующей нормативно-технической документации.
Наряду с показателями степени безотказности работы в понятие надежности ГТУ включаются критерии, характеризующие ее долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость значений этих показателей во время и после хранения или транспортировки.
Долговечность — свойство ГТУ как объекта и ее составных элементов сохранять работоспобность в течение соответствующего периода времени до наступления такого предельного состояния, когда дальнейшее ее использование по назначению становится недопустимым или нецелесообразным (с учетом возможного восстановления работоспособности путем проведения ремонта). Указанный период времени определяет технический ресурс (полный — с начала эксплуатации или межремонтный) детали, узла или всей установки.
Ремонтопригодность характеризует степень приспособленности ГТУ к предупреждению и обнаружению отказов, поддержанию и восстановлению ее работоспособности путем соответствующих химического обслуживания и ремонтов различного вида и объема.
Количественная характеристика какого-либо из свойств надежности (или их совокупности) ГТУ как объекта выражается соответствующими показателями надежности, базирующихся на статистических данных об эксплуатации за определенный период времени (обычно календарный год или промежуток времени между капитальными ремонтами, а также между отказами).
Основными комплексными показателями надежности ГТУ в соответствии с
ГОСТ 27.002—83 являются нижеследующие.
1. Коэффициент готовности Кг.
2. Коэффициент технического использования Кт.и.
Коэффициент Кг характеризует безотказность н ремонтопригодность ГТУ, т. е. вероятность того, что установка окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме тех периодов, в течение которых ее использование не предусматривается, в то время как коэффициент Кт.и характеризует степень вероятности сохранения работоспособного состояния ГТУ с учетом указанных периодов времени, когда планируется проведение планово-предупредительных ремонтов.
Одним из основных средств обеспечения требуемого уровня безотказности работы ГТУ является резервирование оборудования (установки в целом или ее отдельных элементов). Время нахождения ГТУ в резерве Трез можно учесть коэффициентом оперативной готовности Ко.г.
Для оценки эксплуатационной надежности ГТУ, работающих в пиковом режиме, в качестве комплексного показателя надежности используют условный коэффициент готовности Кг.у,учитывающий реальную возможность устранения причин вынужденного простоя во время нахождения установки в резерве, а также коэффициент относительного числа пусков Кп.
Кроме приведенных комплексных показателей для оценки эксплуатационной надежности ГТУ используют следующие частные показатели: коэффициент вынужденных простоев, коэффициент безотказности пусков, коэффициент плановых ремонтов.
Основные причины, вызывающие отказы элементов оборудования ГТУ, а также дефекты и неисправности в период эксплуатации, обусловлены:
1)недоработкой конструкции, ошибками и недостаточной достоверностью результатов расчетов отдельных деталей и узлов;
2)нарушениями и несовершенством технологических процессов изготовления, сборки, ремонта и монтажа;
3)несоответствием прочности материалов расчетным характеристикам;
4)отклонениями от расчетных параметров окружающей среды, топлива, охлаждающей воды и т. п.;
5)нарушением условий эксплуатации ГТУ (стабильности поддержания режимов), недостаточным уровнем технического обслуживания, ошибками при управлении;
6)различными посторонними причинами (отказами в электропитании для собственных нужд, стихийными явлениями в окружающей среде и т. п.).
Наиболее ощутимо перечисленные причины сказываются на показателях эксплуатационной надежности ГТУ во время наладки и в начальный период эксплуатации. Снижение показателей надежности наблюдается также при подходе к выработке установкой и ее основными элементами расчетного ресурса (предельного состояния). Многолетние статистические данные эксплуатации большого количества стационарных ГТУ различных типов (как отечественных, так и зарубежных) свидетельствуют о том, что при оптимальных условиях эксплуатации и достаточно высоком качестве конструкторско-технологических работ коэффициент готовности Кг 3000-5000 ч, коэффициент безотказности пусков Кпб=0,98-1,0. Наряду с этим значительная часть стационарных ГТУ имеет более низкие показатели надежности, что в конечном счете приводит к существенному уменьшению экономического эффекта по сравнению с ожидаемым (расчетным) вследствие недовыработки отпускаемой потребителю полезной энергии (электрической, тепловой или механической) и дополнительных затрат на поддержание оборудования в работоспособном состоянии.
В связи со сказанным важное значение имеет систематическое получение достоверной информации об отказах при работе ГТУ, дефектах и неисправностях отдельных деталей и узлов, так как только на основе анализа такой информации могут быть разработаны и проведены мероприятия по дальнейшему совершенствованию их конструкции, технологии изготовления и сборки, свойств материалов, уровня технического обслуживания, защиты от вредного воздействия окружающей среды, продуктов сгорания топлива и т. д.
Статистика повреждений основных деталей и узлов зарубежных стационарных ГТУ, являющихся причиной отказов, показывает, что наибольший их процент приходится на лопаточные аппараты и роторы газовых турбин (до 40—45 %), на камеры сгорания — 25 %, на лопаточные аппараты и роторы осевых компрессоров — 10 %, подшипники — 6 %, лабиринтовые уплотнения — 4 %, теплообменники (регенераторы, воздухоохладители) -5 % и оставшиеся — на различные вспомогательные устройства, узлы САР, арматуру, корпусные детали и т. п. Практика эксплуатации ГТУ отечественного производства (как стационарных, так и авиационных) свидетельствует о примерно таком же соотношении отказов их основных узлов.
Объективные причины, обусловливающие подобное распределение повреждений, заключаются в различной степени тяжести условий работы каждого из перечисленных элементов. Так, лопаточный аппарат газовых турбин, в особенности рабочие лопатки, находятся в наиболее тяжелых условиях как силового, так и температурного воздействия, поскольку на них помимо центробежных сил инерции действуют переменные аэродинамические силы газового потока, а также высокие температуры и градиенты температур, возникающие в поперечном сечении профильной части и вдоль радиуса, достигающие особенно больших значений при пусковых и остановочных режимах.
Для сопловых лопаток (в первую очередь первых ступеней) первостепенное значение в качестве факторов возможной повреждаемости имеют: силовое воздействие нестационарного потока газа, неравномерное распределение температуры в окружном направлении, большие градиенты температуры при пусках и остановках. Лопаточный аппарат газовых турбин в наибольшей степени подвержен механическому изнашиванию твердыми частицами и коррозии продуктов сгорания, содержащих соединения таких химически агрессивных элементов, как V, Na, К, S, РЬ и др.
При пусковых режимах возможны большие «забросы» температуры газа, что зачастую приводит к обгоранию материала лопаток и выходу их из строя.
В камерах сгорания наибольший процент повреждений приходится на жаровые трубы, которые работают в тяжелых условиях воздействия: переменных аэродинамических сил, особенно значительных в режимах помпажа и пульсациониого процесса горения; местных перегревов из-за неравномерного нагрева и охлаждения в первую очередь, при пуске и переходных режимах. В камерах сгорания степень образования отложений, коррозии, местных перегревов в значительной мере определяется совершенством топливной аппаратуры (форсунок, горелочных устройств и др.).
Лопаточный аппарат осевых компрессоров испытывает воздействие как постоянных, так и переменных аэродинамических сил потока воздуха. На рабочие лопатки компрессора, кроме того, действуют центробежные силы инерцин. Воздействие переменных сил становится наиболее опасным при таких неустановившихся режимах, как помпаж и вращающийся срыв. Могут возникать также повышенные динамические напряжения, обусловленные достаточно длительной работой на частотах, близких к резонансным. Лопаточный аппарат подвержен механическому изнашиванию твердыми частицами, содержащимися в засасываемом воздухе, ударному воздействию посторонних тел (в том числе осколков льда при обледенении входного участка воздушного тракта).
Повреждения подшипников ГТУ, хотя и составляют относительно небольшой процент, однако могут привести к весьма опасным последствиям — вызвать выход из строя (полный или частичный) лопаточного аппарата турбомашин (например, при выплавлении баббита упорных колодок). Для надежной работы подшипников большое значение имеет нормальное функционирование системы маслоснабжения ГТУ, обеспечивающей их расчетный температурный и нагрузочный режим. Характерные повреждения корпусных деталей ГТУ обусловлены чаще всего неравномерностью распределения температуры, вызывающей высокие температурные напряжения (и, соответственно, остаточные деформации), что приводит к их короблению и последующему возникновению трещин, задеваниям лопаточного аппарата и т. п.
Повреждения дисков и роторов турбомашин обусловливаются главным образом центробежными силами инерции, нестационарными силами от воздействия газового потока, динамической неуравновешенностью, нарушением центровки. Неравномерное распределение температуры в окружном и осевом направлениях, особенно значительное при остановах ГТУ, может вызвать большие остаточные деформации (прогиб) ротора, а также трещины в зоне максимальных суммарных напряжений.
В соответствии с указанным расчетную оценку технического ресурса (срока службы) отдельных деталей и узлов в их конкретном конструктивном исполнении необходимо производить с учетом перечисленных выше специфических условий нагрузки и воздействия рабочей среды. Так, расчетный ресурс деталей ГТУ (например, лопаток компрессора), работающих в условиях совместного воздействия статических и динамических нагрузок циклического характера, определяется запасом прочности по пределу выносливости. Для деталей, подверженных, кроме того, воздействию высокой температуры при неравномерном ее распределении, обусловливающем возникновение термических напряжений, и циклическом характере (например, лопаточный аппарат газовых турбин, жаровые трубы камеры сгорания), расчетную оценку их ресурса следует производить с учетом достаточного запаса прочности по пределу малоцикловой усталости и термостойкости, характеризуемой свойством приспособляемости (оценивается по отсутствию образования трещин на поверхности детали при заданном числе теплосмен в нестационарных режимах). При этом необходимо учитывать отрицательное влияние на несущую способность детали (т. е. способность противостоять разрушению при определенном характере нагружения и воздействия окружающей среды) наличие концентраторов напряжений в виде отверстий малого диаметра, резких переходов, шероховатой поверхности с забониами и рисками.
Следует отметить, что расчетное суммирование различных по характеру нагрузок, особенно в условиях отрицательного воздействия рабочей среды, для оценки несущей способности большинства деталей и узлов ГТУ является достаточно приближенным способом, и поэтому требуемую их работоспособность (ресурс) необходимо определять в конечном счете с учетом опыта эксплуатации, а также результатов эквивалентных испытаний, моделирующих рабочие условия, что широко распространено в практике авиационного газотурбостроения .
Как правило, перечисленные выше факторы, вызывающие повреждения соответствующих элементов, действуют в течение достаточно длительного периода времени, и отказу в работе ГТУ предшествует возникновение определенного дефекта в детали (узле), являющегося следствием ухудшения характеристик прочности, изменения ее размеров, зазоров и натягов, состояния рабочей поверхности и т. п. Своевременное обнаружение этих дефектов с последующим их устранением путем ремонта или замены детали (узла) является одним из основных путей повышения показателей эксплуатационной надежности ГТУ, реализуемым ва счет уменьшения как времени вынужденного простоя из-за отказов, так и затрат на проведение ремонтов.
Трудности распознавания связаны, в частности, с тем, что признаки неисправностей мало отличаются от «фоновых». Например, при разрушении лопатки турбины ее КПД, который из-за загрязнений был на 2% ниже парадного, снизился еще на 1%, а вибрация возросла с 50 до 60 мкм; при повреждении камеры сгорания дымность выхлопа не возникла, а только усилилась так, что это трудно обнаружить, а неравномерность температуры на выходе из турбины увеличилась с 40 до 50 К и т. д. Иногда эти признаки объяснялись просто ошибками приборов. Еще более трудно обнаружить на работающей ГТУ дефекты, развитие которых может привести к аварии, например задевания или трещины в деталях.
Так, продолжительность ремонтно-восстановительных работ, связанных с устранением последствий аварийных отказов нз-за повреждений лопаточного аппарата газовых турбин, может достигать полгода н более, а затраты на их проведение составлять до 30—40 % первоначальной стоимости ГТУ .
При существующей практике эксплуатации ГТУ период времени между профилактическими осмотрами и различными видами ремонта регламентируется главным образом степенью выработки расчетного ресурса деталей и узлов, эксплуатируемых в наиболее тяжелых условиях (лопаточных аппаратов газовой турбины и компрессора, жаровых труб КС и топливной аппаратуры). Большинство таких дефектов можно обнаружить лишь в процессе проведения указанных работ на неработающей установке с частичной ее разборкой.
Как свидетельствует опыт эксплуатации стационарных ГТУ, наиболее характерными дефектами ее основных деталей и узлов (элементов), обнаруживаемыми при профилактических осмотрах, являются:
1) в лопаточном аппарате турбины — трещины на выходных кромках и в хвостовиках лопаток, коробление выходных кромок, срабатывание верхних концов рабочих лопаток, натиры контактных поверхностей бандажных полок, твердые (золовые) отложения иа профильной поверхности лопаток, механическое изнашивание, сопровождающееся значительным увеличением шероховатости, появлением забоин трещин, местного изнашивания, коррозии;
2) в лопаточном аппарате компрессора — трещины иа выходных кромках лопаток, хвостовиках, в сварных соединениях с бандажными кольцами, твердые и рыхлые отложения на профильной части лопаток, местное эрозионное изнашивание
3) в камерах сгорания — коробление и трещины жаровых труб, механическое изнашивание в месте подвижного соединения со входным коллектором, твердые отложения на внутренней поверхности жаровых труб и горел очных устройствах;
4) в роторах и дисках турбомашин — трещины в пазах хвостовых соединений рабочих лопаток, у отверстий для стяжных болтов, дисков и соединительных фланцах, твердые отложения по тракту охлаждения, остаточные деформации по окружности и вдоль оси;
5) в подшипниках скольжения — срабатывание и отслаивание баббитовой заливки вкладышей и упорных колодок, срабатывание маслозащнтиых уплотнений;
6) в концевых и промежуточных уплотнениях — срабатывание и частичное разрушение уплотняющих выступов, натиры на обоймах уплотнений и в роторах;
7) в корпусных деталях — трещины во фланцевых соединениях коробление корпуса, обойм сопловых аппаратов, трещины и коробление обечаек выходных диффузоров и переходных патрубков, натиры и местное изнашивание уплотнительных колец над рабочими лопатками.
В большинстве случаев трещины в перечисленных деталях носят четко выраженный усталостный характер, иногда они вызваны механическим воздействием твердых частиц (пыли, золы, окалииы и т. п.). Образование микротрещин на профильной поверхности лопаток турбин может быть вызвано недостаточной жаростойкостью материала и коррозией. Изменение размеров и формы ряда деталей из-за остаточных деформаций вызывает изменение осевых и радиальных зазоров, что приводит в ряде случаев к механическому изнашиванию в соответствующих местах контакта. Частота и повторяемость перечисленных выше дефектов обусловлены как конструкторско- технологическими причинами, так и техническим уровнем эксплуатации. Они зависят также от серийности однотипных ГТУ и этапа их освоения. На стадиях доводки и в начале промышленной эксплуатации проявляются в основном дефекты, свидетельствующие о конструкторско-технологических недоработках; в последующие периоды большую долю составляют дефекты, обусловленные недостаточностью прочностных свойств материалов.
Так, и ряде случаев наблюдается ухудшение пластических свойств материалов в процессе работы ГТУ (детали) с одновременным повышением твердости поверхностного слоя.
Своевременное обнаружение перечисленных дефектов еще в процессе эксплуатации ГТУ, на работающей установке, позволило бы значительно сократить сроки доводки оборудования до расчетных показателей, разработать мероприятия по их устранению (сокращению) и проверить их эффективность, предотвратить возникновение отказов из-за поломок и разрушения деталей и тем самым существенно повысить суммарный положительный техиико- эиономический эффект от применения ГТУ в различных отраслях народного хозяйства.
2. Методы и средства диагностирования неисправностей и дефектов
Наиболее прогрессивным направлением в указанном плане является повсеместный переход в практике стационарного газотурбостроения к методам технической диагностики, т. е. распознаванию с достаточной точностью (достоверностью) технического состояния основных деталей и элементов ГТУ в процессе ее работы путем анализа соответствующей информации, получаемой в определенной последовательности непрерывно или периодически (дискретно).
Под техническим состоянием в данном случае следует понимать совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств объекта (ГТУ), характеризуемую в определенный момент времени признаками, установленными соответствующей технической документацией. Вид технического состояния можно определить путем диагностирования (подробнее см. в ГОСТ 21199—82), результатом которого является заключение об исправности, работоспособности и правильном функционировании объекта или наличии конкретных неисправностей (дефектов), которые могут послужить наиболее вероятной причиной отказа. Процессы, проходящие в системе диагностирования, заключаются в многократной и систематической подаче определенных сигналов (вызовов), их фиксации (накоплении) и анализе ответов на эти сигналы с последующей выдачей рекомендации. Решения о профилактической замене объекта принимается при достижении контролируемым параметром упреждающего допуска.
Теоретической моделью эксплуатации ГТУ по фактическому состоянию может служить задача управления случайным процессом как непрерывным, так и дискретным. В связи с этим обоснование и математическое описание технического состояния соответствуют задачам оптимальной профилактики . Важным свойством ГТУ как объекта диагностики является ее контролеспособность, т. е. способность достоверно оценивать ее техническое состояние и своевременно обнаруживать путем поиска и контроля дефекты и неисправности, что обеспечивается конструкцией основных элементов и установки в целом, а также принятой системой технической диагностики. Техническая диагностика решает также задачу прогнозирования вероятности сохранения исправного состояния ГТУ на определенный промежуток времени (до трех—пяти интервалов контроля).
Основные виды диагностической информации должны обеспечивать получение данных, объективно отражающих состояние ГТУ как системы, к которым относятся:
? состав и состояние взаимодействующих сред (воздуха, масла, воды, топлива, продуктов сгорания и т. д.);
? рабочие параметры процесса (частота вращения ротора, температура, давление и т.п.);
? параметры, характеризующие тепловое состояние основных элементов (температура, перепады температур, тепловые перемещения);
? вибрация;
? акустические и тепловые излучения;
? результаты визуальных наблюдений за состоянием рабочей поверхности детали.
Таким образом, использование методов диагностирования технического состояния при эксплуатации стационарных ГТУ обусловливает необходимость расширения функций системы контроля путем включения контроля автоматизации режимов пуска и холостого хода, регистрации и контроля основных механических показателей и др.
Ввиду того, что признаки возникновения дефектов и неисправностей, которые могут послужить в дальнейшем причиной аварийных отказов в работе ГТУ, даже при оснащенности ее специальной аппаратурой, зачастую являются вначале труднораспознаваемыми, большое значение для обеспечения высокой надежности имеет постоянное поддержание достаточно чистыми проточных частей турбомашин и элементов газовоздушного тракта, низкого уровня вибрации, малой неравномерности температур в потоке рабочего тела и основных деталях ГТУ, высоких запасов устойчивости от помпажа и т. д.
Среди методов инструментального контроля технического состояния агрегата применительно к стационарным ГТУ более предпочтителен детерминистский метод, заключающийся в непосредственном определении физических явлений, служащих объективными признаками возникновения конкретных неисправностей и дефектов (это обусловлено прежде всего индивидуальным и мелкосерийным характером производства стационарных ГТУ). В качестве диагностических средств обнаружения таких физических явлений, хорошо зарекомендовавших себя применительно к авиационным ГТД, могут быть рекомендованы нижеследующие:
1) устройства виброакустической диагностики (рис.1, а, б) (объект может быть представлен в виде колебательной системы и спектра вибросигнала, стимулированного либо тестом, либо функциональными возмущениями, содержащих информацию о техническом состоянии, дефектах и качестве объекта), микрофоны для измерения акустических колебаний, действие которых основано на электрических или пьезоэлектрических эффектах;
2) ультразвуковые (неразрушающее исследование внутренней структуры различных объектов и протекающих в них процессов с помощью ультразвуковых волн) и токовихревые приборы (изменяющийся магнитный поток) для обнаружения дефектов и повреждений лопаточного аппарата турбомашин;
3) оптические приборы и системы визуального осмотра деталей (обнаружение поверхностных дефектов, взаимодействие светового излучения с поверхностью контролируемого излучения) проточных частей как в период эксплуатации, так и при проведении профилактических работ (с частичной разборкой агрегата).