Распиновка разъема для диагностики
Сегодня речь пойдет о распиновке разъема для диагностики.
Со временем появления в автомобилях электронных систем управления от микропроцессоров также возникла необходимость проверки параметров работы самих блоков и соединительных электрических цепей. С этой целью изобрели оборудование, получившее название OBD (On Board Diagnostic), изначально он только выдавал только информацию о неисправности, без каких-либо уточнений.
В современных автомобилях с помощью разъема OBD с стандартной распиновкой разъема для диагностики к бортовому компьютеру можно подключить специальный адаптер или сканер и провести полную диагностику самостоятельно практически любому автомобилисту. С 1996 года в США была разработана вторая концепция стандарта OBD2, которая стала обязательной для вновь выпускаемых автомобилей.
Назначение OBD2 определить:
- тип диагностического разъема;
- распиновку разъема для диагностики;
- электрические протоколы связи;
- формат сообщения.
В Евросоюзе принят EOBD, в основе которого лежит OBD2. Он обязателен для всех авто с января 2001 года. OBD-2 поддерживает 5 протоколов обмена данными.
Зная место расположение и стандартную распиновку разъема OBD2, можно провести проверку авто самостоятельно. Благодаря повсеместному внедрению OBD2 при диагностики автомобиля можно получить код ошибки, который будет одинаковым вне зависимости от марки и модели авто.
Стандартный код содержит структуру Х1234, где каждый символ несет свою смысловую нагрузку:
- Х — единственный буквенный символ, позволяющий узнать неисправную систему (двигатель, коробка, электронные блоки и т. д.);
- 1 — представляет собой общий код стандарта OBD2 или дополнительные коды завода;
- 2 — уточнение места неисправности (система питания или зажигания, вспомогательные цепи и т. д.);
- 34 — порядковый номер ошибки.
Распиновка диагностического разъема OBD2 имеет особенный штекер питания от бортовой сети, это позволяет использовать любые сканеры и адаптеры без дополнительных электрических цепей. Если раньше протоколы диагностики показывали лишь общую информацию о наличии какой-либо проблемы, то сейчас, благодаря связи диагностического устройства с электронными блоками автомобиля можно считать более полную информацию о конкретной неисправности.
Каждое подключаемое диагностическое оборудование обязательно соответствует одному из трех международных стандартов:
Расположение диагностического разъема с распиновкой OBD2 для диагностики может сильно отличаться в различных автомобилях. Никакого единого стандарта для местоположения нет, тут вам поможет инструкция по эксплуатации автомобиля или ловкость рук.
Ниже несколько распространенных точек для удобства поиска:
- в прорези нижнего кожуха панели приборов в районе левого колена водителя;
- под пепельницей, установленной в центральной части панели приборов (некоторые модели Пежо);
- под пластиковыми заглушками на нижней части панели приборов или на центральной консоли (характерно для продукции концерна VAG);
- на задней стенке панели приборов за корпусом перчаточного ящика (некоторые модели Лада);
- на центральной консоли в районе рычага стояночного тормоза (встречается на некоторых машинах
- в нижней части ниши подлокотника (распространено на французских автомобилях);
- под капотом вблизи моторного щита (характерно для некоторых машин корейского и японского производства).
Многие автомобилисты также иногда намеренно переносят разъем распиновку OBD2 в другое не всегда стандартное место, это может быть связано с ремонтом электропроводки или с защитой автомобиля от угона.
Виды разъемов с распиновкой OBD2
В начале 2000 годов не существовало строгих требований к наружной форме разъема, и многие автопроизводители самостоятельно назначали конфигурацию устройства. На сегодняшний день есть два типа разъема OBD 2, обозначаемые как Тип А и Тип В.
Оба штекера практически одинаковые внешне и имеют 16-пиновый выход (два рядя по восемь контактов), отличие состоит только между центральными направляющими пазами.
Нумерация пинов в колодке ведется слева направо, при этом в верхнем ряду стоят контакты с номерами 1-8, а в нижнем — с 9 по 16. Наружная часть корпуса выполнена в форме трапеции со скругленными углами, что обеспечивает надежное подключение диагностического переходника. На фото оба варианта устройств.
Разновидности разъема — Тип A слева и Тип B справа
Разъем OBD 2 — распиновка
Ниже представлена схема и назначение контактов в разъеме с распиновкой OBD2, которые определены стандартом.
Нумерация штекеров в разъеме
Общее описание штекеров:
1 — резервный, на данный пин может выводиться любой сигнал, который установит завод-изготовитель автомобиля;
2 — канал «К» для передачи различных параметров (может обозначаться — шина J1850);
3 — аналогично первому;
4 — заземление разъема на кузов автомобиля;
5 — заземление сигнала диагностического адаптера;
6 — прямое подключение контакта CAN-шины J2284;
7 — канал «К» по стандарту ISO 9141-2;
8 — аналогично контактам 1 и 3;
9 — аналогично контактам 1 и 3;
10 — пин подключения шины стандарта J1850;
11 — назначение пина задается заводом-изготовителем автомобиля;
14 — дополнительный пин CAN-шины J2284;
15 — канал «L» по стандарту ISO 9141-2;
16 — положительный вывод напряжения бортовой сети (12 Вольт).
Примером заводской распиновки разъема OBD 2 может служить Хендай Соната, где на пин 1 подается сигнал от блока управления антиблокировочной системы, а на пин 13 — сигнал от блока управления и датчиков надувных подушек безопасности.
Варианты распиновок
В зависимости от протокола работы допускаются варианты распиновок:
При использовании стандартного протокола ISO 9141-2 он активизируется через пин 7, при этом пины 2 и 10 в разъеме неактивны. Для передачи данных применяются выводы с номерами 4, 5, 7 и 16 (иногда может задействоватся пин номер 15).
При протоколе типа SAE J1850 в варианте VPW (Variable Pulse Width Modulation) задействованы пины 2, 4, 5, а также 16. Разъем характерен для американских и европейских автомобилей Дженерал Моторс.
Использование J1850 в режиме PWM (Pulse Width Modulation) предусматривает дополнительное задействование вывода 10. Такой тип разъема используется на продукции концерна Ford. Для протокола J1850 в любом виде характерно неиспользование вывода с номером 7.Начало формы
Конечно, для многих подобные схемы и описания распиновок разъема OBD2 очень сложны и неестественны. Зачастую, автомобилисты предпочитают периодически отдавать свой авто в профильный автосервис и даже не думать о диагностических разъемах и, тем более, об их распиновках. Но все же стоит признать полезность самостоятельной диагностики. Опытные автомобилисты говорят о том, что иметь диагностический сканер в машине необходимо каждому автовладельцу для оперативной проверки своих сомнений в работе машины, проверки ошибок, настроек и подобного, что прежде всего сэкономит значительные деньги.
Очевидные преимущества самостоятельной диагностики через разъем OBD2:
- Экономия средств, СТО берут большие деньги за простую компьютерную диагностику
- Оперативно узнать ошибку и понять неисправность без помощи специалистов, не нужно нервничать в СТО и можно избежать придуманных поломок, как это часто бывает в недобросовестных сервисах.
Удачи вам в дороге и в диагностике автомобиля!
Адаптер ELM327 USB classic 1.5 чип PIC18F25K80
Особенности:
- Позволяет считывать, расшифровывать и сбрасывать более 3000 ошибок;
- Оригинальный чип PIC18F25K80 прошивка v1.5;
- Подключение к OBDII;
- Интерфейс подключения — USB;
- Идеален для связки с ноутбуком и ПК;
- Длинный шнур для удобства подключения.
Если вам хотя бы раз приходилось сталкиваться с вопросом диагностики авто, — вы по достоинству оцените одну из самых популярных высокотехнологичных разработок данного направления. Адаптер ELM 327 USB позволит произвести срочную диагностику автомобиля стационарно и в пути следования, «погасит» лампу чек на приборной панели, выведет все необходимые параметры датчиков и приборов авто на ваш пк или ноутбук. Прибор так же сэкономит вам не малую сумму денег, больше не нужно по каждой ошибке «check engine» ехать в автосервис и платить завышенный ценник за диагностику. Первая же неприятность в пути покажет, насколько было актуальным решение приобрести этот девайс.
Классическая версия адаптера ELM327, имеет оригинальный, не урезанный ни по одному из протоколов, качественный чип PIC18F25K80. Используется для диагностики OBD-II совместимых автомобилей, с помощью пк и ноутбука через интерфейс подключения — USB. Подходит для большинства отечественных, а также иностранных автомобилей.
Данный адаптер позволяет просматривать следующие параметры:
- Ошибки двигателя — Check Engine (чтение, расшифровка, удаление);
- Обороты двигателя;
- Температура охлаждающей жидкости;
- Краткосрочная топливная балансировка;
- Долгосрочная топливная балансировка;
- Давление во впускном коллекторе;
- Данные кислородного датчика;
- Обороты двигателя;
- Нагрузка двигателя;
- Состояние топливной системы;
- Скорость движения автомобиля;
- Абсолютное давление воздуха;
- Опережение зажигания;
- Температура всасываемого воздуха;
- Массовый расход воздуха;
- Положение дроссельной заслонки;
- Графическое отображение параметров;
- Функция ведения логов;
- Стоп-кадр.
Стабильно работает с компьютерами и ноутбуками на базе ОС Windows, имеющими USB выход.
Поддерживает следующие протоколы связи с системами автомобилей:
- SAE J1850 PWM (41.6Kbaud)
- SAE J1850 VPW (10.4Kbaud)
- ISO9141-2 (5 baud init, 10.4 Kbaud)
- ISO14230-4 KWP (5 baud init, 10.4 Kbaud)
- ISO14230-4 KWP (fast init, 10.4 Kbaud)
- ISO15765-4 CAN (11bit ID, 500 Kbaud)
- ISO15765-4 CAN (29bit ID, 500 Kbaud)
- ISO15765-4 CAN (11bit ID, 250 Kbaud)
- ISO15765-4 CAN (29bit ID, 250 Kbaud)
Узнать о совместимости вашего автомобиля с данным адаптером вы можете, написав нашему онлайн консультанту или уточнить при заказе с оператором.
Краткая инструкция:
- Не подключая адаптер к ПК, скачайте и запустите USB Driver – данный файл установит драйвера виртуального COM порта, предварительно выберите нужную версию ОС Windows.
- Подключите адаптер к ПК, убедитесь, что связь установлена и адаптер отобразился в диспетчере устройств.
- Выбрав адаптер в диспетчере устройств, посмотрите номер COM порта, запомните его.
- Установите необходимую вам программу, например Scanmaster, при запуске программы укажите тот самый COM порт, присвоенный адаптеру.
- Подключите адаптер в диагностический OBDII разъем в вашем автомобиле.
- Включите зажигание или запустите двигатель.
- Запустите вашу программу и установите связь с адаптером.
- Устройство готово к работе, считывайте ошибки, смотрите показания.
Список популярных программ для пк на базе Windows:
- Scanmaster — имеет русский язык, поддерживает чтение ошибок из ЭБУ и показывает их описание, выводит полученные данные на печать в виде набора данных и графиков, а так же осуществляет еще многие функции.
- PCMScan — имеет русский язык, поддерживает чтение ошибок из ЭБУ и показывает их описание, выводит полученные данные на печать в виде набора данных и графиков, а так же осуществляет еще многие функции.
- FORScan — имеет русский интерфейс и может видеть все блоки автомобиля вплоть до подушек и ABS. Хорошо работает на автомобилях Ford, Mazda и Mercury.
- ELMConfig — распространяется бесплатно, но имеет множество функций позволяющих облегчить жизнь рядовому владельцу марки Ford. Программа не только позволяет производить диагностику автомобиля, но и поддерживает проведение дилерских и сервисных функций.
- OpenDiagPro — программа для диагностики ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ЗАЗ. Для полноценной работы с elm327 необходимо приобретать лицензию.
Характеристики:
- Рабочий ток: 15 мА
- Резервный ток: 0 мА
- Рабочая температура: -40°С — 85°С
- Интерфейс: USB
- Версия прошивки: 1.5
- Чип: PIC18F25K80
- Габаритные размеры: 90 х 50 х 25 мм
- Рабочее напряжение: 9 – 16 Вольт
- Материал: пластик
- Гарантия: 3 года
Комплектация:
- Адаптер ELM327 USB classic 1.5
Приобрести адаптер ELM327 USB classic 1.5 в интернет-магазине Electro-kot очень просто — для этого достаточно нажать на кнопку в корзину, заполнить необходимые поля и выбрать удобный способ доставки.