- Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение
- Виды пожарных автомобилей и их классификация
- Основные пожарные автомобили
- Пожарные автомобили общего назначения:
- Пожарные автомобили целевого назначения:
- Специальная пожарная техника
- Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей
- Что такое ТТХ
- Тактико-технические характеристики пожарной техники
- Автоцистерна
- Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения
- Пожарный автомобиль порошкового тушения
- Автомобиль газодымозащитной службы
- Пожарный штабной автомобиль
- Пожарный автомобиль связи и освещения
- Автолестница
- Автоподъемник
- Техобслуживание пожарных машин
Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение
До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.
Виды пожарных автомобилей и их классификация
В зависимости от того, для какой именно работы может применяться та или иная противопожарная техника, её разделяют на классы:
Основные пожарные автомобили
Их задача – подавать средства пожаротушения определённого типа к месту возникновения пожара. Здесь имеется разделение 2 видов — общего использования и целевого. Внутри каждого из них есть ещё несколько своих вариаций.
Пожарные автомобили общего назначения:
автоцистерны – АЦ, АЦЛ, АЦПК;
с насосом высокого давления – АВД;
первой помощи – АПП;
пожарно-спасательные – АПС и ПСА.
Пожарные автомобили целевого назначения:
порошкового тушения – АП;
пенного тушения – ПТ;
комбинированного тушения – АКТ;
газового тушения – АГТ;
насосная станция – ПНС;
газоводяное тушение – АГВТ;
Автоцистерна базируется на шасси от грузовых автомобилей различного тоннажа и проходимости, например:
Первое отличие между ними заключается в грузоподъёмности, то есть – в объёме средства для тушения, которое они способны перевозить. Второе – мощность установленного агрегата подачи жидкости или пены. Дополнительно к такой технике может подключаться специализированное оборудование для определённых случаев возгорания и типов пожаров. В настоящее время различают три главных типа АЦ:
Лёгкая. Вмещает в себя до 2м3 или 2 000л средства.
Средняя. До 4м3 или 4 000л.
Тяжёлая. От 4м3 или 4 000л.
В вариациях с обозначением АЦЛ присутствует лестница выдвижного или поворотного типа. В случае с АЦПК используется коленчатый подъёмник механизированного или телескопического вида.
В действующей технической документации присутствуют особые требования к обозначению пожарной техники, которые относятся ко всем её типам.
Например – АЦ-3.2-40/4(43253)001-МС, где:
3.2 – вместимостью до 3.2м3 или 3 200л;
40/4 – оборудованная насосами давлением в 40л/с (нормальное) и 4л/с (высокое);
43253 – базирующаяся на шасси КамАЗ модель 43253;
001 – первая модернизация модели;
МС – произведённая в городе Москве.
Автонасосы (АНР и АВД) внешне и по конструкции совпадают с автоцистернами, за исключением возможности оборудования дополнительными устройствами, агрегатами, резервуарами для жидких и порошковых веществ, и так далее. Применяются либо в качестве отдельной техники, либо совместно с автоцистернами. Основной платформой для них выступает КамАЗ. Сюда же относятся и АВД, оборудованные специальными насосами, способными выдавать высокую мощность.
Техника первой помощи (АПП) отличается меньшими габаритами, и служит, в основном, для ускоренной доставки необходимой мелкой техники к очагу пожара, сдерживания пламени от дальнейшего распространения. Для того чтобы обеспечить быстрое реагирование, такая техника изготавливается на базе шасси ГАЗ.
Пожарно-спасательные автомобили (АПС И ПСА) появились после того, как правительством было решено перевести часть обязанностей службы спасения на пожарные части. Здесь, помимо цистерны, насоса, кабины для личного состава, присутствует различное специализированное оборудование для спасательных операций, например:
Общее – лестница, верёвка, надувное полотно, спусковое устройство; надувная лодка или круг или жилет.
Инструменты – кувалда, пила, крюк, лопата, металлические кусачки.
Гидравлическое – резак, расширитель, домкрат, лебёдка, пила дисковая или цепная.
Электрическое – генератор, кабеля, прожектор.
Химическое – дозиметр, анализатор состава газа.
Медицинское – аптечка, носилки, одеяло.
Защитное – кислородный аппарат, огнеупорный костюм, диэлектрическая одежда.
Аэродромные пожарные автомобили (АА) используются для устранения возгораний на территориях аэропортов или при крушении авиационного транспорта. Снабжаются специализированным оборудованием для спасения людей, включая членов экипажа и пассажиров. Позволяет быстро погасить и сдерживать пламя.
Стартовые, изготовленные на шасси ЗиЛ, и постоянно находящиеся вблизи взлётно-посадочных полос.
Основные, относятся к пожарным частям и производятся на базе МАЗ.
Машины порошкового тушения (АП) используются на мелких и крупных промышленных предприятиях и фабриках следующего назначения:
Основываются на платформе ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ. В последнее время используются всё реже, в связи с тем, что способны потушить лишь мелкие очаги возгорания.
Автомобили пенного тушения (ПТ) базируются на шасси Урал. Основное их применение – нефтеперерабатывающие предприятия, склады с горючими веществами, включая газы. Благодаря хорошим показателям тушения, могут гасить пламя на крупных территориях.
ПА комбинированного тушения (АКТ) применяется на различных объектах машиностроения, химических, нефтедобывающих и перерабатывающих, самолётостроения. Он снабжается сразу 2 насосными установками с различными типами средств огнетушения, например – пена и ОПС. Это позволяет достигнуть двойного эффекта, когда ОПС борется с пламенем, а ВМП не допускает его повторного возникновения. Основными шасси служат ЗиЛ, КамАЗ, ГАЗ.
Техника газового тушения (АГТ) используется в закрытых помещениях, где необходимо максимально сохранить внутреннее оборудование, ценности и так далее – выставки, банковские структуры, складские базы, архивы. К тому же, получили широкое распространение при тушении пожаров на объектах с электрическим оборудованием – станции, тоннели. Газ не допускает распространения пламени, замещая летучие горючие вещества. Платформа – УАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ.
Пожарная насосная станция (ПНС) применяется на пожарах особо крупных размеров. Она обладает мощным насосом от 70л/с, и используется для подачи воды на большие расстояния, передавая её в пожарный рукав, на специализированную технику и мобильные стволы. Шасси применяется ЗиЛ, КамАЗ, Урал.
В автомобилях с установкой газоводяного тушения (АГВТ) используется высокомощный агрегат от 150л/с, способный нагнетать высокое давление турбореактивного газового потока. В основном используются для тушения возгорания газовых и нефтяных фонтанов. Платформа здесь КамАЗ.
Специальная пожарная техника
В некоторых ситуациях для эффективного устранения возгорания требуется использовать особое оборудование. Оно служит для различных целей, согласно которым и классифицируется:
Удаление дыма и газов – ГЗДС и АД;
Высотные работы – АЛ и АКП;
Управление комплексом пожарных работ – АСО.
По ГОСТ имеются следующие виды специальных пожарных автомобилей:
АЛ – лестница с выдвижным или поворотным механизмом, для спасения людей, подачи средств пожаротушения на верхние этажи, подъём грузов.
АПК и АКП – стрела с телескопическим или поворотно-коленчатым устройством, оборудованная люлькой или платформой, для вытаскивания людей из зоны пожара, поднятия веществ и грузов.
ТПЛ – пакет колен с возможностью поворота и снабжённый лестничным маршем, заканчивающийся люлькой.
АЛЦ – раздвижная стрела с лестницей и резервуарами для средств пожаротушения, служит для их поднятия на многоэтажные сооружения.
АПКЦ – аналогично предыдущему варианту, но тут применяется стрела поворотно-коленчатая, коленчато-телескопическая или телескопическая, заканчивающая люлькой с резервуарами для пены и воды.
АСА – снабжается электрическим генератором, специализированным инструментом для спасательных операций, противопожарной техникой и так далее.
АВЗ – оборудован насосом подачи, резервуаром, насосом для удаления воды из зоны возгорания, для защиты имущества и ценностей.
АСО – выступает в качестве центрального пункта управления всеми работами при пожаре, имеет на борту устройства связи и приборы для освещения территории.
АГ – с помощью специализированного пожарного вооружения удаляет газовые выделения при пожаре.
АД – высасывает дым из закрытых помещения лестничных маршей, лифтов в жилых помещениях, оборудуется устройством для подачи воздушно-механической пены и её подачи в очаг пожара.
АР – перевозит пожарные рукава и лафетные стволы.
АШ – обеспечивает бесперебойную работу во время пожаротушения, в чём схож с АСО, но меньше по своим габаритам.
АЛП – мобильная лаборатория для проведения анализов и различных замеров в условиях пожара.
АПРСС – транспортирует личный состав и снабжается ремонтным оборудованием для связи и освещения.
АДПТ – способен перевозить личный состав, а также оперативно оценивать состояние пожарной техники.
АБГ – пункт восстановления, заправки, зарядки и очистки средств защиты зрения и дыхания.
АПТС – аналогично АДПТ проверяет технику, и может выполнять мелкий ремонт на местах.
АОПТ – в условиях сильного мороза обогревает другие ПА и оборудование.
ПКС – кислородный компрессор для заправки баллонов, работает совместно с АГ и АД.
АТ – перевозит людей и технику к пожарам и снабжён оборудованием для снятия контейнеров.
АОС – доставляет пожарников и мелкое оборудование к месту возгорания.
Большинство оборудования может быть установлено на любые виды платформ, включая:
Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей
Устройство пожарного автомобиля – это сложная система, уход за которой подразумевает периодический осмотр и устранение нарушений. Знание тактико-технических характеристик (ТТХ) пожарных автомобилей позволяет вовремя заметить отклонения в работе техники. Важен и радиус поворота пожарной машины, от этого зависит, на сколько эффективно будет произведено тушение пожара.
Что такое ТТХ
Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей – это совокупность показателей пожарной техники, определяющая возможность использования транспортного средства (ТС). При создании пожарных машин также учитываются эти показатели.
ТТХ пожарных автомобилей определяются следующими значениями:
- Данные шасси.
- Допустимое количество ПО (пожарное оборудование).
- Оптимальные характеристики.
- Объем огнетушащего вещества.
- Места размещения ПО.
Все ТТХ должны соответствовать требованиям наибольшей эффективности проведения боевых действий за короткий период.
Тактико-технические характеристики пожарной техники
Характеристики пожарной машины зависят от ее назначения:
- общая (участие в боевых действиях, подача огнетушащего средства, оказание помощи пострадавшим);
- специальная (автолестницы, подъемники, освещение и т. п.);
- вспомогательная (автобусы, автозаправщики и т. д.).
На заметку. Видео работы всех единиц пожарной техники можно найти в свободном доступе в интернете.
Автоцистерна
АЦ (пожарные автоцистерны) относятся к основным видам пожарной техники. Их главная задача – доставка ОТВ (огнетушащих веществ) и ПТВ (пожарно-технического вооружения) к месту возгорания. АЦ работают в качестве самостоятельных единиц боевой техники, используя активное огнеупорное вещество из внутренних цистерн, водоисточников или водопроводной сети.
Автоцистерна пожарная
Обязательные элементы АЦ:
- цистерна для воды;
- баки для пены;
- насосы и трансмиссии;
- система управления.
Вместимость баков пенообразователя – от 0,08 до 1 м3. Они изготавливаются из стали. Трубопроводная сеть из коррозионностойких материалов.
Внимание! Конструкция бака пенообразователя должна быть изготовлена таким образом, чтобы исключить возможность пролива пены при движении транспорта.
АЦ | Количество мест | Емкость цистерн, л | Объем баков, л | Работа насоса, л/с | Наибольшая скорость подачи, км/ч |
АВД 20/200(433104) | 7 | 3000 | 180 | 20 | 90 |
АУП-25(151)13 | 7 | 2000 | 215 | 25 | 60 |
АЦ 0,8-4/400(432732) | 7 | 800 | 50 | 4 | 90 |
АЦ 0,8-4(5301ФБ) ПМ-541 | 7 | 800 | 50 | 40/4 | 65 |
АЦ 1,0-4/400(5301)ПМ-542Д | 7 | 1000 | 90 | 4 | 90 |
АЦ-1,0-40/4(C41R13)27845F–«Тайга» | 6 | 1000 | 60 | 40 | 90 |
АЦ-СПК-1,0-40 NATISK (С42R33) ЗПА Спецавтотехника | 7 | 1000 | 60 | 25 | 80 |
Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения
Автомобиль пенного тушения внешне не отличается от остальной пожарной техники своим окрасом и обозначениями, но применяет пену в качестве основного огнегасящего средства. Такая техника включает в себя:
- баки для хранения пены;
- насос;
- обвязку коммуникации;
- устройство дозирования.
Машины используются для транспортировки боевого состава и ПТВ к месту проведения операции по пожаротушению.
Пожарный автомобиль воздушно-пенного тушения
Все емкости хранения пенообразователя покрываются огнеупорным материалом. Сами баки изготавливают из стали, устанавливают внутри дренажную трубу. Сверху размещают люковое отверстие для контроля заполнения бака. В кабине водителя установлены сигнализационные лампочки, предупреждающие об уровне жидкости внутри бака.
Пенообразователь создается посредством подачи пены на пеногенераторы (например, ГПС-2000).
- пеноподъемники;
- рукава;
- переносные пеносмесители.
Насосы выполняют следующие функции:
- набирают воду или пенообразователь;
- транспортируют воздушно-пенную массу к рукавам подачи пены.
Модель | Емкость пенообразователя, л | Количество мест для боевого состава |
АВ-6(130В1) | 6000 | 3 |
АВ-40(375)Ц-50 | 4000 | 7 |
АПТ 4,0-40(5557) | 4000 | 3 |
АПТ 4,0-40(43101) | 4000 | 3 |
АПТ 5,0-70(43253) | 420 | 7 |
АПТ 5,3-40(Урал 55571)Пожавто | 5300 | 6 |
АПТ-8,0-40(65111)063-ПВ | 8000 | 7 |
АПТ-8,0-40(65115)064ПВ | 8000 | 7 |
АХ-6(130) | 6000 | 3 |
Пожарный автомобиль порошкового тушения
Такие машины используются для оперативной доставки ПТВ и спасательной службы в точку ЧС, а также для ликвидации воспламенения.
Установка порошкового тушения находится на шасси обычной грузовой машины, состоящей из:
- бака для порошковой смеси;
- узла трубопровода;
- регулирующей арматуры;
- стволов (ручных и лафетных);
- контрольных агрегатов.
Емкости с малой вместительностью (порошка) монтируются вертикально, с большой – горизонтально. Баки наполняют активным веществом на 90%.
Модель | Количество мест, чел. | Масса порошка, кг | Мощность двигателя, л/с |
АП 500-20 | 3 | 500 | 95 |
АП 1000-40 | 3 | 1000 | 108,8 |
АП 2000-60 | 3 | 2000 | 170 |
АП 4000-60 | 3 | 4000 | 220 |
Автомобиль газодымозащитной службы
Техника этого вида выполняет следующие задачи:
- Доставляет в точку ЧС личный состав газодымозащитной службы, ПТВ.
- Освещает место возгорания прожекторами, установленными на платформе ПА.
- Позволяет установить пост безопасности ГДЗС.
- Делает возможным проведение эвакуации и спасение населения в условиях сильной задымленности и отсутствия кислорода.
Пожарные машины газодымозащитной службы используются при температуре от –40 до +40 °C.
В оснащение таких технических средств входит:
- шасси;
- кабина для водителя;
- кузов;
- осветительная мачта с прожекторами;
- ЭСУ (электросиловая установка);
- механизмы управления;
- электроустройства;
- комплекс ПТВ.
Пожарный штабной автомобиль
Осуществляет транспортировку ПТВ, пожарной команды и дополнительных устройств, позволяющих улучшить эффективность пожаротушения.
АПП-0,5-1,5 (ГАЗ-3302)-85ВР | |
Количество человек | 5 |
Емкость цистерны для воды, м3 | 0,3 |
Емкость бака для пенообразователя, м3 | 0,03 |
Пожарный автомобиль связи и освещения
Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) осуществляют освещение места уничтожения огня, тем самым упрощая работу спасательного отряда, а также устанавливают связь с центральным пунктом пожарной связи.
В комплектацию такой техники входят:
- базовое шасси;
- стационарный генератор электронапряжения;
- осветительные прожектора;
- стационарные и переносные радиостанции;
- телефонные аппараты;
- выдвижная мачта.
Внимание! В более современные модели также устанавливают генераторы частоты, которые имеют автоматическое регулирование и изменение напряжения и величины нагрузки (например, АСО-20).
АСО-12 | |
Шасси | ГАЗ-66 |
Мощность стационарного генератора электронапряжения | 12 кВТ |
Радиус действия стационарных радиостанций | 30 км |
Радиус действия переносных радиостанций | 2 км |
Мощность прожекторов | 1500 Вт |
Автолестница
Пожарные автолестницы (АЛ) позволяют доставить к месту возгорания службы спасения, ПТВ и провести спасательные действия и пожаротушение на высоте.
Спасение людей при пожаре по автолестнице
Классификация видов АЛ:
- Телескопические (коленья соединяются телескопически).
- Коленчатые (коленья соединяются шарнирным способом).
- Коленчато-телескопические (коленья соединяются шарнирно-телескопическим способом).
Модель | Шасси | Количество мест | Допустимая высота, м | Вместимость люльки, кг | Срок службы |
АКП-35 (53213) ПМ-545А | КамАЗ-53213 (6х4) | 3 | 35 | 350 | 11 лет |
АЛ-30 (131) ПМ-506Д | ЗИЛ-131 (6х6) | 3 | 30 | нет | 11 лет |
Автоподъемник
Данная техника осуществляет доставку ПТВ и боевого расчета к месту возгорания, проведение эвакуации и работ по пожаротушению на высоте (от 30 м).
Применение автоподъемника допускается при температуре от –40 до +40 °C и влажности до 80%.
В конструкцию автоподъемника входит:
- базовое шасси;
- опорный механизм;
- платформа;
- поворотный механизм;
- люлька;
- стрела;
- гидроустройство;
- система управления;
- водопенные механизмы;
- ПТВ;
- электроустройства.
Техобслуживание пожарных машин
Периодическая проверка состояния технического пожарного транспорта происходит для обеспечения стабильной его работы и полной готовности к выезду в место ЧС. Техобслуживание помогает сократить количество поломок, а значит, и ремонтных работ, уменьшить потребление горючего, установить пробег транспорта.
Важно. На территории РФ порядок осуществления техобслуживания пожарных ТС регулирует Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей».
Вид ТО зависит от частоты использования машины. Для техники, которая функционирует каждодневно:
- ЕТО (ежедневное ТО).
- Во время пожара.
- ТО-1, ТО-2 – полный осмотр и устранение поломок.
- СО (сезонное ТО).
Если пожарная техника долгое время стоит в гараже подразделения и не задействуется в аварийно-спасательных работах, техосмотр проводится единожды в установленный период:
- месяц;
- 6 месяцев;
- 12 месяцев;
- по приказу руководства.
Ответственное лицо, которое обязуется сдать отчет об обнаружении поломок в ТС – главный по смене. Водитель должен внести все изменения и данные в эксплуатационную карту автомобиля.
При обнаружении неисправности ремонт входит в обязанность сотрудников двух смен. При невозможности устранить поломку ПА отправляют в ремонтную службу.
Техническое обслуживание происходит при соблюдении следующих правил:
- Хорошая вентиляция в помещении.
- Наличие смотровой канавы с ребордами и щитами из металла.
- Обогрев в холодное время года.
- Обеспечение системы отвода газа.
- Подключение к выхлопному устройству ПА.
Пожарные автомобили, классификацию, типы и обозначения важно учитывать при техническом обслуживании, ведь каждая машина является уникальной. Техническое обслуживание ПА – это важное мероприятие, которое позволяет продлить срок службы ТС, установить порядок расчета тактических возможностей пожарных автомобилей и вовремя устранить неполадки в системе. Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей помогают установить норму при эксплуатации ПА.
Ассортимент используемого сотрудниками МЧС при тушении огня инвентаря огромен, стоит обратить внимание на лафетный ствол ЛС – С40У.