- Вечные споры: можно ли оставлять машину на парковке с вывернутыми колесами или нет?
- 2 причины не паковаться с вывернутыми колесами
- Причина в уважении к другим водителям
- Причина в самой машине
- Как не надо буксировать машину
- 7 резиновых сигналов: что шина говорит о проблемах автомобиля
- Износ центральной части протектора
- Износ обеих боковых частей протектора
- Износ внутренней или внешней стороны протектора
- Износ шины с диагональными следами
- Износ пятнами и полосами, проявление «ям» на протекторе
- Мы подготовили небольшую памятку различных типов износа шин:
- Обычный преждевременный износ шин
- Трещины на протекторе
- Что делать, если под колесами лёд (или колея) и машина не слушается
Вечные споры: можно ли оставлять машину на парковке с вывернутыми колесами или нет?
Извечный вопрос человечества, наряду с поисками смысла жизни — обязательно ли ставить колеса прямо на парковке или оставлять вывернутыми? Однозначного ответа на этот вопрос до сир пор нет.
На всевозможных автомобильных форумах при обсуждении этого вопроса аудитория обычно делится на три группы. Одним по барабану, в каком руль положении, другие всегда стараются ставить колеса прямо. Третьи наоборот, всегда стараются вывернуть колеса. Так за кем же правда?
Сторонники прямого положения колес при парковке утверждают, что от вывернутого руля страдает система ГУР, а также различные сайлентблоки и резиновые детали. Что до последних, то при повороте колеса нагрузку может испытывать разве что пыльники ШРУС.
Теоретически пыльник, конечно, будет испытывать нагрузку на разрыв при вывороте колеса, но, во-первых, угол поворота ШРУС не столь большой, а, во-вторых, их проектируют явно с куда большим запасом прочности.
Лопнуть он может на морозе, когда резина становится хрупкой, однако это вопрос больше к качеству самого пыльника, выполненного из материала с плохой устойчивостью к пониженным температурам. В общем, никем не доказано, что пыльники рвутся именно из-за выворота — обычно они выходят из строя из-за старости или обилия агрессивных веществ в дорожной грязи.
Что касается ГУРа, то действительно, в некоторых сервисных книжках производитель прямо советует не выворачивать руль во избежание создания избыточного давления в гидравлической системе. Однако это ограничение касается, во-первых, только автомобиля с работающим двигателем.
Во-вторых, при заводе машины система сама сдвигает немного руль из крайнего положения. В общем, если на работающей машине не держать в этом положении руль специально, то ничего страшного случиться не должно.
Что действительно удобно в прямых колесах, так это то, что если вы вдруг забудете при трогании вернуть руль в правильное положение, можно резко стартануть вбок и что-то зацепить. И хорошо, если это будет бордюр, а не соседняя машина или случайный прохожий.
Те, кто всегда оставляет колеса вывернутыми утверждают, что так их не заберет эвакуатор, а также имеется меньше шансов, что сосед, выполняющий рядом какой-нибудь маневр зацепит им крыло, упершись вместо него в вывернутое колесо.
Что до эвакуатора, то вывернутые колеса, конечно, осложнят ему работу, но не остановят. Да и лучше не ставить машину так, чтоб ее забрал эвакуатор, не правда ли? Шансы, что невнимательный сосед угодит именно в колесо ничтожно малы.
В общем, вывод прост. Ставьте машину так, как считаете нужным: ни та, ни другая позиция вреда за собой особого не несет. Помните только, что на уклонах, согласно ПДД, машину нужно ставить с выворотом колес к бордюру, чтобы при случайном откате она в него уперлась. В остальных же случаях — полная свобода.
2 причины не паковаться с вывернутыми колесами
Машина, которая стоит на парковке поперек разметки или нарушает границы парковочного места вывернутыми наружу колесами, вызывает раздражение у всякого вменяемого водителя. Однако, едва ли не каждый, кто выкручивает руль на стоянке, имеет, как ему кажется, для этого рациональное объяснение и весомый довод.
Причина в уважении к другим водителям
На дороге, где все регулируется правилами, и на парковке немалое значение имеет взаимоуважение участников движения. И не только потому, что рано или поздно каждому из водителей может потребоваться помощь.
Проявление уважения друг к другу — это состояние комфорта.
Вывернутые на сторону колеса, которые увеличивают габариты авто, могут помешать проехать в тесноте на внутридомовой территории или на узкой улочке. Они же способны затруднить парковку.
Наконец, велик шанс испачкаться о вывернутое колесо, если ориентироваться только на кузовные обводы, особенно в вечернее время. Чего уж говорить о том, что колеса, вывернутые в сторону проезжей части или в сторону других автомобилей, представляют вероятность выезда на встречную полосу при случайном ударе по припаркованной машине.
У любителей «заковыристой» парковки имеются свои доводы, которые чаще всего основываются на мифах. Этот прием вовсе не затрудняет эвакуацию на штрафстоянку. Эвакуаторы прекрасно справляются с этой хитростью.
Вывернутые колеса в сторону бордюра действительно упрутся в него и послужат гарантией, что машина не покатится куда-то. Исправный автомобиль и не должен укатиться. Однако поставленная таким образом машина немного, но будет выступать за линию парковки остальных автомобилей.
Причина в самой машине
Вторым вопросом является влияние такой парковки на состояние самой машины. И вот тут разумных доводов за выворачивание руля у умелых парковщиков нет.
Поворот колес автомобиля действует прежде всего на рулевую систему и на переднюю подвеску в том числе.
Достаточно сказать о сущей мелочи: пыльники ШРУСов, вывернутые таким образом в холодное время года застывают в деформированном положении, срок их службы сокращается.
Кроме этого, такой прием приводит к образованию избыточного давления в гидросистеме, что может поспособствовать выходу из строя и протеканию насоса ГУРа.
Наконец, существует опасность повреждения масляных патрубков. Да, на многих машинах используется электроусилитель руля, но тех же электрических пыльников на них точно нет.
В любом случае давать работать двигателю автомобиля даже вхолостую на стоянке с вывернутыми колесами уж точно не следует. Если есть слабые места, связанные с возрастом машины, с неприметными повреждениями, то они могут дать о себе знать.
Более того, на старых автомобилях специалисты не советуют выкручивать руль до крайних положений даже во время движения, к примеру, во время разворота.
Наконец, если машиной пользуется не один человек, то его сменщик, не заметив вывернутых колес, может начать движение вовсе не туда, куда собирался поехать, трогаясь с места.
Как не надо буксировать машину
У оставшегося целёхоньким снаружи Jeep Wrangler Rubicon оказались полностью уничтожены мотор и коробка.
В Сети TikTok публикуются не только забавные с песнями и плясками народов мира, но ещё и вполне себе «взрослые» поучительные сюжеты из жизни автомобилистов. Одним из самых обсуждаемых видео этой недели стала съёмка локальной катастрофы под днищем машины, что случилась по причине её варварской буксировки на жёсткой сцепке.
По злому умыслу или же недомыслию ответственного за это человека Jeep Wrangler Rubicon 2021 модельного года с механикой волокли с «воткнутой» понижайкой — активированным полным приводом в режиме 4L. Сперва машина упиралась заблокированными колёсами, однако после того, как захрустело под днищем, покатилась как миленькая.
Источник пугающих звуков обнаружили уже на месте прибытия. Двигатель за 25 миль буксировки за автодомом лишился части блока цилиндров, коленвал лопнул, а коробка и вовсе разлетелась на куски.
В связи с данным рецидивом водительского разгильдяйства будет разумным напомнить нехитрые, но важные ограничения, чтобы не усугубить поломку машины в процессе её доставки на ремонт. Буксировка автомобиля с постоянным полным приводом допускается только на небольшое расстояние и с низкой скоростью! Если же полный привод активируется в автоматическом режиме, через муфту, то буксировать такой автомобиль нельзя — это может привести к повреждению коробки. Только на эвакуаторе!
Более того, сам Jeep рекомендует буксировать Wrangler JL на жёсткой сцепке лишь при условии установки раздатки в положение N и включённой передаче (!), а на автомате — селектор в положении P!
7 резиновых сигналов: что шина говорит о проблемах автомобиля
Многие автомобилисты смотрят на шины мельком и с одной целью — быстренько оценить визуально, не спущено ли колесо. А те, у кого машина посовременнее, с системой контроля давления, наверное, не делают и этого. Зря! Состояние протектора может рассказать о многом. А халатное отношение обернется двойными потерями: заплатите не только за ремонт основной неисправности, но и за убитые шины. Причем вторая статья расхода может оказаться в разы внушительнее.
Износ центральной части протектора
Стершийся рисунок по центру сигнализирует о перекачанных колесах. Снизьте давление до рекомендованного производителем автомобиля, и проблема уйдет. Протектор, конечно, не нарастет, но момент списания резины отложите.
Износ обеих боковых частей протектора
В обоих случаях страдают управляемость и торможение, потому что шина не имеет расчетного пятна контакта с дорогой. Лучше использовать профессиональный компрессор. Те манометры, что установлены на недорогих компрессорах, часто врут.
Износ внутренней или внешней стороны протектора
Самый простой рецепт — посетить стенд регулировки и выставить развал колес. Настройки «уходят» не только после работ по подвеске, но и от возраста. Их долговечность зависит от конкретной модели и условий езды. На разбитой дороге все случится быстрее.
Износ шины с диагональными следами
Такой характер повреждений свидетельствует о нарушении схождения колес. Машина едет прямо, а шины стоят под углом. Нормального вращения нет, и асфальт протирает протектор по диагонали. Износ может наблюдаться по всей ширине рабочей поверхности или по краям. В последнем случае сбиты еще и углы развала.
Два этих типа износа могут быть следствием и неисправностей в подвеске. Все зависит от ее архитектуры и предусмотренных заводом регулировок. Например, из личного опыта: на древнем Volkswagen Golf Country износ внутренней окружности задних шин вылечился заменой уставших пружин и амортизаторов. Вместе с «осанкой» у машины автоматически исправилась и «поступь».
Износ пятнами и полосами, проявление «ям» на протекторе
Надо проверять балансировку колес, тормоза и ходовую часть. Причиной может стать любая их деталь. Но справедливости ради отмечу, что при таких дефектах шин сложно не заметить отклонения в поведении автомобиля. В частности, чтобы убить разбалансировкой колес протектор, нужно проездить с вырывающимся из рук рулем не одну тысячу километров. В результате замены потребуют еще и детали подвески.
Мы подготовили небольшую памятку различных типов износа шин:
Впрочем, есть и другие варианты износа покрышек, причиной которой не является неисправность автомобиля.
Обычный преждевременный износ шин
Нередко водители видят проблему в том, что резина изнашивается равномерно, но слишком быстро. Это не признак неисправности автомобиля. Если активно «уходит» только пара ведущих колес, стоит пересмотреть манеру вождения. Ну или смириться, что «спортсменам» езда на машине обходится дороже во всех аспектах.
Если же достаточно быстро стираются все четыре колеса, вам не повезло с выбором модели шин. Для некоторых шин, которые обеспечивают отменные сцепные свойства, характерен малый ресурс. Одно без другого, как вы понимаете, невозможно. Впрочем, бывает, что быстро изнашиваются и те шины, которые нельзя похвалить за выдающиеся управляемость или торможение.
Трещины на протекторе
А вот это уже не вина машины или водителя. Таким способом резина намекает на то, что свое отходила. У нее по-прежнему может быть «жирный» протектор, но все же это звоночек: ездить пока можно, но уже присматривайте шины на замену. Обычно проявляется на летних шинах после 5–6 лет. Чуть позже появляется биение руля на ходу. Балансировка не поможет. Причина в том, что деформировалась силовая структура шины: вылезла грыжа или корд «пошел винтом». Вариант один — покупка новых шин. И побыстрее, пока дисбаланс не привел к неисправности подвески.
- Топ-9 самых комфортных летних шин по версии «За рулем» — тут.
- Первая помощь в борьбе с бездорожьем — браслеты противоскольжения и цепи на колеса.
Что делать, если под колесами лёд (или колея) и машина не слушается
ABS и ESP — это хорошо. Но не спасут во всех жизненных ситуациях и не уберегут от аварии, если не включать голову и не понимать, что законы физики электроника не обманет. Например, ABS никак не поможет остановиться, если скорость слишком высока, а дорога слишком скользкая. А ESP не поможет войти в поворот, если не заметили, что под колёсами лёд или у вас старая резина почти без шипов и протектора. И есть ещё не один десяток ситуаций и историй из разряда «на электронику надейся, а сам не плошай».
Скажу больше, исследования показали, что изобретение и установка на машины систем ABS и ESP никак не повлияли на аварийность. То есть аварий меньше не стало. Это объясняется как раз тем, что у водителей расширяются рамки дозволенного из-за того, что их якобы страхует электроника.
В предыдущей статье я описывал приёмы езды по снегу, которые пригодятся и водителям легковушек (ссылка будет в конце). В этот раз скажу несколько слов про лёд, потому что это совсем не то же самое, что снег, асфальт или грязь. Больше всего лёд похож на сильный ливень, когда дороги скользкие и высок риск аквапланирования.
Во-первых , на льду лучше всего иметь шипованную резину. Современные фрикционные шины не уступают шипованным почти во всех случаях, кроме тех, когда под колесами лёд. На льду (особенно в не самый крепкий мороз) у шипованной резины преимущества шипов колоссальны. И чем больше шипов, тем лучше.
Во-вторых , не надо верить мифам, которые говорят, что на зиму надо недокачивать колеса. Давление должно быть стандартным, как указывает производитель. Если уж на то пошло, то зимой лучше чуть-чуть перекачать, чем недокачать. Так шипам будет проще вгрызаться в лёд, потому что из-за меньшеё площади соприкосновения шины с дорогой, давление на шипы будет больше. И вообще, если знаешь, что будешь ездить на по льду, лучше покупать колёса поуже. Не верите мне — посмотрите на спортсменов.
В-третьих , лёд не прощает резких движений. Конечно, лёд бывает разный: лёд рек и озер, чёрный лёд на асфальте, спрессованный укатанный снег, растаявший и снова замерзший снег, лёд при нуле градусов, который покрылся невидимым слоем воды. На каждом есть свои тонкости и нюансы, у каждого разный коэффициент сцепления, но суеты и резких движений не терпит ни один: ни рулем, ни педалями.
Все движения скупые и аккуратные, как будто везем на крыше спирт в открытой таре или стекло в багажнике.
Если всё-таки вышло так, что руль вывернут в какую-то сторону, а машина все равно чешет по прямой [значит у вас нет системы стабилизации или она неисправна/отключена], надо взять себя в руки, побороть инстинкт и вместо того, чтобы доворачивать руль в сторону поворота, наоборот немного распрямить его и плавным нажатием на тормоз, попробовать притормозить [главное не резко], чтобы нагрузить передние колеса, дабы у них появился зацеп. Как только появится сцепление можно плавно доворачивать руль и «заправлять» машину в поворот под ровным газ. Только плавными движениями можно заставить машину хоть нехотя, но слушаться руля.
В-четвертых , не пытайтесь никогда выбраться из ледяной замерзшей колеи с помощью мощности и вывернутого до упора руля. В лучшем случае у вас ничего не получится, в худшем — машину выкинет из колеи, развернет или вообще бросит на встречку или в кювет. А как тогда же делать?