Учебный вопрос №2: Общее устройство и технические характеристики двигателей.
К двигателям, используемым на армейских машинах, предъявляются следующие требования:
— высокие мощностные показатели, обеспечивающие движение машин в трудных дорожных условиях при полной нагрузке;
— быстрый и безотказный запуск в любых климатических условиях при минимальном времени выхода на номинальные рабочие режимы;
— высокая экономичность, обеспечивающая максимальный запас хода и малый расход топлива;
— легкость управления и автоматизация для снижения утомляемости водителя.
В принципе для армейских машин могут использоваться различные типы двигателей внутреннего сгорания, но до настоящего времени основными силовыми установками армейских машин остаются поршневые ДВС.
Поршневые ДВС состоят из:
КШМ – преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала, обеспечивает вспомогательные ходы поршня. КШМ является основой двигателя.
Механизм газораспределения – предназначен для впуска в цилиндр горючей смеси (карбюраторный двигатель) или воздуха (дизельный двигатель) и выпуска отработавших газов. Привод осуществляется от коленчатого вала двигателя.
Система смазывания – служит для уменьшения трения между деталями, снижения их износа и отвода тепла от трущихся поверхностей.
Система охлаждения – обеспечивает нормальный температурный режим двигателя, при котором он не перегревается и не переохлаждается.
Система питания – служит для подачи отдельно топлива и воздуха в цилиндры дизеля или для приготовления горючей смеси из мелко распыленного топлива и воздуха и подвода ее к цилиндрам карбюраторного двигателя.
Система пуска – служит для пуска двигателя.
Система зажигания – обеспечивает воспламенение рабочей смеси в карбюраторных двигателях.
Основные технические данные различных типов двигателей прведены в таблицах 1 и 2.
Основные технические данные двигателя ЗИЛ-131
Модель и тип | ЗИЛ-131, V-образный 4-х тактовый карбюраторный, верхнеклапанный |
Расположение цилиндров | под углом 90° |
Число цилиндров | |
Диаметр цилиндров и ход поршня | 100 х 95 |
Рабочий объем цилиндров, л | |
Степень сжатия | 6,5 |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Максимальная мощность при частоте вращения вала 3200 об/мин л.с.(кВт) | 150 (110) |
Удельный (минимальный) расход топлива, Г/(л.с.·ч.) (Г/кВт·час) | 240 (167) |
Масса двигателя без сцепления и коробки передач, кг |
Основные технические данные двигателя КамАЗ-740
Двигатель | КамАЗ-740 12-й комплектации |
Тип | 4-х тактовый восьмици-линдровый с воспламенением от сжатия |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Направление вращения коленчатого вала | по ГОСТ 22836-77 правое |
Диаметр цилиндров и ход поршня | 120 х 120 |
Рабочий объем цилиндров, л | 10,85 |
Степень сжатия | |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 155,4 (210) |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 650 (65) |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин | |
— номинальная | 2600 ±50 |
Продолжение табл. 2
— при максимальном крутящем моменте | 1600…1800 |
— минимальная | |
— максимальная | |
Количество клапанов в цилиндре | 2 (впускной, выпускной) |
Давление масла в прогретом двигателе, кПа (кгс/см 2 ) при частоте вращения: | |
— номинальной | 400…550 (4…5,5) |
— минимальной | 40…80 (0,4…0,8) |
Форсунки | закрытого типа |
Давление начала подъема иглы, МПа (кгс/см 2 ) | |
— бывшей в эксплуатации | 18…18,5 (180…185) |
— новой (заводской регулировки) | 19,5…20,2 (195…202) |
Несмотря на непрерывное развитие в течение всего периода своего существования, современные поршневые двигатели во многих отношениях являются еще недостаточно совершенными и обладают рядом существенных недостатков:
— прерывистостью рабочего процесса;
— наличие сложного КШМ;
— высокие требования к свойствам и качеству топлива;
— низкие динамические качества;
— загрязнение воздушного бассейна вредными продуктами;
Исходя, из выше изложенных недостатков современных поршневых двигателей следует, что они далеко не удовлетворяют тем требованиям, которые предъявляются к ним. Поэтому постоянно ведется работа в направлении дальнейшего совершенствования в создании и развитии новых силовых установок.
Заключение
На данном занятии были рассмотрены классификация, составные части, принцип работы, общее устройство и технические характеристики изучаемых двигателей.
Вопросы для закрепления изученного материала
1. Классификация автомобильных двигателей.
2. Составные части двигателей.
3. Принцип работы четырехтактного карбюраторного двигателя.
4. Принцип работы четырехтактного дизеля.
5. Основные технические характеристики изучаемых двигателей.
Дата добавления: 2016-12-27 ; просмотров: 4067 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Общее устройство двигателя. Основные механизмы
Видео: Общее устройство двигателя. Основные механизмы
Двигатель внутреннего сгорания — это тепловой двигатель, преобразующий тепловую энергию топлива в механическую работу. В двигателе внутреннего сгорания топливо подается непосредственно внутрь цилиндра, где оно воспламеняется и сгорает, образуя газы, давление которых приводит в движение поршень двигателя.
Для нормальной работы двигателя в цилиндры должны подаваться горючая смесь в определенной пропорции (у карбюраторных двигателей) или отмеренные порции топлива в строго определенный момент под высоким давлением (у дизелей). Для уменьшения затрат работы на преодоление трения, отвод теплоты, предотвращения задиров и быстрого износа трущиеся детали смазывают маслом. В целях создания нормального теплового режима в цилиндрах двигатель должен охлаждаться. Все двигатели, устанавливаемые на автомобили, состоят из следующих механизмов и систем.
Основные механизмы двигателя
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) преобразует прямолинейное движение поршней во вращательное движение коленчатого вала.
Механизм газораспределения (ГРМ) управляет работой клапанов, что позволяет в определенных положениях поршня впускать воздух или горючую смесь в цилиндры, сжимать их до определенного давления и удалять оттуда отработавшие газы.
Основные системы двигателя
Система питания служит для подачи очищенного топлива и воздуха в цилиндры, а также для отвода продуктов сгорания из цилиндров.
Система питания дизеля обеспечивает подачу дозированных порций топлива в определенный момент в распыленном состоянии в цилиндры двигателя.
Система питания карбюраторного двигателя предназначена для приготовления горючей смеси в карбюраторе.
Система зажигания рабочей смеси в цилиндрах установлена в карбюраторных двигателях. Она служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя в определенный момент.
Смазочная система необходима для непрерывной подачи масла к трущимся деталям и отвода теплоты от них.
Система охлаждения предохраняет стенки камеры сгорания от перегрева и поддерживает в цилиндрах нормальный тепловой режим.
Расположение составных частей различных систем двигателей показано на рисунке.
Рис. Составные части разных систем двигателей: а — карбюраторный двигатель ЗИЛ-508: I — вид справа; II — вид слева; 1 и 15 — масляный и топливный насосы; 2 — выпускной коллектор; 3 — искровая свеча зажигания; 4 и 5 — масляный и воздушный фильтры; 6 — компрессор; 7 — генератор; 8 — карбюратор; 9 — распределитель зажигания; 10 — трубка масломерного щупа; 11 — стартер; 12 — насос гидроусилителя рулевого управления; 13 — бачок насоса гидроусилителя; 14 — вентилятор; 16 — фильтр вентиляции картера; б — дизель Д-245 (вид справа): 1 — турбокомпрессор; 2 — маслоналивная труба; 3 — маслоналивная горловина; 4 — компрессор; 5 — генератор; 6 — поддон картера; 7 — шпилька-фиксатор момента подачи топлива; 8 — выпускной трубопровод; 9 — центробежный маслоочиститель; 10 — маслоизмерительный щуп
УСТРОЙСТВО ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Учебное пособие по автомобильной подготовке
Череповец-2011
Настоящее учебное пособие имеет цель оказать помощь курсантам в подготовке к групповым занятиям раздела «Устройство и эксплуатация военной автомобильной техники», а также личному составу автомобильной службы филиала для правильной организации ремонта и эксплуатации автомобилей УРАЛ-4320, ЗИЛ-131. В материале пособия подробно рассмотрено общее устройство и принцип действия основных элементов автомобиля УРАЛ-4320 и основные положения устройства системы питания и системы зажигания автомобиля ЗИЛ-131.
Учебное пособие подготовлено на кафедре автомобильной подготовки и электротехники преподавателями кафедры майором Толстиковым Александром Николаевичем и подполковником Богдановым Владимиром Николаевичем.
ВВЕДЕНИЕ
Практически все самодвижущиеся объекты вооружения и военной техники являются восстанавливаемыми гусеничными или колесными машинами многоразового использования и многофункционального назначения, без которых ведение современных боевых действий невозможно.
Военная автомобильная техника является основным средством подвижности и маневренности войск, решающим образом влияющим на обеспечение их боевой готовности и боеспособности, а танковые войска и объекты бронетанкового вооружения и техники главной ударной силой Сухопутных войск.
До 90-х годов прошлого века Советская армия была самой мощной механизированной и моторизированной армией мира. И сейчас автомобильный парк Вооруженных сил России составляет, соответственно, десятки и сотни тысяч единиц боевой и вспомогательной техники.
В настоящее время автомобиль является самым массовым транспортным и тяговым средством, как в экономическом комплексе, так и в вооруженных силах всех стран. Достаточно сказать, что в 2010 году численность мирового парка автомобилей составила более 500 млн. единиц.
Уроки Великой отечественной войны показали, что автомобиль из средства подвоза начал уверенно превращаться в самое массовое средство под монтаж подвижных наземных систем вооружения. В современном парке армейских автомобилей для этих целей применяются более 70% автомобилей от его общей численности. За последние годы создано три поколения новой военной автомобильной техники. Автомобили четвертого поколения, создаваемые для армии сегодня, находятся на уровне лучших зарубежных аналогов, а по ряду показателей и превосходят их. Ведущая роль военной автомобильной техники, в деле обеспечения подвижности современных средств ведения боевых действий, и войск в перспективе не только сохранится, но и возрастет, как впрочем, и во всех армиях развитых зарубежных стран. Это обусловлено тем, что автомобили стали сегодня неотъемлемой составной частью комплексов вооружения и военной техники.
Современные образцы колесных и гусеничных машин являются большими и сложными эргатическими (человеко-машинными) системами. Эффективность их функционирования (применения по целевому назначению в условиях повседневной и боевой деятельности войск) определяется не только их боевой и технической характеристиками, но и выучкой личного состава, эксплуатирующего и восстанавливающего это ВВТ, то есть степенью освоения и овладения операторами (водителями, механиками, экипажами, расчетами, другими специалистами) конкретных объектов ВАТ.
Любой объект ВВТ, потенциально обладающий высокими боевыми техническими свойствами, может оказаться мало эффективной машиной, если эти свойства в процессе ее эксплуатации не будут полностью реализовываться или будут быстро изменяться (ухудшаться), приводя к преждевременному ее моральному и физическому старению. Поэтому надо, опираясь на опыт ведения современных локальных войн, научно обосновывать требования не только к боевым и техническим, но и эксплуатационным свойствам ВВТ и поддержанию требуемого их уровня во всех ситуациях деятельности войск. Это особенно важно сегодня, когда у государства стоят задачи строительства ВС России, отвечающие требованиям XXI века.
РАЗДЕЛ I
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ
ГЛАВА 1
Технические характеристики основных образцов военной автомобильной техники
Общие положения
Автомобиль многоцелевого назначения Урал-4320-02 (базовая модель- рис. 1) предназначен для перевозки грузов, людей и буксирования прицепов по всем видам дорог и местности.
Рис.1. Автомобиль УРАЛ-4320-02
Автомобиль-тягач КамАЗ-4310 (рис. 2) предназначен для перевозки различных грузов и людей и буксирования прицепов по дорогам, допускающим осевую нагрузку 6 тонн, а также по грунтовым дорогам и пересеченной местности.
Рис.2. Автомобиль КАМАЗ-4310
Трехосный автомобиль ЗИЛ-131 высокой проходимости (рис.3) предназначен для перевозки грузов и для буксировки прицепов по бездорожью. Платформа автомобиля приспособлена также для перевозки людей.
Рис.3. Автомобиль ЗИЛ-131
Основные характеристики современных образцов военной автомобильной техники представлены в таблице 1.
Устройство военной автомобильной техники
Павел Москвин, 2018
Рассматриваются разделы дисциплины «Устройство военной автомобильной техники», входящей в курс «Военно-техническая подготовка», раскрываются вопросы устройства и принципы работы основных механизмов и систем автомобилей ЗИЛ-131, КамАЗ-4310. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях России по программам подготовки офицеров, сержантов и солдат запаса автомобильных военно-учетных специальностей.
Оглавление
- Список сокращений
- Глава 1. Общее устройство автомобильной техники
- Глава 2. Двигатели
Из серии: Военная подготовка
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Устройство военной автомобильной техники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Общее устройство автомобильной техники
1.1. Использование военной автомобильной техники в ВС РФ. Требования, предъявляемые к ней
ВУС — военно-учетная специальность или категория воинского учета, указывающая военную специальность военнослужащего, его принадлежность к виду вооруженных сил, роду войск или службе. Имеет действительное наименование и код.
В результате изучения предмета обучаемый должен ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: о перспективах развития автомобильной техники; об основных тенденциях и направлениях развития современных технологий производства и ремонта автомобильной техники. ЗНАТЬ: устройство автомобилей ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310, их агрегатов, механизмов, узлов и взаимодействий между ними; общее устройство автомобильных средств подвижности вооружения и военной техники; устройство регулировочных узлов и принцип эксплуатационных регулировок. УМЕТЬ: подготовить двигатель к пуску, прослушать работу и остановить двигатель; регулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу; проверять и устанавливать угол опережения впрыска топлива дизеля; регулировать зазоры привода клапанов; устанавливать зажигание. ИМЕТЬ (ОПЫТ) НАВЫК: поиска, обнаружения и устранения характерных неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации; организации и проведении занятия по технической подготовке с личным составом подразделения.
К автомобильной технике относятся принятые на вооружение в ВС РФ:
• автомобили (многоцелевого назначения; колесные тягачи; многоосные, специальные колесные шасси и многоосные тяжелые
колесные тягачи; колесные базовые шасси, предназначенные для установки (монтажа) вооружения средств управления и специальной техники; подвижные средства ремонта и технического обслуживания автомобильной техники, смонтированные на колесных шасси);
• гусеничные машины (гусеничные тягачи, транспортеры-тягачи и транспортеры; базовые шасси гусеничных тягачей, транспортеров-тягачей и транспортеров, предназначенные для установки (монтажа) вооружения средств управления и специальной техники; подвижные средства ремонта и технического обслуживания автомобильной техники, смонтированные на гусеничных шасси);
• тракторы, применяемые в качестве механической тяги и для вспомогательных работ;
• прицепы и полуприцепы.
В видах ВС РФ специальные машины составляют 50–70 % общего количества автомобилей. Если в фронтовых операциях в годы Великой Отечественной войны до 75 % автомобилей было занято в тылу перевозкой грузов снабжения, то сейчас примерно такой же процент машин непосредственно обеспечивает боевые действия. Без них не может обойтись ни одна воинская часть, ни одно подразделение. Поэтому не случайно автомобильную технику называют «ногами» армии.
В условиях, когда мобильность и маневренность войск на поле боя приобретает решающее значение, оснащению армии автомобильной техникой, поддержанию ее в постоянной боевой готовности, укреплению и совершенствованию автомобильной службы должно уделяться исключительное внимание.
В современных условиях без массового использования автомобильной техники невозможно осуществить быстрое и скрытое сосредоточение войск, поддержать высокий темп их наступления, совершить значительный маневр, обеспечить подвоз материальных средств и эвакуацию. Кроме того, в подразделениях и частях имеются средства технического обслуживания и ремонта вооружения и техники, смонтированные на автомобильном шасси. Эти средства являются материальной частью технических подразделений, в том числе отделений технического обслуживания ремонтных взводов и рот. Автомобильная техника подразделений родов войск на марше передвигается в походных порядках этих подразделений. На поле боя автомобильная техника размещается и перемещается в боевых порядках подразделений, одиночно или группами машин.
В мотострелковых подразделениях она используется для буксировки минометов, перевозки техники и имущества связи, подвоза боеприпасов, продовольствия, горюче-смазочных материалов и других материальных средств, буксировки походных кухонь, а также для эвакуации из подразделений в тыл раненых, больных, неисправного вооружения, техники и имущества.
В артиллерийских подразделениях автомобили и гусеничные машины используются в качестве тягачей для буксировки артиллерийских систем и специальных прицепов, монтажа пусковых установок реактивной артиллерии, зенитного вооружения, подвоза боеприпасов и других материальных средств.
В подразделениях инженерных войск на автомобилях монтируются понтоны, автомобильные краны, дорожные миноискатели. На базе гусеничных тягачей созданы быстроходные траншейные машины, бульдозеры и землеройные машины.
В подразделениях химической защиты используются специальные автомобили с дегазационно-душевым оборудованием, оборудованием радиационно-химической разведки, разливочными станциями и другим оборудованием.
В подразделениях связи на автомобилях смонтированы радиостанции различного назначения, радиорелейные и зарядные станции, подвижные узлы связи, кабелеукладчики и другое оборудование.
В Военно-воздушных силах на автомобилях смонтированы радиолокационные станции, ракетные пусковые комплексы, станции зарядки аккумуляторных батарей, топливозаправщики, тягачи для самолетов, подвоза боеприпасов и т. д.
К основным требованиям, предъявляемым к автомобилям, относятся:
• высокий уровень унификации автомобилей в целях сокращения многочисленности, многомарочности автомобильного парка ВС РФ;
• соответствие конструкции специфичным армейским условиям эксплуатации, требованиям государственных стандартов и нормалей. Удобство и легкость управления автомобилем, безопасность вождения автомобилей в колоннах с высокими скоростями движения, малая управляемость водителя и перевозимого личного состава, сохранность перевозимого груза и монтированного на автомобиле специального оборудования;
• простота и целесообразность конструкции с точки зрения их технического обслуживания и ремонта в армейских условиях; приспособленность автомобилей к эксплуатации;
• ТО современных многоцелевых автомобилей проводится в следующие сроки: ТО № 1 — 1200–1800 км, ТО № 2 — 6000–9000 км. Для улучшения качества ТО необходимо: повышать унификацию и взаимозаменяемость деталей, узлов, агрегатов, а также инструментов; уменьшать количество агрегатов и узлов, требующих систематического обслуживания; сокращать число точек смазки и регулировки, возможность независимого снятия отдельных агрегатов и замещение их на новые; повышать износостойкость и срок службы деталей, обеспечивая при этом прочность конструкций агрегатов; предусматривать возможность восстановления автомобилей войсковыми средствами ремонта, а также путем применения средств механизации работ и поточных методов ремонта, а также применения средств механизации работ и поточных методов обслуживания и ремонта;
• высокие технико-экономические показатели конструкций в производстве определяются ее экономичностью и трудоемкостью изготовления, количеством, стоимостью и степенью дефицитности используемых материалов, а также расходами капиталовложений, необходимых для реорганизации действующих или постройки новых заводов. Экономичность конструкций в эксплуатации зависит от способности эффективно выполнять свои функции по надежности работы всех механизмов и узлов, частоты и трудоемкости операций по техническому обслуживанию и ремонту, стоимости расходуемых эксплуатационных материалов, запасных частей и материалов, расходуемых на ремонт автомобиля;
• долговечность или срок службы автомобилей характеризуется продолжительностью их работы в километрах пробега или часах, включая километры пробега (время работы) после капитальных ремонтов до полного износа и дальнейшего списания.
При нормальных условиях эксплуатации минимальный пробег автомобилей до первого капитального ремонта составляет 160–250 тыс. км, а при эксплуатации в трудных условиях 100–120 тыс. км, причем меньший пробег относится к легким автомобилям, а больший — к тяжелым. Общий пробег до списания автомобилей рассчитывается на 300–400 тыс. км при одном капитальном ремонте.
Увеличение срока службы этих автомобилей за счет дополнительных капитальных ремонтов экономически нецелесообразен.
При разработке требований к долговечности автомобилей следует также иметь в виду, что их срок службы определяется в мирное время не только естественным износом, но и фактором морального старения конструкций, а в военное время — повышенной интенсивностью эксплуатации и боевыми повреждениями.
1.2. Классификация военной автомобильной техники
Военная автомобильная техника подразделяется
в зависимости от назначения:
• на грузовые автомобили общетранспортного назначения,
• автомобили многоцелевого назначения,
• специальные тягачи (БРДМ, БТР-70),
• бронированные колесные автомобили,
• легковые автомобили, предназначенные для обеспечения служебной деятельности, перевозки личного состава (2–7 человек), транспортирования мелких грузов и техники,
• грузовые автомобили, имеющие грузовые платформы и предназначенные для перевозки личного состава, вооружения с расчетами, различных материальных средств или для буксирования вооружения и техники, а также самосвалы и седельные тягачи с грузовыми прицепами,
• специальные автомобили, с установленными на них вооружением, оборудованием или приспособленные для перевозки определенного груза и имеющие соответствующие ему типы кузовов, а также санитарные автомобили, пассажирские, штабные и другие автобусы;
по группам эксплуатации:
• боевые машины, с установленным на них вооружением, аппаратурой радиолокационной, управления и связи, другой боевой техникой; машины, входящие в комплексы вооружения, а также предназначенные для буксирования (перевозке расчетами) артиллерийских систем и прицелов с аппаратурой управления огнем артиллерии, пуском ракет и т. п.,
• учебно-боевые машины, выделяемые для отработки задач по боевой подготовке и совершенствования водителей по практическому вождению,
• строевые машины, предназначенные для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, военно-технического имущества, других материальных средств, для буксирования и обслуживания летательных аппаратов, эвакуации вооружения и техники, а также машины со штатным оборудованием и техникой инженерных, дорожных, трубопроводных и других частей и подразделений специальных войск, частей и подразделений технического обеспечения,
• учебные машины, предназначенные для обучения личного состава практическому вождению и применению специального оборудования, смонтированного на машинах,
• транспортные машины, предназначенные для повседневного хозяйственного культурно-бытового, медицинского и другого обслуживания воинской части;
по конструкции двигателя:
• с бензиновым двигателем,
по количеству ведущих осей:
• двухосные с одной ведущей осью (2 × 4),
• двухосные с двумя ведущими мостами (4 × 4),
• трехосные с двумя ведущими осями (4 × 6),
• трехосные с тремя ведущими осями (6 × 6),
• четырехосные с четырьмя ведущими мостами (8 × 8);
по компоновке автомобиля:
• расположение кабины (за двигателем, над двигателем).
1.3. Общее устройство автомобильной техники
Современные автомобили являются сложными машинами, представляющие собой комплекс взаимосвязанных агрегатов, узлов, механизмов и систем, общая компоновка которых может быть различной. Однако принцип устройства и действие многих узлов и механизмов у большинства автомобилей одинаковы. Все агрегаты, механизмы и системы автомобиля можно разбить на основные части: кузов, двигатель, шасси, трансмиссия, электрооборудование, механизмы управления, специальное оборудование.
Кузов предназначен для размещения в нем полезного груза и людей, перевозимых автомобилем. Грузовые автомобили обычно имеют грузовую платформу для груза и отдельную кабину для водителя. Легковые автомобили имеют кузов, приспособленный для размещения водителя и пассажиров.
Двигатель является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. Наибольшее распространение на автомобилях получили поршневые двигатели внутреннего сгорания, которые преобразуют тепловую энергию сгорания топлива в механическую работу.
Шасси объединяет механизмы и агрегаты, которые служат для изменения крутящего момента двигателя и передачи его на ведущие колеса автомобиля, а также создают усилия, необходимые для поступательного движения автомобиля. Шасси состоит из: трансмиссии; ходовой части; механизмов управления. Трансмиссия представляет собой группу механизмов, служащих для изменения крутящего момента двигателя и передачи его на ведущие колеса автомобиля. В автомобиле с передним расположением двигателя и приводом на все колеса трансмиссия состоит из следующих механизмов: сцепление, коробка передач, карданная передача, раздаточная передача, главная передача и дифференциал, полуоси. Главная передача, дифференциал и полуоси объединены в один агрегат, называемый ведущим мостом.
Ходовая часть автомобиля обеспечивает поступательное движения автомобиля, смягчает и поглощает толчки и удары, возникающие при движении по неровной дороге. Ходовая часть включает в себя: раму, балки мостов, подвески (рессоры, амортизаторы), колеса.
Подводимый к ведущим колесам крутящий момент преодолевает силы реакции дороги, приложенные к ведущим колесам и направленные в сторону движения автомобиля. От ведущего моста через рессоры эти силы передаются на раму и толкают ее вперед. Рама в свою очередь через передние рессоры передает силы реакции на передний мост и передние колеса автомобиля, что обеспечивает его поступательное движение.
Механизмы управления включают в себя: рулевое управление, служащее для изменения положения передних колес относительно рамы или кузова, что позволяет изменять направление движения автомобиля; тормозную систему, которая обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля, а также удержание его на месте.
Электрооборудование составляют узлы и приборы, предназначенные для воспламенения рабочей смеси в двигателе, освещения сигнализации, пуска двигателя, питания контрольно-измерительных приборов.
К специальному оборудованию относятся: система регулирования давления воздуха в шинах, лебедка, коробка отбора мощности.
1.4. Краткая техническая характеристика автомобилей
Трехосный автомобиль ЗИЛ-131, внешний вид которого представлен на рис. 1.1, высокой проходимости и предназначен для перевозки грузов и буксировки прицепов по дорогам всех видов и бездорожью. Платформа автомобиля приспособлена для перевозки людей. Автомобиль пригоден для эксплуатации во всех климатических условиях при температуре воздуха от — 40 до +55 °C.
Рис. 1.1. Автомобиль ЗИЛ-131
Автомобиль-тягач КамАЗ-4310 (рис. 1.2, а) предназначен для перевозки различных грузов и людей и буксировки прицепов по дорогам, допускающим осевую нагрузку 6 тс, а также по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Автомобиль-тягач КамАЗ-43105 (рис. 1.2, б) — модификация автомобиля-тягача КамАЗ-4310, предназначен для перевозки различных грузов и буксирования прицепов с большей осевой нагрузкой. Пригодны для эксплуатации в климатических зонах с температурой от — 45 до +50 °C.
Рис. 1.2. Автомобили:
Краткие технические характеристики автомобилей
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы требования к автомобильной технике, используемой в ВС РФ?
2. По каким признакам классифицируется военная автомобильная техника?
3. Что включают в себя механизмы управления военной автомобильной техники?