Колеса для раллийных машин

MICHELIN для особого случая: самые большие, цепкие, быстрые и другие нестандартные шины

Вы знали, что компания «Мишлен» разработала шины и направляющую систему для метрополитена на шинном ходу? В парижском метро и сегодня используются шины MICHELIN. Чем не особый случай! Дальше расскажем ещё о шести самых необычных шинах компании. Они являются гордостью «Мишлен» и носят титул мировых рекордсменов по цене, габаритам или достигнутой скорости. Вы узнаете, во сколько обходится смена шин авиалайнера, что делать владельцам трофейных немецких авто и насколько велики шины для самого большого в мире БелАЗа.

Самые большие серийные шины

Модель: MICHELIN XDR 59/80R63.

Уникальная характеристика: внешний диаметр — 4,03 м.

Самым большим колесным автомобилем из когда-либо созданных является карьерный самосвал БелАЗ-75710. Этот исполин с расчетной грузоподъемностью 450 тонн в 2014 году попал в Книгу рекордов Гиннесса, так как перевез в своем кузове 503,5 тонн. Высота гиганта составляет 8,26 метра, а его собственная масса — 360 тонн. Это равноценно 266 автомобилям Citroёn C4 или двум германским танкам Maus (1944 года), самым тяжелым из существовавших.

Многие детали БелАЗ-75710 заслуженно носят эпитет «самые», в том числе и шины. Самосвал вращает планету восемью колесами с шинами MICHELIN XDR размерности 59/80R63. Это самые большие серийно производимые шины, предназначенные для крупнейших карьерных самосвалов Liebherr T 282B, Caterpillar 797 и БелАЗ-75710. Ее посадочный диаметр, как нетрудно догадаться, составляет 63 дюйма, то есть почти в четыре раза больше обычной 16-дюймовой шины. А внешний диаметр превышает 4 метра! Человек рядом с MICHELIN XDR кажется ребенком, а ребенок… смотрите сами.

Еще немного шокирующих фактов. MICHELIN XDR второго поколения с размерностью 59/80R63 весит 5435 кг — больше, чем четыре Skoda Octavia в кузове A7. В каждой шине используются почти 4 тонны резины, остальная часть приходится на стальной корд. Благодаря сверхглубокому протектору (более 11 см) MICHELIN XDR преодолевают острые камни без проколов. Но если так случится, что шина будет повреждена без возможности ремонта, замена обойдется в серьезную сумму — один российский магазин предлагает MICHELIN XDR 59/80R63 по цене 5,5 млн рублей за штуку. За рубежом цены на шину в зависимости от поколения составляют 60–80 тыс. долларов.

Самые быстрые серийные шины

Модель: MICHELIN Pilot Sport Cup 2.

Уникальная характеристика: достигли скорости 490 км/ч на Bugatti Chiron.

В это трудно поверить, но до скорости в 100 км/ч автомобиль разогнался еще в 1899 году. А в 1911 году автомобиль марки Benz достиг 228 км/ч — для подавляющего большинства современных легковых машин с моторами объемом менее 2 литров эта скорость до сих пор недостижима. Нынешний же рекорд скорости на суше принадлежит автомобилю с реактивным двигателем Thrust SSC. Хотя на автомобиль он мало похож — выглядит он скорее как ракета с двумя авиационными двигателями по бокам. В 1997 году Thrust SSC достиг 1227 км/ч, преодолев звуковой барьер, и его цельноалюминиевые колеса лишены шин в принципе.

Но Thrust SSC — уникальная, созданная в единственном экземпляре машина, а среди серийно выпускаемых автомобилей наивысшей скорости достиг суперкар Bugatti Chiron Super Sport, показавший на испытательном полигоне Volkswagen в Германии скорость 490 км/ч. Предыдущие рекорды среди «серийников» также принадлежали Bugatti, и на всех суперкарах, в том числе на Bugatti Chiron Super Sport, были установлены шины MICHELIN.

На заводе Bugatti Chiron комплектуется шинами MICHELIN Pilot Sport Cup 2, на них же был побит рекорд скорости, что сделало Pilot Sport Cup 2 самыми быстрыми автошинами. Эта модель была разработана в 2014 году, и сразу же после выпуска ее начали закупать Porsche, Ferrari и Mercedes для своих лучших суперкаров.

Читайте также:  Замена двигателя для вытяжки

MICHELIN Pilot Sport Cup 2 непросто устроена: в ее протекторе использованы сразу две резиновых смеси с разными свойствами — внешняя часть протектора шины работает на сцепление с сухой трассой, а резина внутренней лучше справляется с мокрым асфальтом. Водоотводящие каналы увеличенной глубины обеспечивают улучшенные сцепление и управляемость на высоких скоростях на мокром покрытии и в дождь. Ходимость шины увеличена на 50% в сравнении с предшествующими «гоночными» моделями. Эти преимущества — не пустой звук, а подтвержденные отзывами покупателей факты, поэтому MICHELIN Pilot Sport Cup 2 спустя шесть лет после выпуска продолжает устанавливаться на самые скоростные автомобили мира.

Самые «шипастые» автомобильные шины

Модель: MICHELIN X-Ice North WRC.

Уникальная характеристика: 384 шипа высотой 6,5 мм над поверхностью.

Многие автовладельцы считают, что для езды зимой по чистому асфальту достаточно фрикционных шин, для загородных поездок по укатанному снегу и льду непременно нужна шиповка. Это не совсем верное суждение, но когда речь идет о гонках, оно имеет право на жизнь. Какие же шины нужны для гонок по зимним загородным трассам с обилием снега и наледи? Ясное дело, что шипованные, но не простые.

Одна из самых прославленных гоночных серий — Чемпионат мира по ралли, WRC, — имеет в своем календаре заезды в самых разных странах с диаметрально противоположным климатом: в середине сезона гонщики наслаждаются теплом и солнцем в Мексике, Португалии и Кении, но перед заездами по жарким местам планеты автомобилям, гонщикам и шинам нужно пройти испытание ралли Швеции, которое проводится в разгар зимы, в начале февраля.

Ралли Швеции — единственная гонка WRC, проводимая при отрицательных температурах и чаще всего по заснеженной трассе. Если для других гонок команды могут выбирать из четырех типов шин, то для шведского заезда все автомобили безальтернативно комплектуются исключительно шинами MICHELIN X-Ice North WRC 195/65R15.

На разработку этих специальных раллийных шипованных шин у «Мишлен» ушло около года. Так как ралли представляет собой не кольцевые гонки по подготовленной трассе, а заезд из точки А в точку Б по обычным, нередко грунтовым дорогам, то всегда есть риск, что перед гонкой пройдет мощный снегопад или случится оттепель. Раллийные гоночные шины должны быть готовы к любым условиям, включая добрый слой рыхлого снега или наледь.

Свой окончательный вид шины MICHELIN X-Ice North WRC приняли в результате нескольких месяцев безостановочных тестов и подбора оптимальных параметров. Получились открытый рисунок протектора для отвода большого количества снега и 384 огромных шипа, выступающих над поверхностью протектора на 6,5 мм! Зимние раллийные шины MICHELIN похожи на «ежа», созданного для уверенного преодоления снежной целины на высоких скоростях. Чем выше шип, тем лучшее автомобиль держит грунтовую или ледяную дорогу. Но важен баланс, потому что в ходе заезда длинные шипы могут быстро повылетать от нагрузок — это один из моментов, над которым инженерам «Мишлен» пришлось поработать. Проблему решили особым рисунком протектора и специальным металлическим сплавом.

Кстати, использовать шины серии MICHELIN X-Ice North WRC на чистом асфальте противопоказано: по принятой в шинной индустрии практике шип должен выступать над поверхностью на 1,2 мм, а слишком длинные шипы нещадно портят дорожное покрытие и заодно сами деформируются и вылетают, не говоря уже о качестве сцепления с асфальтом — раллийная «шиповка» в городе может повести себя непредсказуемо.

Читайте также:  Принципиальные схемы управления асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Самые старые выпускаемые шины

Модель: MICHELIN Double Rivet.

Уникальная характеристика: производятся с 1925 года.

Классические автомобили — это красиво. Даже на фотографии алый Cadillac Series 62 или хромированный ЗИЛ-111Г выглядят впечатляюще, а уж в музее ретроавтомобилей посетителей всенепременно ждет запоминающееся зрелище. Но содержание винтажного автомобиля — очень сложная и очень затратная задача. Коллекционеры чаще всего пополняют свои собрания экспонатами отнюдь не в лучшей форме: десятилетия, проведенные в забытом загородном гараже под слоем пыли и листвы, — обычная история многих ретроавтомобилей.

Международная федерация старинных машин (FIVA) имеет четкие критерии, которым должен соответствовать автомобиль, чтобы официально носить титул «классический»: быть старше 30 лет, не использоваться для ежедневного передвижения и, что самое важное, обслуживаться в соответствии со своей эпохой — соответствующими запчастями и по регламенту тех лет. То есть детали в настоящем классическом автомобили не должны быть современными более-менее подходящими аналогами. Как минимум, разрешаются точные копии оригинальных запчастей. А в идеале и сами запчасти должны быть винтажными. И если старинное зеркало, фару или руль ещё можно отыскать у коллег-коллекционеров, то старинные шины — никак: резина просто не выдержит нескольких десятилетний хранения, высохнет и растрескается.

Кто-то должен был взять на себя производство ретрошин для старинных автомобилей, заполнив небольшую, но совершенно пустующую нишу. И этим кем-то стала компания «Мишлен». В ассортименте компании есть линейка Michelin Classic, в которую включены шины для автомобилей минувшей эпохи. Нужен комплект для Pontiac Firebird 1967 года или Citroen DS 1973 года? А может, музею срочно нужны шины для трофейного Mercedes-Benz 770 K? В онлайн-каталоге Michelin Classic есть все автомобили, попадающие под определение классических, и к каждому из них найдется своя шина MICHELIN.

Шины Michelin Classic отличаются от тех, что выпускались полвека назад, лишь составом резиновой смеси — теперь он более долговечный и совершенный. Но все остальные параметры, включая протектор и тип корда, неизменны. Более того, для сохранения исторической точности поведения ретроавтомобиля на дороге, «Мишлен» следит, чтобы динамические характеристики шин были идентичны оригинальным.

Шина MICHELIN Double Rivet была создана в 1925 году и выпускается до сих пор, то есть ей почти век. Так что Double Rivet можно считать самой старой шиной в серийном производстве.

Шины для самого большого авиалайнера

Модель: MICHELIN AIR X 1400X530R23

Уникальная характеристика: используются на Airbus A380, самом большом серийном пассажирском авиалайнере.

Самолеты нельзя назвать ни самыми большими, ни самыми вместительными транспортными средствами. Например, в Книге рекордов Гиннесса в категории самого большого сухопутного транспортного средства записан карьерный экскаватор MAN TAKRAF RB293, а морского — плавучая нефтегазовая платформа Prelude FLNG. Они хоть и перевозят обслуживающий персонал, но пассажирским транспортом этих исполинов назвать никак нельзя. А вот среди воздушных судов рекорд уже 15 лет держит европейский пассажирский авиалайнер Airbus A380.

Этот самолёт с двумя полноразмерными пассажирскими палубами совершил первый полет в 2005 году, а к началу 2020 года в небо поднимались уже 228 таких самолетов. Существующие варианты предусматривают перевозку до 853 пассажиров одновременно. Предыдущий рекордсмен, Boeing 747-400, вмещал максимум 594 человека.

Полностью загруженный Airbus A380 весит более 573 тонн, поэтому при посадке такой махины шасси подвергается колоссальной нагрузке. У A380 шасси состоят из 22 колес: 20 основных и двух на передней стойке шасси, чуть поменьше в диаметре. Так как лопнувшие при торможении или ударе при посадке шины могут привести к авиапроисшествию, к авиационным шинами предъявляются высочайшие требования, соблюсти которые могут только крупные опытные производители.

Читайте также:  Техническое обслуживание охлаждающей жидкости двигателя

Для самого крупного и вместительного пассажирского самолета компания «Мишлен» разработала шины MICHELIN AIR X 1400X530R23 — их устанавливают на 20 основных колес, то есть на них приходится основная нагрузка. Каркас шины достаточно мягкий, чтобы обеспечить комфорт при посадке и рулении, но достаточно прочный, чтобы выдерживать грубую посадку нагруженного самолета. Особый состав резиновой смеси выдерживает как охлаждение до –55 °C в полете, так и нагрев свыше 150 °C в момент касания колесами поверхности взлетно-посадочной полосы. Авиационная шина накачивается до 12 атмосфер и выдерживает нагрузку свыше 34 тонн. Для сравнения, обычная автомобильная шина выдерживает около 750 кг. При всём при этом комплект шин для основных колес Airbus A380 выдерживает до 250 посадок, после чего требует полной замены (около 5,5 тыс. долларов за шину). Учитывая, что пассажирские самолеты совершают несколько рейсов в день, это не такой уж и большой жизненный ресурс. Но когда речь идет о человеческих жизнях, экономить на шинах недопустимо.

Самые тихие шины MICHELIN

Модель: MICHELIN Pilot Sport 4 Acoustic.

Уникальная характеристика: полиуретановая шумопоглощающая вставка внутри шины.

Шум автомобиля, слышимый в салоне водителем, складывается из множества звуков: аэродинамические шумы, шум двигателя, шум колес, зависящий от дорожного покрытия, вибрация, передаваемая от колес на подвеску.

Чтобы повысить акустический комфорт при езде, можно сделать полную шумоизоляцию салона, сняв обшивку и обклеив кузов специальными многослойными панелями. Это весьма затратно и требует от мастеров профессионализма. Недавно появился еще один необычный способ снизить шум авто за счет шин — и это не особо мягкая резина или особый рисунок протектора.

В 2017 году «Мишлен» в нескольких моделях шин впервые применила технологию снижения шума MICHELIN Acoustic. Суть ее заключается в нанесении на внутреннюю часть шины полиуретанового пенного слоя, выступающего в роли шумопоглощающей прокладки. Как же работает MICHELIN Acoustic, если трение о дорогу происходит снаружи шины, а полиуретановая вставка сделана внутри нее? Все дело в том, что Acoustic уменьшает шум другого рода: при качении колеса при деформации шины от постоянной смены давления внутри создается высокочастотная вибрация. Через элементы подвески вибрация передается на кузов автомобиля, где она превращается в слышимый шум, похожий на низкий гул. Полиуретановая вставка MICHELIN Acoustic гасит эти вибрации и снижает шум шин в диапазоне 200-230 Гц на 20%.

Технология MICHELIN Acoustic применяется в шинах Pilot Sport 4 S, Pilot Sport 4 SUV, Primacy 4, Latitude Sport 3 и еще нескольких моделях в версиях с большим посадочным диаметром 18-21 дюйма для автомобилей Porsche Panamera и Mercedes-AMG S-Class.

Шины MICHELIN давно нашли свое место не только в легковых и грузовых автомобилях. С MICHELIN люди передвигаются под землей, на земле, в воздухе и даже в космосе. Вслед за прогрессом мы принимаем новые вызовы, создавая невероятные, доселе невиданные шины — более прочные, тихие, цепкие и быстрые. Результаты исследований и испытаний используются при разработке как концептов, так и серийных моделей для «гражданских» авто.

Оцените статью