- Пять страшных ошибок при смене и доливе моторного масла
- 7 самых частых вопросов про моторное масло
- 1. Какое масло можно подлить в мотор, если, к примеру, в дороге уровень упал ниже минимума?
- 2. Машина почти все время хранится в гараже — годовой пробег (с дачи и на дачу) составляет примерно тысячу километров. Зачем же мне менять масло каждый год, как вы обычно советуете? И что будет, если я его не поменяю? Сами же пишете, что срок его хранения примерно пять лет!
- 3. Почему говорят, что если уровень масла находится на минимальной отметке, то оно быстрее «изнашивается»? Ведь двигатель при этом смазывается точно так же!
- 4. Влияет ли моторное масло на охлаждение мотора, или этим занимается только антифриз?
- 5. Верно ли, что зимой масло можно менять реже, поскольку оно не так греется?
- 6. Я так и не понял, когда же надо менять моторное масло? На что ориентироваться — на километраж, на календарь или еще на что-то?
- 7. А можно ли определять интервал замены масла, исходя из расхода топлива? Скажем, сжег тысячу литров бензина — меняй масло!
- Как поменять масло в двигателе своими руками
- Почему надо менять масло в двигателе
- Как понять, что пора менять масло?
- Замена моторного масла своими руками
- Подготовка
- Пошаговая инструкция по замене масла в двигателе
- Стоит ли менять масло самостоятельно
Пять страшных ошибок при смене и доливе моторного масла
Большинство автопроизводителей рекомендуют замену моторного масла в легковых автомобилях в интервале 10 тысяч — 20 тысяч км. Казалось бы, чего проще — залить новое масло после указанного в спецификациях пробега. Однако такие рекомендации даются в расчете на эксплуатацию машины в идеальных или, точнее говоря, среднестатистических условиях.
Правильнее же делать поправки на целый ряд факторов. Если вы регулярно эксплуатируете автомобиль в пробках или ездите с повышенной нагрузкой (например, транспортируете тяжелый груз или передвигаетесь в спортивной манере), то менять смазочный материал рекомендуется едва ли не на половине рекомендованного лимита. К примеру, если регламентируется смена масла на 15 тысяч км, стоит обновить лубрикант примерно на 8 тысяч км.
Поговорка «кашу маслом не испортишь» оправдывается при приготовлении еды, однако заливка моторного масла выше уровня «Максимум» сулит неприятные последствия. Как минимум — от избыточного давления пострадают сальники и прокладки, и масло с большой степенью вероятности начнет подтекать.
Кроме того, подъем давления масла может повлечь за собой замасливание свечей вплоть до утраты их работоспособности, потерю двигателем приемистости и перерасход топлива. Повышенное давление создает дополнительную нагрузку также на шестерни масляного насоса, усиливает нагарообразование в цилиндрах и провоцирует вспенивание масла, из-за чего нарушается работа гидрокомпенсаторов и ухудшается смазка нагруженных элементов мотора.
К слову, справиться с переливом можно при помощи откачки или слива масла. В первом случае применяют специальный шприц и резиновую трубку, во втором страгивается сливная пробка на поддоне картера, причем последний способ является сложным и не рекомендован при недостаточных навыках.
При работе двигателя с недостаточным объемом масла (на щупе — ниже риски «Минимум») в двигателе могут формироваться воздушные пробки, которые блокируют масляные протоки. В итоге двигатель работает посуху, что чревато быстрым износом распределительного вала, поршневых колец, шейки коленвала и других подвижных элементов.
В конечном итоге эксплуатация автомобиля с недостатком масла вызывает риск заклинивания поршней. Отметим также, что современные транспортные средства снабжены датчиком, сигнализирующим о пониженном уровне масла значком на приборной панели (масленка). Причинами же пониженного уровня масла могут явиться течь через прокладки клапанной крышки, головки блока цилиндров, масляного фильтра, равно как механические повреждения маслопровода и износ подвижных элементов двигателя. При любом раскладе проверяйте уровень масла, поставив машину на ровную поверхность (без уклонов) и с холодным двигателем.
Как известно, многие автовладельцы, обнаружив факт повышенного расхода моторного масла (пресловутый «масложор»), предпочитают не выяснять причины происходящего, а ограничиваются регулярным доливом смазочного материала. Такая практика, вероятнее всего, приблизит наметившуюся кончину мотора.
Дело в том, что новое масло, смешиваясь со старым, быстро загрязняется и теряет свои эксплуатационные качества. Прежде всего, деградирует основа масла, оно становится более жидким, а присадки утрачивают свои свойства. В перспективе практика постоянного долива может повлечь за собой образование задиров, нагара и другие серьезные проблемы. И уж если вы практикуете регулярный долив в течение длительного времени, не забывайте о масляном фильтре. Срок его службы примерно равен ресурсу моторного масла.
Как ранее уже писала «РГ», одной из грубейших ошибок при замене масла является понижение его качества. Иными словами, в минеральное масло допускается доливать полусинтетику, в полусинтетику — синтетику того же производителя, а вот наоборот делать не стоит.
Категорически запрещено также смешивание моторных продуктов и трансмиссионных масел для бензиновых и дизельных моторов, добавление в двигатель «легковушки» масла, предназначенного для грузовых автомобилей, а также игнорирование стандартов API (американский) и АСЕА (европейский).
И наоборот — совпадение индексов API или АСЕА нового и старого масел снижает риск возникновения опасных химических реакций. Ошибкой будет также смешение масел разных брендов. А вот смазочные составы от одного бренда комбинировать не так страшно. Дело в том, что разные модели одного производителя имеют общие базовые элементы и схожие присадки в отличие от аналогов других марок.
Что делать, если вашу машину во дворе ударили и скрылись:
7 самых частых вопросов про моторное масло
Моторное масло — лидер по числу вопросов в почте «За рулем». Отвечаем на самые частые.
1. Какое масло можно подлить в мотор, если, к примеру, в дороге уровень упал ниже минимума?
Оптимальный вариант — всегда возить с собой литрушку того самого масла, которое вам заливали во время проведения планового ТО. Это дает стопроцентную уверенность в том, что несовместимости масел при такой доливке не возникнет. При этом литрушка занимает минимум места в багажнике, а ее цена не сильно вредит семейному бюджету. Наконец, в начатой «литрушке» маслу будет чуть комфортнее, чем в большой канистре, поскольку поверхность контакта с воздухом в ней ощутимо меньше.
А если литрушек в багажнике нет? Тогда придется разориться в придорожном магазинчике — например, при АЗС. Редкий водитель сегодня точно знает, какое масло у него залито, но это не повод задуматься у полки надолго. Единственное, что точно нужно соблюсти, — не промахнуться с группой качества, но и тут особой проблемы нет — покупайте SN! Что касается бренда, то все современные масла в процессе сертификации проходят специальный тест на совместимость с основными «игроками» масляного рынка. Поэтому ни одно масло сегодня при доливке не искалечит ваш мотор. Однако при первой же возможности все-таки следует заменить масло целиком. Хотя бы из тех соображений, что оно, скорее всего, ходит уже давно — иначе почему уровень просел ниже минимума?
2. Машина почти все время хранится в гараже — годовой пробег (с дачи и на дачу) составляет примерно тысячу километров. Зачем же мне менять масло каждый год, как вы обычно советуете? И что будет, если я его не поменяю? Сами же пишете, что срок его хранения примерно пять лет!
Ну, если не поменять масло, то катастрофа вселенского масштаба не произойдет. Однако же надо понимать, что в запечатанной канистре маслу живется гораздо лучше, чем в потрохах мотора. Виноват кислород, с которым контактирует масло: понятно, что в канистре воздуха совсем мало (примерно 5% объема), а вот мотор постоянно общается с атмосферой через вентиляцию картера. При этом моторное масло окисляется и, следовательно, портится. Кроме того, масляные гуру указывают и на другое обстоятельство: в двигателе масло контактирует с различными сплавами металлов, невольно вступая в химические реакции, — это также ухудшает его исходный состав. Именно поэтому рекомендуется заменять масло не только по пробегу, но и по возрасту.
Само собой, если автомобиль находится на гарантии, то вопрос «менять/не менять» вообще не обсуждается.
3. Почему говорят, что если уровень масла находится на минимальной отметке, то оно быстрее «изнашивается»? Ведь двигатель при этом смазывается точно так же!
Действительно, маслу при этом становится тяжелее. Масляный насос исправно гоняет его по кругу, но при этом так называемая кратность обмена масла становится выше. Смысл простой: производительность насоса не поменялась, а вот масла стало меньше — следовательно, одним и тем же частицам приходится чаще работать. В итоге масло быстрее стареет и раньше перестает нормально обслуживать двигатель.
4. Влияет ли моторное масло на охлаждение мотора, или этим занимается только антифриз?
Еще как влияет. Основных задач у моторного масла как минимум четыре. Кроме общеизвестной — смазки! — оно обязано охлаждать двигатель, мыть его внутренности и удалять грязь в масляный фильтр.
5. Верно ли, что зимой масло можно менять реже, поскольку оно не так греется?
Неверно. Судите сами: даже если предположить, что зимой машина ездит исключительно на короткие расстояния, не позволяющие нормально прогреть мотор, то масло тем более желательно поменять пораньше. Ведь в подобных режимах работы система смазки неизбежно копит в себе избыток влаги и несгоревших компонентов топлива, что приводит к образованию низкотемпературных отложений. А при нормальных пробегах температурный режим двигателя остается постоянным вне зависимости от сезона.
6. Я так и не понял, когда же надо менять моторное масло? На что ориентироваться — на километраж, на календарь или еще на что-то?
А все зависит от вашего стиля жизни: общего ответа не существует. Впрочем, если машина на гарантии, то тут просто: читайте инструкцию. А вот дальше начинается «свобода».
Все автомобили условно можно разделить на несколько больших групп.
- Машина дачника. Больше стоит, нежели ездит. Годовой пробег — примерно 2000 км.
- Машина выходного дня. Ездит в основном с вечера пятницы до воскресного вечера. Основная езда — загородная, годовой пробег — десятки тысяч километров.
- Машина городского служащего. Ездит каждый день, постоянно пребывая в сплошных пробках. Годовой пробег невелик — с десяток тысяч километров
Для каждой из перечисленных групп — свои рекомендации. Например, дедушке-дачнику вполне можно менять масло, глядя на отрывной календарь: раз в год. А вот в машине выходного дня нужно руководствоваться показаниями одометра: например, менять масло каждые 15 000 км. Труднее всего советовать что-то городскому жителю: пробеги маленькие, пребывание в пробках — длительное. Тут уже превалируют не километры, а моточасы. Мы в редакции оснастили Ладу Ларгус калужским счетчиком моточасов. Тем, кто поступит аналогичным образом, можно советовать заменять масло каждые 300 — 350 часов. Если же такого счетчика нет, то рекомендованный производителем интервал замены масла можно смело «делить на два» — в среднем это составит 7500 км.
7. А можно ли определять интервал замены масла, исходя из расхода топлива? Скажем, сжег тысячу литров бензина — меняй масло!
Теоретически, наверное, можно. Но такой способ подходит только для очень въедливых водителей, ведущих бортжурнал с каждой заправкой и готовых учитывать средний расход конкретного автомобиля. Ведь понятно, что у микролитражек и больших внедорожников условия игры изначально будут разными.
Напомню, также, что если реальное состояние моторного масла вызывает опасения, то менять его нужно немедленно — безо всяких скидок на километраж и моточасы. К примеру, капля гудрона на моторном щупе — это вопль типа «Караул». Но хочется надеяться, что с этим никто не столкнется.
Счастливого пути и хорошего масла!
- Чего ждать (и не ждать) от нового моторного масла, узнайте из этой публикации.
Как поменять масло в двигателе своими руками
Чтобы автомобиль служил верой и правдой долгие годы, необходимо периодически проводить его техническое обслуживание. Это мероприятие подразумевает диагностику работы всех систем, а также замену расходных материалов и деталей. В сердце автомобиля, его двигателе, своевременно требуется менять моторное масло. Сделать это можно самостоятельно или воспользовавшись услугами профильных компаний.
Почему надо менять масло в двигателе
Какую роль играет масло в силовом агрегате, так ли важно проводить замену смазочной жидкости, когда требуется выполнять эту процедуру, регламент работ — каждый владелец транспортного средства должен, хотя бы поверхностно, разбираться в этом вопросе.
При работе мотора происходит движение различных узлов и механизмов, а также соприкосновение их друг с другом. Трение вызывает повышенный износ деталей.
Моторное масло же создает на их поверхности пленку, которая предотвращает сухое трение. Помимо этого, смазка помогает отвести тепло от трущихся механизмов, удалить продукты износа и защитить узлы от появления коррозии.
Все технические жидкости, в том числе и моторное масло, относятся к расходным материалам. С течением времени они утрачивают свои первоначальные свойства. Чтобы сохранить работоспособность и повысить ресурс силового агрегата, периодически смазку требуется менять. Почему важно это делать своевременно?
- эксплуатация масла, утратившего свои рабочие характеристики, приводит к повышенному трению и износу узлов и деталей;
- и минеральные, и синтетические смазочные жидкости имеют определенный срок годности, по окончании которого они начинают расслаиваться на фракции, что приводит к потере рабочих свойств;
- в смазке постепенно накапливаются грязь и нагар, которые со временем могут начать оседать на рабочих поверхностях деталей, затрудняя работу системы и приводя к разрушению узлов;
- масло, срок эксплуатации которого истек, перестает защищать механизмы от коррозии, наоборот, становясь причиной возникновения коррозионных явлений.
Таким образом, вывод можно сделать один — нарушение сроков замены смазки может привести к преждевременному выходу из строя силового агрегата. Капитальный же ремонт двигателя чреват серьезными материальными издержками.
Износ моторного масла визуально определить сложнее, чем, например, колодок или шин. Поэтому следует ориентироваться на рекомендации производителя транспортного средства.
Во время гарантийного обслуживания за регламентом проведения сервисных работ следит дилер, от владельца техники требуется лишь своевременно предоставлять железного коня на ТО. Иначе он может быть лишен гарантии.
После окончания срока гарантийного срока автовладельцу необходимо быть более внимательным (если он отказывается от услуг дилерской СТО) и проводить обслуживание, придерживаясь указанных в сервисной книжке рекомендаций.
Как понять, что пора менять масло?
Обычно производитель транспортного средства указывает два вида интервалов замены расходного материала: пробег (обычно он составляет 10…20 тыс. км) и время (менять масло следует не реже одного раза в год). Владелец машины должен следить за тем, что наступает раньше.
Однако данные, указанные изготовителем машины, являются усредненными, они не учитывают условия эксплуатации, манеру вождения и т.д.
К примеру, если автомобиль большое количество времени проводит в пробках, тепловая нагрузка на силовой агрегат повышается. В итоге смазка стареет быстрее, проводить ее замену следует раньше. Идеальные условия для работы двигателя — передвижение на средней скорости, без пробок.
К другим факторам, приводящим к быстрой деградации смазочной жидкости, и, соответственно, уменьшению интервала замены моторного масла, относятся:
- большое количество времени работы на холостом ходу;
- экстремальные климатические условия (очень низкие или, наоборот, высокие показатели на термометре, повышенная влажность, резкие перепады температур);
- постоянная транспортировка грузов;
- плохое состояние дорог.
Дополнительно следует учитывать тип силового агрегата и манеру езды водителя.
Важно! Срок эксплуатации моторного масла зависит и от его состава. Минеральные смазки подлежат замене чаще, чем полусинтетические, и, тем более, синтетические.
Не стоит ориентироваться лишь на пробег транспортного средства. Многие считают, если автомобиль эксплуатируется редко, масло можно менять не так часто. Однако даже при годовом пробеге в 2…3 тыс. км заменять расходный материал требуется не реже раза в год.
Даже если машина простояла год без всякого движения, масло рекомендуется поменять из-за образования отложений (вследствие попадания воздуха, перепадов температур и т.д.), которые впоследствии удалить будет проблематично.
Помимо плановой замены технической жидкости, может проводиться и внеплановая, которая осуществляется после ремонта силового агрегата.
Для смены моторного масла можно использовать несколько способов:
Обратиться в технический центр официального дилера. В этом случае нет необходимости вникать в суть проблемы, приобретать расходные материалы, все будет сделано за вас. На свою работу компания выдаст гарантию. Но нужно понимать, что обращение к дилеру — наиболее финансово затратный путь.
Провести замену смазочной жидкости в любой сервисной мастерской (не важно, специализируется ли она на обслуживании автомобилей конкретной марки или нет). В зависимости от специфики работы фирмы в данном случае есть два варианта: специалисты сами приобретают нужные расходники или владелец должен предоставить все необходимое для проведения работ.
Выполнить процедуру самостоятельно. Этот вариант относится к самым трудозатратным. Он предполагает покупку материалов (для чего придется изучить каталог или найти информацию в сервисной книжке, а также заказать товар у проверенного поставщика), наличие подходящего места, некоторых инструментов и базовых знаний.
Замена моторного масла своими руками
Самостоятельная замена автомасла в машине позволяет неплохо сэкономить финансы. Первым делом следует выбрать удобное место (желательно эстакаду, помещение с подъемником или яму в гараже), обеспечивающее удобный подход к сливному отверстию.
В крайнем случае можно приподнять автомобиль над поверхностью, соорудив импровизированную эстакаду для колес из кирпичей и досок. Использовать можно и рельеф местности, установив машину на кочки так, чтобы была возможность заползти под железного коня и подставить емкость для отработанного продукта.
Многие прибегают к старому дедовскому способу, применяя домкрат и подставки под силовые элементы порогов.
Сливная пробка может располагаться посередине поддона или сбоку (о ее местонахождении нужно заранее узнать в технической документации к транспортному средству). Это следует учитывать при выборе способа подъема.
В любом случае важно, чтобы при сливе отработанной смазки пробка для слива находилась в самой нижней точке. Иначе не все старое масло получится удалить.
Важно! При использовании импровизированных эстакад следует не забывать про установку упоров под задние колеса. Также очень важно убедиться в надежности такой конструкции.
Технология замены масла в двигателях легковых и грузовых автомобилей, а также в напичканных электроникой моторах может различаться нюансами. Однако общая схема проведения работ идентична для всех транспортных средств.
Подготовка
Для начала следует подготовить все необходимое:
- Масло для двигателя. При этом необходимо не только грамотно выбрать марку смазки, но и учесть требуемое для замены количество (данные можно найти в каталогах автомобилей или в документации производителя).
- Масляный фильтр. Его заменяют при каждой смене смазки.
- Уплотнительное (чаще всего используется медное) кольцо для сливной пробки. Иногда его не меняют.
- Тара для слива отработанного масла (ее объем должен превышать объем смазки в двигателе). Важно не допустить попадания отработанного масла на грунт (по экологическим соображениям) или руки. От попадания жидкости на кожный покров может начаться аллергия.
- Ключи для демонтажа сливной пробки и защиты картера. Их вид зависит от модели автомобиля и типа защиты.
Важно! Приобретать моторное масло необходимо исключительно в проверенных местах, так как на современном рынке присутствует большое количество поддельных расходных материалов.
До установки транспортного средства на эстакаду или подъемник необходимо прогреть силовой агрегат. Это вызвано тем, что вязкость нагретой жидкости ниже, следовательно, слить ее будет проще.
К тому же во время движения машины все взвеси, грязь и нагар, которые скопились за время эксплуатации смазочной жидкости, поднимаются. Поскольку они способны долго держаться на весу, при замене масла эти загрязнения легко удалятся. Иначе все скопившиеся шламы попадут во вновь залитую смазку.
Чтобы прогреть мотор, рекомендуется проехать на машине километров пять. После этого необходимо дождаться некоторого охлаждения смазки (достаточно трех минут) в целях безопасности и можно начинать процедуру.
Важно! Перед началом работ рекомендуется провести визуальный осмотр силового агрегата на предмет пробоев прокладок или наличия подтеков смазочной жидкости.
Пошаговая инструкция по замене масла в двигателе
Основные этапы проведения замены моторного масла:
1). Автомобиль устанавливается на ручной тормоз.
2). Демонтируется защита картера (пластиковая или металлическая). Иначе добраться до сливной пробки не получится.
3). Подставляется емкость для отработанного масла.
4). Откручивается сливная пробка. Делать это следует аккуратно, чтобы она не упала в емкость с отработкой (когда пробка почти откручена ключом, окончательный демонтаж нужно проводить вручную, иначе ее унесет поток жидкости).
Масло начинает вытекать. Оно — горячее, поэтому нужно действовать в перчатках. Следует дождаться, пока не вытечет весь объем жидкости. Обычно для этого достаточно 5…20 минут. 100% масла слить в любом случае не получится, однако остаток старой смазки в пределах 2…4% от общего количества допускается производителями автомобилей.
После удаления всего масла емкость можно убирать. В дальнейшем отработанное масло можно сдать в специализированный пункт приема или использовать в хозяйстве (для смазки инструментов, цепей велосипедов, грунтовки дерева и т.д.).
5). Отворачивается заливная пробка, чтобы обеспечить приток воздуха.
6). Демонтируется масляный фильтр. Делается это вручную (в редких случаях необходим специальный съемник). При этом важно проследить, чтобы прокладка не осталась на снятой детали.
Если новый фильтр установить без прокладки, он не сможет плотно состыковаться с мотором. Последствия никому не понравятся. В дизельных силовых агрегатах установлено два фильтрующих элемента — фильтры тонкой и грубой очистки. Снимать нужно оба. Посадочное место фильтра нужно очистить от загрязнений.
7). Многие проводят промывку силового агрегата от оставшихся загрязнений. Для этого используется специальная промывочная жидкость. Однако, если постоянно использовать одинаковое масло и следить за интервалом замены, необходимости в промывании мотора обычно нет.
8). В новый фильтр заливается небольшое количество масла. Важно смазать им уплотнительное кольцо. Фильтрующий элемент устанавливается на место.
9). Аккуратно, чтобы не сорвать резьбу, закручивается сливная пробка.
10). Через заливную горловину вливается новое масло. Делать это нужно поэтапно, проверяя уровень щупом. В итоге уровень залитой жидкости должен быть между отметками MIN и MAX. Лучше — ближе к верхней границе.
Спешить в этом случае не следует — холодная смазка достаточно вязкая и стекает не быстро. Окончательную проверку нужно провести минут через десять.
11). Заливная пробка закручивается. Защита картера устанавливается на место.
12). После проведения работ можно немного покататься или просто прогреть двигатель. Через 10 минут уровень залитого масла проверяется снова. При необходимости проводится его долив.
Важно! Если после поездки уровень уменьшился значительно, велика вероятность наличия протечек.
В этом случае, возможно, придется обратиться в сервисный центр для выявления причин расхода масла в двигателе.
Стоит ли менять масло самостоятельно
Преимуществ самостоятельной замены масла в силовом агрегате множество:
- Нет необходимости тратить время для посещения сервисного центра.
- Финансовый аспект — наиболее важный плюс проведения работ своими руками.
- Есть гарантия заливки в мотор качественного материала, что на станции техобслуживания не всегда удается проконтролировать.
Как видно, провести замену смазочной жидкости совсем не сложно. Процесс выполнить может каждый автолюбитель. Главное при этом — правильно выбрать интервал и приобрести качественные расходные материалы.