Комплекты машин для устройства цементобетонных покрытий
Механизированное устройство цементобетонных покрытий предполагает выполнение следующих основных технических операций: планировку основания; распределение смеси; многоступенчатую обработку смеси и окончательную (финишную) отделку поверхности, уход за покрытием в период набора прочности и создание температурно-деформационных швов.
Эти операции выполняют машинами специализированных комплектов двух типов: на рельсовом и гусеничном ходу со скользящими формами.
Для первого типа комплекта машин характерны: высокая трудоемкость установки, снятия и перевозки рельс-форм; большая металлоемкость комплекта в первую очередь из-за необходимости иметь большое число рельс-форм (общая длина звеньев не менее 1 км, а масса не менее 60 кг/м); невысокая мобильность комплекта и необходимость применения прицепов-тяжеловозов при перемещении бетоноукладочного комплекта даже на небольшие (0,1—0,5 км) расстояния. В то же время этот метод позволяет гарантировать требуемое уплотнение бетонной смеси под отделку поверхности покрытия дополнительными проходами бетоноукладочной машины; обеспечить постоянную толщину бетонного покрытия за счет применения профилировщика основания, движущегося по рельс-формам и готовящего основания под отметки, равноудаленные от головок рельс-форм; применять бетонные смеси различной консистенции, включая и жесткие, уплотняемые только при совмещении вибрации с прессующим воздействием.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рельсовые бетоноукладочные комплекты имеют невысокую производительность — 250-500 м/смену.
Естественное стремление отказаться от рельсового пути, значительно снизить трудоемкость и обеспечить возможность повышения темпа строительства привело к созданию безрельсовых бетоноукладочных машин, оснащенных непрерывно передвигающейся боковой опалубкой, называемой скользящими формами.
В соответствии с технологией в комплекты машин входят: профилировщики основания, предназначенные для подготовки верхнего слоя земляного полотна и основания; распределители смеси, принимающие смесь из транспортных средств и распределяющие ее по ширине основания; укладчики смеси (бетоноотделочные машины), выполняющие комплекс воздействий на покрытие для его глубинной проработки, придания поперечного профиля и отделки поверхности; машины для нанесения на свежеуложенное покрытие пленкообразующих материалов; машины для нарезки швов и их заполнения. Остальное оборудование комплектуют из строительных и транспортных машин общего назначения.
Самоходные машины на рельсовом ходу с автономными двигателями перемещаются по рельс-формам (рис. 11.1), которые одновременно являются неподвижной опалубкой для бетонной смеси.
Звенья рельс-форм укладывают автомобильными кранами при контроле геодезическими приборами согласно проекту трассы. Специализированные укладчики рельс-форм на гусеничном ходу применяют редко, поскольку они не универсальны, а выполняемая ими работа эпизодична. Колеса машин комплекта могут быть одноребордными при строительстве первой полосы (при установке рельс-форм с двух сторон), двухребордны-ми — при использовании с одной стороны рельс-форм, когда опалубкой другой стороны является уже уложенная полоса, по которой движутся гладкие безребордные колеса.
Рис. 11,1. Рельс-форма: 1 — лист (опалубка); 2 — рельс; 3 — рельсовая опора; 4 — свайка (штырь); 5 — клиновой замок
Технология постройки цементобетонного покрытия показана на рис. 11.2. Обычно машины таких комплектов позволяют сооружать покрытия плоского и двухскатного профиля шириной 3-7,5 м. Профилировочные машины разрабатывают корыто, профилируют его подошву, разравнивают и уплотняют подстилающий слой. Рабочим органом профилировщика являются отвал или фреза, с помощью которых при движении машины срезается и частично перераспределяется грунт. Поднимая’ или опуская рабочий орган, регулируют его заглубление. Уплотнение производят вибрационным брусом. Перед укладкой бетона на песчаные основания расстилают бумагу, пропитанную битумом, или полиэтиленовую пленку, которые уменьшают потери цементного молока и способствуют сохранению прочности покрытия.
По устройству рабочего органа распределители бетона бывают бункерными, винтовыми, лопастными (рис. 11.3) Бункерные распределители относятся к машинам периодического действия, а винтовые и лопастные — непрерывного.
Рис. 11.2. Комплекты рельсовых машин для устройства цементобетонных покрытий:
а — с бункерным бетонораспределителем; 6 — с винтовым распределителем непрерывного действия; 1 — профилировщики основания; 2 — распределители бетона; 3 — бетоноотделочные машины;
4 — нарезчики швов
Рис. 11.3. Схемы рельсовых бетонораспределителей:
а — бункерный; 6 — винтовой; в — лопастной; 1 — стенка бункера; 2 — бункер; 3 — направляющая; 4 — винтовой распределитель; 5 — вибробрус; 6 — распределительная лопасть
В бункерном распределителе (рис. 11.3, а) бездонный бункер 2 движется по направляющим перпендикулярно продольной оси дороги. Загружается бункер из бетоновозов с обочины. При перемещении бункера по направляющим нижняя кромка его распределяет и разравнивает смесь До полной разгрузки бункера, после чего он вновь ставится под загрузку и Цикл повторяется.
Винтовые бетонораспределители (рис. 11.3, б) разравнивают смесь, выгруженную из транспортных средств на полотно строящейся дороги, непрерывно вращающимися винтами 4, которые расположены в передней части основной рамы. Непосредственно за винтовыми конвейерами расположены профилирующие заслонки, срезающие избыток бетонной смеси и придающие уложенному слою соответствующий профиль. Кроме того, заслонки образуют подпор смеси, что создает хорошие условия для распределения бетона винтовым конвейером. Толщину распределяемого слоя регулируют подъемом и опусканием винтовых конвейеров. Приводы механизма передвижения и рабочего органа осуществляются от автономного двигателя. Предварительное уплотнение свежеуложенной бетонной массы производится вибробрусом 5. В некоторых моделях винтовых распределителей предварительное разравнивание бетонной смеси производится отвалами, подвешенными к раме рабочего органа и управляемыми гидроцилиндрами.
Лопастной бетонораспределитель (рис. 11.3, в) разравнивает смесь расположенной впереди лопастью 6, которая совершает поперечные возвратно-поступательные движения при непрерывном передвижении всей машины вперед. Распределяющую лопасть б в зависимости от требуемой толщины покрытия устанавливают на различной высоте. В крайних положениях лопасть, повернутая на 180°, удаляет от рельс-форм накопившуюся бетонную смесь. Для предварительного уплотнения бетонной смеси лопастной распределитель, так же как и винтовой, снабжен вибробрусом 5.
Бетоноотделочные машины предназначены для разравнивания, профилирования, уплотнения и окончательной отделки (выглаживания и затирки) предварительно распределенной бетонной смеси.
В бетоноотделочных машинах может быть 1—4 рабочих органа, разравнивающих, уплотняющих и выглаживающих смесь. По характеру уплотнения смеси рабочие органы разделяют на трамбующие и вибрационные. Более высокое качество покрытий дают машины, у которых одновременно в работе находятся четыре рабочих органа (рис. 11.4, а): разравнивающий вибрационный брус 1, трамбующий брус 2, выглаживающий и профилирующий брус 3 (невибрирующий) и выглаживающая плита 4. Разравнивающий брус распределяет бетонную смесь по ширине полосы слоем определенной толщины, чему способствуют колебательные движения в поперечном направлении. Трамбующий брус уплотняет смесь, совершая вертикальные колебания. Выглаживающий брус профилирует поверхность, а выглаживающая плита выравнивает поверхность покрытия, совершая колебания в горизонтальной плоскости.
На машине, схема которой показана на рис. 11.4, б, вместо разравнивающего вибрационного бруса установлен разравнивающий лопастной вал.
Рис. 11.4. Схемы расположения рабочих органов бетоноотделочных машин:
а — с разравнивающим вибрационным брусом; б— с разравнивающим лопастным валом; 1 — вибрационный брус; 2 — трамбующий брус; 3 — профилирующий брус; 4 — выглаживающая плита; 5 — рельс-форма; 6 — лопастной вал
Вибрационные уплотняющие рабочие органы бетоноотделочных машин приводятся в движение от дебалансных механических (эксцентриковых) или электромеханических вибровозбудителей. Установка бетоноотделочных машин на двух балансирных тележках уменьшает влияние погрешностей укладки рельс-форм 5 на ровность дорожного покрытия. Рабочая скорость передвижения бетоноотделочных машин не превышает 0,7—1,4 м/мин, что при ширине обработки 3,5-7,5 м позволяет получить производительность отделки 250-500 м2/ч. Глубина проработки 0,3 м.
Для транспортирования машин рельсового комплекта на небольшие расстояния промышленность выпускает прицепные платформы на пневмоколесном ходу.
Темп устройства цементобетонных покрытий с применением комплектов машин определяется производительностью бетонораспределителя.
При устройстве сборных дорожных и аэродромных покрытий из пред-« варительно напряженных железобетонных плит применяют комплект машин, включающий машины для подготовки основания (бульдозеры, автогрейдеры, уплотняющие машины, профилировщики), машины для укладки сборного покрытия (самоходные пневмоколесные или автомобильные краны, вибраторы), агрегаты для сварки арматуры, компрессоры и заливщики швов.
Комплекты машин для устройства цементобетонных покрытий
Для строительства цементобетонных покрытий применяют комплект машин, состоящий из профилировщика оснований, распределителя цементобетона, бетоноотделочной машины, нарезчика швов, электрощетки, заливщика швов и серийно выпускаемых автокранов, автосамосвалов и платформы для транспортировки машин. Все основные машины самоходные и передвигаются по облегченным рельс-формам. Для каждой машины использован один тип двигателя — Д-37Е.
Рис. 8.11. Профилировщик основания: 1 — рама; 2 — двигатель; 3 — коробка передач; 4 — рычаги управления; 5 — электрооборудование; 6 — профилирующий отвал; 7 — механизм передвижения; 8 — механизм подъема—опускания отвала; 9 — тент; 10 — механизм подъема — опускания уплотняющего вибробруса; И — уплотняющий вибробрус
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Профилировщики основания ДС-502А (Д-345А) и ДС-502Б (Д-345Б) — самоходные машины, передвигающиеся по рельсформам. Они предназначены для подготовки песчаного основания под бетон или сборные плиты при строительстве бетонных дорог и площадок. Машины окончательно планируют и уплотняют слой песка, предварительно распределенный бульдозером или автогрейдером.
Профилировщик (рис. 8.11) состоит из рамы, двигателя, коробки передач, механизма передвижения, профилирующего отвала, уплотняющего вибробруса, механизмов управления и электрооборудования.
Профилирующий отвал выполнен в виде сварной балки, на которой крепятся ножи. Вибраторы уплотняющего бруса приводятся в действие от двигателя машины через клинорёмен-ную передачу. Привод рабочих органов и механизма передвижения машин — от двигателя внутреннего сгорания Д-37Е.
Профилировщик ДС-502А изготовляется в одной из четырех модификаций, каждая из которых отличается шириной обрабатываемой полосы: пло-
с кого профиля — 3,5; 5 и 7; двухскатного — 7,0 м. Машина ДС-502Б изготовляется в одной из трех модификаций для обработки полос шириной: плоского профиля — 3,75 и 7,50 м и двухскатного — 7,5 м. Перестройку машин на перечисленные модификации производят заменой рабочих органов, а при изменении ширины захвата машины — заменой, удалением или установкой специальных звеньев в соответствующих узлах машины.
Машину обслуживает один оператор.
Распределители цементобетона ДС-503А (Д-375А) и ДС-503Б (Д-375Б) — самоходные машины, передвигающиеся по рельсформам. Они предназначены для распределения по подготовленному основанию цементо-бетонной смеси слоем заданной толщины при строительстве бетонрых дорожных покрытий и бетонированных площадок. Машина (рис. 8.12) состоит из рамы, двигателя, коробки передач, ходовой части, бункера, механизмов управления, электрооборудования.
Приемный бункер наполняется це-ментобетонной массой автосамосвалами с боковой разгрузкой. Привод к бункеру и к механизму передвижения машины осуществлен от двигателя Д-37М через коробку передач. Бункер перемещается по раме поперек укладываемой полосы и вместе с машиной вдоль нее. Реверсирование бункера при движении поперек полотна производится в крайних положениях автоматическим устройством.
Толщина укладываемого слоя регулируется вертикальным перемещением корпуса бункера относительно двух тележек, на которые он опирается.
Распределитель ДС-503А изготовляется одной из четырех модификаций, каждая из которых отличается шириной укладываемой полосы: плоского профиля — 3,5; 5 и 7 м; двухскатного профиля 7 м. Машина ДС-503Б изготовляется одной из трех модификаций для укладки полос шириной: плоского профиля — 3,75 и 7,5 м; двухскатного профиля — 7,5 м. При стыковке двух полос шириной 3,5 или 3,75 м можно получать двухскатные покрытия шириной соответственно 7,0 и 7,5 м.
Перестройка машин на свои модификации осуществляется заменой, установкой или удалением специальных звеньев в соответствующих узлах. Для получения плоского или двухскатного профиля покрытия при ширине полос 7,0 и 7,5 м заменяют под-бункерные рельсы-балки.
Машину обслуживает один оператор.
Бетоноотделочные машины ДС-504А (Д-376А) и ДС-504Б (Д-376Б) предназначены для разравнивания, уплотнения и выглаживания бетона, уложенного бункерным распределителем при строительстве бетонных дорог и площадок. Машины самоходные и передвигаются по рельсформам.
Машина ДС-504А изготовляется одной из четырех модификаций, каждая из которых отличается шириной обрабатываемой полосы: плоского профиля — 3,5; 5,0 и 7,0 м; двухскатного профиля — 7,0 м. Машина ДС-504Б изготовляется одной из трех модификаций для отделки полос шириной: плоского профиля — 3,75 и 7,5 м; двухскатного профиля — 7,5 м. При стыковке двух полос шириной 3,5 и 3,75 м можно получить двухскатные покрытия шириной соответственно 7,0 и 7,5 м.
Рис. 8.12. Распределитель цементобетона:
1 — бункер; 2 — рама; 3 — 6 — рычаги управления; 7 — коробка передач; 8 — двигатель; 9 — трансмиссия механизма передвижения
Рис. 8.13. Бетоноотделочная машина ДС-504А:
1 — рама; 2 — ходовая часть; 3 — уплотняющий вибробрус; 4 — привод вибраторов; 5 — разравнивающий вал; 6 — механизм подъема разравнивающего вала; 7 — механизмы управления; 8 — тент; 9 — электрооборудование; 10 —- механизм заглубления уплотняющего вибробруса; 11 — выглаживающий брус; 12 — механизм подъема выглаживающего бруса; 13 — двигатель; 14 — коробка передач; 15 — трансмиссия привода рабочих органов и механизма передвижения
Бетоноотделочная машина ДС-504А (рис. 8.13) состоит из рамы, двигателя, коробки передач, ходовой части, разравнивающего вала, уплотняющего вибробруса, механизмов управления и электрооборудования. Уложенный бетон сначала разравнивается лопастным валом, вращающимся на двух подшипниках, вмонтированных в подвесные рычаги. Вал регулируется по высоте. Затем бетон уплотняется вибробрусом. Окончательно поверхность бетона отделывается выглаживающим вибробрусом, который получает поперечные возвратно-поступательные движения от шатунно-эксцентрикового механизма.
Уплотнение и отделка бетонного покрытия достигаются за один-два прохода машины. Машину обслуживает один оператор.
Нарезчик швов ДС-506 (рис. 8.14) предназначен для нарезки температурных швов в цементобетонных покрытиях. Нарезка швов производится абразивным диском после затвердения покрытия. Нарезчик применяется при строительстве цементобетонных покрытий дорог и аэродромов.
Машина представляет собой тележку с установленными на ней электродвигателем для привода шпинделя режущего абразивного диска и насоса, подающего на диск воду из водопроводной сети или из специальной емкости (бака, цистерны). Питание электродвигателя может быть от стационарной электросети или от передвижной электростанции.
Поступательное движение машины вдоль нарезаемого шва обеспечивается ручным приводом, от которого посредством роликовой цепи передается вращение на ходовые катки. Для транспортного перемещения машина снабжена тремя обрезиненнымн катками. Во время работы машина опирается на один из транспортных и на два направляющих катка. Для выдерживания прямолинейности шва нарезчик снабжен направляющим рельсом-линейкой, по которому перемещаются направляющие катки.
Двухдисковый нарезчик швов ДС-510 предназначен для нарезки поперечных и продольных швов в затвердевшем цементобетонном покрытии, а также для резки затвердевшего бетона при ремонтных работах. Основными узлами нарезчика швов являются двигатель, рабочие органы и привод, ходовая часть с механизмом передвижения, механизм подъема машины, механизм поворота и управления колесами, система охлаждения дисков, гидрооборудование, электрооборудование, кузов, пульт управления.
Рис. 8.14. Нарезчик швов ДС-506
Привод генератора, вентилятора двигателя и лопастного насоса гидросистемы машины осуществляется от вала двигателя через клиноременную передачу. Рабочими органами машины являются карборундовые и алмазные диски, которые в процессе работы охлаждаются водой, подаваемой форсунками под давлением в зону резания. Вода забирается из емкости, установленной на прицепе. Машина оборудована автоматической системой защиты алмазных дисков.
Гидрооборудование обеспечивает работу основных и вспомогательных механизмов при передвижении машины с рабочей и транспортной скоростями и при подъеме и опускании машины на поворотном круге. Для осуществления указанных операций в схему гидрооборудования включены три насоса — лопастный, шестеренный и ручной. Лопастный насос обслуживает рабочую подачу, подъем и опускание машины, шестеренный насос — транспортное передвижение машины, ручной плунжерный насос предназначен для аварийных случаев и может быть использован при отказе главных насосов машины.
Электрооборудование нарезчика обеспечивает освещение, сигнализацию, пуск двигателя, прогрев всасываемого воздуха, а также работу си-:темы защиты алмазного диска.
Электрическая щетка для зачистки швов ДС-505 (Д-378) предназначена для очистки поверхности плит цементно-бетонных покрытий, подлежащих ремонту, а также для расчистки швов и трещин после их расшивки. Электрощетка смонтирована на трехколесной тележке, передвигаемой вручную. Привод рабочего органа (цилиндрической или дисковой щетки) осуществляется от электродвигателя через клиноременную передачу (рис. 8.15).
Тележка электрощетки — сварная из труб и стального литья. Для удобства маневрирования применяют переднее колесо рояльного типа. Поворотная рама сварена из труб и стального листа, ее можно устанавливать под углом 30° к продольной оси.
Цилиндрическая щетка представляет собой барабан, набранный из девяти секций щеток, изготовленных из отрезков стального каната, и прокладочных колес. Дисковая щетка является частью цилиндрической щетки и состоит из одной секции, закрепленной на валу с помощью втулок. Для дисковой щетки установлен кондуктор, который предотвращает рас-пушивание ворса и состоит из двух щек, кронштейна и оси. Щеки соединены с кронштейном” с зазором, в который входит ворс дисковой щетки.
Дополнительный кабель с вилкой и розеткой на конце предназначен для присоединения электрощетки к передвижному источнику тока.
В комплект электрощетки входят два сменных рабочих органа: цилиндрическая и дисковая щетки.
Заливщик швов ДС-67 является навесной машиной, смонтированной на шасси автомобиля УАЗ-452Д, и выполняет следующие операции: доставку к месту работы разогретой битумной мастики;- продувку швов сжатым воздухом; грунтовку стенок и дна швов битумом; заполнение швов мастикой.
Платформа Т-138Б предназначена для перевозки на небольшие расстояния машин, занятых на строительстве цементобетонных покрытий. Она транспортируется в прицепе к трактору и состоит из цельносварной рамы, поворотного передка с дышлом, задних колес, погрузочно-разгрузоч-ного и крепежного устройств.
Погрузочно-разгрузочное устройство состоит из рельсов, закрепленных на платформе, на которые устанавливается перевозимая машина, и съемных рельсов для въезда машины на платформу и съезда с нее. Крепежное устройство предназначено для закрепления перевозимой машины на платформе и состоит из башмаков, подкла-дываемых под катки, и крепежных цепей.
Рис. 8.15. Электрощетка ДС-505
Машина состоит из следующих основных узлов: рамы, рабочего органа, емкостей для мастики и промежуточной емкости, коробки отбора мощности, механизма управления, пневмо-системы и электросистемы. Все узлы и механизмы смонтированы на раме машины.