Когда наступило утро со стороны леса послышался сильный шум мотора схема
Цели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
I. Организационный момент.
II. Сообщение новой темы.
Беседа по вопросам .
– Прочитайте теоретический материал § 37, 38 и ответьте на следующие вопросы :
1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?
2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?
3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.
4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.
III. Закрепление полученных знаний. Формирование умений строить предложения с разными видами связи, совершенствование пунктуационных навыков.
1. Выполнение заданий .
Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы.
1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. (М. Булгаков.)
2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. (В. Шукшин.)
3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. (Е. Евтушенко.)
4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался глубокой кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью. (В. Дудинцев.)
Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.
1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)
2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)
3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В. Астафьев.)
4) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. (А. Пушкин.)
5) Я спал долго, потому что когда проснулся, была уже ночь. (В. Гаршин.)
Задание 3. Сопоставить предложения, сделать вывод.
1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.
2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.
Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.
3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Горький.) – С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. (М. Горький.) – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.
Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
Задание 4. Придумать и записать предложение по схеме:
2. Работа в группах . Выполнение упр. 209 (учебное пособие), с. 142.
IV. Формирование пунктуационных навыков, умения конструировать предложения, составлять схемы.
– Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.
1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …
2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …
V. Объяснительный диктант.
Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. (В. Гроссман.)
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)
Домашнее задание. § 37–38, упр. 216.
Когда наступило утро со стороны леса послышался сильный шум мотора схема
Углубить представление учащихся о структуре сложных предложений с различными видами связи – союзной и бессоюзной
Образовательные задачи урока:
- систематизировать теоретические знания о сложных предложениях;
- сформировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;
- уметь анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
Развивающие задачи урока:
- развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;
- развивать память и орфографическую зоркость учащихся;
Воспитательные задачи урока:
- формировать потребность правильно оценивать собственную деятельность; культуру речи;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! На протяжении многих уроков мы рассматривали различные варианты связи в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях.
II. Актуализация знаний
Сегодня у нас вами урок открытия новых знаний. Нам предстоит ответить на множество вопросов, но прежде чем приступить к изучению нового материала – обратимся к тому, что нам с вами уже известно. Для этого ответим на несколько вопросов:
1. На какие группы по структуре делятся предложения? (Простые и сложные)
2. Простые предложения имеют две и более грамматические основы. В чем различие простых и сложных предложений? (Простые – одна грамматическая основа, сложные – две или несколько грамматических основ)
3. Для чего нужны сложные предложения? (Чтобы украсить речь, выразить сложные мысли, не повторять слова)
4. Какие виды сложных предложений вы знаете? (ССП, СПП, БСП)
Обратите свое внимание на слайд, перед вами несколько пронумерованных предложений. Внимательно прочитайте, подумайте, можно ли их назвать текстом и почему?
1. За окном наступает весна я рче светит солнышко, сугробы начинают таять от первых лучиков тепла. (Бессоюзное)
3. В саду, на первых проталинах, начинают зацветать первоцветы, а наш соседский кот целыми днями греется на солнышке. (Сложносочиненное)
4. Все теплее становятся дни, с юга скоро вернутся перелетные птицы, и самыми первыми прилетят грачи. (Сложное предложение с разными видами связи)
5. Природа пробуждается, радуясь наступлению весны. (Простое)
Мы можем назвать их текстом, так как они связаны между собой, объединены общей темой и можно подобрать заголовок.
1) Какой тип и стиль речи? (Художественный, повествование)
2) Расставьте недостающие знаки препинания и объясните выделенные.
3) Определите вид предложений и начертите схемы тех предложений, которые вам известны.
1. [ __ ] , [ __ ] , [ __ ] .
2. [ сущ. ] , ( которые… ) .
4. [ __ ] , [ __ ] , и [ __ ] .
Проверка с помощью слайда.
III. Объяснение нового материала.
Какое из предложений вызвало у вас затруднения? (4) Почему? (В нем встречаются все три типа связи).
Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Какие задачи мы поставим? Учащиеся высказывают свои предположения.
Сегодня на уроке мы рассмотрим предложения с разными видами связи, научимся не только находить их в тексте, но и строить схемы, сравним и сопоставим их с уже известными нам предложениями.
Для начала обратимся и прокомментируем предложение 4 из прочитанного текста.
Все теплее становятся дни, с юга скоро вернутся перелетные птицы, и самыми первыми прилетят грачи. (Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью. Первая часть – БСП со значением перечисления, вторая часть – простое предложение.)
Работа с учебником . Параграф 18, стр. 109-110 чтение теоретического материала
Задание 1. Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.) (Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно ). Первая часть – СПП с придаточным степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [ ].
Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [ ] и [ ] , (пока…), (будто…).
Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится) (Когда…), [ ] и [ ].
Задание 2. Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.
Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.
Упражнения для предупреждения зрительного утомления:
ü Быстро и легко поморгайте 20 раз.
ü Крепко зажмурьте на 3-5 секунд глаза, а затем откройте на 3-5 секунд. Повторите 7 раз.
ü Поднимите глаза к верху, сделайте ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Повторите 5-6 раз.
Схематический диктант. (Контроль умения учащихся осознавать структуру предложения через выражение её в схеме).
Учитель дважды читает каждое предложение. Ученики, не записывая предложения, на слух составляют схемы прочитанных предложений и сравнивают после с представленными учителем схемами. Взаимопроверка.
• Я не мог пропустить тигра: кустов тут мало, а трава ещё не поднялась.
[ ]:[ ].
• В тайге может возникнуть ощущение, что за вами кто-то скрытно наблюдает. [ ], (что…).
• Зверь слышал: по берегу кто-то идет, и этот шум его насторожил.
[ ]: [ ], и [ ]. Слайд 11. Проверь себя!
А теперь обратимся к упражнению 245 (1-4 предложение) учебника для того, чтобы закрепить пунктуационные правила.
VI. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Весенний лес», используя предложения с различными видами связи.
V. Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия.
Назовите ключевые слова урока
Для какого стиля речи наиболее характерны предложения с разными видами связи?
Если останется время… (дополнительный материал)
Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.
1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …
2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …
Урок по русскому языку «Сложные предложения с разными видами связи», 9 класс
«Сложные предложения с разными видами связи»
(систематизация и обобщение изученного материала), 9 класс
Обучающие: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.
Развивающие : развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
Воспитательные : формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.
Личностная цель : помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.
Задачи метапредметные:
— обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
— обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;
-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.
-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
— обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.
Создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации
Формы учебной деятельности : учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Оборудование урока: учебник «Русский язык, 9 класс» (Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.), раздаточный материал (карточки для коллективной и индивидуальной работы, тестовые задания), компьютер, мультимедийный экран, проектор, слайды презентации на тему «Повторение по теме «Сложные предложения с разными видами связи»».
I. Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Присаживайтесь, пожалуйста
Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
— Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
— Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
II. Актуализация прежних знаний.
1. Фронтальная беседа по теории сложного предложения.
— Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.
— Какие предложения называются “ сложными”?
— На какие 2 группы делятся сложные предложения?
— Какие вы знаете союзные предложения?
— Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?
— Какие предложения называются сложноподчиненными?
— Какие предложения называются сложносочиненными?
— Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)
— На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?
Сочинение +бессоюзная связь
Подчинение +бессоюзная связь
Сочинение +подчинение +бессоюзная связь
— Из всего вышесказанного давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Сложное предложение с раными видами союзной и бессоюзной связи
— Какие же цели и задачи мы поставим перед собой?
(Обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи. Развитие мыслительных операций посредством обобщений. осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности)
Найдите словосочетания со связью «управление»:
а) доволен успехами, б) управлять автомобилем, в) читать лёжа, г) характерные черты, д) стена из кирпича.
Найдите нарушения в употреблении существительных с предлогами:
а) истечение срока, б) благодаря ходатайства, в) согласно расписания, г) по прибытию поезда, д) вопреки всему.
Проверка, после этого выставление отметки в лист результатов(6 прав.- «5», 4-5 прав. – «4», 3 – «3»)
III. Работа над темой урока (практическая деятельность учащихся)
Анализ предложений. Работа в паре
Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.) (Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)
Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно ). Первая часть – СПП с придаточным степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [ ].
Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и , поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой . Подчинение последовательное). [ ] и [ ], (пока…), (будто…).
Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и , поэтому между ними запятая не ставится) (Когда…), [ ] и [ ].
3 . Редактирование предложений. Работа в группе
— Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.
Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.
Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.
1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.
2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
4) Ты понял жизни цель: счастливый человек,
для жизни ты живешь.
5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.
6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
последние листы с нагих своих ветвей.
7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Примечание. Учащиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания. Образец карточки с ответами
Ответ:
Самостоятельная проверка IV. Закрепление материала (обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся)
1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.
б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.
в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.
г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.
2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г) многочленное сложное
3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.
в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
г) День прошёл тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
Тестовая работа с взаимопроверкой.
(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.
(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.
(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.
2.5 Из предложений 8—11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.
2.11. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
2.13. Среди предложений’ 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
2.14. Среди предложений 3—11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
VI. Домашнее задание
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
Учебник: с.153 упр.221 (предложение № 1 по заданию)
— Для чего нужно знать о сложных предложениях с различными видами связи, в каких текстах они используются ?
— Достигнуты ли цели и задачи, которые мы ставили в начале урока?
— Я считаю, что те цели и задачи, которые ставила я, составляя урок, мы выполнили. Спасибо Вам. Я сегодня довольна вашей работой.
Рефлексия. Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка . Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
VII. Выставление общих оценок за урок.