- Колеса для тележек
- Разновидности
- Параметры выбора
- Большегрузные колеса
- Основа динамики: диски и шины
- Посадка, радиус, диаметр
- Статический радиус, профиль и ширина
- Вылет наоборот
- Эксплуатационные хитрости
- Сессия вопросов и ответов
- Необходимо ли производить балансировку колёс большегрузного автотранспорта?
- Можно ли двигаться с бóльшей скоростью, чем указана в индексе скорости шины, можно ли превысить требования индекса нагрузки, что произойдёт?
- Какие колёса выбрать, легкосплавные или стальные?
- Надо ли смазывать крепёжные шпильки, болты и поверхность ступицы?
- Можно ли ремонтировать, заваривать трещины и прокатывать с целью восстановления геометрии легкосплавные колёса?
Колеса для тележек
Сортировать по: | Отображать по: товаров |
Параметр | Значение |
---|---|
245 | Ширина шины в мм |
45 | Отношение высоты профиля к ширине 45% |
R | Шина с радиальным кордом |
17 | Диаметр колеса (диска) в дюймах |
94 | Индекс нагрузки, до 670 кг |
Н | Индекс скорости шины, до 210 км/ч |
Статический радиус, профиль и ширина
На один и тот же автомобиль, в зависимости от комплектации и кошелька владельца, могут быть установлены диски разного посадочного диаметра. Соответственно высота и ширина профиля шины может отличаться. При этом важно соблюсти такой параметр, как статический радиус колеса, который должен оставаться постоянным для конкретной марки и модели.
Профиль шины – величина относительная (см. справку о маркировке автошин), что важно учитывать при подборе резины. Если вы вместо типоразмера 205 / 55 R16 захотите поставить автошины с размером 215 / 55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо (за исключением, когда оба этих типоразмера предусмотрены конструкцией).
Установка колёс увеличенного статического радиуса и ширины, если это не предусмотрено конструкцией, приведёт к тому, что в повороте и при длинном ходе подвески колесо может задевать различные конструктивные элементы машины и даже повредить их, к тому же «уедут» некоторые расчётные конструктивные параметры, такие как кастор, клиренс, удельное давление в пятне контакта, что скажется на управляемости, а показания спидометра будут заниженными.
Установка колёс меньшего размера, чем предусмотрено конструкцией, увеличит нагрузку на шины и снизит эксплуатационную надёжность, опять же пострадают кастор и дорожный просвет, а спидометр будет врать, но в бóльшую сторону. Теперь вспомним ещё об одном параметре колёсного диска, который именуется вылетом.
I | N | I | N | I | N | I | N | I | N |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
50 | 190 | 66 | 300 | 82 | 475 | 98 | 750 | 114 | 1180 |
51 | 195 | 67 | 307 | 83 | 487 | 99 | 775 | 115 | 1215 |
52 | 200 | 68 | 315 | 84 | 500 | 100 | 800 | 116 | 1250 |
53 | 206 | 69 | 325 | 85 | 515 | 101 | 825 | 117 | 1285 |
54 | 212 | 70 | 335 | 86 | 530 | 102 | 850 | 118 | 1320 |
55 | 218 | 71 | 345 | 87 | 545 | 103 | 875 | 119 | 1360 |
56 | 224 | 72 | 355 | 88 | 560 | 104 | 900 | 120 | 1400 |
57 | 230 | 73 | 365 | 89 | 580 | 105 | 925 | 121 | 1450 |
58 | 236 | 74 | 375 | 90 | 600 | 106 | 950 | 123 | 1500 |
59 | 243 | 75 | 387 | 91 | 615 | 107 | 975 | 124 | 1550 |
60 | 250 | 76 | 400 | 92 | 630 | 108 | 1000 | 125 | 1600 |
61 | 257 | 77 | 412 | 93 | 650 | 109 | 1030 | 126 | 1650 |
62 | 265 | 78 | 425 | 94 | 670 | 110 | 1060 | 127 | 1700 |
63 | 272 | 79 | 437 | 95 | 690 | 111 | 1090 | 128 | 1750 |
64 | 280 | 80 | 450 | 96 | 710 | 112 | 1120 | 129 | 1800 |
65 | 290 | 81 | 462 | 97 | 730 | 113 | 1150 | 130 | 1850 |
Индексы скорости | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | H | V | W | Y |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Максимально допустимая скорость, км/ч | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 210 | 240 | 270 | 300 |
Вылет наоборот
Это довольно важный параметр, от которого опять же зависят управляемость автомобиля и срок службы ряда соседних компонентов. Вылет колеса обозначается буквами ЕТ и измеряется в мм, значение вылета, как правило, указывается на диске. Это расстояние от центральной плоскости обода до плоскости соприкосновения диска со ступицей. Чем это значение больше, тем сильнее колесо утоплено внутрь, к центру габаритной ширины машины, соответственно, чем меньше вылет, тем сильнее колёса выступают наружу из своих арок.
Вылет – конструктивно расчётный параметр, определяющий плечо нагрузки на подшипники ступицы и геометрию траектории поворота. Использование колёс с неподходящим для данного автомобиля вылетом сокращает срок службы подшипников, меняет геометрическое значение колеи, что может повлиять на устойчивость, управляемость и проходимость. И опять же «неправильные» колёса могут в повороте цеплять неподвижные части авто, ограничивать конструктивно допустимые углы поворота управляемых колёс.
Эксплуатационные хитрости
В заключение несколько фактов, о которых все знают, но не всегда помнят или сознательно забывают. Повышенное давление в шинах снижает сопротивление качения, может немного снизиться расход топлива, но зато происходит повышенный износ центральных дорожек протектора и ухудшаются условия работы ходовой части из-за недостаточного демпфирования.
Пониженное давление в шинах существенно (до 15 %) повышает расход топлива, вызывает неравномерный износ боковых дорожек протектора, ведёт к перегреву и деформации шин.
Осевое биение («восьмёрка») колеса часто становится причиной преждевременного износа ступичных подшипников и рулевых наконечников, радиальное биение медленно, но верно губит амортизаторы, шаровые опоры или втулки шкворней и детали рулевого механизма.
Нарушение углов установки колёс (развал-схождение) может прикончить новенькую покрышку всего за пару тысяч километров. Так что относитесь к вашим колёсам внимательнее…
Сессия вопросов и ответов
Необходимо ли производить балансировку колёс большегрузного автотранспорта?
В связи с тем, что колёса грузовиков имеют большой статический радиус и допустимые скорости движения грузового автотранспорта не слишком высокие, угловые скорости вращения колёс ниже, чем у легковушек и малотоннажников. Из-за этого крутильные колебания, именуемые в народе дисбалансом, не проявляются так явно, как у «братьев меньших», биение становится заметно только на окончательно «убитых» или не соответствующих условиям эксплуатации колёсах. Но срок службы шин, ступичных подшипников и некоторых компонентов ходовой части напрямую зависит от качества балансировки колеса.
Можно ли двигаться с бóльшей скоростью, чем указана в индексе скорости шины, можно ли превысить требования индекса нагрузки, что произойдёт?
Индексы скорости и нагрузки шин гарантируют постоянную стабильность свойств шины при движении в любых погодных и дорожных условиях при соблюдении указанных параметров и соответствию сезона эксплуатации шины. Любое отклонение чревато на начальном этапе повышенным износом и ухудшением сцепных свойств, при дальнейшем и грубом пренебрежении может произойти перегрев, деформация и даже внезапный разрыв шины. И если индексы скорости современных шин имеют достаточно большой запас, чтобы удовлетворить лихачей, то с индексом нагрузки шутить не рекомендуется, особенно когда речь идёт об эксплуатации коммерческого транспорта.
Какие колёса выбрать, легкосплавные или стальные?
Так как курс европейской валюты достаточно высок, нередко бывает, что оригинальные штампованные стальные диски для бюджетных комплектаций стóят дороже альтернативных легкосплавных, которые к тому же более красивые и лёгкие. Эта лёгкость снижает неподрессоренные массы, способствует лучшей управляемости и снижению расхода топлива. Такие колёса более прочные, стойко сохраняют идеальную геометрию, но при наезде на серьёзное препятствие часто лопаются и ремонту не подлежат. Стальные диски более надёжные, при сильных ударах мнутся, требуют окраски и ухода, но могут быть восстановлены, и в ряде случае даже более долговечны, так как алюминиевые сплавы сильнее страдают от дорожных реагентов.
Надо ли смазывать крепёжные шпильки, болты и поверхность ступицы?
Как это ни странно, в инструкциях по эксплуатации встречаются запреты на смазку колёсного крепежа. Мотивация – смазанную резьбу легко закрутить избыточным моментом, что приведёт к сложностям при демонтаже колеса особенно на дороге. Но кто мешает во избежание такой ошибки воспользоваться динамометрическим ключом! И смазывайте крепёж смело, лучше всего медесодержащими материалами, которые используются при замене тормозных колодок. Поверьте, смотреть на поломанные шпильки, корродирующие гайки и ржавые ступицы после пары солёных московских или питерских зим – занятие неинтересное. И ещё, при демонтаже колёс задних осей грузовых автомобилей и автобусов со сдвоенной ошиновкой, обязательно наносите смазку в местах соприкосновения плоскостей колёсных дисков, дабы при следующем демонтаже не работать долго и нудно обратным молотком, особенно если придётся менять колесо в дороге.
Можно ли ремонтировать, заваривать трещины и прокатывать с целью восстановления геометрии легкосплавные колёса?
Вообще, металловеды и многие эксперты категорически против таких ремонтных воздействий, чему приводят ряд вполне мотивированных доводов. Но практика показывает, что хорошим мастерам своего дела часто удаётся спасти колесо и оно вполне успешно продолжает эксплуатироваться длительное время. Однако со страниц журнала мы не можем рекомендовать такой восстановительный ремонт и что-либо гарантировать из-за непредсказуемости последствий.