Колесо автомобиля с глубоким ободом
Колеса автомобилей дисковые и состоят из диска и обода
Амортизатор заполняют смесью: 50% трансформаторного масла и 50% турбинного масла 22, или амортизаторной жидкостью АЖ-12Т.
Колеса автомобилей дисковые и состоят из диска и обода. На колесах грузовых автомобилей применяется плоский обод, а на колесах легковых — глубокий (рис. 138).
Плоский обод колеса грузового автомобиля имеет два бортовых кольца, из которых одно съемное (рис. 138, а), а второе выштамповано заодно с диском. Съемное бортовое кольцо неразрезное и закреплено на ободе разрезным съемным замочным кольцом (ЗИЛ-130).
Рис. 138. Диски колес: а—с плоским ободом; б —с глубоким ободом
У автомобиля ГАЗ-53А колесо имеет уширенный обод с коническими полками н съемное разрезное бортовое кольцо, одновременно выполняющее функции замочного кольца. На легковых автомобилях обод колеса неразборный (рис. 138, б). Кроме двух бортов, посередине имеется углубление, используемое для монтажа покрышки иа обод. На дисках колес выполнены конические отверстия, которыми колесо устанавливают на шпильки. Гайки колес также имеют конус. Совпадением конусов гаек с конусными отверстиями на дисках обеспечивается точная установка колес (рис. 139).
У грузовых автомобилей на заднюю ось с каждой стороны устанавливают по два колеса. Внутренние колеса закреплены на шпильках колпачковыми гайками с внутренней и наружной резьбой, а наружные колеса — гайками с конусом. Для предотвращения самоотвертывания гаек при ускорении и торможении автомобиля на грузовых автомобилях гайки левой стороны имеют левую резьбу, а гайки правой стороны — правую.
Шины автомобиля поглощают небольшие толчки и смягчают удары при наезде на небольшие неровности дороги. Смягчение ударов и поглощение мелких толчков осуществляется за счет сжатого воздуха в шинах и их упругости.
Автомобильная пневматическая шина (рис. 140) состоит из покрышки, камеры и ободной ленты. Основной и наиболее сложной частью шины является покрышка, которая защищает камеру от повреждения и обеспечивает хорошее сцепление колеса с дорогой. Основными материалами, идущими на изготовление покрышки, являются резина и специальная ткань (корд), изготовленная из очень прочных продольных нитей (основы) и разреженных поперечных нитей (утка).
Рис. 140. Пневматическая шина / Рис 141. Устройство покрышка
Покрышки (рис. 141) состоят из каркаса, беговой дорожки (протектора), боковой и бортовой частей. Каркас изготовлен из нескольких слоев ткани (корд) с резиновыми прослойками между ними. В диагональных покрышках нити корда расположены под углом друг к другу. Вдоль окружности по беговой части проложен протекторный слой из прочной износостойкой резины. Для хорошего сцепления шин с дорогой по поверхности протектора сделаны углубления, образующие протекторный рисунок. Форма рисунка определяется условиями работы автомобиля. Для хороших дорог применяют шины с мелким дорожным рисунком, а для плохих дорог и бездорожья с крупным направленным рисунком.
При установке колеса, шина которого имеет направленный рисунок протектора, необходимо следить, чтобы стрелка на боковине покрышки соответствовала направлению вращения колеса. Этим достигается лучшее зацепление с дорогой и уменьшение износа покрышки. Между каркасом и протекторным слоем размещен подушечный слой, состоящий из разреженного корда и эластичной прочной резины. Подушечный слон служит для обеспечения хорошей связи каркаса с протектором.
В бортах каркаса заделаны сердечники (изготовленные из проволочного тросового кольца и резиновой ткани), образующие крыло. Крыло покрышки не допускает растягивания бортов. По бокам’ покрышки нанесен слой резины, защищающий каркас от повреждения и попадания влаги. В покрышках типа Р и PC нити корда расположены по кратчайшему расстоянию между бортами, это расположение называется радиальным. При таком расположении нити в смежных слоях не перекрещиваются, нагрузка от внутреннего давления на нити уменьшается вдвое по сравнению с обычными шинами, уменьшается также их нагрев. Для увеличения прочности шин типа Р и PC подушечный слой изготовляют из 3—б слоев малорастяжимого металлического или вискозного корда, нити которого расположены почти вдоль окружности.
Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
9. Виды ободьев для колес.
Виды ободьев для колес.
Автомобильное колесо состоит из металлической части (обода, диска) и элластичной части – шины.
Различают дисковые и бездисковые колеса.
1. Дисковое колесо состоит из обода, диска и шины.
Обод — часть колеса, на которую монтируется и опирается шина. Диск — часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом.
Обод соединяется с диском при помощи сварного соединения.
Ободья дисковых колес бывают глубокими и плоскими.
Глубокие ободья имеют уступы для бортов покрышки и применяются на легковых автомобилях.
Плоские ободья применяют на грузовых автомобилях, их делают разборными для облегчения монтажа шины.
Разборные ободья бывают трех типов.
1ый тип — с разрезным бортовым кольцом. В этом случае роль второго борта обода играет это самое разрезное бортовое кольцо. Оно же выполняет функцию замочного кольца.
2ой тип – с неразрезным бортовым кольцом, которое надевается на обод и удерживается на нем разрезным замочным кольцом.
3ий тип – с неразрезным бортовым кольцом. В этом случае одна часть обода крепится к диску болтами. Применяется на автомобилях повышенной проходимости с системой регулирования давления в шинах.
Дисковые колеса крепят к фланцу ступицы автомобиля с помощью шпилек и гаек.
2. Бездисковые колеса.
На автомобилях большой грузоподъемности используются бездисковые колеса, состоящие из цельнолитых ступиц со спицами, на конусные торцы которых устанавливаются и крепятся с помощью прижимов и болтов плоские разборные ободья.
Обод состоит из основания, изготовленного из двух деталей (замочной части и посадочного кольца), бортовых колец, съемного посадочного разрезного кольца и разрезного замочного кольца. Замочная часть имеет коническую поверхность для монтажа обода на бездисковую ступицу, а посадочные кольца – конические поверхности для прочной посадки бортов шины.
Обод изготавливается методом профилирования, из горячекатаных профилей, раскатки.
С декабря 2009 года компания ООО «ТД Русторг» получила официальное дилерство на кованые ободья для грузовых шин от компании Keimax и осуществляет их регулярные поставки на рынок для карьерных автосамосвалов БелАЗ грузоподъемностью 130-320 тонн.
Ссылка для сайта компании ободы для грузовых машин
3. Изготовление дисков колес (для легковых и грузовых автомобилей).
По технологии изготовления диски делятся на три типа: штампованные, литые и кованые. .
Наиболее распространенным вариантом являются штампованные стальные диски.
Штампованные диски в силу своей простоты имеют ряд преимуществ: относительно невысокую стоимость, прочность, возможность восстановления после повреждения. Но есть и существенные недостатки — большая масса и низкая коррозионная стойкость, непритязательный дизайн, не слишком качественная балансировка.
Литые колесные диски изготавливаются методом литья из легких сплавов на основе алюминия и магния. Такой диск — это одна большая деталь, которая на 30-40% легче стального диска. Конструкция диска обеспечивает высокую прочность и отличную балансировку, диск имеет привлекательный внешний вид.
Но у литых дисков есть и один существенный недостаток — это хрупкость. При высокой прочности и жесткости литой диск может просто расколоться от удара, восстановление в этом случае невозможно.
Кованые колесные диски — это дальнейшее развитие идеи литых дисков. Они также изготавливаются из легких сплавов алюминия и магния, но по методу объемной горячей штамповки (ковки). На первом этапе небольшую цилиндрическую болванку (слитки, из которых делают колеса, имеют форму цилиндрических столбов различного диаметра, которые нарезают на болванки нужной длины) на первом прессе осаживают, превращая в диск. Затем этот диск проходит несколько прессов, имеющих различное усилие, постепенно превращаясь в окончательную заготовку. На определенном этапе, еще в заготовке, прошивается центральное отверстие. Перед каждым прессованием заготовка и рабочие штампы нагреваются до температуры в несколько сотен градусов. Сами прессы, несмотря на большую мощь (до 20 тыс. тонн), производят горячую штамповку медленно и плавно. Нагрев и малая скорость деформирования исключают возможность возникновения нежелательных разрывов и трещин в теле заготовки. Полученная заготовка закаливается и проходит процедуру искусственного старения. Первая процедура добавит колесу прочности, а вторая необходима для снятия напряжения, возникающего в процессе деформации. Старение производится в специальной печи при высокой температуре в течение 12 часов. Затем, после многочисленных проверок и выборочного контроля качества заготовки, она проходит механическую обработку на токарных и фрезерных станках, в результате превращаясь в готовое изделие. При пластическом деформировании за счет измельчения кристаллической сетки и ликвидации внутренних микродефектов металл упрочняется. Благодаря такой технологии с формированием у металла волокнистой структуры прочность колеса получается выше, чем у стальных колес, в 2,5 раза, а пластичность ниже всего на 20-30%. Можно делать стенки на 20% меньшей толщины по сравнению с литыми. Опять же, ковка исключает появление в металле скрытых литьевых раковин, полостей и трещин. В результате вес такого колеса на 15-20% ниже литого и на 40-50% стального штампованного. Недостаток – высокая себестоимость изготовления.
Колесо автомобиля с глубоким ободом
Колеса обеспечивают возможность движения автомобиля, а также смягчают толчки, возникающие при движении по неровностям дороги.
Автомобильное колесо состоит из диска, обода и шины. Ступица колеса обычно входит в сборочный узел каждого моста автомобиля. Она при помощи соединительной части — диска — соединяется с ободом, на который устанавливается пневматическая шина.
По устройству соединительной части колеса делятся на три типа: дисковые, бездисковые и спицевые. Последние используются лишь на накоторых легковых и гоночных автомобилях.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Наибольшее распространение на автомобилях получили дисковые колеса, ободья которых могут быть глубокими неразборными или плоскими разборными.
На легковых автомобилях обычно применяют дисковые колеса с глубокими – ободьями, представляющими собой неразъемное сварное соединение обода с диском, на наружной стороне которого имеются ребра жесткости и выступы для крепления декоративного колпака. В средней части обода имеется кольцовое углубление — монтажный ручей, облегчающий монтаж и демонтаж шин. По обеим сторонам обода расположены конические посадочные полки, на которые монтируют борта шин. Наклон посадочных полок на угол (5±1)° обеспечивает плотную посадку шины на ободе.
Крепежные отверстия дисков имеют конические фаски с углом 60°, обеспечивающие центрирование диска и предотвращение самоотвертывания крепежных гаек.
На большинстве грузовых автомобилей шины монтируют на диск колеса с плоским (без углубления) ободом, который делается разборным для облегчения монтажа и демонтажа шин. Обод и диск колеса соединены сваркой. Съемное бортовое кольцо крепится замочным кольцом. Иногда бортовое кольцо выполняют разрезным, тогда его устанавливают на обод без замочного кольца.
Диски колес грузовых автомобилей крепятся к ступице при помощи шпилек и гаек с конусными фасками. Чтобы гайки самопроизвольно не отворачивались, резьба шпилек и гаек правых колес правая, левых колес — левая.
На задний мост грузового автомобиля устанавливают, как правило, сдвоенные колеса. Внутреннее колесо крепится на шпильках с колпачковыми гайками, имеющими внутреннюю и наружную резьбы. Наружные колеса устанавливают на колпачковых гайках и затягивают внешними гайками с конусными фасками.
На автомобилях МАЗ , КамАЗ и автобусах ЛиАЗ применяют бездисковые колеса. Их принципиальное различие от описанных выше конструкции дисковых колес состоит в том, что они не имеют промежуточной детали (диска) между ободом и ступицей. Передние колеса устанавливают на конические поверхности ступиц колес, а задние — на кольца, прикрепленные к ступице гайками и шпильками. Специальные прижимы служат для центрирования и крепления бездисковых колес.
Шины вместе с подвеской смягчают толчки, воспринимаемые колесами от неровностей дороги, поглощая энергию удара. Это обеспечивается упругостью сжатого воздуха, находящегося во внутренней полости шины. Нагрузка воспринимается в основном воздухом и частично (5—10%) упругими стенками шины.
Пневматические шины разделяют по давлению воздуха в них, способу герметизации, устройству, габаритным размерам и форме профиля.
Максимально допустимое давление воздуха в шинах легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности равно 0,2—0,30 МПа, грузовых автомобилей, автобусов и прицепов — 0,5—0,7 МПа.
По герметизации внутренней полости шины делятся на камерные и бескамерные, последние используют главным образом на легковых автомобилях.
Камерная шина состоит из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты (шины легковых автомобилей ободной ленты не имеют).
Покрышка воспринимает давление сжатого воздуха, удерживает камеру на ободе и защищает ее от повреждений. Она состоит из каркаса, подушечного слоя (брекера), протектора, боковин и бортов. Каркас изготовляют из нескольких слоев прорезиненной ткани — корда — и прочно присоединяют к жестким бортам, крепящим покрышку на ободе колеса. В борт монтируется сердечник — кольцо — из стальной проволоки, обернутой прорезиненной тканью. Кольцо упрочняет и предохраняет борта покрышки от растягивания.
Сверху каркаса покрышка имеет толстый слой резины — протектор, на наружной (беговой) поверхности которого наносят рельефный рисунок для улучшения сцепления колеса с дорогой. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины выпускают со следующими рисунками протектора: дорожным (Д), универсальным (У) и повышенной проходимости (ПП), последний имеет протектор с более глубоким и крупным рисунком.
Подушечный слой — резинотканевая прослойка, лежащая между протектором и каркасом. Она предохраняет каркас от повреждений и смягчает удары, воспринимаемые протектором.
Камера — замкнутый резиновый рукав, в который накачивают воздух через вмонтированный в нее вентиль — клапан, пропускающий воздух только в камеру.
Ободная лента устанавливается между ободом и камерой. Она предохраняет камеру от защемления бортами покрышки и истирания об обод.
Бескамерная шина легковых автомобилей в отличие от описанной выше не имеет камеры, вместо нее внутренняя полость покрышки покрыта специальным герметизирующим слоем толщиной 2—3 мм, не допускающим утечки воздуха. По бортам шины имеются кольцевые уплотнители и герметизирующии слои резины, обеспечивающие плотную посадку покрышки на борт. Вентиль герметично крепится непосредственно в ободе колеса. Бескамерная шина более безопасна при повреждениях, что особенно важно при высоких скоростях движения. Однако из-за увеличенного натяга бортов на полках обода демонтаж шин более сложен и требует применения специального оборудования.
По конструктивному исполнению каркаса покрышки шины делятся на диагональные и радиальные.
Нити смежных слоев корда диагональной покрышки перекрещиваются друг с другом, образуя ромбовидную сетку.
В радиальных покрышках нити корда расположены от борга к борту по окружности профиля, т. е. в поперечной (меридиональной) плоскости, проходящей через ось вращения покрышки. При таком расположении нитей корда снижаются потери на внутреннее трение и нагрев каркаса, в результате чего значительно увеличивается срок службы покрышки. Радиальные шины обозначают буквой Р, если они имеют съемный протектор, — PC (С— съемный), последние применяют только на грузовых автомобилях. На шинах PC устанавливают протекторные кольца, которые при изнашивании заменяют новыми.
Размеры автомобильных шин обозначают двумя числами и проставляют на боковине покрышки. Первое число означает ширину профиля В, а второе — посадочный (внутренний) диаметр d шины. Размеры могут быть указаны в дюймах, миллиметрах или в смешанной системе. Например, на автомобиле ГАЗ -53-12 устанавливают шины размером 8,25—20, а на автомобиле ВАЗ -2121 — размером 6,40—15. В такой записи размеры шин приведены в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм). На автомобиле ЗИЛ -130 устанавливают шины размером 260—508 (в мм). На некоторых шинах применяют смешанную систему обозначения, при которой первый размер дается в миллиметрах, а второй — в дюймах. Так, на автомобиле ЗИЛ -130 могут устанавливаться также шины размером 260—20. На автобусе ЛАЗ -4202 монтируют радиальные шины 280—508Р. На автомобилях ВАЗ -2108 «Спутник» и ГАЗ -24-10 «Волга» применяют соответственно шины 165/70R13 и 205/70R14, где 165 и 205 — ширина профиля шины в миллиметрах; 70 — отношение высоты профиля к ширине в процентах; R—радиальная; 13 и 14— посадочный диаметр в дюймах.
По форме профиля шины подразделяют на обычного профиля, низкопрофильные, широкопрофильные и арочные.
Широкопрофильные шины имеют пониженную высоту (Н/В = 0,5 — 0,6), эластичный каркас и относительно небольшое внутреннее давление воздуха, равное 0,2—0,35 МПа, в результате чего повышается проходимость и плавность хода автомобилей. Такие шины установлены на автомобилях КДЗ -4540, «Урал-377НМ» и др.
Арочные шины бескамерные низкого давления (0,05—0,15 МПа) с увеличенной шириной профиля (Н/В = 0,3 4-0,50), выполненного в виде арки с развитыми грунтозаце-пами высотой 35—40 мм. Такие шины обычно устанавливают на задние и средние мосты автомобилей вместо сдвоенных шин. Арочные шины являются эффективным средством повышения проходимости различных автотранспортных средств в условиях бездорожья.
В маркировке шин указывают завод-изготовитель, дату выпуска, серийный номер и размеры шин. На боковине покрышки для бескамерных шин делают надпись «Бескамерная», для морозостойких — «Север».
Срок службы шин учитывается по их пробегу, который во многом зависит от условий их эксплуатации и ухода за ними. Указанные нормы внутреннего давления для шин распространяются на новые и отремонтированные шины в течение всего срока их эксплуатации при любых дорожно-климатических условиях.
Колеса передают усилия и моменты, действующие между автомобилем и дорогой, обеспечивая его движение. Колеса по их назначению делят на ведущие, управляемые, комбинированные (ведущие и управляемые). Обычно у двухосного автомобиля передние колеса управляемые, а задние ведущие.
Автомобильное колесо состоит из диска и обода, на который надета пневматическая шина. Колеса автомобилей выполняют с глубоким или с плоским ободом. На легковых автомобилях обычно применяют дисковые колеса с глубокими неразборными ободьями, имеющими уступы для бортов покрышки шины. Обод приваривают или приклепывают к штампованному диску, который в свою очередь крепят к фланцу ступицы шпильками и гайками. Плотная затяжка диска на ступице и правильное его центрирование обеспечены конической формой внутренней стороны гаек.
Стальное штампованное дисковое колесо грузового автомобиля имеет разрезное замочное и неразрезное бортовое кольца. Профиль обода выполнен с конической посадочной полкой. Одна закраина обода сделана с ним как одно целое, а другая представляет собой съемное бортовое кольцо, удерживаемое на ободе замочным кольцом. Шину свободно надевают на плоский обод, затем устанавливают бортовое и замочное кольца, причем последнее закладывают в канавку обода. От выпадания это кольцо удерживает давление сжатого воздуха в шине. Конические посадочные полки обода и бортового кольца обеспечивают плотную посадку шины на обод и исключают возможность их относительного провертывания.
В конструкции колеса другого типа с разрезным бортовым кольцом оно одновременно выполняет и функции замочного кольца. Колеса с плоским ободом из двух соединенных болтами частей применяют на автомобилях высокой проходимости. Наружный обод колеса делают съемным, а в середине ставят распорное кольцо, прижимающее борта шины к закраинам обода. Такая конструкция облегчает монтаж и демонтаж шин, так как для этого необходимо лишь отвернуть и завернуть гайки болтов, соединяющих диск колеса с наружным ободом.
Дисковые колеса с разрезным замочным и неразрезным бортовым кольцами устанавливают на автомобилях ЗИЛ -130, с разрезным бортовым кольцом — на автомобилях ГАЗ -63А, с разъемным ободом — на автомобилях ГАЗ -66 и ЗИЛ -131.
Из-за большой нагрузки на задний мост грузового автомобиля ставят по два колеса с каждой стороны. Задние сдвоенные колеса крепят на шпильках ступицы. Внутренние колеса крепят колпачковыми гайками (футорками), а наружные — обычными гайками, навертываемыми на футорки. И футорки и гайки имеют сферические опорные поверхности для центрирования. Чтобы избежать самоотвертывания гаек при движении автомобиля, гайки крепления левых колес имеют левую резьбу, а правых — правую.
Колеса автомобиля обеспечивают его поступательное движение, а также частично смягчают толчки и удары, возникающие при движении по неровностям дороги.
На грузовых автомобилях применяются дисковые колеса с разъемным ободом. Шины у автомобилей ГАЗ -66, ЗИЛ -131, «Урал-375Д» переменного давления, у ГАЗ -53А и ЗИЛ -130 — нерегулируемого давления, причем на передних колесах они одинарные, а на задних — сдвоенные.
Автомобильное колесо состоит из ступицы, диска, обода, пневматической шины и деталей крепления шины.
Ступица или вращается на цапфе на двух конических подшипниках, которые фиксируются гайкой, замочной шайбой и контргайкой. Смазка, закладываемая в подшипники, удерживается сальниками.
Диск и обод изготовляются штамповкой и сварены между собой в неразборную конструкцию. Диск крепится к шпилькам ступицы колеса гайками, имеющими коническую поверхность; гайки колес левой стороны с левой резьбой, для правой стороны — с правой резьбой. У сдвоенных колес диск внутреннего колеса крепится к ступице колпачковыми гайками с внутренней и наружной резьбой, а диск наружного колеса — гайками с конусом.
У автомобиля ГАЗ -66 шина на ободе удерживается съемным бортовым и распорным кольцами, бортовое кольцо крепится к диску шпильками и гайками. На автомобилях ЗИЛ -131 и «Урал-375Д» прежних лет выпуска шина крепилась на ободе бортовым, распорным и посадочным кольцами. У новых автомобилей этих марок шина крепится двумя съемными бортовыми и одним разрезным замочным кольцом. Шина автомобиля ГАЗ -53 крепится одним разрезным бортовым кольцом, являющимся одновременно и замочным; на автомобиле ЗИЛ -130 шина удерживается неразрезным бортовым и замочным кольцами.
На автомобиле ЗИЛ -131 колеса вместе с шинами подвергаются балансировке, в результате чего на колеса устанавливаются балансировочные грузики. В случае разборки и последующей сборки такого колеса шину, балансировочные грузы и другие детали нужно установить на те же места, которые они занимали до разборки, по меткам, нанесенным до разборки.
Рис. 5. Колеса автомобиля ЗИЛ -131:
Регулировка подшипников ступи .ц ы колеса осуществляется с помощью гайки. Для выявления необходимости регулировки поднимают колесо или мост, вынимают полуось или фланец полуоси переднего моста, колесо накачивают руками. Если ощущается зазор в подшипниках или если колесо вращается туго, а тормозные механизмы отрегулированы правильно, то необходимо отрегулировать затяжку подшипников. При регулировке отворачивается контргайка, снимается замочная шайба, гайка затягивается до тугого вращения колеса, после толчка рукой колесо должно сразу же останавливаться.
Запасное колесо у автомобилей ГАЗ -66 и ЗИЛ -131 устанавливается за кабиной в специальном держателе, имеющем устройство для механического подъема и опускания колеса. На «Урал-375Д» держатель запасного колеса имеет гидравлический подъемник одностороннего действия, включенный в гидравлическую систему усилителя рулевого управления; кран управления подъемником расположен на правом лонжероне рамы. На ГАЗ -53А и ЗИЛ -130 запасное колесо устанавливается в откидывающемся кронштейне, расположенном за кабиной на правом лонжероне рамы.
Основными неисправностями колес могут быть: разработка отверстий под шпильки и трещины возле отверстий в дисках колес, механические повреждения закраин ободьев, бортовых и замочных колец, значительное биение колеса в результате повреждения при монтаже или демонтаже шины на обод. Неисправности колес обнаруживаются внешним осмотром, а биение пробегом. Изношенные и поврежденные детали заменяются.
Техническое обслуживание колес. При контрольном осмотре проверяется состояние колес и давление воздуха в шинах.
При ЕТО проверяется степень нагрева ступиц колес, производится очистка колес от грязи и мойка.
При ТО-1 проверяется крепление и при необходимости подтягиваются гайки крепления колес.
При ТО-2 проверяется и при необходимости регулируется затяжка подшипников ступиц колес. Через одно ТО-2 ступицы промываются, проверяется состояние подшипников и закладывается в них свежая смазка. Для смазки подшипников ступиц колес применяется «Литол-24» или жировая смазка 1-13. Подшипники ступицы заднего моста автомобилей ГАЗ -53А и ЗИЛ -131 смазываются маслом, поступающим от главной передачи.