Машины едут – камни летят: является ли ДТП повреждение одного автомобиля камнями, вылетевшими из-под колес другого?
Как быть, если отлетевший от колеса автомобиля камешек серьезно повредил другое транспортное средство? Есть ли в данном случае основания для привлечения к административной ответственности водителя машины, из-под колес которой выскочил злополучный камень и чье участие в происшествии было установлено? Может ли он безнаказанно уехать с места аварии? Сотрудники ГИБДД и судьи были единогласны, пока в дело не вмешался ВС РФ – он по-своему ответил на эти вопросы и расставил все точки над i. Рассмотрим обстоятельства дела подробнее.
29 июня 2015 года С., управляя автомобилем, заметил, что водитель другого транспортного средства Ш. подает ему сигналы светом фар и звуком. Посчитав, что тому нужна срочная помощь, он остановился. Однако Ш. сообщил, что при обгоне из-под колеса машины С. вылетел камень и повредил лобовое стекло на его автомобиле. В ответ С. посоветовал ему обратиться за разрешением сложившейся ситуации в дорожную службу.
Поскольку он был уверен в том, что не является участником ДТП, противоправных действий не совершил и никакого вреда, в том числе материального, никому не причинил, после разговора с Ш. С. сел в свою машину и уехал. Это стало основанием для привлечения его к административной ответственности за оставление места ДТП, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, п. 2.5 ПДД). По факту нарушения был составлен протокол. В результате С. был признан виновным в совершении указанного правонарушения и лишен права управления транспортным средством на один год (постановление мирового судьи судебного участка № 3 Курского судебного района Курской области от 7 июля 2015 года).
Не согласившись с данным постановлением, водитель обратился в районный суд с жалобой, в которой просил отменить постановление и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. По его мнению, с места ДТП он не скрывался, поскольку не было и самого ДТП. С. обратил внимание на то, что на месте происшествия не велись какие-либо ремонтные или другие работы, а предупреждающие знаки, указывающие на наличие гравия или щебня на проезжей части, отсутствовали. При этом он двигался с разрешенной скоростью, ПДД не нарушал.
Одновременно с этим он отметил, что мировым судьей было нарушено его право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно отнесено законом, а именно мировым судьей по месту его жительства. Вместе с тем, если его вина в нарушении ПДД все же будет установлена, С. просил суд освободить его от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения (ст. 2.9. КоАП РФ).
Позиция районного суда
Несмотря на все доводы водителя, суд разделил позицию мирового судьи и счел вынесенное в отношении С. постановление законным и обоснованным по следующим основаниям (решение Курского районного суда Курской области от 8 октября 2015 г. по делу № 12-123/2015).
Тот факт, что С. оставил место ДТП, участником которого являлся, был зафиксирован в протоколе об административном правонарушении 29 июня 2015 года. Более того, в объяснениях С. указал, что когда другой водитель остановил его и сказал, что надо оформить ДТП, он не знал, что эта ситуация является ДТП, и потому продолжил движение.
Требования заявителя: Отменить акты нижестоящих судов, которыми он признан виновным в оставлении места ДТП.
Суд решил: Жалобу удовлетворить, так как повреждение другого автомобиля, возникшее из-за вылетевших из-под колес другой машины камней, не является ДТП.
По общему правилу, закон запрещает причастному к совершению ДТП водителю оставлять место происшествия, участником которого он является (п. 2.5 ПДД). Такое нарушение может повлечь за собой лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ).
По мнению районного суда, мировой судья с достаточной полнотой установил тот факт, что С. умышленно нарушил требования ПДД, поскольку, являясь водителем, знал об установленном законом запрете на оставление места ДТП. При этом суд подчеркнул, что С. было известно о факте ДТП, в котором другой автомобиль получил повреждения, что следует из его объяснений мировому судье, объяснений второго водителя Ш., а также из объяснений, данных в ходе судебного заседания.
При этом суд не нашел оснований, указывающих на то, что мировым судом были нарушены порядок и процедура рассмотрения дела об административном правонарушении. Отказ в удовлетворении ходатайства С. о рассмотрении дела по месту жительства районный суд счел верным, поскольку санкция за совершение административного правонарушения, связанного с оставлением водителем места ДТП, предусматривает наказание в виде административного ареста, а такое дело должно быть рассмотрено в день получения судом протокола об административном правонарушении (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).
Что же касается малозначительности правонарушения, при наличии которой лицо может быть освобождено от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ), суд указал, что в рассматриваемом случае совершенное С. правонарушение содержит угрозу охраняемым общественным отношениям, а отсутствие в данном конкретном случае наступления существенного вреда интересам общества и государства не свидетельствует о его малозначительности.
В связи с этим районный суд согласился с данной мировым судьей квалификацией действий водителя, в соответствии с которой С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ («Оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся»). Суд отметил, что при этом были обоснованно учтены характер совершенного административного правонарушения, его повышенная общественная опасность, личность виновного, его семейное и имущественное положение (ст. 4.1 КоАП РФ), а также приняты в расчет смягчающие административную ответственность обстоятельства – наличие у С. малолетних детей и отсутствие с его стороны других правонарушений (ст. 4.2 КоАП РФ). В связи с чем водителю было справедливо назначено наказание в минимальных пределах установленной санкции – лишение права управления транспортными средствами сроком на один год (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ).
В результате жалоба С. была оставлена без удовлетворения, а принятое мировым судьей постановление оставлено без изменения. Водитель обжаловал вынесенное решение в вышестоящий суд, но и тот занял аналогичную позицию (постановление заместителя председателя Курского областного суда от 12 ноября 2015 г.).
Однако будучи убежденным в том, что его права были нарушены, С. подал жалобу в ВС РФ. В ней он просил отменить вынесенные в отношении него по данному делу об административном правонарушении акты, считая их незаконными. И Суд встал на сторону водителя.
Позиция ВС РФ
Суд напомнил, что при ДТП водитель, причастный к нему, обязан, в частности, немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию, сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции (п. 2.5 ПДД в редакции, действовавшей на момент ДТП, – до изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2014 г. № 907).
Согласно материалам дела 29 июня 2015 года С. в нарушение ПДД оставил место происшествия, участником которого являлся (п. 2.5 ПДД). Это и послужило основанием для привлечения его к административной ответственности (ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ). Однако, как отметил ВС РФ, при рассмотрении данного дела, прежде всего, нужно было выяснить, имел ли место сам факт ДТП. А им, в свою очередь, признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1.2 ПДД).
Согласно справке о ДТП транспортное средство второго водителя Ш. было повреждено – на лобовом стекле автомобиля появилась трещина. Данное повреждение образовалось от удара камнем, который вылетел из-под колес движущегося в попутном направлении транспортного средства под управлением С. Этот факт подтверждаются письменными объяснениями обоих водителей, а также их объяснениями, данными в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем, как подчеркнул Суд, указанное событие произошло по обстоятельствам, независящим от С., без совершения каких-либо действий с его стороны. Предвидеть как само событие, так и наступление связанных с ним последствий в виде повреждения лобового стекла следующего в попутном направлении автомобиля, он не мог.
В итоге ВС РФ сделал следующий вывод – повреждение автомобиля, возникшее из-за вылетевших из-под колес другой машины камней, не отвечает признакам ДТП и, следовательно, таковым не является.
Таким образом, вывод судебных инстанций о наличии в деянии С. объективной стороны состава административного правонарушения, связанного с оставлением места ДТП, нельзя признать обоснованным.
С учетом этого ВС РФ удовлетворил жалобу водителя, отменил судебные акты нижестоящих судов и прекратил производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях С. состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
«Накажи автохама»: если авто служебное, то можно нарушать?
Продолжаем публиковать материалы, присланные в нашу традиционную рубрику.
Редакция Myslo благодарит всех пользователей сайта за присланные в рубрику «Накажи автохама» видео и фото.
Конечно же, никто не отменял обращение в ГИБДД . В любом случае — это их работа, и привлекать к ответственности будут тоже они и суд. Мы же поможем вам предать нарушение огласке (город должен знать своих «героев») и узнать об итогах вашего обращения. И даже если ГИБДД не сможет по каким-то причинам привлечь нарушителя к ответственности, его уж точно подвергнут общественному порицанию в комментариях под статьей!
Если вы стали свидетелем нарушения ПДД и у вас есть видео или фото — присылайте их на наш специальный электронный адрес avtoham71@gmail.com. Обязательно укажите в письме время, дату и место съемки, а также авторство видео (можно анонимно).
Информацию о нарушителях ПДД и происшествиях на дороге можно присылать на телефон нашему корреспонденту Сергею Старикову. Его номер +7 (962) 272-02-02. Сообщения в WhatsApp и Viber принимаются круглосуточно.
Кстати, мы принимаем также фото и видео нарушений со стороны пешеходов.
Азбучные истины опытного водителя, о которых почти не говорят в автошколах
Как говорит статистика, на наших дорогах всё больше машин и всё меньше адекватных водителей. Многие не знают правил, а кое-кто попросту на них плюёт, потому что считает, что он прав.
В этом материале я расскажу о нескольких моментах, которые некоторые забывают, а кто-то попросту не знает, когда садится за руль.
Жизнь более многогранна, чем правила и условности. И хотя правила дорожного движения обязаны соблюдать все, опытные водители иногда поступают вопреки им, чтобы избежать ДТП.
Основное, что должен освоить на дороге водитель, — предугадывать манёвры окружающих и заранее готовиться к следующему шагу.
Водитель, конечно, не предсказатель и не экстрасенс, но заранее заметить, что впереди намечается аварийная ситуация, с опытом может каждый. Прежде всего всегда и везде соблюдайте дистанцию! Это залог безаварийной езды. Правильно выбранная дистанция поможет вовремя сориентироваться и уйти от столкновения или объехать препятствие на дороге.
Некоторые водители, хорошо знающие правила дорожного движения, идут на принцип и соблюдают правила в ущерб безопасности себе и окружающим. А когда со «всезнайкой» встречается водитель, плохо знающий ПДД или попросту их игнорирующий, принципиальный водитель может попасть в ДТП.
Пример: «знающий и соблюдающий» едет по своей полосе, а с другой полосы перестраивается автомобиль, водитель которого не посмотрел в зеркало. Автовладелец, строго соблюдающий правила, считает, что не обязан пропускать того, кто перестраивается в его полосу, и продолжает движение. Итог: ДТП, хотя принципиальный водитель мог бы заранее сбросить скорость, заметив начало манёвра, и уйти от столкновения.
Даже если вы сто раз правы и действуете по правилам, старайтесь действовать по ситуации. Я не призываю нарушать ПДД, я говорю о том, что иногда нужно быть прозорливее и в некоторых случаях наступать на собственную гордость, чтобы не разбить своё и чужое транспортное средство. Помните ещё одно правило опытного водителя — правило трёх Д: «Дай дорогу дураку».
Профессиональные водители часто дают следующий совет: «Представь, что твоя машина на дороге — невидимка, и её никто не замечает». Это помогает понять, почему происходит большинство ДТП: водители попросту не замечают другие автомобили — кто-то не смотрит в зеркало, у кого-то машина оказывается в «мёртвой зоне», кому-то срочно нужно заглянуть в телефон, или находится ещё масса других причин.
Автомобилисты часто заявляют, что недолюбливают мотоциклистов, шныряющих между рядами. Но надо помнить, что мотоциклисты такие же участники дорожного движения, как и все остальные. Не забывайте заглянуть в зеркало и включить указатель поворота перед перестроением — даже на казалось бы пустой дороге. Мотоциклисты часто появляются словно из ниоткуда, их менее заметно на дорогах, поэтому надо быть особенно внимательным, особенно в тёплое время года, когда на дорогу выезжают любители двухколёсных железных «коней».
Ещё одна категория шофёров — дальнобойщики и профессиональные водители, которые снисходительно относятся к другим участникам движения, за что их многие не любят в ответ. Я не говорю за всех, но в разговорах «гражданских» водителей можно часто услышать, что «нехороший человек на фуре» подрезал, совершил опасный манёвр или чуть не помял на повороте или в пробке.
Не все владельцы легковушек знают, что у водителя фуры крайне ограничен обзор , и дальнобойщик зачастую не видит, что у него происходит сзади и сбоку машины. Поэтому, прежде чем перестраиваться перед фурой в пробке или на перекрёстке, убедитесь в том, что водитель большегруза видит вас. Но лучше не рисковать понапрасну и соблюдать простое правило: на перекрёстке при повороте рядом с фурой держите безопасную дистанцию, а в некоторых случаях лучше пропустить её, чтобы не повредить собственный автомобиль. Радиус поворота у длинномеров больше, и иногда они попросту не вписываются в траекторию движения других автомобилей и могут зацепить их. Более того — водитель фуры зачастую не видит другие автомобили в таких случаях, а не наглеет, как некоторые могли бы подумать.
Не стоит бодаться и с общественным транспортом: согласно ПДД у всех маршрутных транспортных средств приоритет при выезде с остановки (даже у маршруток). Иное дело, что водители общественного транспорта сами нарушают правила и выезжают, пересекая сплошные линии разметки в попутном направлении, не смотрят в зеркала и не убеждаются в безопасности манёвра. Увидели, что автобус, троллейбус, маршрутка отъезжают от остановки — лучше пропустите, невзирая на их нарушения.
Проезжая по узким улочкам рядом с припаркованными у края дороги машинами, будьте предельно внимательны и лучше сбросьте скорость: часто из-за машин внезапно появляются пешеходы, которые сломя голову выбегают на дорогу. Иногда бывает так, что движущийся по дороге автомобиль влетает в открывающуюся дверь стоящего авто. И пусть виновником является тот, кто открыл дверь, для вас это обернётся потерянным нервами, временем и, возможно, деньгами.
На постсоветском пространстве распространено галантное отношение к женщинам, когда мужчины уступают место в транспорте, придерживают двери, пропускают вперёд. Получив водительское удостоверение, многие женщины переносят этот опыт на дорогу и считают, что мужчины должны пропускать их автомобиль и предоставлять приоритет во всём. Это чудовищная ошибка! Никаких мужчин и женщин на дорогах нет — все равны и обязаны соблюдать правила дорожного движения. К сожалению, некоторые особы не принимают этот постулат и продолжают ездить по правилам, которые они себе придумали. В целом, согласно статистике, женщины водят аккуратнее мужчин, но я, увидев автомобиль с сидящей в нём женщиной, предпочту держаться от него подальше: это связано и с описанными последствиями галантного отношения в обществе, и с неожиданными манёврами, которые зачастую не поддаются логике. Кстати, я заметил, что при перестроениях в пробках женщины намного реже пропускают другие автомобили, чем мужчины.
Некоторые водители ведут себя так, что их в пору назвать свиньями: они выбрасывают из машины мусор прямо на ходу. Иногда это может спровоцировать аварийные ситуации. Это же касается и курильщиков: видимо, они не считают окурки мусором , а между тем по краям дорог всё завалено бычками. В некоторых случаях лесные пожары начинались с таких вот небрежно брошенных окурков, которые попадали в сухую траву у обочины и провоцировали возгорание. Пожалуй, тут больше претензий к общему культурному состоянию общества, которое ещё не готово идти в ногу с цивилизованным миром.
Напоследок хочется сказать: уважайте себя и других водителей на дороге, не вступайте в конфронтации, будьте внимательны и вежливы. Всегда надо начинать с себя, чтобы общими усилиями сделать мир вокруг нас лучше и удобнее.